Право регулирование хозяйственной деятельности в рк. Особенности государственного регулирования предпринимательства в республике казахстан. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки зрения.

Можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения становления малого предпринимательства в Казахстане :

11 декабря 1990 года принят Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», который является одним из первых законодательных актов, определившим основные правовые, экономические и социальные условия для свободной предпринимательской деятельности. В указанном законе предпринимательство трактуется как инициативная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имущества и средств, с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода;

4 июля 1992 года принят Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства», который установил, что государство обеспечивает максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Законом было подтверждено положение об отказе государства прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деятельность. Впервые в одном законодательном акте были отражены вопросы государственной регистрации частной предпринимательской деятельности, хозяйственной деятельности частных предпринимателей, охраны коммерческой тайны;

Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1992-1994 годы;

Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1995-1996 годы;

6 марта 1997 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства». Поддержка и развитие малого предпринимательства провозглашаются приоритетной сферой государственной экономической политики. Главными задачами развития малого предпринимательства названы, в первую очередь, обеспечение занятости населения, решение его социальных проблем и развитие трудовой активности, наполнение потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг. В указе были определены конкретные меры по поддержке субъектов малого бизнеса: создание фонда развития малого предпринимательства, строительство центров и инкубаторов малого бизнеса, распространение на субъекты малого предпринимательства, занимающихся производством материального продукта, льгот в области налогового и таможенного обложения и др.

Создание промышленных центров малого предпринимательства предпочтительно в форме акционерных обществ или консорциумов с привлечением внутренних и внешних инвестиций.

Основные мероприятия по реализации Программы предусматривают разработку проекта промышленного центра малого предпринимательства в городе Астане. В декабре 1998 года подписан протокол намерений между Фондом развития малого предпринимательства и компанией «Финтрако» на проектирование, менеджмент и строительство в городе Астане технопарка на 250 малых предприятий различных отраслей экономики с созданием более 12 тысяч новых рабочих мест. Турецко-казахстанская Ассоциация бизнесменов, совместно с Агентством Турции по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства (КОСГЕБ), приступила к разработке проекта создания технопарка стоимостью от 40 до 60 миллионов долларов США, из которых 75% финансирует Эксимбанк Турции, 25% - заказчик ;

19 июня 1997 года приняты Закон Республики Казахстан «Об индивидуальном предпринимательстве» и Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства», который определил субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше 60000-кратного расчетного показателя, а также основные принципы и меры по государственной поддержке малого предпринимательства ;

7 июля 1992 года Указ президента Республики Казахстан «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан»: установлены приоритеты развития малого предпринимательства по видам производства товаров и услуг: создание новых и развитие действующих производств товаров народного потребления, замещающих импорт строительных материалов, малых видов оборудования, развитие сферы услуг, развитие производства по дальнейшей переработке продукции аграрного комплекса;

31 декабря 1998 года утверждена Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы. Основными результатами программы к концу 2000 года определены: рост числа субъектов малого предпринимательства к концу 2000 года до 500 тысяч, увеличение численности занятых в сфере малого бизнеса до 2 миллионов человек, доля субъектов малого предпринимательства в Валовом внутреннем продукте страны к концу 2000 года – 15%;

19 января 2001 года N 77 Постановление правительства Республики Казахстан О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2005 годы .

Таким образом, в Республике Казахстан законодательная база для развития и функционирования малого бизнеса, в целом, сформирована. На современном этапе одной из основных задач является полная реализация на практике установленных положений.

Указанные акты обеспечили основу для устойчивого развития предпринимательства в Республике, создали необходимые предпосылки для становления предпринимательского класса. В то же время, не нашли полного отражения вопросы, связанные с функционированием небольших предприятий, определения четких критериев отнесения тех или иных юридических лиц к категории малых и средних предприятий, что затрудняло не только статистический учет основных показателей деятельности данных предприятий, а также препятствовало выработке эффективных мер по оказанию мер государственной поддержки предпринимателям.

Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности .

Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

В Гражданском Кодексе, в частности, жёстко регламентированы организационно-правовые формы коммерческой деятельности. А это означает, что все без исключения действующие коммерческие структуры должны быть приведены в соответствие с введёнными Гражданским Кодексом нормами .

Наряду с физическими лицами, Гражданский кодекс РК признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

Юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;

Юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;

Юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т. е. участвовать в имущественном обороте;

Юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

Юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;

Существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников .

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран.

Решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин - физическое лицо, или же создать организацию - юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо и/или участники юридического лица будут нести по его обязательствам. Например, ответственность товарищества с ограниченной ответственностью и акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим им имуществом, между тем, как в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества, товарищества на вере и товарищества с дополнительной ответственностью по их долгам будут отвечать в соответствии с положениями Гражданского кодекса их участники.

Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие проводится в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом, перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе. Кодекс же предусматривает следующие формы деятельности коммерческих (имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли) организаций:

Хозяйственные товарищества – согласно Гражданскому Кодексу (ст. 58), хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью;

Акционерное общество - юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;

Третья форма организации предпринимательской деятельности, предусмотренная ГК РК, является производственный кооперативом, которым признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов. Членов кооператива должно быть не менее двух. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива дополнительную (субсидиарную) ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Законом о производственном кооперативе;

Кроме трех видов организации частного предпринимательства, в РК разрешено государственное предпринимательство. К государственным относятся предприятия: 1) основанные на праве хозяйственного ведения; 2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе, между работниками предприятия. Фирменное наименование государственных предприятий должно содержать указание на собственника его имущества. Государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению уполномоченного государственного органа .

Таким образом, мы видим, что экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в юридической сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства.

К примеру, в системе действующего права присутствуют подзаконные акты, которые, продолжая действовать «де-юре», вступают в противоречие с позднее принятыми нормативными правовыми актами, создают коллизии либо устаревают, теряя правовую значимость.

Указанное имеет место потому, что со стороны уполномоченных государственных органов не ведется постоянный мониторинг собственных нормативных правовых актов и актов других государственных органов, принятых по их инициативе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Жетi Жаргы, 1995 г.

3. Закон РК от 5 октября 1995 года N 2486 О производственном кооперативе (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 15. 07. 96 г. N 30-1; от 19. 06. 97 г. N 132-1; от 11. 07. 97 г. N 154-1).

4. Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года N 220-1 О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 16 июля 1999 года N 436-1).

5. Закон РК «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19. 06. 97 г. № 135-1.

6. Закон РК. О защите и поддержке частного предпринимательства в Республике Казахстан.

7. Указ Президента РК. Об агентстве РК по поддержке малого бизнеса от 27 апреля 1998 г. Казахстанская правда, № 82, 28 апреля 1998 г.

8. Указ Президента РК. О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности от 27 апреля 1998 г. Казахстанская правда, № 82, 28 апреля 1998 г.

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 года № 450 Об утверждении Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы.

10. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».

11. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан, от 8 декабря 2004 года № 358-р «О создании рабочих групп по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства».

12. Абжанова Д.Ш. Современное состояние малого бизнеса в Казахстане //Вестник Казахского аграрного университета им. С. Сейфуллина, 2005 г., с. 215.

13. Ботанов М. Предпринимательство – один из путей к экономической безопасности Казахстана. // Аль Пари, 2001. № 1-2. стр. 43.

14. Гражданское право Республики Казахстан. (Часть общая). Учебное пособие. Том 1. – Алматы, Гылым, 1998.

15. Глущенко Е. В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. – М.: Вестник, 1996.

Правила организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости

    Общие положения

1. Настоящие Правила организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости, (далее – Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» и от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» и определяют порядок оказания государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим во втором направлении Дорожной карты занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 (далее – Программа).

2. Меры, направленные на содействие развитию предпринимательства, реализуются путем:

1) предоставления микрокредитов;

2) развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

3) предоставления консультативных услуг;

4) обучения основам предпринимательства.

Меры государственной поддержки предпринимательской инициативы реализуются в сельских населенных пунктах со средним и высоким потенциалом развития, независимо от их административной подчиненности, в малых городах, поселках, находящихся на территориях городской административной подчиненности.

Приоритетными населенными пунктами для реализации государственной поддержки предпринимательской инициативы являются опорные сельские населенные пункты.

3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) центр занятости населения – государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости;

2) социальный контракт – соглашение между физическим лицом из числа безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан Республики Казахстан, участвующих в государственных мерах содействия занятости, и центром занятости населения, определяющее права и обязанности сторон;

3) заявитель – физическое лицо, обратившееся в центр занятости населения для участия в Программе;

4) участники Программы – получившие положительное решение на участие в Программе граждане Республики Казахстан и оралманы из числа самостоятельно занятого, безработного, малообеспеченного, частично занятого населения, инвалидов, выпускников 11 классов общеобразовательных школ, технического и профессионального образования, организаций высшего и послевузовского образования в течение одного года после завершения обучения, а также иные категории лиц, приоритет для которых установлен Программой;

6) региональная комиссия – межведомственная комиссия при местном исполнительном органе области по вопросам реализации Программы;

7) уполномоченная региональная организация – национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики, и социально-предпринимательские корпорации;

8) оператор Программы – центральный исполнительный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения;

9) уполномоченный орган по вопросам регионального развития – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство по формированию и реализации государственной политики в сфере регионального развития;

10) уполномоченный орган по развитию предпринимательства – структурное подразделение местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), обеспечивающее содействие развитию предпринимательства;

11) уполномоченный орган по развитию инфраструктуры – структурное подразделение местного исполнительного органа районного/городского, областного значения, ответственное за вопросы развития и обустройства инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

12) кредитные организации - микрофинансовые (микрокредитные) организации и кредитные товарищества, осуществляющие деятельность в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

13) микрокредитная организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов;

14) микрофинансовая организация – юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, официальный статус которого определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов, а также дополнительные виды деятельности, разрешенные законами Республики Казахстан;

15) кредитное товарищество – юридическое лицо, созданное физическими и (или) юридическими лицами для удовлетворения потребностей его участников в кредитах и других финансовых, в том числе банковских услугах путем аккумулирования их денег и за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;

16) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и в пределах своей компетенции местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан на основании отчета Национального Банка Республики Казахстан;

17) центральный уполномоченный орган по государственному планированию – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области стратегического, экономического и бюджетного планирования, выработки и формирования бюджетной политики;

18) материальная помощь – денежные средства, выплачиваемые участнику Программы, проходящему обучение основам предпринимательства на частичное возмещение затрат за проезд и проживание;

19) организация, предоставляющая сервисные услуги, – организация предоставляющая комплекс услуг (консультационные, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, услуги по сопровождению проекта и другие виды услуг) по поддержке предпринимательства;

20) обучение основам предпринимательства – краткосрочное обучение до одного месяца юридическим основам ведения бизнеса, финансам и налогообложению в Республике Казахстан, основным понятиям и положениям предпринимательской деятельности, ориентированное на создание и развитие бизнеса, приобретение практических навыков по разработке бизнес-планов;

21) сервисные услуги - комплекс услуг по оказанию консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских услуг по сопровождению проекта и другие виды услуг по поддержке предпринимательства;

22) карта развития предпринимательства–комплекс мер по развитию предпринимательства, разрабатываемый и утверждаемый местными исполнительными органами районов (городов), и содержащий перечень предполагаемых к реализации бизнес – проектов, включая их финансово-экономические показатели, увязку с другими государственными, отраслевыми программами и программами развития территорий;

23) мастер-план развития опорного сельского населенного пункта – документ, предусматривающий комплексное развитие опорного сельского населенного пункта, определяющий оптимальный бизнес модель его развития, включающая конкретные проекты, предлагаемые к реализации, перспективные направления, развитие технологических цепочек, необходимую инфраструктуру и создание рабочих мест;

24) Банк – банк второго уровня, заключивший Соглашение о сотрудничестве в рамках субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам/лизинговым сделкам банков второго уровня и иных финансовых организаций, предоставляемым участникам Программы, осуществляющим свою деятельность в опорных сельских населенных пунктах;

25) договор субсидирования – трехстороннее письменное соглашение, заключенное между Финансовым агентом, участником Программы, Банком или иными финансовыми организациями, по условиям которого Финансовый агент по субсидированию частично субсидирует ставку вознаграждения по кредиту/микрокредиту/лизинговой сделке участника Программы, выданному Банком или иными финансовыми институтами;

26) договор займа – письменное соглашение, заключенное между участником Программы, Банком или иными финансовыми организациями, по условиям которого Банк или иные финансовые организации предоставляют кредит участнику Программы. К Договору займа также относится Соглашение об открытии кредитной линии.

27) договор финансового лизинга – письменное соглашение, заключенное между участником Программы, Банком или иными финансовыми организациями, по условиям которого Банк или иные финансовые организации предоставляют лизинг участнику Программы;

28) иные финансовые организации – микрофинансовые (микрокредитные) организации, лизинговые компании, заключившие Соглашение о сотрудничестве;

29) проект – совокупность действий и мероприятий в различных направлениях бизнеса, осуществляемых участниками Программы в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и не противоречащей законодательству Республики Казахстан;

30) договор о предоставлении государственного гранта – трехстороннее письменное соглашение, заключаемое между уполномоченным органом по развитию предпринимательства, финансовым агентом по субсидированию и лицами, объединившимися в сельские потребительские кооперативы, по условиям которого членам сельских потребительских кооперативов предоставляется целевой грант;

31) грант – целевые денежные средства на приобретение необходимого оборудования и технологии для проектов, реализуемых членами сельских потребительских кооперативов в рамках мастер-плана развития опорного сельского населенного пункта;

32) финансовый агент по субсидированию – АО «Фонд развития предпринимательства «Даму».

Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Краткое описание

В экономике Республики происходят качественные изменения организации структуры управления производством. Впервые годы экономических реформ был нанесен мощный удар по функциям государства в качестве собственника и субъекта планово-центрального управления. Разгосударствление и приватизация послужили главными рычагами осуществления переворота в базисных отношениях и критического ослабления экономической роли государства. Между тем, в современной рыночной экономике государство должно оставаться крупнейшим собственником и главной силой регулирования экономических процессов. И здесь все более актуальной становится проблема усовершенствования правового регулирования экономикой.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности.



ГЛАВА 2. Основы становления и развития предпринимательства в Казахстане.
2.1 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане.
2.2. Анализ развития предпринимательства в Актюбинской области.
ГЛАВА 3. Основные направления государственного регулирования
предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
3.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
3.2. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
3.3. Основные проблемы и перспективы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Казахстане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    1. Понятие предпринимательской деятельности.
    2. Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности: теория вопроса.
    3. Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности: мировой опыт.

ГЛАВА 2. Основы становления и развития предпринимательства в Казахстане.

2.1 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане.

2.2. Анализ развития предпринимательства в Актюбинской области.

ГЛАВА 3. Основные направления государственного регулирования

предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

3.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

3.2. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

3.3. Основные проблемы и перспективы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Казахстане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В экономике Республики происходят качественные изменения организации структуры управления производством. Впервые годы экономических реформ был нанесен мощный удар по функциям государства в качестве собственника и субъекта планово-центрального управления. Разгосударствление и приватизация послужили главными рычагами осуществления переворота в базисных отношениях и критического ослабления экономической роли государства. Между тем, в современной рыночной экономике государство должно оставаться крупнейшим собственником и главной силой регулирования экономических процессов. И здесь все более актуальной становится проблема усовершенствования правового регулирования экономикой.

Именно поэтому представляется наиболее важным сейчас определить сущность тех проблем, которые стоят перед экономикой, установить причины их возникновения и, поставив "диагноз" назначить "лечение". Настоящая курсовая работа посвящена новому явлению в нашей экономике, предпринимательству.

Задачей данной курсовой работы является изучение правового регулирования предпринимательства в Республики Казахстан, исследование положительных и отрицательных сторон в регулировании. Целью работы является изучение данного вопроса на основе анализа современной литературы по проблемным вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Понятие предпринимательской деятельности

Предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется под имущественную ответственность предпринимателя. 1

Признаки предпринимательской деятельности:

1) систематичность и постоянство;

2) самостоятельность, свобода в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений без вмешательства со стороны государственных органов, но это не исключает общего регулирования со стороны государства. Предприниматель действует в своих интересах, он свободен и автономен в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей;

3) предпринимательский риск – деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно вероятного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, будучи не в состоянии однозначно предвидеть, добьется ли он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения;

4) нацеленность на систематическое получение прибыли.

В зависимости от основной цели деятельности предпринимателя различаются коммерческие и некоммерческие организации. Содержание предпринимательской деятельности – совершение операций по использованию имущества, продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. 2

Не являются предпринимательской деятельностью:

1) нотариальная деятельность;

2) адвокатская деятельность;

3) деятельность по реализации гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства;

4) деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями (по обучению на основе дополнительных образовательных программ, преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, включая репетиторство, занятия с углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. 3

Предпринимательская деятельность - составная часть экономической деятельности, которая тесно связана с рынком, товарно-денежными отношениями. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (прежде всего коммерческие организации), так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    1. Формы и виды государственного регулирования предпринимательс кой деятельности: теория вопроса

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающим комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов. 4

Важной целью государственного регулирования экономики является создание экономической и социальной стабильности и адаптации его к изменяющимся условиям. В условиях рыночной экономики оно решает различные задачи: 5

  • Стимулирование экономического роста;
  • Регулирование занятости;
  • Поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре;
  • Поддержка экспорта.

Основные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяется характером и остротой экономических и социальных проблем.

Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально- экономической жизни страны, где возникли или могли возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо.

В условиях рыночных отношений экономика регулируется экономическими (косвенными) и административными (прямыми) методами. Экономические и административные методы являются как бы противоположными, так как административные ограничивают свободу действий. 6

В июле 1992 года был принят Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», в котором отмечается, что частное предпринимательство - это деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода путём удовлетворения спроса на товары (работ, услуг), основанная либо на собственности самого гражданина и осуществляемая от его имени, за свой риск и под его имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство), либо на коллективной собственности, осуществляемая от его имени, за риск и под имущественную ответственность юридического лица (коллективное предпринимательство). 7

    1. Формы и виды государственного регулирования предпринимательс кой деятельности: мировой опыт

Решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах является их государственная поддержка. Одним из компонентов этой системы являются государственные программы по поддержке мелкого и среднего бизнеса. Стимулирование среднего бизнеса многопрофильно и неодинаково в разных странах. Но во всех случаях оно подразумевает, прежде всего, создание благоприятного правового и экономического климата для его развития.

Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки малого бизнеса: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для мелких предприятий; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Например, законодательство США предусматривает для малого бизнеса две налоговые ставки - в 15% и 28%, в то время как для крупных корпораций они составляют 34% и 46% и на государственные средства создана сеть "инкубаторов" - специальный центров, где начинающие бизнесмены получают на льготных условиях помещения, оборудование, вычислительную технику. Кроме государства малому и среднему бизнесу призваны помогать и крупные фирмы, акционерные общества и концерны. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров малого бизнеса. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение малых предприятий. 8

Государственное регулирование внешнеэкономических связей Японии в основном строится исходя из тех же принципов, что и в других развитых странах. Можно отметить такие задачи, как: создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом и др.

Нельзя не подчеркнуть, что государственное регулирование в Японии в последние десятилетия все более развивается в сторону максимально широкого использования механизмов рыночного саморегулирования, отказываясь от наиболее жестких форм воздействия на внешнеэкономические связи. Естественно, что такая переориентация осуществляется очень взвешенно, а основным критерием для смены рычагов управления служит обеспечение необходимой меры стабильности в экономике страны.

Процессы интернационализации японской экономики заставляют государственные структуры страны все чаще обращаться к регулирующим действиям многостороннего характера, заботиться о благоприятном восприятии акций японского правительства за рубежом, особенно главными торговыми партнерами. 9

Важным принципиальным сдвигом в стратегии государственного регулирования внешнеэкономических связей в Японии можно считать все чаще демонстрируемую готовность использовать административные меры для ускоренного демонтажа элементов традиционной торговой политики и практики, противоречащих принципам свободной торговли и интересам интернационализации экономики страны.

Правительство готовит также общеэкономические программы- прогнозы, ориентирующие предпринимателей в отношении предполагаемых мер государственной поддержки или сдерживания тех или иных процессов экономического развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. 10

ГЛАВА 2. ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

2.1. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане

Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». 11 Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Формирование системы рыночных экономических отношений - суть осуществляемых в Республике Казахстан, как и в других постсоциалистических странах, реформ. Опыт мировой рыночной экономики свидетельствует о том, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающую комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов.

Важной целью государственного регулирования экономики является создание экономической и социальной стабильности и адаптация его к изменяющимся условиям. В условиях рыночной экономики оно решает различные задачи:

  • * стимулирование экономического роста;
  • * регулирование занятости;
  • * поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре;
  • * поддержка экспорта.

Основные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем.

Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могли возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или решаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо.

В условиях рыночных отношений экономика регулируется экономическими (косвенными) и административными (прямыми) методами. Экономические и административные методы являются как бы противоположными, так как административные ограничивают свободу действий.

Экономические методы государственного регулирования выступают в двух основных формах: кредитно-денежной и бюджетно-налоговой.

Кредитно-денежная форма предполагает изменения в количестве находящихся в обращении денег и доступности кредитов, благодаря использованию инструментов кредитно-денежной политики, таких как норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг и т.д. Государство противостоит инфляции, регулирует процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость.

Бюджетно-налоговая форма предполагает программы налогообложения и правительственные расходы, направленные на стимулирование национальной экономики в периоды высокой безработицы и низкой инфляции или на замедление ее в периоды высокой инфляции и низкой безработицы.

Административные методы базируются на силе государственной власти и не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности, они определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования.

Основа становления и развития предпринимательства в Казахстане заложена в Государственных программах поддержки и развития предпринимательства. Впервые эти вопросы нашли свое отражение в Законе Республики Казахстан «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», принятом в декабре 1990 года.

В июле 1992 г. был принят Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства», в котором отмечается, что частное предпринимательство - это деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная либо на собственности самого гражданина и осуществляемая от его имени, за свой риск и под его имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство), либо на коллективной собственности, осуществляемая от его имени, за риск и под имущественную ответственность юридического лица (коллективное предпринимательство).

К частному предпринимательству не относится деятельность юридических лиц, контрольный пакет акций или большая доля паевого участия в которых принадлежит государству.

Собственность частных предпринимателей неприкосновенна и охраняется законом. Приостановление деятельности и принудительная ликвидация хозяйственного субъекта, являющегося частным предпринимателем, может иметь место только по решению суда.

В условиях свободного предпринимательства существует ряд проблем, связанных с государственным регулированием экономики:

  • * зачастую правительство менее информировано, чем частные лица, так как точная информация дорого стоит;
  • * природные монополии, услуги которых наиболее экономно представляются одной единственной фирмой (газоснабжение, водоснабжение, телефонизация и.т.д.);
  • * внешние издержки, не отражаемые на цене или нормальном функционировании рынка, при которых государство должно корректировать перепроизводство и чрезмерное потребление товаров и услуг, ведущих к внешним затратам;
  • * обеспечение государством экономики нужным количеством денег;
  • * потребление общественных товаров, т.е. таких, в потреблении которых участвуют все граждане (единая энергосистема, национальная оборона, национальные сети коммуникаций и др.).

В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г., особо отмечен пункт 4 статьи 25, провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности.

Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан №912 от 17 августа 1994 г. были утверждены планы заданий и мероприятий по реализации государственной поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1994-1996 гг. В конце 1995 г. была принята Программа действий правительства Республики Казахстан по углублению экономических реформ на 1996-1998 гг., в которой в качестве одной из основных задач также определено усиление государственной поддержки предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса. Затем были приняты Указы Президента Республики Казахстан от 14 июня 1996 г. «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» и от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства».

Правительством Республики Казахстан опубликован ряд постановлений: от 14 марта 1997 г. №325 «Об образовании республиканского информационно-выставочного центра малого предпринимательства», от 8 апреля 1997 г. №499 «Вопросы малого предпринимательства», от 26 апреля 1997 г. №665 «О создании фонда развития малого предпринимательства», от 4 июня 1997 г. №923 «Об утверждении Положения о порядке поддержки создания новых рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства из средств государственного фонда содействия занятости».

В подписанном 19 июня 1997 г. Законе «Об индивидуальном предпринимательстве» и 7 июля 1997 г. Указе Президента Республики Казахстан «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан» подчеркнуто, что под индивидуальным предпринимательством, которое трактуется как вид частного предпринимательства, понимается «инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность».

В качестве субъектов индивидуального предпринимательства закон определил физических лиц, занимающихся этой деятельностью «без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица». Можно отметить следующие положительные моменты:

  • * созданы льготные условия для получения кредитов;
  • * созданы законодательные возможности для покупки в рассрочку производственных объектов и площадей, офисных помещений, а также их аренда или доверительное управление;
  • * определены приоритеты деятельности;
  • * упрощена процедура создания и регистрации частных предпринимателей и частных предприятий, а также открытия ими счетов в банках второго уровня.

Главным координатором и проводником в жизнь государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в Казахстане является созданный в мае 1997 г. Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан. При нем созданы два экспертных совета.

Первый - из представителей предпринимательских структур по поддержке малого бизнеса для изучения проектов нормативных и законодательных актов.

Второй - межведомственный, из представителей заинтересованных министерств и ведомств, который занимается реализацией Указа Президента по активизации предпринимательской деятельности.

Практический опыт показывает, что вследствие обилия нормативных правовых актов возможны сложности из-за сохранения многих старых законов, а также повторения и дублирования их в новых по некоторым позициям.

В этом отношении заслуживает внимания идея создания в Казахстане, по опыту Бельгии, сети бизнес-инновационных центров (бизнес-инкубаторов), предложенная консультантами департамента по подготовке бизнес-плана Казахстанского центра поддержки и развития предпринимательства.

В общих чертах бизнес-инновационный центр - это местная или региональная партнерская структура, которая оказывает средним и малым компаниям полный набор услуг в благоприятные сроки, делая упор на инновационные услуги для промышленности.

Необходимо тщательно продумать и осуществить конкретные меры по устранению или максимальному снижению отрицательного действия таких тормозящих развитие предпринимательства факторов, как:

  • * недостаточно развитая политическая система и непостоянство нормативной правовой базы;
  • * непостоянство казахстанской системы налогообложения;
  • * недоступносгь кредитов из-за высокой разницы между процентной ставкой, назначаемой банками, и уровнем инфляции;
  • * отсутствие у большинства предпринимателей навыков определения стратегии успешной деятельности предприятия;
  • * низкий покупательский спрос населения;
  • * проблемы во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами как внутри Казахстана, так и за его пределами;
  • * слабая профессиональная подготовленность работников малых предприятий.

В этом плане целесообразно использовать возможности не только государственных органов, но и таких негосударственных институтов, как Центр деловых связей и Центральноазиатско-американский фонд поддержки предпринимательства в Казахстане. Должен сыграть свою положительную роль и Консультативный совет государств-участников СНГ по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданный после подписания 17 января 1997 г. соответствующего соглашения правительствами всех государств Содружества, за исключением Узбекистана.

Исследования показывают, что развитие предпринимательства связано с изменением экономической ситуации в республике. Первая волна в виде кооперативов и частных предприятий, пользуясь предоставленными льготами, смогла функционировать достаточно успешно. В то время наблюдались тенденции

макроэкономической стабилизации, снижение инфляции и осуществление приватизации.

Органы исполнительной и законодательной власти особо уделяют внимание проблемам институциональных преобразований, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе Республики Казахстан, ряде законодательных актов, программных документах по углублению экономических реформ.

Основные действенные меры правительства связаны с реализацией Указа Президента Казахстана «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 г. В соответствии с данным указом:

  • * создан государственный институт поддержки МП (Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан);
  • * приняты законы «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» и др.;
  • * сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими;
  • * образован Фонд развития малого предпринимательства;
  • * установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго

уровня (не менее 10% от основного долга кредитного портфеля банка).

Зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции в национальной экономике, обеспечивая особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, а также оказывая значительное влияние на активизацию человеческих ресурсов и инновационный потенциал.

На сегодня реализация основных направлений осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан» от 7 июля 1997 г., который создает стратегическую основу поддержки предпринимательской деятельности.

В Указе установлены основные приоритетные направления развития предпринимательства на 1997-1998 гг. Это создание новых и развитие действующих производств товаров народного потребления, замещающих импорт, развитие производства по дальнейшей переработке продукции агропромышленного комплекса. Через государственное регулирование предпринимательской деятельности будет оказана финансовая, инвестиционная, производственно-техническая поддержка.

Вопрос государственного регулирования развития предпринимательства имеет важное региональное значение, особенно в тех географических регионах, где имеется отрасль промышленности, находящаяся в экономическом упадке. Здесь расширение предпринимательского регионального сектора является часто одним из самых эффективных способов обеспечения занятости трудового населения.

При этом министерством будет учитываться целесообразность создания новых производств, исключаться возможное дублирование и перепроизводство отдельных видов продукции в целом по республике и обеспечиваться сбалансированность между народнохозяйственными и региональными целями развития тех или иных производств и услуг. При окончательном принятии решения будут учтены:

  • * оценка затрат на сырье и материалы с указанием отечественного и импортного производства;
  • * наличие производственных мощностей;
  • * затраты на приобретение оборудования отечественного и импортного производства;
  • * оценка объемов и источников финансирования;
  • * проработанность вопроса по займам с банками;
  • * количество трудоустроенных людей и др.

В целом государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике предусматривает создание правовых условий ее развития и поддержки и разработку дальнейших мероприятий по совершенствованию нормативной базы с целью создания условий, благоприятствующих развитию и росту предпринимательства, а также меры по снятию излишних сборов со стороны контролирующих и инспектирующих организаций.

В финансово-инвестиционной и производственно-технологической поддержке развития предпринимательства особо предусматриваются отдельные мероприятия по финансово-кредитной системе с целью создания благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.

Здесь важное значение имеют предложения по участию местных банков и филиалов в кредитовании субъектов предпринимательской деятельности, по дальнейшей реализации решений Президента и правительства, в частности, инвентаризации неиспользуемых помещений, их продажи или передачи.

Кроме того, развитие инфраструктуры, кадровое обеспечение предпринимательства предусматривают создание и развитие существующих элементов с целью образования единой системы, включающей в себя сеть фондов и центров, выставочных центров, консалтинговых фирм и др.

Выполнение намеченных мероприятий правительства Республики Казахстан по государственному регулированию предпринимательства, направленных на развитие и его поддержку, позволит резко увеличить число субъектов бизнеса, занимающихся предпринимательской деятельностью, и, как следствие, будут созданы условия по увеличению доли отечественной продукции.

Вмешательство государства в экономику требует крупных расходов, которые включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетность). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности неразрывно связано с правами, обязанностями и ответственностью предпринимателей. Права сочетаются с его обязанностями и ответственностью за нарушение обязанностей.

Предприниматель несет административную и уголовную ответственность перед государством и партнерами в соответствии с законодательством Республики Казахстан за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

Общие формы ответственности предусмотрены в Законе «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства». Среди этих мер - денежные штрафы, лишение лицензии или патента, прекращение предпринимательской деятельности. Также предприниматель обязан возместить ущерб, причиненный несоблюдением требований по рациональному использованию земли и других природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнений, нарушением правил безопасности производства.

Предприниматель в соответствии с законодательством Республики Казахстан несет ответственность перед партнерами за невыполнение обязательств, предусмотренных договором (контрактом).

В зависимости от избранной юридической формы предпринимательской деятельности устанавливается полная или ограниченная имущественная ответственность предпринимателя по обязательствам предприятия. Форма ответственности указывается в учредительных документах. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается, а доходы, полученные от его деятельности, взыскиваются через суд.

В соответствии с законом «О лицензировании» регулируются отношения, связанные с государственным лицензированием деятельности, или определенные действия, подлежащие лицензированию. В нем установлены виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию. Занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством административную и уголовную ответственность. При выдаче лицензий учитываются условия производства, обеспечивающие безопасность общества, окружающей среды, жизни и здоровья граждан, а также гарантия качества товаров (работ, услуг), являющихся продуктом этой деятельности.

Предприниматель, выпускающий определенную продукцию, должен обратиться в орган сертификации и получить сертификат соответствия.

Продукции мелких предпринимателей вводится режим наибольшего благоприятствования. В Казахстане будет введена гармонизированная с международными стандартами схема сертификации, предусматривающая выдачу сертификатов соответствия на основе декларации о соответствии. Ответственность за безопасность продукции заявитель принимает на себя.

Изделия и виды услуг, производимых предпринимателем, подлежат маркировке с указанием товарного знака или знака обслуживания. Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания происходит в установленном порядке. Использование чужого товарного знака и иные действия, приводящие к устранению или ограничению конкуренции, относятся к недобросовестной конкуренции.

Предприниматель также несет ответственность за недобросовестную конкуренцию. За действия (бездействие), нарушающие свободу конкуренции, юридические, физические лица несут ответственность, предусмотренную Законом РК «О недобросовестной конкуренции». В случае нарушения закона субъекты рыночных отношений обязаны прекратить нарушения по факту недобросовестной конкуренции, расторгнуть или изменить соглашения, направленные на устранение или ограничение конкуренции, возместить убытки (ущерб), причиненные в результате недобросовестной конкуренции, в установленном законодательном порядке.

В Казахстане впервые принят предпринимательский кодекс, в котором. глава 7 посвящена вопросам правового регулирования предпринимательства государством. Закрепляя свободу предпринимательства, нельзя не обметить возрастающую роль государственного регулирования для содействия развитию предпринимательства. Модифицируются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Дефиниция государственное регулирование звучит как: «комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы». Согласно статье 80 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее РК) государственное регулирование предпринимательства должно осуществляться для обеспечения безопасности производимых и реализуемых субъектами предпринимательства товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, защиты законных интересов предпринимателей и государства. Безопасность окружающей среды и национальная безопасность РК также приоритетные цели государственного регулирования предпринимательства. Интересна история формирования в Казахстане системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в новых рыночных условиях. Первые годы независимости развивалась правовая база, регулирующая отношения частной собственности, гражданского общества и свободы предпринимательства. Проблемы регулирования государственными органами решались по мере их возникновения, путем ввода новых регуляторных инструментов. В этой связи, предпочтение отдавалось разрешительным инструментам. Разрешения являются самым простым с точки зрения администрирования инструментом, но подвержены наиболее высоким коррупционным рискам. При этом для предпринимателей как субъектов регулирования введение разрешений становилось существенным барьером на входе в рынок. А в условиях наличия сложных и порой неисполнимых требований такой барьер непреодолим для малого бизнеса. Понимая необходимость ограничения произвольного введения регулирования предпринимательской деятельности, государством проведены реформы, направленные на повышение эффективности государственного регулирования. В 2006 году был принят Закон РК «О частном предпринимательстве», которым было предусмотрено создание экспертных советов при государственных органах. В результате бизнес получил возможность участвовать в разработке нормативных правовых актов через экспертные советы, созданные при центральных государственных, местных представительных и исполнительных органах. Закреплены принципы государственной защиты и поддержки частного предпринимательства, критерии определения размерности и многое другое. В 2007 году нормативная база пополнилась Законом РК «О лицензировании», которым был утвержден исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности и новые принципы лицензирования. Последовательно введены принципы «одного окна» на согласование со всеми государственными органами при получении лицензий, «молчание - знак согласия» распространены на все разрешения, установлен единый срок выдачи лицензий - 15 рабочих дней, проверки представленного пакета документов на полноту в двухдневный срок, исключено обязательное нотариальное заверение документов. Выдача всех лицензий переведена в электронный формат для разрешений, не связанных с прямым риском для жизни и здоровья граждан, носящих информационный характер, не влияющих на обеспечение безопасности от высоких угроз, введен уведомительный порядок. Определенную роль в реформирования вопросов государственного контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства сыграл принятый в 2011 году Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». В процессе реализации данного закона повысился уровень ведомственных актов государственных органов, устанавливающих обязательные требования для бизнеса. В, частности, более 250 нормативно-правовых актов подняты до уровня постановлений Правительства РК. Большим стимулом для развития бизнеса стал трехлетний запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, введенный в 2012 году. И, как уже отмечалось, 29 октября 2015 года Президентом РК был подписан Предпринимательский кодекс РК, который вступил в силу 1 января 2016 года. Была кодифицирована ранее существующая законодательная база, регулирующая правовые вопросы предпринимательства, утранены пробелы и противоречия, систематизированы социально-экономические и правовые условия и гарантиии обеспечения свободы предпринимательства . Итогом проведенных реформ должно было стать значительное снижение давления контролирующих органов на бизнес. Изменениям подверглись такие сферы как открытие предприятия, налогообложение, защита инвесторов. Предпринимательский кодекс помимо систематизации положений соответствующих законов по принципу однородности, закрепил единые принципы, меры государственной поддержки частного предпринимательства, агропромышленного комплекса, индустриально-инновационной, инвестиционной деятельности, специальных экономических зон. Проведенная ранее реформа разрешительной системы и государственного контроля и надзора обеспечила инвентаризацию соответствующих регуляторных инструментов и утверждение их лишь на уровне законов с признанием нелегитимными всех иных разрешений и контрольных функций, не вошедших в соответствующие перечни законов. Такой подход гарантировал защиту предпринимателей от произвольного введения новых обременительных регуляторных инструментов. Государственный контроль и надзор направлен, помимо прочего, на выявление нарушений и их предупреждение. Принципиальным является положение о приоритете предупреждения правонарушения перед наказанием. На практике в качестве санкций наиболее распространены штрафы, в меньшей степени предупреждения. Высокий процент наложения штрафных санкций указывает на то, что штрафы применяются даже к несущественным нарушениям, несмотря на то, что международная практика идет по пути использования уведомлений о необходимости улучшений. Предпринимательский кодекс закрепил базовые принципы государственного регулирования отношений с участием субъектов предпринимательства, отмеченных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 . Такие как: гарантия свободы частного предпринимательства (разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан), обеспечение его защиты и поддержки (принцип свободы частного предпринимательства); равенство всех субъектов предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности (принцип равенства субъектов предпринимательства); гарантия неприкосновенности и защиты собственности субъектов предпринимательства (принцип неприкосновенности собственности); действие субъектов предпринимательства в пределах Конституции Республики Казахстан и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов (принцип законности); стимулирование предпринимательской деятельности, включая поддержку и приоритет развития малого предпринимательства (принцип стимулирования предпринимательской деятельности); участие субъектов предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, текстов международных договоров и иных обязательств Республики Казахстан, затрагивающих интересы предпринимательства (принцип участия в нормотворчестве). 18 апреля 2014 года Правительством РК утверждена Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, которая была принята во исполнение поручений Главы государства. Реализация Концепции предусматривает достижение целей и решение задач по созданию сбалансированной системы дешевого для бизнеса и свободного от коррупции государственного регулирования . Действенность мер государственного регулирования предпринимательской деятельности также зависит от стабильности институциональной структуры предпринимательской деятельности. Совершенствование законодательства приводит к созданию и непрерывному изменению разнообразных законов, которые фактом своего неоднократного и бессистемного изменения могут косвенно оказывать влияние на бизнес. Предприниматели отмечают, что им приходится больше тратить времени, чтобы вникнуть в постоянно меняющиеся нормативные акты, что ведет к увеличению как явных, так и неявных трансакционных издержек. Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно учитывать влияние коллективных действий, а также неформальных институциональных ограничений на процесс развития предпринимательских структур. Подводя итоги, следует отметить, что государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим рычагом рыночной экономики, где основным инструментом выступает право, способное оказать большое регулирующее воздействие на основные сферы жизни общества, в том числе и на предпринимательскую деятельность. Государственное регулирование предпринимательской деятельности необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства, при тесном взаимодействии предпринимательства и государства.

Цель занятия – рассмотреть направления государственной политики в сфере регулирования предпринимательства в Республике Казахстан.

Вопросы к теме:

1. Понятие и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2. Система органов государственного регулирования предпринимательской деятельности;

3. Методы и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;

4. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Краткое содержание темы (тезисы)

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений обусловлена необходимостью защиты публичных интересов, поскольку именно государство в лице своих органов может и должно стоять на страже общественных отношений

В системе общественных отношений по регулированию ПД с одной стороны выступают юридические лица и физические лица, обладающие в соответствии с действующим законодательством статусом предпринимателя; а с другой стороны – уполномоченные государственные органы. Общественные отношения, складывающиеся между указанными субъектами, могут быть как вертикальными отношениями целиком и полностью построенными на власти и подчинении (отношения в области лицензирования, сертификации и …) – публично правовые отношения, так и горизонтальными отношениями, в которых нет какого-либо подчинения (договорные отношения) – частно-правовые отношения.

Цели государственного ного регулирования ПД: создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства; защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.

Цели государственного администрирования:

1. обеспечение безопасности производимой и реализуемой субъектом частного предпринимательства продукции для жизни и здоровья людей

2. защита их имущества

3. безопасность для окружающей среды

4. национальная безопасность

5. предупреждение обманной практики

6. экономия природных и энергетических ресурсов

7. повышение конкурентоспособности национальной продукции.

Виды государственного администрирования являются:

1. установление законами РК требований к продукции, процессам частного предпринимательства

2. аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий

3. обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции требованиям законодательства РК

4. государственный контроль за частным предпринимательством

5. лицензирование отдельных видов частного предпринимательства

6. обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов частного предпринимательства в соответствии с законами РК

7. установление законами РК ответственности субъектов частного предпринимательства, государственных органов и их должностных лиц.

Классификация видов государственного регулирования:

· По степени воздействия государства:

Максимальный уровень – использование всех или большинства средств (инструментов) гос регулирования (естественных монополий)

Минимальный уровень существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

· По территориальному признаку

На республиканском уровне

На региональном уровне

На местном (локальном) уровне.

· В зависимости от характера применяемых способов воздействия

Прямое гос регулирование основано на использовании административных (властных) методов регулирования

Косвенное гос регулирование осуществляется с помощью экономических методов воздействия (стимулирующего характера).

Система органов государственного регулирования предпринимательской деятельности

Органы общей компетенции - Правительство - Местные представительные органы и местные исполнительные органы

Органы специальной компетенции - Министерство индустрии и торговли (комитет промышленности и научно-тех развития, по делам строительства и жилищно-технического развития, комитет по защите конкуренции, по техническому регулированию и метрологии).

Министерство индустрии и торговли РК – это центральный исполнительный орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере индустриального, в т.ч. оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны, а также в области развития торговой деятельности, предпринимательства и защиты конкуренции, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, создания благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в не сырьевом секторе экономики.

Методы государственного регулирования экономических отношений подразделяется на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на поведение субъектов ПД (гос регистрация субъектов ПД, лицензирование)

Косвенные методы гос регулирования основаны на экономических средствах воздействия, сущность которых заключается в опосредованном воздействии на поведение субъектов ПД через экономические интересы, а не путем прямого властного воздействия (предоставление льгот и преференций).

Одним из важнейших направлений государственного регулирования ПД является контроль за качеством продукции, работ и услуг.

Принципы:

Право потребителей на безопасность товаров;

На достоверную информацию о товарах, работах и услугах;

На возмещение ущерба, причиненного недоброкачественными товарами и услугами.

Государственное регулирование цен и тарифов

Под ценой понимается денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг.

Система ценообразования основана на применении свободных цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, и предусматривает следующие виды цен:

Свободные цены – устанавливаются соглашением сторон и распространяются на все товары и услуги, кроме установленного перечня Правительством.

· Оптовые (отпускные) цены формируются по соглашению изготовителя с потребителем, они включают в себя суммы НДС+акцизов и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме населения.

· Розничные цены определяются коммерческими организациями, осуществляющими продажу товаров населению, они формируются на основе отпускной цены с включением НДС и торговой надбавки.

Регулируемые цены – определяются уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления на товары и услуги по установленному Правительством перечню.

Нарушение гос-ной дисциплины цен относятся:

· Завышение регулируемых цен на продукцию, товары и услуги;

· Завышение оптовых цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

· Завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и др. гос;

· Завышение установленных надбавок к ценам, начисление непредусмотренных надбавок, не предоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;

· Применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;

· Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

· Нарушение предприятиями – монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

· Применение свободных цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

К субъектам, допустившим вышеназванные нарушения, применяются экономические санкции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности.

2. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане.

3. Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления.

4. Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления.

См. Список учебно-методической литературы



Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику