Особенности общения с различными по характеру собеседниками. Когда возникают проблемы общения с пожилыми людьми. Особенности бесконфликтного общения

Особенности общения с различными по характеру собеседниками. Когда возникают проблемы общения с пожилыми людьми. Особенности бесконфликтного общения

Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности в общении. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек испытывает в процессе взаимодействия с другим. Среди всего многообразия потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (Μ. Е. Литвак). Кроме того, важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении.

Доминантный собеседник. Он настроен непременно повлиять: если силен физически – вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, по не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разговор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность. Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избегать высмеивать его "силовые приемы", иначе может быть ссора.

Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании не словами, а взглядом. Склонен перекладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Мобильный собеседник. Он с легкостью переключается на общение от других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собеседником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно замедляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопонятным.

Ригидный собеседник. Ригидность – личностная черта, которая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидному человеку требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Говорит он не спеша, вдумчиво, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно, ему обязательно нужно расставить все "по полочкам". Если собеседник ригиден, наберитесь долготерпения, чтобы выслушать его внимательно.

Экстраверт. Экстраверсия – ориентация личности на мир внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если беседа носит благополучный характер, то он строит диалог таким образом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сглаживать с помощью беззлобной иронии.

Интроверт. Интроверсия – ориентация личности на свой внутренний мир. Интровертам присущи необщительность, замкнутость ("им все равно меня не понять"). Он весь в себе, не любит ежедневных встреч и разговоры на личные темы. Темы творческого, философского и делового характера его привлекают больше. Общаясь с интровертом, избегайте панибратства и всякой личной тематики. Обсуждая вопросы профессиональные или абстрактные, будьте готовым к затяжным паузам.

Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которые приносит новые впечатления. Восприятие человека нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные, неизмененные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями, со временем иссякают.

Позитивным фактором общения является принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

Выводы

  • 1. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
  • 2. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Основные функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждающая, "межличностная", внутриличностная.
  • 3. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды: по контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным или массовым, ролевым и личностным; по времени контакта кратковременным или длительным; по уровню передачи информации вербальным и невербальным.
  • 4. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу. Выделяют следующие уровни общения: фатический (простой обмен репликами), информационный (обмен содержательной информацией), личностный (духовный уровень постижения сущности другого человека и самого себя).
  • 5. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени.
  • 6. Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека. Общительность – качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
  • 7. Среди многообразия потребностей человека от самого процесса общения можно выделить потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени. Важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении: доминантность или недоминантпость, мобильность или ригидность, экстравертность или интровертность.
Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития

Особенности общения детей раннего возраста

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы - мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет - в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый - это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

Особенности общения дошкольников

У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый - это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый - это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать - содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.

Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.

А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.

Эмоционально-практическая форма общения (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения - локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни). После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.

Внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни). У детей этого возраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления - желания, предпочтения, настроение.

Особенности общения младших школьников

В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.

Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше - 84 %.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения (М. И. Лисина, 1981):

На протяжении первого полугодия - ситуативно-личностная форма, проявляемая в «комплексе оживления», т. е. сложной реакции младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.

От 6 месяцев до 2 лет - ситуативно-деловая форма, проявляемая в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в деловом взаимодействии с ними.

От 3 до 5 лет - внеситуативно-познавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к взрослым. Это возраст «почемучек».

В 6–7 лет - внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений.

Особенности общения в подростковом возрасте

Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу - довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20 % школьников.

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности у школьников - до 7-го класса.

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли только 15 % подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждены удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в неформальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных группах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и выпить вина.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми (А. В. Мудрик, 1981).

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8-м классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» - в 7-м и 9-м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у семиклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.

Развитие речи у детей дошкольного возраста (по С. Н. Карповой, 1980)

1. К концу 1-го - началу 2-го месяца жизни у ребенка возникает первая специфическая реакция на человеческую речь: особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

2. На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого уже появляются собственные речевые реакции ребенка в составе «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье). Затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки (гуление). Они воспроизводят в основном интонационную сторону речи взрослых. Позднее появляется ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, выражают лишь его эмоциональное состояние, связанное с общением со взрослыми.

3. Примерно с 4 месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации.

4. На 6-м месяце жизни он уже ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на другие его смысловые признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает ритмическая организованность собственных звуков ребенка. Между 4 и 6 месяцами ребенок переходит к лепету.

5. К концу первого полугодия жизни рождаются формы общения по поводу предметов.

6. Во втором полугодии ребенок начинает пользоваться «псевдословами», т. е. сочетанием звуков, которые несут в себе сигнальную функцию, но еще не обладают обобщенными значениями. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, слоги, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

7. Примерно до возраста 1,6–1,8 года идет процесс углубления понимания ребенком слова без значительного прироста его активного словаря. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается и на 2-4-м году жизни.

8. Вторая половина 2-го года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

9. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи. К концу второго года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений. С этого же возраста возникает и сознательный контроль ребенком правильности собственного речевого высказывания и речи других людей.

10. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной и приобретает диалогический характер. Речевые высказывания и пользование речью уже отрываются от конкретных ситуаций. Возникают монолог и диалог как основные формы речи, включенные в процесс мышления. Одновременно развиваются все формы речи, в том числе и внутренняя.

Особенности общения в юношеском возрасте

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (И. С. Кон, 1989). Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей - с 16 % в седьмом классе до 40 % в девятом, у девушек - соответственно с 25 до 50 %, что связано с формированием самосознания.

Особенности общения в пожилом возрасте

В пожилом возрасте сферы общения часто суживаются. В связи с выходом на пенсию исчезает деловое общение. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения, которое чаще всего осуществляется с помощью телефонных разговоров и по инициативе родителей, а не детей. Многие пожилые люди становятся вдовцами или, чаще всего, вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. В этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами, с соседями по подъезду или (в сельской местности) по улице.

Из книги Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... автора Котлячков Александр

Возрастные особенности «Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Сайта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса, и когда ты уже сам Санта-Клаус». Боб Филлипс «Молодость все открывает впервые, старость – только прежнюю молодость». Владислав Гженшик Возьмем градацию

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Возрастные особенности психического развития при аутизме Как обсуждалось выше, детский аутизм является особым типом нарушения психического развития, возникающего в результате биологической дефицитарности ребенка. С самого рождения такой ребенок развивается в особых

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Возрастные особенности личности Перебирая в памяти былое, Я вспомню песни первые свои: «Звезда горит над розовой Невою, Заставские бормочут соловьи…» А юные девчонки и мальчишки - Они о том же: сумерки, Нева… И та же нега в этих песнях дышит. И молодость по-прежнему

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

18. Возрастные периоды социализации Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени

Из книги Почему дети лгут? автора Экман Пол

Глава 3 Возрастные особенности детской лжи В каком возрасте ребенок может начать лгать?Лори - жизнерадостная девчушка трех с половиной лет, обладающая явными художественными наклонностями. Однажды она решила с помощью набора новых фломастеров выразить

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

1.4. Возрастные особенности отношения к любви Люди молодого и среднего возраста воспринимают любовь и ведут себя в отношении любви по-разному (М. Г. Зибзибадзе, 2011). Молодые считают любовь более важной стороной жизни, чем люди среднего возраста, и склонны полностью

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 9 Возрастные особенности общения

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

10.4. Возрастные особенности мотивации общения В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.8. Возрастные особенности творчества Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо , все формы творчества

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Возрастные особенности Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные хитросплетения характера и поведения проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому из нас. Одной из таких закономерностей являются

Общение является основным инструментом взаимодействия между людьми. С помощью вербальных или невербальных знаков выражаются эмоции, желания, намерения, передается информация. Владение коммуникативными навыками позволяет легко налаживать контакт с людьми, быть успешным во всех сферах жизни.

Что такое этика общения?

Учение о морали входит в понятие этики. Моральные нормы включают правила взаимодействия между людьми, установленные обществом. Взаимодействие включает в себя общепринятые нормативы поведения и общения. Этические принципы условны и в разных культурах они отличаются. Однако их соблюдение является необходимым условием существования в обществе.

Сущность нравственности заключается в наличии моральных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающими людьми на достойном уровне.

Общепринятые нормы исключают какое-либо насилие, нецензурную лексику, критику, унижение.

Приветствуется уважительное отношение, доброжелательность, открытость, равенство, свобода самовыражения.


Речевые коммуникации

Вербальное общение с использованием речевых средств сопутствует выражению своих мыслей, мнения, эмоций, обмену информацией. Его можно характеризовать с точки зрения:

  • грамотности;
  • доступности;
  • точности;
  • содержательности;
  • выразительности.

В процессе речевых отношений также важно следить за интонацией голоса и тембром.



Различают следующие виды вербальной коммуникации:

  • Обычное общение или беседа – происходит обмен мнениями, опытом.
  • Обсуждение – решаются вопросы, обсуждаются задачи.
  • Конфронтация – происходит спор, отстаивание позиции.
  • Диспут – происходит публичное обсуждение общественно важных тем.
  • Дискуссия – обсуждаются различные мнения с целью поиска истины.
  • Симпозиум – проводятся непродолжительные выступления нескольких людей.
  • Лекция – происходит выступление одного участника.
  • Полемика – происходит обмен мнениями, обсуждение с целью победить, отстоять свою позицию.

Результативность того или иного вида вербальной коммуникации зависит от правильно поставленных целей, от конструктивности информации.




Как правильно разговаривать с людьми?

Так, например, при общении с младшими или детьми им необходимо уделять больше времени, искренне интересоваться их проблемами, внимательно слушать.

Ни в коем случае нельзя критиковать или унижать. С детьми надо общаться как со взрослыми, с уважением, доброжелательностью.


При общении с друзьями или со сверстниками важно уважать чужое мнение. Не рекомендуется давать советы там, где их не просят. Взаимодействие должно строиться на принципах сотрудничества, открытости, честности.


При общении с родителями нужно быть более терпимыми, внимательно выслушивать их мнение или советы. Ни стоит конфликтовать, пытаться доказывать свою правоту. Необходимо стремиться к конструктивному диалогу. Добрые ласковые слова творят чудеса.



Общаясь с инвалидами, не стоит акцентировать внимание на их положении. Проявление чрезмерной жалости, сочувствия может раздражать или унижать собеседника.

Ни в коем случае нельзя говорить что-то с высокомерием или в пренебрежительном тоне. При разговоре нужно быть предельно внимательным, вежливым.


При коммуникации со старшими, взрослыми людьми необходимо проявлять уважение, вежливость, честность. Не допускается обращение на «ты» или просто по имени, если только такое желание не выразит сам собеседник. Разговаривать нужно в спокойной, непринужденной, доброжелательной манере.

Общение с пожилыми людьми должно быть основано на уважении, почтительности, вежливости, открытости. Обращаться нужно всегда по имени отчеству, на «вы».

Не стоит спорить. Следует понимать, что люди в более пожилом возрасте особенно ранимы, они нуждаются в понимании, поддержке, помощи.

При разговоре нужно использовать только добрые и позитивные слова.


Как правильно общаться по телефону?

При общении по телефону отсутствует зрительный контакт, поэтому основное и решающее впечатление складывается на основе приветствия. Первые произнесенные фразы, интонация, манера общения влияют на результат и на продолжительность всего разговора.

Телефонное общение начинается с того момента когда пошли гудки в телефоне. По правилам хорошего тона трубку следует снимать сразу после третьего звонка. Ждать ответа рекомендуется до восьмого звонка.

После того как прозвучит ответ важно максимально вежливо поздороваться, обязательно представиться.

Если человеку звонят впервые, то нужно сообщить, откуда стал известен номер телефона. Затем приступают к основной части разговора.


Здесь важно соблюдать размеренный темп речи. Слишком быстрая речь плохо воспринимается на слух, ее смысл часто упускается. Медленный темп может начать раздражать собеседника, и он начнет отвлекаться. Голос должен быть не слишком тихим и не слишком громким.

Для поддержания позитивного настроя при разговоре нужно улыбаться. Улыбка всегда чувствуется при разговоре по телефону, и она придает особую вежливость голосу. Рекомендуется периодически обращаться по имени или имени отчеству. Человеку всегда приятно слышать свое имя. К тому же это придает оттенок индивидуальности.



Если планируются серьезные переговоры, обсуждение коммерческих условий, то текст или ключевые фразы лучше подготовить заранее.

Однако собеседник не должен догадываться о том, что слова заранее подготовлены. Разговор должен проходить в максимально естественной, непринужденной манере.

Важно делать паузу между смысловыми предложениями, давая человеку возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. При этом нужно внимательно, активно слушать. Это можно делать с помощью таких коротких фраз как «да», «хорошо», «понятно».


Заканчивать телефонный разговор необходимо на позитивной ноте. Нельзя резко обрывать общение . Последние фразы очень важны. Правильное прощание является чуть ли не последним шансом, который может помочь изменить ситуацию в противоположную сторону. Поэтому его лучше планировать заранее.


Этикет в социальных сетях

Современные технологии позволяют общаться через интернет, используя для этого приложения, социальные сети. Постепенно такая коммуникация проникает во все сферы деятельности человека. Если раньше такое общение встречалось только между близкими друзьями и родственниками, то сейчас так решаются серьезные рабочие вопросы, обсуждаются политические темы, создаются группы по интересам. Обсуждения в социальных сетях формируют мировоззрение современных людей.



​Существуют негласные правила этикета, которых следует придерживаться при переписке, дабы не испортить о себе впечатление. Не видя собеседника и не слыша его голос, мнение, как правило, формируется на основе:

  • грамотности;
  • способности лаконично выражать свои мысли;
  • вежливости;
  • используемого словарного запаса.


Любое сообщение надо начинать с приветствия, обращения по имени.

Следует иметь в виду, что слова, написанные только заглавными буквами, несут большую эмоциональную нагрузку. Лучше избегать большого количества восклицательных, вопросительных знаков, многоточий, недосказанности. Это может сформировать неправильное отношение к сказанному. Ни в коем случае нельзя использовать нецензурные слова.

Прежде чем отправлять сообщение, его следует внимательно прочитать, оценить целесообразность предоставляемой информации. Не стоит забывать о сообщении благодарности при любой возможности.



Все это может отпугнуть не только собеседников, но также и потенциальных работодателей. Одной из современных тенденций поиска и подбора персонала является использование социальных сетей.


Правила невербального разговора

Невербальное взаимодействие осуществляется с помощью мимики, жестов, привычек. Одежда, ее крой, цвет, сочетание могут многое сказать об эмоциональном состоянии, характере, статусе. Неряшливый вид создает плохо выглаженная одежда, расстегнутая на все пуговицы. Целостность образу придает прическа. Волосы должны быть чистыми и аккуратно уложенными.


Существуют определенные правила, позволяющие эффективно взаимодействовать друг с другом. Среди основных моментов можно выделить:

  • Соблюдение дистанции . Вторжение в личное пространство – ближе, чем на 40 см – вызывает дискомфорт.
  • Зрительный контакт. При разговоре нужно как можно чаще смотреть в глаза, около 60% всего времени. Так формируется доверительное отношение. Однако не стоит злоупотреблять. Слишком долгий пристальный взгляд выражает недоверие, агрессию.


  • Использование открытых поз . Не рекомендуется скрещивать руки или ноги. Такие позы выражают закрытость, нежелание идти на контакт.
  • Прямая осанка свидетельствует об уверенности в себе.
  • Отсутствие поз, выражающих недовольство, превосходство, пренебрежение. К ним можно отнести позу, когда руки упираются в бок, опущены в карманах или же находятся за спиной.
  • Отсутствие чрезмерной жестикуляции. Иначе может показаться, что говорящему не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли.

Следует отметить, что месторасположение собеседников также немаловажно. Находясь друг напротив друга, оппоненты более склонны к конфронтации, нежели располагаясь рядом. Поэтому для деловых переговоров часто используют круглые столы.


Особенности бесконфликтного общения

Во время конфликта происходит столкновение мнений, интересов, позиций. Результатом конфронтации может стать достижение общей цели или разрушительные последствия. Поэтому любой конфликт необходимо стремиться перевести в позитивное русло, а при возможности вообще предотвратить.


Прежде чем распыляться в эмоциях надо постараться трезво взглянуть на ситуацию, проанализировать, попытаться вежливо донести суть вопроса.

Обязательно нужно предоставить оппоненту возможность выйти из положения достойно. Для того чтобы не создавать предпосылки для возникновения конфронтации, рекомендуется придерживаться нехитрых принципов, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими.


К ним можно отнести:

  • вежливость;
  • уважение;
  • позитивность;
  • открытость;
  • внимание;
  • порядочность;
  • конкретность;
  • сохранение личностных границ;
  • терпимость;
  • справедливость;
  • сострадание.



Умение войти в положение другого человека позволяет понять мотивы его поведения, взглянуть на ситуацию под другим углом. Не следует реагировать на агрессию эмоционально. Это может привести к неконтролируемой опасной ситуации. Также не стоит поддаваться на провокации.

Следует помнить, что у каждого индивидуума имеются свои особенности характера, темперамента, мировоззрения, воспитания, жизненной ситуации. Это надо понимать и принимать. Реакцию на тот или иной посыл человек выбирает сам. Не стоит сразу «рубить с плеча».


Деловая сфера общения

В профессиональном мире принято соблюдать этику делового общения. Это свод правил, направленных на достижение конкретных целей. Специфика взаимодействия заключается не в том, чтобы показать интересные стороны своего характера, а в том, чтобы заинтересовать партнера, вызвать доверие и уважение. Важно найти точки соприкосновения, обозначить границы, зоны взаимодействия. При этом учитываются культурные, национальные особенности делового партнера.


Среди ключевых навыков успешных деловых переговоров можно выделить:

  • умение правильно выражать свои намерения;
  • способность анализировать;
  • умение слушать;
  • способность отстаивать свою позицию;
  • трезвая оценка всех плюсов и минусов;
  • владение профессиональной терминологией.


Существуют основные этапы делового разговора:

  • Приветствие. На данном этапе происходит формирование первого впечатления.
  • Вводная часть. Включает подготовку к обсуждению ключевых вопросов.
  • Обсуждение. Включает конкретизацию ситуации, рассмотрение возможных вариантов, принятие решения.
  • Завершение. Прощание, также оказывающее влияние на формирование целостного впечатления.


При разговоре необходимо проявлять искреннюю заинтересованность темой, доброжелательность. Настроение, эмоциональное состояние не должны оказывать влияние на темп речи и ее громкость. Выражение лица должно быть открытым, приветливым. Ничто так не располагает, как искренняя улыбка собеседника.

В сфере профессионального общения ценятся такие качества как тактичность, честность, порядочность, ясность.

Сначала всегда высказывают положительные стороны, а уже потом упоминают отрицательные.


Независимо от того, в какой форме проходит деловая встреча, необходимо следить за дикцией, темпом речи, громкостью, построением фраз, правильной расстановкой акцентов. При любом исходе деловой встречи должно остаться положительное впечатление от разговора. Это значительно повышает шансы на улучшение результата.

Человек общается со всеми людьми, которые его окружают. Лишь на улице можно пройти мимо незнакомца и даже не обратить на него внимания. Однако если человек знаком с конкретным , тогда у него возникает намерение к нему обратиться, чтобы сказать простое «привет». Выделяют особенности общения человека с детьми, сверстниками и более взрослыми людьми.

Человек меняется в своем , в зависимости от ситуации, эмоционального состояния, того, с кем он общается. Нередко возникают конфликты на почве того, что человек общается не так, как это принято с теми или иными людьми. Вот почему следует разобраться в особенностях общения с различными категориями людей на сайте психологической помощи сайт.

Что такое особенности общения?

Под особенностями общения понимаются определенные правила или закономерности, которые возникают в том или ином диалоге. Человек общается со сверстниками не так, как с детьми, а взрослым может рассказывать не то, что своим сверстникам. Здесь играют роль множество факторов, одним из которых является доверие. В зависимости от того, насколько человек доверяет своему собеседнику, он перед ним в той или иной мере открывается, использует тот или иной стиль речи.

Общение возникает в результате возникновения намерения что-то рассказать другому человеку. А это намерение базируется на полученной информации, эмоциональном состоянии, поведенческих реакциях.

Самый лучший собеседник – тот, который молчит. Считается, что молчаливый человек является самым лучшим собеседником. Действительно ли это так? Действительно, но не на все 100%. Следует понимать, для кого-то молчаливый собеседник станет лучшим. Раз ему нужно молчать, чтобы стать лучшим, значит, его собеседником является тот, который любит поговорить. Человек, который любит поговорить и послушать самого себя (эти люди довольно часто считают свою жизнь очень ценной и важной, а также они считают себя очень умными и всегда правыми), будет считать своим лучшим собеседником того, кто рядом с ним молчит и внимательно его слушает. И поскольку есть люди, которые считают себя умными и ценными даже тогда, когда нет на то реальных подтверждений, то молчать в их присутствии является самым хорошим вариантом им понравиться.

Следует понимать, что не со всеми людьми подходит молчание. Если человек понимает, что он не всегда является правым и он не настолько важная личность, чтобы «распускать перья» перед другими людьми, тогда его идеальным собеседником станет тот, кто будет с ним разговаривать.

По большому счету можно выделить три группы людей:

  1. Разговорчивые.
  2. Молчаливые.
  3. Говорящие и молчащие в меру.

Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, какой вы человек в общении. Разговорчивые люди всегда легко сходятся с молчащими, а говорящие и молчащие в меру — с такими же говорящими и молчащими в меру. Если встречаются два молчаливых или два разговорчивых человека, то у них часто случаются непонятки и ссоры.

В зависимости от того, какая самооценка у человека, он считает своим лучшим собеседником того, кто эту самооценку поддерживает и дополняет. Собеседник с (то есть «важная личность») будет искать себе молчаливых слушателей. Человек с нормальной самооценкой будет искать человека, который будет попеременно слушать его и что-то говорить от себя. А человек с заниженной самооценкой («молчун») будет искать себе «говоруна», то есть мнящего себя значимой личностью. Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, каким вы являетесь собеседником.

Особенности общения со сверстниками

Важную роль общение со сверстниками занимает при переходном возрасте. Когда ребенок становится , у него меняется направленность общения. Он теперь больше тяготит к дружескому и товарищескому общению, нежели к детско-родительскому.

Подросток в своем возрасте сталкивается с двумя формами общения: со взрослыми и со сверстниками.

  1. Со взрослыми при общении возникает неравноправие. Взрослые требуют их слушаться и редко прислушиваются к мнению подростка.
  2. Со сверстниками подросток держится на равных. В его возрасте становятся актуальными желание показать себя, стать частью группы, развивать свою индивидуальность и становиться самостоятельной личностью.

Поскольку взрослые держат себя выше подростка, он больше тяготеет к ровесникам, с которыми он может общаться так, как того хочет. Здесь еще наблюдается тенденция к групповому общению, где есть лидер и все остальные. Лидера все уважают и даже в некоторой степени боятся. Однако на него пытаются быть похожими и даже мечтают свергнуть его, чтобы занять его место.

Подростки не общаются со взрослыми. Все свои тайны и секреты они начинают доверять друзьям. Это тоже связано с тем, что только со сверстниками подросток может пообщаться на равных, получить поддержку и пр.

У подростков часто можно наблюдать сленг, жаргонные фразы, особые жесты и мимику. Это все является следствием подражания той группе, к которой подросток старается принадлежать.

Особенности общения со взрослыми людьми

С самого рождения ребенок нуждается в общении. Его окружают только взрослые люди, даже если этими людьми являются другие дети более старшего возраста. Именно взрослые рассказывают, что детей окружает, как это называется и зачем это нужно. В первые годы жизни дети познают мир только через то, что они слышат от взрослых людей. Здесь дети занимают подчиняющуюся роль и верят каждому слову родителей.

Уже в подростковом возрасте все немного меняется. Взрослые люди продолжают быть авторитетными, однако подросток уже сам ощущает себя взрослой личностью, которой пытается стать. Именно с этого возраста начнется постепенный переход от обращения на «вы» к взрослым на «ты».

Молодежь подражает взрослым людям. И если молодые люди (в том числе и подростки) видят, что взрослые отличаются от детей тем, что они зарабатывают деньги, работают, трудятся, тогда и сама молодежь начнет трудиться. Если молодые люди будут видеть разницу между детьми и взрослыми в том, что более старшие индивиды пьют и курят, тогда и они начнут пить и курить. Если молодые люди видят несерьезное отношение взрослых к жизни, тогда и они начнут безответственно себя вести.

Молодежь подражает взрослым людям. Почему? Потому что с самого детства человек старается стать самостоятельным, взрослым и независимым. Обратите внимание, как дети надевают одежду своих пап и мам, играют в игры, где они бухгалтера, учителя или шахтеры. Дети хотят стать взрослыми, поскольку именно взрослые люди являются олицетворением власти, независимости и свободы. Молодые люди находятся на рубеже своего взросления и отказа от детства. И в зависимости от того, что молодые люди наблюдают в поведении взрослых людей, они делают то же самое.

«Почему мой ребенок курит?» — возможно, в вашем окружении (или даже в семье) кто-то курит, а ваш ребенок копирует поведение этого человека. «Мой ребенок ругается. Что делать?» — возможно, вы сами ругаетесь, и ребенок просто копирует ваше поведение. Следует понимать, что молодые люди создают себе кумиров из взрослых людей. Им кто-то нравится, и они начинают копировать поведение этого человека. Зачастую дети копируют поведение своих родителей. Поэтому если вы пьете, курите, безответственно относитесь к жизни, то и ваш ребенок может начать вести себя точно так же. Но бывает и так, что ребенок копирует поведение других людей, не похожих на их родителей. В любом случае примером для подражания становятся взрослые люди!

Это подводит к одной важной мысли: если вы хотите, чтобы молодежь стала более ответственной, успешной и счастливой, необходимо начать с себя. Дети копируют вас! И если вы безответственны, неуспешны и несчастливы, то не нужно ждать чуда, что молодежь пойдет по другим стопам. Вы – взрослые люди – должны подавать пример молодым в том, какими они должны быть. И это должны быть не слова, а ваши реальные поступки. Подрастающее поколение верит не словам, а вашим действиям. Поэтому они будут копировать ваше поведение, абсолютно игнорируя лживые слова (если вы говорите одно, а делаете другое). Причем молодежь точно так же начнет врать другим людям, как это делаете вы: будет говорить одно и делать другое. Вы – пример для подражания. Что делаете вы, то будут делать и молодые люди.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте ребенок постепенно понимает, что его мир крутится не только вокруг мамы и папы, но и вокруг других детей. Он начинает общаться с детьми, которые не являются его братьями и сестрами. Это очень важно для отработки первых социальных навыков общения.

Здесь родителям нужно помогать ребенку правильно общаться с окружающими людьми любого возраста. Если у ребенка возникают конфликты с другими детьми, тогда нужно понять проблему и подсказать, что можно сделать в такой ситуации. Именно в данном возрасте малыш отрабатывает свои первые и базовые коммуникативные навыки.

Особенностью невербального общения является то, что людям не нужны слова, чтобы понять друг друга. Психологи утверждают, что более 75% всей информации человек получает через : мимику, жесты, позы собеседника, его интонацию голоса и пр. Можно говорить, что угодно, но человек будет улавливать невербальные сигналы, чтобы более полно понять собеседника.

Невербальное общение является универсальным. Даже если человек не знает языка, то уже через жесты и позы может показать свое намерение или отношение к происходящему. Люди на интуитивном уровне понимают друг друга, даже если не слышат слов говорящего.

В каждой культуре есть свой язык, правила грамматики, особенности национального общения. В одной стране может быть нормально в прямом смысле слова отвечать на вопрос «Как твои дела?», а в другой стране данный вопрос будет заменять обычное приветствие, поэтому на него не нужно отвечать длинно. В одной стране будет нормально подавать руку женщине, чтобы с ней поздороваться, а в другой нет.

В каждой культуре есть свои правила, законы, этикет и прочие составляющие коммуникации. Человек с самого рождения будет усваивать те нормы, которые приняты в его среде. Однако если он попадет в другую страну, то своими культурными жестами может кого-то оскорбить, если не будет знать, как на это реагируют люди другой национальности.

Итог

Общение – самый главный и распространенный способ взаимодействия между людьми различного возраста и национальности. Чтобы изъясниться, люди используются различные механизмы, которые им известны. Культуре речи человек обучается с самого рождения у взрослых, затем отрабатывает свои навыки со сверстниками, а затем уже и сам становится родителем, который обучает детей речи и ее правилам.

Этот тест поможет понять, каковы вы в общении, легко ли с вами вести диалог и как вы при этом относитесь к своему собеседнику. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

Вопросы

1. Как вас воспринимают коллеги, знакомые?

А) как очень дружелюбного человека;

Б) как человека самоуверенного;

В) как спокойного и уравновешенного человека.

2. Что вы сделаете, если кто-то без разрешения возьмет с вашего рабочего стола какую-то вещь?

А) отругаете;

Б) заставите вернуть;

В) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению после каких-либо конфликтов?

А) всегда;

Б) иногда;

В) никогда.

4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

А) умеренными и сбалансированными;

Б) несерьезными;

В) радикальными.

5. Какое животное вам более симпатично?

А) медведь;

В) кошка.

6. Легко ли вы вступаете в спор?

В) все зависит от обстоятельств.

7. Что вы делаете, если что-то не удается?

А) смиряетесь;

Б) пытаетесь свалить вину на другого;

В) повторяете попытки снова.

8. Как вы поступите, если вам нагрубили в магазине?

А)стерпите, избегая скандала;

Б) выразите недовольство;

В) нагрубите в ответ.

9. Как вы будете себя вести, если опаздываете на встречу?

А) спокойно;

Б) очень нервно и раздражительно;

В) слегка беспокойно.

10. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

А) спокойно, едете не спеша;

Б) мчитесь с бешеной скоростью;

В) стараетесь не уступать дорогу, иногда превышая скорость.

11. Как вы себя ведете, если собеседник вас не слушает?

А) раздражаетесь;

Б) тактично намекаете ему на недостаток внимания;

В) разворачиваетесь и уходите.

12. Вы всегда внимательно слушаете своего собеседника?

Б) не всегда;

В) редко.

13. Вы любите быть в центре внимания?

А) всегда;

Б) иногда;

В) для вас это неважно.

14. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

А) поговорите с учителем;

Б) устроите скандал обидчикам;

В) посоветуете ребенку дать сдачи.

15. Способны ли вы пойти на компромисс?

А) никогда;

В) все зависит от ситуации.

Инструкции

Подсчитайте набранные вами баллы, опираясь на таблицу.


Результаты теста

24 балла и менее. С вами достаточно легко общаться, но вы слишком миролюбивы. Вам необходимо быть более решительным. Не относитесь к себе столь критически, но вместе с тем не теряйте уважения к окружающим.

25-31 балл. Вы легко сходитесь с окружающими, но иногда с вами бывает тяжело общаться. Во многом ваше поведение зависит от настроения. Не следует поддаваться эмоциям, будьте терпимее. Чаще ставьте себя на место других и только после этого оценивайте ситуацию.

32-45 баллов. Вы достаточно неуравновешенный человек, иногда бываете крайне агрессивны. Нередко вы готовы пожертвовать интересами окружающих. С вами тяжело найти общий язык. Если будете более требовательны и критичны к себе, к своему поведению, а не к окружающим, то, возможно, станете со временем неплохим собеседником.

Конфликтный ли вы человек?

Этот тест поможет вам распознать, насколько вы терпимы к окружающим, можете ли вы нейтрализовать конфликтную ситуацию и насколько вы можете быть сдержанным в такие моменты. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

А) никогда;

Б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;

В) всегда.

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

А) если споры не портят отношений;

Б) только по принципиально важным вопросам;

В) да, всегда.

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

Б) да, с удовольствием;

В) только, чтобы отстоять свою точку зрения.

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

А) тоже пойдете без очереди;

Б) будете возмущаться, но про себя;

В) выразите свое недовольство.

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

А) не дадите чаевых;

В) устроите скандал.

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

В) в зависимости от обстоятельств.

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

А) да, всегда;

Б) вам все равно;

В) иногда.

Инструкции

Суммируйте полученные баллы.



Результаты теста

6 баллов и менее. Вы совсем не конфликтный человек и легко можете пойти на компромисс. Вас довольно сложно чем-то вывести из себя. С вами легко общаться, но иногда все-таки стоит отстаивать свою точку зрения. Будьте увереннее в себе.

7-11 баллов. Иногда с вами бывает тяжело найти общий язык, но вы все же стараетесь не вступать в конфликтные ситуации. Порой вы предпочитаете находиться в стороне. Но если вы начали спор, то отстаивать свою точку зрения будете до конца, даже несмотря на дружеские отношения. Не поддавайтесь на провокации, будьте сдержаннее.

12-16 баллов. Вы крайне конфликтный человек и иногда бываете настолько агрессивны, что поддерживать с вами дружеские отношения совсем не просто. Кроме всего прочего, вы вспыльчивы по мелочам и часто пытаетесь навязать свое мнение окружающим. Вам следует изменить свое поведение, чтобы не остаться в гордом одиночестве.

Ваш тип отношия оружающим

Ниже представлены характеристики некоего человека. Вам нужно поставить знак «+» против тех определений, которые, как вам кажется, свойственны вам (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте). Большинство утверждений относятся к одной из восьми групп (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII). Это необходимо для интерпретации результатов.

1. Другие в основном думают о нем хорошо.

2. Производит благоприятное впечатление на окружающих.

3. Умеет отдавать распоряжения, приказы.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независим.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Иногда безразличен.

9. Может быть суровым.

10. Строг, но справедлив.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Бывает печален.

15. Иногда проявляет недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Может быть самокритичен.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется другим.

20. Уступчив.

21. Благороден.

22. Склонен восхищаться и подражать.

23. Уважителен к окружающим.

24. Нуждается в одобрении.

25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится найти общий язык с другими.

27. Дружелюбен, доброжелателен.

28. Внимателен и ласков.

29. Деликатен.

30. Способен к одобрению.

31. Отзывчив.

32. Бескорыстен.

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловит и практичен.

40. Любит соревноваться.

41. Строг и резок при необходимости.

42. Неумолим, но беспристрастен.

43. Раздражителен.

44. Открыт и прямолинеен.

45. Не любит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчив и щепетилен.

49. Легко смущается.

50. Неуверен в себе.

51. Уступчив.

52. Скромен.

53. Часто обращается к другим за помощью.

55. Охотно принимает советы.

56. Стремится приносить радость другим.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общителен и уживчив.

60. Добросердечен.

61. Вселяет уверенность в окружающих.

63. Заботится о других.

64. Бескорыстен, щедр.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление важного человека.

67. Любит командовать.

68. Властен.

69. Хвастлив.

70. Надменен.

71. Думает только о себе.

72. Хитер и расчетлив.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Корыстен.

75. Откровенен.

76. Бывает недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Любит жаловаться.

79. Ревнив.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонен к самокопанию.

82. Застенчив.

83. Безынициативен.

84. Кроток.

85. Несамостоятелен.

86. Легко подчиняется.

87. Перекладывает ответственность на других.

88. Часто попадает впросак.

89. Легко попадает под влияние друзей.

90. Доверчив.

91. Доверяет всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Чрезмерно сочувствует окружающим.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремится к успеху.

98. Ждет восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичен.

101. Часто судит о людях по их социальному статусу.

102. Тщеславен.

103. Эгоистичен.

104. Холоден, черств.

105. Язвителен, насмешлив.

106. Злобен, жесток.

107. Подвержен приступам гнева.

108. Бесчувственен, равнодушен.

109. Злопамятен.

110. Часто охвачен духом противоречия.

111. Упрям.

112. Недоверчив и подозрителен.

113. Робок.

114. Стыдлив.

115. Отличается чрезмерной готовностью.

116. Мягкотел.

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Ненавязчив.

119. Нуждается в опеке.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится угодить каждому.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Инструкции

За каждый «+» поставьте себе 1 балл. Теперь сложите между собой те баллы, которые относятся к утверждениям одной и той же группы.

Каждая группа представляет собой определенный тип отношения к окружающим. Если в одной из групп вы набрали наибольшее количество баллов, значит, для вас характерен именно такой тип отношения к окружающим.

При этом если вы набрали больше 14 баллов в какой-либо группе, то качества, свойственные типу отношений в данной группе, проявляются у вас чрезмерно сильно, и желательно, чтобы вы научились контролировать свои эмоции.

Если же вы набрали менее 5 баллов, отвечая на вопросы какой-либо группы, значит, характерные для нее черты выражены у вас очень слабо или не выражены вовсе.

Если у вас одновременно получились высокие показатели в группах, для которых характерны противоположные качества, это говорит об изменчивости вашего характера, частой смене настроения и склонности по-разному поступать в аналогичных ситуациях.

13-16 баллов. Вы властны и деспотичны, стараетесь контролировать абсолютно все и всех. Многие считают вас тираном и самодуром.

9-12 баллов. Вы доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер. Вы успешны в работе, в меру контролируете своих подчиненных, требуете к себе уважения.

6-8 баллов. Вы уверены в себе, настойчивы и упорны в достижении цели, хотя и не обязательно при этом проявляете свои лидерские качества.

II. Эгоистичный тип отношения

13-16 баллов. Вы самолюбивы и расчетливы. Стремитесь во всем отыскать выгоду для себя. Часто перекладываете на окружающих свои проблемы, при этом относитесь к ним несколько отчужденно. Вы хвастливы и заносчивы.

6-12 баллов. Эгоистические черты и склонность к соперничеству выражены у вас тем сильнее, чем больше баллов вы набрали, отвечая на вопросы этой группы.

III. Агрессивный тип отношения

13-16 баллов. Вы резки, вспыльчивы, враждебны и жестоки по отношению к окружающим. Иногда это не ограничивается только грубостью с вашей стороны.

9-12 баллов. Вы откровенны и прямолинейны, часто требовательны и строги к окружающим, принципиальны, ироничны, насмешливы, раздражительны.

6-8 баллов. Вы энергичны, настойчивы, целенаправленно идете к намеченной цели.

IV. Подозрительный тип отношения

13-16 баллов. Окружающий мир кажется вам враждебным и злым. Вы обидчивы и злопамятны, постоянно на всех жалуетесь и сомневаетесь во всем.

9-12 баллов. Вы неуверены в себе, из-за этого у вас часто возникают трудности в установлении межличностных отношений. Вы критичны к окружающим, подозрительны, замкнуты, скрытны. Со стороны создается впечатление, что вы разочаровались в людях. Вы бываете ироничны или грубы.

6-8 баллов. Вы трезво и критично оцениваете себя, других и окружающий мир и на все имеете свое мнение.

V. Подчиняемый тип отношения

13-16 баллов. Вы пассивны и склонны всем во всем уступать. Вы часто вините себя в чужих проблемах и считаете себя хуже других. Нуждаетесь в сильном покровителе.

9-12 баллов. Вы застенчивый, кроткий человек, легко смущаетесь и не склонны отстаивать свою позицию.

6-8 баллов. Вы скромны и сдержанны, послушны, добросовестно выполняете свои обязанности, зависите от мнения окружающих.

VI. Зависимый тип отношения

13-16 баллов. Вы тревожны, неуверены в себе, зависимы от других людей. Вас часто мучают навязчивые страхи и опасения.

9-12 баллов. Вы боязливы и послушны. Часто вы отказываетесь отстаивать свою позицию, потому что заранее считаете ее неправильной.

6-8 баллов. Вы добродушны, доверчивы и вежливы. Всегда стараетесь прислушиваться к советам окружающих, более того, доверяете им больше, чем собственному мнению.

VII. Дружелюбный тип отношения

9-16 баллов. Вы очаровательны и любезны со всеми, для вас важно одобрение окружающих. Вы стремитесь со всеми иметь хорошие отношения, невзирая на ситуацию.

6-8 баллов. Вы склонны к сотрудничеству и кооперации. Легко идете на компромисс, сознательно избегаете конфликтных ситуаций, в курсе всех принятых в обществе условностей и правил хорошего тона и следуете им. Вы гибки, общительны, честолюбивы, часто помогаете окружающим, любите чувствовать себя в центре всеобщего внимания.

VIII. Альтруистический тип отношения

9-16 баллов. Вы очень ответственны, всегда жертвуете своими интересами ради окружающих. Сострадаете всем, везде активно предлагаете свою помощь. Принимаете на себя ответственность за других (иногда со стороны это выглядит как лицемерие).

6-8 баллов. Вы ответственный, деликатный, мягкий, добрый человек, умеете сострадать, успокаивать и заботиться об окружающих. Вы бескорыстны и отзывчивы.

Для этого необходимо вместо римских цифр подставить количество баллов, которые вы получили в соответствующих группах.

Доминирование = (I–V) + 0,7(VIII + II–IV–VI).

Дружелюбие = (VII–III) + 0,7(VIII–II–IV + VI).

Положительные результаты по обоим параметрам в целом характеризуют вас как уверенного в себе и общительного человека.

Положительные результаты по первому параметру и отрицательные по второму говорят о вашей властности и черствости.

Отрицательные по первому параметру и положительные по второму – об уступчивости и зависимости.

Отрицательные показатели по обоим параметрам – о скрытности и отчужденности.

Ваш уровень общительности

Тест поможет определить ваш уровень коммуникабельности.

Для этого необходимо правдиво ответить на следующие вопросы.

1. Переживаете ли вы в ожидании важной деловой встречи?

В) иногда.

2. Если вам поручат выступить с докладом на каком-либо мероприятии, вызовет ли это у вас чувство дискомфорта?

В) иногда.

3. Вы откладываете поход к врачу до последнего момента?

В) иногда.

4. Если вам предстоит командировка в незнакомый город, постараетесь ли вы избежать этой командировки?

В) иногда.

5. Вы делитесь своими мыслями и чувствами с кем бы то ни было?

В) иногда.

6. Вас раздражает, когда незнакомые люди на улице обращаются к вам с вопросом?

В) иногда.

7. Вы думаете, что людям разных поколений действительно трудно понимать друг друга?

В) иногда.

8. Вам сложно будет сказать человеку, чтобы он вернул вам деньги, взятые у вас несколько месяцев назад?

В) иногда.

9. Вам подали некачественное блюдо в кафе. Промолчите ли вы?

В) иногда.

10. Вы заговорите с незнакомым человеком, оставшись с ним наедине?

В) иногда.

11. Обнаружив в кассе, магазине, библиотеке длинную очередь, вы встанете в нее?

В) иногда.

12. Вам неприятно быть судьей в чужих конфликтах?

В) иногда.

13. Вы всегда оцениваете произведения искусства на свой вкус, не прислушиваясь к чужому мнению?

В) иногда.

14. Если кто-то выскажет ошибочную точку зрения на хорошо известный вам вопрос, вы предпочтете промолчать и не исправлять его?

В) иногда.

15. Просьбы помочь в учебе или работе раздражают вас?

В) иногда.

16. Вам проще изложить свое мнение на бумаге, чем рассказать о нем?

В) иногда.

Инструкции

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «нет» – 0 баллов, за ответ «иногда» – 1 балл.

Затем суммируйте все баллы и сравните полученный результат со шкалой.

Результаты теста

30-31 балл. Что скрывать, вы некоммуникабельны, и страдаете от этого прежде всего сами. Но и окружающим очень трудно с вами, ведь там, где необходимы совместные усилия, вы совершенно теряетесь. Почему вы так неохотно общаетесь? Неужели в вашем окружении совсем нет интересных людей? Попробуйте потренировать свою общительность – обращайтесь к людям с различными вопросами, пусть даже для начала они будут касаться только работы.

25-29 баллов. Вы неразговорчивы, предпочитаете одиночество шумным компаниям. Друзей у вас совсем немного. Новая работа и новые люди вызывают у вас чувство дискомфорта. Эта особенность характера не ускользнула от вашего внимания, и вы часто сердитесь на себя за нее. Вспомните, как легко вы общаетесь, когда чем-то очень увлечены. Ведь можете же, когда хотите.

19-24 балла. В целом вы общительный человек. Новая обстановка и новые проблемы вас не пугают. И все-таки с людьми вы сходитесь осторожно, постепенно, публично высказываетесь неохотно. Иногда ваши высказывания саркастичны, даже безо всякого на то основания.

14-18 баллов. С коммуникабельностью у вас все в порядке. Вы любознательны, терпеливы, внимательно слушаете интересного собеседника, спокойно отстаиваете свою точку зрения. Встреча с новыми людьми не вызывает у вас неприятных ощущений. Но многолюдные места, шумные компании и болтливые люди вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, не так ли? Ваши любопытство, разговорчивость, вспыльчивость вызывают у некоторых людей раздражение и заставляют думать о вас как о легкомысленном человеке. Вы легко знакомитесь с новыми людьми, вам нравятся большие компании, особенно если вы находитесь в центре всеобщего внимания. Вам не помешает выработать в себе немного терпения и усидчивости, необходимых для решения серьезных проблем.

4-8 баллов. Вы, кажется, знакомы со всеми и все всегда обо всех знаете. Вы любите принимать участие в различных обсуждениях, хотя серьезные темы кажутся вам ужасно скучными. Привыкли высказываться даже в том случае, если недостаточно компетентны в обсуждаемом вопросе. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Неудивительно, что руководители и коллеги относятся к вам с недоверием и никто не хочет выполнять с вами совместные задания.

3 балла или менее. Ваша общительность чрезмерна. Вы говорливы, многословны, вспыльчивы, обидчивы, часто необъективны. Вы вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не разбираетесь. Часто из-за вас возникают конфликты. С серьезной работой вы справиться не в состоянии. Людям очень трудно с вами. Вам необходимо воспитывать в себе терпение, сдержанность и уважительное отношение к людям.

Необходимо ли вам общение как воздух?

Потребность в общении складывается из двух параметров: стремления к людям и боязни быть отвергнутыми. Поэтому тест разделен на две части. Прочитав предложенные ниже суждения, вам нужно выразить свое согласие или несогласие с каждым из них следующим образом:

– полностью согласен;

– согласен;

– скорее согласен, чем не согласен;

– ни да, ни нет;

– скорее не согласен, чем согласен;

– не согласен;

– полностью не согласен.


Часть 1. Стремление к людям

1. Мне легко найти общий язык с людьми.

2. Когда мне плохо, я стремлюсь быть с людьми, а не в одиночестве.

3. Я стараюсь оставлять о себе впечатление человека способного и сообразительного, а не дружелюбного и общительного.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я часто и охотно делюсь с другими своими переживаниями.

6. Хорошая книга или фильм доставляют мне гораздо большее удовольствие, чем веселая компания.

7. Мне хотелось бы иметь как можно больше друзей.

8. Мне больше по душе отдых в уединенном месте, чем среди множества людей.

9. По-моему, большинству людей больше необходима известность и почет, чем дружба.

10. Индивидуальная работа нравится мне больше коллективной.

11. Ни с кем не следует быть излишне откровенным, даже с друзьями.

12. Встретив на улице знакомого человека, я не просто здороваюсь и прохожу мимо, а стараюсь хоть немного поболтать с ним.

13. Независимость и личная свобода для меня дороже, чем прочная дружеская привязанность.

14. Я люблю знакомиться с новыми людьми в компаниях и на вечеринках.

15. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с друзьями, а не обдумываю его самостоятельно.

16. Слишком открытое проявление чувств вызывает у меня недоверие.

17. У меня много близких друзей.

18. Я совершенно равнодушен к тому, нравлюсь ли я незнакомым мне людям.

19. Мне интереснее индивидуальные игры и развлечения, чем групповые.

20. Эмоционально открытых людей я предпочитаю сосредоточенным и серьезным.

21. Лучше я прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудную проблему, обдумывая ее в одиночестве, чем обсуждая с друзьями.

24. Я убежден, что в трудных жизненных ситуациях нужно рассчитывать на собственные силы, а не надеяться на помощь друзей.

25. Даже находясь в обществе друзей, я не могу полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

27. Вечер, посвященный любимому занятию, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

28. Слишком близкие отношения с людьми могут отрицательно повлиять на мою личную свободу.

29. Если я чем-нибудь огорчен, я скорее скрою свое состояние от окружающих, чем стану делиться с ними своими переживаниями.

30. Я люблю бывать на людях и всегда с радостью провожу время в веселой компании.


1. Я чувствую себя некомфортно в малознакомом обществе.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Если бы мой хороший друг стал доказывать мне мою неправоту при посторонних, мне было бы очень неприятно.

4. Я стараюсь ограничить свое общение с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

6. Я все равно пойду в гости, даже если узнаю, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если на какую-то мою просьбу ответили отказом, я не решусь снова попросить о чем-нибудь этого человека.

9. Я не высказываю откровенно свое мнение человеку, которого плохо знаю.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то предпочту промолчать, а не переспрашивать.

11. Я всегда критикую людей публично и надеюсь, что они будут поступать так же по отношению ко мне.

12. Я не умею отказывать.

13. Я получаю удовольствие от вечеринки, даже если одет не по случаю.

14. Я болезненно отношусь к критике в свой адрес.

15. Если какой-то человек испытывает ко мне неприязнь, я стараюсь избегать его.

16. Я без стеснения обращаюсь к людям за помощью.

17. Я часто не противоречу людям потому, что боюсь их задеть.

18. Мне порой кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Когда я иду в незнакомое общество, всегда прошу друга пойти со мной.

20. Я обычно говорю то, что думаю, независимо от того, приятно это моему собеседнику или нет.

21. Мне легко наладить отношения в новом коллективе.

22. Иногда мне кажется, что я всеми забыт.

23. Если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес, это надолго оставляет во мне неприятный осадок.

24. Я никогда не чувствую себя одиноко в компании.

25. Я очень раним, даже если со стороны это незаметно.

26. После знакомства с новым человеком меня не посещают сомнения по поводу того, правильно ли я себя вел.

27. Если мне необходимо обратиться с просьбой к официальному лицу, я почти всегда заранее готов к отказу.

28. Мне очень сложно попросить продавца в магазине показать понравившуюся мне вещь.

29. Когда поведение моего товарища мне не нравится, я обычно прямо говорю ему об этом.

30. Мне кажется, что, если в общественном транспорте я сижу, другие пассажиры смотрят на меня с укором.

31. В незнакомой компании я включаюсь в общую беседу, а не остаюсь в стороне.

32. Мне трудно просить назад взятую у меня когда-то на время вещь.


Инструкции

Ответы под номерами 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 17, 20, 22, 26, 30 (часть 1) и 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 32 (часть 2) оцените следующим образом: 6 баллов – полностью согласен; 5 баллов – согласен;

4 балла – скорее согласен, чем не согласен; 3 балла – ни да ни нет;

2 балла – скорее не согласен, чем согласен;

1 балл – не согласен;

0 баллов – полностью не согласен.


Ответы под номерами 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 29 (часть 1) и 5, 6, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29, 31 (часть 2) оцените следующим образом:

0 баллов – полностью согласен;

1 балл – согласен;

2 балла – скорее согласен, чем не согласен;

3 балла – ни да ни нет;

4 балла – скорее не согласен, чем согласен;

5 баллов – не согласен;

6 баллов – полностью не согласен.


Суммируйте баллы отдельно за ответы на утверждения в 1 и 2 части.


Результаты теста

Часть 1. Стремление к людям

120-180 баллов. Вы не можете ни дня прожить без друзей, знакомых, шумных компаний и общественных мероприятий. Ваш телефон разрывается от звонков, на вечер, как всегда, грандиозные планы. Вы подпитываетесь от людей энергией, худшее из наказаний для вас одиночество.

60-119 баллов. Вы любите общение, общество малознакомых людей не повергает вас в состояние шока. Иногда у вас возникает жгучее желание встретиться со старыми друзьями или позвонить в другой город родственникам. Но бывают моменты, когда вам необходимо побыть наедине с собой и собственными мыслями.

Менее 60 баллов. Общение с людьми – это не то, от чего вы получаете огромное удовольствие. Вы не любите шумных вечеринок, по возможности избегаете места скопления большого количества людей. Вам больше по душе уединение.


Часть 2. Боязнь быть отвергнутым

130-192 балла. Ваш страх быть отвергнутым другими людьми очень силен. Вы постоянно сомневаетесь, так ли вас поняли, хорошо ли вы сделали, правильно ли выразились, беспокоитесь, что о вас подумают окружающие.

При высоком уровне стремления к людям – готовность во всем подражать и подчиняться другим, делать все ради одобрения и похвалы окружающих, потребность в заботе и покровительстве. При низком уровне стремления к людям – желание быть любимым небольшим количеством самых близких людей, нелюдимость, замкнутость, отчужденность по отношению ко всем остальным.

65-129 баллов. Вы иногда тревожитесь по поводу того, как выглядите в глазах окружающих. Вы понимаете, что соблюдать некоторые условности необходимо, чтобы быть принятым в обществе, и в основном соблюдаете их без всякого внутреннего сопротивления.

При высоком уровне стремления к людям – уступчивость, стремление избегать конфликтов с окружающими, способность идти на компромисс.

При низком уровне стремления к людям – как бы вы ни относились к другим людям, вы прекрасно понимаете, что ваш социальный статус в значительной степени зависит от них. Поэтому не высказываете резких слов в адрес окружающих и не предпринимаете крайних мер.

Менее 65 баллов. Вам, по большому счету, все равно, что думают о вас другие люди и соглашаются ли они с вашей точкой зрения. Оказавшись перед выбором – высказать свое мнение (и быть непонятым) или оставить его при себе, вы скорее всего выберете первое.

При высоком уровне стремления к людям – вы откровенны и прямолинейны в общении, вас не смущают отказы и не останавливают общественные стереотипы. Не всем по вкусу ваш стиль общения, но вы не собираетесь из-за этого меняться.

При низком уровне стремления к людям – вам неважно, как к вам относятся окружающие и что они о вас думают. Тех, кто не согласен с вашим мнением, вы просто игнорируете. Ваша позиция – бунт.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях