Золотые правила постановки целей

Многие люди чувствуют, будто бы они плывут по течению жизни. Они много работают, но ощущают себя, будто бы стоят на месте.

Одной из причин такого ощущения является то, что они не уделили достаточно времени размышлениям на тему, чего они хотят от жизни. И, как следствие, не поставили перед собой четко сформулированные задачи.

В конце концов, признайтесь себе, вы бы отправились в путешествие, не имея представления о цели этого путешествия? Наверное, нет!

Способы постановки целей

Постановка целей является мощным инструментом для осмысления картины своего идеального будущего. А также для мотивации превращения представления о будущем в реальность.

Процесс и способы постановки целей позволят вам выбрать направление вашей жизни. Точно зная, чего вы хотите достичь, вы будете понимать, на каких именно аспектах вам необходимо сконцентрировать свои усилия. Вы также быстро сможете определить, что вас отвлекает от достижения цели и что мешает.

Если вы хотите достичь успеха, нужно ставить перед собой цели. Без цели вам не хватает внимания и направления. Формулировка целей не только позволит вам взять под контроль направление вашей жизни, но и даст вам ориентир для определения того, что вы считаете успехом.

Для достижения своих целей вы должны знать, как их правильно поставить перед собой. Вы не можете просто сказать «Я хочу…» и ожидать, что это произойдет.

Постановка целей является процессом, который начинается с тщательного изучения того, что вы хотите достичь, и заканчивается большим количеством тяжелой работы, чтобы это сделать. Между этими двумя пунктами очень четко определены шаги, которые выходят за рамки специфики каждой цели. Зная эти правила, вы сможете сформулировать такие цели, которые вы сможете достичь.

Итак, пять золотых правил перед вами.

Правило №1: Определяйте цели, которые мотивируют вас

Когда вы устанавливаете цели для себя, важно, чтобы они мотивировали вас. Это означает, что они должны быть важны для вас, и что есть смысл в их достижении. Мотивация является ключом к достижению цели.

Ставьте цели, которые относятся к приоритетным задачам в вашей жизни. Без соблюдения этого правила вы в результате можете поставить перед собой слишком много целей. И у вас будет слишком мало времени, чтобы достичь каждой из них.

Чтобы убедиться, что ваша цель мотивирует, напишите, почему это ценно и важно для вас. Вы сможете использовать эти записи и впоследствии, если будете сомневаться в себе или терять уверенность.

Правило №2: Устанавливайте конкретные, измеримые и достижимые цели

Ваши цели должны быть ясно и четко определены. Неясные или обобщенные цели бесполезны, потому что они не обеспечивают достаточной направленности.

Включите точное количество, сроки и т.д. в формулировку ваших целей, чтобы вы могли измерить степень успеха.

Убедитесь в том, что это возможно достичь целей, которые вы установили. Если вы поставите перед собой цель, на достижение которой нет никакой надежды, вы только себя деморализуете и разрушите вашу уверенность.

Тем не менее, не поддавайтесь искушению ставить легкодостижимые цели. Установив реалистичную, но трудную задачу, вы соблюдете необходимый баланс. Такие типы целей, которые требуют «поднять планку», приносят наибольшее личное удовлетворение.

Правило №3: Устанавливайте цели в письменной форме

Формулировка цели в письменном виде делает ее реальной и ощутимой, можно сказать, осязаемой. И у вас нет оправдания, чтобы забыть о ней.

Формулируйте цель положительно, используйте утверждение вместо пожелания «хотел бы». То есть напишите: «Я увеличу доходы на 50%» , а не «Я хотел бы увеличить доходы на 50%».

Перечитывайте ваши цели каждый день, чтобы напомнить себе, что именно вы собираетесь сделать.

Правило №4: Составьте план действий

Этот шаг часто упускается в процессе постановки целей. В результате, вы настолько сосредоточены на достижении результата, что забываете спланировать необходимые действия на этом пути.

Составив план из отдельных пунктов, вы сможете контролировать и видеть прогресс в достижении вашей конечной цели. Это особенно важно, если поставленная цель является сложной и ее достижение планируется в долгосрочной перспективе.

Правило №5: Придерживайтесь плана

Вполне логично, что для достижения поставленных целей, вам необходимо придерживаться плана действий.

Но учтите, что ваша цель может оставаться неизменной в долгосрочной перспективе, а вот о плане этого сказать нельзя. Он будет изменяться, и это необходимо делать, и это правильно - вносить необходимые корректировки. Поскольку в процессе движения к вашей цели вы будете видеть наиболее оптимальные пути достижения.

Способы постановки целей - это гораздо больше, чем просто сказать, что вы хотите, чтобы что-то случилось. Следуя описанным правилам, вы сможете поставить цели правильно и уверенно достичь успеха.

Есть такая серьезная наука - целеполагание , которая в деталях рассматривает правила постановки жизненных целей. Существует множество инструментов для визуализации картины поставленных задач: дерево целей, карта сокровищ, список желаний и тому подобное. И сами цели ставятся по определенному алгоритму. Чаще всего прибегают к помощи так называемых SMART-критериев . SMART - аббревиатура, образованная из первых букв следующих английских слов:

Specific - то есть конкретный;

Measurable - измеримый;

Attainable - достижимый;

Relevant - релевантный, значимый;

Тime-bounded - прописанный в определенном времени.

Итак, на основании этих критериев учимся ставить умные и грамотные цели.

Правило первое: цель ставится конкретно, в настоящем времени, в позитивной формулировке. Цель, поставленная не для себя, а за кого-то целью быть не может: каждый человек - хозяин своей судьбы и он, только он отвечает за все, что происходит в его жизни. Несомненно, что все мы живые люди, развиваемся в обществе и относимся к определенному социуму. У нас болит душа за родных и любимых людей, однако ставить цели относительно их жизни мы не вправе.

Пример. Нельзя написать - Я хочу, чтобы мой сын поступил в медакадемию, чтобы моя мать была здорова. Желать этого, конечно, можно, однако у сына могут быть совсем другие планы относительно своего будущего, а пожилые люди часто болеют не только потому, что вовремя не принимали необходимых профилактических действий. Часто их болезни - признак одиночества, способ привлечь к себе внимание. Потому в данном случае цель может быть поставлена немного по-другому: я забочусь о своих родителях, покупаю путевку в санаторий; я советую своему сыну поступить в медицинскую академию, поскольку так он сможет продолжить семейную династию.

Обратите внимание, что цель ставится так, как если бы она уже была исполнена, в настоящем времени. Если написать: «Я хочу…», получится, что так хотеть и будете. «Так снова хочется в Париж!» - «Ты уже там был? Когда?» - «Нет, уже хотел».

Правило второе: у поставленной цели должна быть сенсорная измеримость. Как вы поймете, что ваша цель исполнена? В чем она измеряется? Если вы пишите, что живете в большом красивом доме, необходимо уточнить, где конкретно этот дом расположен географически, сколько у него этажей, комнат и тому подобное. Если же желание, к примеру, стать политиком или ученым, необходимо уточнение - в какой партии, в каком институте. Критерии измеримости цели могут быть как количественными (штуки, суммы, килограммы и т.д.), так и качественными. В последнем случае необходимо описать с максимальной точностью, что будет достойно того, чтобы считать цель выполненной, а что нет.

Правило третье: во всем нужна мера и реальная достижимость поставленной цели. Конечно, можно написать: «Я владелец всех нефтяных скважин мира», однако, в реальности такое вряд ли случится, слишком много желающих «сесть на трубу». Потому необходимо понять, в чем отличие желания от цели и намерения от желания. Желание - это почти мечта, движущая сила к действию, но она может так и остаться неосуществимым желанием. Намерение - это распланированное желание, а цель - это конкретный путь к достижению своих мечтаний, желаний и намерений.

С другой стороны, легко достижимые цели не вдохновляют, не мотивируют на то, чтобы прилагались большие усилия, раскрывался творческий потенциал человека. Зачем прилагать значительные усилия, если и так все плывет в руки?

Правило четвертное: цель должна быть значимой, только в детской песенке можно наслаждаться осуществимостью волшебных и смешных целей: «.. и бесплатно покажет кино, с днем рожденья поздравит и, наверно, оставит, мне в подарок пятьсот эскимо». Кто из нас в детстве не читал сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя бездумно истратила шесть волшебных лепестков для ублажения своих мелких прихотей. Хорошо, что хоть последний лепесток принес выздоровление больному мальчику. Значимая цель должна приближать человека к выполнению его жизненной миссии.

Правило пятое: конкретику цели придаст четкий план, прописанный во времени. К примеру: «Я получаю высшее образование в 2015 году, став дипломированным инженером». Цель в такой формулировке поможет не сойти с длинной дистанции на пути к своему Олимпу. Это правило показывает, что у цели есть конкретный конечный срок во времени.

Правило шестое: цель непременно должна быть экологичной, то есть от ее осуществления не должен пострадать никто из окружающих. Пример: состоятельный бизнесмен, достигнув определенного веса в обществе, поставил свое дело на рельсы пассивного дохода и решил уйти «на покой», чтобы заняться написанием книг. Для этого он поставил четкую и конкретную цель - определил во времени и пространстве новое место жительства, описав его в деталях. Дом он купил на берегу тихого озера в чистом уголке планеты, однако его любимая супруга с детьми вместе с ним переехать не смогла, поскольку у нее в столице был свой бизнес, который требовал ее непосредственного участия. Так распалась здоровая семья.

Правило седьмое: как только цель будет поставлена, необходимо проверить ее на истинность. У каждого из нас есть то самое шестое чувство, данное нам при рождении, по имени интуиция. Достаточно несколько раз вслух прочесть записанную цель и внимательно прислушаться к своему внутреннему Я. Если чувствуется радость и свобода, сердце начинает гореть от любви и счастья, как будто все это уже сбылось - цель поставлена правильно. Если же начинаются сомнения, неприятные ощущения в любой части тела - на каком-то этапе цель поставлена неверно, либо это навязанная обществом цель, не истинная, не личная. В этом случае необходимо понять, где происходит сбой, почему эта цель ведет в тупик.

Чем же чревато отсутствие целей, неумение их грамотно поставить и умно сформулировать? Начинается «бег по кругу» и синдром текучести по жизни. Это приводит к тому, что человек перестает понимать, зачем он пришел в этот мир, в чем его предназначение, жизненная миссия, появляется недостаток персонального лидерства. Отсутствие вдохновляющей цели делает жизнь безрадостной - к чему стремиться, зачем жить? В результате подобной близорукости истинные ценности приносятся в жертву ложным. Подобный бег с препятствиями можно видеть в шоу-бизнесе: «звезды» и «звездочки», вместо того, чтобы нести людям искусство, вдохновлять на настоящие подвиги, начинают эстафету за славой и деньгами, соревнуясь в количестве заработанных миллионов и покупке материальных благ. В конце жизни их чаще всего ждет забвение, серьезные болезни или полный крах.

Любая цель должна быть непременно записана: всё, что крутится в голове, не структурировано, нечетко передает истинность целей человека. Проводить ревизию выполнения своих целей и сверять курс выбранного пути необходимо делать довольно часто, лучше всего в первый день лунного месяца, поскольку новолуние - самое удачное время для планирования и постановки целей.

Чтобы цель обязательно исполнилась, нужно совсем немного: сформулировать ее в соответствии с приведенными выше правилами, отпустить, не зацикливаясь на ней, внимательно читать знаки судьбы. Как только цель будет выпущена на «волю», в жизнь человека начнут приходить люди и события, которые, так или иначе, приведут к осуществлению этой цели. Порой сразу и не понять, что какое-то негативное событие может помочь в достижении поставленной цели, однако часто, прежде чем построить новое здание, нужно вычистить старый мусор, освободив площадку для строительства.

Качественный новый скачок в жизни любого человека происходит только тогда, когда он принимает точное взвешенное конкретное решение, ставит четкую цель, разрабатывает план по ее осуществлению и начинает первые шаги в выбранном направлении.

Жанна Пятирикова специально для портала BZZN.ru

Для того чтобы правильно поставить цель, человеку необходимо уделить внимание каждому из перечисленных ниже понятий:

1. Потребности;

2. Убеждения;

3. Ценности;

4. Самоидентичность.

Потребности человека

Две вещи регулируют элементарное поведение человека - потребность и мотив.

Например, если у человека есть потребность поесть, значит, у него будет мотивация удовлетворить эту потребность. Но как только он поест, мотивация закончится и активность прекратится. Потому что примитивные потребности человека являются кратковременным регулятором его активности. К сожалению, схема «поели - можно и поспать» является распространенной моделью поведения, по которой живут порядка 80% людей.

Однако в современном мире, чтобы стоять - необходимо идти, а чтобы идти - нужно бежать, иначе безнадежно отстанешь. Поэтому, человеку необходимы более долговременные регуляторы.

Убеждения человека

Более долговременным регулятором, который позволяет человеку ориентироваться в пространстве и двигаться вперед являются убеждения. Они способны корректировать и направлять путь человека, когда у него еще остались потребности, а сам он мечется по жизни без руля и ветрил.

Убеждения человека отвечают на вопрос - почему? Почему я такой? Почему другие такие? Почему мир такой?

Однако убеждения могут сыграть злую шутку в вопросах целеполагания, потому что у большинства людей убеждения ограничивающие или ослабляющие. Например, убеждения из серии: «Я какой-то не такой. Другие какие-то не такие. Мир какой-то не такой». Подобные убеждения способны стать для человека клеткой.

И если он чувствует себя в плену подобных убеждений, прежде чем заниматься постановкой целей, ему стоит заняться снятием негативных программных установок, которые сковывают его движения.

Ценности человека

Затем, можно переходить к более глубокой работе над собой: к выявлению и коррекции ценностей. Ценности человека - это то, ради чего он согласен тратить время, деньги и свою жизнь.

Ценности определяются вопросом - что для меня значит сама жизнь?

Работая со своими целями, важно также понять нет ли противоречия между целями и ценностями? Задайте себе вопрос - твердо ли вы уверены, что те ценности, которыми вы руководствуетесь, являются оптимальными для создания хорошей мотивации?

Например, можно предположить, что человек никогда не женится, если в его системе ценностей нет такого понятия, как семья. Или, человек никогда не пересядет из метро в дорогое авто до тех пор, пока в его ценностях отсутствует пункт о материальном благосостоянии.

В работе над критериями и ценностями, важно определить недостающие, но важные для человека ценности, чтобы вписать их в общую структуру и, таким образом, поменять картину видения мира, сменить фильтры, сквозь которые человек смотрит на мир.

Если работа проведена правильно, то у человека сразу должны возникнуть потребности, которых не было раньше. Например, съездить в отпуск с семьей, начать заниматься повышением собственной эффективности, пройти обучение для получения новых знаний и навыков и т.п.

Самоидентичность человека

Следующими этапом мотивационного фактора является понятие самоидентичности. Оно определяется твердым убеждением человека «Я таков каков есть, я иначе не могу. На том стоял и стоять буду». Для успешной самоидентификации важно научиться понимать свою индивидуальность и строить планы, сообразуясь с ней. Это означает способность принимать себя таким, какой есть, а не таким, какой будет потом, а также умение разумно и спокойно относиться к своим недостаткам.

Для успешной постановки цели необходимо, чтобы все пункты переходили один из другого, и успешно дополняли друг друга. При правильной постановке своей идентичности, ценности будут выбраны соответственно, убеждения будут уместными и мотивы начнут реализовываться оптимальным образом.

Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Чтобы в практике управления избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать.

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным.

Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного целеполагания для эффективной организации работы.
Посмотрим, какие же инструменты есть у вас как у современного менеджера для работы над целями.

Умные цели

Что такое цель? Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific);
  • измеримый (measurable);
  • достижимый (attainable);
  • значимый (relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных критериев и посмотрим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

Конкретность. Ставя сотруднику задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи (идея один – И1). По ходу изложения цели у сотрудника формируется свое представление результата (идея два – И2). В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель (то есть И1 A И2). Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

Пример
Руководитель организации отдал заместителю директора коммерческого отдела такое распоряжение: «В связи с отсутствием коммерческого директора подготовить сегодня к 15.00 информацию по клиенту А». К назначенному времени заместитель коммерческого директора подготовил отчет по объему продаж клиента А. Ставивший же задачу руководитель ждал информацию по кредиторской задолженности этого клиента. В результате задача оказалась не выполненной.

Выход из ситуации. В рассмотренном примере оба участника коммуникации (ставящий задачу и принимающий ее) решили, что все ясно по умолчанию. Однако оказалось, что они имели разное представление о том, о какой информации идет речь. Руководителю организации нужно было более четко сформулировать поручение: «В связи с отсутствием коммерческого директора, подготовить сегодня к 15.00 информацию по кредиторской задолженности клиента А».

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:

  • проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объем продаж измерителем может выступить увеличение объема продаж на 30 процентов);
  • внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием ее выполнения явится позитивный отзыв клиента);
  • частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объем продаж на 30 процентов за 6 месяцев);
  • запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель – снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание – штраф);
  • соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
  • утверждение у руководства (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, однако, если сотрудник на момент постановки задачи знает, что используется именно такой критерий оценки, то он будет стремиться получить обратную связь в процессе выполнения работы, например, задача – разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий – «утвердить у меня»).

Пример

Генеральный директор на одном из совещаний поставил такую стратегическую цель: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики». Периодически начальники этих отделов рапортовали, что «оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики налажен». Когда же, наконец, генеральный директор поинтересовался, в чем именно выражается этот обмен информацией, оказалось, что руководители отделов стали чаще разговаривать друг с другом, узнавая «как идут дела». Так как поставленная цель не соответствовала нескольким критериям SMART, в частности, отсутствовал измеритель достижения цели, оказалось не понятно, как контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы.

Выход из ситуации. Генеральный директор должен был сформулировать задачу следующим образом: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики, а именно: еженедельно предоставлять друг другу отчеты о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет)».

Достижимость. При постановке задач вам необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и сохранялся достаточно интенсивный ритм работы. В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании. Выделим несколько типов сотрудников в коллективе:

  • опытный сотрудник, амбициозная «звезда»;
  • опытный сотрудник, инициативный, в меру амбициозный;
  • опытный сотрудник, приверженец стабильности, рутины;
  • давно работающий сотрудник, безынициативный, неуверенный в себе;
  • новый сотрудник, только что пришедший в компанию.

Теперь посмотрим, какие бывают варианты установки планки целей (см. схему на стр. 78). Для этого возьмем среднюю норму (средний показатель) работы коллектива на данный момент и наивысший показатель самого результативного работника (предел возмож-ностей). И для каждого из выделенных нами типов сотрудников установим свою планку целей, которая обеспечит наиболее эффективное решение поставленных задач.

Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько сотрудник подготовлен к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку еще и еще. Такой подход эффективно использовать по отношению к сотрудникам, которые только что пришли в компанию, и еще сложно понять, на что в действительности они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если сотрудник хотя и давно работает в компании, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя ему более высокие цели, вы дадите ему возможность убедиться в том, что он все делает правильно.

Второй вариант – постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые имеют длительный опыт работы в компании, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны сотрудника, но вполне выполнима в силу его компетентности.
При третьем варианте установки планки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные сотрудники, которые стремятся к карьерному росту, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.
И наконец, четвертый вариант – постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и многого добившимся членам коллектива. Эти сотрудники имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.

Таким образом, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности подчиненных, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.

Пример

В рекрутинговой компании работал сотрудник, значительно опережавший всех по показателям продаж (количеству закрытых позиций, то есть принятых на работу кандидатов, найденных им, за месяц). Он подходил под категорию амбициозной «звезды». Руководством компании была поставлена задача повысить среднюю норму продаж. Начальник отдела продаж поступила следующим образом. Она побеседовала с сотрудником-«звездой» и выяснила, что его основной мотиватор – свободный график работы. Перед сотрудником была поставлена цель увеличить показатели продаж в 1,5 раза (завышенная планка целей), и как только будет обеспечен стабильный выход на эти показатели, сотрудник сможет работать по гибкому графику. В итоге через два месяца сотрудник достиг необходимых результатов, получил гибкий график работы, а остальные сотрудники смогли постепенно повышать свои показатели. Таким образом, общая цель – увеличение средней нормы продаж – была достигнута.

Значимость. Это следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, вы должны ответить на вопрос зачем сотруднику необходимо выполнить эту задачу, то есть почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

Знать, зачем выполнять ту или иную работу сотруднику необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты. Например, руководитель поручает свое-му помощнику убрать на рабочем столе, так как вечером в кабинете соберутся его коллеги.
Руководитель подразумевал «разобрать накопившиеся бумаги, потому что вечером будет проходить совещание», и документы должны быть в порядке, и все под рукой. А помощник понимает это как «вообще убрать со стола и оставить стол чистым», потому что начальник собирается пообщаться с коллегами за чашкой чая. Таким образом, давая человеку понять, зачем он будет выполнять ту или иную работу, нужно устанавливать связь текущей задачи с целью более высокого уровня (убрать на столе, для того чтобы бумаги были в порядке, или убрать на столе, чтобы принять гостей).

Журнал «Кадровое дело» № 12, 2004