Роль анимационного обслуживания в музеях. Позиционирование музейных учреждений. Анимация в туризме. Виды, роль, развитие анимации в туризме

Введение.
С каждым годом музейная анимация приобретает все большую популярность. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла иразвивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры.
В настоящее время активизируется образовательная составляющая в деятельности музеев в работе с различными категориями детей и подростков. В статье характеризуются образовательные аспекты музейной деятельности, рассматриваются основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев, ее содержание иформы. Макеева И.А выделила основные этапы периодизации культурно-образовательной деятельности отечественных музеев, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея.
Существует ряд форм анимационных программ для проведения мероприятий в музеях. Анимация - сравнительно новое направление туристской деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых итеатрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление - порождение конкуренции между туристскими организациями, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.
Анимационные программы, которые разрабатываются в контексте определенных видов отдыха, имеют свои особенности. Они направлены на релаксацию и активизацию туристов.
Об анимации в музеях существуюттруды Калугиной Т.П. Художественный музей как феномен культуры рассматривала Т. В. Галкина
О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности писали Ванслова Е.Г. «Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации», Именнова Л.С. «Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика». Коссова И.М. «Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденциии перспективы». О культурно-образовательной деятельности музеев писал Нагорский Н.В. в статье «Музей как институт социально-культурной деятельности». Шляхтина Л.М. исследовала теорию музейного дела в статье «Основы музейного дела теория и практика».
Следует подчеркнуть важность для исследовательской работы статьи Макеевой И.А,которая характеризует основные этапыпериодизациикультурно-образовательной деятельности отечественных музеев, можно выделить ряд моделей музея, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея. Первая модель (вт. пол.XVIII в.) – образовательная, связана с появлением первых музеев учебных заведений («Музеум» Горного института Санкт-Петербурга, Минералогический, Зоологический и др. музеи Московского университета), создание и деятельность которых была обусловленазадачами учебного заведения, структурными подразделениями которого они являлись.
Вторая модель (конец XIX – начало ХХ вв.) – просветительная модель, в рамках которой про- исходит осмысление назначения музея и разграничение функций учебных заведений и музея основнымна значением которого является научно-просветительская миссия.
Третья модель (20–50-е гг. ХХ в.) – политизированная модель, определяющая рольмузея как общественного института, осуществляющего посредством своей деятельности коммунистическое воспитание граждан, создание культурно-идеологической среды и в целом иллюстрирующего торжество марксистко-ленинской идеологии и советского строя.
Четвертая модель (60 – сер. 80-х гг.) – информативная, характеризовавшаяся отношением к музею как средству распространения знаний, имеющих научныйхарактер; работа с посетителями носит идейно-воспитательный характер и осуществляется под непосредственным руководством партии, при этом посетитель рассматривается как некий пассивный объект, воспринимающий предлагаемую ему информацию.
Пятая модель (конец 80-х – 2000 гг.) – коммуникативная, которая в отличие от информативной модели, рассматривает...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Имидж: понятия и его основные составляющие. Теоретические аспекты музейного маркетинга и методы формирования имиджа музея. Сегментирование и изучение аудитории. Сегментирование музейного рынка на примере Этнографического музея народов Забайкалья.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2011

    Понятие маркетинга, его задачи и принципы. Функциональный инструментарий маркетинга. Комплекс маркетинга и его окружающая среда. Сегментирование и выбор целевых рынков. Дифференцирование и позиционирование продуктов. Информационное обеспечение маркетинга.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Понятие, задачи, сущность и специфические особенности позиционирования товара на рынке. Разработка рекламной стратегии. Сегментирование рынка продовольственных товаров. Стратегия позиционирования магазина, разработка каналов рекламных коммуникаций.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Социально-экономические основы маркетинга, задачи и возможности. Виды маркетинга. Комплекс маркетинга и его окружающая среда. Сегментирование и выбор целевых рынков. Дифференцирование и позиционирование продуктов. Информационное обеспечение маркетинга.

    курс лекций , добавлен 14.03.2009

    Сущность и основные принципы маркетинговой деятельности, ее нормативное регулирование в России. Краткая характеристика предприятия ООО БМТ "Спутник", сегментирование потребителя и позиционирование услуг, SWOT-анализ. Разработка уникального продукта.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Планирование и реализация маркетинговой деятельности туристического предприятия. Сегментирование и позиционирование. Продукт турфирмы "Пятая категория" и его ценообразование. Внутренняя деятельность туристского предприятия с реалиями внешней среды.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Критерии оценки привлекательности сегмента рынка для фирмы. Две альтернативы стратегии позиционирования. Маркетинговая концепция управления, стратегия и экономичность недифференцированного маркетинга. Дифференциация стратегии распределения товара.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

Интерактивные и анимационные программы в музеях .

Анимация в музее – это одна из возможностей преодоления традиционной отчужденности посетителя от музея . Анимационная деятельность воспринимается в музеях очень по-разному – от оптимизма до полного неприятия.

Megaobuchalka.ru > Интерактивные и

Музейная анимация - Позиционирование музейных учреждений

По утверждению Гаранина, анимация в музее - это деятельность по разработке иК примеру, если составлять анимационную программу, она должна включать в себя такие мероприятия какИменно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в...

Vuzlit.ru > Музейная анимация -

Анимация в музеях - Скачать Реферат - Реферат - 210619899

Анимация - сравнительно новое направление туристской деятельности , предполагающее личное участие туристов в игровых итеатрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях.

Skachatreferat.ru > Анимация в музеях - Скачать

Zachetik.ru > Роль анимационного

Задачи маркетинга в музее . Анимационное обслуживание ...

Otherreferats.allbest.ru > Задачи маркетинга в музее.

Реализация анимационных программ для детей 7-10 лет в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка»Туристские предприятия заинтересованы вкладывать материальные средства в развитие сферы анимационных услуг , т.к. зрелищные анимационные программы...

Vkr.pspu.ru > Оглавление

Создание и оборудование интерактивных-мультимедийных музеев ...

Интерактив и мультимедиа для музеев Мультимедийный музей , созданный с помощью современных интерактивных технологий, в 21 векеРазработка и внедрение интерактивных и мультимедийных технологий в музее является одним из важнейших направлений...

Symmetry-museum.ru > Создание и оборудование

Московский - Музей Анимации

Animamuseum.ru > Московский - Музей

«Студия музейной анимации » - МИР МЫНИКУ - WORLD MYNIKU

«Студия музейной анимации музей

Miniku.livejournal.com > «Студия музейной

Интерактивные и мультимедийные технологии в музее | Музейное...

В музеях с богатой, исторически ценной экспонатурой (в особенности это касается художественных музеев ) внимание посетителя полностьюИндивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее .

Ascreen.ru > Интерактивные и

Московский - Музей Анимации

Animamuseum.ru > Московский - Музей

«Студия музейной анимации » - МИР МЫНИКУ - WORLD MYNIKU

«Студия музейной анимации » – творческая лаборатория, открытая на базе информационно-образовательного центра «Русский музей : виртуальный филиал» и семейного клуба-студии «Со-Творение» Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского.

Miniku.livejournal.com > «Студия музейной

Анимационные в музее »

Самых маленьких любителей музея и их родителей приглашаем в развлекательно-познавательное приключение с Королем иТоржественная регистрация брака в Новом замке. Фото-видеосъемка. Анимационные программы для детей «День рождения в музее ».

Museum-grodno.by > Анимационные программы

Анимация

Анимация в социально-культурномсервисе и туризме. Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «ИркутскийРассматриваются формы, методы и содержание анимационных мероприятий, применяемых в социально-культурномсервисе и туризме.

StudFiles.net > Анимация

Летние программы в музеях | Контент-платформа Pandia.ru

Музеи Музеи (общая) Программы Программы и мероприятия (общая рубрика). Лето 2011г. Летние программы в музеях .Игровая анимационная познавательно-развлекательная программа «На резном крыльце сидела Фея Дела...»

Pandia.ru > Летние программы в музеях |

Калейдоскоп анимационных музеев : ru_animalife

Калейдоскоп анимационных музеев . 15 сентября начинает свою работу место под названием «Музей анимационного кино». Хороший повод поговорить про все столичные музеи анимации и расставить точки на i.

Ru-animalife.livejournal.com > Калейдоскоп анимационных

Программа дисциплины

Kpfu.ru > Программа дисциплины

Музейная анимация привлекла молодежь | Проект «ReАнимация.»

Музейная анимация привлекла молодежь. В музее -заповеднике «Кижи» завершилась работа по гранту «Северстали».Номинация «Анимационные ролики»: I место: «Волшебный фотоаппарат», г. Петрозаводск; II место: «История Александровского завода», г. Петрозаводск.

Kizhi.karelia.ru > Музейная анимация

Интерактивные программы в музеях Москвы от турагентства Взгляд

Полный список Музеев Москвы. Интерактивные программы в музеях Москвы.В залах Исторического музея вам предоставляется уникальная возможность не только встретиться с молодым царем Петром 1 и его сподвижниками, познакомиться с редкими памятниками...

Vzglyad-penza.ru > Интерактивные программы в

Edut-deti.ru > Московский музей Анимации

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея , когда внимание не акцентируется на предметных экспозицияхИнтерес к посетителю как главной фигуре музейной коммуникации ускоряет процесс пересмотра общей концепции музея как социального института.

Moluch.ru > Интерактивные формы

Интерактивность современных музеев

Интерактивность современных музеев . Интерактивный музей подразумевает участиеИнтерактивным может быть как новый, так и старый музей – обратившись к услугам Мультимедия может совмещать в себе графическую, текстовую и анимационную информацию.

Bcoreanda.com > Интерактивность

В последнее время все больше музейные учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.

Экскурсия с анимацией - экскурсия, которая сопровождается театрализованными представлениями, а экскурсанты становятся участниками происходящих событий. Такая экскурсия помимо осмотра достопримечательностей и посещения знаковых мест, включает в себя костюмированную шоу-программу, тематически увязанную с основной линией экскурсии. Одной из главных особенностей такой экскурсии является динамичность, в этом отношении экскурсия может быть отнесена в немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Музейная экскурсия как форма музейной деятельности может рассматриваться не только как учебный, общеобразовательный или информационный монолог, но и как специфический вид коммуникации. По утверждению Гаранина, анимация в музее - это деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби и т.п.

Анимационное обслуживание в туристической деятельности определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов

Вместо понятия "анимационная программа" не редко используется понятие "анимационное мероприятие" которое является составной частью анимационной программы. К примеру, если составлять анимационную программу, она должна включать в себя такие мероприятия как: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Но для составления анимационной программы следует учитывать такие факторы как:

  • - возраста участников или зрителей;
  • - уровня образованности;
  • - пола;
  • - этнической принадлежности;
  • - настроения на момент реализации данной программы и т.д.

Если не учитывать эти факторы мероприятие может вызвать у людей негативные эмоции. Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы.

Для успешного проведения анимационных мероприятий Третьякова выделила следующие формы анимационных программ: Спортивные анимационные программы строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные и веселые конкурсы, состязания, спортивные праздники, спартакиады, подвижные игры, походы, пешеходные экскурсии, турслеты;

спортивно - оздоровительные отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей активного отдыха, для которых туркомплекс - это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физические нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха;

спортивно - развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания;

спортивно-познавательные программы строятся на приобщении к духовно-нравственным ценностям через походы пешеходные экскурсии. Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел);

творческо-трудовые программы (любительские) помогают приобрести различные умения и навыки в различных видах занятий, ремесел через аукционы поделок из природных материалов, конкурсы любительской фотографии, выставки песочной и ледяной скульптуры, фестивали авторских стихов и песен, знакомство с национальной кухней. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, познакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т. д.;

культурно-познавательные и экскурсионные анимационные программы строятся на приобщении к культурно-историческим и духовным ценностям через посещение музеев, театров, художественных галерей, парков, выставок, концертов и различных видов экскурсий; Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития. В то же время уроки национального языка, викторины, вечера национальных обычаев и т.д. являются доступными для всех.

Экскурсия с анимацией - экскурсия, которая сопровождается театрализованными представлениями, а экскурсанты становятся участниками происходящих событий. Такая экскурсия помимо осмотра достопримечательностей и посещения знаковых мест, включает в себя костюмированную шоу-программу, тематически увязанную с основной линией экскурсии. Вы сможете увидеть настоящий рыцарский турнир, или королевский пир, выпить чарку самогона у костра с партизанами или шампанского с солдатами армии Наполеона. Сможете помочь осуществить побег князя из подземелий замка или попробуете себя в роли подмастерья кузнеца. Помимо зрелищного шоу и увлекательной экскурсии у Вас будет возможность потренироваться в стрельбе из лука или арбалета (мушкета, пушки), метании копий. Вас ждут средневековые игры, выступления музыкантов и танцоров, примерка рыцарских доспехов для фотосесcии.

Конкурсно-игровые и приключенческие программы состоят из разнообразных игр и конкурсов. Объединенных общей темой и прикосновением их участников с волнующим, необычным, через участие в ролевых играх и конкурсах, пиратских вылазках, ночных походах, тематических пикниках и т.д. Программы имеют спрос вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования.

Зрелищно-развлекательные, танцевально-развлекательные и фольклорные анимационные программы включают праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, шоу - программы, концерты, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т.д.

Анимационные программы типа "общение по интересам" являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т.д. Во многих случаях необходим хороший аниматор - "затравщик", катализатор такого общения.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер. Как правило, анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают в себя разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает анимационные программы более насыщенными, интересными и полезными для здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

В своей работе "О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности в современных Российских музеях" В. Галкин говорит о том, что наряду с увеличением досуговых форм работы с аудиторией российские музеи прикладывают значительные усилия по созданию новых праздничных выставок. музей позиционирование имидж анимационное

Новогодние и рождественские выставки приготовили для посетителей многие музеи страны: Государственный исторический музей, Государственный Дарвиновский музей в Москве ("Рождественские истории", "На крыльях дракона"), Музей современной истории Москвы (выставка новогодних открыток и плакатов "Мы желаем счастья Вам!"), Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева ("Сказочный терем сибирского Деда Мороза"), Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ("Русская зима из Русского музея"). А также Национальный музей Республики Татарстан ("Зимняя сказка"), Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина ("Рождественские встречи выпускников"), Музей истории Екатеринбурга ("Праздник hand-made. 100 идей для маскарадных ретро-костюмов"), Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле ("Я Ангелу святому тихо внемлю"). И, конечно, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева совместно с Музеем елочной игрушки "Клинское подворье" ("В лесу родилась елочка… Новый год в игрушках и открытках") и другие. Увеличение количества праздничных выставок (как и привлечение музейных экспонатов для интерактивных праздничных программ) носит принципиальный характер и свидетельствует о стремлении к обязательному сохранению в досуговых мероприятиях музейной специфики - музейного предмета в разных ипостасях.

Таким образом, завершая анализ применяемых в настоящее время форм досуговой деятельности, посвященных рождественским и новогодним праздникам в российских музеях, можно сделать следующие выводы:

  • 1) налицо явное увеличение досуговых форм в современной музейной практике (праздник, колядки, представление, утренник, бал, маскарад, гуляние, вечер, фестиваль, выставка-ярмарка, концерт, мастер-класс, акция, гадание, зимние каникулы, военно-историческая игра и др.);
  • 2) досуговые формы музейно-педагогической деятельности охватывают широкий спектр посетительской аудитории (от дошкольников до пенсионеров, а также детей с ограниченными физическими возможностями); 3) фиксируется расширение географии применения досуговых форм в музеях разного профиля и статуса;
  • 4) досуговые формы показывают свою эффективность при использовании их в долговременных программах;
  • 5) внедрению досуговых форм способствуют льготные формы оплаты;
  • 6) досуговые формы позволяют расширить пространство действа (музейное и внемузейное - улицы, площади, скверы).

Приведенные материалы позволяют выявить определяющие признаки досуговой формы музейно-педагогической деятельности:

  • 1) комплексность, т.е. применение в досуговом мероприятии различных музейных форм (экскурсия, беседа, мастер-класс, конкурс, игра и др.), научных форм (конференция, дискуссионная площадка, круглый стол, семинар); музыкальных форм (вечер, фестиваль, концерт) и др.;
  • 2) интерактивность;
  • 3) доступность для всех категорий посетителей;
  • 4) театрализация;
  • 5) развлекательность;
  • 6) рекреация;
  • 7) поощрение (подарки).

Функции музейной анимации. В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ модно выделить следующие функции музейной анимации:

  • * адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
  • * компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
  • * стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;
  • * информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;
  • * образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
  • * совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;
  • * рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать гостя носителем рекламы о музее.

В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефицит, и здесь несомненна роль музеев. Одним из путей духовного развития общества является культурный туризм.

Культурный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями. Термин «культурный туризм» появился относительно недавно – в 80-е годы XX века, и берет свое начало от так называемого «туризма наследия», явления, которое в силу многих причин стало очень популярным во всем мире с 70-х годов XX века. С тех пор культурное наследие интерпретируется как историческое, военное, литературное, художественное и хотя термин «культурный туризм» включает в себя знакомство со всеми достопримечательностями, но в большей степени связан с художественным наследием, таким как:искусство и архитектура . В рамках культурного туризма совсем недавно появилось сначала ответвление, а сегодня уже самостоятельное направление – это музейный туризм.

Музейный туризм есть специфическая деятельность музеев в сфере культурного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера: создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, наличие музейных магазинов. Это направление в туризме возникло сравнительно недавно - в 1970-е годы на западе и в середине 1990-х годов в России, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности . Актуальность возрождения интереса к посещению музеев у туристов заключается в изменении их внешнего облика и внутреннего пространства, который притягивает к себе посетителя.

Чем же сегодня музей привлекает туристов?

Сегодня музей находится в условиях рыночной конкуренции, а музейный продукт в сфере экономики услуг. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек . Примером такого музея является построенный по проекту Ренцо Пьяно крупнейший музей Нидерландов - НЕМО . Этот музей рассказывает посетителям, как устроен и функционирует окружающий мир. В музее много экспонатов, сделанных из подручных материалов. С их помощью остроумно и иронично объясняется, как в этом мире все устроено и почему «оно» работает. Экспонаты оживают, только когда их трогают, крутят, вертят, то есть, когда с ними играют. Здесь действует строгое правило, записанное во все программные документы музея: «Трогать руками обязательно!» Это не совсем музей. Это познавательный центр, где дети могут сами ставить эксперименты и увидеть не только результат, но и сам процесс. Посетитель становится участником или руководителем процесса. Он не любуется каким-то готовым и совершенным во всех отношениях продуктом цивилизации, как во многих других музеях, а моделирует природные явления и технологические процессы. Взрослые: родители, дедушки-бабушки, учителя играют в простые игры, предлагаемые музеем, с таким же азартом и увлечением, как и дети .

Создание интерактивных экспозиций способствует преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации и появлению такого направления как детский музей, где дети через общение со сказочными персонажами с помощью игровых форм познают окружающий мир . Примером музея такого типа являются: Музей Муми – Троллей в Тампере , Музей игрушек в Праге, Юнибакен - детский музей в Швеции. Такая разновидность музеев вызывает огромный интерес у родителей и детей, привлекает туристов из разных стран.

Последние 10-15 лет во всем мире наблюдается истинный «бум» в области музейного строительства. Именно сегодня во множестве городов рассматриваются проекты радикального расширения и перестройки существующих музеев, создаются новые музеи, хранящие и репрезентирующие искусство - от древнего до ультрасовременного, с целью привлечения туристов. В развитие музеев, в том числе в музейное строительство, вкладываются огромные деньги. Это, казалось бы, консервативное и спокойное учреждение с ошеломляющей скоростью, подобно крупной современной корпорации, встраивается в современные глобализационные процессы, принимает немыслимое прежде число посетителей . Среди множества возведенных в последние годы художественных музеев в первую очередь обращают внимания на себя здания, претендующие на роль духовного центра в культурном пространстве. Как правило, эти хранящие художественные ценности сооружения являются броскими, подчас агрессивными по своему характеру, блистающими исключительной смелостью и оригинальностью. Они претендуют как на статус градостроительной доминанты, так и на символическую маркировку территории, являющуюся центром современной культуры, местом, где рождается новое искусство. Таким, к примеру, является Музей искусств Милуоки, построенный по проекту Сантьяго Калатравы в 2001 году . Главной изюминкой белоснежного здания является «Солнечный бриз» - своеобразные «крылья», которые раскрываются в солнечную погоду и складываются в пасмурную, или просто ночью .

Сегодня масштабные арт-проекты способны возрождать утраченный интерес к тем дестинациям, которые находятся на стадии упадка или же они могут быть тем инструментом, который может помочь вывести экономику на новый уровень, в тех городах, где наблюдается экономический кризис. Примером может послужить филиал центра Помпиду в Меце, открытый в 2010 году. Здание нового центра спроектировано японским архитектором Сигэру Бан и французским архитектором Жаном де Гастином . Внешний облик музея сравнивают с гигантским грибом, цирком-шапито или волшебным фонарем, освещающим город ночью . Такой необычный облик музея вызвал истинный восторг у жителей города и привлек огромное внимание у туристов. Воплощение этого арт-проета стало новым этапом в развитии города. Таким образом, можно сделать вывод, что современные архитектурные решения в музейном строительстве, привлекают туристов из разных уголков планеты, необычность архитектурных форм вызывает интерес у потребителя и мотивирует увидеть и посетить музей в реальности.

Сегодня посетить музей туристов мотивирует еще одно новаторское изобретении - это использование концепции Воображаемого музея. Воображаемый музей делает проницаемыми прежние границы, определявшие бытование искусства в культурном пространстве, коренным образом преображая роль и значение визуального фактора в культуре. Концептуальная идея здесь связана с тем, что современный музей представляет собой открытое для всех учреждение, отказывающееся от прежней элитарности. Ультрасовременные технологические возможности, позволяющие создавать огромные плоскости остекления, служат декларацией идеи демократичности музея, создают иллюзию связи мира искусства и повседневности. Здания, стены которых как бы растворяются, перестают служить границей пространств, строятся для музеев, репрезентирующих как классическое искусство, так и современное . Самым ярким примером такого музея является, открытый в 1997 году филиал музея Гуггенхайма в Бильбао архитектора Френка Гери. Строительство этого здания стало настоящим техногенным прорывом и продемонстрировало миру потенциал компьютерного проектирования. С помощью компьютерной программы Гери создал трехмерную модель будущего музея, и с помощью этой же программы продолжил создание здания. Производственные чертежи создавались программой автоматически на основе макета. Эту удивительную программу даже использовали в станках, которые изготавливали отдельные элементы здания. Точность выполнения каркаса была настолько высокой, что привычная подгонка элементов при сборке даже не потребовалась! Ни одна стальная деталь конструкция музея Гуггенхайма не повторяется, каждая – уникальна. На каждый элемент конструкции при изготовлении на заводе был прикреплен штрих-код, который впоследствии считывался на стройке. В результате элемент крепился точно на то место, которое ему предназначалось и было просчитано еще в трехмерной модели. Всемирная известность пришла к музею практически сразу после открытия, кроме того он сразу же стал приносить владельцам неплохие доходы от огромного числа посетителей, стремящихся в музей, как в городской аттракцион. Основная заслуга такой популярности, несомненно, принадлежит оригинальной архитектуре здания: ни одно помещение в музее не повторяется, а интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое словно соткано из белых плоскостей стен. Хромированные детали и витражные окна добавляют к общей картине дополнительные впечатления. Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Это здание, облицованное тонкими листами титана, издали можно принять за гигантский волшебный цветок, чьи изгибы повторяют изгибы холмов и сливаются с изгибами реки .

История возникновения музея современного искусства Гуггенхайма начинается в Нью-Йорке в 1937 году, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства. Гуггенхайм специалистом в вопросах живописи и скульптуры отнюдь не был, поэтому и обратился за помощью к Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной немецкой баронессе, художнице и искусствоведу. Союз денег и любви к искусству принес потрясающие плоды: к 1937 году возникла потребность в организации целого музея, способного вместить коллекцию Гуггенхайма. В 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма, и художественное собрание разместилось в доме на 54-й улице на Манхэттене. Однако коллекция разрасталась и в июне 1943 года Фонд Гуггенхайма поручил строительство нового музейного здания именитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Сам Райт был вовсе не в восторге от заказа, так как не считал плотно застроенный Нью-Йорк подходящим местом для своего нового удивительного творения. Здание получилось дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы. Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия. Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых. Создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем. В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов. Сегодня создана сеть музеев Гуггенхайма, в которую входят: «Музей СоХо» в Нью-Йорке (1992 год), Музей «Дойче Гуггенхайм» - в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также два новых музея в Лас-Вегасе: «Гуггенхайм Лас-Вегас» и «Гуггенхайм - Эрмитаж» .

Сегодня сеть музеев Гуггенхайма активно развивается. В Абу-Даби появится музей этой сети, спроектированный Фрэнком Гери. Здание займёт участок на северо-восточном мысе острова «Саадийя». Музей задуман в виде конгломерата выставочных галерей, свободно сгруппированных вокруг внутренних двориков и образующих пространства, напоминающие уличную ткань арабских городов. Одним из формальных мотивов проекта стали усечённые конусы, воспроизводящие формы традиционных для арабской архитектуры ветряных башен, которые создают мощную тягу и выводят тёплый воздух наружу, обеспечивая естественную вентиляцию помещений .