Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Результаты специальной оценки условий труда Что является датой начала проведения специальной оценки условий труда

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

1 степени

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

2 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 степени

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Специальная оценка условий труда – это обязанность всех работодателей, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим основные аспекты, связанные с ее организацией и проведением.

Понятие и правовые основы спецоценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

  1. Работающих на дому или дистанционно.
  2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).
СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ. Дело в том, что спецоценка является «преемницей» действовавшей до 2014г. аттестации рабочих мест. Поэтому если на предприятии до 31.12.2013г. была проведена аттестация, то СОУТ можно не проводить в течение 5 лет после нее. Переходный период заканчивается 31.12.2018г., к этому времени все работодатели должны провести СОУТ по новым правилам.

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Читайте также Бланк сведений о среднесписочной численности за 2017 год

Правовые последствия СОУТ

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

  1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
  2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
  3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
  4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
  5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
  6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
  7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
  8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

(СОУТ – Спецоценка, – ред.) обязана проводиться на каждом рабочем месте не менее одного раза в пять лет. Обязанность по проведению, как и финансированию мероприятия, полностью . Наверняка Вы, являясь собственником компании или руководителем кадрового подразделения, зададите себе вопрос: «Зачем нам эта процедура и что она может дать нашему бизнесу?» Думаем, если раскрыть Вам способы использования результатов спецоценки, такого вопроса в дальнейшем не возникнет.

Воспринимать спецоценку в одностороннем порядке, как обязательство трудового законодательства, не стоит: процедура имеет ряд . Рассмотрим три наиболее часто встречающиеся позиции работодателя, которые препятствуют применить ему результаты работ по СОУТ правильно.

Позиция:

«В некотором царстве,

не в нашем государстве»

Проецируя на СОУТ: «У моего соседа была проверка трудовой инспекции, а меня она обошла, можно вздохнуть со спокойствием». Мораль: даже если ее не было сегодня, завтра, настанет время, когда на месте соседа окажетесь Вы. И тогда Вам не миновать штрафных санкций за непроведение и за непредставление результатов СОУТ своевременно. Размеры штрафов сегодня немалые: самый минимальный – 60 тысяч рублей, максимальный – 200 тысяч рублей или же приостановление деятельности сроком на 90 суток. Последний вариант с приостановлением, в особенности для малого бизнеса, является прямым свидетельством банкротства. Подробнее о размерах и видах штрафов читайте . Вы же, проводя СОУТ, освобождаете себя от привлечения к административной, а в некоторых случаях, к уголовной ответственности.

Можно назвать дальновидным подход маркетологов, которые предоставляют своему работодателю сводные таблицы: в одной – что он теряет, если не проведет СОУТ, в другой – каковы затраты и каковы результаты. Цифры и факты влияют на решение бизнеса больше, чем законная фраза – «Работодатель обязан».

Что если оцифровать преимущества использования результатов СОУТ:

  • Благодаря наличию результатов СОУТ, Вы можете получить скидку до 40% к страховому тарифу от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • На основании результатов спецоценки можно снизить тариф дополнительного страхового взноса в ПФР на 2 % или прекратить их выплаты;
  • На проведение спецоценки на 10 офисных рабочих местах Вам потребуется, к примеру, 20 тысяч рублей, а на выплату штрафов в случае игнорирования – от 60 до 80 тысяч рублей плюс эти же 20 тысяч на обязательное проведение по предписанию инспектора (а может и выше, т.к. организации, проводящие СОУТ, на таких клиентах пытаются заработать вдвое больше, подробнее ). «20» или «120» тысяч – выбирать Вам.
  • При несчастном случае, повлекшего тяжкий вред или смерть сотруднику, Вас привлекут к уголовной ответственности и назначат наказание в виде лишения свободы от 1 года до 3-х лет. При предъявлении результатов и подтверждении соответствия условий труда на рабочем месте этого сотрудника обвинения с должностного лица будут сняты частично или полностью.

Если Вы сторонник позиции:

«Провести и забыть»

Каждый из нас, совершая какие-либо действия, всегда получает результат. Оправдал он наши ожидания или нет, но это результат наших с Вами усилий. Так и со . Если мы получили документы (а результат подтверждается именно их наличием), положили их в стол и забыли навсегда – это попусту потраченное время и деньги. А если бы, к примеру, наш каждый день начинался и заканчивался однообразно: чашечка крепкого кофе, свежая пресса, выполнение нудных обязательств на работе, ночь, улица, фонарь и сон. Сколько бы Вы продержались в таком темпе? Минуту, немного по-иному перефразируем вопрос: «Через какое время Вы бы уже потеряли интерес к жизни?».

Секрет успешных компаний заключается в том, что каждое их действие целенаправленно, имеет логический смысл, заканчивается достижением цели. Они никогда не предпримут того, что могло бы им просто не понадобиться. Если проследить статистику проведения СОУТ, практически все успешные крупные предприятия ответственно и всегда вовремя подходят к . Потому как они знают, что, к примеру, смогут применить результаты для получения скидок к страховому тарифу в ФСС, смогут возместить как минимум 20% расходов, связанных с процедурой, смогут обосновать работнику отмену компенсаций, льгот или их назначение.

Кстати, о компенсациях.. Если после модернизации производственной среды результаты СОУТ подтвердят, что вредности на рабочих местах больше нет – дополнительные 7 дней к отпуску, надбавку к зарплате работникам можно больше не предоставлять. Реакция последних может быть отрицательной, вероятнее даже будут жаловаться, но увы, открываете папочку с результатами в качестве подтверждения и все вопросы отпадут сами собой.

Нередка позиция:

«Мои деньги – Ваша работа»

Это о безучастности работодателя к организации и проведению СОУТ. Сегодня работа строится следующим образом: Вы выбираете , она поклоняется золотому тельцу, то есть Вам, а Вы придерживаетесь позиции наблюдателя. Приносят готовый результат работ в качестве подтверждения расходов. Вы, кажется, удовлетворены?

Неправильный подход, потому что, прежде всего, Вам должно быть не безразлично, что происходит на расстоянии вытянутой руки от Вас. То участие, которое требовалось от Вас, то мнение, которое Вы могли бы озвучить в процессе работы, зная, как никто иной, свой бизнес, условия труда работников не были отражены в результатах, а, соответственно, рекомендаций по улучшению области охраны труда Вам или не были предложены вообще или предложены как тысячам других таких компаний, не адаптированных под деятельность. «Ну и что с того?», – спросите Вы. Поставим во главу угла взаимодействие с поставщиками, потребителями Вашего продукта, услуги и др.

Сегодня ни для кого не секрет, что инвестиционная привлекательность во многом строится из учета интересов нашего потенциального заказчика. Если нам нужно, к примеру, сотрудничество с «Газпромом», мы внедряем его собственные стандарты у себя, выполняем требования, чтобы он был удовлетворен нами. Если мы хотим выйти со своей продукцией на международный рынок у нас, как минимум, должна быть внедрена , что является свидетельством должной и четкой организации процессов в деятельности. Для нашего партнера, потребителя – это показатель надежности и добросовестности. Во многих анкетах по сотрудничеству не только с российскими, но и с иностранными компаниями (необходимо для того, чтобы определить приоритеты компании и заинтересованность в деловых отношениях) уже включен отдельный пункт об охране труда, где особое место отводится процессу СОУТ. У тех компаний, которые выполнили указанные требования, шансы на успешное сотрудничество возрастают. Иногда им требуется свидетельство того, как Вы применяете результаты СОУТ в деятельности. Но главный показатель для них: если компания хорошо заботится о своих сотрудниках, значит будет дорожить нами и нашими интересами.

Есть, конечно, множество других мнений у работодателей к проведению СОУТ: положительных и не очень. Те, что «не очень», могут возникать на фоне . Но факт остается фактом – сегодня СОУТ нужна и важна.

Использовать результаты можно также при назначении и проведении медосмотров, для решения вопросов о связи возникающих профзаболеваний работников, регулирования разногласий с работниками. Всего в статье №7 ФЗ № 426-ФЗ, регулирующим СОУТ, предусмотрено 16 целей, в которых можно применять результаты процесса.

Теперь вся информация о проведении СОУТ будет содержаться в открытом доступе в специальном реестре. Данный информационный ресурс будет доступен с 1 января 2016 года, пока же сбором статистики и информации занимается ГИТ (Государственная инспекция труда, – ред.) в традиционном порядке: принимает документы от организации по СОУТ на бумажном носителе в течении 10 рабочих дней с момента подписания отчета о проведении.

Напоследок о традициях. До принятия СОУТ в России действовала аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). Те компании, которые успели провести ее до 31 декабря 2013 года, могут пользоваться

Спецоценка условий труда по закону обеспечивается для каждого рабочего места работодателем (ст. 212 ТК РФ). Целью спецоценки является установление и документальное подтверждение класса риска и уровня вредности рабочих условий, с учетом применения закупленных работодателем средств защиты работников. Процедура обследования объектов включает подробный анализ по отдельным производственным объектам или группе однородных мест. Их перечень согласовывается на предварительном этапе, а порядок действий регулируется законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда

Спецоценка не нужна если рабочие места организованы за пределами территории работодателя (это касается дистанционных и надомных сотрудников). Для остальных категорий персонала спецоценка является обязательной. Оценивать условия труда могут только аккредитованные эксперты и организации.

Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда необходимо производить в письменном виде на унифицированном бланке отчета, с учетом требований ст. 15 закона № 426-ФЗ. Шаблон отчета о результатах спецоценки приведен в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Отчет включает следующую информацию:

  • данные о работодателе, проводившем мероприятия по спецоценке;
  • список рабочих объектов, по которым был произведен мониторинг и анализ;
  • обнаруженные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека процессе работы, с привязкой к рабочим местам;
  • карты спецоценки, в которых указаны классы по каждому обследованному объекту, характеризующие текущие условия труда ;
  • тексты протоколов, которые велись в процессе исследований, измерений;
  • протоколы по обследованию средств защиты;
  • сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • экспертные рекомендации, которыми работодатель может воспользоваться для улучшения системы безопасности труда, и заключение.

Протоколы по исследованиям эксперта в отношении вредных или опасных условий на производстве составляются по каждому выявленному фактору.

В обязанности работодателя входит ознакомление с отчетом всех сотрудников. О факте прочтения работником документа свидетельствует его собственноручная подпись. Для оповещения наемного персонала об итогах спецоценки отводится 30 календарных дней. Продление срока возможно только в отношении работников, которые находились на больничном, в командировке, отпуске, либо отсутствовали по другим документально подтвержденным причинам.

Если вредных факторов не было выявлено, то результаты проведения специальной оценки труда будут отражать лишь информацию об экспертной организации и списке обследованных производственных объектов с заключением эксперта.

Отчет обязательно подписывается членами комиссии по спецоценке. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с экспертными выводами, он вправе изложить свое особое мнение письменно, эти аргументированные доводы приобщаются к отчету. Результаты спецоценки могут быть изменены после обжалования их в судебном порядке.

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты спецоценки в течение 10 дней передаются работодателем в Федеральную информационную систему учета (ст. 18 закона № 426-ФЗ). Если по производственным объектам не выявлены риски воздействия факторов, отрицательно сказывающихся на самочувствии или представляющих угрозу жизни людей, предприятием декларируется соответствие имеющихся условий труда персонала нормативным стандартам.

Практическое использование итогов экспертной оценки, при любом типе заключения, возможно с даты, которой был утвержден отчет. Результатом проведения специальной оценки условий труда является присвоение рабочим объектам и местам класса условий труда . Полученные результаты спецоценки применяют, в частности, для:

  • установления и уплаты дополнительного тарифа страхового взноса за работников, имеющих право на досрочный уход на пенсию (если такое право является следствием влияния производственных условий труда);
  • разработки системы дополнительных компенсаций и социальных гарантий работникам, отражения ее в действующих локальных актах, регулирующих трудовые взаимоотношения (повышение заработной платы, введение надбавок и доплат, увеличение длительности отпуска, сокращение продолжительности смен);
  • обеспечения законодательно утвержденными нормами спецпитания, средствами общей и индивидуальной защиты;
  • модернизации производства для улучшения условий труда;
  • информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, организации медосмотров ;
  • подготовки статистической отчетности по условиям труда и т.д.

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ. Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны. Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

  • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
  • Высокая стоимость работ;
  • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место. К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.

Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.

Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

Подготовка к проведению специальной оценке

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.

В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.

Немного истории.

Вообще требование обучать членов комиссии последний раз упоминалось в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". С заменой его на Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Это требование исчезло. Приблизительно в то же время планировалось поменять порядок обучения по охране труда утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". В новой редакции порядка должна была появиться соответствующая категория обучающихся.

Однако порядок не поменяли, про обучение членов комиссии все забыли.

Ничего не изменилось и с принятием закона №426 о специальной оценке.

Задачи комиссии по специальной оценке условий труда

Комиссией утверждается график проведения СОУТ. В графике указываются этапы работ и сроки их выполнения.

График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении СОУТ или оформлен в качестве приложения к нему.

Комиссия до начала работ утверждает перечень рабочих мест, подлежащих оценке, с указанием аналогичных рабочих мест. Это важно еще и для определения стоимости работ.

Аналогичные рабочие места – те, которые:

  • расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одни и те же профессии, должности, специальности;
  • одинаковые трудовые функции;
  • одинаковый режим рабочего времени;
  • ведение однотипного технологического процесса;
  • использование одинаковых: производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспечены одинаковыми СИЗ.

Если рабочие места признаны аналогичными, оценке подлежит 20% от общего числа таких мест, но строго не менее двух. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

Перечень рабочих мест подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 4, 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

При сменной работе, аналогичность рабочих мест не применяется.

Пример 1

В офисе в одной комнате по одинаковому графику работают четыре бухгалтера. Количество рабочих мест для перечня будет два. (20% не менее 2-х).

Пример 2

В таком же офисе работают главный бухгалтер и еще три обычных бухгалтера. Будет оформляться три карты. Одна на главного бухгалтера и две карты на трех бухгалтеров с учетом аналогии. Аналогичными могут считаться только рабочие места, занимаемые людьми на одной должности.

Пример 3

Четыре диспетчера работают сутки через трое. На такие рабочие места оформляется одна карта, поскольку они по очереди работают на одном рабочем месте.

СОУТ не проводится в отношении дистанционных работников, если дистанционная работа указана в их трудовом договоре.

На вновь созданных рабочих местах специальная оценка должна быть проведена в течение 12 месяцев с момента их создания.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя (ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ).

Оценка проводится не реже одного раз в пять лет (за исключением случаев, когда возникает необходимость во внеплановой оценке). Этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении. В аттестации рабочих мест срок отсчитывался с начала работ по АРМ.

Работник имеет право присутствовать при проведении специальной оценке на его рабочем месте, обращаться за разъяснениями, как к работодателю, так и к организации, проводящей СОУТ, знакомиться с результатами, а также обжаловать их (ст. 5 Федерального закона N426-ФЗ).

Рабочее место и рабочие зоны

Существует достаточно много определений понятия «рабочее место», но мы с вами договорились пользоваться одним из самых простых:

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

На практике мы достаточно редко сталкиваемся с ситуацией, когда работник весь свой рабочий день проводит на одном месте. Как правило, для выполнения порученных заданий работнику нужно перемещаться между двумя – тремя, а то и более зонами. Из таких рабочих зон и состоит рабочее место работника. А есть рабочие места, которые вообще не подразумевают постоянного места (рабочее место курьера или сервисного инженера).

Для грамотной организации работы по проведению СОУТ, комиссии необходимо внимательно распределить проценты времени, в течение которых работник находится в каждой из рабочих зон, и уведомить об этом лабораторию. Именно продолжительность воздействия вредного или опасного фактора определяет класс условий труда. (За исключением биологического фактора, все остальные зависят и от концентрации, и от продолжительности воздействия).

Пример 4

Рабочее место водителя – кабина транспортного средства. Если водитель более 25% рабочего времени находится за рулем, его условия труда уже будут считаться вредными. В процессе управления автомобилем водитель не может сменить позу, поэтому он вынужден долгое время оставаться в одном положении. Но у водителя рейсового автобуса, который сидит за рулем все смену риск возникновения профессионального заболевания в несколько раз выше, чем у водителя, который выезжает с территории предприятия один раз в день на пару часов.

Заключение договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

Для проведения мероприятий по специальной оценке работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

Такая организация должна соответствовать требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Выбор организации для проведения СОУТ осуществляется с учетом ограничений, установленных в ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ. (Нельзя проводить СОУТ самому себе или родственникам, или дочерним компаниям)

Помимо сроков и стоимости выполнения работ, при заключении договора не лишним будет настоять на включение следующих условий о правах и обязанностях работодателя при проведении СОУТ, в том числе:

  • о праве требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения СОУТ (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
  • о праве требовать представления специализированной организацией документов, подтверждающих ее право на проведение СОУТ согласно ст. 19 Закона N 426-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
  • о праве работодателя на обжалование действий (бездействия) специализированной организации (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
  • об обязанности работодателя предоставить сведения, документы и информацию, необходимые для проведения специальной оценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
  • об обязанности не предпринимать преднамеренных действий, которые могут повлиять на результаты проведения СОУТ (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

Роль работника в проведении специальной оценки условий труда

Хотя работник и не является стороной договора, работа по специальной оценке затрагивает в первую очередь его интересы. Закон о СОУТ наделяет работников следующими правами и обязанностями:

  1. Работник вправе:
  • присутствовать при проведении оценки на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ или эксперту лаборатории, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки на своем рабочем месте в соответствии со ст. 26 Закона N 426-ФЗ.
  1. Работник обязан:
  • ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Этапы специальной оценки условий труда:

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов проводится на рабочих местах, которые включены в перечень, утвержденный комиссией по проведению специальной оценки. Осуществляет эту процедуру эксперт специализированной организации, проводящей СОУТ (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Работодатель обязан предоставить эксперту, осуществляющему идентификацию, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения специальной оценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ). Если работодатель не предоставит указанные сведения, документы и информацию, организация приостановит проведение работ по СОУТ или не приступит к ней (п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ).

Выявление на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей.

Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который утверждает комиссия (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Если в процессе идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении такого рабочего места не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). В этом случае сразу после утверждения результатов идентификации подводятся итоги проведения СОУТ.

Идентификация не проводится в отношении следующих рабочих мест (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ):

  • на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
  • в связи с работой, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенной аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

На таких рабочих местах обязательно нужно проводить инструментальные замеры.

Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, их оценка

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ с учетом требований к методам, методикам и средствам измерений.

Организация, проводящая специальную оценку проводит исследования (измерения) самостоятельно или с привлечением субподрядчика для проведения измерений факторов, предусмотренных пп. 12-14 и 24 ч.3, ст. 13 426-ФЗ

Исследованию (измерению) подлежат:

  • физические факторы;
  • химические факторы;
  • биологические факторы;
  • тяжесть трудового процесса;
  • напряженность трудового процесса.

В зависимости от степени отклонения фактических значений, идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) проводится присвоение класса условий труда.

Классификация условий труда

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия труда, при которых воздействие на организм работника идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности

Допустимые условия труда (2 класс) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

Вредные условия труда (3 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами, включая подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.

Подкласс 3.1:

(вредные условия труда 1-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать функциональные изменения в организме человека, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании воздействия данных факторов, и увеличить риск повреждения здоровья

Подкласс 3.2:

(вредные условия труда 2-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию и появлению профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (после 15 и более лет)

Подкласс 3.3:

(вредные условия труда 3-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности

Подкласс 3.4:

(вредные условия труда 4-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний тяжелых форм (с потерей общей трудоспособности) в периоде трудовой деятельности

Опасные условия труда (4 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов уровни, воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности.

По сути своей классификация условий труда - это попытка определить уровень риска. Чем выше класс или подкласс, тем выше вероятность развития профессиональных заболеваний у работников.

Существует методика, позволяющая снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом. Класс может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, на одну степень в соответствии с методикой. (Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим Техническим регламентом»)

Однако, в силу неимоверной нормативности и сложности данная методика на сегодняшний день еще не разу не была применена на практике.

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям

Декларирование осуществляется комиссией работодателя.

Декларация подается только на основании заключения эксперта.

Работодатель должен подать декларацию в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

Декларация сдается в Государственную инспекцию труда.

Срок действия декларации – пять лет, он исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия несчастных случаев или профзаболеваний срок действия декларации считается продленным на следующие 5 лет.

Уточненная декларация

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.

Переведя на русский язык, имеется в виду, что декларируются как рабочие места, на которых вредность не выявлена в процессе идентификации, так и рабочие места на которых в результате измерений был установлен первый или второй класс.

Завершение работ по специальной оценке условий труда

В результате лаборатория, проводившая СОУТ должна передать организации отчет, включающий в себя:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 426-ФЗ (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка;

9) заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. В случае несогласия члена комиссии с результатами СОУТ, он имеет право изложить мотивированное особое мнение.

Работодатель организует ознакомление каждого работника с результатами специальной оценки на его рабочем месте под роспись в срок не позднее тридцати календарных дней с момента утверждения отчета комиссии, не считая периода временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Установлена обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую специальную оценку, об утверждении отчета о проведении СОУТ.

Так, работодатель в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ должен:

  • уведомить организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта уведомления;
  • направить в адрес организации, проводившей специальную оценку, копию утвержденного отчета о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда

Повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ)

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный отпуск предоставляется работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней.

Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (7 календарных дней), может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ)

Устанавливается работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. (Не более 36 часов в неделю).

Право на досрочную пенсию

Пока сохраняется за работниками из числа, указанных в Списках № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10, при подтверждении по результатам специальной оценки условий труда наличия на их рабочих местах вредных (опасных) условий труда.

Возможность установления повышенных или дополнительных компенсаций

В соответствии с ч. 2 ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

При установлении соответствующих видов и размеров компенсаций работодатель может руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, и иными действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации в зависимости от класса условий труда устанавливает следующие повышающие коэффициенты:

Повышенные тарифы страхового взноса

Класс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный (4)

Вредный (3)

Допустимый (2)

Оптимальный (1)

Особенности проведения специальной оценки условий труда

Существуют рабочие места, которые нельзя загнать в общий шаблон. Для таких рабочих мест специальная оценка проводится с учетом особенностей.

Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»

В данный перечень входят следующие рабочие места:

  • членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов;
  • членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • медицинских работников, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации;
  • медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
  • медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений;
  • работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях;
  • творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков;
  • работников радиационно-опасных и ядерно-опасных производств;
  • работников, осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы;
  • рабочие места, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды;
  • рабочие места работников, занятых на подземных работах.


Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях