Научные подходы к определению стоимости. Основные подходы к определению стоимости научноисследовательских. аэрокосмической отрасли. Товар и его свойства. Альтернативные подходы к определению стоимости товара. Закон стоимости

В товарном хозяйстве, в отличие от натурального, продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена или продажи. Но продать или обменять можно лишь то, что может быть полезным для другого человека, причем не для конкретно определенного, а для любого. При этом покупатель обращает внимание не только на полезность продукта для себя, но и на то, сколько стоит продукт. Поэтому продукт труда одного и того же вида, качества, назначения может стать товаром, а может и не стать товаром. Все зависит от того, какими свойствами вещественными и общественными обладает данный продукт.

Являясь продуктом труда, товар, во-первых, есть вещь (услуга), полезная для других лиц, и, во-вторых, вещь, которая предназначена для обмена. Следовательно, товар как экономическая категория – это вещь (услуга), произведенная трудом и обладающая двумя свойствами: потребительной стоимостью или полезностью и меновой стоимостью.

Товар отличается от продукта, произведенного для собственного потребления, тем, что его потребительная стоимость удовлетворяет потребности не производителя, а общества, т.е. является носителем общественных требований к товару (к его качеству, моде, вкусам, привычкам потребителей и т.п.). Одновременно товар является носителем общественно определенной величины меновой стоимости , представляющей собой количественную пропорцию, в которой определенное количество данного товара обменивается на определенное количество другого товара (или денег).

Товар, следовательно, в двояком отношении выступает общественным явлением: с одной стороны, он носитель типичных для общества потребительских свойств вещи или услуги (общественной потребительной стоимости), а с другой – он носитель общественной меры пропорций обмена одного товара на другие. Если произведенная вещь не соответствует этим требованиям, то ее или невозможно будет продать с выгодой для производителя, и она не станет товаром, или она может быть продана с убытком, но ее собственник потеряет статус товаропроизводителя.

Если относительно природы (происхождения) и содержания потребительной стоимости товара в экономической теории нет принципиальных различий, то по поводу природы (основания) и меры меновой стоимости нет принципиального согласия. Стремление понять, что лежит в основе меновой стоимости породило в XIX в. две противоположные теории: "трудовой стоимости" и "предельной полезности", которые до сих пор продолжают спор о том, что же лежит в основе определения меновой стоимости и цены товара – затраты труда, образующие стоимость товара, или полезность товара, удовлетворяющая потребности покупателя?


Основатель трудовой теории стоимости А.Смит считал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство. Но А.Смит не дал ответа на вопрос: "Какой именно труд образует стоимость товара?" Попытку дать ответ на данный вопрос предпринял К.Маркс, создав учение о двойственном характере труда, создающего товар. В соответствии с этим учением труд товаропроизводителя является, с одной стороны, конкретным, а с другой – абстрактным. Конкретный труд – это труд определенного профессионального вида, который использует определенные средства и предметы и создает конкретную потребительную стоимость. Все виды конкретного труда качественно различны и количественно несоизмеримы. Абстрактный труд – это затрата рабочей силы или труда вообще, независимо от их конкретной формы. Именно он создает стоимость, так как является тем общим, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости одна к другой.

Естественной мерой затрат труда К.Маркс считал рабочее время, а мерой стоимости – общественно необходимое рабочее время или то время, которое требуется для создания единицы товара при общественно нормальных условиях производства, т.е. при наиболее распространенных (типичных) средствах труда, технологиях, способах организации производства и др. При таких условиях производства, часто называемых средними, производится основная масса товаров данного вида, поэтому именно они формируют стоимость и цену товара на рынке (при совпадении спроса и предложения).

Несмотря на логическую стройность учения о двойственном характере труда, создающего товар, К.Марксу и его последователям не удалось разрешить проблему соизмерения затрат абстрактного труда, различающихся по степени сложности, тяжести, вредности и другим признакам. Сторонники трудовой теории стоимости смогли доказать, что стоимость товара имеет общую основу (затраты труда) и является объективной категорией, но проблема определения стоимости в часах рабочего времени оказалась неразрешимой. Поэтому измерение стоимости и цены товара на основе затрат труда не получило всеобщего признания и для практики оказалось неприемлемым.

В рамках теории трудовой стоимости была разработана и затратная теория стоимости . Ее автор Дж.С.Милль фактически отошел от понятия стоимости как первопричины цены и считал, что в основе стоимости товара лежат издержки производства, т.е. затраты на средства производства и оплату труда. Но и затратная теория стоимости не получила всеобщего признания, так как при обосновании меновой стоимости и цены товара, она (как и вся теория трудовой стоимости в целом) отдавала приоритет анализу интересов производителей и недоучитывала интересы потребителей.

Приоритетное внимание интересам потребителей при обосновании сущности меновой стоимости уделяли сторонники теории предельной полезности , основателями которой стала группа австрийских теоретиков: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. Они считали, что в основе меновой стоимости лежит ценность блага (субъективная и объективная), которую в наше время называют полезностью товара или услуги.

Учение австрийской школы предельной полезности о субъективной и объективной полезности товаров (ценности благ) позволило им выстроить логическое обоснование меры меновой стоимость товара и его цены. Субъективная полезность характеризует то значение, которое имеет определенное экономическое благо (товар, услуга) для удовлетворения потребности данного субъекта. Субъективная полезность товара зависит от трех факторов: от имеющегося у потребителя запаса данного товара; от степени необходимой дополнительной потребности в нем; от доходов, которыми располагает данный субъект. В таком случае приобретение экономического блага означает выгоду для субъекта, а его утрата означает убыток. Прямо связать субъективную полезность с величиной стоимости товара и его ценой невозможно. Объективная полезность – это способность любого экономического блага (вещи, услуги) давать какой-либо объективный результат в виде одного или совокупности полезных эффектов. В таком случае меновая стоимость и цена каждой вещи будет зависеть от того, сколько полезных внешних эффектов она может доставить потребителю. К примеру, различные модели мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других бытовых приборов могут дать потребителю различную совокупность полезных эффектов. Следовательно, они объективно обладают разной полезностью, которую можно отразить в цене. А каждый покупатель, исходя из субъективной полезности, приобретет ту модель, которая соответствует его личным запросам и соответственно имеет большую или меньшую меновую стоимость.

Теория предельной полезности предложила свое логически стройное обоснование величины меновой стоимости товара как основания цены, но ей не удалось найти объективной меры полезности; отдавая предпочтение интересам потребителей, она недоучитывала роль производителей в определении меновой стоимости.

Сравнение двух подходов к определению величины меновой стоимости показывает, что ее нельзя определить, не учитывая одновременно интересы и производителей (продавцов), и потребителей (покупателей). Это свидетельствует о том, что меновая стоимость есть, прежде всего, экономическое отношение между производителями и потребителями, а следовательно, величина меновой стоимости может быть установлена лишь на основе учета их интересов, что и происходит на рынке в процессе их взаимоотношений как продавцов и покупателей. Величина меновой стоимости товара со стороны производителя определяется затратами, но подтверждает или отрицает объективность этих затрат потребитель, исходя из полезности этого товара.

А.Маршалл, объединив положения теорий трудовой стоимости (в виде теории затрат), предельной полезности, спроса и предложения, ввел понятия цены предложения, цены спроса и равновесной цены и показал, как формируется величина стоимости и рыночная цена товара. В основе цены предложения лежат затраты производителя, в основе цены спроса лежит полезность товара для потребителя, а рыночная цена устанавливается в процессе взаимоотношений покупателей и продавцов под влиянием соотношения спроса и предложения.

В формировании рыночных цен товаров определяющую роль играют затраты производителей, а полезность товара для потребителей является корректирующим фактором, так как до появления товара на рынке потребителю его полезные свойства мало известны и раскрываются постепенно в процессе использования. В связи с этим важно знать, как формируется цена предложения и какие факторы влияют на ее изменение.

В основе цены предложения данного товара лежат затраты на его производство, которые естественно не могут быть одинаковыми у всех производителей, потому что они обладают разными условиями производства. Цену предложения будут определять те производители, которые обладают общественно нормальными, т.е. наиболее распространенными или типичными условиями производства и поставляют на рынок основную массу товаров данного вида. Поэтому предприятия, определяющие цену предложения товара, могут быть и лучшими, и средними, и худшими (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Иллюстрация формирования общественно необходимых затрат
и цены предложения

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск 76 УДК:629.7 Аннотация Основные подходы к определению стоимости научноисследовательских и опытно-конструкторских работ в аэрокосмической отрасли Калошина М.Н.*, Ермакова О.В.** Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, Россия * ** Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) играют важную роль в развитии таких наукоемких отраслей, как аэрокосмическая промышленность. Сфера НИОКР требует больших финансовых и материальных затрат. Важнейшим показателем при принятии решения о финансировании НИОКР является их стоимость. Авторами работы был проведен анализ и систематизация существующих методик расчета стоимости НИОКР. Были выявлены особенности различных методик оценки стоимости НИОКР. Сформулированы основные проблемы по совершенствованию методики в данной сфере. 1

2 Ключевые слова: НИОКР, аэрокосмическая отрасль, методы расчета стоимости НИОКР, начальная (максимальная) цена контракта, трудоемкость работ. Инновационная сфера, главной составляющей частью которой являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на современном этапе является основным двигателем качественного экономического роста. В то же время сфера НИОКР требует больших финансовых и материальных затрат, а также очень высокой квалификации работников. Сегодня в мировой аэрокосмической промышленности четко прослеживается тенденция роста значимости технологий и стандартов не только военного, но и гражданского сектора (в частности, гражданского авиастроения) для развития отрасли в целом. С целью обеспечения устойчивого роста воздушных перевозок, обеспечения лидирующих позиций в аэрокосмической промышленности необходимо увеличивать объемы финансирования НИОКР. Финансирование НИОКР может осуществляться по разным каналам. Среди источников финансирования преобладают бюджеты разного уровня и фонды поддержки. Достаточно часто формами поддержки данной сферы является не прямое финансирования из бюджета, а косвенное. Финансируются НИОКР также за счет средств организаций предпринимательского сектора, различных внебюджетных фондов, средств, поступающих из иностранных источников. При любом способе получения средств на выполнение НИОКР важнейшим показателем при принятии решения о финансировании является стоимость работ. Структура цены на 2

3 выполняемые работы, калькуляция их себестоимости, является основой и неотъемлемой частью любого договора на их выполнение. С целью недопущения необоснованных затрат исполнителя при выполнении НИОКР необходимо контролировать экономическую обоснованность затрат, включаемых в цену выполняемых работ. Тем более, что нормативы рентабельности, а, следовательно, и уровень прибыли, часто рассчитываются в процентах от затрат на НИОКР, что повышает заинтересованность исполнителей в искусственном завышении величины расходов при выполнении работ. Поэтому методики расчета стоимости НИОКР должны быть максимально проработаны и конкретизированы, должны предусматривать экспертизу соответствия затрат рыночному уровню цен на соответствующие или аналогичные работы, материалы, сырье, необходимые комплектующие, а также уровень оплаты труда исполнителей. Рассмотрим используемые сегодня в различных областях методики расчета затрат на НИОКР. Методика расчета стоимости проектов и начальной (максимальной) цены контрактов, предлагаемых для реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы. В данной методике есть три направления расчета затрат: определение начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК) при размещении заказов на выполнение работ (оказания услуг); определение НМЦК при размещении заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и 3

4 определение НМЦК, в рамках которого планируется создание автоматизированных (информационных) систем и программных продуктов, их внедрение и поддержка. Стоимость выполнения работ, услуг или НИОКР определяется видом выполняемых работ, их сложностью, уровнем проработки, масштабом и региональными условиями. При расчете затрат на НИОКР используются такие показатели, как коэффициент сложности вида работ; коэффициент новизны вида работ; коэффициент ценности результатов работ; коэффициент масштабности вида работ; коэффициент качества вида работ. Особенности выполнения НИОКР необходимость глубокой степени проработки, масштабность, новизна и оригинальность разработок учитываются с помощью коэффициента сложности, который выше аналогичного коэффициента, используемого в других случаях. Так как в рамках НИОКР осуществляются глубокие научные исследования и для их выполнения необходимо привлекать специалистов высокого уровня, то для расчета расходов дополнительно используется коэффициент, характеризующий априорное качество выполнения вида работ, который определяется научными степенями и званиями исполнителей НИОКР. Расчет стоимости НИОКР проводится методом калькулирования путем суммирования стоимостей отдельный видов работ с учетом коэффициента сложности. Область допустимых значений коэффициентов представлена интервалом. Сами коэффициенты, а также выбор вида работ образца-аналога для расчета стоимости, осуществляется с помощью экспертов в соответствующей области с учетом особенностей проводимых работ в сфере образования. 4

5 При этом возможно использование двух подходов к определению стоимости отдельных видов работ: на основе метода аналогов и с использованием Перечня типовых работ, сформированного по результатам выполнения государственных контрактов в рамках ФЦПРО. Возможно также применение отраслевых методик. Типовые работы можно разбить на 4 этапа реализации контракта, которые имеют свою стоимость, определяемую спецификой работ: 1. предварительный этап, 2. этап разработки, 3. этап апробации 4. заключительный этап. Методика предоставляет возможность использовать метод нормативного калькулирования. При этом определяются прямые затраты на выполнение работ по проекту и, в соответствии с согласованными нормами, определяются косвенные затраты. В рассматриваемой методике наиболее проработанным является направление создания автоматизированных (информационных) систем и программных продуктов, их внедрение и поддержка. Цена подобного контракта определяется как среднеарифметическое значение, полученное из расчета на основе метода аналогов и сметной стоимости контракта. При этом достаточно подробно нормируется трудоемкость различных видов работ по этапам создания информационных систем с учетом степени их новизны и особенностей трудозатрат различных групп исполнителей. 5

6 Данная Методика широко используется на практике различными вузами при обосновании расходов на выполнение различных НИОКР. При оценке стоимости выполняемых работ основным видом затрат являются расходы на заработную плату, рассчитываемые в соответствии с оценкой объемов работ и их трудоемкости с учетом количества и квалификации исполнителей НИОКР. Среднемесячная заработная плата каждой группы исполнителей корректируется с учетом коэффициентов, установленных Методикой. Трудоемкость исследовательских работ рассчитывается исходя из объема ставящихся в техническом задании на выполнение НИОКР задач. Основные статьи затрат, учитываемые при оценке стоимости НИОКР: материалы и комплектующие; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями; затраты на заработную плату работникам, непосредственно занятым при выполнении работ; затраты на социальное страхование; стоимость спецоборудования и специальной оснастки; прочие прямые расходы, непосредственно связанные с выполнением НИР, ОКР и технологических работ: затраты на командировки, прочие прямые расходы и общехозяйственные (непрямые) расходы, непосредственно не связанные с выполнением работ - 15 % Серьезной проблемой проверки обоснованности величины расходов на выполнение НИОКР при использовании данной Методики является отсутствие нормативных значений трудоемкости выполнения тех или иных видов работ, на которых основаны все основные расчеты. 6

7 За основу при разработке и утверждении субъектами РФ собственных методик часто использовался проект Методических рекомендаций по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта, разработанный Минэкономразвития России в рамках создания системы методических документов в целях содействия реализации федерального законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время проект официально не утвержден, но заказчики уже могут пользоваться предлагаемыми в Методических рекомендациях способами расчета, а также использовать соответствующие информационные ресурсы. Данный документ размещен на официальном сайте государственных закупок, но нормативно-правовым актом пока не является. Согласно данному документу в общем случае определение начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется проводить с использованием следующих методов: рыночного; по аналогам; ресурсного (сметного); по удельным показателям с использованием шкалирования (параметрический метод). Часто на практике применяются смешанные или производные методы на основе перечисленных. Рыночный метод предполагает анализ конъюнктуры рынка на наличие предложений, спроса или сделок по конкретной продукции с определенными параметрами, вычисление средневзвешенной величины и применение корректировок на условия конкретных сделок. Этот метод может широко применяться для расчета цены на продукцию или услуги, широко представленные на рынке. 7

8 Метод определения НМЦК на основе аналогов является разновидностью рыночного. Для определения НМЦК на выполнение НИОКР данный метод предполагает использование стоимости контрактов-аналогов или аналогов видов работ, предусмотренных техническим заданием. Рекомендуется использовать три или более аналогов не только по содержанию, но и по сложности и уникальности, количеству содержащихся задач, видам и объемам работ, уровню квалификации специалистов, требующихся для его выполнения. Стоимость контракта-аналога корректируется с учетом объемов, сроков, сложности, уникальности работ, отраслевых и региональных поправок, индексов-дефляторов. Ресурсный метод применяется в основном в строительстве, а также при расчетах цен на сложное комплектное оборудование или на комплексные работы, услуги. При этом цена определяется путем калькуляции составляющих (работ, товаров, оборудования, стоимости машин и механизмов) с учетом их объемов. Сметы могут составляться на основе укрупненного показателя затрат рабочего времени на выполнение работ, который включает в себя, помимо оплаты труда, социальные отчисления, накладные расходы, налоги и т. п. Определяется на основе данных, содержащихся в реестрах контрактов и заявках участников завершенных конкурсов или экспертным путем с учетом соотношения спроса и предложения на услуги организаций, выполняющих работы, а так же уровня и квалификации требующихся специалистов. Данный метод является наиболее точным, но при этом и наиболее сложным и трудоемким. 8

9 Параметрический метод предполагает использовать математическую зависимость изменения одного параметра (цены) при изменении другого, например, технического. Этот метод позволяет достаточно просто рассчитать приблизительную цену объекта, если известна стоимость и параметры однотипного объекта-аналога. Его можно применять на начальных этапах проведения техникоэкономического обоснования и для определения ориентировочной величины инвестиций. Метод достаточно простой, но точность его низкая. У каждого из предлагаемых методов расчета цены есть свои достоинства и недостатки, поэтому в целях более точного определения НМЦК рекомендуется проверять полученные результаты различными методами, при этом используя различные поправки к ценам. На основе рассмотренного проекта Методических рекомендаций по порядку расчета НМЦК Минэкономразвития России был разработан Порядок формирования НМЦК контрактов и гражданско-правовых договоров, заключаемых при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы 68-ПП от 27 февраля 2012 года. «Порядок» предполагает возможность использования следующих методов: 1) анализа рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг; 2) составления смет на выполнение работ, оказание услуг; 9

10 3) калькуляции затрат на выполнение работ, оказание услуг с учетом нормы прибыли; 4) анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой; 5) применения удельных показателей; 6) применения параметрических методов; 7) применения отраслевых методик; 8) анализа данных о лекарственных средствах, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратах и об уровне текущих оптовых цен на лекарственные средства; 9) иных методов, установленных нормативными правовыми актами РФ, города Москвы. Не смотря на более широкий перечень используемых методов, их применение аналогично рассмотренным в Проекте Минэкономразвития. При определении НМЦК на выполнение НИОКР производится исходя из требований заказчика с использованием следующих методов: - применения отраслевых методик (в том числе параметрические методы и метод анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой); - составления смет на выполнение работ; - анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой. Эти методы также аналогичны рассмотренным ранее. На методах, описанных выше, основана и Методика определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно- 10

11 исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (в ред. Приказа Минпромторга РФ от N 787). Данная методика предполагает использование метода аналогов или сметнонормативного метода установления НМЦК. При использовании метода аналогов выбирается не менее трех аналогов. В качестве параметров сравнения выступают: тематика работ, вид работ, объект исследования, результат работ, характеристики результата работ, объем (трудоемкость) работ или другие параметры, самостоятельно определяемые администратором расходов, в соответствии с утвержденными техническими требованиями контракта, для которого формируется начальная (максимальная) цена. НМЦК при использовании метода аналогов рассчитывается как среднеарифметическая цен контрактов-аналогов. При определении НМЦК НИОКР допускается использование сметнонормативного метода с обязательным представлением обоснования невозможности использования метода аналогов. Определение цены контракта сметно-нормативным методом осуществляется путем суммирования затрат на оплату труда на выполнение работ, предусмотренных техническим заданием, затрат, связанных с закупкой материалов, комплектующих, необходимых для выполнения работ, накладных и прочих расходов и прибыли. Трудоемкость работ и стоимость рабочего времени определяются администратором расходов исходя из конкретных особенностей предмета контракта с учетом сложности и новизны выполняемых работ. 11

12 Расходы на материалы, на спецоборудование рассчитываются на основе примерных смет, которые прилагаются к расчету сметной стоимости контракта. Накладные расходы рассчитываются на основе экспертной оценки, и их величина определяется в % от фонда оплаты труда. Предельная величина накладных расходов может составлять до 250% от фонда оплаты труда для ОКР и до 150% от фонда оплаты труда для НИР. Прочие прямые расходы не могут превышать 10% фонда оплаты труда. Себестоимость определяется как сумма всех перечисленных в Методике статей затрат. При составлении сметы затрат на выполнение НИОКР для расчета сметной стоимости контракта рекомендуется использовать классификацию затрат, предложенную «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно - технической продукции» (утв. Миннауки РФ N ОР). Как уже было сказано выше, проект Методических рекомендаций Минэкономразвития не был принят, но с 2014 года вступили в силу Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от Рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с применением методов, предусмотренных «частью 1 12

13 статьи 22» Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно части 1 статьи 22 Закона 44-ФЗ, цена контракта определяется с использованием одного или нескольких из следующих методов: 1) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативного метода; 3) тарифного метода; 4) проектно-сметного метода; 5) затратного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При этом учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость. Этот метод является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. При его применении заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен. При этом в Методических рекомендациях подробно расписаны процедуры получения ценовой информации. Цены, используемые в расчетах, рекомендуется приводить в соответствие с помощью коэффициентов, которые учитывают срок исполнения контракта; объем работ; наличие и размер аванса по контракту; место поставки; срок и объем гарантии качества; изменение базовой номенклатуры (комплектации, 13

14 состава работ); дополнительная номенклатура позиций в общем объеме закупки; размер обеспечения исполнения контракта; срок формирования ценовой информации; изменение в налогообложении; масштабность выполнения работ. В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете, рекомендуется определять коэффициент вариации Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг путем умножения количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) на предельную цену единицы товара, работы, услуги, установленную в рамках нормирования в сфере закупок, которая определяется на основе информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте РФ Тарифный метод применяется, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае цена контракта определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги путем умножения количества на цену (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленную в рамках государственного регулирования цен. 14

15 Проектно-сметный метод применяется в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами или при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, за исключением научнометодического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, или в дополнение к иным методам. Он заключается в определении цены как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При определении произведенных затрат учитываются обычные прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. При оценке стоимости НИОКР в рамках определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа (ГОЗ) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд необходимо учитывать некоторые особенности расчета, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Методическими рекомендациями по формированию начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов. 15

16 Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 5 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. 656 и предназначены для использования заказывающими органами Минобороны России при формировании начальной цены государственного контракта (НЦГК) в ходе размещения ГОЗ путем проведения торгов в отношении поставок товаров, выполнения работ или услуг, связанных с проведением фундаментальных, прогнозных и прикладных исследований в интересах технического оснащения вооруженных сил РФ, связанных с созданием новых (модернизированных) образцов или серийным выпуском вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий и материалов за исключением тех, для которых есть функционирующий рынок. НЦГК определяется на основе состава затрат на производство товаров (работ, услуг) и уровня рентабельности их производства, либо путем индексации цен предыдущего периода. В случае поставок товаров (работ, услуг), связанных с созданием новых или модернизированных образцов, определение цены контракта осуществляется исходя из анализа расчетных цен, определенных с учетом ТЭО НИОКР по созданию аналогов указанных образцов и с использованием индексов цен производителей на соответствующие товары (работы, услуги). При этом следует учитывать инфляцию. В случае отсутствия возможности определения НЦГК на основе учета состава затрат и уровня рентабельности рекомендуется применять следующие подходы: 1. В части научно-исследовательских работ: 16

17 - на основе трудоемкости, определяемой в зависимости от сложности предметной области или методического обеспечения и стоимости единицы трудоемкости, а также стоимости базовой НИР (при наличии базовой НИР); на основе определения базовой стоимости проведения исследований по одному научному направлению (в случае отсутствия базовой НИР); - на основе трудоемкости, определяемой в зависимости от сложности макетирования, от облика информационного массива или состава кооперации соисполнителей и стоимости базовой НИР. 2. В части опытно-конструкторских работ: - на основе сопоставления стоимости работы-аналога с учетом сложности задаваемой ОКР или стоимости модернизируемого образца - аналога и оценки глубины модернизации; - на основе стоимости этапа государственных испытаний соответствующего образца ВВСТ; - на основе базовой стоимости проведения исследований с учетом сроков проведения работ и их сложности. При расчетах необходимо использовать коэффициент сложности работы оцениваемой НИР относительно базовой. Основные сложности использования подходов к определению стоимости НИОКР, используемых в данной методике заключаются в выборе работы-аналога и в определении трудоемкости НИР, от величины которой и зависят все расчеты. В Методике сказано, что если нет данных о нормативной трудоемкости, или в случае 17

18 отсутствия базовой НИР, расчет НЦГК предлагается проводить на основе базовой стоимости проведения исследований по одному научному направлению с помощью коэффициента, характеризующего соотношение полной стоимости работ и фонда оплаты труда творческого коллектива. Таким образом, на основе проведенных исследований подходов к определению стоимости НИОКР в рамках ГОЗ, можно сделать следующие выводы: - цены ни НИОКР формируются исходя из величины обоснованных затрат на их выполнение и величины прибыли, при этом рекомендуется рассчитывать цены отдельных этапов работ и суммировать их; - для определения цен на НИОКР применяются следующие методы: метод калькулирования, который является основным, предполагает суммирование затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли с учетом факторов, снижающих эти затраты. Состав затрат определяется Порядком определения состава затрат на создание научно-технической продукции военного назначения по государственному оборонному заказу, утвержденному Приказом Минпромэнерго России от N 200; метод индексации статей затрат, предполагающий использование Перечня статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по ГОЗ, утвержденного Приказом ФСТ России от 2 августа 2012 г. 134, а также Порядка применения индексов цен и индексовдефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по ГОЗ, утвержденного Приказом 18

19 Минэкономразвития РФ от 16 апреля 2008 г Применение данного метода целесообразно в сочетании с другими методами; аналоговый метод, основывающийся на составе и величине фактических затрат на выполненные ранее аналогичные НИОКР, при этом учитывающий состав и квалификацию исполнителей выполненных ранее НИОКР и отдельных частей этих работ и трудоемкость работ выполненных НИОКР и их частей; метод экспертных оценок, при использовании которого необходимо учитывать все факторы, оказывающие влияние на выполнение работ: состав и квалификация единственных и привлеченных исполнителей, наличие материальнотехнической базы, трудоемкость выполнения работ, потребность в материальных ресурсах и составлять плановую калькуляцию по каждому этапу НИОКР. Применение этого метода также целесообразно в комбинации с другими. Для организаций аэрокосмической отрасли актуальным является участие в различных исследованиях и разработках по приоритетным направлениям развития России, поэтому стоит обратить внимание на Федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на годы», в рамках которой реализуются различные мероприятия, для участия в которых необходимо сформировать заявку. Для этого используются Методические рекомендации по подготовке предложений по формированию тематики исследований (проектов) в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на годы» и Методика 19

20 обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках реализации федеральных целевых программ и внепрограммных мероприятий в области науки, координируемых Министерством образования и науки Российской Федерации. При оценке стоимости выполняемых работ в ходе подготовки предложений по формированию тематики предлагается использовать метод калькулирования затрат. Методика обоснования НМЦК предполагает использование следующих методов: - затратный метод - на основе составления и анализа смет предполагаемых затрат на выполнение НИОКР и их обоснование; - сравнительный метод расчет цены по результатам изучения источников информации о стоимости аналогичных НИОКР; - доходный метод расчет цены как стоимости доли участия государства в будущих доходах проекта (условие успешности проекта) и как стоимости будущих доходов государства в форме налоговых поступлений от реализации результатов работы в отраслях экономики (условие целесообразности участия государства в проекте). При использовании данных методик основным является, затратный метод оценки стоимости НИОКР, опирающийся на обоснование трудоемкости выполнения НИОКР и сроков ее выполнения. Определяя трудоемкости работ, следует исходить 20

21 из задач, решаемых на определенных этапах НИОКР, и нормативов трудоемкости работ, определение которых является сложной задачей. Применяемые методы нормирования труда сводятся к трем основным группам: экспертные, опытно-статистические и аналитические. Экспертные методы определения трудоемкости различных работ в рамках НИОКР основываются на оценках, данных экспертами. Они используются при определении трудоемкости работ, отличающихся значительной новизной, высоким уровнем сложности - фундаментальных и поисковых НИР, значительной часть прикладных научных исследований и небольшой части особо сложных ОКР. Аналитические методы позволяют определить трудоемкость как функцию параметров разрабатываемого изделия и содержания выполненных работ. Аналитические методы требуют накопления большого количества информации, характеризуются сложностью и громоздкостью расчетов. Опытно-статистические методы нормирования устанавливают трудоемкость на основе опыта лиц, проводящих обоснование затрат и фактических данных о трудоемкости работ прошлых периодов. Таким образом, основные подходы к определения стоимости НИОКР повторяются в различных методиках и подразумевают использование в основном методов калькулирования затрат и различных методов, использующих аналоги сравнительный, рыночный. Основные особенности оценки стоимости НИОКР вытекают из природы исследовательских работ это высокая степень неопределенности получаемого результата и сложность прямого сопоставления 21

22 денежных затрат и результатов, полученных в ходе НИОКР. Классификация затрат регламентируется многими нормативными актами, а вот выявление нормативов, определяющих их уровень это достаточно сложная задача, требующая дополнительного обоснования. Одним из направлений повышения эффективности определения стоимости выполнения НИОКР является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-методической базы проведения это оценки, создание стимулов для исполнителей работ к снижению затрат при необходимом уровне качества выполнения НИОКР, например, путем сохранения за ними части получаемой экономии. Для сферы государственных заказов целесообразно создавать информационные ресурсы, содержащие, в том числе, статистическую информацию об уровне цен. В данной сфере необходимо совершенствование нормативных и организационных основ финансового контроля и законодательства в части ответственности за необоснованное завышение цены государственного контракта. Пристатейный библиографический список 1. Методика расчета стоимости проектов и начальной (максимальной) цены контрактов, предлагаемых для реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы. - М.: АС-Траст, с. 2. Проект Минэкономразвития России Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта [Электронный ресурс] // 22

23 (дата обращения). 3. Постановление Правительства Москвы от ПП «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 4. Приказ Минпромторга РФ от «Об утверждении Методики определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» (В ред. Приказа Минпромторга РФ от). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 5. Федеральный закон от ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // «Российская газета», 80 от Постановление Правительства РФ от (ред. от) «Об утверждении Правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». 23

24 [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 7. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 24


1 Определение НМЦК в закупках Законодательная база и практика применения 2 Скачать материалы лекции 3 Зачем нужна НМЦК? Экономия и прозрачность цены Планирование бюджетных средств Система администрирования

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)» УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 апреля 2015 г. 407 МОСКВА О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 апреля 2015 г. N 407 О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, А ТАКЖЕ ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО

Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (НМЦК и ЦКЕП) НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения

Формирование начальной (максимальной) цены контракта Преподаватель Пилотного центра госзакупок ЮФУ Старший эксперт-консультант Фонда «Содействие XXI век» Руководитель отдела размещения заказов ФГБУ «РНИОИ»

Управление муниципального заказа администрации городского округа город Воронеж Применение методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

О методических подходах к определению цены научно-технической продукции военного назначения Первый вице-президент ФГБУ РАРАН дэн, проф. Лавринов Г.А. 1 Актуальность разработки методических подходов к определения

Проблемы управления затратами и ценообразованием по ГОЗ Москва 2012 Основные нормативные документы Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

1 2 Бируля Олег Александрович 35 лет Образование: высшее Эксперт по тендерам, опытный практик. Более 10 лет работал в крупных российских компаниях на позициях начальника отдела маркетинга, коммерческого

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 2 декабря 2017 г. 1465 МОСКВА О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также

Федеральный закон от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Порядок обоснования начальной (максимальной) цены

Управление муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж Применение методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

«Основные идеи разработки Федерального закона 44-ФЗ. Правовые основы формирования контрактной системы. Информационное обеспечение контрактной системы. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта,

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 3 июля 07 г. N 98/7 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФАС

Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта,

Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные и методические документы ФАС, МинОбороны, Минэкономразвития, ФСТ, Минпромэнерго, Минпромторга, Счетной палаты. Указы Президента

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 ноября 2006 г. N 656 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, А ТАКЖЕ ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА,

Реализация логики учета в соответствии с требованиями 275-ФЗ Петрова Е.П. Руководитель Департамента Аудита Немного теории Методы калькуляции затрат Нормативный Позаказный Попередельный 2 Нормативный метод

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 2 октября 2013 г. N 567 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА,

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 2 октября 2013 г. N 567 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА,

Сметное дело и ценообразование в строительстве 1. Сущность сметной стоимости строительства. Особенностью строительства является то, что строительная продукция выполняется на заказ, вступая в подрядный

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 7 декабря 2015 г. 1333 МОСКВА О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации

П Л А Н мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проекта

Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Что такое «начальная (максимальная) цена контракта и в каких случаях

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 декабря 2013 г. 1119 МОСКВА Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 4 1.1 Обозначения и сокращения... 4 1.2 Область применения... 5 1.3. Общие положения по определению начальной (максимальной) цены контракта... 7 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2013 г. N 1119 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ

Сургутскова Ирина Александровна, ведущий юрисконсульт Института госзакупок РГТЭУ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАСЧЕТА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

Управление муниципального заказа администрации городского округа город Воронеж ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК в рамках Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Заказчик - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (МАРХИ). Закупка

Министерство финансов Российской Федерации от «08» июня 2015 г. 02-02-04/33071 Министерство экономического развития Российской Федерации от «08» июня 2015 г. 14991-ЕЕ/Д28и О позиции Минфина России и Минэкономразвития

Документ предоставлен КонсультантПлюс ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 16 мая 2014 г. N 242-РП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ

Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 (ред. от 04.09.2015) "Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 июля 2008 г. N 520 ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ, НАДБАВОК И ПРЕДЕЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО

Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275» практическое пособие для специалистов в ОБЛАСТИ государственного оборонного заказа ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Декабрь, 2014 год Перечень предлагаемых услуг по расчету и проверке начальных (максимальных) цен контрактов Программный продукт «Икс-Прайс. Расчет НМЦК» с возможностью интеграции в автоматизированные системы

Первые итоги и законодательные инициативы Федеральный закон от 4.06.2014 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе» Первые итоги внедрения Контрактной системы Первые итоги

Методика расчета платы за оказание платной услуги, включая состав затрат на ее оказание, в том числе затрат на организационно-технические и иные мероприятия, необходимые для обеспечения оказания платной

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКВА Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы,

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 16 мая 2014 г. N 242-РП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО

Счет роста доходности и снижения рисков и тем самым увеличить его инвестиционную привлекательность. Литература 1. Ричард Б. Пейзер, Анна Б. Фрей. Профессиональный девелопмент недвижимости. Руководство

2014 Модуль4. Планирование государственных и муниципальных закупок. Управление государственными и муниципальными закупками 120 часов 01.01.2014 В настоящем Модуле в целях актуализации профессиональной

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Реквизиты документа ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «Актуальные вопросы аудита в сфере товаров, работ, услуг в Ленинградской области» Слайд 1. Система государственных и муниципальных в Российской Федерации

П/п 85 Приложение Форма 1 сервис Протокол прогнозной цены* на (наименование работы (услуги) Полное наименование работ (услуг) Единица измерения Нормативно-техническая документация, орган и дата утверждения

Нововведения Федерального закона от 4.06.2014 г. 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе» директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Чемерисов

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение методы определения Список используемых сокращений КС - Контрактная система, имеется в виду 44-ФЗ НМЦк - начальная максимальная цена контракта,

Федеральный закон от 31.12.2014 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" В Вступил

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГУП «ЦНИИ «Центр» «О проблемных вопросах реализации новой редакции Федерального закона «О государственном оборонном заказе» «7» октября 2015

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «АГЕНТСТВО ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ» Москва 2 Оглавление Термины и определения 5 Глава 1. Общие положения 13 Статья 1. Цели регулирования и отношения,

Тема: «Планирование закупок и бюджетных инвестиций» Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Татьяна Васильевна Саакян 1 Планирование закупок, статьи 17, 21 Планирование закупок Формирование

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РОСФИННАДЗОРОМ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ Г. ГОРНО-АЛТАЙСК ОКТЯБРЬ 2015 КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОСФИННАДЗОРА ч.8 ст. 99 44-ФЗ 1.Соблюдение требований к

ЕДИНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ИМ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧАСТИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ. ВЗАИМОУВЯЗКА БЮДЖЕТНОГО И ЗАКУПОЧНОГО

Нормативно-правовые акты Республики Алтай, принятые в рамках реализации Федерального закона от 05.04.2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

Ширшов Сергей Александрович 1 Начальник экономической партии, ФГУНПП «Аэрогеология», г. Москва Основы концепции совершенствования системы ценообразования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству

Тульская область Собрание представителей муниципального образования Кимовский район Решение От 14 января 2012г. 80-467 Об утверждении Порядка регулирования тарифов на подключение к системе коммунальной

ПРОЕКТ Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО 11)» В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. 135-ФЗ

Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок по строительству,

Приложение к приказу ректора от 30.12.2016 07.01-35/1372 БЛОК-СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ВОЛОГОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЗАКАЗЧИК инициатор закупок (структурное подразделение): оформление заявки

Вносится Правительством Российской Федерации Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг Глава 1. Статья 1. Общие положения Сфера применения настоящего

Утверждено постановлением правления Межрегиональной общественной организации по содействию развитию строительной отрасли «Союз инженеров-сметчиков» от «27» марта 2008 г. 2-1/ПС Правила и стандарты Союза

В экономической литературе сложилось три основных подхода при определении стоимости товара:

1. Первый основан на использовании теории трудовой стоимости Карла Маркса, в соответствии с которой производство и обмен товаров совершается на базе их стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последнее, обществом не признается.

При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в труде общественный труд товаропроизводителей.

Карл Маркс рассматривал товар, с одной стороны, как потребительную стоимость, способную удовлетворить какие-либо потребности людей, с другой - как стоимость.

Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в труде:

  • · Конкретный труд - это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т.д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от другого товаропроизводителя.
  • · Абстрактный труд - это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена.

Таким образом, стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

2. Второй подход основан на использовании теории предельной полезности (маржинализма): стоимость и цена выводятся из предельной полезности товаров и их редкости.

Чтобы человеку жить, нужна определенная совокупность материальных благ. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека есть его полезность.

Блага, удовлетворяющие потребности людей, имеются в разных количествах: изобильные и редкие.

Экономическую науку интересуют лишь блага, имеющие ту или иную степень редкости. Именно эти блага необходимо экономить.

Субъективная оценка блага потребителем (материальная ценность) определяется:

  • · степенью полезности блага;
  • · редкостью.

Таким образом, если имеется некоторый запас блага (продукта), то величина этого запаса будет определяться его редкостью, а способность удовлетворять потребность - определять полезность.

Большинство благ делимы. Поэтому можно различить общую полезность каждой единицы запаса.

Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага.

Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность, определяет величину стоимости данного товара.

Следовательно, общая экономическая ценность блага равна предельной полезности, умноженной на количество частей блага.

3. Третий подход был сформирован А. Маршаллом: его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.

Отсюда Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, а издержки производства определяют ценность.

Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.

Главный вывод, сделанный А. Маршаллом - неправильно отдавать предпочтение в процессе формирования рыночной цены либо предложению, либо спросу, видеть основу стоимости и рыночных цен только в затратах или полезности: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".

Таким образом, нет смысла искать единый источник стоимости, единое основание цены. В теории К. Маркса таким источником считается труд, и только труд. Представители австрийской школы видели такое единое основание в предельной полезности. В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержек производства) товаров. Исходя из этого, ценность товара в равной степени определяется полезностью и издержками производства. Осуществленный А. Маршаллом синтез теории предельной полезности и классической теории стоимости открыл путь к созданию общенаучной теории стоимости.

В 1990-х годах в начале 2000-х метод управления компанией, основанный на ее стоимости (valuebasedmanagement,VBM) стал широко распространяться не только в американской и западноевропейской бизнес среде, но и в странах с переходной экономикой. В это же время начинает увеличиваться интерес к корпоративному управлению (corporate governance), увеличивается роль советов директоров отдельно от развития системы корпоративного управления (Ивашковская, 2004).

Традиционным показателем, характеризующим эффективность компании, считается прибыль. Тем не менее, "в современном подходе оценки стоимости компании используется ее стоимость" .

Определение справедливой стоимости компании в современных корпоративных финансах является одним из главных вопросов. Наиболее точная оценка требуется при проведении сделок по слиянию и поглощению, при определении стратегии управления компанией, а также при принятии инвестиционных решений (Еленева, 2010).

Оценка стоимости бизнеса может быть осуществлена с помощью трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. В доходный подход основным фактором, который определяет стоимость, является доход компании. В рамках данного подхода вычисляется стоимость будущих доходов, которые может принести бизнес, то есть применяется принцип ожидания. Затратный подход используется для оценки компаний, "имеющих разнородные активы, в том числе финансовые" . Данный подход основан на принципах наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономического разделения. Сравнительный подход использует принцип замещения: для оценки стоимости компании аналитик подбирает бизнесы, схожие с данной по следующим критериям: принадлежность к отрасли, размер компании, вид производимого продукта (или услуг), стадия жизненного цикла, а также значения финансовых показателей (Родионов, 2010). Сравнительная стоимость любого приобретаемого актива складывается от уровня цены на аналогичные активы, стандартизированного на какую-либо переменную. В качестве такой переменной может выступать прибыль, балансовая стоимость, денежный поток и другие финансовые показатели.

А. Дамодаран в своих работах выделяет три подхода для определения фундаментальной стоимости компании :

  • 1. дисконтирование денежных потоков (discountedcashflow - DCF - подразумевает соотношение ценности актива и приведенной к текущему моменту времени будущей стоимости денежных потоков от данного актива),
  • 2. "сравнительная оценка" подразумевающая оценку стоимости актива через анализ ценообразования сходных активов (в связи с какой-то переменной - доходами, денежным потоком и другими).
  • 3. Оценка условных требований основывается на использовании модели ценообразования опционов для измерения стоимости актива, который имеет характеристики опциона.

Так как "в действительности большинство оценок является сравнительными", в данной работе будет рассматриваться определение стоимости компании при помощи сравнительного подхода. Оценка стоимости компании сравнительным подходом в большей степени связана с рынком в отличие от метода дисконтированных потоков. В этом случае особую значимость имеет предпосылка о корректности определения цены на рынке: предполагается, что рынок "правильно" оценил стоимости активов, но допустил некоторые "ошибки" (недооцененные/переоцененные активы), которые должны быть выявлены при помощи мультипликаторов. Например, "если у фирмы, производящей программные обеспечения, значение мультипликатора "цена/прибыль" равен 10, в то время как аналогичный мультипликатор остальных фирм сектора равен 25, то акции данной компании недооценены, следовательно, произойдет корректировка в сторону среднего для отрасли показателя" .

Важным преимуществом мультипликаторов перед методом дисконтированных денежных потоков является сокращение субъективных экспертных составляющих при оценке стоимости компании и возможность определения влияющих факторов на стоимость. Сравнительный подход проводится быстрее, так как не требует большого количества дополнительных расчетов. Более того, аналитики и эмитенты используют данный подход при оценке компаний с небольшими объемами продаж или с отрицательными прибылями (Еленева, 2010). Данный подход позволяет измерить не внутреннюю, а относительную ценность, следовательно, он в большей степени отражает текущее состояние рынка, чем оценка через дисконтированные денежные потоки (Дамодаран, 2004).

Тем не менее, данный подход имеет недостатки. Во-первых, при оценке стоимости компании могут игнорироваться такие важные факторы, как рост компании, потенциал денежных потоков и риск. Во-вторых, мультипликаторы отражают текущее состояние рынка, то есть в случае, когда рынок переоценит или недооценит сопоставимые фирмы, стоимость компании будет переоценена или недооценена (Дамодаран, 2004). Более того, оценка компаний сравнительным методом затруднена на развивающихся рынках капитала по причине малого количества или полного отсутствии фирм-аналогов.

При определении стоимости компании аналитики и инвесторы могут сравнивать значения мультипликаторов разных фирм или показатели торговой деятельности этой же фирмы за прошлые периоды. Для оценки могут быть использованы сопоставимые или фундаментальные переменные.

Модель с использованием сопоставимых переменных для оценки стоимости компании является наиболее обобщенной и основывается на сравнении значений мультипликаторов со значениями фирм-аналогов или с оценкой данных значений в предыдущие периоды. Использование сопоставимых переменных сталкивается с проблемой поиска фирм-аналогов. В данном случае оценщики могут допустить ошибку по причине невнимания к основным факторам роста компании или из-за выбора мультипликатора, который не полностью отражает стоимость сравниваемых фирм (Еленева, 2010).

В основном сравнительная оценка базируется на сопоставимых переменных, тем не менее, определение стоимости может осуществляться на основе фундаментальных переменных. В данном подходе для определения мультипликатора оцениваемой фирмы используют следующие фундаментальные переменные: темп роста прибыли, темп роста денежных потоков, коэффициент окупаемости и риск. Данная модель схожа с методом дисконтированных денежных потоков, так как для оценки требуется аналогичная информация, а полученные результаты совпадают. Главным преимуществом модели является получение связи между мультипликатором и характеристиками фирмы, что позволяет исследователям проследить изменение значений мультипликатора при изменении значений различных характеристик. То есть использование фундаментальных переменных при оценке стоимости позволяет ответить на такие вопросы, как "Каково будет воздействие изменения размера прибыли на мультипликатор "цена/объем продаж"? Каково соотношение между мультипликатором "цена/балансовая стоимость" и доходностью собственного капитала?" и другие вопросы .

Также для аналитиков важными являются перекрестные сравнения мультипликаторов и сравнения во времени.

При сравнении мультипликаторов одной фирмы со среднеотраслевым значением этого мультипликатора осуществляется перекрестное сравнение. Полученные результаты могут отличаться в зависимости от исходных предпосылок. Если аналитики предполагают, что фирма аналогична среднеотраслевой фирме, а при оценке значение мультипликатора, ниже среднеотраслевого, следовательно, будет сделан вывод о том, что данная фирма имеет невысокую ценность (Дамодаран, 2004).

В случае, когда необходимо оценить стоимость фирмы, действующей на рынке продолжительный период времени, возможно сравнение текущих значений мультипликаторов с мультипликатором, значение которого было получено в прошлые периоды. В данном случае также необходимо ввести предпосылку о неизменности фундаментальных переменных во времени. Например, "возможно введение предпосылки об уменьшении значения мультипликатора "цена/прибыль" в случае оценки компании с высокими темпами роста" . Использование данной модели при сравнении усложняется при изменении процентных ставок и других изменений на рынке. В случае, когда значения процентных ставок снижается ниже исторических норм, а ценность рынка растет, то большинство компаний будут торговаться при более высоких мультипликаторах, которые рассчитаны на основе балансовой стоимости и прибыли (Дамодаран, 2004).

Сравнительный подход к оценке стоимости компаний объединяет в себе несколько методов: метод сделок (метод продаж), метод рынка капитала (метод компании-аналога), метод отраслевых коэффициентов .

Метод сделок подразумевает использование цены приобретения компании-аналога или ее контрольного пакета акций. Данным метод является наиболее точным при проведении оценки стоимости коммерческой организации. В качестве исходного показателя в методе сделок используется цена одной акции. Далее оценщики осуществляют отбор компаний-аналогов и рассчитывают оценочные мультипликаторы. Мультипликатор представляет собой отношение рыночной капитализации фирмы-аналога к какому-либо финансовому показателю. Для определения стоимости оцениваемой компании величину рассчитанного оценочного мультипликатора умножают на соответствующую величину финансового показателя данной компании.

Метод рынка капитала основан на анализе данных открытого фондового рынка. Процедура выбора компании-аналога и определение мультипликатора стоимости в данном случае идентично методу сделок, однако, в методе продаж используется цена контрольного пакета акций (или всего пакета), а в методе компании-аналога - цена одной акции, не дающей никаких элементов контроля.

Третий метод - метод отраслевых коэффициентов - для определения стоимости компании использует рекомендованные соотношения между ценой компании и определенными финансовыми показателями. Данные коэффициенты рассчитываются на основе исторических статистических наблюдениях цены продаж и финансовых показателях различных действующих фирм. Данный метод не применим в России по причине отсутствия длительных статистических наблюдений за показателями компаний. В отличие от этого метода, метод мультипликаторов может быть использован как при оценке компаний развитого рынка капитала, так и при оценке компаний, действующих на развивающемся рынке.



Похожие публикации

Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень