Основные закономерности управления. Закономерности управления различными социальными системами

Основные закономерности управления. Закономерности управления различными социальными системами

  • 2.4.Основные положения школы науки управления (количественной школы)
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Особенности развития менеджмента в россии
  • 3.1. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления
  • 3.2. Формирование и использование модели централизованного государственного управления экономикой
  • 3.3. «Перестройка» и формирование рыночного механизма управления
  • Динамика доходов от приватизации за последние годы
  • Либерализация цен в условиях перехода к рынку
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Зарубежные модели менеджмента
  • 4.1. Специфика американской модели менеджмента
  • 4.2. Особенности японской модели менеджмента
  • 4.3 Западноевропейские модели менеджмента
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Организация как система управления
  • 5.1. Внутренняя среда организации
  • 5.2. Внешняя среда организации
  • Среда прямого воздействия
  • Среда косвенного воздействия
  • Международное окружение
  • 5.3. Применение системного подхода к исследованию организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Функции менеджмента
  • 6.1. Сущность и классификация функций управления
  • 6.2. Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
  • Взаимосвязь функций управления по оптовым закупкам товаров
  • Распределение функций отделов условного торгового предприятия (или организации) по времени
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Организационные структуры управления
  • 7.1. Сущность и содержание понятия «организационная структура управления»
  • 7.2.Иерархический тип структур управления
  • 7.3. Органический тип структур управления
  • 7.4. Перспективные направления развития организаций
  • Вопросы для самопроверки:
  • Глава 8. Методы менеджмента
  • 8.1. Сущность и классификация методов управления
  • Система методов менеджмента
  • 8.2. Экономические методы управления
  • Виды планов, разрабатываемых на уровне предприятия
  • 8.3. Организационно-распорядительные методы управления
  • 8.4. Социально-психологические методы управления
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Решения в менеджменте
  • 9.1. Логика и логическая схема управления
  • 9.2. Сущность и виды управленческих решений
  • 9.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
  • 9.4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
  • Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
  • 9.5. Методы оптимизации управленческих решений
  • 9.6. Проверка выполнения управленческих решений
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 10. Управление персоналом
  • 10.1. Персонал предприятия как объект управления
  • 10.2. Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
  • 10.3. Подбор персонала
  • 10.4 Обучение персонала
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
  • 11.1. Содержание понятия «мотивация»
  • 11.2. Эволюция теорий мотивации
  • 11.3. Содержательные теории мотивации
  • 11.4. Процессуальные теории мотивации
  • 11.5. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 12. Форм а власти и влияния
  • 12.1. Содержание понятий «власть» и «влияние»
  • 12.2. Классификация и оценка различных форм власти
  • Глава 13. Основные теории лидерства. Стили руководства.
  • 13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.
  • 13.2. Основные подходы к проблеме лидерства.
  • 13.3. Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства
  • Глава 14. Самоменеджмент руководителя
  • 14.1. Необходимость, сущность и эволюция самоменеджмента
  • 14.2. Организация личной работы руководителя
  • Глава 15. Управление конфликтми, стрессами и изменениями
  • 15.1. Управление конфликтами
  • 15.2. Управление организационными изменениями
  • 15.3. Управление стрессами
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 16. Оценка эффективности менеджмента
  • 16.1. Общие понятия об эффективности менеджмента
  • 16.2. Эволюция методов оценки управленческих решений
  • 16.3. Показатели экономической эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов и материалов.
  • 16.4. Экологическая и социальная эффективность
  • Вопроса для самопроверки
  • Глава 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
  • 17.1.Внешнеэкономические связи и международный менеджмент
  • 17.2. Россия в системе международного разделения труда
  • 17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
  • 17.4. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
  • Вопросы для самопроверки
  • Словарь терминов
  • Краткий список литературы:
  • 1.3. Закономерности менеджмента

    Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления: на макро-уровне (национальная экономика в целом); на региональном уровне (например, хозяйство субъекта Российской Федерации); на микро уровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления.

    Законы функционирования социальных систем управления отражают объективно существующие систематически повторяющиеся, существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

    К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

    Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макро-уровне - в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

    Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В тоже время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п.

    Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, то есть организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами организация имеет свое прошлое настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель - это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматривается обычно как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития залог успешного развития организации. После определения цели осуществляется обычно выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

    К числу важнейших законов функционирования организации относится и закон композиции, который отражает стремление организации к объединению. Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

    Законы функционирования социальных систем управления реализуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

    К общим закономерностям управления можно отнести закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Рассмотрим эти закономерности.

    Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

    Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

    Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е годы, потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

    К общим закономерностям управления можно отнести и усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

    Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономерность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа ступеней управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

    Закономерность изменения функции и управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т.п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

    Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

    Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, которая наблюдается во всех странах.

    Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже при изучении управления персоналом и процесса формирования наиболее эффективных групп.

    Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

    единство системы управления – о дна из важнейших характеристик, отражает такие связи между элементами, которые сохраняют ее целостность в течении длительных периодов.

    Нарушение единства системы управления может проявляться в потере объективно необходимой самостоятельности какого-либо производственного звена и наоборот, в излишнем его обособлении. Поддержание его единства очень важно для совершенствования управления.

    Формы проявления закономерности «Единство системы управления производством»

    Принципы управления – это закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач. Иными словами, это правила, положения, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности.


    Экономичность и эффективность


    Важное значение в управлении производством занимают общи законы и принципы,присущие процессам управления в сложных динамических системах любой природы,открытые кибернетикой, то есть наилучшее приспособление системы к условиям окружающей среды,законы единства управления и информации.Работники управления должны знать эти закономерности и учитывать их в своей деятельности.Законы,изучаемые наукой управления,есть законы развития отношений управления, Категория «закономерность» относится к той же группе категорий,что и закон. Эти понятия выражают явления одного порядка,но в их употреблении есть определенные различия.Закон выражает конкретную необходимую связь между явлениями,закономерность же указывает на правильность,последовательность явлений,что данное явление не случайно,оно характеризует необходимый обусловленный определенными причинами процесс,в котором может действовать совокупность законов.

    Все закономерности,как и законы,можно разделить на две группы:1 общие,характеризующие весь процесс управления в целом,и 2 менее общие, проявляющиеся в отдельных функциях.

    Общие закономерности :

    1 Единство системы управления производством является важнейшей чертой социально – экономической системы,вытекающей из общественного характера собственности на средства производства,Единство системы управления проявляется в единстве организационных форм на разных уровнях,разделении управленческого труда,в единстве основных функций и их тесной взаимосвязи,методов управления и их согласованном применении.

    2 Пропорциональность и оптимальная соотносительность управляемой и управляющей систем состоит в том,что управляющая система должна обеспечивать сопряженность развития всех частей системы производства В соответствии с этой закономерностью управляющая система должна строиться в соответствии с объемом и содержанием работ.

    3 Соотносительность . Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы особенностями и тенденциями развития управляемого объекта

    4 Ритмичность движения производственных фондов их непрерывность в кругообороте .Согласованное функционирование всех подразделений предприятия,контроль за соблюдением оптимальной соотносительности в работе отдельных подразделений,обеспечение ритмичности производственного процесса в целом и составляют основную задачу оперативного управления производством.

    5 Единство принципов управления на всех уровнях народного хозяйства . Независимо от уровня органы управления руководствуются в своей деятельности общими для всей системы управления принципами,на основе которых осуществляется построение системы управления,её функционирование.

    6 Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления .

    Управлению свойственны закономерности,присущи отдельным его подсистемам, К ним относятся:1 закономерность изменения функций управления,означающие убывание одних или возрастание других по мере повышения или понижения уровня управления;сокращение числа отраслей;2 Распространенность контроля; 3 Концентрация и специализация функций.

    Под принципом управления понимают основные руководящие начала,правила,положения,вытекающие из отношения управления и их закономерностей,которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности

    К основным принципам можно отнести:

    1 научность в сочетании с элементами искусства . Научный подход необходим,поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. При поиске всесторонне обоснованных решений приходится импровизировать нетрадиционные подходы.Таким образом,фактор неопределенности социальной системы превращает управление в искусство.

    2 Целенаправленность , Менеджеры действуют не просто так а с ориентацией на решение конкретных проблем.

    3 Специализация в сочетании с универсальностью . для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту с учетом его особенностей

    4 Последовательность , Все действия менеджера осуществляются в строго определенном порядке как в пространстве так и во времени.

    5 Непрерывность, Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйствующих процессов.

    6 Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления . Менеджеры на местах должны иметь возможность общи указания руководства с конкретно складывающейся ситуацией,а в определенных рамках действовать самостоятельно.

    7Учет индивидуальных особенностей и психологии особенностей и психологии работников

    8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене управления

    9 Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности с помощью материального поощрения.

    10 Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решения на самых ранних его стадиях.

    Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Например, связь качества преподавания и качества обучения, показана на рис.3.

    1,2,3 – закономерности закона

    В настоящее время в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления. Рассмотрим их кратко.

    1. Закономерность интеграции.

    Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

    2. Закономерность иерархии управления.

    Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

    3. Закономерности необходимой централизации.

    Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

    4. Закономерность человеческого фактора управления.

    Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

    5. Закономерность реализации управленческих решений.

    Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

    6. Закономерность управляемости организации.

    Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.


    7.Закономерность ресурсообеспечения управления.

    Если объем деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

    8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления.

    Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

    9. Закономерность информационного обеспечения управления.

    Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

    Таким образом, мы рассмотрели основные закономерности управления. Взаимодействие закономерностей управления отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

    Появление кибернетики - науки об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах , - позволило собрать и обобщить огромное количество фактов, которые показали, что процесс управления во всех организованных системах сходен. Различие в управлении объектами касаются критериев цели, задач и содержания управления. Однако структура и построение процессов управления в организованных системах любых рангов имеют черты глубокого сходства, общности. Это обстоятельство объясняется тем, что процесс управления всегда представляет собой информационный процесс.

    Кибернетика изучает процессы получения и передачи, накопления и преобразования, переработки и использования информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Установление связи между управлением и информационными процессами - важнейшее достижение кибернетики. Оно позволяет понять технологию процесса управления и, главное, подвергнуть его изучению количественными методами. Отличительная черта кибернетического подхода к познанию и совершенствованию процессов управления - использование их аналогов в живой и неживой природе и моделирование.

    Основная задача кибернетики - достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений. Таким образом, кибернетическим называется такое управление, которое:

    · рассматривает организацию как некоторую большую систему, каждый элемент которой берется не только сам по себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит;

    · обеспечивает оптимальное решение многовариантных динамических задач организации;

    · использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п.);

    · широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

    Благодаря такой трактовке кибернетика находит практическое применение в самых различных областях деятельности человека, в том числе и в экономической. Ее приложение к экономике получило наименование экономической кибернетики, которая рассматривается как "использование научных подходов, основного комплекса понятий и научных инструментов кибернетики для исследования экономических явлений и решения практических экономических задач.

    Управление не просто сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели, - это научное управление, осуществляемое на основе познания и использования объективных законов и закономерностей.

    В управлении категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.



    Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности. [Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и т.д.]

    В процессе управления учитываются так же законы психологии, социологии и др. наук. Кроме того, каждая отрасль общественного производства имеет свои закономерности, отражающие особенности техники и технологии, специфику труда и т.д. [Например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности.] Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным.

    Помимо общих законов и закономерностей, присущих социально-экономической системе, управление подчиняется также своим специфическим законам и закономерностям, наиболее общими из них являются следующие:

    1. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство системы управления устанавливается не автоматически. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, т.к. его нарушение снижает эффективность организации.

    2. Пропорциональность субъекта и объекта управления . Эта закономерность получила наименование закона необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом для обеспечения эффективности управления степень разнообразия субъекта (управляющей системы) должна быть не меньше степени разнообразия объекта (управляемой системы). Эта закономерность находит свое проявление через количественные и качественные связи между управляющей и управляемой подсистемами. Это означает, что увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере и уровню производства. Кроме того, в последние годы происходят качественные изменения: новая оргтехника существенно изменила качество управленческого труда. Автоматизация производства, компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает работников, занятых в сфере управления. В результате происходит перераспределение трудовых ресурсов между управлением и производством.

    3. Сочетание централизации и децентрализации управления . При централизованном управлении каждое из звеньев управления подчинено центральным органам управления и обязано согласовывать с ним все свои решения. Однако полная централизация управления в социально-экономической системе принципиально невозможна. Подразделения предприятия различаются условиями работы, решаемыми задачами, интересами. Учесть при управлении специфику работы всех производственных коллективов можно лишь предоставив им право самостоятельно решать те или иные проблемы, т.е. путем децентрализованного управления. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.

    4. Функциональная специализация управления . Суть этой закономерности состоит в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников, поэтому возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий между отдельными руководителями и коллективами. Применительно к управленческой деятельнос­ти эта закономерность управления проявляется в специализации на высших уровнях системы отдельных подразделений и сотрудников на выполнении разнообразных функций и подфункций: информаци­онного обеспечения, подбора и подготовки кадров, аналитической ра­боты, планирования, контроля и т.п.

    5. Дифференциация неотделимаот интеграции – объединения разрозненных, специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

    6. Демократизация управления – участие в управлении трудовых коллективов. Управление будет эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

    7. Управление временем. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятий. Запаздывание с принятием управленческих решений приводит к ухудшению показателей эффективности всей системы.

    8. Управлению присуща и такая закономерность, как цикличность его процесса, единство в нем познавательно-программирующей и организационно-регулирующей деятельности. Работа любого руководи­теля всегда состоит из ряда постоянно повторяющихся операций по подготовке управленческих решений и организации их исполнения. Данные операции обязательно взаимосвязаны с информацион­ными процессами. Это также одна из закономерностей управления. Управление и информация неразделимы. Информация, циркулирую­щая по каналам прямой (от субъекта к объекту) и обратной (от объек­та к субъекту) связи, служит основой для подготовки и реализации уп­равленческих решений. Преобладающее значение здесь имеют обратные связи, отражающие реакцию объекта управления на воздей­ствия его субъекта. Учет руководителями закономерности особенно важен для обоснования принимае­мых решений, оценки их действенности, исключения дублирования и противоречий в отдаваемых распоряжениях, своевременного установ­ления и устранения причин неисполнительности подчиненных.

    Как и экономические законы, закономерности управления объективны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

    Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

    Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

    Любая деятельность имеет свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, к примеру, Анри Файоля, сформулированным в начале 20 века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. Вот, к примеру, принцип компетентности, который говорит о том, что руководитель должен хорошо знать объект управления.

    Принцип стимулирования свидетельствует о том, что руководство не может не поощрять работу людей, если не хочет рискнуть остаться вовсе без кадров. Эффективная система стимулирования труда может стать залогом лидерства любой компании.

    Принцип иерархичности свидетельствует о неравном характере людских взаимоотношений как внутри организации, так и в обществе вообще, поскольку происхождение термина "иерархия" (священная власть, лат.) свидетельствует о религиозном генезисе структуризации социальных систем.

    Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.

    Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках "пережевать" будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность. Таким образом "человек управляющий" принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации. Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.

    Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п. Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Например:

    Принципы хозяйственного расчета;

    Принципы формирования потоков информации;

    Принципы организации заработной платы;

    Принципы создания производственных бригад

    Принципы добровольности, оперативности и т.д.;

    Принципы формирования управленческих штатов и др.

    Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального»управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. В Японии - это это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки.

    Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.

    Закон – необходимое, закономерное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе.
    Три группы законов:
    1. Всеобщие – универсальные – диалектики.
    2. Общие для больших групп явлений.
    3. Частные – специфические.
    Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Их нельзя запретить, изменить или уничтожить.
    Закономерности управления следует воспринимать как частные законы общества. На сегодняшний день они мало исследованы. В управленческой литературе 70-80-х годов о них даны только начальные понятия. В современной управленческой литературе они почти не упоминаются, хотя приводится множество принципов управления, которые вытекают из закономерностей управления.
    Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств :
    - выявление конкретной общественной потребности,
    - исследование потребности на устойчивость или повторяемость,
    - исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления,
    - выявление устойчивой связи между явлениями.
    Закономерности управления:
    1. Единства производственных сил и производственных отношений – действует в рамках одной экономической формации.
    2. Расширенного товарного воспроизводства – распространяется на несколько общественно экономических формаций и предполагает динамичную последовательность изменений форм товара с приращением стоимости после каждого периода.
    3. Планомерного и пропорционального развития народного хозяйства – действует в обществе с государственно регулируемой экономикой, построенной на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики.
    4. Распределения общественного продукта по труду – в соответствие с теорией стоимости распределение общественного продукта пропорционально количеству и качеству затраченного труда работника.
    5. Возрастания издержек – с ростом производства одного продукта за счет снижения производства другого издержки на производство единицы продукта увеличиваются.
    6. Предельной полезности – выражается в том, что по мере роста потребительских благ их предельная полезность падает.
    7. Тенденции падения нормы прибыли (отношение прибыли к стоимости авансированного капитала) – с ростом производительной силы труда и с изменением строения капитала происходит снижение нормы прибыли.
    8. Падающей производительности труда и капитала – говорит о снижении эффективности последующих затрат труда и капитала на производство однотипного продукта.
    9. Синергии (роста или падения потенциала организации) – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет всегда больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов.
    10. Самосохранения – каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого все свои ресурсы (производственные, финансовые, кадровые, технические, материальные, научные, информационные и интеллектуальные).
    11. Развития – каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
    12. Информированности-упорядоченности – чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую вероятность она имеет для устойчивого функционирования.
    13. Эмерджентности (единства анализа и синтеза) – каждая социальная организация стремится настроиться на более экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своих функций и структуры по одной из выбранных моделей развития:
    a. Анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ.
    b. Создание – реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание.
    14. Композиции и пропорциональности (гармонии) – каждая система стремится сохранить в своей системе все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности и пропорции.
    15. Рационализации диапазона управления – число прямых единичных, прямых групповых и переменных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены нормы управления: высшее руководство – 4-8 человек; средний уровень – 8-20 человек; низший уровень – 20-40 человек.
    16. «Растущая пирамида» Пакерсона – утверждает, что существуют и осуществляются внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией (рост числа сотрудников происходит в среднем за год на 5,7% независимо от роста объема работы).



    Похожие публикации

    Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
    Главный инженер: обязанности
    Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
    Снегурочка (русская народная сказка)
    Анализ существующей системы управления материальными потоками
    Образец резюме ветеринара
    Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
    В каких случаях нельзя уволить сотрудника
    Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
    Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях