Новые правила перемещения товаров чере границы россиии. Что и в каком количестве можно провозить через границу рф. Документы при пересечении таможни

Новые правила перемещения товаров чере границы россиии. Что и в каком количестве можно провозить через границу рф. Документы при пересечении таможни

Образец договора подряда с физическим лицом на оказание услуг когда-нибудь требовался каждому из нас. При установке окон, кладке кирпича, изготовлению мебели и другое.



Правовое общество не может жить без оказания взаимных услуг. Письменность придает действиям правовой статус, а сторонам определенные гарантии. Образец договора подряда когда-нибудь требовался каждому из нас. При установке окон, кладке кирпича, изготовлению мебели договор подряда на оказание услуг будет незаменимым помощником. Глава 37 Гражданского кодекса, многочисленная судебная практика сформировали образец основной структуры договора подряда, используемого в быту с физическими лицами. Имея рядом источник доступа к сети интернет, физическому лицу доступна возможность самостоятельно составить правовой акт.

Проект сайт призван помочь пользователям бесплатно скачать образец различного рода документов, и в их числе договор подряда на оказание услуг с физическим лицом. Незаменимый правовой акт является исключительной бумагой привлечения дополнительных физических лиц (узких специалистов) организациям, не заключая с ними трудовые контракты. Факт, что фундаментальная основа всех сфер оказания услуг лежит в поле действия договора подряда с физическими лицами. Формирование документа отнюдь не простое занятие и на создание грамотного листа требуется продолжительное время, знания и упорство.

Обязательные пункты договора подряда с физическим лицом на оказание услуг

:
  • Наименование, дата, место заключения контракта;
  • Исчерпывающие реквизиты участников правоотношений в шапке документа. Является важнейшим пунктом соглашения;
  • Предмет соглашения, цена и порядок оплаты, сроки выполнения задания;
  • Права и обязанности сторон, ответственность каждой за нарушение функций;
  • Немаловажным обстоятельством является и определение материалов, используемых в деятельности;
  • Определение этапов: подготовка, оказание услуг, сдача и принятие результатов;
  • Прием и сдача осуществляются вместе с подписанием дополнительного документа, именуемого ;
  • Гарантийные обязательства и качественные характеристики могут быть оговорены отдельным абзацем в бумаге, также как и общий срок службы, всевозможные двусторонние договоренности, не противоречащие общим принципам подряда.
Грамотно составленное соглашение о подряде с физическим лицом приведет к желаемому результату для обеих его сторон. Судебные тяжбы в подряде возникают лишь из-за ненадлежащего подхода к оформлению документации, сопровождающей повседневную работу физическими и юридическими лицами. Простота письменной фиксации является для них одновременно и сложным деянием, поскольку судебная практика о подряде далеко не однозначна. Доказать собственную правоту и получить обратно денежные средства становится не реальным. Мы рекомендуем использовать наш разработанный бланк в комплексе с первичной юридической консультацией практикующих специалистов. В противном случае последствия самостоятельных действий могут быть необратимыми. Приятного использования.

Договор строительного подряда может быть как с юридическим, так и с физическим лицом. Образцы документов на 2018-2019 год можно разработать самостоятельно, но в бланк включите существенные условия. В частности, пропишите предмет договора, сроки выполнения работ, стоимость и этапы. Скачать образцы и шаблоны договора можно в статье.

Какие сделки оформляют договором строительного подряда

Начнем с классификации работ по договору строительного подряда.

Что такое договор строительного подряда

Договор строительного подряда — это соглашение, по которому подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы на объекте заказчика согласно проектно-технической документации, а заказчик — принять и оплатить работу. Если из договора или нормативно-правового акта не следует, что все работы подрядчик выполняет лично, он вправе привлечь субподрядчиков.

Нужно ли вставать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ по договору строительного подряда?

Отвечает Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

« Да, нужно, если в местах проведения работ по договору строительного подряда находятся стационарные рабочие места для сотрудников.
По общему правилу организация должна встать на налоговый учет по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК). Обособленным подразделением признается то подразделение, по месту которого…
»

Договор строительного подряда по ГК РФ

Договор строительного подряда заключают с учетом требований главы 37 Гражданского кодекса РФ. В нем устанавливают обязательства сторон в связи с новым строительством, реконструкцией, расширением, техническим перевооружением, капремонтом действующих предприятий, зданий и сооружений, проведением отдельных видов и комплексов подрядных работ.

Какие условия включают в типовой договор подряда на выполнение строительных работ

В типовой договор подряда на выполнение строительных работ включают сведения:

  • о предмете договора;
  • стоимости работ и порядке расчетов;
  • сроках и этапах выполнения работ, сдаче и приемке;
  • и оборудованием;
  • об ответственности сторон и разрешении споров.

Форма договора строительного подряда

Согласно требованиям статьи 161 Гражданского кодекса РФ, договор подряда заключают в письменной форме:

  • когда заказчик и подрядчик - юридические лица;
  • либо заказчик, либо подрядчик - физлицо;
  • сумма договора между гражданами больше 10 тысяч рублей.

Образец договора подряда на выполнение строительных работ двусторонний, поэтому такое соглашение подписывается обеими сторонами.

Предмет договора

К работам, включаемым в договор строительного подряда, относятся строительные, монтажные, а также работы по ремонту зданий и сооружений и другие виды работ, выполняемые по договору на строительство (например, монтажные работы, монолитные работы или бетонные работы).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, раздел F «Строительство», все это строительные работы. Они ведутся как на вновь создаваемом объекте (новое строительство), так и при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов.

Если в договоре не указаны объект строительства, наименование и объем работ, то у подрядчика не будет доказательств сдачи-приемки работ. Поэтому не получится установить дату, когда наступил срок исполнения денежного обязательства заказчика. Это может повлиять на размер взыскиваемых процентов или иных санкций за несвоевременную оплату работ, предусмотренных договором.

Как в бухучете отразить стоимость выполненных подрядчиком строительных работ, если

Цена договора

Договорная цена по договору строительного подряда устанавливается по правилам статьи 709 Гражданского кодекса РФ. Она должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение.

Приоритетен сметный порядок ценообразования из Методики, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. 15/1 (МДС 81-35.2004). Для организаций, привлекающих для финансирования строительства бюджетные средства, это единственный разрешенный метод.

Материалы

Если договором строительного подряда не предусмотрено иное, работы выполняют из материалов подрядчика. В противном случае о намерении заказчика построить объект из собственных материалов напишите в договоре.

Заказчик вправе продать материалы подрядчику или отгрузить без перехода права собственности. В первом случае предельную стоимость материалов обсуждают на этапе подготовки к заключению договора, чтобы прибыль подрядчика покрыла издержки.

При сметном порядке ценообразования цена договора уменьшается на сметную стоимость материалов зxnjаказчика, отгруженных подрядчику без перехода права собственности на них.

Порядок расчетов и приемка работ

Рассчитываться с подрядчиком заказчик может поэтапно, перечисляя промежуточные авансы, или после приемки выполненных работ (этапов). В первом случае сроки и размер платежей фиксируют в договоре. Обычно величину промежуточного платежа определяют на основании ежемесячно подписываемой формы № КС-2 , а перечисляют на основании формы № КС-3 . Договором также разрешено предусмотреть поэтапную сдачу работ, когда объект принимают либо поэтапно, либо целиком (ст.753 Гражданского кодекса РФ).

Этап — это строительство одного из объектов (части объекта), который можно ввести в эксплуатацию и эксплуатировать автономно, независимо от иных объектов капстроительства на этом земельном участке (п. 3.2.1 приказа Росстата от 11 марта 2009 г. № 37). Объем работ, выполненный подрядчиком за месяц или иной календарный период времени, согласно подписанной форме № КС-2, н е считается этапом, если не отвечает условиям, приведенным выше.

Риски случайной гибели или повреждения принятых работ переходят к заказчику (ст. 741 Гражданского кодекса РФ).

Формы и реквизиты первичных учетных документов

Если для хозяйственной операции есть унифицированная форма первички, применяется она. В противном случае организация самостоятельно разрабатывает бланк первичного документа и закрепляет его . Если речь идет о документе, который оформляют в ходе исполнения договора строительного подряда и подписывается обеими сторонами, его форма прилагается к договору как неотъемлемая часть.

Каким должен получиться договор строительного подряда (образец 2018-2019) , смотрите ниже.

Сегодня "i", как и обещал, публикует вторую часть (без приложений) новых таможенных правил перемещения товаров физическими лицами через границу России (первая часть, касающаяся правил ввоза и вывоза транспортных средств, была опубликована в Ь 12(171) от 2 апреля 1997 года, с. 24-25).

Первоначально предполагалось, что этот документ вступит в силу 23 марта. Однако, как сообщили нам в Государственном таможенном комитете России, сроки несколько сдвинулись, и в результате новые правила начали действовать лишь 12 апреля. Что, впрочем, по сути дела ничего не меняет, поскольку текст правил призван только конкретизировать положения знаменитого "античелночного" правительственного постановления Ь 808, принятого еще 18 июля прошлого года.

Среди несомненных достоинств новых правил - существенное сокращение списка товаров, вывоз которых с территории России ограничен; четкая формулировка понятия "лицо, переселяющееся на новое постоянное место жительства", позволяющая определить, на кого именно распространяются таможенные льготы; и другие вопросы, которые не были детально оговорены в постановлении правительства.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Физические лица могут перемещать через таможенную границу Российской Федерации любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Ввоз товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров ими с этой территории осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т.п.), а также выполнения других требований, установленных таможенным законодательством, если иное не предусмотрено порядком перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производства или иной коммерческой деятельности, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом таможенные платежи уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, представляющего собой взимаемую без деления на источники сумму, эквивалентную сумме таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также таможенных сборов и иных причитающихся к уплате таможенных платежей.

1.3. Согласно настоящим Правилам, физические лица перемещают через таможенную границу Российской Федерации товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

1.4. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей и неприменение к товарам мер экономической политики в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

1.5. Единые ставки таможенных платежей при применении упрощенного, льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ.

Применение таможенных платежей в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ, определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.6. В случае, если в соответствии с настоящими Правилами подлежат применению единые ставки таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики), налогообложения и таможенного оформления.

1.7. Единые ставки таможенных платежей не включают таможенные сборы за хранение товаров, а также таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.

1.8. За таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в следующих случаях и в следующих размерах:

В отношении товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, - в размере 0,15 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже при следовании лица через границу, в случае полного освобождения таких товаров от таможенных платежей, взимаемых по единой ставке, в соответствии с настоящими Правилами - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, в случае, если к таким товарам не применяется упрощенный, льготный порядок перемещения в соответствии с настоящими Правилами, - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров.

При таможенном оформлении товаров, в отношении которых уплачивается совокупный таможенный платеж, таможенные сборы за таможенное оформление являются составной частью такого платежа.

1.9. В настоящих Правилах понимаются:

под "сопровождаемым багажом" - товары, перевозимые следующими через границу лицами;

под "несопровождаемым багажом" - товары, перемещаемые перевозчиком по договору о перевозке (багажной квитанции, накладной, коносаменту и т.п.).

1.10. Перемещение физическими лицами товаров, подлежащих контролю иных государственных органов, допускается при представлении разрешений этих органов.

1.11. Действие настоящих Правил не распространяется на товары, пересылаемые физическими лицами в международных почтовых отправлениях, а также на транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу в качестве товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

1.12. В целях получения таможенных льгот лица признаются переселяющимися на новое постоянное место жительства при одновременном соблюдении следующих условий:

а) при переселении на новое место жительства в Российскую Федерацию:

Лицо проживало в иностранном государстве в соответствии со свободным намерением проживать в этом государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, возвращение в Российскую Федерацию после пребывания в иностранном государстве в связи с командировкой, работой по срочному договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо проживало вне пределов Российской Федерации не менее 3 лет до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо имеет свободное намерение проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, пребывание в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо подтверждает свое намерение проживать в Российской Федерации в течение неограниченного времени выходом из гражданства (подданства) иностранного государства и приобретением гражданства Российской Федерации, либо приобретением жилья на территории Российской Федерации, либо воссоединением с семьей, проживающей на территории Российской Федерации, либо совершением иных действий, бесспорно свидетельствующих о таком намерении;

б) при переселении на новое место жительства из Российской Федерации в иностранное государство:

Лицо проживало в Российской Федерации в соответствии со свободным намерением проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации после пребывания в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство;

Лицо имеет свободное намерение проживать в иностранном государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.13. Лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, таможенные льготы предоставляются в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или переселяющимся вместе с ними членами их семей до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при условии, что указанные товары ввозятся с территории государства, в котором эти лица постоянно проживали до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

1.14. Лица, переселяющиеся на новое постоянное место жительства, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, соответственно в течение 1 года со дня первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и в течение 2 лет со дня первого выезда с территории Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.15. Лица, признанные в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, в течение 1 года со дня получения ими статуса беженца или вынужденного переселенца в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или членам их семей до момента въезда этих лиц на территорию Российской Федерации, при условии сохранения указанного статуса на момент ввоза таких товаров.

2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

2.1. Предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой, исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи.

2.2. Для целей применения настоящих Правил товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.

Использование товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, установленных таможенным законодательством.

2.3. При установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров: однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров: периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров хотя бы и в небольших количествах может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

2.4. Лицо, перемещающее товары, подтверждает то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, если такое подтверждение является необходимым.

2.5. В случаях, прямо предусмотренных настоящими Правилами, предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. При установлении предназначения товаров, перемещаемых физическим лицом, не подтвердившим своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, предполагается, что такие товары являются товарами, не предназначенными для производственной или иной коммерческой деятельности.

В этих случаях не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

2.6. Общее правило, предусмотренное п.2.5. настоящих Правил, не препятствует должностным лицам таможенного органа в установлении иного предназначения товаров, если уровень таможенного обложения товаров в соответствии с таким предназначением превышает не менее чем на 20 процентов уровень обложения, исчисленный в соответствии с п.2.5. настоящих Правил.

3. ВВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, в том числе товары, ввозимые физическим лицом, подтвердившим свой статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) если общая стоимость ввозимых товаров или их количество превышают квоты и ограничения, указанные в п.п.3.3.-3.4. настоящих Правил, - в части такого превышения.

3.2. Физические лица могут ввозить товары с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) ввозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) товары ввозятся при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже;

в) количество ввозимых товаров не превышает ограничений, предусмотренных Приложением 1;

г) стоимость товаров не превышает 1.000 долларов США включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 килограммов. Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев, могут ввозить товары общей стоимостью до 5.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров. Физические лица, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств (кроме государств - бывших республик Союза ССР), могут ввозить товары общей стоимостью до 10.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров.

Указанные в подпункте "г" стоимостные и весовые ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, ввозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - бывших республик Союза ССР, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей, предусмотренное настоящим пунктом, применяется также в отношении товаров, ввозимых в несопровождаемом багаже, если эти товары ввозятся лицами, указанными в подпункте "г" части первой и части второй настоящего пункта. В отношении лиц, признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, не требуется соблюдение условия о следовании через таможенную границу Российской Федерации при втором и последующих случаях ввоза в Российскую Федерацию товаров в несопровождаемом багаже.

3.3. Ввозимые при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 30 процентов таможенной стоимости, но не менее 4 ЭКЮ за 1 килограмм, в следующих случаях:

а) если количество товаров, указанных в Приложении 1, превышает ограничения, предусмотренные этим Приложением, - в части такого превышения при условии, что товары ввозятся в пределах до трехкратного превышения ограниченных количеств;

б) если общая стоимость или вес товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, превышает квоты, указанные в подпункте "г" пункта 3.2. настоящих Правил, - в части такого превышения в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов. Указанная весовая квота не применяется в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации физических лиц, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев.

3.4. Ввозимые физическими лицами (как при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации, так и без следования лица через таможенную границу Российской Федерации) в несопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 50 процентов таможенной стоимости, но не менее 7 ЭКЮ за 1 килограмм, в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов, за исключением товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, ввозимых лицами, указанными в части второй пункта 3.2. настоящих Правил, а также таких же товаров, ввозимых лицами, указанными в подпункте "г" части первой пункта 3.2. настоящих Правил, - в случае, если подлежит применению полное освобождение от таможенных платежей.

3.5. Для целей применения пунктов 3.2.-3.4. настоящих Правил предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. Если физическое лицо не подтвердило своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, к товарам, перемещаемым таким лицом, не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

Товары, указанные в пунктах 3.2.-3.4. настоящих Правил, подлежат декларированию в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России, а в случаях, предусмотренных пунктами 3.3.-3.4. настоящих Правил, также и путем представления таможенному органу заявления лица, перемещающего товары, составленного по форме, приведенной в Приложении 2.

Такое заявление для целей таможенного оформления и таможенного контроля рассматривается в качестве таможенной декларации.

3.6. В отношении одного товара либо одного комплекта товаров (гарнитур, сервиз и т.п.), не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности:

при превышении только одного из ограничений (стоимостного или весового), указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил, может применяться единая ставка таможенных платежей, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, в размерах, указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил.

3.7. В отношении не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, применяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил.

Если количество указанных в Приложении 1 товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, превышает количество, предусмотренное этим Приложением, то в части такого превышения применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

3.8. Порядок ввоза физическими лицами товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории этих государств, регулируется иными нормативными актами ГТК России, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.9. Для целей исчисления и уплаты таможенных платежей таможенная стоимость товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации, определяется на основе базового принципа: цена по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции.

При ввозе (в том числе пересылке) товаров на таможенную территорию Российской Федерации в несопровождаемом багаже в таможенную стоимость включаются расходы по доставке таких товаров до аэропорта, порта или иного места ввоза в Российскую Федерацию.

3.10. Таможенная стоимость ввозимых товаров, указанных в п.3.9. настоящих Правил, заявляется физическим лицом, перемещающим товары, соответственно в грузовой таможенной декларации либо в заявлении, предусмотренном пунктом 3.5. настоящих Правил. В целях подтверждения заявленной стоимости лицо представляет таможенному органу документы (счета, чеки, справки и т.д.). Таможенный орган вправе принимать решение о правильности заявленной лицом таможенной стоимости товаров.

При отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной лицом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимого товара на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу товаров, либо иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качества ввозимого товара, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену товара.

При несогласии лица с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товаров это решение может быть обжаловано в соответствии с разделом ХIII Таможенного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении жалобы вышестоящее должностное лицо таможенного органа или вышестоящий таможенный орган вправе назначить проведение экспертизы.

3.11. В случае необходимости разъяснения порядка определения таможенной стоимости доводятся до таможенных органов ГТК России.

3.12. В отношении товаров, подлежащих сертификации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, представления сертификата не требуется.

3.13. В случае непредставления одновременно с таможенной декларацией документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, или неуплаты таможенных платежей товары, ввозимые физическими лицами, помещаются на склады временного хранения.

Предельный срок хранения товаров, ввозимых физическими лицами, на складах временного хранения составляет один месяц.

4. ВЫВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, вывозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) если общая стоимость вывозимых товаров превышает ограничения, указанные в пункте 4.2. настоящих Правил, - в части такого превышения.

Указанные товары подлежат декларированию путем представления таможенному органу грузовой таможенной декларации.

4.2. Физические лица могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) вывозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) стоимость товаров не превышает 10.000 долларов США включительно.

Указанные в подпункте "б" стоимостные ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, вывозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - цбывших республик Союза ССР, физических лиц, переселяющихся из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие иностранные государства, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

4.3. Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории Российской Федерации, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

4.4. Заявление таможенной стоимости и ее определение производятся применительно к порядку, предусмотренному пунктами 3.10. и 3.11. настоящих Правил.

5. ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ВЫВОЗ) ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

5.1. Физические лица при следовании через таможенную границу Российской Федерации могут временно ввозить (вывозить) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности товары, необходимые этим лицам для личного пользования на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), а также вывозить (ввозить) обратно временно ввезенные (вывезенные) товары при условии декларирования товаров иностранного происхождения таможенным органам при первоначальном въезде (выезде) без уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил. Квоты и ограничения, предусмотренные настоящими Правилами, к указанным товарам не применяются.

Примерный перечень таких товаров приведен в Приложении 3.

5.2. Временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары в упрощенном, льготном порядке могут только лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, а временно вывозить в указанном порядке - лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации и выезжающие временно за пределы Российской Федерации.

5.3. Временный ввоз (вывоз) товаров физическими лицами в упрощенном, льготном порядке допускается с разрешения таможенного органа и на срок, не превышающий срок фактического пребывания лица на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), с учетом целей и всех иных обстоятельств поездки (продолжительность, сезон и т.д.).

5.4. При наличии оснований полагать, что временно ввезенные товары могут быть обратно не возвращены, таможенный орган представляет разрешение на временный ввоз товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, не могут осуществлять ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров с этой территории в соответствии с таможенными режимами реимпорта, транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, уничтожения.

6.2. Ремонт товаров, сопряженный с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации или вывозом с этой территории физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с иными нормативными актами ГТК России.

6.3. Ввоз физическими лицами происходящих из государств-участников СНГ товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, осуществляется в соответствии с общим порядком и условиями тарифного и нетарифного регулирования (мерами экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности соответствующими международными договорами Российской Федерации. В случае, если в соответствии с указанными порядком и условиями причитаются к уплате таможенные платежи, то такие платежи уплачиваются в виде совокупного таможенного платежа.

"Налоговый вестник", N 6, 2001

Основным источником права, устанавливающим порядок перемещения валюты через таможенную границу Российской Федерации, является Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1). В ст.108 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) подтверждается, что "перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и других валютных ценностей осуществляется в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации".

В развитие Закона N 3615-1 Банк России, ГТК России и Минфин России приняли подзаконные акты, закрепляющие некоторые особенности перемещения через российскую границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Перемещение иностранной валюты

Под иностранной валютой действующее законодательство понимает денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве (группе государств), а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п.3 ст.1 Закона N 3615-1).

Ввоз иностранной валюты. Законом N 3615-1 установлено, что ввоз и пересылка иностранной валюты может осуществляться без каких-либо ограничений при соблюдении таможенных правил. Эта норма распространяется как на резидентов, так и на нерезидентов.

Резидентами по валютному праву являются (п.5 ст.1 Закона N 3615-1):

  1. физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц, находящиеся за границей;
  3. предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации, а также филиалы и представительства таких предприятий и организаций, находящиеся за границей;
  4. дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Лица, не отвечающие перечисленным характеристикам, являются нерезидентами.

Декларирование ввозимой в Российскую Федерацию иностранной валюты обеспечивает реализацию норм п.6 ст.6 и п.3 ст.8 Закона N 3615-1, в соответствии с которыми физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

Вывоз иностранной валюты. Порядок вывоза и пересылки иностранной валюты резидентами и нерезидентами устанавливает Банк России совместно с ГТК России.

Новые правила вывоза иностранной валюты были установлены в Положении Банка России N 105-П и ГТК России N 01-100/1 от 12.01.2000 "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" (далее - Положение).

В этих правилах воспроизведена норма ст.6 Закона N 3615-1, согласно которой физические лица - резиденты имеют право вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту, ранее переведенную или ввезенную в Российскую Федерацию, а также снятую со счета (вклада) в уполномоченном банке либо приобретенную в уполномоченном банке в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В Положении установлена предельная сумма наличной иностранной валюты, которую физическое лицо - резидент может единовременно вывезти из России без получения разрешений Банка России. Она составляет эквивалент 10 000 долл. США (по курсу Банка России на день перемещения валюты через таможенную границу).

При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, физические лица - резиденты должны представить таможенным органам, производящим таможенное оформление, специальное разрешение Банка России, выдаваемое в порядке, устанавливаемом Банком России по согласованию с Правительством РФ. Это разрешение будет служить единственным основанием для перемещения наличной иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации (никаких других документов в этом случае таможенный орган не потребует).

В предельную сумму 10 000 долл. США не включается иностранная валюта, полученная для оплаты командировочных расходов за границей. Подтверждением целевого характера наличной иностранной валюты, вывозимой для оплаты командировочных расходов, является "Справка ф. N 0406007", выданная в порядке, установленном Положением Банка России от 25.06.1997 N 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов". Таким образом, вывоз наличной валюты, предназначенной на командировочные расходы за рубежом, не ограничен. Необходимая для этого "Справка ф. N 0406007" может выдаваться на имя каждого командируемого лица либо на имя старшего группы командируемых лиц.

В качестве примера рассмотрим две ситуации.

Первая ситуация. Гражданин при прохождении таможенного контроля заявляет о нахождении у него 10 200 долл. США. В этом случае наличная валюта может быть вывезена только при наличии специального разрешения Банка России.

Вторая ситуация. Гражданин, заявляя о желании вывезти 10 200 долл. США, предъявляет справку ф. N 0406007 на сумму 1200 долл. США, в которой обозначен целевой характер наличной валюты (для оплаты командировочных расходов). В этом случае командировочные вычитаются из общей суммы перевозимой наличной валюты. Она составит 9 000 долл. США. Для перемещения такой суммы разрешения Банка России уже не потребуется.

По новым правилам физическое лицо - резидент может единовременно вывезти сумму наличной иностранной валюты, эквивалентную 1500 долл. США <*>, без предоставления каких-либо разрешительных документов: документов, подтверждающих перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо покупку иностранной валюты в уполномоченном банке Российской Федерации.

<*> Ранее этот лимит составлял 500 долл. США.

При единовременном вывозе суммы свыше 1500 долл. США, но не более 10 000 долл. США резидент обязан представить соответствующие документы, разрешающие перемещение наличной иностранной валюты (таможенную декларацию, справку ф. 0406007). Документы, являющиеся разрешением на вывоз иностранной валюты, подлежат обязательной сдаче на пограничной таможне, даже если количество иностранной валюты, фактически вывозимой физическим лицом, значительно меньше суммы, указанной в разрешении.

Что же касается физических лиц - нерезидентов, то они вправе вывозить наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию, с предоставлением документов, подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию. Таким образом, при наличии требуемых документов нерезиденты могут вывозить наличную иностранную валюту без установления какого-либо верхнего предела.

Документом, подтверждающим ранее осуществленный нерезидентом ввоз валюты и ее зачисление на текущий счет в уполномоченном банке, является выданная последним справка ф. 0406007, в которой в строке 7 раздела "Получено клиентом" записано: "Получено за счет средств, ввезенных из-за границы".

Справка ф. 0406007 служит также основанием для вывоза нерезидентом наличной валюты, ранее переведенной в Российскую Федерацию без открытия текущего счета либо с последующим зачислением на него. В этом случае в строке 7 делается запись: "Получено за счет средств, переведенных из-за границы".

При вывозе наличной иностранной валюты, отличной от ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию, кроме названных документов, нерезидент должен предоставить справку формы 0406007, подтверждающую обмен (конверсию) валют.

Особенности перемещения иностранной валюты юридическими лицами. Порядок перемещения наличной иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации юридическими лицами установлен Положением Банка России и ГТК России соответственно от 19.04.1993 N 13 и от 14.04.1993 N 01-20/3371 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками".

Согласно данному нормативному акту правом вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты при соблюдении таможенных правил обладают российские уполномоченные банки, имеющие генеральную лицензию Банка России на проведение валютных операций. Такие банки осуществляют вывоз валюты без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Уполномоченные банки, не имеющие генеральной лицензии на проведение валютных операций, не обладают правом самостоятельного вывоза наличной иностранной валюты и осуществляют продажу (обмен) наличной валюты банкам, имеющим генеральную лицензию, и другим участникам внутреннего валютного рынка в соответствии с российским валютным законодательством.

Наличная иностранная валюта, ввезенная в Российскую Федерацию юридическим лицом - нерезидентом, может быть вывезена из Российской Федерации при условии соблюдения таможенных правил в пределах, указанных в грузовой таможенной декларации, которая была подана данным юридическим лицом при ввозе.

Декларирование иностранной валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации юридическими лицами, производится в соответствии с Приказами ГТК России от 19.05.1993 N 197 и от 24.01.1995 N 42.

Справка формы 0406007. С 1 февраля 1995 г. на территории Российской Федерации был введен новый документ валютного контроля - справка формы 0406007 (далее - справка). Справка выдается уполномоченными банками клиентам при совершении следующих валютно - обменных операций с наличной иностранной валютой:

  • купля - продажа наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в уполномоченном банке Российской Федерации;
  • выдача наличной иностранной валюты с текущих валютных счетов юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) в разрешенных валютным законодательством случаях;
  • купля - продажа платежных документов в иностранной валюте;
  • выдача наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков и др.

Справка подтверждает факт совершения операции в уполномоченном банке и одновременно является разрешением на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов и др.) в иностранной валюте физическими лицами. Она не является основанием для вывоза из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) российских рублей и ценных бумаг в валюте Российской Федерации.

Бланк строгой отчетности "Справка ф. N 0406007" состоит из двух частей: "Справка ф. N 0406007", которая выдается физическому лицу, и "Копия справки ф. N 0406007", которая остается в банке. На одном бланке справки может быть оформлена только одна валютно - обменная операция.

В правом верхнем углу справки проставляется штамп, содержащий следующие сведения:

  • полное или сокращенное наименование банка в соответствии с учредительными документами банка;
  • код ОКПО банка;
  • регистрационный номер обменного пункта;
  • адрес обменного пункта.

В строке 1 "Выдана" указываются полностью фамилия, имя и отчество физического лица (резидента или нерезидента) буквами русского или латинского алфавита в зависимости от того, как они записаны в предъявленном кассиру обменного пункта документе, удостоверяющем личность клиента. Справка носит именной характер и не подлежит передаче другому лицу.

В строке 2 "Предъявлен" указывается наименование предъявленного документа, удостоверяющего личность, а также его серия и номер.

Валютно - обменные операции совершаются при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, которым может являться:

а) вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации;

б) национальный заграничный паспорт или заменяющий его документ - для иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации;

в) внутренний общегражданский паспорт или заменяющий его документ, общегражданский заграничный паспорт - для граждан Российской Федерации;

г) удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации.

При покупке или продаже физическим лицом наличной иностранной валюты на сумму в эквиваленте менее 10 000 долл. США реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, проставляются в справке только по просьбе физического лица, совершившего указанную операцию.

Если реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, не указываются, то в строке 2 справки кассир обменного пункта проставляет знак "XXX" и перечеркивает лицевую сторону справки по диагонали красной чертой либо проставляет на лицевой стороне справки штамп красного цвета "Разрешением на вывоз не является".

Справка, заполненная без указания реквизитов документа, удостоверяющего личность, не является разрешением на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Справка считается недействительной, если реквизиты обменного пункта, наименование банка, выдавшего эту справку, не читаются или возможно двоякое прочтение сведений на оттиске штампа банка, расположенного в верхнем правом углу справки, а также если имеют место подчистки, помарки, исправления или иные нарушения порядка заполнения справки, установленного Банком России.

Для вывоза из Российской Федерации наличной валюты и платежных документов в иностранной валюте справка действительна в течение двух лет.

Перемещение валюты Российской Федерации

Под валютой Российской Федерации согласно п.1 ст.1 Закона N 3615-1 понимаются:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Банка России и монет;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства об использовании на его территории валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Вывоз и пересылка из Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рублей осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Минфином России и ГТК России (п.3 ст.2 Закона N 3615-1). В настоящее время действует Положение Банка России N 02-29/36, Минфина России N 11-05-02, ГТК России N 01-20/10075 от 06.10.1993 "О порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Законодательство устанавливает запрет на пересылку из Российской Федерации и пересылку в Российскую Федерацию физическими лицами российских рублей. При этом под пересылкой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации российских рублей в несопровождаемом багаже без следования лица через таможенную границу Российской Федерации, а также их перемещение в международных почтовых отправлениях.

Вывоз из Российской Федерации рублей физическими лицами разрешен в пределах суммы на одно лицо по нормам, установленным в Письме Банка России от 19.09.1996 N 331 (доведены до таможенных органов Письмом ГТК России от 14.12.1996 N 01-15/22229) и составляющим 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Эти нормы действуют как в отношении резидентов, так и нерезидентов.

Ввоз рублей в Российскую Федерацию физическими лицами разрешен в следующих случаях:

  • ввозится российская валюта в пределах суммы на одно лицо по нормам, установленным Банком России (то есть 500 МРОТ);
  • ввозится российская валюта военнослужащими, рабочими и служащими российских войск, дислоцированных на территории иностранных государств, в пределах сумм, указанных в справках полевых учреждений Банка России или воинских частей;
  • ввозится российская валюта вынужденными переселенцами и беженцами, направляющимися в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, в пределах сумм, подтвержденных документами об источниках их образования, заверенными консульской службой МИД России.

В иных случаях ввоз российских рублей запрещен.

Наличная валюта Российской Федерации, перемещаемая через российскую таможенную границу сверх установленных норм, при невозможности ее немедленного возврата на территорию Российской Федерации либо вывоза с ее территории принимается на временное хранение таможенными органами по квитанции формы ТС-22. Срок временного хранения не должен превышать трех суток. По истечении предельного срока хранения невостребованная рублевая наличность может быть обращена в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением Банка России, Минфина России и ГТК России от 06.10.1993 ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации российской валюты (за исключением памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов) разрешается при соблюдении таможенных правил следующим юридическим лицам: Банку России, уполномоченным банкам (т.е. российским банкам, получившим лицензию Банка России на проведение валютных операций), а также центральным (национальным) банкам иностранных государств на основании разрешения Банка России.

Уполномоченные банки имеют право перемещать через таможенную границу российские рубли в следующих случаях:

  1. вывоз и пересылка из Российской Федерации рублей на основании договора с банком - нерезидентом, имеющим корреспондентский счет в валюте Российской Федерации в данном уполномоченном банке, при снятии валюты Российской Федерации с указанного счета;
  2. вывоз и пересылка из Российской Федерации рублей в свой филиал, расположенный на территории иностранного государства;
  3. ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рублей на основании договора с банком - нерезидентом, имеющим корреспондентский счет в данном уполномоченном банке, при последующем зачислении валюты Российской Федерации на указанный счет;
  4. ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рублей из своего филиала, расположенного в иностранном государстве.

Особый порядок перемещения валюты Российской Федерации. Такой порядок установлен в отношении памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации. В соответствии с совместным Положением Банка России от 10.09.1993 N 02-29/32, Минфина России от 17.09.1993 N 11-05-02 и ГТК России от 20.09.1993 N 01-20/9525:

  • ввоз в Российскую Федерацию физическими и юридическими лицами памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов осуществляется без ограничений при соблюдении таможенных правил;
  • вывоз памятных монет юридическими лицами - резидентами осуществляется на основании специального разрешения Банка России;
  • вывоз памятных монет юридическими лицами - нерезидентами - только по разовому разрешению Банка России;
  • вывоз физическими лицами как резидентами, так и нерезидентами монет из недрагоценных металлов разрешается в количестве не более 10 штук;
  • вывоз монет из драгоценных металлов физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляется по специальному разовому разрешению Банка России.

Ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза валюты

Административно - правовая ответственность предусмотрена ТК РФ.

Статья 279 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств" ТК РФ предусматривает в качестве наказания наложение штрафа в размере от 100 до 200% стоимости валюты, с конфискацией валюты или без конфискации. (Возможность использования данной статьи ТК РФ обусловлена тем, что по таможенному законодательству валюта является разновидностью товара.)

Перемещение валюты с обманным использованием документов предполагает привлечение к ответственности по ст.278 ТК РФ: штраф в размере от 100 до 300% стоимости валюты с конфискацией валюты, являющейся непосредственным объектом правонарушения.

Штраф в размере от 100 до 300% стоимости валюты, являющейся непосредственным объектом правонарушения, налагается также за сокрытие валюты от таможенного контроля (ст.277 ТК РФ).

В соответствии со ст.238 ТК РФ при совершении одним и тем же лицом двух или более нарушений таможенных правил взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим. Однако при рассмотрении дела во внимание могут приниматься различные обстоятельства, как смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил (ст.236 ТК РФ), так и отягчающие ее (ст.237 ТК РФ).

Ответственность за незаконное перемещение валюты через таможенную границу Российской Федерации может наступить и по ст.188 УК РФ ("Контрабанда"). Это касается случаев перемещения через таможенную границу Российской Федерации валюты в крупном размере (свыше 500 МРОТ), совершенного помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженного с недекларированием или недостоверным декларированием. Указанное преступное деяние наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В России уже давно никого не удивишь заграничным шоп-туром, которые стали особенно популярны после введения санкций и ограничения импортного ввоза. Но, возвращаясь на родину с покупками, многие россияне забывают о существовании таможенных правил. Они, во-первых, определяют предельные величины допустимых к провозу товаров и продуктов, а, во-вторых, определяют товары и продукты, запрещенные для въезда. Чтобы рядовые путешественники не были застигнуты врасплох, предлагаем разобраться, как и что можно провозить через границу России, а что запрещено.

Требования таможни

Таможней принято считать государственный орган, который обеспечивает соблюдение установленного законодательством порядка перемещения транспортных средств, товаров и иных вещей через государственную границу. Помимо соблюдения порядка перемещения, таможня контролирует прохождение иных таможенных процедур, уплату ввозных пошлин, оформление ввозимых вещей.

На территории России данные функции исполняет Федеральная таможенная служба (ФТС). Как следует из информации на официальном сайте, в ее подчинении находится 65 таможен и свыше 400 таможенных постов.

Согласно постановлению Правительства РФ № 809 от 16.09.2013, на ФТС, в частности, возложены функции по:

  • регистрации и ведению реестров лиц, функционирующих в области таможенного дела;
  • определению правил и проведению таможенного оформления и контроля;
  • классификации ввозимых товаров, определению их происхождения и таможенной стоимости;
  • противодействию преступлениям и правонарушениям на таможне;
  • взиманию таможенных пошлин и сборов и так далее.

Контролируя ввоз и вывоз имущества через границу, служащие ФТС имеют право проводить досмотр вещей и проверять необходимые документы.

Документы при пересечении таможни

Для прохождения государственной границы гражданам необходимо предъявить служащим таможенной службы документы. Конкретный пакет, безусловно, будет зависеть от личности путешественника, ввозимых им товаров, (суммы ввозимых средств, конкретные наименования и так далее) их стоимости и классификации.

Согласно памяткам, утвержденным письмом ФТС № 04-30/34327 от 19.07.2011, к числу необходимых документов стоит относить:

  • документы, удостоверяющие личность: , паспорт, (при пересечении границы на автомобиле), свидетельство о рождении (для детей) и так далее;
  • документы, подтверждающие законное представительство интересов несовершеннолетних: акт об усыновлении, свидетельство о рождении;
  • документы, подтверждающие цену ввозимых вещей и право собственности на них;
  • транспортные накладные и иные перевозочные документы;
  • документальное подтверждение наличия таможенных льгот на ввозимый багаж;
  • документы, подтверждающие факт личного пользования ввозимым транспортным средством и так далее.

Обратим внимание, что данный список не является исчерпывающим: в зависимости от особенностей конкретной ситуации служащие таможенных органов могут потребовать и иные документы, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, действующим на начало 2019 года.

Товары беспошлинного перемещения

Россия, в силу Соглашения, подписанного между ней, Беларусью и Казахстаном от 18.06.2010, является членом Таможенного союза (ТС), поэтому и перемещение товаров через ее границы регулируется законодательством ТС. Обратим внимание, что указанное Соглашение утратит силу после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕЭС, однако на начало 2019 года продолжает действовать.

Им, в частности, определяются основные критерии, по которым разрешается ввоз и вывоз предметов, определяются перечни запрещенных или ограниченных предметов, устанавливаются нормы провоза алкоголя через границу, допустимые объемы наличных средств, случаи, когда необходимо уплачивать обязательные пошлины и сборы. Разберемся, что конкретно можно ввозить.

Ввоз

Так, согласно ч. 1 ст. 12 Соглашения, главным условием беспошлинного (без необходимости уплачивать пошлины и сборы) ввоза является ввоз вещей для личного пользования и вхождение их в перечень, утвержденный Приложениями №№ 3 и 4 к Соглашению.

Стоит отметить, что предельное количество и цена ввозимых товаров могут отличаться в зависимости от способа их перемещения (сопровождаемый багаж, международная пересылка почтой, доставление транспортной компанией и так далее).

Так, в число товаров, которые можно провозить через границу без уплаты пошлин, входят:

Виды вещей Пределы беспошлинного ввоза
Любые изделия для личного использования (кроме спирта и товаров, которые, согласно пп. 4 п. 1 ст. Соглашения, отнесены к неделимым) Если они не дороже 1,5 тыс. € (или 10 тыс. евро в случае перевоза на самолете) и весят не более 50 кг
При превышении указанных пределов, согласно разделу I Приложения № 5 к Соглашению, владельцы уплачивают пошлину в размере 30% стоимости, но не менее чем 4 €/килограмм веса.
Любые виды водки, пива и иных видов алкоголя, включая вышеуказанное ограничение Не больше 3л на одного въезжающего гражданина, если он достиг совершеннолетия
При превышении пределов ввоза алкоголя, согласно п. 4 раздела I Приложения № 5 к Соглашению, ввозящий гражданин уплачивает пошлину 10€/лишний литр. При этом максимальная норма ввоза составляет всего 5 л.
Любые табачные изделия с учетом вышеуказанных пределов Если это не больше 200 сигарет, 250 г. табака, 50 сигар или иных товаров данной категории, не превышающие 250 г. общим весом в расчете на совершеннолетнего гражданина
Любые товары личного пользования, уже бывшие в использовании, если их ввозят беженцы или переселенцы
Любые вещи, если они получены в качестве наследуемого имущества, при условии подтверждения факта наследования Без дополнительных ограничений
Любые вещи, которые ввозят граждане, более 12 месяцев проживающие за пределами РФ Если их стоимость не более 5 тыс. €
При превышении указанных пределов уплачивается пошлина в размере 30% от цены, но не менее 4€/кг веса.
Урны с прахом, гробы с телами Без дополнительных ограничений
Обратно ввозимые вещи, при условии, что они изначально были вывезены из России Без дополнительных ограничений
Любые вещи, ввозимые иностранцами для их временного пребывания (ювелирные изделия, техника, предметы личной гигиены и так далее) В пределах , установленных Приложением № 4 к Соглашению
Валюты и дорожные чеки В эквиваленте на сумму не более 10 тыс. $, согласно ст. 4 Договора, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 51 от 05.07.2010г.

Обратим внимание, что, согласно Приложению № 1 к Соглашению, товарами личного пользования не являются:

  • алмазы;
  • отопительные котлы для центрального отопления;
  • солярии;
  • двигатели внутреннего сгорания;
  • тракторы и прицепы для автомобилей;
  • медицинская мебель, парикмахерские кресла;
  • аппаратура для фотолабораторий.

Вывоз

Что касается вывоза, то тут действуют несколько иные правила. Так, следуя разделу 4 Приложения № 3 к Соглашению, какие-либо ограничения для вывоза установлены лишь в случае вывоза драгметаллов и камней на сумму более 25 000 $. Ограничение снимается для драгметаллов и камней, ранее ввезенных на территорию стран ТС, независимо от того, кем они были ввезены.

Вывоз наличных денег за границу осуществляется по тем же правилам, что и ввоз. То есть, ст. 4 договора, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 51 от 05.07.2010, беспошлинный вывоз возможен лишь в случае, если гражданин вывозит менее 10 000 $ в эквиваленте.

Что подлежит декларированию

В случае соблюдения всех вышеуказанных предельных сумм, эквивалентов и объемов, закон не требует прохождения таможенного декларирования. Если же предельные показатели превышены, граждане и иностранцы при ввозе товаров, даже если перевозят для личного использования, обязаны вносить их в таможенную декларацию.

Кроме таких товаров, согласно ст. 8 Соглашения, внесению в декларацию подлежат:

  • вещи личного использования, транспортируемые перевозчиком по адресу гражданина или транспортируемые в несопровождаемом багаже;
  • вещи личного использования, к которым могут применяться запреты и ограничения;
  • транспортные средства, кроме зарегистрированных в ТС;
  • культурные и исторические ценности, признанные таковыми на государственном уровне;
  • вещи сопровождаемого багажа, если его владелец перевозит несопровождаемый багаж, и так далее.

Процедура декларирования

Порядок декларирования ввозимых вещей определен ст. 8 Соглашения и главой 27 Таможенного кодекса ТС.

Таможенное декларирование включает в себя:


Согласно ст. 196 ТК ТС, не позже чем через один рабочий день после регистрации декларации, задекларированные вещи должны быть выпущены с таможни.

В случае нарушения установленного порядка прохождения процедуры декларирования, в выпуске имущества декларанту может быть отказано.

Запрещенные и ограниченные товары

Стоит отметить, что далеко не все вещи, даже при условии соблюдения вышеуказанных пределов, могут свободно перемещаться через государственную границу. В частности, Приложением № 2 к Соглашению определяется перечень веществ, вещей в определенном количестве и иных объектов, ввоз которых запрещен или ограничен.

Что ограничено

Товары, ввоз которых ограничен в соответствии со ст. 4 Соглашения, могут перемещаться через границу с РФ при условии наличия соответствующего разрешения. То есть, например, определенные виды оружия могут быть ввезены лишь при наличии разрешения из правоохранительных органов. К числу товаров, подпадающих под ограничения, относят:

Наименование вещи, ограниченной в перемещении
Шифровальные машины В любой форме
Наркотические, психотропные вещества являющиеся лекарством, при условии наличия у декларанта документов, подтверждающих лечение
Служебное и гражданское оружие В любой форме при личном перемещении
Радиоаппаратура, ограниченная для ввоза на территорию ТС При ввозе в любой форме
Коллекционные предметы, ограниченные в перемещении по ТС При вывозе в любой форме
Исчезающие виды флоры и фауны При вывозе в любой форме
Архивные документы При вывозе в любой форме
При вывозе в любой форме, кроме почты

Что запрещено

Теперь предлагаем разобраться, что запрещено перемещать через границу РФ, независимо от количества и стоимости. В число таких вещей, согласно разделу I Приложения № 2, входят:

Наименование вещей, запрещенных для перемещения Форма перемещения через границу
Печатная, аудио и видеоинформация, запрещенная для распространения на территории ТС (например, экстремистского характера) В любой форме
Служебное и гражданское оружие, если его перемещение по ТС запрещено В любой форме
Опасные отходы и ядовитые вещества В любой форме
Наркотики и психотропные вещества, кроме случаев их лекарственного применения В любой форме
Человеческие органы, ткани, кровь и так далее В любой форме
Металлолом, в отношении которого установлены ограничения При вывозе в любой форме
Необработанные драгметаллы и камни При вывозе в любой форме
Дикие живые животные и некоторые дикорастущие растения (за исключением трофеев) более 3 штук При вывозе в любой форме
Орудия добычи водных биоресурсов При ввозе в любой форме
Спирт и алкоголь более 5 л При ввозе в любой форме
Табачные изделия более установленного предела (200 сигарет и так далее) При ввозе в любой форме
Алкоголь, табак, оружие При ввозе почтовой службой
Живые животные (кроме пчел, пиявок, шелковичных червей), растения, семена При ввозе почтовой службой
Культурные и исторические ценности При ввозе почтовой службой
Наркотики, психотропные препараты, лекарства При ввозе почтовой службой

Обратим внимание тех, кого интересует, какие . Учитывая все вышесказанное, без ограничений (кроме как почтовым отправлением) могут ввозиться/вывозиться любые лекарства, не являющиеся наркотическими или психотропными. Однако даже такие препараты могут быть ввезены при наличии подтверждающих болезнь и документов и рецепта.

Возвращаясь к общим запретам: ввоз на территорию РФ запрещенных предметов может угрожать как административной, так и уголовной ответственностью. Так, согласно ст. 16.3 КоАП, за такие действия может быть наложен штраф в размере 1-2,5 тыс. рублей с конфискацией запрещенных предметов. В более тяжких случаях, согласно ст. 226.1 УК, может быть назначено наказание в виде 7 лет тюрьмы и штрафа в качестве дополнительного наказания.

Заключение

Законодательством Таможенного Союза определен конкретный перечень вещей и их объемов для личного использования, которые могут быть ввезены в РФ беспошлинно и не требуют декларирования. В случае превышения установленных пределов законодатель требует внесения объектов в таможенную декларацию и уплаты установленных пошлин. Кроме того, регламентирован перечень вещей, для перемещения которых требуется разрешение или же которые запрещены для ввоза и вывоза. В случае их несанкционированного перемещения может наступить как уголовная, так и административная ответственность.

Что можно провозить через границу Российской Федерации: Видео



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях