Отрасли специализации промышленности италии. Общая характеристика хозяйства италии Что производит италия на мировой рынок

Keine Übersetzungen vorhanden.


Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Она дает около 2/5 национального дохода, и на нее приходится более 2/5 всех занятых. Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется, прежде всего, на импортном сырье. В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургия, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и выпускают большей частью массовую продукцию.

Объемы продаж в промышленности Италии в июле 2009 года снизились на 1.6% относительно показателей июня и на 25.4% относительно показателей аналогичного периода прошлого года.

  • машиностроение
Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроения - дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и занимает первое место по числу занятых (около 2 млн. чел). Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.

Развивается сельскохозяйственное машиностроение, в наибольшей мере тракторостроение. На мировом рынке Италия известна и как производитель машин и оборудования для переработки пластмасс и для резиновой промышленности. Международную специализацию Италии составляет также производство оборудования для текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности. В целом машиностроительные предприятия сосредоточенны на индустриальном Севере.

Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. Италия один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили. Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших компаний мира. Этот многоотраслевой концерн, деятельность которого оказывает большое воздействие на всю экономику Италии, занимает одно из первых мест в Европе по выпуску легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и тракторов, различных двигателей.

На заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии - близ Неаполя и в Палермо. Заводы остальных, менее значительных автомобильных фирм - «ФЕРРАРИ", "МАЗЕРАТИ", "ЛАНЧА" расположены на севере - в Милане, Турине, Больцано, Модене, а также близ Неаполя. Италия - родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.

  • текстильная промышленность
На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. Хлопчатобумажные предприятия широком размещены на Севере - в Ломбардии и Пьемонте, чему способствует здесь обилие воды и дешевой электроэнергии альпийских ГЭС. Главные районы шерстиной промышленности расположены в Тоскане, Пьемонте и Венеции. Предприятия шелковой промышленности сосредоточенны в городах Комо и Тревизо.
  • химическая промышленность
Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но и частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов, калийных солей и серы. Лицо отрасли определяют предприятия органической химии: крупные нефтехимические комбинаты и отдельные заводы, работающие на нефтепродуктах и природном газе. Важнейшие, а стране центры нефтехимической промышленности сосредоточенны на Севере: в Милане, Мантуе, Равенне, Ферраре. Главный центр нефтехимии в Центральной Италии - городе Терни. В Южной Италии построено несколько крупных комбинатов: в городах Приоло, Джела, Неаполе, Кальяри, Порто-Торресе. Нефтехимическая продукция весьма разнообразна. Особенно быстро растет производство пластмасс, ставшее одним из главных направлений специализации Италии в международном разделении труда, а также производство химических волокон. Италия выделяется в Европе по уровню развития лакокрасочной и фармацевтической промышленности. На стыке неорганической и органической химии развивается производство удобрений. Сохранилось в Италии и одно из самых старых, традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Тесно связанно с химической промышленностью производство резины, использующее в качестве сырья импортный естественный и отечественный синтетический каучук.

Итальянская химическая промышленность специализируется на производстве органических продуктов. Наибольшее значение имеют производства пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, фармацевтика. Старейший район химической промышленности - Милан, хотя значительная часть химикатов производится и в морских портах, где находятся нефтехимические комбинаты. Около 1/4 химической промышленности контролируется компанией «Монтэдисон».

Немаловажную роль в итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия. Очень важна для страны мукомольная промышленность. На Юге особенно выделяется район Неаполя, где производят не только муку, но и знаменитые итальянские макароны, по выпуску которых Италия занимает первое место в мире. По просторам Паданской равнины разбросано около сотни сахарных заводов, перерабатывающих местную сахарную свеклу. Высоко развито в стране консервное производство. Главным образом консервирование фруктов и овощей, а также мяса и рыбы. Италия издавна славится своим сыром. Почти вся молочная промышленность сосредоточенна в северной Италии, где в наибольшей мере развито молочное животноводство. Италия дает 1/3 всего производимого в мире оливкового масла.
  • металлургия
Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном их США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% металлолома, 2/3 - марганцевой руды. Металлургия тяготеет главным образом или к портам, через которые ввозят сырье и топливо для отрасли, или к крупным центрам машиностроения, т.е. к рынкам сбыта. Наиболее крупные и технически объединению "Финдсер". Ядро отрасли составляют четыре крупных металлургических комбината - в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто. Основная продукция, которая идет на мировой рынок - это тонкая холоднокатаная листовая сталь. В производстве цветных и легких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т.е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами. Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные, поступающие из месторождений на острове Сардиния и в Альпах. Выплавка цинка как более энергоемкое производство тяготеет к крупным тепловым электростанциям или к крупным ГЭС. Свинцовоплавильные заводы расположены вблизи сардинских месторождений полиметаллических руд. Одно из первых мест в мире Италия занимает по производству магния. Производство магния целиком сосредоточено на единственном заводе электролиза магния в Больцано.
  • электротехническая промышленность
Немалых успехов добилась Италия в электротехнической промышленности, особенно в новой ее отрасли - производстве электронной техники. Самый мощный узел электротехнического производства - Милан. В последние годы строительство электротехнических предприятий сдвинулось на Юг, в районы Неаполя и Бари.
  • судостроение
Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения. Около 90% всех судостроительных мощностей страны принадлежит компании "Италкантьери". На Адриатическом море важнейшие центры судостроения - Монфальконе, Триест, Венеция и Анкона, на Лигурийском море - Генуя, Специя, Ливорно, на юге судостроение развито в Неаполе, Таранто, Мессине, Палермо.

Италия – высокоразвитая страна, где широко представлен новый постиндустриальный тип экономики.

После второй мировой войны экономика страны развивалась более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Это было обусловлено притоком капитала из США, наличием дешевой рабочей силы, развитием туризма и ростом доходов этой отрасли. Все это позволило Италии приблизиться к странам-конкурентам.

Индустриализация страны завершилась в 1960-е гг., в период так называемой «чудо-экономики». Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора принципа экономического преобразования: экспортировать, чтобы выжить.

Все послевоенные кризисы не обошли Италию. В середине 70-х гг. в Италии имел место серьезный экономический спад, вызванный энергетическим кризисом.

В 80-е гг. итальянская экономика преодолела новый экономический кризис, обуздала инфляцию и начала промышленную реконструкцию. Следствием этого явилось бурное развитие электронной и химической промышленности.

Девяностые годы не обошлись без потрясений. Безработица достигла угрожающих масштабов, только в 1993 г. было потеряно 230 тыс. рабочих мест. Безработица и дестабилизирующее воздействие рабочих волнений стали одной из основных проблем правительства Италии.

В структуре экономики преобладает сфера услуг – 68,2% ВВП; доля промышленности – 28% ВВП; сельского хозяйства – 3,3% ВВП.

Промышленность. Для структуры итальянской промышленности характерно:

1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;

2) ведущая роль машиностроения;

3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;

4) слабо развита горнодобывающая промышленность;

5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе – около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Проводимая итальянским правительством и ЕС региональная политика направлена на ликвидацию экономической отсталости ряда Центральных и Южных районов страны. Проводимая в этих районах индустриализация предполагает строительство небольших предприятий легкой и пищевой промышленности в малых и средних городах Центральной и Южной Италии. Идет ускоренное развитие приморских промышленных центров (Равенна, Таранто, Кальяри на Сардинии и др.) на базе использования импортного сырья, в частности, нефти.

В структуре итальянской промышленности наблюдается постоянный рост доли обрабатывающей промышленности – основы итальянской индустрии. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроительный комплекс, доля которого превышает 35%. Сюда относятся: общее машиностроение; производство транспортных средств; выпуск электротехнического и электронного оборудования; металлообработка и выпуск изделий из металла.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс. Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% – на природный газ, 7–8% – на уголь, гидро - и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика – 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы – экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна – 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год).

В 2000 г. производство стали составило 25,6 млн тонн (седьмое место в мире). Многочисленные передельные и прокатные заводы тяготеют к крупным центрам машиностроения и к источникам сырья (лома). Предприятия передельной металлургии построены в Милане и Турине.

Крупнейшими производителями стали в стране являются ТНК «Рива» и «Финсидер».

На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон.

Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе – по производству пластмасс, третье – по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности – Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии – неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение – ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Для отрасли характерна высокая доля транспортного машиностроения в производстве и экспорте. По производству автомобилей (1,7 млн в 1999 г.) Италия заняла девятое место в мире. Крупнейшей автомобильной компанией является фирма ФИАТ (фабрика итальянских автомобилей в Турине). Она многопрофильна и производит локомотивы и вагоны, тракторы, судовые и авиационные двигатели, дорожно-транспортные машины, станки, роботы. В 1986 г. «Фиат» приобрел контрольный пакет акций своего конкурента – фирмы «Альфа Ромео».

Столицей «Фиата» является Турин, где находится штаб-квартира и крупнейший завод «Мирафьори»; автомобильные заводы построены также в Милане, Неаполе, Больцано, Модене. Фирма имеет свои филиалы во многих странах мира. В 1960-х гг. участвовала в строительстве завода-гиганта ВАЗ в Тольятти.

«Фиат» входит в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, на долю которой проходится 5,3% мирового производства.

Фирма «Феррари» известна производством гоночных машин.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение – кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250–350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью – холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах – Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность. Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, – одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Сфера услуг. Ведущую роль в отрасли играют туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником дохода является туризм. Италию ежегодно посещают свыше 50 млн туристов. Более 3/4 всего оборота итальянского туристического бизнеса приходится на три города: Рим, Венецию и Флоренцию. Почти все прибывающие в Рим туристы посещают уникальное государство Ватикан. Развивается и так называемый «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви.

Италия является родиной банков, 67% ее населенных пунктов имеют банковские учреждения.

В Италии хорошо развиты все виды транспорта. Страна имеет развитую сеть железных (протяженность 9944 мили) и автомобильных дорог. Более 90% пассажиров и 80% грузов перевозится автомобилями. Главная транспортная артерия страны – «автострада солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Роджо-ди-Калабрия. Итальянский парк автомобилей насчитывает около 32 млн. Во внешних перевозках грузов преобладает морской транспорт; 80–90% импортируемых грузов доставляется морским путем. Самые крупные порты: Генуя (грузооборот 50 млн тонн в год) и Триест (35 млн тонн в год). Главный каботажный порт страны – Неаполь.

В Италии 34 аэропорта, среди них главные: Рим, Генуя, Венеция, Триест, Палермо, Неаполь, Специя.

Сельское хозяйство играет в экономике Италии гораздо более важную роль, чем, например, в Великобритании и ФРГ. Отрасль в то же время лишь на 75–80% обеспечивает население продовольствием, несмотря на благоприятные природные условия. Это объясняется сохранением архаичных аграрных отношений на Юге и раздробленностью хозяйств. Около 3/4 из них имеют площадь меньше 5 га.

Хотя благодаря государственной аграрной политике и европейской интеграции сельское хозяйство сильно изменилось. Выросла концентрация производства в руках крупных хозяев за счет разорения мелких собственников; расширились арендные и кооперационные отношения; ирригация; выросла урожайность культур и продуктивность скота.

Север, включая Паданскую равнину, имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Здесь сосредоточено 2/3 орошаемых площадей; вносится в 3 раза больше, чем на юге, минеральных удобрений на 1 га обрабатываемых земель.

Главной отраслью сельского хозяйства Италии является растениеводство. Ведущая отрасль растениеводства – овощеводство. Ежегодно в Италии собирают 14 млн тонн овощей, из них 5 млн помидоров (ведущие районы – Эмилия-Романья, Кампания, Апулия).

Зерновое хозяйство, вторая по значению отрасль растениеводства, испытывает кризис. По сборам зерновых (18–20 млн тонн) Италия в 2,5 раза уступает Франции. Выращивают пшеницу, кукурузу, рис.

Важнейшая техническая культура – сахарная свекла. По сборам овощей и фруктов Италия на первом месте в Европе. Италия делит с Францией первое место в мире по сборам винограда (10 млн т) и производству виноградных вин.

Развитие животноводства сдерживается недостатком кормовой базы и острой конкуренцией более дешевой продукции Франции, Нидерландов и других стран ЕС.

Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроения - дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и занимает первое место по числу занятых (около 2 млн. чел). Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.

Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. Италия один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили. Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших компаний мира. На заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии - близ Неаполя и в Палермо.

Италия - родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.

В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургия, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и выпускают большей частью массовую продукцию. Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляется по средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия, в городе Милаццо. Поскольку итальянские нефтеперерабатывающие заводы используют в основном импортную нефть, ввозимую морским путем, большинство их расположено вблизи морских портов, особенно на Юге. На Севере с его разветвленной системой трубопроводов нефтеперерабатывающие заводы приближенны к потребителю - к крупным промышленным центрам. Большое значение для всего хозяйства Италии имеет использование местного и импортного природного газа. Освоены богатые месторождения природного газа в долине реки ПО, на юге Апеннинского полуострова, на острове Сицилия и на континентальном шельфе в районе Равенны-Римини. Потребность в природном газе с каждым годом растет, страна импортирует его из Северной Африки, Нидерландов и России.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью. В прошлом ГЭС составляли основу итальянской электроэнергетики, но в последние годы 70% производства электроэнергии приходится на тепловые электростанции. Большая часть гидроресурсов сосредоточенна в Альпах, там же построены и самые крупные ГЭС: Грозио, Санта-Массенца.

Еще в 1905 г. в Лардерелло (Центральная Италия) появились первые в мире геотермические электростанции, но до сих пор этот вид энергии используется недостаточно.

Доля атомных электростанций в производстве электроэнергии пока еще мала. Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном их США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% металлолома, 2/3 - марганцевой руды.

Италия плохо обеспечена основными видами полезных ископаемых: углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного газа, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора. Среди других стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно зависит от импорта сырья и топлива.

Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, своем природном газе и гидроресурсах. По мощности нефтеперерабатывающих заводов Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве электроэнергии первое место занимают ТЭЦ, относительно велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают геотермические электростанции. Построены первые АЭС. В связи с развитием электроемких производств выработка электроэнергии значительно возросла.

Большое значение в производстве и экспорте имеет машиностроение: производство автомобилей, мотороллеров (Италия - родина мотороллера), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бытовое электрооборудование и пишущие машинки. 3/4 машиностроительных заводов расположено в Северной Италии.

В связи с ростом машиностроения увеличилась выплавка черных и цветных металлов. Черная металлургия основывается на импорте лома и чугуна, кокса, железной руды, легирующих металлов. Особенности сырьевой базы сказывается на структуре и размещении предприятий этой отрасли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна. Крупнейшие комбинаты расположены в портах Таранто, Генуя, Неаполь. Предприятия перерабатывающей металлургии построены при больших машиностроительных заводах (в Милане, Турине).

Электрометаллургия - выплавка стали и алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.

Химическая промышленность базируется на привозных нефти и фосфоритах, ан природном газе, сере и другом местном сырье. Высокими темпами развивается нефтехимия, особенно увеличилось производство пластмасс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть химических заводов расположена в Северной Италии, но новые комбинаты нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.

Текстильная промышленность Италии производит преимущественно хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна. Эта отрасль сконцентрирована главным образом в Милане и его пригородах. Экономические кризисы и спады производства середины 70-х - начала 80-х годов особенно сильно отразились в Италии на судо и автомобилестроении, текстильной промышленности.

Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Она дает около 2/5 национального дохода, и на нее приходится более 2/5 всех занятых.

Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется, прежде всего, на импортном сырье.

В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль, в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургия, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и выпускают большей частью массовую продукцию. Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляется по средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия, в городе Милаццо. Поскольку итальянские нефтеперерабатывающие заводы используют в основном импортную нефть, ввозимую морским путем, большинство их расположено вблизи морских портов, особенно на Юге.

На Севере с его разветвленной системой трубопроводов нефтеперерабатывающие заводы приближенны к потребителю - к крупным промышленным центрам. Большое значение для всего хозяйства Италии имеет использование местного и импортного природного газа. Освоены богатые месторождения природного газа в долине реки ПО, на юге Апеннинского полуострова, на острове Сицилия и на континентальном шельфе в районе Равенны-Римини. Потребность в природном газе с каждым годом растет, страна импортирует его из Северной Африки, Нидерландов и России.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет Электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью. В прошлом ГЭС составляли основу итальянской электроэнергетики, но в последние годы 70% производства электроэнергии приходится на тепловые электростанции. Большая часть гидроресурсов сосредоточенна в Альпах, там же построены и самые крупные ГЭС: Грозио, Санта-Массенца.

Еще в 1905 г. в Лардерелло (Центральная Италия) появились первые в мире геотермические электростанции, но до сих пор этот вид энергии используется недостаточно.

Доля атомных электростанций в производстве электроэнергии пока еще мала. Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном их США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% металлолома, 2/3 - марганцевой руды.

Металлургия тяготеет главным образом или к портам, через которые ввозят сырье и топливо для отрасли, или к крупным центрам машиностроения, т.е. к рынкам сбыта. Наиболее крупные и технически объединению "Финдсер". Ядро отрасли составляют четыре крупных металлургических комбината - в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто. Основная продукция, которая идет на мировой рынок, - это тонкая холоднокатаная листовая сталь. В производстве цветных и легких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т.е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные, поступающие из месторождений на острове Сардиния и в Альпах. Выплавка цинка как более энергоемкое производство тяготеет к крупным тепловым электростанциям или к крупным ГЭС. Свинцово-плавильные заводы расположены вблизи сардинских месторождений полиметаллических руд.

В последние годы по экологическим причинам Италия почти не использует свои богатейшие месторождения киновари, и уступила Испании мировое первенство по производству ртути.

Одно из первых мест в мире Италия занимает по производству магния. Производство магния. Производство магния целиком сосредоточено на единственном заводе электролиза магния в Больцано.

Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроения - дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и занимает первое место по числу занятых (около 2 млн. чел). Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.

Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. Италия один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили. Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших компаний мира. На заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии - близ Неаполя и в Палермо.

Заводы остальных, менее значительных автомобильных фирм -"ФЕРРАРИ", "МАЗЕРАТИ", "ЛАНЧА" расположены на севере - в Милане, Турине, Больцано, Модене, а также близ Неаполя.

Италия - родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.

Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения. Около 90% всех судостроительных мощностей страны принадлежит компании "Италкантьери". На Адриатическом море важнейшие центры судостроения - Монфальконе, Триест, Венеция и Анкона, на Лигурийском море - Генуя, Специя, Ливорно, на юге судостроение развито в Неаполе, Таранто, Мессине, Палермо.

Немалых успехов добилась Италия в электротехнической промышленности, особенно в новой ее отрасли - производстве электронной техники. Самый мощный узел электротехнического производства - Милан. В последние годы строительство электротехнических предприятий сдвинулось на Юг, в районы Неаполя и Бари.

Развивается сельскохозяйственное машиностроение, в наибольшей мере тракторостроение.

На мировом рынке Италия известна и как производитель машин и оборудования для переработки пластмасс и для резиновой промышленности. Международную специализацию Италии составляет также производство оборудования для текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности.

В целом машиностроительные предприятия сосредоточенны на индустриальном Севере.

Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но и частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов, калийных солей и серы. Лицо отрасли определяют предприятия органической химии: крупные нефтехимические комбинаты и отдельные заводы, работающие на нефтепродуктах и природном газе. Важнейшие в стране центры нефтехимической промышленности сосредоточенны на Севере: в Милане, Мантуе, Равенне, Ферраре. Главный центр нефтехимии в Центральной Италии - городе Терни. В Южной Италии построено несколько крупных комбинатов: в городах Приоло, Джела, Неаполе, Кальяри, Порто-Торресе.

Нефтехимическая продукция весьма разнообразна. Особенно быстро растет производство пластмасс, ставшее одним из главных направлений специализации Италии в международном разделении труда, а также производство химических волокон.

Италия выделяется в Европе по уровню развития лакокрасочной и фармацевтической промышленности.

На стыке неорганической и органической химии развивается производство удобрений.

Сохранилось в Италии и одно из самых старых, традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов.

Тесно связанно с химической промышленностью производство резины, использующее в качестве сырья импортный естественный и отечественный синтетический каучук.

На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. Хлопчатобумажные предприятия широком размещены на Севере - в Ломбардии и Пьемонте, чему способствует здесь обилие воды и дешевой электроэнергии альпийских ГЭС. Главные районы шерстиной промышленности расположены в Тоскане, Пьемонте и Венеции. Предприятия шелковой промышленности сосредоточенны в городах Комо и Тревизо.

По производству обуви Италия стоит на втором месте в мире после США, а по ее экспорту - на первом месте.

Немаловажную роль в итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия.

Очень важна для страны мукомольная промышленность. На Юге особенно выделяется район Неаполя, где производят не только муку, но и знаменитые итальянские макароны, по выпуску которых Италия занимает первое место в мире.

По просторам Паданской равнины разбросано около сотни сахарных заводов, перерабатывающих местную сахарную свеклу.

Высоко развито в стране консервное производство. Главным образом консервирование фруктов и овощей, а также мяса и рыбы.

Италия издавна славится своим сыром. Почти вся молочная промышленность сосредоточенна в северной Италии, где в наибольшей мере развито молочное животноводство.

Италия дает 1/3 всего производимого в мире оливкового масла.

В Италии быстро развивается мебельная промышленность. По сложившейся традиции Италия производит в наибольшем количестве мебель "под старину".

Имеющиеся на территории Италии богатые залежи известняка, мрамора, гранитов, глин, гипса, асбеста и др. Способствуют развитию промышленности строительных материалов.

Широко распространено изготовление фаянсовых изделий, традиции которого восходят еще к античным временам.

Италия находится на одном из первых мест в мире по развитию ювелирной промышленности. Издавна славятся своими ювелирными изделиями Флоренция, Рим, Венеция.

Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чем Великобритания и Франция, - в конце XIX века, после политического объединения, закончившегося в 1870 году. Однако экономическое развитие страны, тормозившееся сильными пережитками феодализма, нищетой крестьянства, слабостью топливно-сырьевой базы, шло медленно.

Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрной страной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнем экономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, более интенсивным было сельское хозяйство.

Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия приняла активное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений дала толчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новые отрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая (в частности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанесла экономике Италии большой ущерб. Тем не менее, в послевоенный период итальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Рост промышленного производства в большей степени обусловлен притоком иностранного капитала.

Италия по своему экономическому положению занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странами во главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развития производительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производстве мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ и Франции. Но по размерам национального дохода на одного жителя Италия уступает не только этим странам, но и многим другим, превосходя в Западной Европе лишь Грецию, Испанию и Ирландию.

Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в 5,5 раза меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают в итальянском экспорте.

Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности (“Монтэдисон”), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической (“Пирелли”).

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с 70-х годов, заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий.

Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны: его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом. В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства, сохранить и укрепить капиталистическую систему в стране.

Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики. Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. программа Италии направлена на развитие экономики Юга.

Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций направлена в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Лихтенштейна.

Многие стороны хозяйственной жизни Италии определяются ее участием в ЕЭС. Сформировавшаяся в пределах ЕЭС специализация производства заставила итальянскую экономику приспособиться к новым условиям рынка и ускорила ее структурные преобразования. В системе общего рынка Италия выступает как страна-импортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

Как и в других странах, в Италии хозяйство развивается стихийно и неравномерно. “Экономическое чудо” 60-х годов, когда по темпам индустриального развития Италия уступала только Японии, оказалось недолговечным. За ним последовал спад и затем жесточайший энергетический и общеэкономический кризис 1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновь вошло в полосу кризиса: сокращается валовый национальный продукт (-1,2% в 1983 г.), усиливается инфляция, уменьшается объем внешней торговли, уровень личного потребления населения, растет безработица, стоимость жизни. Загрузка мощностей промышленности- была в 1983 г. самой низкой за весь послевоенный период - 71%.

Начиная с кризисных 70-х годов в Италии распространилось новое явление - так называемая скрытая экономика: во многих отраслях в обход коллективных договоров, налогового законодательства и т.д. действуют нигде не зарегистрированные предприятия. на них трудятся безработные, женщины, заинтересованные в неполном рабочем дне или надомной работе, учащиеся и пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном заработке. Сохраняет всю свою остроту вековая проблема непропорционального развития отдельных частей страны, контраст между уровнем экономического и социального развития Северной и Южной Италии.

Промышленность, её отраслевая и территориальная организация

Общее состояние, темпы и характер развития итальянской экономики определяются ее важнейшей сферой - промышленностью, на которую приходится около 2/5 занятых в хозяйстве и такая же доля национального дохода. Италия выделяется крайне низкой долей добывающей и высокой долей обрабатывающей промышленности в числе занятых, основном капитале и особенно в общей стоимости промышленной продукции. Это объясняется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых.

Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которой принадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.

В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройки энергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. За ней следует природный газ (15,5%), каменный уголь и лигниты (8,5%), гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынуждена импортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44% природного газа.

На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризис заставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В 80-х годах суммарная мощность нефтеперерабатывающей промышленности Италии сократилась с 206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150 млн.т. в 1983 г., несколько заводов было закрыто.

Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика. Установленная мощность электростанций в сумме составляет 49.4 млн.кВт, из них 64,4% приходится на тепловые электростанции, 32% - на ГЭС и ГАЭС, 2,6% - на атомные и 1% - на геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается 180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую часть электроэнергии получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте, первое место им уступили ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью исчерпаны. В последние годы в Италии предпочитают строить гидроаккумуляционные станции. Италия была пионером в строительстве ГАЭС (1908 г.). Почти одновременно появились и первые в мире геотермические электростанции (1905 г). В 60-х годах Италия одна из первых начала строить крупные АЭС. В стране действуют 4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт.

Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в черной металлургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около 22 млн.т. стали. По выплавке стали Италия занимает 5-е место. Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта - крупным центрам машиностроения. Именно в портовых центрах расположены четыре крупнейших в стране комбината полного цикла, принадлежащих государственному объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно, Пьомбино, Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство сталеплавильных и сталепрокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных городах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. На мировой рынок итальянская черная металлургия выходит главным образом с тонкой холоднокатаной сталью и стальными трубами. По производству труб Италия занимает 4-е место в мире. В последние годы итальянская черная металлургия испытывает значительные трудности в своем развитии в связи с тем, что “Общий рынок “ под давлением США решил ограничить сталеплавильное производство в странах “десятки”.

В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли, которые лучше обеспечены местными рудными запасами, - выплавка алюминия, свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводов расположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто-Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные заводы группируются в основном на Сардинии, поблизости от месторождений полиметаллических руд.

В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Это древнейшее производство было перестроено в соответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний день производится около 2 тыс.т. в год.

Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем занято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на 5-м месте. Машиностроение отличается высокой концентрацией производства и капитала и находится в руках немногих крупных объединений, выпускающих сложную и разнообразную продукцию. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, электровозов, вагонов, судостроение). Большую часть автомобильного производства монополизировал концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших монополий мира. Заводы концерна рассеяны по всей стране и выпускают малолитражные и микролитражные легковые автомобили, грузовики, автобусы, различные двигатели, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для метрополитена, электростанций, аэропортов.

Немного места в автомобильном производстве оставил ФИАТ другим фирмам - “Феррари”, “Мазерати”, “Лянча”, государственной компании “Альфа-Ромео”. Почти все заводы расположены в промышленных центрах Севера. Несколько заводов выпускают мотоциклы и мотороллеры. На одном из первых мест в мире стоит Италия по выпуску велосипедов и мопедов.

В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Развитие этой традиционной отрасли обусловлено историческими причинами и географическими условиями. В последние годы резко сократились заказы на танкеры, требуется больше контейнеровозов, судов смешанного типа, специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований.

Около 85% всех судостроительных мощностей принадлежит государственной группе “Финкантьери”. Самые крупные в стране верфи находятся в Монфальконе на Адриатическом море, а также в Триесте, Венеции, Анконе. Ста- Старейший район итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя, Ливорно, Специя). На Юге главные судостроительные центры - Неаполь, Таранто, Мессина, Палермо, Кастелламаре-ди-Стабия.

В итальянском машиностроении в годы кризиса успешно продолжают развиваться электротехническая, электронная промышленность (Италия стоит на 30м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин), производство конторского оборудования, приборостроение, производство шарикоподшипников, пишущих машинок и других неметаллоемких изделий, требующих значительных затрат труда. В Италии производится более 10% всей радиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует в этом производстве. Развивается и усложняется станкостроительная промышленность Италии. Она производит не только традиционные станки, но и станки и оборудование с программным управлением, промышленные роботы. В последние годы сложился крупный комплекс предприятий, выпускающих все виды современного оружия, половина которого продается разным странам, а часть предназначена для усиления военного потенциала НАТО. В сельскохозяйственном машиностроении Италия специализируется на производстве гусеничных тракторов. Несмотря на снижение производства в 80-х годах, Италия осталась первым в мире экспортером тракторов. Главный район этого производства - Эмилия-Романья. Международную специализацию Италии составляют также машины для текстильной, обувной, пищевой, полиграфической, пластмассоперерабатывающей и резиновой промышленности. При всем широком распространении машиностроительных предприятий по территории страны главный район сосредоточения этой отрасли в целом - индустриальный Север.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - химическая, достигшая после войны высокого уровня развития, особое развитие получила нефтехимия. Однако экономические кризисы сказались и здесь. С 70-го года не было построено ни одного завода, многие предприятия сократили свои производственные мощности. Сложное положение химической промышленности усугублялось политической и конкурентной борьбой между государством и частным капиталом в этой жизненно важной для страны отрасли. Используется как местное сырье (пириты, сера, природный газ), так и импортное (нефть, каменный уголь, фосфориты). Заводы размещены главным образом на севере страны. В составе химической продукции, кроме кислот и минеральных удобрений, видное место занимают синтетические материалы (пластмассы, синтетические волокна), хотя производство их постепенно сокращается. Заводы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности расположены в портовых городах (Неаполь, Ливорно, Генуя, Бари и др.), куда доставляется нефть из стран Ближнего Востока. В итальянской химии господствует один из крупнейших химических концернов мира - “Монтэдисон”, на долю которого приходится 1/4 общего объема химического производства Италии и 1/3 занятых в отрасли. На европейском фоне выделяются лакокрасочная и фармацевтическая промышленность. Сохранилось в Италии и одно из традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Основную продукцию резиновой промышленности, тесно связанной с химической и размещающейся главным образом в Милане, Турине, Виджевано, Тиволи (близ Рима), составляют автомобильные шины.

Одна из старейших отраслей промышленности Италии- текстильная. По числу занятых (493 тыс.чел. в 1986 г.) она уступает лишь машиностроению. Текстильная промышленность Италии выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. Отрасль находится в сильной зависимости от импорта сырья и от возможности экспорта своей продукции, который составляет 1/10 всего экспорта страны. Хлопчатобумажные фабрики рассеяны по всей стране, но особенно много их на Севере с его обилием воды. Шерстяная промышленность издавна сосредоточена в Пьемонте, Венеции и Тоскане. Традиционное для Италии шелковое производство размещается в районах разведения тутового шелкопряда - близ Комо, Тревизо, Кампании. Италия- второй поставщик одежды после Гонконга и первый в мире поставщик обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающейся на мировом рынке, - итальянская. 12% мирового экспорта одежды идет из Италии. Италия наряду с Францией считается законодательницей моды в одежде и обуви.

Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии и по числу занятых после машиностроения и текстильной промышленности. Она представлена преимущественно мелкими предприятиями и рассредоточена по всей стране. Под давлением “Общего рынка” меняется ее традиционная структура, увеличивается концентрация производства. Характер и мировую специализацию пищевой промышленности Италии определяют традиционные производства макарон, различных томатных и фруктовых консервов, сыра, оливкового масла (1/3 мирового производства), виноградных вин (1-2-е место в мире), сахара (8-13% европейского производства). Даже пищевая промышленность, распространенная практически повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры расположены на Севере. На юге выделяется Неаполь и его окружение. Табачная промышленность монополизирована государством. Для нее характерна удаленность производства(табачных фабрик Рима, Милана, Турина, Болоньи, Венеции) от сырьевой базы (табаководческих районов Юга).

В послевоенные десятилетия в городках вокруг Милана, Турина, в г. Кашина в Тоскане на импортном сырье развилось производство модной мебели (главным образом “под старину”), в основном на вывоз.

Италия обладает богатейшими ресурсами для производства строительных материалов. Мощная цементная промышленность Италии дает более 20% западноевропейской продукции. Крупнейшие цементные заводы расположены у подножия Альп, на Паданской равнине, вокруг Неаполя, в Таранто. Стекольная промышленность Италии это не музейная отрасль. Более 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов, хрусталь, листовое стекло. Широко распространено изготовление художественных и технических фаянсовых изделий. Венеция славится и в наши дни художественным стеклом, которое выдувают на острове Мурано. Италия находится на одном из первых мест в мире по масштабам ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из древнейшего кустарного промысла и сохраняет высокие традиции Возрождения.