Курсовая работа: Общественные блага как экономическая категория. Виды и классификация общественных благ. Предложение общественного блага. Чистые и смешанные общественные блага

Курсовая работа: Общественные блага как экономическая категория. Виды и классификация общественных благ. Предложение общественного блага. Чистые и смешанные общественные блага

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

13.2 Общественные блага

До сих пор мы рассматривали рынки так называемых частных благ. Этим благам присущи две характеристики: исключаемость и конкурентность .

Исключаемость – способность исключить индивида, который не платит за благо, из процесса потребления.

Например, если вы не заплатите за планшет, то не сможете пользоваться им, потому что он будет не ваш. Если вы не купите билет в кинотеатр, то не попадете в него, и не посмотрите фильм. Однако такое благо, как набережная реки не является исключаемым. Вы можете прогуляться по ней, даже если не заплатите. Поэтому исключаемые блага как правило бесплатны.

Конкурентность – уменьшение возможности потребления блага другими людьми при потреблении его определённым человеком.

Если вы потребляете планшет, он более не доступен ни для кого в данный момент. Это конкурентное благо (rival good). Также происходит, когда вы потребляете предметы одежды или продукты питания. Однако когда вы потребляете сеанс в кинотеатре или идете в ночной клуб, вы не делаете эти блага менее доступными для остальных потребителей. Это неконкурентные блага (non-rival goods).

Существуют еще и анти-конкурентные блага (anti-rival goods) . Чем больше потребителей потребляет данное благо, тем более ценным оно является. Классическим примером является программное обеспечение.

Практически все блага, за которые мы привыкли платить, являются исключаемыми и конкурентными . Но бывают блага, которые не в полной мере обладают этими свойствами.

В зависимости от этих характеристик все блага можно разбить на четыре категории:

  1. Конкурентные и исключаемые. Это частные блага , которые каждый из нас привык получать на рынках в обмен на деньги. Автомобиль, компьютер, продукты питания, одежда – практически все, что мы привыкли покупать, являются частными благами. Например, возьмем вашу куртку. Если вы за нее не заплатите, то вы ее и не получите. Это благо является исключаемым. Далее, если вы носите курку в данный момент, ее не могут носить другие люди. Это благо является конкурентным.
  2. Конкурентные, но не исключаемые блага. Это так называемые общие ресурсы . Классическим примером является рыба в океане. Если вы поймаете рыбу, ее не поймает и не сможет съесть кто-либо еще. Это благо конкурентное. В то же время практически нельзя кому-либо запретить (за некоторыми исключениями) ловить рыбу в океане. Это благо неисключаемо. Другим примером является скамейка в парке: если вы ее займете, она станет недоступной для других потребителей по-крайней мере, на какое-то время. В то же время нельзя сделать это благо платным, потому что отделить тех, кто платит за скамейку, от тех, кто не платит.
    Существует способ превращения данных благ в частные – обеспечить дорогостоящие институты контроля. Например, в примере с рыбой это может быть водная полиция, а в случае скамейки – обнести ее забором и поставить рядом билетного контролёра.
  3. Неконкурентные, но исключаемые блага.
    Это так называемые клубные блага . Клубными благами в экономике называются неконкурентные блага, доступ к которым ограничивается платой или правилами пользования - неперегруженная платная дорога, закрытый пляж, концерт, спутниковое телевидение. Классическим примером является концерт известного музыканта. Исключить из пользования данным благом легко: тот, у кого нет билета, не попадает в клуб или на стадион. Однако это благо является неконкурентным: если вы приедет на концерт, это не будет означать, что на него не смогут прийти другие люди.
    Другой пример – это рынки естественных монополий. Например, возьмем водопровод. Исключить того, кто не платит за благо, легко: со временем в квартиру этого индивида перестанет поступать вода. Однако это благо является неконкурентным: если вы пользуетесь водопроводом, это не снижает его доступности для остальных потребителей. На рынках подобных благ издержки на обслуживание дополнительного пользователя так малы, что они не существенны, большие постоянные издержки составляют существенную часть издержек.
  4. Неконкурентные и неисключаемые блага. Это чистые общественные блага (иногда их называют просто общественные блага). Классическим примером является уличный светофор. Нельзя отделить того, кто платит за данное благо от того, кто не платит. Потребление данного блага одним человеком не делает его менее доступным для остальных.

Когда благо является неисключаемым, при его потреблении возникает проблема безбилетника (free-rider problem) . Проблема заключается в том, что плату за пользование этими благами трудно получить, и поэтому у частных фирм могут отсутствовать стимулы к производству подобных благ. С пешеходов и пользователей автомобилей трудно получить плату за пользование светофором. Если ваш сосед по даче решает провести фейерверк, и вы насаждаетесь зрелищем, то ему трудно получить с вас плату за зрелище. То есть рыночный механизм не обеспечивает производство этих благ в количестве, эффективном ля общества, потому это считается одним из провалов рынка.

Рассмотрим некоторые примеры общественных благ

Национальная оборона

Национальная оборона является неисключаемым и неконкурентным благом. Граждане получают данное благо от государство в обмен на уплачиваемые налоги, которое поддерживает необходимые для этого военные институты на деньги налогоплательщиков. Данное благо представляется одинаково для всех граждан. Если кто-то не платит налоги, то он все равно получает данное благо. В этих условиях у индивидов могут существовать стимулы к уклонению от уплаты налогов, в ответ на это государство создает систему институтов контроля уплаты и сбора налогов. Бенджамин Франклин говорил, что «есть только две неизбежные вещи – смерть и налоги». В разное время велось множество дискуссий о том, какой уровень расходов на национальную оборону является приемлемым для общества. Определить это непросто, поскольку трудно посчитать реальные выгоды от разной величины предложения данного блага.

Фундаментальные научные исследования

Фундаментальные научные исследования также являются общественным благом. Результаты подобных исследований используются повсеместно, от медицины до производства продуктов питания. При этом ученый практически не может извлечь выгоду из произведенных открытий, поскольку их трудно запатентовать, и они являются общедоступными. Поэтому во всем мире подобные исследования субсидируются государством. Выгоду от проводимых исследований и полученных результатов определить весьма трудно, поэтому вокруг вопроса об оптимальном уровне субсидий на фундаментальные исследования также ведутся дискуссии.

Оптимальный размер частного блага определить легко – для этого достаточно создать условия для беспрепятственного обмена данного блага на рынке со множеством покупателей и продавцов, и невидимая рука рынка сама определит оптимальный размер производства и потребления. Оптимальный размер общественного блага определить сложно . В первую очередь, потому что в процесс его потребления вовлечено множество индивидов, которые не хотят раскрывать свои предпочтения в виде цен. Иными словами, они не хотят платить за данное благо, а значить сообщать рынку определенную информацию. В результате проблему предоставления общественных благ приходится решать не с помощью рынка, а с помощью других механизмов, например, государственного вмешательства. Для принятия решения об оптимальном объеме того или иного общественного блага правительство обычно привлекает экономистов, которые производят анализ «затраты-выгоды» , что в случае общественных благ является сложной задачей. Сложность задачи заключается в том, что экономисты не могут воспользоваться ценовыми сигналами для получения оценки выгод от потребления данного блага. Какие же существуют способы оценки выгод участников, когда ценовой механизм не работает? Очевидным способом является опрос возможных получателей выгод. Например, при предоставлении такого блага, как фундаментальные научные исследования в сфере робототехники, опрос может звучать так: «Дайте оценки своих выгод от использования робота-уборщика по дому?»

Однако подобные опросы никогда не смогут дать точных результатов по двум причинам:

  1. Невозможно получить предпочтения всех участников процесса потребления блага, поскольку их может быть очень много
  2. Индивиды будут искажать свои оценки. Те индивиды, которые заинтересованы в роботе-уборщике, будут завышать оценки выгод, чтобы получить быстрее данную разработку. Индивиды, которые боятся прогресса, будут говорить, что их выгоды равны нулю, несмотря на существование реальных выгод от робота-уборщика.

Итак, мы поняли, что оптимальный объем общественного блага определить трудно, и для этой задачи обычно привлекаются экономисты (ведь главная цель экономики как науки – сделать лучше жизнь всех нас ). Кто же представляет общественные блага, если у частного сектора нет стимулов этого делать? Ответ таков: государственные предприятия и частные фирмы, получающее государственный заказ (его в этом случае также оплачивает государство). Например, дороги и тоннели во всем мире строят как государственные компании, так и смешанные (государственно-частные компании), так и полностью частные.

В сфере общественных благ одной из наиболее интересных задач, стоящих перед экономистами, является определение оптимального объема благ, связанных с обеспечением безопасности жизни индивидов. Данная проблема может быть хорошо проиллюстрирована с помощью такого примера, как решение о том, ставить или нет светофор в городе.

Светофор является чистым общественным благом, поскольку у него есть признаки неконкурентности и неисключаемости. Светофор приносит выгоды пешеходам и автомобилистам в виде уменьшения числа аварий, и как результат, спасенных жизней. Светофор имеет издержки, заключающиеся в том, что бюджету города необходимо оплатить производство и установку светофора.

Чтобы принять решение об установке светофора, городскому совету следует соотнести затраты на него с получаемыми выгодами. Но поскольку выгодами являются спасенные жизни людей, то как оценить эти выгоды? Иными словами, как оценить человеческую жизнь? Подобная постановка вопроса является, вероятно, крамольной для обычного человека, но она имеет смысл для экономиста. Обычная логика подсказывает, что ответа на вопрос нет, поскольку жизнь человека бесценна. Многие люди ответят подобным образом на вопрос: «Сколько стоит ваша жизнь?», поэтому проведения опроса для получения оценок – это бессмысленное занятие. Но с точки зрения экономиста данная задача имеет решение, и цена жизни может быть определена более или менее достоверно. Люди, реагируя на стимулы, предложенные им в реальном мире, могут раскрывать информации об их оценках жизни, при этом даже искренне считая, что жизнь человека бесценна. Например, люди выбирают более рискованные профессии, соглашаясь работать за более высокую заработную плату. Заработная плата в схожих профессиях с различным уровнем риска также отличается. Например, угольщики, которые добывают уголь в шахте, оплачиваются выше, чем угольщики, которые добывают уголь открытым способом. Или же люди согласны существенно переплатить за более безопасный автомобиль, таким образом раскрывая информацию об оценках собственной жизни. Приводя грубые расчеты, Сергей Гуриев в книге «Мифы экономики» приводит приблизительные оценки человеческой жизни россиянина, которые колеблются от 1 до 3 млн долларов .

Таким образом, с точки зрения экономиста, цена жизни может быть определена, а значит, задача о светофоре имеет решение. Для этого нужно сопоставить выгоды от светофора с затратами на него. Выгоды грубо можно оценить таким образом: оценить вероятность аварий со светофором и без него, и умножить ее на оценку человеческой жизни.

13.2.2. Трагедия общин

Трагедия антиобщин (tragedy of anticommons)

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

Как-то недавно мы говорили . Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным».

Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.

Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.

Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства. Так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

Территориальная ограниченность потребления общественных благ . Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.

К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!

Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.

В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

Виды

Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет. Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком. Но при этом - все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?

Смешанные блага - представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.

Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага . Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

Примеры общественных благ

Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин... И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.

К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно.

Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.

Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов..., всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции... Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.

А вот зачем они это делаю — пишите в комментариях ваши предположения — обсудим!

С уважением, Андрей Пучков

Кафедра «Экономики и Управления

Курсовая по экономической теории

на тему:

Общественные блага, как экономическая категория

Москва 2008 г.


Введение

4. Проблема «безбилетника»

5. Предоставление общественных благ посредством рынка

6. Предоставление общественных благ государством

Заключение

Список литературы


Введение

Важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных товаров и услуг (благ). Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.

Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага обладают 2-мя характерными свойствами:

1. Несоперничество в потреблении

2. Неисключаемостью.

Несоперничество в потреблении состоит в том, что при увеличении количества потребителей какого-либо общественного блага никогда не снижается полезность, доставляемая каждому из потребителей. При предоставлении общественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки = 0. А при увеличении потребителей реализуются условия Парето-улучшения (Парето-улучшениями называются такие изменения экономических ситуаций, при которых по сравнению с предыдущим состоянием никто не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают).

Неисключаемость состоит в том, что производитель общественного блага не имеет возможности по своему желанию отстранить какого-либо потребителя от пользования этим благом. Поставщики общественных благ не в состоянии вступать в обособленные экономические взаимоотношения с каждым из их потребителей.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

1. Классификация экономических благ

В основу классификации благ положены два критерия – степень доступности блага в потреблении и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления. В соответствии с первым критерием выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, со вторым – избирательности или неизбирательности блага.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей.

Избирательность в потреблении означает, что получение определённых выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага, отчего его иногда называют принципом конкурентности в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других. Такое благо считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов. В соответствии с указанными критериями блага делятся на чистые и общественные.

Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом.

Чистое частное благо – это благо, обладающее признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле наиболее приспособлены для рыночного оборота.

Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом.

Чистому общественному благу свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Чистые общественные блага обладают рядом специфических характеристик. Присущая им абсолютная неизбирательность означает, что 1) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Рис. №1. Предельные издержки предоставления чистого общественного блага


Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью, следовательно, 2) не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит, 3) потребляются сообща. В силу указанных особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Главная их отличительная особенность заключается в том, что потребление такого блага всегда сопровождается положительным эффектом для всех. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичными примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка.

«Мир благ» не сводиться к чистым частным и чистым общественным благам. Во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать признаком, например, неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбирательности), однако одно из них в большей степени, а другое в меньшей. Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые разные комбинации: избирательность – неисключаемость, исключаемость – неизбирательность. Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех других, что придаёт ему признак избирательности. Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика состоит в том, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют ещё коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».

Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага. Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными, или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определённого момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потреблению связано с ростом предельных издержек предоставление, т.е. снижением полезности для существующих потребителей. Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определённого числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Типичные примеры таких благ – объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.д.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растёт и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определённого момента.


Рис.№2 Предельные издержки предоставлены перегружаемого общественного блага

В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей в виде особого объединения, ставящего своей целью совместное потребление определённого блага. Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. К таким благам можно отнести охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и т.п., использование которых обусловлено членством в объединении потребителей благ. Потребители таких благ имеют возможность извлекать желательный объем полезности при меньших индивидуальных затратах.

2. Особенности спроса на общественные блага

Принцип убывающей полезности действует и в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом. Однако за этой внешней схожестью скрываются существенные особенности:

¾ во-первых, являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие от чистого частного блага потребление чистого общественного блага не может быть скорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объём его потребления каждым потребителем равняется объёму предложения блага:

¾ во-вторых, поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые их спроса представляют собой предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей:

Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.

Отсюда следует два важных вывода. Первый состоит в том, что объём совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объёмов спроса для каждой данной цены. Второй заключаеться в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не являеться переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируеться путём не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага.


Рис.№3 Спрос на чистое частное благо и на чистое общественное благо: а) спрос на чистое частное благо; б) спрос на чистое общественное благо

Совокупный спрос на чистые частные блага формируеться суммированием индивидуальных кривых спроса () по горизонтали. При цене спрос индивида А равен 1, индивида Б равен 2, индивида В равен 3. Следовательно, совокупный объем спроса при данной цене равен 1+2+3=6. В случае с чистыми общественными благами совокупный спрос формируется как сумма предельных полезностей для каждого индивида, представленных кривыми их спроса на общественное благо и . При объеме блага q = 4 индивид А готов заплатить за дополнительную единицу блага Р = 3, а индивид Б ¾ 8. Так как оба потребляют одинаковое количество блага, общая предельная полезность для них, т.е. готовность платить за дополнительную единицу блага, определяется сложением их предельных полезностей для данного объема предложения:

т.е. путём вертикального суммирования.

Анализируя особенности формирования спроса на чистое общественное благо, следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство. Спрос на чистое общественное благо отражает индивидуальные предельные полезности пользователей, а готовность платить при потреблении одинакового его объема у каждого отдельного отребителя разная. Следовательно, в случае с чистыми общественными благами (в отличие от чистых частных благ) соответствия между суммой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель за дополнительную единицу блага, и издержками его производства не существует.

3. Эффективный объем общественного блага

Предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей.

Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей, в чем и состоит суть проблемы определения эффективного (оптимального) объема производства чистого общественного блага.

Решение этой проблемы обусловлено применением общего принципа принятия оптимальных решений - благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды от дополнительной единицы блага должны уравниваться с предельными общественными издержками его производства, т.е. при MSB = MSC.

В отношении чистых общественных благ специфика определения оптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода от предоставления дополнительной единицы блага распространяется на всех потребителей, и в этом смысле предельная выгода от дополнительной единицы чистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всех потребителей (). Следовательно, эффективный объем чистого общественного блага - это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам производства блага:

Эффективным является тот объем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления блага равны предельным издержкам его производства.

На рисунке №5 спрос на чистое общественное благо субъекта А отражен как , а субъекта Б - как . При этом готовность субъекта А платить за дополнительную единицу блага, например еще один канал общественного телевидения, при объеме Q* составит величину а, а субъекта Б - b. Их общая готовность платить составит (а + b). Если предельные издержки производства блага - МС, то эффективным будет тот объем чистого общественного блага, для которого общая готовность платить за благо равна предельным издержкам его производства, т.е. точка пересечения их кривых.

Рис. №4 Оптимальный объем чистого общественного блага

В нашем случае это Q*, так как

MC(Q*) = (а + b).

Любое отклонение кривой МС от этой точки означало бы необходимость уменьшить или увеличить производство чистого общественного блага.

Рис. №5 Оптимальный объем общественного блага

Анализируя механизм установления эффективного объема производства чистого общественного блага, следует обратить внимание на два обстоятельства:

1) отсутствие соответствия между предельными издержками производства блага и денежной суммой, которую готов заплатить за него каждый отдельный субъект;

2) объем производства чистого общественного блага будет оптимальным только при условии, что валовые издержки его производства (область под кривой предельных издержек до точки Q *) не будут превышать затрат, которые общество готово заплатить (область под кривой общей готовности платить до точки Q *).

В связи с этим возникают два аспекта проблемы.

Первый аспект связан с механизмом достижения эффективного объема производства блага. Как следует из приведенного рисунка, потребляя благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом MB = МС, ни один из потребителей не готов оплатить предоставление чистого общественного блага в объеме Q* и спрос на него был бы нулевым. Непредоставление блага в означенном объеме привело бы к снижению полезности для обоих субъектов, так как

Напротив, совместное потребление блага не только позволяет достичь эффективного объема его потребления, но и способствует росту благосостояния всех его потребителей - потребление чистого общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для других. Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей .

Второй аспект касается принципа финансирования производства чистого общественного блага. Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то казалось бы логичным взимать с потребителей одинаковую плату. Однако, как можно увидеть из приведенного рисунка, установление подобной платы (с) приведет к тому, что субъект А вынужден будет фактически прекратить потребление блага из-за превышения налогом получаемых им предельных выгод. У потребителя Б готовность платить выше и он будет продолжать предъявлять спрос. Но он вынужден будет платить больше , причем за меньший объем . Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы потребитель А платил меньше, а потребитель Б - больше, на что последний с готовностью согласится, так как в этом случае извлекаемая им полезность вырастет, а затраты снизятся. Следовательно, применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих разный уровень предельной полезности потребителей не является эффективным с точки зрения критерия эффективности Парето.

5. Проблема «безбилетника»

Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Между тем пользователи знают, что в случае с общественными благами получение ими выгод возможно и без участия в возмещении издержек по его производству, так как предоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению другими бесплатно - признак неисключаемости. Это обусловливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних эффектов.

Возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность при их производстве.

Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «безбилетники» занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. В конечном счете, учитывая наличие склонности к минимизации затрат как признака рационального поведения у каждого потребителя, мы можем столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двух вопросов:

1) как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»;

2) как при этом достичь эффективного объема общественного блага.

6. Предоставление общественных благ посредством рынка

Возможности рынка в предоставлении общественных благ - это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться тем же способом, что и частное благо.

Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Абонементная плата за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, а также продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия - это типичные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ. Перегрузка в потреблении блага приводит к ограничению полезности и, таким образом, к снижению эффективности. В этом случае введение платы, равной предельным издержкам предоставления, способствовало бы росту эффективности. Примером такого подхода могут служить платные автострады и другие объекты транспортной инфраструктуры.

Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, скажем при внесении взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя (момент покупки и момент использования разделены), а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса. Чаще всего он находит применение в отношении клубных благ, каковыми являются бассейны, площадки для гольфа и тенниса, охотничьи хозяйства и т.п. И хотя в этом случае могут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в каждый данный момент, совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельного потребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек его производства.

Рассматривая рыночные способы предоставления общественных благ, следует учитывать, что, способствуя решению проблемы «безбилетника», они сопровождаются неэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления части потребителей, так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.

2. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования - увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. В этом случае финансирование производства общественного блага обеспечивается посредством рыночного оборота частного блага. Так, финансирование общественного радио-и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников. Другим методом подобного рода является продажа побочных продуктов. Плата за рекламные объявления и ролики может использоваться для финансирования общественного радио и телевидения, плата, взимаемая за рекламные щиты вдоль дорог, - для финансирований транспортной инфраструктуры. Конечно, достижения эффективного объема общественного блага взаимообусловленное финансирование обеспечить не может. Тем не менее оно способно содействовать приближению к искомому оптимуму.

3. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой «безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды - общественный имидж. Финансируемое таким способом производство общественных благ не может осуществляться на социально эффективном уровне, поскольку не может быть выше уровня предельной полезности, получаемой спонсорами. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных. Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.

7. Предоставление общественных благ государством

В случаях, когда возникающие при потреблении благ положительные внешние эффекты не поддаются интернализации, предоставление подобных общественных благ может быть обеспечено только государством. Обычно это чистые общественные блага. Между тем не всякое предоставляемое государством благо является чистым общественным благом. Иногда даже обладающие высокой степенью исключаемое™ блага предоставляются только государством. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо сильно дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения связано с высокими издержками или приводит к значительному и устойчивому недопроизводству общественного блага, а значит, уменьшению совокупной полезности. Поэтому подобные общественные блага предоставляются государством.

Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными - от непосредственного производства блага (национальная оборона, пожарная охрана) до финансирования производимых частным сектором общественных благ (уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи). Однако суть их одна - производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

Государство выступает поставщиком общественных благ тогда, когда возникающие при их потреблении положительные внешние эффекты невозможно интернализировать или это связано с большими издержками, при этом их производство финансируется за счет налогов, взимаемых в принудительном порядке.

Предоставление общественных благ посредством государства не означает автоматического достижения эффективного объема производства общественных благ. Применение налогового механизма уже само по себе порождает ряд проблем, связанных с достижением эффективного объема их производства. С одной стороны, предоставление общественного блага всем потребителям в одинаковом объеме предполагает применение принципа равного участия в его финансировании. С другой стороны, различия в предельной полезности от потребления блага для разных пользователей обусловливают неравную их склонность к оплате потребляемого объема общественного блага. И если в первом случае речь идет о реализации принципа справедливости, то во втором - эффективности. Введение единой платы, несомненно, обеспечит справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства в целях снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, так как будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению неэффективности, обусловленной сокращением объема производства общественных благ. Учитывая, что склонность платить есть возрастающая функция дохода и в этом смысле обусловлена не вкусовыми различиями разных категорий потребителей, а уровнем их доходов, то лица с высокими доходами только выиграли бы, получив возможность потреблять больше. При этом, правда, проблема трансформируется в вопрос о степени дифференциации налога, решение которого осложнено трудностями выявления предпочтений потребителей тех или иных общественных благ.

Заключение

Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно объективно ведет и к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.

Обеспечение производства общественных благ – первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателя общественного прогресса.

Список литературы

1. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика – М., 2008, гл. 13.

2. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика – М., 2007, гл.1.

3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – Питер, 2007

4. Экономика /Под ред. А.С. Булатова – М., 2007, гл.2.

5. Ресурсы интернета

Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

  1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
  2. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

Qd = Сум (qi)

где i = 1,..., N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ см. далее.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

1 Человек, чьи соседи осуществляют капитальный ремонт своей квартиры, является получателем …

2 Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является …

- снижение налоговых ставок для безотходных производств

3 Замена использования в крупных городах личного автотранспорта велосипедами является примером решения проблемы …

- отрицательного внешнего эффекта потребления

4 Производство экологически безопасных моющих средств можно увеличить за счет использования следующего экономического инструмента: …

- снижения налогового бремени для их производителей

5 Использование ускоренной амортизации природоохранного оборудования направлено на решение проблемы …

6 Примером общественного блага может служить …

- освещение улиц города

7 В отношении такого отрицательного как выброс загрязняющих веществ в атмосферу в качестве меры снижения их объема следует ввести …

- корректирующий налог

8 Общественным благом является …

- создание системы национальных парков

9 При помощи корректирующих налогов (налогов Пигу) решается проблема …

- отрицательных внешних эффектов

10 Введение энергетических экологических налогов на горюче-смазочные материалы и тару для их хранения позволяет решить проблему …

- отрицательного внешнего эффекта потребления

11 В результате строительства соседнего дома дорога к Вашему дому стала непригодной для эксплуатации. Эта ситуация является примером проявления …

- отрицательного внешнего эффекта производства

12 Человек, проживающий недалеко от аэропорта, от гула взлетающих самолетов получает …

- отрицательный внешний эффект производства

Тема: Рынок

1 К субъектам рынка капитала не относят

- наемного рабочего завода

2 Если минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет 900 000 руб., годовая ставка банковского процента 5%, то величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет ______ руб.

- 45 000

3 Если величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 50 000 руб., годовая ставка банковского процента 8%, то минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласится продать его, составит _____ тыс. руб.

4 Себестоимость 1 тонны зерна, выращиваемого на первом участке, составляет 4 200 руб., на втором участке – 4 800 руб., на третьем участке – 5 000 руб. Оптовая цена 1 тонны зерна – 5 200 руб. Дифференциальная рента, получаемая на втором участке, при урожае 50 тонн равна _____ тыс. руб.

5 К оборотному капиталу относят …

- малоценные инструменты

6 Установление государством минимального размера оплаты труда (МРОТ), превышающего равновесное значение оплаты труда, приведет к …

- росту предложения труда и снижению спроса на труд

7 Дневная заработная плата работника равна 580 руб. Продолжительность его рабочего дня – 8 ч. Если рабочий день увеличится до 12 ч., а повременная заработная плата – до 1140 руб. в день, то цена одного часа труда работника ___ руб.

- повысится на 22,5

8 К причинам провала рынка не относят

- проблему поиска политической ренты

9 Водоснабжение в городах является ____________ рынком.

- монопольным

10 Значительное превышение спроса над предложением характерно для рынка …

- продавцов

11 Если минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет 1 250 тыс. руб., годовая ставка банковского процента 8%, то величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет ______ руб.

- 100 000

12 Доход инвестора не зависит от …

- цены на рынке услуг капитала

13 Строительство нового животноводческого комплекса ___________ в регионе.

- вызовет рост спроса на труд

14 Реальная заработная плата в стране повысилась на 2%, номинальная выросла на 16 ден. ед. при уровне заработной платы на начало периода, равном 250 ден. ед. Индекс цен в стране за указанный период времени составил …

15 Отток рабочей силы в регионы с более высоким уровнем зарплаты при сохранении спроса на труд на том же уровне вызовет …

- сокращение предложения и увеличение равновесной заработной платы

16 Рынок носителей труда в современной России является …

- нелегальным

17 Основным источником «фиаско» рынка труда является …

- асимметрия информации

18 Минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласился продать его, составила 900 тыс. руб. При ежегодном рентном доходе 45 тыс. руб. годовая ставка банковского процента равна …

19 На рынке изделий из хрусталя спрос на труд описывается уравнением вида, а предложение труда – уравнением вида, где W – дневная заработная плата. Если рынок находится в равновесии, то заработная плата на данном рынке установится на уровне ______ ден. ед. и на работу будет принято _____ чел.

- 35 ... 245

20 Способность капитальных благ приносить в будущем доход сопряжена с …

- затратами в настоящем

21 Ценой капитального блага является …

- стоимость передачи всех прав на использование данного блага

22 Продолжительность рабочего дня равна 8 ч. при повременной заработной плате, равной 850 руб. Норма выработки составляет 25 изделий. Расценка за одно изделие при переводе работника с повременной на сдельную оплату труда составит ____ руб.

23 Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 50 000 руб. Годовая ставка банковского процента 2,5%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ______ тыс. руб.

24 Себестоимость 1 тонны свеклы, выращиваемой на первом участке, составляет 12 000 руб., на втором участке – 14 000 руб., на третьем участке – 15 000 руб. Оптовая цена 1 тонны свеклы – 15 000 руб. Дифференциальная рента, получаемая на третьем участке, при урожае 30 тонн равна _____ тыс. руб.

25 К объектам рынка капитала не относят

- земельный участок

26 Кризис привел к сокращению объемов производства на многих предприятиях региона. Это приведет к …

- снижению спроса на труд и снижению заработной платы

27 К особенностям рынка капитала относят …

- наличие временного лага в получении дохода

28 Рынок продуктов питания в конкретном субъекте федерации относится к …

- региональным

29 Себестоимость 1 тонны капусты, выращиваемой на первом участке, составляет 15 000 руб., на втором участке – 18 000 руб., на третьем участке – 13 800 руб. Оптовая цена 1 тонны капусты – 22 000 руб. Дифференциальная рента, получаемая на втором участке, при урожае 80 тонн равна _____ тыс. руб.

30 Уровень оплаты труда за год вырос на 45 ден. ед. при первоначальном значении, равном 400 ден. ед. Индекс цен за тот же период составил 1,15. Снижение реального уровня заработной платы составило ___ %.

31 Если величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 60 000 руб., годовая ставка банковского процента 10%, то минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласится продать его, составит ______ тыс. руб.

32 Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 72 000 руб. Годовая ставка банковского процента 10%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ______ тыс. руб.

33 Рынок наркотиков в РФ можно отнести к рынку …

- нелегальному

34 К физическому капиталу как фактору производства можно отнести …

- рабочий скот

1) Обзор экономических школ.

Меркантилизм. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшего политику на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Производилось удержание денег в стране. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы будут заинтересованы в их обмене. Ранние меркантилисты считали целесообразным: 1 Установить максимально высокие цены на экспортируемые товары. 2 Ограничить импорт товаров.3 Не допускать вывоз из страны золота и серебра в силу своих природных свойств исполнявших роль денег и функцию меры стоимости.

Центральным пунктом позднего меркантилизма являлась «система торгового баланса»: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Эту разницу стремились обеспечить, во-первых, за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещении ввоза предметов роскоши, во-вторых (и это было главным), при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешнего рынка, поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров и поощрение вывоза.

Физиократы. Физиократы выступали с решительной критикой меркантилизма. Они исследовали вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о “чистом продукте”. Утверждали, что «чистый продукт» создается только в земледелии. В промышленности «чистый продукт» не возникает, богатство не создается. В отличии от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство государства в экономическую жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.

Классическая школа. Основой экономического учения был принцип свободной конкуренции. Политика «естественной свободы» была фундаментально основана в теории Смита и включала следующие элементы: – свободное движение рабочей силы; – свободная торговля землей; – отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли; – свобода внешней торговли.

Кейнсианство. Кейнсианцы считают, что цены и заработная плата устанавливаются постепенно, поэтому уравновешивающим силам, возможно, необходимы многие годы или даже десятилетия, чтобы в экономике появилось равновесие. Согласно же классическому подходу цены и заработная плата гибкие, поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро.

Монетаризм. Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию, согласно которой, обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Т. о., рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Основополагающим монетаризма является уравнение обмена: MV = PQ , где М - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - объем производимых услуг.

Маржинализм. Использование предельных (приростных) величин. Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. Экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Человек рассматривался как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения. Производилось изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени. Восприятие рыночной экономики как равновесной системы. На позднем этапе маржинализм в большей степени дополнился учением классической школы и незаметно трансформировался в неоклассическую школу.

Неоклассическая школа. Уподобление экономической системы объектам исследования механики, т.е. восприятие хозяйства как механизма. Недооценка роли денег и игнорирование влияния их количества на реальные процессы. Идея невозможности общего перепроизводства и пренебрежение макроэкономическими проблемами. Идеология невмешательства государства в экономику. Основами оказались следующие общие черты маржинализма (в узком смысле слова) и неоклассической школы: а) Принцип оптимизации. Этот принцип неразрывно связан с идеей полной рациональности поведения экономических субъектов (учет всех имеющихся выгод и издержек, возможностей и ограничений); б) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы; в) Привнесение субъективизма и психологизма в экономическую теорию.

2) Экономическая теория.

Экономическая теория изучает общие экономические законы, определяет направленность развития различных экономических процессов и явлений. Предметом изучения ЭТ является совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства. ЭТ изучает экономические законы, которые реализуются через деятельность человека, модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода.

ЭТ имеет два раздела: микро- и макроэкономика.

Микроэкономика - наука о том, как принимают решения фирмы, как различные экономические агентства взаимодействуют между собой.

Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, о проблемах занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и т.д.

К функциям экономической теории следует отнести: изучение сущности экономических явлений и процессов, выявление общих принципов экономического поведения субъектов и применение этих принципов в будущем, использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов и экономикой страны в целом.

3) Понятие рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Система рынков сложна и многообразна.

С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

Легальный (официальный);

Нелегальный (теневой) – незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках.

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: 1. По объектам рыночных отношений (товаров и услуг; средств производства; рабочей силы; ссудного капитала; финансов; ценных бумаг); По географическому положению (местный; региональный; национальный; мировой); 3. По проявлению конкуренции (свободный; монополистической конкуренции; олигополический; монопольный); 4. По объему продаж (розничный; оптовый); 5. По механизму регулирования (совершенной конкуренции; несовершенной конкуренции; регулируемый).

Т. о., рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.

4) Товар и его свойства.

Свойства товара: а) потребительная стоимость - свойство товара удовлетворять потребительские потребности. Товаром становятся вещи, изготовленные трудом человека, для других людей - т.е. общественные потребительные стоимости. Товар – это созданная трудом общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на рынке на другой товар. б) меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. Цена – денежное выражение стоимости, выражающее экономические отношения между собственниками товара, которые приравнивают при обмене количество общественного труда, воплощенного в их продуктах.

Товарное производство – такой тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. При этом, что, как, и для кого производить, решает рынок. Через него устанавливаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, покупатель, при этом, имеет свободу выбора. К причинам возникновения ТП можно отнести: общественное разделение труда, хозяйственное обособление людей на изготовление какого – либо продукта. Чертами товарного хозяйства, при этом, считаются: открытая система экономических отношений (работники производства создают продукты не для себя, а для продажи), общественное разделение труда, косвенные связи между производителем и потребителем.

5) Ведущие функции рынка. Структура рынка.

Функции рынка: а) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения. б) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом сопоставляются индивидуальные затраты труда с общественно необходимыми. в) экономическое стимулирование эффективности производства. Побуждение производителей к созданию необходимых товаров с минимальными затратами. г) Обеспечение динамической пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, районов и т.д.

Роль рынка в общественном производстве: а) выдавать сигнал производству с помощью обратных связей: что, кому, когда и сколько производить. б) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивая сбалансированность экономики. в) разделять товаропроизводителей в соответствие с эффективностью их работы. г) вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства.

Виды рынков: а) неразвитый – отношения носят случайный характер (бартар). б) свободный - неограниченное число участников, свободная конкуренция мобильность факторов производства, неограниченная свобода передвижения капитала, стихийное установление цен, отсутствуют монополия и госрегулирование. в) регулируемый – регулируется рыночным механизмом или государством.

Типы рынков: а) чистая конкуренция. б) монополия. в) олигополия. г) монополистическая конкуренция.

Формы рынков: а)<По объектам> товаров и услуг, рабоч. силы, ценных бумаг, валютный, научно-тех технологий, информации,б)<по субъектам> покупателей, продавцов, гос. учреждений, посредников в)<по географическ. Положению> местный, региональный, национальный, мировой

г)<по уровню насыщения> равновесный, дефицитный, избыточный д)<по степени зрелости> формирующийся, развитый, неразвитый е)<по соответствию действующему законодательству> легальный, не легальный ж)<по отраслям> автомобильный компьютерный, хим. промышленности

з)<по хар-ру продаж> оптовый, розничный и)<учет ассортимента товаров> замкнутый, насыщенный, широкого ассортимента, смешанный.

6) Собственность.

Собственность – это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения материальных благ и особенную форму присвоения средств производства, основа всей системы отношений. От собственности зависит положение определенных общественных групп, слоев, классов. Формы собственности меняются с изменением способов производства, главным движителем, при этом, является развитие производственных сил. В пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая форма собственности. Переход от одних форм собственности к другим возможен как мирным, так и революционным путем.

Различают юридическую и экономическую стороны понятия «собственность». Экономические отношения выступают в виде совокупности производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства. Юридические отношения выступают в виде совокупности прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и по использованию ее результатов.

Различия юридической и экономической сторон: а) экономическое содержание характеризуется отношениями между людьми по поводу использования факторов производства, юридическое содержание включает правовые отношения между человеком и вещью, с одной стороны, и двумя людьми – с другой. б) уровень экономических отношений собственности обусловлен уровнем развития экономических сил, праовой уровень регламентируется законами. в) экономические отношения являются материальными, юридические – волевыми.

7) Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, занимающую определенное положение на рынке. -доля рынка.

Монополия – это тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует товар. Это позволяет ему установить цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Степень власти зависит от наличия заменителей товара.

Олигополия – это рынок, на котором доминируют несколько конкурирующих фирм. При этом каждый участник рынка должен тщательно следить за соперниками, планировать ценовую политику и оценивать последствия своих решений. Такой расклад характеризуется: а) затрудненным доступом на рынок (необходим солидный стартовый капитал, для внедрения в отрасль и преодоления конкуренции). б) предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт, что определяет единую цену на товар. в) предприятия чистой олигополии производят продукцию одного функционального назначения.

К олигополии также относят и картели – сговоры нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации прибыли.

Монополистическая конкуренция: а) производители выпускают похожие, но различные, с точки зрения покупателей, товары. Товары одного назначения являются близкими заменителями, но отличаются качеством исполнения. б) фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты: чем однороднее продукция, тем сильнее конкуренция. в) объем продаж невелик, т.е. каждая фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. г) вход на рынок достаточно свободен и определен размерами капитала. Трудности связаны с освоением потребителями новых торговых марок. д) каждая фирма является единственным производителем – монополистом.

8) Двойственная роль монополии. Система антимонопольных мер.

Наличие на рынке монополий имеет свои плюсы и минусы: а+)Продукция отличается высоким качеством, что позволяет сохранять господствующее положение на рынке. б+) монополия воздействует на повышение эффективности производства, поскольку только крупная фирма может позволить себе полномасштабный апгрейд оборудования. в+) крупные масштабы производства позволяют снижать издержки, и в целом, экономить ресурсы (внедрение ресурсосберегающих технологий). г+) монополия играет роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства, и приводящего к увеличению занятости во время кризиса. д-) монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокий уровень цен в слиу своего могучего положения на рынке, что снижает уровень жизни населения. е-) монополиям нет резона апгрейдить продукцию, поскольку конкурентов все равно нема.

Антимонопольное законодательство – пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между монополией и конкуренцией. Основная задача АМЗ не защита интересов отдельных кампаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

Основные направления АМЗ: а) охрана и поощрение конкуренции. б) контроль над фирмами с господствующим положением. в) контроль над ценами. г) защита интересов потребителей. д) развитие среднего и малого бизнеса.

9) Совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция - соревнование экономических агентов за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Совершенная конкуренция: а) большое число продавцов, конкурирующих друг с другом. б) однородная стандартная продукция. в) объемы производства и предложения отдельных производителей составляют малую долю общего выпуска – одна фирма не влияет на рыночную цену. г) каждый участник рынка имеет равный доступ к информации. д) свобода входа и выхода.

Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

10) инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – совокупность организационно правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи. Короче говоря, это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенный функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Функции инфраструктуры: а) облегчение участникам отношений реализации их интересов. б) повышение эффективности работы рыночных субъектов. в) организационное оформление. г) обеспечение форм экономического и юридического контроля.

Основные элементы инфраструктуры: а) Биржи(товарные, фондовые, валютные, сырьевые); б) Аукционы, ярмарки; в) Кредитная система и коммерческие банки; г) Эмиссионная система; д) Гос и негос службы занятости, кадровые агентства; е) Налоговая система; ж) Страховые компании;

з) Торговые палаты

11) Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Цена.

Предложение - количество товара или услуги, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Закон предложения: с ростом цены предложение растет. Неценовые факторы предложения: а) изменение издержек производства в результате нововведений. б) изменение источников ресурсов, налоговой политики, изменение факторов производства. в) выход на рынок новых фирм. г) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (приводит к уходу фирм с рынка). г) природные катаклизмы и другие ЧП.

Спрос – количество товара или услуги, которое будет куплено за определенное время по определенной цене за определенный период. Между спросом и ценой существует обратная связь – закон спроса: чем меньше цена, тем выше спрос. Закон спроса не

действует в трех случаях: а) при ажиотажном спросе. б) для редких и дорогих товаров, являющихся средством вложения денег. в) при переключении спроса на более качественные и дорогие товары.

Состояния спроса: а)Отрицательный спрос; б)Отсутствие спроса; в) Падающий спрос; г) Нерегулярный спрос; д) Полноценный спрос; е) Чрезмерный спрос; ж)Нерациональный спрос

Механизм рыночного равновесия: (Взаимосвязь спроса, предложения и цен). Растущая цена (в области дефицита) будет: а) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов. б) вытеснять некоторых потребителей с рынка. Падающая цена (в области избытка) будет: в) подсказывать фирмам, что необходимо уменьшить количество производимой продукции. г) На рынке появятся новые покупатели.

Цена потолка – ограничивает рост цены сверху т.е. это исскуственно заниженная цена.

Цена пола – не позволяет цене снизиться ниже установленного уровня т.е. это исскуственно завышенная цена.

12) Эластичность спроса и предложения. Факторы ценовой эластичности.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, насколько процентов измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность ценовая эластичность спроса.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:

где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или другой величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен.

При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса.

Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичен. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющем на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

13) Теории потребительского поведения.

Потребность - это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет их положение на рынке.

Теории мативации:

Теория Фрейда: люди не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, не осознавая при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда не исчезают, но и никогда не находятся под контролем челевнка. Они всплывают в сновидениях, оговорках, психозах. Человек не дает себе полного отчета об истоках своей мотивации.

Теория Мизеса: Все решает субъективная воля человека. Воду, молоко или вино выбирают не ради их физиологического действия, а оценивая ощущения от этого действия. Если кто-либо пьет вино, а не воду, нельзя сказать, что он поступает нерационально. Его стремление к счастью – это его личное дело. Человек предпочитает жить на собственный манер.

Теория Маслоу: Человек удовлетворяет свои потребности в следующем порядке: нужда, самосохранение, социальные потребности (любовь), потребность в уважении (статус, признание), потребность в саморазвитии. Потребность не будет возникать, пока не будут удовлетворены все нижестоящие потребности.

Философские теории:

Теория рационального потребления: потребление осуществляется в рамках рационального потребительского бюджета. Целевыми ориентирами потребления, при этом, являются: физиологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности.

Теория «праздного класса»: жизнь человека в обществе есть борьба за существование, и, следовательно, представляет собой процесс отбора и приспособления.

Экономические теории:

Теория предельной полезности: поведение потребителя – это поиск наибольшей полезности в приобретении тех или иных материальных благ. Рыночная цена благ определяется степенью полезности товара для потребителя и для продавца. Пока оценки со стороны продавца ниже, чем со стороны покупателя, обмен идет непрерывно до тех пор, пока не попадется «предельная пара» продавец-покупатель, чьи оценки полезности товара совпадают. Эта оценка и определяет рыночную стоимость товара – цену равновесия.

Что касается влияния общества на потребительское поведение, здесь выделяют три эффекта: а) эффект присоединения к большинству (как все, так и я). б) эффект сноба (желание человека вы*бнуться). в) эффект Веблена (когда какую-то вещь используют не по прямому назначению, а для понтов).

14) Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.



Похожие публикации

Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз