Самые первые цифровые фотоаппараты в мире. Цифровой зеркальный фотоаппарат. Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

Самые первые цифровые фотоаппараты в мире. Цифровой зеркальный фотоаппарат. Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

И компактных компьютеров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ✅Как сделать ЭЛЕКТРОШОКЕР из ФОТОАППАРАТА, быстро, просто и эффективно!

    ✪ ✅Как зарядить телефон под высоковольтной ЛЭП наведёнными токами

    ✪ Зарядка аккумулятора фотоаппарата Canon. Своими руками.

    ✪ CANON. Замените батарейки! Решение проблемы.

    ✪ Как зарядить аккумулятор без родного зарядного устройства

    Субтитры

История

Первый экспериментальный бесплёночный фотоаппарат, основанный на фотоэлектрическом преобразовании, создал в 1975 году инженер компании Eastman Kodak Стивен Сассун (англ. Steven Sasson ). Применявшаяся в нём ПЗС-матрица имела разрешение 0,01 мегапикселя , а запись данных происходила на компакт-кассету . Появлению цифровых фотоаппаратов предшествовали видеофотоаппараты , представлявшие собой видеокамеру , приспособленную для аналоговой записи неподвижных изображений на видеокассету или видеодискету. Прототип первого видеофотоаппарата Sony Mavica был представлен в 1981 году. Первым цифровым фотоаппаратом потребительского уровня в 1988 году стал «Fuji DS-1P», использующий для записи съёмную карту SRAM . В том же году Kodak создал первый цифровой зеркальный фотоаппарат «Electro-Optic Camera» на основе малоформатного фотоаппарата Canon New F-1 .

Дальнейшее совершенствование технических характеристик и разрешающей способности цифровых фотоаппаратов, тем не менее, не привело к вытеснению аналоговой химической фотографии. Немногочисленные модели цифровой аппаратуры очень высокой стоимости (до 40 тысяч долларов) ограниченно использовались в прикладных сферах и фотожурналистике . Смена тенденции произошла с распространением персональных компьютеров и технологии цифровой фотопечати , позволяющей получать высококачественные цветные отпечатки с файлов. Совершенствование технологии производства фотоматриц также привело к снижению цен на камеры. После этого цифровые фотоаппараты очень быстро вытеснили с рынка плёночную фототехнику, поскольку делали доступным получение удовлетворительных снимков даже без каких-либо специфических навыков. Кроме того, файлы могут быть мгновенно переданы по сети интернет и опубликованы в социальных сетях , не требуя лабораторной обработки и сканирования.

Качество изображения

Резкость изображения, даваемого цифровым фотоаппаратом, зависит от размеров и количества элементарных фотодиодов , содержащихся на поверхности фотоматрицы, и разбивающих непрерывное изображение на дискретные пиксели . Общее количество пикселей, участвующих в регистрации изображения, считается важнейшей характеристикой цифровых фотоаппаратов, и чаще всего округляется до миллионов, называемых «мегапикселями ». Первые цифровые фотоаппараты значительно уступали аналоговым с точки зрения качества, поскольку технологии тех лет не позволяли создавать матрицы с большим количеством мелких элементов. В 1995 году разрешение в 6 мегапикселей, даваемое цифровым гибридом Canon EOS DCS 1 , считалось рекордным. Информационная ёмкость фотоматериалов была недостижима для первых фотоматриц. Даже фотоаппараты миниатюрного формата превосходили цифровые по разрешающей способности и фотографической широте . Однако, уже с середины 2000-х годов наиболее продвинутые профессиональные цифровые фотоаппараты достигли уровня разрешения 15-20 мегапикселей, позволяя получать изображение сопоставимое по качеству с малоформатным негативом, сосканированным хорошим фильм-сканером . Современная аппаратура, перешагнувшая рубеж в 30 мегапикселей, в некоторых случаях обеспечивает результат, превосходящий традиционные фотоматериалы.

Это объясняется многими факторами, в числе которых практическое отсутствие светорассеяния, неизбежного даже в самых тонких фотоэмульсиях , и снижающего резкость. Кроме того, цветоделение в цифровой фотографии происходит только один раз в момент съёмки, и поэтому цифровой снимок по качеству цветопередачи сопоставим со слайдом , превосходя негативно-позитивный процесс с двухкратным цветоделением при съёмке и фотопечати. Единственным параметром, недостижимым пока для цифровых фотоаппаратов на уровне фотоплёнки, является фотографическая широта. Если негативные фотоплёнки обеспечивают диапазон в 14-15 экспозиционных ступеней , то цифровая аппаратура редко преодолевает планку в 7 ступеней . По данным журнала «Digital Photography Review», матрица профессиональной камеры Nikon D3 обладает широтой в 8,6 ступеней при съёмке в стандарте JPEG и не более 12 в формате RAW . Недостаток преодолим с помощью технологии HDRi , которая пригодна только для съёмки неподвижных объектов, требуя как минимум двух экспозиций .

Устройство

Главный принцип действия цифровых фотоаппаратов практически не отличается от классических аналоговых. Основой также является светонепроницаемая камера, с одной стороны которой установлен объектив , строящий действительное изображение объектов съёмки в фокальной плоскости . Экспозиция регулируется диафрагмой объектива и фотозатвором , и измеряется теми же способами, что в аналоговой фотографии . Для кадрирования и фокусировки используется видоискатель . Отличие заключается в том, что вместо фотоматериала в фокальной плоскости объектива установлена полупроводниковая фотоматрица , преобразующая свет в электрические сигналы. Эти сигналы с помощью АЦП преобразуются в цифровые файлы, которые передаются в буферную память , а затем сохраняются на встроенном или внешнем накопителе . Чаще всего файлы снимков сохраняются на одной или двух картах энергонезависимой флеш-памяти , устанавливаемых в корпусе фотоаппарата. Исходные файлы, получаемые на выходе АЦП в формате RAW , могут быть конвертированы процессором камеры в один из общепринятых стандартов, например TIFF или JPEG , а могут сохраняться без изменений для последующей ручной конвертации на внешнем компьютере.

Из-за отсутствия фотоматериала и необходимости его замены в цифровых фотоаппаратах не используются кассеты и лентопротяжный тракт. Основное устройство состоит из электронных компонентов, размещение которых более гибко, чем механических узлов. Благодаря этому появляется возможность более свободной компоновки, не зависящей от механических связей и других ограничений. Поэтому на заре развития бесплёночной фотоаппаратуры предпринимались многочисленные попытки создания принципиально новой эргономики , более удобной для пользователя. Однако, в конце концов общая компоновка и дизайн фотоаппарата, проверенные многими десятилетиями эксплуатации плёночной аппаратуры, оказались общепринятыми и в цифровом фотоаппаратостроении.

К цифровым фотоаппаратам также можно отнести аналоговые, оснащённые съёмным цифровым задником . Такое устройство больше характерно для среднеформатной и крупноформатной аппаратуры, позволяющей менять кассетную часть. При этом используемый аналоговый фотоаппарат ничем не отличается от такого же, оснащённого стандартной кассетой с фотоплёнкой . Однако, наибольшее распространение получили цифровые фотоаппараты неразъёмной конструкции, как наиболее удобные в эксплуатации, и не содержащие избыточных элементов плёночной аппаратуры.

Матрицы всех цифровых фотоаппаратов обладают плоской формой, как и большинство фотоматериалов. При этом используются объективы, строящие действительное изображение , расположенное на поверхности , максимально приближённой к плоскости . Однако, в 2014 году компания Sony анонсировала выпуск вогнутых матриц в форме сферической огибающей . Позднее аналогичные разработки начали Canon и Nikon. В 2017 году о создании вогнутых матриц объявила корпорация Microsoft . Такая матрица требует объективов новой конструкции, но позволяет её упростить за счёт отказа от корригирования кривизны поля изображения . В результате при более компактных размерах оптики с меньшим количеством линз повышаются её светосила и разрешающая способность . Кроме того, за счёт более выгодных углов падения света, светочувствительность вогнутых матриц выше, чем у плоских в два раза по полю и в 1,4 раза в центре .

Считывание изображения

На сегодняшний день известны три способа регистрации цветных изображений в цифровой аппаратуре. Все они основаны на приборах с зарядовой связью или комплементарных металло-оксидных полупроводниках в виде прямоугольных матриц или линеек, способных считывать изображение одним из трёх основных способов.

Наиболее распространён способ с записью в одну экспозицию, который может быть осуществлён двумя путями: с помощью фильтра Байера , установленного над единственной прямоугольной матрицей, или тремя такими же матрицами, получающими свет от объектива через три светофильтра основных цветов . Разделение потоков при этом производится призменной цветоделительной системой, как в видеокамерах типа 3CCD . Последний способ использовался в некоторых первых цифровых фотоаппаратах, например «Minolta RD-175 », но из-за громоздкости уступил место одноматричной технологии. При использовании фильтра Байера для получения одного цветного пикселя требуются четыре элементарных фотодиода, покрытых светофильтрами основных цветов . В результате, матрица, обеспечивающая 4-мегапиксельный монохромный файл в цвете даёт лишь 1 мегапиксель. Существует ещё одна технология Foveon X3 с единственной матрицей, состоящей из трёх слоёв светочувствительных фотодиодов. Цветоделение при этом осуществляется за счёт различий проникающей способности разных участков видимого спектра . Однако из-за невысокой точности цветоделения широкого распространения такие матрицы не получили .

Второй способ регистрации основан на последовательной съёмке на одну матрицу через три светофильтра основных цветов , размещаемых перед матрицей или объективом. По такому принципу был построен первый среднеформатный цифровой задник «DCB I» компании Leaf . Объект съёмки снимался трижды за поворотным диском с тремя светофильтрами . При этом разрешение получаемых цветных файлов соответствовало количеству элементарных фотодиодов. Кроме того, не требуется так называемая дебайеризация файлов, неизбежная при цветоделении массивом цветных светофильтров . Более сложная технология такого способа считывания получила название «Микросканирование», и заключается в перемещении матрицы с фильтром Байера в плоскости изображения с прецизионной точностью на один пиксель. В результате удаётся получить разрешение, вчетверо превосходящее даваемое неподвижными фотоматрицами. Среднеформатный цифровой задник «Sinarback 44 HR» оснащался для этого пьезоэлектрическим механизмом микроперемещения матрицы, обеспечивая за 4 экспозиции разрешение более 75 полноцветных мегапикселей . К достоинствам технологии относится высокое разрешение и отсутствие муаровых эффектов на мелких деталях изображения. Однако необходимость нескольких раздельных экспозиций ограничивает сферу применения такой аппаратуры, пригодной только для съёмки неподвижных предметов.

Третий способ регистрации заключается в сканировании изображения с помощью ПЗС-линеек, такой же, как в сканерах . Такая линейка шириной в один пиксель движется вдоль одной из сторон кадрового окна, последовательно считывая изображение. Для регистрации цвета используются три параллельные линейки, каждая из которых накрыта светофильтром одного из основных цветов. Сканирование обладает тем же недостатком, что и последовательное экспонирование через светофильтры, не позволяя фотографировать движущиеся объекты. Однако, разрешающая способность, обеспечиваемая сканированием, недостижима для прямоугольных матриц. Все цифровые задники крупного формата строятся только по такому принципу, поскольку прямоугольные матрицы больших размеров не производятся . Ещё одна область, в которой нашло применение линейное сканирование - панорамная сканирующая камера, позволяющая получать круговой обзор с помощью ПЗС-линейки. Фотоаппарат устанавливается на панорамной головке с электроприводом, поворачивающей всё устройство вокруг нодальной точки объектива. Наиболее известны камеры такого типа, выпускающиеся с 1999 года под названием «Паноскан (англ.) русск. » (англ. Panoscan ) .

Управление

Цифровой фотоаппарат оснащён теми же органами управления, что и плёночный, позволяющими регулировать относительное отверстие объектива и выдержку затвора. Система автофокуса и её управление также аналогичны классическим камерам. При этом общий интерфейс чаще всего не отличается от последних моделей аналоговой аппаратуры, представляя собой два колеса выбора с отображением на цифровых дисплеях. В любительских и полупрофессиональных моделях дополнительно устанавливается диск режимов фотоаппарата , позволяющий устанавливать алгоритмы автоматического управления экспозицией . Однако, кроме параметров, характерных для плёночной фотографии, в цифровой необходимо выбирать светочувствительность , размер и разрешение файла, цветовое пространство , баланс белого и многие другие параметры. Их выбор осуществляется, как правило с помощью меню , выводимого на жидкокристаллический дисплей, и колёс выбора. Современные цифровые фотоаппараты профессионального и полупрофессионального классов допускают управление большинством параметров с внешнего смартфона, подключенного по беспроводному протоколу.

Видоискатель

В цифровых фотоаппаратах могут быть использованы все типы оптических визиров , общепринятых в аналоговой аппаратуре: телескопического, рамочного и зеркального. Зеркальные фотоаппараты составляют одну из наиболее многочисленных и совершенных групп цифровой фототехники. Однако, кроме оптических в цифровой аппаратуре может быть использован электронный видоискатель , функционально ничем не уступающий зеркальному, но более компактный и обладающий рядом преимуществ. Яркость изображения таких видоискателей не зависит от освещённости сцены и диафрагмирования объектива, обеспечивая удобное и точное визирование в любых ситуациях. Кроме изображения на такой видоискатель может выводиться любая служебная информация, необходимая для непрерывной регулировки параметров.

На основе электронного видоискателя созданы совершенно новые классы аппаратуры, появление которых было невозможно в плёночных камерах. Это беззеркальные и псевдозеркальные фотоаппараты . Кроме того, в зеркальных фотоаппаратах последних поколений также доступно визирование на жидкокристаллическом дисплее в режиме Live View , когда зеркало поднято, а затвор открыт. Благодаря этому большинство современных цифровых фотоаппаратов пригодны не только для съёмки неподвижных фотографий, но и для видеозаписи.

Разъёмы и интерфейсы

Современные цифровые фотоаппараты оснащаются несколькими типами разъёмов, каждый из которых предназначен для разных целей. Внешний интерфейс подключения к персональному компьютеру имеется практически во всех цифровых камерах, позволяя не только копировать данные с накопителя, но и менять настройки фотоаппарата. Первые цифровые камеры оснащались интерфейсом SCSI , вскоре уступившим место более скоростному IEEE 1394 . В настоящее время (2017 год) самым распространённым как в любительской, так и в профессиональной фотоаппаратуре является скоростной интерфейс USB 3.0 , пригодный для соединения с компьютерами любых типов. Для вывода изображения на телевизор многие фотоаппараты снабжаются композитным видеовыходом с компактными разъёмами .

С появлением цифровых фотоаппаратов, оснащённых функцией видеозаписи, общепринятым стал цифровой интерфейс HDMI , как правило, с миниатюрной версией разъёма. С середины 2010-х годов профессиональная и полупрофессиональная цифровая фотоаппаратура в качестве стандартной опции снабжается беспроводной связью стандарта Wi-Fi . Первые такие устройства были съёмными, а затем стали встраиваться в корпус, позволяя мгновенно передавать готовые снимки на внешний компьютер или сервер, повышая оперативность новостной фотожурналистики. Последние модели профессиональных цифровых фотоаппаратов содержат разъём типа RJ-45 для подключения к локальным вычислительным сетям с помощью витой пары .

Носители информации

Некоторые цифровые фотоаппараты первых поколений для хранения данных использовали оптические диски или дискеты . Однако, постепенный отказ от таких носителей в других сферах вычислительных технологий привёл к тому, что практически вся современная цифровая фотоаппаратура основана на применении флеш-памяти .

Ряд фотоаппаратов начального уровня имеют небольшой объём встроенной флеш-памяти, которой хватает для 2-30 снимков. Кроме этого, вся цифровая фотоаппаратура оснащается одной или двумя съёмными картами, что позволяет иметь неограниченный запас памяти и копировать данные с помощью кардридера . Самые распространенные на сегодняшний день (2017) форматы карт памяти:

Устаревшие носители информации:

Объём наиболее распространённых флеш-карт варьируется от 1 до 32 Гигабайт, но может быть и значительно больше.

Классификация

Грань между фотоаппаратом и видеокамерой размыта: современная видеоаппаратура, как правило, может фиксировать неподвижные изображения, а фотоаппараты - осуществлять видеозапись. Здесь приведена примерная классификация устройств, чьё основное назначение - фотосъёмка.

Цифровой зеркальный фотоаппарат

Из двух существующих разновидностей зеркального видоискателя в цифровой аппаратуре используется только однообъективный , поскольку двухобъективная схема не нашла применения. В цифровом воплощении однообъективный зеркальный видоискатель обладает теми же достоинствами, что и в плёночной аппаратуре: отсутствие параллакса , точное кадрирование и фокусировка с объективами любых фокусных расстояний , а также возможность визуального контроля глубины резко изображаемого пространства . Кроме того, возможна макросъёмка , работа с шифт-объективами и стыковка с оптическими приборами, такими как микроскоп , телескоп и эндоскоп . Зеркальные фотоаппараты обладают матрицей, превосходящей по размерам большинство других классов цифровой аппаратуры . Для любительских моделей больше характерен формат APS-C , а в профессиональных и полупрофессиональных чаще встречается APS-H и «полнокадровая» размером 24×36 миллиметров. Существуют модели и со среднеформатной матрицей.

Цифровые зеркальные фотоаппараты являются единственным классом аппаратуры, в которой может быть полноценно реализован фазовый автофокус. Это достижимо благодаря дополнительному оптическому тракту, направляющему свет из объектива к датчику. Кроме основного зеркала используется вспомогательное, закреплённое на шарнире и убирающееся вместе с ним перед срабатыванием затвора. Фазовый автофокус обеспечивает самое высокое быстродействие, и поэтому зеркальная аппаратура до сих пор не уступает свою нишу в профессиональной, и особенно спортивной фотографии .

Отдельный класс зеркальной аппаратуры (жаргонный термин - «полузеркалка») снабжается вместо подвижного зеркала полупрозрачным неподвижным. При этом свет от объектива разделяется на две части, одна из которых направляется на матрицу, а другая - в видоискатель. Чаще всего световой поток разделяется в пропорции 65/35 %, как например в семействе Sony Alpha SLT . Достоинства неподвижного зеркала заключаются в возможности непрерывного визирования в момент съёмки, а также в отсутствии вибрации, снижающей резкость снимка. Кроме того, возможна очень высокая частота непрерывной съёмки, недостижимая в камерах с подвижным зеркалом. В то же время, световая эффективность такого визира значительно ниже, чем традиционного, поскольку глаз получает лишь часть света от объектива.

Беззеркальные фотоаппараты

Класс цифровой фотоаппаратуры, в котором отсутствует оптический визир, роль которого выполняет беспараллаксный электронный видоискатель . Отсутствие громоздкого и сложного зеркального видоискателя с пентапризмой позволило значительно уменьшить габариты камеры и её вес. По размерам большинство беззеркалок сопоставимы с компактными камерами. Беззеркальные фотоаппараты получили распространение в конце 2000-х годов, резко изменив рынок любительской фототехники, и потеснив зеркальную аппаратуру .

Принципиальным недостатком беззеркальных фотоаппаратов, мешающим полностью вытеснить зеркальную аппаратуру, считается невозможность полноценной реализации фазового автофокуса, требующего отдельного оптического тракта. Контрастный автофокус, доступный в беззеркальной аппаратуре, значительно медленнее фазового. В 2011 году появились первые беззеркальные фотоаппараты, оснащённые матрицей, у которой часть пикселей выделено для автофокусировки методом измерения разности фаз, что существенно увеличило скорость автофокусировки. К таким моделям относятся Nikon 1 V1 , Nikon 1 J1 , Canon EOS M .

Цифровые дальномерные фотоаппараты

Немногочисленная группа цифровых фотоаппаратов с ручной фокусировкой при помощи дальномера . Этот тип аппаратуры можно считать цифровой реализацией дальномерных фотоаппаратов , удобных для репортажной жанровой съёмки. В отличие от зеркальной аппаратуры, дальномерные очень устойчивы на длинных выдержках из-за отсутствия подвижного зеркала. Кроме того, точность фокусировки дальномером не зависит от освещённости снимаемой сцены и светосилы объектива, что выгодно отличает этот тип визира от зеркального. Первым цифровым дальномерным фотоаппаратом в 2004 году стал «Epson R-D1 ». В 2006 и 2009 годах увидели свет «Leica M8 » и «Leica M9 ». Позднее линейку пополнили «Leica M 240» и «Leica M Monochrom». Последняя модель оснащена матрицей без фильтра Байера, генерирующей чёрно-белые снимки высокого разрешения. У всех этих моделей крепление объективов такое же, как у дальномерных плёночных «Леек» - байонет Leica M . Отличаются высокой ценой, сочетают качество изображения с практически бесшумным срабатыванием затвора, не привлекающим внимания на улице.

Ультразумы

Псевдозеркальные цифровые фотоаппараты получили своё название из-за внешнего сходства с зеркальными и не оснащаются оптическим визиром. Изображение в электронном видоискателе такого аппарата формируется сигналом, получаемым непосредственно с матрицы. Первыми в этом классе были камеры с упрощённой версией зеркального видоискателя со светоделительной призмой. В 2000-х годах этот тип видоискателя использовался в таких фотоаппаратах, как «Olympus E-10» и «Olympus E-20». Совершенствование технологий электронного визирования позволило в дальнейшем полностью отказаться от оптического видоискателя .

Другое название «ультразум» или «гиперзум» получено из-за большой кратности жёстковстроенного зум-объектива , достигающей 6 × и выше. Качество съёмки выше чем у компактных фотоаппаратов, благодаря более высокому качеству оптики, стабилизированному объективу и большим размерам матрицы. Размеры матрицы варьируются от 1/2,5 видиконовых дюймов до Микро 4:3 . Как правило имеют гибкие настройки экспозиции с большим количеством ручных режимов, благодаря чему фотограф может быстро переключить фотоаппарат в нужный режим.

Компактные цифровые фотоаппараты

В последние годы этот класс аппаратуры, как и псевдозеркальные камеры, стремительно теряет позиции на рынке, вытесняясь сопоставимыми по возможностям камерафонами .

Модульные фотоаппараты

Разновидность цифровых фотоаппаратов со сменными объективами, объединёнными с затвором и фотоматрицей в общем модуле, который может быть отстыкован от корпуса камеры и заменён аналогичным с объективом другого фокусного расстояния. В корпусе содержатся видоискатель, дисплей, органы управления и батарея. Впервые такая конструкция была использована в 1996 году в фотоаппарате Minolta Dimage V, и получила дальнейшее продолжение в следующих моделях EX 1500 и 3D 1500. В 2009 году выпущен построенный по такому же принципу Ricoh GXR .

Модульный принцип получил развитие в смартографах : в их корпусе собраны объектив с матрицей, а иногда даже флеш-карта с аккумулятором, но отсутствует видоискатель, качестве которого используется дисплей смартфона, к которому присоединяется устройство. Передача данных осуществляется при этом по протоколам Wi-Fi или NFC . Смартографы, которые иногда называют автономными объективами, превосходят встроенную камеру по большинству параметров, сохраняя при этом мобильность и сетевые возможности. Одними из первых в 2013 году появились модульные камеры серии «Sony SmartShot QX» .

Встроенные фотокамеры

Возможности первых камерафонов были ограничены, позволяя снимать только при хорошем освещении и с крайне низким разрешением, чаще всего стандарта VGA. Однако с начала 2010 годов камерафоны получили мощный импульс развития, достигнув разрешения, сопоставимого с компактными фотоаппаратами, и даже превосходящего этот сегмент рынка. Например, основная камера смартфона iPhone 7 обладает разрешением в 12 мегапикселей и хорошей светочувствительностью. При этом большинство камерафонов из-за миниатюрных размеров матрицы оснащаются объективом типа фикс-фокус , не требующим фокусировки. Однако известны модели с высокоскоростным лазерным автофокусом, например LG G3 .

Экшен-камеры и фотоловушки

Класс цифровой аппаратуры, пригодный для съёмки как неподвижных фотографий, так и видео в экстремальных условиях, а также без участия человека. Конструкция таких камер обычно выполняется в ударопрочном брызгозащищённом корпусе, позволяющем вести съёмку в труднодоступных местах . Видоискатель чаще всего отсутствует, что компенсируется большим полем зрения сверхширокоугольного объектива . Считывание данных возможно дистанционно по беспроводным протоколам Wi-Fi. Фотоловушки в отличие от экшен-камер обладают большим запасом автономности, круглосуточно работая в ждущем режиме до нескольких месяцев. Запуск съёмки в таких камерах чаще всего осуществляется с помощью датчика движения , фиксируя диких животных в естественных условиях.

Камеры светового поля

Экспериментальное направление фотоаппаратостроения, существующее только в виде единичных «концептов». Цифровые фотоаппараты, фиксирующие вместо распределения освещённости на матрице, волновую картину, создаваемую пучками света внутри светонепроницаемой камеры. Благодаря этому возможна точная фокусировка изображения уже после съёмки в готовом файле. Аналогичным достоинством обладает цифровая камера «Light L16», оснащённая 16 объективами и способная создавать фотографии с разрешением 52 мегапикселя .

Потребительская классификация

С точки зрения рекламы и маркетинга цифровые фотоаппараты подразделяются на несколько классов в зависимости от предполагаемой сферы применения. Большинство участников рынка делят фотоаппараты на «профессиональные», «потребительские» и «начального уровня». Это отражается в виде простого правила, которого придерживается большинство производителей фототехники, и которое заключается в количества знаков, обозначающих название конкретной модели.

    Самые дорогие профессиональные модели в названии имеют только одну арабскую цифру , например «Canon EOS-1D X » или «Nikon D5 ». При этом, другие цифры (например, «Canon EOS 5D Mark III ») отражают номер разработки и для устранения путаницы пишутся римскими символами . Модели с обозначением в виде двух и более арабских цифр относятся к потребительским, например «Canon EOS 50D » или «Nikon D500». Отличие от профессиональных заключается в использовании более дешёвых материалов и упрощении некоторых узлов, которые отражаются в первую очередь на надёжности камеры и её предельном ресурсе до первой возможной поломки.

    При этом исходят из среднестатистической ежедневной наработки в условиях профессионального использования, или в качестве бытовой принадлежности. В последнем случае большой ресурс и механическая прочность чаще всего не требуются. В некоторых случаях упрощения касаются герметизации корпуса и надёжности работы в условиях агрессивной среды: под дождём, на морозе и при высокой запылённости. При этом, технические параметры потребительской аппаратуры чаще всего не уступают профессиональным аналогам, а в некоторых случаях и превосходят их, так как все новые конструкторские решения «обкатываются» прежде всего на младших моделях. Иногда зеркальные фотоаппараты потребительского уровня используются, как бюджетная альтернатива профессиональным в сферах, где ресурс и прочность не играют решающей роли. При этом, по сравнению с профессиональными, потребительские фотоаппараты значительно легче и компактнее.

    Термин «полупрофессиональный цифровой фотоаппарат» («просьюмер » или «просьюмерка» - калька с англ. prosumer от англ. professional и англ. consumer ) также употребляется по отношению к недорогим зеркальным и беззеркальным камерам, не предназначенным для фотожурналистики и профессиональной фотографии. Термин «Камера начального уровня» употребляется по отношению к псевдозеркальным фотоаппаратам, компактным камерам и другим дешёвым устройствам. В этом случае название модели обычно состоит из 4 арабских цифр, например, «

Цифровой фотоаппарат

Цифровой фотоаппарат - это фотоаппарат, в котором для получения изображения используется массив полупроводниковых светочувствительных элементов, называемый матрицей, на которую изображение фокусируется с помощью системы линз объектива. Полученное изображение, в электронном виде сохраняется в виде файлов в памяти фотоаппарата или дополнительном носителе, вставляемом в фотоаппарат.

Первый цифровой фотоаппарат разработал в 1975 году инженер компании Истмен-Кодак Стивен Сассун (Steven Sasson) 0,1 Мп.

История

Большинство из нас воспринимают цифровой фотоаппарат как нечто само собой разумеющееся. А ведь ещё 15 лет назад такое устройство мог позволить себе только очень состоятельный человек, и было оно скорее признаком роскоши, чем технической необходимостью… Владельцам первых «цифровиков» приходилось нелегко. Нужно было носить с собой пятикилограммовые рюкзаки с аккумуляторами и жестким диском. С тех пор фотокамеры значительно уменьшились в размерах и стали куда более удобными - такими, какими мы их привыкли видеть.

Со времен появления фотоаппарата до выхода в свет его цифрового наследника прошло почти сто лет - именно столько времени потребовалось, чтобы найти способ записи изображений на цифровой носитель. Матрицы фотокамер в том виде, который используется сегодня, появились в конце 60-х годов. Изобретенный Вильямом Бойлем и Джорджем Смитом прибор с зарядовой связью стал первым шагом к современной технике. Однако массовое распространение цифровой фотографии и вытеснение ею пленки началось только в первой половине 2000-х годов.

В 1981 году компания Sony выпустила камеру MAVICA, но первой настоящей цифровой камерой по праву считается Dycam Model 1, известная также под именем Logitech FotoMan FM-1. Отснятые кадры MAVIKA записывала на обычные 3,5-дюймовые дискеты, которые тогда считались едва ли не последним достижением мира техники. Сейчас же найти компьютер, который бы их поддерживал, очень непросто. Единственное, что могло использоваться как в пленочных, так и в цифровых аппаратах - объективы. Принцип их работы при переходе от одного типа хранения информации к другому ничуть не изменился.

Не хватало для создания качественного и простого цифрового фотоаппарата и удобного, ёмкого носителя. Жесткие диски для этих целей не подходили из-за своей ненадежности и больших размеров - ведь предшественники HDD в то время тоже не отличались миниатюрностью. Лишь в 1994 году компания SanDisc создала стандарт CompactFlash, который с некоторыми доработками используется и сегодня. Несмотря на то, что к концу 90-х годов цифровые фотокамеры завоевали сердца большинства покупателей, профессиональные фотографы не стремились переходить на «цифру». Дело в том, что производители до 2001 года сосредотачивались в основном на компактных камерах, не затрагивая профессиональный рынок, для которого требовалось более высокое качество фотоаппаратов. Достигнуть его удалось лишь в 2001 году. Камера Dynax 7 Digital с шестимегапиксельной матрицей, выпущенная компанией Minolta, стала серьёзной заявкой на успех. Она обладала достаточными для опытных фотографов характеристиками и в меру компактными размерами. В этом же году к производству цифровых зеркальных фотокамер присоединились Canon и Nikon, а затем и Pentax. Как видим, на сегодняшний день у каждого крупного производителя фототехники имеется в наличии как минимум несколько зеркалок различных классов (любительские, полу-, профессиональные, полноформатные). Разобраться в этом многообразии зачастую очень непросто. Что же касается компактных камер, они тоже продолжают совершенствоваться - причем не столько по характеристикам матрицы (достигнутого уровня в 10-12 мегапикселей более чем достаточно для фотолюбителя), сколько по удобству использования. Производители оснащают свои устройства дополнительными функциями, превращающими простой фотоаппарат в «разумное» устройство, практически не требующее вмешательства в фотопроцесс со стороны владельца. .

Классификация

Грань между фотоаппаратом и видеокамерой размыта: современная видеоаппаратура, как правило, может делать статичные снимки, а фотоаппараты - записывать видеоряд со звуком и выводить его в телевизионном формате. Здесь приведена примерная классификация устройств, чьё основное назначение - фотосъёмка.

Фотоаппараты с несменными объективами

Компактные цифровые фотоаппараты

Пренебрежительно именуется «цифромыльница», однако характеристиками отличается от плёночной «мыльницы». Характеризуется малыми размерами и весом; такой фотоаппарат легко носить с собой постоянно. Визирование по ЖК-экрану, это позволяет точно собрать кадр - удобно для «протокольных» снимков, зачастую доработка в графическом редакторе не нужна вообще. Иногда есть оптический видоискатель , синхронизированный с изменением фокусного расстояния объектива (удобно для съёмки людей, подвижных сцен). Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции .

За исключением самых дешёвых моделей, характеризуются немалыми возможностями в макросъёмке . У многих моделей размер объекта съёмки 30 мм и даже меньше.

Псевдозеркальные цифровые фотоаппараты с несменным объективом

Псевдозеркальные цифровые фотоаппараты внешним видом напоминают однообъективную зеркальную камеру, а также, помимо цифрового дисплея, оснащены электронным видоискателем. Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров (пример - Konica Minolta серия моделей Z).

Кратность трансфокатора 6 × и выше. Довольно высокое качество съёмки, благодаря неплохой диафрагме на «дальнем» конце (например, f/3,5 у Canon PowerShot S3 IS) и стабилизированному объективу . Размеры матрицы варьируются от 1/2,5 видиконных дюймов до Микро 4:3 . Портретными возможностями псевдозеркальный цифровой фотоаппарат, даже с маленькой матрицей, не уступает компактным, в первую очередь из-за качественного объектива. Благодаря огромному количеству кнопок по всему корпусу, фотограф может быстро переключить фотоаппарат в нужный режим.

Недостатками большинства ультразумов являются скромные возможности в макросъёмке и высокое фокусное расстояние на «ближнем» конце (например, 36 мм в пересчёте на плёнку у того же «Canon S3 IS»). Современные (начало 2012) ультразумы в широкоугольной съёмке имеют сильную дисторсию , которая корректируется программно. На «дальнем» конце светосила, как правило, невысока. Да и любой фотоаппарат со сменным объективом превзойдёт ультразум по качеству изображения, в первую очередь за счёт большой матрицы.

«Полузеркальные» фотоаппараты

«Полузеркалка» - жаргонный термин, описывающий класс аппаратов, в которых имеется наводка по фокусировочному экрану через съёмочный объектив, однако нет подъемного зеркала. В таких аппаратах оптическая схема содержит светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50 % светового потока на фокусировочный экран, а остальное передается на матрицу. Как правило, нет возможности менять объектив.

Примеры: «Olympus E-10», «Olympus E-20».

Компактные цифровые фотоаппараты с несменным объективом с постоянным фокусным расстоянием

В основном выполнены в стиле «ретро», имеют матрицу больших размеров, многие снабжены оптическим видоискателем, обладают высокими техническими характеристиками беззеркальных фотоаппаратов . Отличаются высокой ценой.

Сверхкомпактные цифровые фотоаппараты

«Canon Digital Ixus 430»

За компактность приходится платить крошечной матрицей (обычно 1/2,5 видиконных дюймов). Чтобы получить приемлемое качество снимков, ставят агрессивное шумоподавление. Также урезают кратность трансфокатора (обычно 3 × или 4 ×), фокусное расстояние на «коротком конце», штативное гнездо, ёмкость аккумулятора. Страдают и возможности макросъёмки. Как правило, нет оптического видоискателя.

Фотоаппараты со сменными объективами

Цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат

Основной инструмент профессионального фотографа - и многих фотолюбителей. Матрица, как правило, «полукадровая» (примерно в 1,5 раза меньше плёночного кадра, по площади - в 2-3 раза). Впрочем, существуют модели с полнокадровой (24×36 мм) и даже среднеформатной матрицей.

На фокусировочном экране располагается так называемый «фазовый автофокус», быстрый и точный. Оптический видоискатель позволяет уловить эмоции объекта съёмки и нажать на кнопку в нужный момент. К тому же этот видоискатель работает через объектив, так что легко контролировать глубину резкости , применять поляризационные и градиентные фильтры. Сменная оптика позволяет приспособить такой фотоаппарат к любому жанру съёмки. Из недостатков - высокая цена, громкий спуск и большие габариты. Затруднена съёмка из нестандартных ракурсов (поэтому фотохудожников часто видят в самых экзотических позах). Видоискатель покрывает не весь кадр (около 85 % в камерах нижнего уровня), поэтому после съёмки практически обязательна доработка фотографий в графическом редакторе. При нажатии на спуск изображение пропадает, поэтому к фотографированию с проводкой надо приспособиться.

Цифровые дальномерные фотоаппараты

Немногочисленная группа цифровых фотоаппаратов, имеющих, кроме ЖК-дисплея, оптический видоискатель , совмещённый с дальномером . На 2012 год цифровые дальномерные фотоаппараты представлены тремя моделями: «Epson R-D1 », «Leica M8 » и «Leica M9 ». Крепление объективов - байонет Leica M . Отличаются высокой ценой, сочетают высокое качество изображения с непревзойдённой оперативностью съёмки (важно для уличной и репортажной фотографии).

Цифровые беззеркальные фотоаппараты

В свою очередь, беззеркальные цифровые фотоаппараты со сменными объективами делятся на камеры только с ЖК-дисплеем и на псевдозеркальные (с электронным видоискателем). Конструкция некоторых камер позволяет использовать внешний съёмный электронный видоискатель («Olympus PEN E-P2»).

Автофокус медленный контрастный, свойственный «мыльницам». Затруднена ручная фокусировка. Объектив не убирается в корпус, так что габаритов «мыльницы» удаётся добиться лишь с фикс-объективами. Но в целом большая матрица даёт приличное качество изображения. Иногда в погоне за компактностью основного блока производители уменьшают ёмкость аккумулятора до неприемлемых величин.

В 2011 году появились первые беззеркальные фотоаппараты, оснащённые матрицей, у которой часть пикселей выделено для автофокусировки методом измерения разности фаз, что существенно увеличило скорость автофокусировки. К таким моделям относятся Nikon 1 V1 , Nikon 1 J1 , Canon EOS M .

Устройство цифрового фотоаппарата

Светочувствительная матрица

Носители информации

Практически все цифровые фотоаппараты используют флэш-память , но есть также фотоаппараты, где используются оптические диски или дискеты в качестве носителя информации.

Ряд фотоаппаратов имеют небольшой объем встроенной флеш-памяти, которой хватает для 2-30 снимков. Самые распространенные на сегодняшний день (2008) форматы:

Устаревшие носители информации:

Объём флеш-карт варьируется в (на середину 2008 г) от 512 МБ до 64 ГБ.

Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

Термин «полупрофессиональный цифровой фотоаппарат» («просьюмер » или «просьюмерка» - калька с англ. prosumer от англ. professional и англ. consumer ) обычно употребляется по отношению к псевдозеркальным аппаратам, полузеркалкам и ультразумам, но не является содержательным с технической и потребительской точки зрения.

Термином «профессиональные» обычно называют однообъективные зеркальные или дальномерные фотоаппараты с кроп-фактором не более K f =1,6 и обладающим рядом других отличительных особенностей.

Термин «Камера начального уровня» употребляется по отношению к относительно дешёвым моделям какой-либо серии фотоаппаратов, в какой-либо степени урезанным в функциях.

Термин «ультразум», как правило, означает «мыльницу» с высокократным зум-объективом. Однако с течением времени кратность объектива, с которой начинается «ультра-», меняется. Так, например, называли 8 × зумы при сравнении с 6 × .

Вообще, многие пользователи не догадываются, что такое «Зум», считая «чем больше - тем лучше», а между тем это - всего лишь отношение максимального к минимальному фокусных расстояний объектива. И сравнивать фотоаппараты нужно как раз по фокусному расстоянию , от которого зависит «угол обзора» - то есть что войдёт в кадр.

Цифровой зум , Цифровое увеличение , Апсемплинг (англ. Upsampling - буквально, повышение детализации) - функция многих цифровых аппаратов, при использовании которой выбирается центральная часть снимка и увеличивается до размеров стандартного в данном аппарате кадра. Реальное число деталей при этом не увеличивается, и практический смысл в этой функции отсутствует. Однако, величина «цифрового зума» используется, особенно будучи перемноженной с величиной оптического зума (при этом возникают такие крупные значения зума, как 400 × или 500 ×), как важный для покупателя параметр «крутости» камеры. Опытный фотограф использует программы редактирования изображений для получения аналогичного результата, но с гораздо более контролируемым качеством.

Однако «цифровой зум» оказывается полезен при видеосъёмке, если требуется высокая оперативность получения результата и нет времени на обработку изображения.

Мегапиксель - в мегапикселях измеряется одна из важных характеристик цифрового фотоаппарата - разрешение матрицы. Маркетинг , однако, преувеличивает его значение, и «прогресс» в области цифровых фотоаппаратов в сознании покупателя связан с ростом числа мегапикселей.

Примечания

См. также

Ссылки

© 2018 сайт

В этой статье речь пойдёт об основных типах малоформатных цифровых фотоаппаратов , поскольку именно эта категория представляет первостепенный интерес для большинства начинающих фотографов. Таким образом, я не буду здесь касаться плёночной фотографии, а также цифрового среднего формата.

Существует три основных типа малоформатных цифровых камер: компактные, зеркальные и беззеркальные. Компактные камеры снабжаются несменным объективом – это их наиболее характерный признак, в то время как зеркальные и беззеркальные камеры позволяют менять объективы. В свою очередь, камеры со сменной оптикой различаются преимущественно конструкцией видоискателя: в зеркальных аппаратах видоискатель оптический, а в беззеркальных – электронный. Каждый тип неоднороден и имеет внутренние вариации. Начнём наш разговор с некогда весьма популярного класса компактных фотокамер, который в последние годы всё стремительнее уступает свои позиции смартфонам.

Компактные камеры

Компактные фотокамеры, называемые также «мыльницами», отличаются небольшими габаритами и весом, отсутствием видоискателя (как правило) и возможности менять объективы. Сенсор обычно невелик (кроп-фактор в диапазоне 3-8), что позволяет сохранить размеры фотоаппарата скромными, а цену на него умеренной.

Преимущества компактных камер:

  • Малые габариты и вес – фотоаппарат помещается в карман. Это главнейший козырь мыльницы, заставляющий закрыть глаза на её многочисленные недостатки.
  • Некоторые компакты работают на стандартных батарейках типа AA, которые можно купить в любом уголке земного шара.
  • Невысокая цена, хотя здесь хватает исключений.
  • Бесшумность, если, конечно вы не поленитесь залезть в соответствующее меню и отключить все эти пикающие и щёлкающие звуки.
  • Большая глубина резкости даже при полностью открытой диафрагме, что обусловлено маленьким сенсором, и, как следствие, весьма короткофокусным объективом. Это удобно в пейзажной съёмке.
  • Разумное соотношение сторон кадра 4:3. Свойственное зеркалкам соотношение 3:2 делает кадр слишком узким и длинным для большинства сюжетов, но это дело вкуса.

Недостатки компактных камер:

  • Низкое качество изображения, несмотря на высокое разрешение. Чем мельче матрица фотоаппарата, тем меньше физический размер отдельных фотодиодов, а значит, тем меньшее количество фотонов каждый из них в состоянии воспринять. Небольшая разница между порогом чувствительности фотодиода и порогом его насыщения означает малый динамический диапазон сенсора. Слабый электрический сигнал приходится многократно усиливать, увеличивая вместе с полезным сигналом и уровень цифрового шума. Отсюда невозможность снимать с высокими значениями ISO, даже если они номинально и поддерживаются камерой. При ISO 400 или 800 картинка превращается в цветную кашу. При хорошем же освещении, позволяющем использовать низкие значения ISO, качество может быть вполне приемлемым. Разумеется, вышесказанное не относится к немногочисленным компактам с большим сенсором.
  • Низкое качество оптики, усугубляющее эффект от предыдущего пункта. Это касается в первую очередь 80-кратных суперзумов. Объектив не может быть одновременно компактным, универсальным, качественным и дешёвым. Это противоречило бы физике и здравому смыслу.
  • Низкая скорость. После включения камеры вы вынуждены ждать её пробуждения в течение нескольких секунд; оставлять же мыльницу включенной надолго нельзя – сядет батарея. Изображение на экране часто не поспевает за сценой. Между моментом нажатия на спуск и непосредственно моментом съёмки происходит задержка; небольшая – доли секунды, но этого бывает достаточно для того, чтобы упустить интересный кадр.
  • Контрастный автофокус настолько нетороплив, что не позволяет фокусироваться на подвижных объектах.
  • Неудобное управление. Большинство компактов имеет минимум внешних органов управления, и доступ к ряду жизненно важных функций, таких как экспокоррекция или баланс белого, осуществляется через меню, что весьма замедляет съёмку.
  • Не всегда есть возможность снимать в RAW .
  • Электрический привод зум-объектива. Невозможность оперативно изменять фокусное расстояние с помощь механического кольца и необходимость пользоваться вместо этого маленькими кнопками очень раздражает. К тому же моторчик объектива часто движется рывками, исключая точное кадрирование.
  • Неустойчивость. Визирование по экрану вынуждает вас держать камеру на некотором расстоянии перед собой, в результате чего дрожание рук в полной мере передаётся на камеру и приводит к нечётким снимкам. Впрочем, некоторые модели всё-таки снабжаются видоискателем-окуляром, позволяющим прижимать камеру к лицу для визирования традиционным способом.
  • Зависимость экрана-видоискателя от внешнего освещения, делающая порой построение кадра непростой задачей. На ярком солнце экран отсвечивает и бликует, а в темноте кажется чрезмерно ярким и слепит глаза.
  • Энергопотребление. Постоянно включенные при компоновке кадра сенсор и экран довольно быстро съедают батарею. Редкий компакт может сделать больше пары сотен снимков на одном заряде.
  • Большая глубина резкости. Да, это не только достоинство, но и недостаток. Маленький фотосенсор и короткофокусный объектив не позволяют в случае необходимости изолировать объект съёмки с помощью выборочного фокуса, размыв при этом задний план.

Компактная цифровая камера может довольно успешно справляться с протокольной съёмкой, когда качество изображения не стоит на первом месте, но для серьёзной фотографии, особенно для тех её жанров, где требуется оперативность, она малопригодна.

Следует отметить, что традиционные мыльницы (т.е. компакты с маленьким сенсором) – вымирающий класс фототехники. Причина тому – возросшая популярность смартфонов. Разумеется, камера, встроенная в мобильный телефон, не дотягивает обычно даже до самых примитивных компактов ни по качеству изображения, ни тем более по удобству съёмки, но для тех целей, для которых её обычно используют (съёмка еды, кошек и автопортретов в зеркале общественного туалета), её возможностей вполне достаточно. Да и качество изображения не играет абсолютно никакой роли, если снимки предназначаются исключительно для публикации в социальных сетях.

Существует целый ряд отнюдь не компактных компактов – т.н. ультразумов вроде Sony DSC-HX200 или Fujifilm FinePix HS50EXR. Идея столь же проста, сколь и коварна: достаточно низкое качество картинки вследствие маленького сенсора, неспешная работа, электронный видоискатель, сверхдлинный несменный объектив и громоздкий корпус, мимикрирующий под зеркалку. Цена таких агрегатов в отдельных случаях может превосходить цену настоящих зеркальных камер начального уровня. Не поддавайтесь на уловки маркетологов. Единственная цель существования псевдозеркалок-ультразумов – практически беззатратное повышение доходов производителей фототехники, а вы не обязаны этому способствовать.

На мой взгляд, хороший компакт должен быть, прежде всего, компактен, чтобы его можно было носить с собой повсюду, не испытывая дискомфорта. Кроме того очень желательна возможность вручную управлять основными настройками камеры . Матрица должна быть как можно большего размера, но не в ущерб габаритам камеры, и, наконец, цена мыльницы должна лежать в разумных пределах.

В последнее время появляется всё больше дорогих компактов с относительно большими сенсорами и качественной, хотя и несменной, оптикой, например, Canon G1 X, Fujifilm X100S или Nikon Coolpix A. Эти аппараты лишенны характерных для традиционных мыльниц проблем с качеством изображения при достаточно скромных размерах самого фотоаппарата, но, учитывая их пока что довольно высокую цену при невозможности менять объективы, более очевидным выбором для фотолюбителей-энтузиастов остаются всё же простейшие зеркалки.

Зеркальные камеры

Цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат он же DSLR (Digital Single-Lens Reflex) несмотря на, казалось бы, архаичную конструкцию, всё ещё остаётся лучшим решением для съёмки подвижных объектов. Хорош он и для неподвижных сцен в силу своей универсальности. Цифровые зеркалки – наследницы зеркалок плёночных. Это системные камеры. Система же включает в себя не только фотоаппараты, но и многочисленные объективы, вспышки и прочие аксессуары на все случаи жизни.

Главной отличительной особенностью зеркальной фотокамеры, помимо сменной оптики и большого сенсора, является наличие у неё зеркального оптического видоискателя. Вы легко можете увидеть установленное под углом 45° зеркало, если заглянете внутрь фотоаппарата, предварительно отсоединив объектив. В зеркале видно отражение матового стекла, расположенного над ним, а за зеркалом прячется сенсор камеры, прикрытый шторным затвором. Зеркало отражает свет на матовое стекло, которое вы обычно рассматриваете через пентапризму и окуляр, компонуя кадр. Непосредственно перед открытием затвора поворотное зеркало поднимается, делая видоискатель чёрным, но зато позволяя свету от объектива беспрепятственно падать на матрицу, а после экспонирования возвращается в своё исходное положение. Эта схема, принципиально не менявшаяся за последние больше чем полвека, даёт вам возможность видеть через видоискатель то же, что видит объектив камеры, без задержек, без параллакса и в максимальном разрешении, ограниченном только остротой вашего зрения.

Устройство однообъективного зеркального фотоаппарата:
1 – объектив; 2 – зеркало; 3 – затвор; 4 – матрица; 5 – фокусировочный экран; 6 – конденсор; 7 – пентапризма; 8 – окуляр.

Преимущества зеркальных камер:

  • Качество изображения. Большой сенсор означает большие фотодиоды, а значит, при одинаковом разрешении и одинаковом значении ISO картинка получается значительно чище, чем при съёмке мыльницей. Большой динамический диапазон делает возможными гораздо более смелые манипуляции со снимками при постобработке без риска возникновения заметных артефактов. Существуют немногочисленные полнокадровые модели, т.е. камеры, размер сенсора которых соответствует размеру кадра традиционной 35-мм плёнки; однако большинство цифровых зеркалок имеют сенсоры с кроп-фактором 1,5-1,6.
  • Скорость. Камера просыпается в мгновение ока и делает снимок именно тогда, когда вам это нужно. Оптический видоискатель работает в реальном времени, без каких бы то ни было задержек.
  • Быстрый фазовый автофокус позволяет навестись на резкость практически мгновенно и не склонен совершать лишние движения, свойственные контрастному автофокусу. Фокусировочные моторы в объективах зеркалок также работают значительно быстрее, чем в компактах.
  • Удобное и оперативное управление. Наиболее важные регулировки в зеркальных камерах вынесены на корпус и не требуют обращения к бесконечным меню.
  • Возможность вручную управлять выдержкой, диафрагмой, а также осуществлять наводку на резкость.
  • Механическое кольцо перемены фокусного расстояния на зум-объективах, обеспечивающее быстрое, а главное, точное кадрирование.
  • Экономное энергопотребление. Включенная камера в состоянии покоя практически не потребляет электроэнергию, что позволяет держать её включенной постоянно. Оптический видоискатель, в отличие от жидкокристаллического дисплея, полностью пассивен. Если вы не используете встроенную вспышку и визирование по экрану (Live View), батарея камеры может выдержать до тысячи снимков на одном заряде, что исключительно важно в туристических походах .
  • Контроль над глубиной резко изображаемого пространства. Большой сенсор обуславливает использование сравнительно длиннофокусных объективов, что обеспечивает малую глубину резкости при открытой диафрагме. Прикрыв диафрагму можно добиться большой глубины резкости.
  • Возможность снимать в RAW , для тонкого редактирования снимков.
  • Огромный выбор объективов для любых целей: широкоугольные и телеобъективы, объективы для портретов и для макросъёмки, дискретные объективы и трансфокаторы, с любой светосилой и для любого кармана. Кроме того, многие объективы, выпущенные двадцать и более лет назад, частично или полностью совместимы с современными цифровыми фотоаппаратами соответствующей системы.

Недостатки зеркальных камер:

  • Габариты. Из всех типов малоформатных камер зеркальные аппараты отличаются наибольшими размерами и весом. Особенно это касается дорогих профессиональных моделей. В карман такую камеру не положишь.
  • Громоздкие и дорогие объективы. Зеркало не позволяет поместить объектив достаточно близко к сенсору камеры, т.е. расстояние от оправы объектива до плоскости матрицы (рабочий отрезок) может оказаться больше, чем фокусное расстояние необходимого фотографу короткофокусного (широкоугольного) объектива. Это решается созданием хитроумных ретрофокусных объективов, т.е. таких, у которых фокусное расстояние меньше, чем их фактическая длина. Иными словами, воображаемый оптический центр объектива лежит как бы внутри корпуса камеры за самим объективом.
  • Шум. При спуске затвора слышен довольно громкий механический щелчок. Полностью эту проблему не решает даже т.н. «бесшумный» режим, присутствующий в некоторых моделях.
  • При использовании Live View или при съёмке видео автофокус работает едва ли не медленнее, чем в компактах, а аккумулятор разряжается куда быстрее.
  • Пыль, попадающая внутрь фотоаппарата при смене объективов, может оседать на матрице и приводить к появлению едва заметных пятен на снимках. Ультразвуковые системы очистки матрицы, встраиваемые в корпус камеры, пытаются бороться с пылью, и с каждым годом всё успешнее, но это не повод забывать об аккуратности.

Если вы серьёзно относитесь к фотографии, зеркальная камера – это, в сущности, наиболее рациональный выбор. По крайней мере, на настоящем этапе развития фототехники.

Беда с системными камерами в том, что покупая камеру, вы привязываете себя к конкретной системе. Впоследствии, если вы захотите по тем или иным причинам сменить систему, это может оказаться весьма затратным.

Без сомнения, лидерами в производстве цифровых зеркальных камер являются Canon и Nikon. Обе компании занимаются разработкой фототехники не первое десятилетие, и, поверьте, они знают своё дело. Их системы являются наиболее полными и включают в себя не только широкий выбор фотоаппаратов, как любительского, так и профессионального уровня, но и колоссальное разнообразие объективов, предназначенных для решения любых фотографических задач. Как у Кэнона, так и у Никона имеются полнокадровые камеры, хоть они и достаточно дороги.

Выбирая между Nikon и Canon, вы не можете ошибиться. Они одинаково хороши. Лично я предпочитаю Nikon, но это скорее дело привычки к эргономике и дизайну никоновских камер. Ни один профессионал не будет всерьёз участвовать в дискуссиях на тему «Nikon против Canon ». Это глупо. Конкуренция между двумя гигантами настолько жёсткая, что если бы одна из компаний вдруг в чём-то уступила бы другой, она быстро оказалась бы не у дел.

Среди производителей зеркальных камер, так сказать, второго эшелона следует упомянуть Pentax и Sigma. Фотоаппараты системы Sony α с полупрозрачным зеркалом не являются зеркальными в традиционном понимании, хотя и позиционируются компанией Sony как DSLR: несмотря на присутствие зеркала, видоискатель у них не оптический, а электронный, а значит – энергопотребляющий.

Не стану спорить – камеры Pentax, Sigma и Sony весьма неплохи, и более чем пригодны для создания потрясающих фотографий; более того, некоторые модели могут быть даже в большей степени инновационными в техническом отношении, нежели относительно консервативные Nikon и Canon, но, во-первых, и Nikon и Canon отличаются самым пристальным вниманием к мелочам, касающимся удобства и быстроты в обращении с камерой; во-вторых, их системы наиболее обширны и универсальны и, наконец, в-третьих, системы Nikon и Canon достаточно популярны и продаются повсюду, что порой может очень облегчить процесс покупки нужного объектива. Далеко не всякий магазин фототехники торгует экзотическими системами. И количество этих систем сокращается: Olympus, Fujifilm, Panasonic и Samsung уже оставили рынок зеркальных камер и сосредоточили свои силы на камерах беззеркальных, рынок которых ещё не успели подмять под себя Кэнон с Никоном.

Беззеркальные камеры

Стремление совместить высокое качество изображения, свойственное зеркальным камерам, с малыми габаритами компактов привело к появлению смешанного класса фотоаппаратов, которые принято называть беззеркальными. Иногда используется английская аббревиатура EVIL (Electronic Viewfinder with Interchangable Lens) или MILC (Mirrorless Interchangeable Lens Camera). Иными словами, беззеркальная камера – это камера с достаточно большим сенсором, сменной оптикой и преимущественно электронным видоискателем, не требующим наличия зеркала.

Преимущества беззеркальных камер:

  • Высокое качество изображения, сопоставимое с таковым у зеркальных камер. Впрочем, разброс в размерах сенсора от системы к системе здесь довольно велик: если Sony A7 имеет полнокадровый сенсор (36 x 24 мм), как и у старших зеркальных фотоаппаратов, то камеры системы Pentax Q снабжались откровенно мыльничными сенсорами с кроп-фактором 5,6.
  • Размеры камеры довольно компактны по сравнению с зеркалкой. Беззеркальные камеры не имеют зеркала и пентапризмы, что положительно сказывается на их габаритах. Объективы также могут быть сравнительно невелики – особенно это характерно для короткофокусных объективов.
  • Сменная оптика. Выбор объективов не так широк, как в зеркальных системах, но для подавляющего большинства фотографов вполне достаточен. Кроме того, многие объективы, предназначавшиеся изначально для зеркальных камер, можно установить на камеры беззеркальные через специальный переходник. Тут всё зависит от конкретного производителя и от его взглядов на межсистемную совместимость.
  • Бесшумность. Отсутствие хлопающего зеркала делает камеру значительно тише.
  • Подъём зеркала в зеркальной камере сопровождается лёгкой вибрацией, которая в отдельных случаях может немного ухудшить резкость изображения. Беззеркальная камера, лишённая этого недостатка, потенциально может обеспечить лучшую резкость.

Недостатки беззеркальных камер:

  • Видоискатель за редким исключением электронный, а значит, энергопотребляющий и страдающий небольшой задержкой (впрочем, у хороших беззеркалкок задержка практически незаметна). Многие бюджетные модели вовсе не имеют видоискателя-окуляра, и визирование в них осуществляется исключительно по экрану, как в мыльницах.
  • По эргономике большинство беззеркальных фотоаппаратов ближе всё-таки к компактам, нежели к зеркалкам. Маленький корпус – маленькие кнопки, а многие регулировки и вовсе недоступны напрямую. Фотограф, привычный к механическим органам управления зеркальной камеры, будет раздражён необходимостью ежеминутно лазить в многоуровневые меню. Справедливости ради стоит отметить, что флагманские модели по удобству управления вплотную приближаются к зеркалкам.
  • Расход электроэнергии идёт полным ходом, поскольку и сенсор, и электронный видоискатель включены постоянно. Беззеркальные камеры ещё более прожорливы, чем компакты, благодаря более крупному сенсору. Смею надеяться, что это вопрос технологий и через несколько лет аккумуляторы беззеркальных камер будут иметь достаточную ёмкость, чтобы не привязывать фотографа к электророзетке.
  • Беззеркальные камеры ещё более уязвимы для пыли по сравнению с зеркальными, поскольку в момент смены объектива сенсор в них не прикрыт зеркалом.
  • Беззеркальная камера, при прочих равных условиях, дороже зеркальной камеры сопоставимого класса. Премия за миниатюрность.

Как видите, беззеркальные камеры – довольно спорная категория. По сравнению с компактными камерами – это, безусловно, шаг вперёд, но зеркальным камерам по-прежнему нет равных в оперативности съёмки и универсальности. По стоимости же отдельные беззеркальные камеры могут превосходить не только компакты, но и многие недорогие зеркалки.

Казалось бы, беззеркальная камера является идеальным решением для путешествий, когда малые габариты становятся исключительно ценными, и при этом вы не хотите жертвовать качеством снимков, но это касается только путешествий в сравнительно цивилизованных условиях, подразумевающих возможность регулярно подзаряжать батарею. А ведь фотографу-пейзажисту часто приходится забираться в настолько глухие места, что долгоиграющий аккумулятор зеркальной камеры становится порой решающим фактором.

Часть беззеркальных систем явно ориентированы на пользователей компактов, переросших возможности своих камер, но по тем или иным причинам сторонящихся зеркалок. К этой группе можно отнести Nikon 1, Samsung NX Mini и Pentax Q.

Иные системы, такие как Nikon Z, Canon EOS R, Canon EOS M, Sony α и Fujifilm X и вполне могут стать инструментом профессионала, ценящего умеренный вес и размеры.

Полнокадровая Leica M по сути практически не отличается от классических дальномерных камер Leica и даже имеет параллаксный оптический видоискатель, однако и цена у Лейки более чем выдающаяся, что сильно снижает её привлекательность для большинства фотографов.

Прочие системы: Olympus/Panasonic Micro 4/3, Pentax K, Samsung NX, Sigma sd Quattro – занимают срединное положение и несут в себе, на мой взгляд, слишком много компромиссов, ну да это дело индивидуального вкуса.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Какие виды фотоаппаратов бывают? Сегодня мы поговорим с вами о самых популярных типах цифровых фотокамер. Возможно, кому-то это поможет определиться при покупке фотоаппарата. А для остальных, надеюсь, эта информация будет интересна и познавательна. Поехали!

Компактные фотокамеры типа «мыльница»
Что такое «мыльница»? У многих на слуху это слово, но не все в курсе, какой тип фотоаппаратов так называю. По сути «мыльница» — это самый простой и самый дешевый компактный цифровой фотоаппарат. Цены на данный вид фотоаппаратов стартуют с отметки в 2 тысячи рублей. У большинства цифровых «мыльниц» нет ручных режимов съемки, достаточно плохой несъемный объектив, имеющий переменное фокусное расстояние, но самое печальное то, что данный тип фотоаппаратов обладает самой маленькой матрицей среди всех. Из-за этого качество получаемых снимков самое плохое среди всех фотокамер.

Что такое «мыльница» в двух словах: маленькая матрица, плохой встроенный объектив с переменным фокусным расстоянием, отсутствие мануальных режимов в большинстве случаев. Но в то же время у компактов этого типа есть плюсы: самые маленькие размеры среди всех цифровых фотокамер, самая низкая цена.

Sony Cyber-shot DSC-W730 — типичный представитель класса «мыльница»

Компактные фотокамеры типа «ультразум»
Что такое «ультразум»? По сути, это та же «мыльница», но большего размера. Обычно «ультразумы» удобнее мыльницы с точки зрения эргономики. Основное же отличие – встроенный объектив с универсальным объективом большой кратности. Зум от 20 до 50 – это норма для «ультразумов». Как вы уже догадались, качество фотографий с этого типа фотоаппаратов ничуть не лучше, чем с обычной мыльницы. Просто сам фотоаппарат более универсальный.

Что такое «ультразум» в двух словах: это «мыльница» с большим объективом. Всё остальное не отличает этот вид фотоаппаратов от рассмотренных ранее компактов.

«Ультразум» Olympus SP-820UZ

Компактные фотокамеры продвинутого уровня
Не всегда компактная камера – это плохая камера. Тому есть ряд доказательств. Тут сразу вспоминается отличный компакт Fujifilm x100s. Тут и матрица, сопоставимая по размерам с кроп-зеркалками, и ручные режимы, и светосильный объектив. Отличительная особенность таких камер – обычно в них установлен объектив с фиксированным фокусным расстоянием. В случае с Fuji – это объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 35mm (т.е. реальными 24mm или около того). Сегодня лидером среди компактов является полнокадровая Sony RX. Первый компакт с такой огромной матрицей. Цена этого чуда – больше 100 тысяч рублей.

Что такое продвинутый компакт в двух словах: это небольшой фотоаппарат с хорошей матрицей и оптикой. Основные минусы – невозможность смены объективов и высокая цена. Некоторые компакты этого уровня превосходят по стоимости зеркальные фотокамеры любительского уровня.

Fujifilm X100S — отличный компактный фотоаппарат ценой почти в 50 тысяч рублей

Системные (беззеркальные) цифровые фотоаппараты (EVIL-камеры) или «беззеркалки»
Что такое «беззеркалка»? Это цифровая фотокамера со сменной оптикой, у которой нет зеркала и оптического видоискателя соответственно. Это основные отличия этих камер от зеркальных. Из-за иной технологии удалось достигнуть более компактных размеров камер, не смотря на то, что матрицы в EVIL-камерах соответствуют матрицам любительских «зеркалок». А совсем недавно вышла полноформатная Sony A7r с матрицей в 36Мп, которая по результатам тестов уважаемых изданий практически не уступает профессиональному Nikon D800, который в своё время удивил общественность своими характеристиками именно по части матрицы.

Что такое «беззеркалка» в двух словах: это небольшая фотокамера с отличными характеристиками матрицы, возможностью смены объективов. Минусы в сравнении с «зеркалками»: отсутствие оптического ВИ, небольшой парк оптики, худшая эргономика.

Sony Alpha A7R — лучшая на сегодня «беззеркалка»

Зеркальные цифровые фотоаппараты или «зеркалки»
Что такое «зеркалка»? Это фотоаппарат со сменной оптикой. В отличие от «беззеркалок» имеет оптический видоискатель, который отображает реальную («живую») картинку снимаемого объекта за счет конструкции фотокамеры на основе передачи светового потока от объектива камеры через зеркало прямо в видоискатель. Во время фотосъемки зеркало поднимается, и вместо видоискателя изображение попадает на матрицу, таким образом сохраняется снимок.

Что такое «зеркалка» в двух словах: во времена пленки – исключительно профессиональная техника, которая с приходом цифровых технологий пробилась в массы. Зеркальные камеры по совокупности свойств превосходят ранее озвученные типы фотоаппаратов: быстрая фокусировка, скоростная съемка, большой парк оптики у популярных производителей , отличная эргономика.

Canon 1Dx — лучшая «зеркалка» фирмы Canon

Цифровые фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом
Эти фотокамеры иногда относят к «зеркалкам». Фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом выпускает компания Sony. Визуально они не отличаются от зеркальных. Основное отличие – отсутствие подъемного зеркала. Вместо него используется полупрозрачное зеркало. Данные камеры не имеют оптического видоискателя – в аппаратах Sony он электронный. Это один из менусов камеры с точки зрения многих фотографов. Второй минус – часть света задерживается полупрозрачным зеркалом.

Что такое фотоаппарат с полупрозрачным зеркалом в двух словах: это камеры компании Sony, которые по сути своей похожи на «зеркалки», но отличаются технологией передачи светового потока от объектива к матрице и видоискателю.

Sony Alpha SLT-A99 — полнокадровая фотокамера с полупрозрачным зеркалом

Дальномерные цифровые фотоаппараты или «дальномерки»
Что такое «дальномерки»? Достаточно популярный в пленочную эпоху класс фотоаппаратов, а ныне представленный элитными Leica M9 и Leica M. Эти камеры имеют полноформатный сенсор. Они компактнее зеркальных фотоаппаратов. Цены на сами «дальномерки» и оптику заоблачные. Камера стоит порядка 300 тысяч рублей, объективы от 100 тысяч рублей. Leica – это как Bentley, только фотоаппарат.

Что такое «дальномерка» в двух словах: сегодня это очень дорогая имиджевая вещь. Эти камеры покупают единицы. И многие фотографы печально вздыхают, слыша «Leica M»…

Leica M — самая дорогая современная «дальномерка», мечта многих фотографов

Среднеформатные цифровые фотоаппараты
Среднеформатная камера – последнее, о чем сегодня поговорим. Это самые дорогие на сегодня цифровые фотоаппараты. Они превосходят все остальные с точки зрения итоговой картинки благодаря среднеформатной матрице, которая физически больше полноформатной. Это камеры исключительно для профи, стоят они бешенных денег, объективы к ним также очень качественные и дорогие. Для примера: Leica S2P и Hasselblad H5D-60 стоят больше миллиона рублей за версию без объектива. Одна из самых дешевых среднеформатных камер — Pentax 645D – стоит порядка 300 тысяч рублей.

Что такое среднеформатная камера в двух словах: это очень дорогая камера для профессионалов, которая по качеству получаемых фотографий превосходит все прочие виды фотоаппаратов.

Hasselblad H5D-60 — современная цифровая среднеформатная камера. Профессиональнее некуда

Итог
Мы рассмотрели самые популярные классы (типы, виды – называйте, как хотите) современных цифровых фотоаппаратов. Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться во всем многообразии фотоаппаратов, существующих сегодня на рынке. Всем удачного выбора и хороших кадров!

Статьи

Сигнал с которых представляется, обрабатывается и хранится в самом аппарате в цифровом виде.

Fujifilm FinePix S9000

Несмотря на функциональное сходство, цифровые видеоустройства самого разного назначения, такие как камеры видеонаблюдения и веб-камеры , фотоаппаратами обычно не называются, если не позволяют сохранить снимки в самом устройстве или на вставленном в устройство носителе информации.

Классификация

В ряде случаев современная видеозаписывающая аппаратура имеет функции получения статических снимков, а значительная доля устройств, называемых цифровыми фотоаппаратами, умеет осуществлять запись видеоизображения и звука и выводить видеосигнал в телевизионном формате. Поэтому граница между видео- и фотооборудованием в цифровую эпоху в достаточной степени условна и определяется скорее тем, какие задачи ставит оператор, нежели тем, какова функциональная «начинка» камеры.

Цифровые фотоаппараты можно поделить на несколько классов:

  • Фотоаппараты со встроенной оптикой:
    • Компактные («мыльница » традиционных размеров). Характеризуются малыми размерами и весом. Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции .
    • Сверхкомпактные, миниатюрные. Отличаются не только размерами, но часто и отсутствием видоискателя и экрана.
    • Встроенные в другие устройства. Отличаются отсутствием собственных органов управления.
    • Псевдозеркальные - внешним видом напоминают зеркальную камеру, а также, как правило, помимо цифрового дисплея, оснащены видоискателем-глазком. Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров (пример - Konica Minolta серия моделей Z).
    • Полузеркалка - жаргонный термин, описывающий класс аппаратов, в которых имеется наводка по матовому стеклу через съёмочный объектив, однако нет возможности объектив менять. В таких аппаратах оптическая схема содержит светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50 % светового потока на матовое стекло, а остальное передается на матрицу. (примеры - Olympus E-10, E-20)
  • Камеры со сменной оптикой:

История

Устройство цифрового фотоаппарата

Светочувствительная матрица

Носители информации

Извлечение Canon Powershot A95

Практически все цифровые фотоаппараты используют флэш-память , но есть также фотоаппараты, где используются оптические диски или дискеты в качестве носителя информации. Ряд фотоаппаратов имеют небольшой объем встроенной флеш-памяти, которой хватает для 2-30 снимков. Самые распространенные на сегодняшний день (2008) форматы:

Устаревшие носители информации:

  • SM (Microdrive)

Объём флеш-карт варьируется в (на середину 2008 г) от 512 МБ до 64 ГБ.

Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

Миниатюрная цифровая камера SiPix рядом со спичечной коробкой

Термин «полупрофессиональный цифровой фотоаппарат» («просьюмер » или «просьюмерка» - калька с англ. prosumer от англ. professional и англ. consumer ) обычно употребляется по отношению к псевдозеркальным аппаратам, полузеркалкам и ультразумам, но не является содержательным с технической и потребительской точки зрения.

Термином «профессиональные» обычно называют зеркальные или дальномерные фотоаппараты с кроп-фактором не менее K f =1,6 и обладающим рядом других отличительных особенностей.

Термин «Камера начального уровня» употребляется по отношению к относительно дешёвым моделям какой-либо серии фотоаппаратов, в какой-либо степени урезанным в функциях.

Термин «Ультразум», как правило, означает «мыльницу» с высокократным зум-объективом. Однако с течением времени кратность объектива, с которой начинается «ультра-», меняется. Так, например, называли 8x зумы при сравнении с 6x.

Вообще, многие пользователи не догадываются, что такое «Зум», считая «чем больше - тем лучше», а между тем это - всего лишь отношение максимального к минимальному фокусных расстояний объектива. И сравнивать фотоаппараты нужно как раз по фокусному расстоянию, от которого зависит «угол обзора» - то есть что войдёт в кадр.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях