Как открыть свое издательство. Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин. Что будет дальше

Как открыть свое издательство. Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин. Что будет дальше

В настоящее время ситуация в книгоиздательском бизнесе складывается довольно тревожная. Повсеместное распространение устройств, с помощью которых можно легко читать книги в различных электронных форматах, а также развитие сети Интернет, поставили под угрозу существование издательств, занимающих печатанием книжной продукции.

Стоит отметить, что столь мрачная обстановка складывается практически во всех странах. Ранее некоторые эксперты связывали снижение объемов продаж книжной продукции с кризисом 2008 года, однако, и в настоящее время спрос на некоторые виды бумажной литературы так и не восстановился. Не исключено, что немаловажную роль сыграл тот факт, что на протяжении двух десятков лет рынок книгопечатной продукции развивался крайне хаотично, в результате чего на складах магазинов начало скапливаться крайне много невостребованной литературы.

Несмотря на неясные перспективы, среди российских предпринимателей издательский бизнес очень популярен, что, в принципе, объясняется довольно низкой себестоимостью издания книги, колеблющейся в пределах 150-300 тыс. руб.

Проблема сбыта

Проблема сбыта книжной продукции состоит в специфичности ее потребления. Человек, как правило, читает больше или меньше только в зависимости от наличия на рынке качественного продукта. Таким образом, практически каждая книга с определенной долей вероятности может стать бестселлером. Помимо сложности определения потенциальной популярности книги, начинающему предпринимателю нужно учитывать, что в настоящее время происходит значительно снижение спроса на художественную литературу. Однако веяния прогресса не захватили такие сегменты в издательской сфере, как детская, профессиональная и подарочная литература. Родители по-прежнему стараются приобретать ребенку именно бумажные книги, так как они имеют привлекательный, яркий и позитивный дизайн. Подарочная литература изначально ориентирована на информационную составляющую и красивое оформление.

Авторы

Одной из самых сложных частей в организации собственного издательства является поиск авторов. Сложность, в частности, заключается в том, что состоявшиеся авторы уже работают в крупных издательствах, способных предложить им более выгодные условия, нежели начинающие издательства. Еще одним неприятным моментом является низкая вероятность того, что начинающий писатель сможет быстро завоевать популярность среди читателей, хотя, конечно, успешные примеры есть. Между тем, практически невозможно просчитать окажется ли автор читаемым.

Персонал

Начинающему издательству не стоит нанимать слишком большой штат сотрудников. В принципе, большую часть работы можно отдать подрядчикам, так как в этом случае не придется нести ежемесячные расходы на оплату труда не задействованных сотрудников. Однако на должности редакторов и менеджеров по продажам людей в любом случае придется нанимать. Дело в том, что функционирование любого издательства практически полностью держится на работе редакторов. Редактор книжного издательства должен чувствовать возможного читателя книги, он также должен следить за соответствием содержания книги и ее обложки.

Реализация

Полный цикл производства книги занимает около четырех месяцев, однако издание книги составляет только часть работы. Гораздо сложнее начинающему издательству продать книгу, ведь большинство компаний, занимающихся распространением книжной продукции, интересуют большие объемы, а также сотрудничество с уже состоявшимися издательствами. Поэтому наиболее оптимальным выходом представляется заниматься продвижением книги собственными силами, то есть заключать соглашения с ритейлерами и договариваться об информационной поддержке книг издательства.

Риски и перспектива

Основной риск для любого издательства представляют авторы, работающие с ним. Среди возможных проблем стоит выделить такие, как:

  • Зависимость издательства от одного автора;
  • Появление разногласий с авторами;
  • Конечность плодотворного периода любого автора;
  • Переманивание хороших авторов конкурентами.

Перспективность деятельности книжного издательства очень трудно просчитывается. По сути, продажи книги напрямую зависят от того, насколько она понравилась читателям, причем иногда известность автора не является залогом успешной реализации продукта. Также малоприятным моментом является отсутствие перспективы продажи готового бизнеса, так как, по сути, сам по себе он не представляет для инвестора сильного интереса, в отличие от авторов, на которых завязана работа издательства.

Книжный бизнес активно развивается в России уже 15 лет, в стране действуют более тысячи издательств, а объем рынка достигает $3 млрд. Однако, несмотря на внушительные масштабы и давние традиции, отрасль не выглядит успешной. Издательства не привлекают больших инвестиций, не выходят на финансовый рынок и не становятся подразделениями крупных финансовых групп.

Книжный бизнес активно развивается в России уже 15 лет, в стране действуют более тысячи издательств, а объем рынка достигает $3 млрд. Однако, несмотря на внушительные масштабы и давние традиции, отрасль не выглядит успешной. Издательства не привлекают больших инвестиций, не выходят на финансовый рынок и не становятся подразделениями крупных финансовых групп.

Этой осенью знаменитый «колбасник» Вадим Дымов решил создать собственное издательство. Некоторые эксперты поспешили объявить, что издательский бизнес – новое направление вложений для капиталов в России. Однако сам Дымов сказал, что это бизнес «для души». Осторожность предпринимателя вполне понятна: инвестиционная привлекательность книгоиздания вызывает большие сомнения – что особенно странно, если вспомнить, какими богатыми традициями обладает российский книжный бизнес.

Старая история

Книжное дело – один из старейших секторов рыночной экономики, где советские граждане стали проявлять свои предпринимательские таланты. В начале 90-х все, кто имел склонность к бизнесу, бросились в первую очередь в торговлю шмотками и продуктами и во вторую очередь – в издательство и книготорговлю. Спрос на книги тогда был огромен, к тому же издательский бизнес не требовал больших капиталовложений. К этому надо добавить бескорыстную любовь к книгам, которую питали многие пионеры книжного бизнеса. В итоге за короткий срок в первой половине 90-х годов в России появились тысячи новых издательств. Многие существуют до сих пор, в частности, лидеры рынка – «Эксмо» и АСТ – появились именно в эту эпоху. При этом как вышеуказанные отраслевые лидеры, так и многие другие игроки первоначально были книготорговыми организациями. Потом торговцы начали заниматься изданием наиболее дефицитных книг – от случая к случаю. Постепенно торговые фирмы переросли в полноценные издательства.

Казалось бы, имея столь долгую историю, книжный бизнес должен был стать образцом развития отрасли по рыночным рельсам. Однако, героически возникнув в разгар 90-х, российская издательская система замерла почти в неизменном виде. «Рынок еще не сформированный до конца, малоденежный, не структурированный, с невысоким уровнем менеджмента и без отчетности по международным стандартам», – констатирует директор по маркетингу издательства «Альпина Бизнес Букс» Александр Лиманский.

Правда, в 1996 году отрасль претерпела первый кризис перепроизводства – народ наелся «анжелик». Издательствам пришлось улучшить полиграфию, усилилась их специализация, на рынке возникли лицензионные продукты – например, переводные детские книги с иллюстрациями. После дефолта 1998 года в России появились богатые люди, «разочаровавшиеся», по выражению доцента Московского государственного университета печати Елены Соловьевой, в других отраслях бизнеса. В издательское дело стали поступать капиталы из новых для него секторов – по оценкам Елены Соловьевой, больше всего пришло денег из банков, в особенности – в Санкт-Петербурге. Именно в 1998 году возникли такие издательства, как «Амфора» и «Альпина Бизнес Букс». Однако и тогда качественных изменений на рынке не произошло. Вплоть до сегодняшнего дня подавляющее число издательств – это сравнительно небольшие, независимые, замкнутые и крайне непрозрачные организации. Практически ни одно из них не является составной частью финансово-промышленной группы. Естественно, почти ничего не слышно о каких-либо публичных инвестициях в издательский бизнес. Правда, в прошлом году финансист Александр Мамут, купив издательства «Колибри», «Махаон» и «Иностранка», создал группу «Аттикус» (по слухам, инвестиции Мамута не превысили $4 млн). В июле 2007 года голландская международная издательско-консалтинговая группа «Волтерс Клувер» приобрела российскую компанию МЦФЭР и, по оценке, сумма сделки могла составить около 40 млн евро, но надо иметь в виду, что МЦФЭР – не только издательская, но еще и образовательная, и консалтинговая компания. Наконец, недавно Вадим Дымов создал издательство «Третья смена», но общие инвестиции в проект не превысят $2 млн.

Этими тремя случаями практически исчерпывается история публичных взаимоотношений книжного бизнеса с внешними инвесторами. Новые издательства сейчас вообще основывают крайне редко, а если и основывают, то делают это, как правило, топ-менеджеры уже существующих (например, бывший главный редактор «Рипол Классик» Нина Комарова в 2004 году стала инициатором создания «Этерны»). Ни одна компания до сих пор не проводила IPO. На всю отрасль зарегистрирован практически единственный случай выпуска облигаций, да и тот имеет отношение не к издательству, а к торговой фирме «Топ-Книга». Учредители большинства компаний либо неизвестны, либо ими являются собственные топ-менеджеры. «Те люди, которые сегодня возглавляют издательства, начинали с простой торговли книгами, – рассказывает генеральный директор «Аттикуса» Аркадий Витрук. – Это те, кто просто увлекался книгами и менял их в букинистических магазинах. В начале 90-х кто-то уловил волну и пытался печатать тиражи простым самопальным способом, торгуя ксерокопированными экземплярами. Сейчас крупным и средним бизнесом обычно управляют наемные менеджеры, а вот в издательском деле типично, что люди, стоявшие у основания этих издательств, до сих пор являются в них управленцами. Во многих других секторах это уже пройденный этап».

Постепенная консолидация отрасли идет, но, по единодушному мнению экспертов, гораздо медленнее, чем могла бы – об этом свидетельствует тот факт, что в России активно действует приблизительно 1300 – 1500 издательств (по данным «Книжного бизнеса», их количество с 2004 года сократилось примерно на 19%). Иностранный капитал на издательском рынке практически не присутствует. Самый старый российский бизнес по многим параметрам продолжает жить в прошлом веке.

Враг на пороге

И все же перемены грядут: перед издательствами встали вопросы, на которые приходится искать ответы. Главный из них – постепенное снижение читательского спроса. Совокупные тиражи последние пять лет резко сокращаются – с 702 млн экземпляров в 2003 году до 633 млн в 2006-м. «Социальный статус книги упал, – говорит Елена Соловьева. – Сейчас не стыдно признаться, что ты ничего не читаешь – у тебя просто нет времени! Ты серьезный человек, и на дурость времени не хватает».

К этому надо прибавить рост себестоимости книги, обгоняющий рост цен на них. «В последние годы наблюдается рост всех составляющих: материалы, полиграфия, зарплаты сотрудников, аренда офисов и складов, транспорта, авторские гонорары, стоимость прав на зарубежные книги», – отмечает Александр Лиманский из «Альпина Бизнес Букс». Немаловажную роль играет рост курса евро, ведь именно в Европе покупается большая часть типографских машин и значительная доля полиграфического сырья. Между тем доля импортных (то есть высококачественных) материалов, в частности, высокосортной бумаги, постоянно растет: читатель становится все более взыскательным. Снижение рентабельности издательского бизнеса можно считать свершившимся фактом.

Естественным ответом могло бы стать ускорение консолидации рынка. Крупные игроки экономят за счет «эффекта масштаба». Не случайно Александр Мамут объединил сразу три издательства под крышей холдинга «Аттикус». «Мы стали закупать больше бумаги, картона, пленок и всех остальных материалов. В связи с ростом объемов наших заказов типографии тоже идут навстречу, мы становимся большим и интересным клиентом. Кроме того, чем больше размер издательства, тем эффективнее можно управлять складами, бухгалтерией – всем, что называется бэк-офисом. За счет этого мы и стараемся удерживать прибыльность на достаточном уровне», – объясняет глава «Аттикуса» Аркадий Витрук.

Можно предположить, что главным направлением развития рынка станет постепенная консолидация бизнеса вокруг нескольких десятков лидеров. «У небольших компаний много идей и проектов, но не хватает ресурсов, чтобы их реализовать и довести до потребителя, обеспечить необходимую поддержку и продвижение. При этом экономика многих маленьких издательств находится в плачевном состоянии», – отмечает гендиректор «Эксмо» Олег Новиков.

Искусство поглощений

Уже сегодня структура издательского рынка похожа на пирамидальную конструкцию. На вершине два лидера – группы «АСТ» и «Эксмо», которые вместе выпускают примерно 30% книжной продукции. За ними с некоторым отрывом следуют «Просвещение», «Олма-Пресс», «Дрофа». Пятерка лидеров издает половину всех российских книг. Их размеры уже таковы, что они могут заинтересовать сторонних инвесторов, а привлеченные средства использовать как для увеличения своей доли на рынке, так и для скупки конкурентов. Правда, по мнению Олега Новикова из «Эксмо», для выхода на IPO стоимость компании должна быть не менее $500 млн, а таких издательств в стране пока нет. Но опыт поглощений у лидеров рынка есть, хотя эти сделки проходили иногда по довольно специфическим, характерным только для издательского бизнеса схемам.

Дело в том, что ценность издательства в значительной степени определяется качеством его команды. Крупные предпочитают не покупать фирмы, а поглощать команды опытных редакторов. Сотрудничество с мелким издательством может начаться с совместного проекта. Мелкое – придумывает идею книги, находит автора, подготавливает текст, крупное – вкладывает средства в тиражирование и предоставляет свои реализационные каналы. Прибыль от проекта делится между партнерами, а в выходных данных, как правило, стоят названия обоих издательств. После некоторого периода сотрудничества крупная фирма может предложить команде партнера целиком перейти под свою эгиду. При этом младший партнер иногда формально сохраняет самостоятельность – хотя фактически это означает, что он просто берет у крупной группы на аутсорсинг работы по редактированию и подготовке текста. «Сейчас только крупные издательства, обладающие собственной сильной системой дистрибуции, могут обеспечить своим книгам масштабную и эффективную работу с розничными операторами, – разъясняет Олег Новиков. – Сегодня таких – единицы, остальные же работают через оптовиков, ассортимент которых из многих тысяч позиций позволяет продвигать в лучшем случае топ-100 каждого издательства. А все остальные книги остаются лежать где-то на складе. Если же маленькое предприятие попадает в структуру большого, то все ресурсы большого становятся ему доступны». По оценкам Елены Соловьевой, именно АСТ – крупнейшее российское издательство – обладает особой склонностью к подобному сотрудничеству с мелкими и средними, с их последующим поглощением. Благодаря такой политике группа «АСТ» состоит из 50 отдельных редакционных команд, причем, по мнению Соловьевой, фактически реализационные подразделения группы управляют этим творческим хозяйством. Второй гигант – «Эксмо» – предпочитает поглощения мелких игроков без сохранения их бренда, хотя также прибегает к совместным проектам – например, с издательствами «Око» или «Зебра Е». Впрочем, случаются и официальные покупки: в начале этого года группа «АСТ» приобрела «Аванту+» – лидера в сфере выпуска энциклопедий. Эксперты оценивали стоимость сделки в диапазоне от $4 млн до $10 млн. В начале октября «Эксмо» завершило сделку по приобретению 25% издательства «Манн, Иванов и Фербер», специализирующегося на деловой литературе (оценочная стоимость сделки – $1 млн).

Второй механизм консолидации – перекупка авторов. Как утверждают специалисты, любой автор, чьи книги достигли коммерческого успеха на рынке, немедленно получает предложение от конкурентов. А поскольку более крупные фирмы обладают и большими финансовыми возможностями, то они, как правило, могут сделать лучшее предложение. В результате на рынке наблюдается феномен, который можно было бы назвать вертикальной миграцией писателей: от мелких издательств – к средним и от средних – к крупнейшим. Конкуренция предложений имеет и еще одно важное следствие – постепенный рост гонораров. Если в конце XX века человек, написавший детективный роман, получал за свой труд $3000 – 5000, то теперь авторы бестселлеров могут претендовать на десятки и сотни тысяч долларов. Выплачивать такие гонорары могут только лидеры рынка.

Судьба вертикали

Крупные издательства даже в условиях снижающегося спроса могут поддерживать приемлемый уровень рентабельности еще и потому, что способны создавать вертикально интегрированные структуры, включая в состав холдингов типографии и книготорговые организации. Сегодня все крупнейшие игроки владеют либо типографиями, либо долями в капитале полиграфических комбинатов. Однако интеграция натыкается на ряд объективных трудностей. Во-первых, российская типография часто не умеет «делать все», и владельцы вынуждены печатать часть книг в чужих типографиях. Во-вторых, издательство обычно не может целиком загрузить полиграфический комбинат, поэтому тот должен искать клиентов на стороне. В-третьих, российская полиграфия остро нуждается в модернизации, а у издательств нет для этого инвестиционных ресурсов.

Более перспективным направлением развития является интеграция крупных издательств с оптовой книготорговлей. В России сегодня явственно ощущается нехватка оптовиков федерального масштаба. Мелкие есть в каждом регионе – но они известным только издателям, которые с ними работают.

В этом звене существует почти единоличное доминирование одной крупной компании – «Топ-Книги». Другие фирмы – «Клуб 36,6», «Лабиринт», «Мега Л», «Мастер-Книга» – отстают от лидера с большим отрывом. Но даже «Топ-Книге» не под силу организовать доставку товара во все субъекты Федерации. «В Германии на оптовом книжном рынке всего два игрока – KNV и Libri, – говорит Любовь Касьянова, начальник управления оптовых продаж «Топ-Книги». – Для России при ее масштабах вполне возможно существование 3 – 4 крупных игроков».

Возникает патовая ситуация: региональные оптовики не могут налаживать связи с московскими издательствами, а федеральные – все-таки недостаточно крупны, чтобы охватить своей сбытовой сетью все регионы – в частности, из-за конкуренции с мелкими. «У нас мало крупных оптовиков, потому что много мелких. При этом книжной отрасли не хватает существующего количества этих компаний, – говорит Владимир Драбкин, главный редактор журнала «Книжный бизнес». – Организация подобного звена требует слишком больших вложений. Крупные оптовики не могут поглощать мелких из-за нехватки средств. В ближайшие годы мало что изменится».

По словам Любови Касьяновой, в среднем наценка оптовика в России составляет 20 – 25%, почти столько же, сколько в Германии, где торговец набавляет 30%. Однако в региональные магазины продукция попадает, пройдя через нескольких посредников. И суммарная наценка может перевалить за 100%. Искусственное повышение цены снижает прибыль издателя и в то же время тормозит спрос на книги. К тому же у издателей и торговцев отсутствует общее понимание роли оптового звена на книжном рынке. «Логисты не должны заниматься продвижением отдельных названий, это прерогатива издательства. А издатели ждут, что мы будем стимулировать сбыт именно их продукции, – сетует Любовь Касьянова. – Иногда они выступают в роли наших конкурентов, предоставляя равные коммерческие условия оптовикам и рознице. В этом случае нам приходится снижать цены, и соответственно рентабельность».

В итоге крупнейшие издательства не ждут милости от оптовиков, а начинают создавать сети собственных региональных дистрибьюторских центров. Остальным приходится ждать, когда федеральные игроки дорастут до нужных размеров.

Невездесущая розница

Имеются у издательств и серьезные трудности во взаимоотношениях с розничной торговлей. Причем эти трудности возрастают по мере того, как российский читатель становится все более требовательным. В «золотые» для книжного дела 90-е годы более 70% книжной продукции в России продавалось на лотках, в киосках, на ярмарках. Постепенно такая система перестала устраивать и издателей, и читателей. Книги – товар специфический. Успех реализации во многом зависит от разнообразия ассортимента, торговых площадей, комфорта и удобной навигации. Сегодня на долю лотков и киосков приходится не больше 10% оборота. Между тем рост продаж сдерживается неразвитой системой торговли. Книга до потребителя просто не доходит. На Москву и Санкт-Петербург приходится 40 – 60% оборота. В районе с населением в 100 000 человек может не оказаться ни одного магазина, способного предоставить достойный выбор. «Серьезная конкуренция существует только в Москве, да и то со стороны старых магазинов «Москва», «Библио-Глобус», «Молодая гвардия», – говорит Дмитрий Кушаев, совладелец сети «Букбери». Своим успехом они во многом обязаны выгодному «историческому» местоположению. «В Германии на каждые 15 000 жителей приходится один специализированный магазин, в России одна точка обслуживает 60 000 человек, – сетует Алла Штейнман, генеральный директор издательства «Фантом Пресс». – Более-менее нормальная ситуация только в Москве и Питере, неплохая – в Екатеринбурге и Новосибирске. В провинции розница не удовлетворяет спроса».

Участники рынка уже заговорили о приближении кризиса перепроизводства. «Российские торговые площади могут «освоить» чуть больше 30% производимой в стране печатной продукции. Но ведь еще есть остатки прошлых лет, – говорит Ольга Шерман, и.о. директора департамента маркетинга «Топ-Книги». – Нормальная система возврата издателям нереализованного товара практически отсутствует. Например, в США доля возврата составляет более 20% поставленных книг, в Западной Европе – около 15%, в России – не более 5%. И это не означает, что наши издатели отлично прогнозируют спрос, просто они не принимают остатки своих «шедевров». Другие каналы реализации («Книга – почтой», Интернет) контролируют не более 12 – 13% оборота.

Опутанные сетями

Решить проблему нехватки цивилизованной розницы могли бы сетевые игроки. По прогнозам экспертов маркетингового агентства Step by Step, количество сетевых книжных магазинов будет расти на 35 – 40% в год. Правда, подобные прогнозы эксперты давали еще несколько лет назад, однако темпы прироста оказались намного ниже. По данным «Топ-Книги», на долю сетевой розницы приходится лишь 15% оборота книжной продукции. В России насчитывается примерно 15 сетей, но в основном они работают в столицах. Сетевая торговля – также плод вертикальной интеграции, большая часть ее находится под контролем издательств или оптовиков. Акционером «Нового книжного» и «Буквоеда» является издательство «Эксмо», «Азбука» владеет сетью «Книжный салон «Престиж» и контролирует питерскую «Снарк». Издательству «АСТ» принадлежит сеть «Буква». Компания «Топ-Книга» создала пять сетей разных форматов. Владелиц «Аттикуса» Александр Мамут также контролирует сеть «Букбери».

При этом, создавая собственные розничные сети, издатели постоянно вынуждены преодолевать соблазн: превратить их в каналы продажи только собственной продукции. Например, большая часть ассортимента «Буквы» приходится на книги издательства «АСТ». «Я не понимаю такой модели. Это не книжный магазин, а пункт продаж товара конкретного издательства», – сетует Дмитрий Кушаев. В собственной торговой сети можно привлекать покупателя более выгодными ценами, ведь наценка посредника отсутствует. Но отсутствует и выбор, который обычно обеспечивает приток покупателей. Не случайно некоторые проекты не получили должного развития. Холдинг «Терра», например, благодаря серьезным вложениям европейской книжной сети «Бертельсман» купил Ярославский полиграфический комбинат и организовал сеть «Книжный клуб «Терра». «У них были связи с властями в регионах, хорошие места для магазинов, – рассказывает Елена Соловьева. – Но продвигали они продукцию «Терры». Но одно издательство не может обеспечить нормальный поток новинок! Если клиент заходит и видит, что книги в магазине не поменялись – ему становится неинтересно».

Крупных независимых игроков, в равной степени заинтересованных в продвижении продукции всех издательств, в сфере розницы очень мало. В Москве к таковым относится только муниципальная сеть «Московский дом книги», поскольку владельцы сетей «Букбери» и «Республика» тоже стали издателями. Розничная торговля книгами считается не слишком привлекательным бизнесом. С одного квадратного метра площади книжный супермаркет приносит вдвое меньше доходов, чем продуктовый, при равных затратах на оборудование. Основная статья расходов любой розничной точки – арендная плата. Однако в книжном бизнесе одни магазины платят по коммерческим расценкам, другие – по льготным, а третьи не платят вовсе (если магазин – государственный). В результате участники рынка поставлены в заведомо невыгодные условия: кто-то вынужден закладывать свои арендные издержки в цену книги, а кто-то может позволить себе демпинг. По словам Ольги Шерман, в зависимости от формата уровень рентабельности колеблется от 7% до 15%. «С точки зрения оперативной рентабельности, сегодня по-прежнему наиболее выигрышным является формат магазина в 200 – 300 метров», – рассуждает генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов.

Пока жители провинции страдают от дефицита продукции, розничные торговцы пытаются бороться за покупателя на самых конкурентных рынках – московском и питерском. Например, «Буквоед» первым реализовал концепцию книжного магазина-клуба с дополнительным сервисом. «Мы предоставляем услуги по поиску и бронированию книг через Интернет и через единый телефонный номер, – говорит Денис Котов. – Наши книжные клубы работают круглосуточно, у нас можно бесплатно воспользоваться доступом Wi-Fi, оставить ребенка в детской комнате и раздеться в гардеробе. Московский дом книги проводит мероприятия для читателей: фестиваль детской книги, неделю русской фантастики. С конца 2005 года в магазинах «Букбери» стали открывать кофейни-«Шоколадницы» по принципу американской книжной сети Barnes & Noble, там в каждом магазине работают кофейни Starbucks. «Мы сотрудничаем с несколькими операторами, в том числе и с «Шоколадницей». Они платят нам за аренду, а мы получаем от них дополнительных клиентов, – говорит Дмитрий Кушаев. – Аудитории кофеен и книжных магазинов пересекаются. Есть определенная синергия кофе, чая и книги. В больших магазинах такая модель работает».

За ценой не постоим

Участники рынка, начиная с издателей и заканчивая розничными торговцами, объясняют все проблемы российской книжной отрасли низкими ценами. Дескать, в России книги значительно дешевле, чем на Западе. «Особенность нашего рынка в том, что книга является дешевым продуктом. Люди не привыкли тратить деньги на нее. В той же Польше она стоит $8 – 9, а у нас редко выше $3. Цены на все товары растут, а на книги – нет», – считает Алла Штейнман. Подобные речи слышны на протяжении десяти лет. По мнению издателей и торговцев, низкая конечная стоимость книги лишает возможности развиваться, поскольку каждый участник цепочки ограничен определенным уровнем маржи. Правда, многие указывают «плачущим» издателям, что в Москве книга в твердом переплете стоит те же $8 – 10. В регионах, конечно, цены ниже, но именно столичный рынок приносит издателям и торговцам основные доходы.

В некоторых странах приняты фиксированные розничные цены на книги. Изначально цена уже указана на обложке, издатель продает товар со скидкой, которую потом по очереди накручивают оптовики и розница, а конечный потребитель покупает книгу по той самой фиксированной цене. Но в России введение фиксированных цен представляется маловероятным. За их существование обычно борются издательства, однако у нас они активно развивают розницу, поэтому сколько бы ни сетовали на тяжелую жизнь, свободные цены им выгодны.

«Книжный рынок имеет одну особенность, которую часто упускают: низкую эластичность спроса. Это означает слабую зависимость числа приобретаемых книг от цены на них. Цена будет основным фактором роста российского книжного рынка, в то время как количество проданных книг в натуральном выражении уменьшится или останется на прежнем уровне, – предсказывает Ольга Шерман. – До 2009 года цены на книги будут расти примерно на 20% за год, соответственно и книжный рынок будет увеличиваться как минимум на 15%».

Таким образом, главные направления развития издательского бизнеса в России – консолидация, вертикальная интеграция и рост цен. Но развитие по этим трем направлениям будет происходить не быстро. Ценам не позволят расти бедные читатели. На пути консолидации встанет упорство владельцев мелких и средних издательств, не готовых лишиться бизнеса. По оценкам Александра Лиманского, консолидация отрасли будет происходить самое большее со скоростью две-три крупные сделки в год.

Книгам не хватает полок

Интервью с Аркадием Витруком, генеральным директором группы «Аттикус»

Проект Александра Мамута, издательская группа «Аттикус», учрежден не в самое лучшее время: книжный рынок затоварен, нераспроданной, по некоторым данным, остается треть всех напечатанных книг. Однако генеральный директор группы «Аттикус» Аркадий Витрук уверен, что существуют пути развития бизнеса, позволяющие издательствам процветать даже в условиях стагнации.

Любое издательство мечтает выпустить бестселлер – книгу, которую раскупают сотнями тысяч экземпляров. Любое издательство мечтает открыть писателя, способного производить бестселлеры по несколько штук в год. Но в России работает больше тысячи издательств, и на всех бестселлеров явно не хватит.

– Какие, на ваш взгляд, самые привлекательные проекты появились за последнее время в издательской сфере?

– Самые удачные – те, что незаметны. Удачные проекты – это стабильные продажи, а стабильные продажи идут по специализированным каналам. Это учебники, специальная литература для бухгалтеров, специальная литература для юристов. Мы все подписаны на обновление юридических баз данных, и те, кто издает печатные «эквиваленты» подобных баз, не слишком заметны, но их бизнес очень привлекателен. За это платят, сколько бы оно ни стоило. Если же говорить о ярких книжных проектах, то достаточно посмотреть рейтинги – и они говорят, что на первом месте у нас детективы, и тут издательство «Эксмо» выходит на первое место со своими женскими детективами, которые они делают огромными тиражами. Когда книги издаются тиражом по 200 000 – 300 000 экземпляров, то, думаю, что с прибылью там все в порядке.

– Если писатель вроде Минаева или Робски получает внезапный успех – это удача издательства или результат целенаправленной маркетинговой политики?

– Без маркетинговой работы успеха добиться невозможно. Практически все новые проекты требуют поддержки. Успех книги с рекламным сопровождением может быть в разы выше, чем без него. Реклама становится все большим и большим двигателем нашей торговли. Бизнес окреп и может позволить себе выборочно спонсировать поддержку отдельных проектов. Тут каждое издательство обладает собственным ноу-хау. Обычно стандартный набор включает, как минимум, какие-то листовки, плакаты, рассылки для партнеров в рознице, и сегодня стоимость всего этого измеряется уже тысячами долларов. Когда издательство начинает устраивать какие-то промоакции, все становится еще дороже, потому что, даже когда делаешь это совместно с какими-то федеральными сетями, выясняется, что практически невозможно организовать акцию на всю страну. Тут же федеральная сеть дробится на множество локальных сетей и магазинов, потому что сети хоть и федеральные, но состоят из сегментов, и в каждом из них приходится организовать акцию отдельно. Такие акции в идеале должны совмещать в себе усилия прокатчиков фильмов, издательств, изготовителей игрушек, и тогда успех гарантирован.

– Часто говорят, что маркетинговым усилиям издательств мешает элементарная нехватка книжных магазинов.

– Так и есть. Все мы стремимся открыть новые имена, которые завтра станут знаменитыми. Но поскольку в ином магазине и полок не хватает, то любая книга на стенде новинок находится недостаточно долго, чтобы читатели успели понять: ей уделяется специальное внимание. Обычно в магазине книга лежит на такой выкладке в течение двух недель. И если человек, который интересуется книгами, старается заходить в магазин пару раз в месяц, то он ее видит один раз. В лучшем случае – два. Вряд ли этого достаточно, чтобы книга примелькалась и в подкорке засело ее название.

– Какое, на ваш взгляд, сегодня главное направление развития издательств?

– Издательства будут сейчас фокусироваться на выстраивании вертикальной цепочки. Они постараются наладить взаимоотношения с ключевыми сетями таким образом, чтобы получать дополнительные услуги, информацию, чтобы книги конкретного издательства приобретались эффективнее. Плюс займутся повышением уровня сервиса – повышением скорости и расширением географии доставки, маркировкой книг для розницы. Не секрет, что у нас в регионах много мелкого опта, который никогда до Москвы не добирается и перебивается, беря книжки у крупного федерального оптовика. Региональные игроки с удовольствием переключились бы на прямую работу с издательством, если бы оно могло предоставить такие услуги.

– А ваше издательство?

– У нас есть планы строительства собственной типографии. Мы рассчитываем, что она, хотя и станет входить в корпоративную структуру, но будет оперировать в рамках рынка, и наше издательство станет только одним из ее заказчиков.

– Начнете организовать свои магазины?

– Такой вариант мы рассматриваем очень внимательно, только ведь это очень дорогостоящая вещь. В любом случае мы не станем подходить к этому как к магазинам издательства. И типография, и магазины будут не придатками издательства, а самостоятельным бизнесом. Но собственная розница – это большой проект, он требует и соответствующих инвестиций, и, самое главное, человеческих ресурсов. В России найти человеческие ресурсы труднее, чем инвестиции.

– А когда мы услышим о первом IPO издательской компании?

– Масштаб крупнейших игроков уже позволяет выходить на IPO, исходя из понимания, что это вызовет достаточный интерес инвесторов. Но готовиться к IPO нужно в течение трех лет. Если этим кто-то сейчас занимается, то в лучшем случае года через два произойдет первое размещение.

Артем Казаков, Константин Фрумкин

Сегодня набирает новые обороты издательство как бизнес. Рентабельность такого проекта просчитать довольно сложно, а отзывы владельцев говорят о предстоящих трудностях. Но если составить бизнес-план и развиваться постепенно, то можно добиться грандиозного успеха.

В данном деле многое зависит от удачи, настроений и предпочтений читателей. Бизнес на издании книг сопряжен со множеством рисков и непредвиденных обстоятельств, но в целом он является перспективным вложением денег. Ведь сейчас все больше людей возвращаются к книге как к источнику вдохновения или для получения важной информации.

Особенности издательского дела

Создание и выпуск книг, другой печатной литературы выполняет просветительские, социальные и интеллектуальные функции. Чтобы успешно реализовать идею в данной сфере нужно обладать многими знаниями и навыками:

  • быть начитанным и разбираться в хороших книгах;
  • иметь опыт работы на издательском рынке;
  • постоянно искать и налаживать контакты с перспективными молодыми авторами;
  • понимать, за какие проекты стоит браться;
  • четко представлять целевую аудиторию, ее вкусы, пожелания;
  • уметь доносить продукт до потребителя;
  • разбираться в законодательстве (издательство, авторское право, реклама) и т. д.

И хоть опытные предприниматели говорят о сложностях данного бизнеса, многочисленных минусах проекта, все же уровень вхождения не является слишком высоким. И если хотя бы одна из выданных вами книг станет бестселлером, то успех всего дела гарантирован.

Стоит отметить и тот факт, что многие издательства в нашей стране начинались не с попытки выгодно вложить инвестиции, а с возможности выпустить на рынок ту литературу, которой не хватает. К примеру, владельцы фирмы «Манн, Иванов и Фербер» начали свое дело за счет желания компенсировать недостаток на полках качественной специализированной полиграфической продукции в сфере бизнеса.

С чего начать?

Если вы желаете открыть свое издательство с нуля, нужно, прежде всего, составить план действий:

  1. Определиться с направлением выпускаемой литературы, узким сегментом. При этом вы сориентируетесь в том, на какую целевую аудиторию можно рассчитывать. Уточните предпочтения, пожелания и потребности читателей.
  2. Создать бренд, логотип компании, продумать, как назвать издательство, чтобы имя стало со временем узнаваемым.
  3. Найти источник финансирования для реализации проекта.
  4. Пройти процесс официального оформления фирмы в налоговой службе. Получение всех требуемых разрешений, заключение договоров.
  5. Нанять персонал для эффективной деятельности издательства.
  6. В современных реалиях уместно будет создать и собственный сайт, на котором указывается вся информация, способная заинтересовать как авторов, так и дистрибьюторов.
  7. Поиск перспективных писателей, заключение с ними договоров, получение права на перевод и пр.

Сам же процесс издания не связан с какими-либо техническими сложностями. Выпуск книги занимает не дольше 3-4 месяцев и проходит стандартные шаги полиграфической печати. Простота данного этапа – один из плюсов издательского бизнеса.

Выбор специализации

На сегодняшний день самый высокий спрос наблюдается на остросюжетную литературу, к которой относятся детективы и женские романы. Второе место занимают обучающие книги, пособия, методички. Еще одним популярным направлением стала детская тематика. Но новичкам не рекомендуют сразу браться за художественную литературу, так как этот сегмент рынка связан с высокими рисками и более крупными инвестициями.

Считается, что лучше начинать издательское дело с узких специализированных направлений, например, бизнес-литературы, кулинарии, выпуска календарей, книг по психологии или эзотерике.

Также выгодными и перспективными считаются такие сегменты:

  • Периодическая печать – газеты, журналы, которые получают прибыль не только от тиража, но и от размещаемой в них рекламы. Это направление сопряжено со своими сложностями. Здесь нужно уметь находить актуальную информацию и подавать ее в сжатые сроки. Помните и о том, что рекламодатели, за счет которых и процветает данный бизнес, предпочитают красивые глянцевые издания.
  • Электронные книги – сегодня набирают все больше популярности. Для начинающего предпринимателя они выгодны тем, что не требуют крупных капиталовложений и сотрудничества с . Реализация же продукции происходит с помощью интернета.
  • Создание мини-игр – одно из современных направлений. Здесь есть своя специфика. Над каждым проектом работает множество профессионалов – от авторов до программистов. Распространяется продукция в интернет-магазинах, через гаджеты, социальные сети, приложения, специализированные игровые порталы и пр.

Быть универсальным издательством, которое может позволить себе заниматься сразу разноплановыми проектами, изначально вряд ли получится. Таким преимуществом обладают лишь крупные компании, давно утвердившиеся на рынке. А вот конкурировать с подобными гигантами можно как раз счет выбора узкого специализированного направления, которое и создаст вам узнаваемое имя.

Какие нужны документы?

В зависимости от предполагаемых объемов печатной продукции следует выбрать один из доступных способов регистрации – ООО или ИП. При небольших стартовых вложениях можно ограничиться вторым вариантом, то есть стать индивидуальным предпринимателем. В данном случае подают минимальный пакет документов, а вести бухгалтерию намного проще.

Но у общества с ограниченной ответственностью есть больше шансов на расширение и дальнейшее развитие. Правда, тогда нужно создать устав компании, заложить уставный капитал в определенном размере, оплатить более высокую госпошлину. Система налогообложения в любом случае может быть упрощенной (УСНО), при которой государству выплачивают 6% от всех доходов издательства или же 15% от разницы между прибылью и расходами.

Обязательно укажите все коды ОКВЭД:

  1. 1 – издательская деятельность.
  2. 13 – выпуск журналов и газет.
  3. 40 – печать рекламной продукции.
  4. 15 – прочие разновидности полиграфии.

Офис и оборудование

Издательство может выглядеть по-разному. Менее затратный вариант – наличие простого помещения для нескольких работников со стандартным набором офисного оборудования и мебели. Здесь принимают клиентов, авторов, заключают договоры с дистрибьюторами и пр. Саму же техническую часть по печати книг отдают в типографию.

Второй вариант предполагает полный цикл издательства. Для этого нужно дополнительно закупить:

  • компьютеры для верстки и подготовки документов;
  • печатное оборудование;
  • специальные устройства для послепечатной обработки – аппараты для разрезания и подбора листов, создания брошюр, переплет и пр.

Поиск перспективных писателей

Основная сложность состоит в работе с авторами. Именно они могут сделать ваш бизнес успешным или провальным. Для начинающего предпринимателя этот пункт оказывается еще более сложным, так как рассчитывать на раскрученные имена не приходится, вы просто не сможете обеспечить им требуемые условия работы и высокие гонорары.

Единственный шанс – найти такого же новичка, но в писательской сфере. Успешные тандемы гарантируют длительное сотрудничество и прибыль для обеих сторон. Но нужно понимать, что прежде чем обнаружить ценную «изюминку» придется пересмотреть тысячи рукописей, которые были отвергнуты другими редакторами.

Существует такая статистика – на 2000 присылаемых в издательства текстов только 1-2 обладают ценностью. Многое же зависит от вкусов и предпочтений читателей. Если людям понравится книга, то вам обеспечен успех, если нет – это зря потраченные деньги на тираж.

Издательский бизнес также отличается еще одной специфической деталью. Вы не можете заключать договор с автором на будущие книги. Поэтому очень часто перспективных новичков перекупают или просто переманивают более крупные компании. Иногда это действительно выгодно, так как предложенная за автора сумма окажется выше, чем прибыль от годовой продажи его книг. Но вам придется опять заняться поиском нового писателя.

Персонал

Также издательству нужны люди, занимающиеся подготовкой, редактурой, вычиткой, печатью и другими этапами полиграфического дела. И хоть крупные фирмы имеют в штате более сотни человек, все же это необязательно. Обратите внимание на самые ключевые фигуры в данном бизнесе:

  1. Редактор – именно он сможет выделить успешную и перспективную рукопись среди остальных, подобрать удачную обложку и представить книгу читателям в самом выгодном свете.
  2. Менеджер по продажам – связывается с дистрибьюторами, книжными магазинами, задействует рекламные и маркетинговые каналы, чтобы предъявить книгу как можно большему числу читателей.
  3. Иногда требуются и другие люди – переводчики, дизайнеры, корректоры.

Если вы хорошо разбираетесь в издательском деле и внутренне «горите» данной идеей, то большую часть работы можете выполнять и самостоятельно. Тогда точно будете знать, что продукция выглядит именно так, как вы того желаете.

Риски

Недаром опытные издатели говорят о сложностях и проблемах в данном деле. Среди них самые ощутимые для новичка:

  • Непредсказуемость популярности того или иного проекта. Можно как угодно хорошо разбираться в литературе, модных тенденциях в данной сфере, предпочтениях читателей. Но если выпущенная книга по какой-то непонятной причине не понравится покупателям, то она останется лежать на полках в магазине.
  • Работа с авторами – сложность состоит не только в их поиске, но и в дальнейшем сотрудничестве. Здесь существует довольно широкий спектр форс-мажорных обстоятельств и человеческого поведения. Так, перспективный и успешный начинающий писатель может получить аванс, но не выдать книги, затянуть на несколько лет с ее написанием, начать экспериментировать в сомнительном направлении, перейти к другому издателю, если там ему предложат более интересные условия или высокий гонорар.
  • Также существует и сильнейшая зависимость от автора, если за счет кого-то одного издательство стало узнаваемым. Его успех и неудачи напрямую влияют на прибыль.

Реализация продукции

Еще одной сложностью в издательском деле является процесс дистрибуции, то есть распространение книг в массы. Большинство компаний, которые закупают и развозят по магазинам печатные издания, интересуются лишь популярными экземплярами, бестселлерами. Да и приобретать желают только большие оптовые партии. Сотрудничество с новичками и малым тиражом для них непривлекательно.

В таком случае лучшим выходом становится личная работа в данном направлении. То есть, вы как владелец бизнеса или же нанятый менеджер должны приложить все усилия по реализации выпущенной книги. Для этого существуют такие методы:

  1. Налаживайте контакты с ретейлерами.
  2. Распечатайте рекламную продукцию для популяризации книги.
  3. Сотрудничайте с книжными магазинами напрямую. Но ориентируйтесь не только на Москву или другие мегаполисы, но и на менее крупные города.
  4. Купите рекламное место перед заведением, в котором ваше печатное издание выставлено на продажу.
  5. Проследите за тем, как именно размещают на полках вашу продукцию.
  6. Используйте и другие рекламные площадки – глянцевые журналы, радио, телевидение, интернет и пр.

Чем больше будет задействовано каналов сбыта и рекламы, тем выше шансы на то, что люди заинтересуются именно вашей книгой. Хотя результат все равно будет зависеть от того, понравится она им или нет. А на этот фактор повлиять практически невозможно.

Где взять деньги?

Начинающий предприниматель сталкивается еще с одной проблемой – поиск нужной суммы для старта. Издательское дело отличается тем, что банки практически никогда не кредитуют такие проекты. Поэтому вам придется искать финансирование другими способами:

  • Иметь личные накопления.
  • Привлечение заинтересованных инвесторов – правда, они, как правило, вкладывают деньги в подобный бизнес лишь на основании собственных интересов, так как издательство является слишком рискованным делом.
  • Поиск совладельцев фирмы, тогда можно рассчитывать на то, что несколько человек смогут своими силами обеспечить требуемое финансирование проекта.

Также сегодня существует весьма выгодный для новичка способ сотрудничества. Начинающее издательство выкладывает свою идею более крупной компании. Та соглашается реализовать ее на практике, а прибыль владельцы делят поровну или согласно другим ставкам по составленному договору.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца .

Рентабельность проекта

Сумма вложенных средств существенно будет отличаться в зависимости от объемов выпускаемой продукции, выбранного направления и формата работы. Так, если вы доверяете всю техническую часть типографии или другим подрядчикам, тогда инвестиции окажутся минимальными.

При организации полного цикла выпуска полиграфической продукции придется закупить профессиональное оборудование, что существенно увеличит затратную часть. Но тогда и себестоимость каждого экземпляра окажется значительно ниже. По средним подсчетам, для старта в издательском деле достаточно иметь 650-700 тысяч рублей. Если же ориентироваться на выпуск электронных книг, то инвестиций потребуется намного меньше.

Доходы и рентабельность проекта также зависят от выбранного направления. Более перспективным считается издание глянцевых журналов, календарей, кроссвордов, игр и пр. На тираже периодической печати в 5000 экземпляров можно заработать около 80 000 рублей. Но просчитать заранее полученные доходы довольно сложно.

Видео: издательский бизнес.

Издательский бизнес - сфера сложная, трудности связаны не только с выбором произведений, но и с тиражами, работой с авторами, подготовкой изданий, их распространением. Если вы ориентируетесь в книгоиздании, попробуйте взвесить шансы и оценить перспективность бизнеса.

В настоящее время существует множество видов частного предпринимательства, от в кадках до высокотехнологичных стартапов.

Однако одним из самых интересных не только с точки зрения зарабатывания денег, но и с точки зрения социальной функции, является издательский бизнес. Издание газет и журналов, книг и электронных приложений – это разнообразная и достаточно интеллектуальная сфера деятельности, которая принесёт не только стабильный доход, но и интересные знакомства.

Чтобы начать издательский бизнес, нужно обладать не только коммерческой жилкой, но и очень хорошо разбираться в ситуации на рынке. Впрочем, это важно в любом деле, поэтому важно правильно выбрать место приложения сил.

Для начала нужно будет зарегистрироваться в качестве или создать . Второе требует несколько больше документов, однако предпочтительнее для расчётов с крупными организациями и для работы с крупными суммами.

Если же планируется открыть небольшое издательство или , на первых порах достаточно просто стать индивидуальным предпринимателем. Затем нужно выбрать сферу деятельности, и тут нужно очень точно представлять себе, чем придется заниматься в дальнейшем. Рассмотрим по порядку.

Одна из самых интересных и почётных работ – это издательство книг. Достаточно сложно быть издателем книжной продукции, хотя бы даже потому, что для этого нужно быть начитанным человеком, постоянно следить за новыми авторами, однако при этом вполне хорошо ориентироваться в современном законодательстве, в методах заключения экономических сделок, понимать принципы работы рынка книг, знать условия работы с типографиями.

И даже этого, возможно, будет мало. Чтобы быть хорошим издателем книг, то есть успешно вести деятельность издательства и публиковать , которые хорошо покупаются, нужно быть на короткой ноге с авторами, понимать, какие тексты наиболее востребованы, а может быть, иметь какие-то связи в специализированных компаниях или государственных учреждениях – знакомые помогут получить крупный заказ или хотя бы подскажут, в каком тендере нужно участвовать.

Несмотря на все сложности, издание книг это очень интересное и полезное дело, которое помогает увековечить тексты и кто знает, может быть, какой-то выдающийся писатель, которого вам удалось найти и издать, принесет вам отличный доход и известность.

Интересное продолжение этого вида бизнеса в современном мире и планшетных компьютеров – издание электронных книг. Конечно, пока что это зарождающаяся сфера деятельности, однако её экономическая модель вполне внятно описана и понятна даже далёким от высоких технологий людям.

Суть в том, что книги издаются в электронном виде, то есть в виде файла, который затем покупается читателями у издателя или у крупных . В этом виде бизнеса отсутствуют такие издержки, как типографская печать и дистрибуция, а также наценка крупных книжных сетей, которая порой увеличивает стоимость книги на несколько сотен процентов.

Вместе с тем книжный бизнес – достаточно спокойная и размеренная сфера, и кому-то нравится более динамичные виды деятельности. Как раз для таких людей существует издание средств массовой информации – газет и журналов. Как и книжный бизнес, эта отрасль достаточно сложная, к тому же сейчас она несколько стагнирует. Вместе с тем важно заметить, что в издательском бизнесе периодических изданий совершенно иные принципы заработка, нежели в книжном.

Здесь тоже важны тиражи, однако основная прибыль делается за счёт продаж рекламы. Лишь некоторые издания наподобие «Здорового образа жизни» и «Комсомольской правды» имеют возможность заработка за счёт миллионных тиражей. Большая часть журналов и газет существует за счёт рекламы. И особенно выгодно издавать журнал – ведь рекламодатели предпочитают глянец, иногда даже в ущерб охвату аудитории. Именно поэтому стоит заметить, что в журнальном бизнесе можно достичь больших заработков.

Однако это и несколько сложнее, чем издание газеты – ведь читатели ожидают не просто новостей, а взвешенных, хорошо написанных текстов, качественных фотографий, красочных рекламных макетов и неожиданных редакционных ходов. Все это требует определённых затрат, поэтому важно хорошенько прикинуть, сколько денег планируется затрачивать на развитие редакционной составляющей издания.

Ведь если читатели платят деньги за то, чтобы читать журнал, они должны видеть усилия журналистов, авторов, художников, редакторов, фотографов. Если даже не стараться сделать качественный продукт, читатели сразу же увидят это и продажи начнут резко падать.

Не менее интересным видом издательской деятельности, который появился лишь в последнее время, однако уже набрал огромную популярность и продолжает увеличивать долю рынка и прибыли, является издание мини-игр для всевозможных платформ – как для мобильных телефонов и смартфонов, так и для различных сайтов и социальных сетей.

Здесь, как и во всех остальных сегментах издательского бизнеса, важно хорошо знать рынок и точно представлять, что нужно покупателям вашей продукции. Как правило, все компании, которые издают игры, работают по одной и той же схеме – сначала придумывается игровой сюжет, затем дизайнеры рисуют основных персонажей и игровые пейзажи, а затем программисты соединяют все это воедино.

Далее методы действия издателей игр расходятся. Получившуюся игру для мобильных телефонов, как правило, публикуют на специальных интернет-магазинах, в каталогах которых покупатели могут ознакомиться с игрой и скачать её. Если же игра предназначена для пользователей интернета, её продают игровым порталам, которые занимаются скупкой подобного рода игр и предоставления их конечному посетителю, зачастую бесплатно.

В сети есть много интервью с различными издателями игр, как правило, это молодые амбициозные люди, очень часто программисты, которые изучили рынок мини-игр и стали успешно работать на нем.

Как бы это странно ни прозвучало, в наш век компьютерных технологий есть еще достаточное количество людей, для которых книга остается самым надежным другом. Но на современный книжный рынок имеют воздействие несколько факторов. Одни из них сопровождали книгоиздательство еще со времен его зарождения, а другие возникли совсем недавно под влиянием рыночной экономики.

Современный книжный бизнес, кроме потери интереса к чтению, страдает от недостатка стоящих книг, которые будут иметь успех среди настоящих ценителей печатного слова. В то же время появилось большое количество коммерческих изданий, век которых недолгий.

Еще один негативный момент, поражающий не только книжный бизнес, но и все другие виды деятельности, связанные с авторскими правами (музыка, фильмы, диски), - это пиратство. Для потенциального потребителя это не имеет большого значения, но для издателя влечет за собой значительные финансовые потери, ведь изучив качество и количество аудитории, он планирует тираж.

Но опыт книгоиздательства в России в последние десять лет показывает, что бизнес на продаже книг способен окупиться уже за первый год существования и даже на этапе «падающего» рынка он способен давать до 25% прибыли в год, чего не скажешь о многих других видах деятельности.

Даже если вы уверенно смотрите в будущее и видите себя известным издателем, издательский бизнес с нуля для вас, несомненно, должен начаться с . Это послужит хорошей практикой, даст возможность изучить нюансы книжного рынка.

Вернуться к оглавлению

Торговля книгами: с нуля и до стабильной прибыли

Бизнес на продаже книг может иметь много разных вариантов, зависит от того, в каком городе он организован, насколько он здесь актуален, какие имеются возможности вложений.

Лучшим вариантом считается книжный магазин, рассчитанный на разные возрастные категории. В этом случае лучше сократить количество продукции в пределах одной единицы.

Книжный магазин, как и любое другое дело, следует зарегистрировать. В налоговой инспекции вы можете числиться как ИП (индивидуальный предприниматель), если предусмотрено ведение бизнеса в одиночку, или зарегистрируете свое книжное дело как ООО (общество с ограниченной ответственностью), если предстоит работать в команде учредителей. В любом случае ваша деятельность в классификации ОКВЭД идет под кодом 52.47 - «Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами». Если ваш магазин не превысит площади 150 кв. м, то вполне можно обойтись единым налогом на вмененный доход. При регистрации еще понадобится показать разрешения от СЭС и пожарной службы.

Особое внимание уделите месту торговли. Мало кто ходит в магазин только для того, чтобы купить книгу, хотя и это не исключено. Идеальный вариант - это магазин в оживленном торговом центре. Если вы начинаете бизнес с нуля, лучше помещение арендовать, поскольку его приобретение в выгодном месте обходится недешево.

Самыми популярными являются небольшие книжные магазины с широким ассортиментом продукции. Выбирая такой вариант магазина, вам изначально следует хорошо изучить посредством интернета современный издательский бизнес, но только для того, чтобы определиться с количеством в рамках каждой единицы продукции. С поставками товара проблем не должно возникнуть, ведь на современном книжном рынке недостатка в издательствах нет. Среди персонала обязательны продавцы-консультанты и кассиры (в небольших магазинах это может быть один и то же человек), управляющий (чаще всего это сам владелец) и бухгалтер (можно нанимать эту единицу вне штата, но самому управляющему трудно выполнять эти обязанности, если речь идет о книжном магазине).

Вернуться к оглавлению

Финансовая сторона вопроса

Теперь остается составить смету расходов на открытие книжного магазина и прикинуть время окупаемости бизнеса. Организационный этап включает в себя плату за регистрацию предприятия в налоговой службе (5 тыс. рублей), справки и разрешения от СЭС и пожарной инспекции (5 тыс. рублей).

Дальше все зависит от того, покупать или арендовать вы собираетесь помещение под магазин. Продавцы книг предпочитают аренду как более дешевый способ. Аренда 1 кв. метра в Москве колеблется от 25 до 100 тыс. рублей в год в зависимости от расположения торговой площади, но выше уже приводились рассуждения по поводу удобного для торговли книгами места. Площадь торгового зала должна быть не менее 150 кв. м, поскольку в сфере торговли книгами предпочтительней, чтобы весь ассортимент был доступен взору покупателя. Если вам требуется склад, готовьтесь выложить за аренду 1 кв. м 10-15 рублей в сутки. Сложного оборудования не понадобится: стеллажи для такого помещения обойдутся еще в 30 тыс. рублей.

Пришел черед книг. Издательства чаще всего работают напрямую с магазинами, экономя на посредниках. Не переживайте, если начинаете с нуля, издательствам нравятся новички со своими идеями. Ассортимент среднего магазина должен насчитывать 15-20 тыс. наименований. Розничная цена за единицу будет колебаться в пределах от 35 до 100 рублей, не считая подарочных изданий и альбомов, но их тоже следует иметь в арсенале. Информационно-техническое обеспечение, вывеска и реклама потянут еще на 75 тыс. рублей. Итого: в среднем 250 тыс. рублей. Следует также учесть расходы на зарплату двум консультантам и кассирам, работающим посменно. Подобрать персонал для книжного магазина довольно сложно, поскольку он должен иметь или филологическое образование, или хорошую память. Упростить работу продавцам поможет компьютер, но это дополнительные траты. В оборот пустите 300 тыс. рублей.

Опыт свидетельствует, что доход такого магазина составит 360 тыс. рублей в месяц. От этой суммы отнимаем 10 тыс. на налоги, 260 тыс. на зарплату персоналу и коммуналку, 50 тыс. на рекламу и дополнительные услуги. Получим 40 тыс. рублей чистой прибыли. Таким образом, окупаемость наступит приблизительно за год, а если место и ассортимент были подобраны удачно, дальше можно ожидать увеличения доходов.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях