С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
НАША СПРАВКА
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().
Из статьи Вы узнаете:
1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.
2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.
3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.
4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.
Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.
! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).
2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.
Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.
! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).
3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.
Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).
4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).
5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.
6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.
В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.
7. Составление отчета.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.
Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).
! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).
Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.
Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!
Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!
Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
2. Трудовой Кодекс РФ
3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе
В каждой организации сотрудники работают в конкретных условиях. Это важный фактор процесса трудовой деятельности, ведь это влияет на работоспособность персонала. Условия труда на рабочем месте должны соответствовать нормам закона, поэтому регулярно выполняется их оценка. Подробности об этом представлены в статье.
Что такое условия труда на рабочем месте? Это понятие существует давно, с момента начала эксплуатации людей, но только в настоящее время оно реализовано на законодательном уровне. По ст. 56 и 57 ТК РФ трудовой договор не оформляется без указания условий труда. Их фиксируют вместе с остальной информацией - ФИО, зарплатой.
В ст. 56 указано, что работодатель должен обеспечить установленные законом условия труда на рабочем месте. А по ст. 57 обязательно выделение в соглашении, вредных факторов, которые могут быть на производстве. Отдельно оговариваются положенные компенсации и гарантии.
Производственный процесс - работа по получению из материи или сырья продуктов. Все этапы этой деятельности взаимосвязаны. Характер процесса определяется по типу:
Определив основное средство производства, можно установить тип процесса. Предположим, известно, что основной машиной является металлургическая установка. Тогда будет понятно, что там происходит деятельность с металлом, рудой. В качестве рабочей силы будут металлурги, сталелитейщики. Из этого можно определить требования безопасности и возможные виды профессиональных заболеваний сотрудников.
Этим понятием называют пространство, где сотрудник выполняет работу. Среда подразумевает здания, средства производства, применяемый транспорт. В это понятие входят психологические и экологические условия. Именно они имеют воздействие на персонал.
Это понятие предполагает напряженность рабочего процесса. Оно подразумевает психологическую сторону. Интенсивность имеет связь с производительностью. На неорганизованном месте напряженность высокая, а производительность - небольшая. Это отрицательный момент. Работники быстро устают, а итоги деятельности не радуют.
Условия труда на рабочем месте делятся законом на 4 класса (ст. 14 ТК РФ):
Определение класса условий труда на рабочем месте нужно для определения уровня вредности деятельности. На каждой работе они разные. Их важно учитывать, прежде чем трудоустраиваться. Вредные условия труда в рабочее время негативно влияют на самочувствие, здоровье человека. Поэтому на каждом предприятии важно, чтобы соблюдались нормы организации процесса.
Какими должны быть условия труда на в офисе, на производстве? При выполнении профессиональной деятельности важно, чтобы сотрудникам было комфортно, удобно. Тогда и результаты работы будут высокими. На рабочий процесс влияет много факторов, главными из которых являются:
Есть и другие факторы - биологические и химические. Примером отрицательной характеристики условий труда считается высокая концентрация пыли, ядовитых компонентов.
За аттестацию условий рабочих мест отвечает работодатель. В этом мероприятии участвует специальное учреждение. Создается особая комиссия, включающая работодателя, специалиста охраны труда, членов профсоюзов. мест по условиям труда предполагает инспектирование организации и сбор информации.
В ходе мероприятия происходит измерение факторов среды - шума, освещения, вибрации. Устанавливаются отклонения от норм. Если рабочие места подобны друг другу, то можно выполнять проверку одного схожего места. Аттестация рабочих мест по условиям труда бывает плановой и внеплановой.
Плановое мероприятие выполняется каждые 5 лет. Аттестация рабочих по условиям труда позволяет сделать работу эффективнее, если после мероприятия будут учтены все замечания эксперта. Внеплановая проверка осуществляется при различных изменениях производственного процесса. К ним относят замену оборудования, перевод на другой технический процесс. При несчастном случае выполняется внеплановая проверка. В заключении прописывается оценка условий труда рабочих мест.
Организация условий труда на рабочем месте является обязанностью руководства. В трудовом соглашении обязательно должны быть сведения о том, к какому классу относится работа. Для этого отводится раздел с названием «Охрана труда». В нем обозначают, считаются ли условия «оптимальными» или «опасными». В первом случае указывается, что все нормы соблюдены, на рабочем месте нет вредных условий.
С 3 и 4 классом фиксируется, что условия вредны для здоровья. В договоре указывается класс, подкласс, факторы, которые привели к ухудшению ситуации. Например, опасные условия возникли из-за высокого уровня шума и низкой температуры.
Главным документом по оценке условий считается ФЗ №426. В нем установлена сущность мероприятия, правила его выполнения и применения результатов. Оценка - процедура, итоги которой могут различным образом влиять на деятельность организации, а также на развитие и совершенствование кадровой политики.
Если найдены вредные рабочие места, у компании могут появиться обязательства, например:
Оценка может выявить объективные недоработки в области обеспечения безопасности персонала, устранение которых увеличивает производительность и благоприятно влияет на бизнес в целом. Нужно лишь исполнять предписания специалистов, предоставленные по результатам мероприятия.
Даже если учреждение не готово к выполнению оценки, эта задача решается по закону. К этапам мероприятия относят:
Список критериев, которому должны соответствовать фирмы, выполняющие оценку, установлены гл. 3 ФЗ №426. На практике такое учреждение проще отыскать с помощью реестра аккредитованных Минтрудом организаций, выполняющих работу в сфере охраны труда.
Условия на рабочем месте и мотивация персонала тесно взаимосвязаны. Если деятельность сотрудников сложная, да к тому же присутствуют вредные факторы, учреждение должно поощрять сотрудников. Обычно мотивацией персонала служит материальное вознаграждение. Тогда эффективность работы предприятия будет намного лучше.
В ст. 224 ТК РФ указано, что за дополнительную нагрузку, получаемую от вредных факторов, необходима компенсация. Это могут быть дополнительный отпуск и надбавки к зарплате. Суммы надбавки установлены ст. 147 ТК РФ. Ее минимум составляет 4 % оклада.
Ухудшение условий
Если сотрудник заметил негативные изменения, а работодатель игнорирует замечания, то необходимо обращаться в профсоюз для выполнения новой аттестации. При дальнейшем игнорировании могут назначить крупные штрафы.
Если изменения бытовые, например, неисправное освещение, то нужно сообщить специалисту по охране безопасности труда. В этом случае важно выполнить ремонт, устранение дефекта без потери качества. Удаление недостатка позволит улучшить ситуацию.
Безопасность труда считается важной частью рабочего процесса. Она включает множество факторов, на их основании создается классификация. Самым безопасным считается «оптимальный класс», а вредным - «опасный». В договоре все это должно быть прописано. Несоблюдение норм закона ведет к привлечению к ответственности руководства предприятия.
Спецоценка условий труда по закону обеспечивается для каждого рабочего места работодателем (ст. 212 ТК РФ). Целью спецоценки является установление и документальное подтверждение класса риска и уровня вредности рабочих условий, с учетом применения закупленных работодателем средств защиты работников. Процедура обследования объектов включает подробный анализ по отдельным производственным объектам или группе однородных мест. Их перечень согласовывается на предварительном этапе, а порядок действий регулируется законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Спецоценка не нужна если рабочие места организованы за пределами территории работодателя (это касается дистанционных и надомных сотрудников). Для остальных категорий персонала спецоценка является обязательной. Оценивать условия труда могут только аккредитованные эксперты и организации.
Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда необходимо производить в письменном виде на унифицированном бланке отчета, с учетом требований ст. 15 закона № 426-ФЗ. Шаблон отчета о результатах спецоценки приведен в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.
Отчет включает следующую информацию:
Протоколы по исследованиям эксперта в отношении вредных или опасных условий на производстве составляются по каждому выявленному фактору.
В обязанности работодателя входит ознакомление с отчетом всех сотрудников. О факте прочтения работником документа свидетельствует его собственноручная подпись. Для оповещения наемного персонала об итогах спецоценки отводится 30 календарных дней. Продление срока возможно только в отношении работников, которые находились на больничном, в командировке, отпуске, либо отсутствовали по другим документально подтвержденным причинам.
Если вредных факторов не было выявлено, то результаты проведения специальной оценки труда будут отражать лишь информацию об экспертной организации и списке обследованных производственных объектов с заключением эксперта.
Отчет обязательно подписывается членами комиссии по спецоценке. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с экспертными выводами, он вправе изложить свое особое мнение письменно, эти аргументированные доводы приобщаются к отчету. Результаты спецоценки могут быть изменены после обжалования их в судебном порядке.
Результаты спецоценки в течение 10 дней передаются работодателем в Федеральную информационную систему учета (ст. 18 закона № 426-ФЗ). Если по производственным объектам не выявлены риски воздействия факторов, отрицательно сказывающихся на самочувствии или представляющих угрозу жизни людей, предприятием декларируется соответствие имеющихся условий труда персонала нормативным стандартам.
Практическое использование итогов экспертной оценки, при любом типе заключения, возможно с даты, которой был утвержден отчет. Результатом проведения специальной оценки условий труда является присвоение рабочим объектам и местам класса условий труда . Полученные результаты спецоценки применяют, в частности, для:
Уже довольно давно проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим, каким образом ее нужно проводить, чтобы исполнить все требования законодательства. Расскажем про этапы проведения специальной оценки условий труда.
Как было сказано выше, специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) предусмотрена ТК РФ, а именно – ст. 212. Но кодекс только устанавливает для работодателей обязанность ее проводить, не давая никакой конкретной информации.
Подробно все вопросы, связанные с проведением СОУТ отражены в законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и в методике, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
Закон устанавливает общий порядок организации и проведения СОУТ, а методика содержит конкретные приемы и критерии, используемые при оценке рабочих мест.Рассмотрим подробно порядок проведения специальной оценки условий труда.
Закон возлагает обязанности по организации и финансированию СОУТ на работодателя (ст. 8 закона № 426-ФЗ).
С этой целью создается комиссия, формирование которой подчиняется определенным требованиям (п. 1-4 ст. 9 закона № 426-ФЗ):
Далее в рамках подготовке к СОУТ нужно определить перечень рабочих мест, которые будут оцениваться. При формировании этого списка важно правильно определить, какие из рабочих мест являются аналогичными. Под аналогичными понимают рабочие места, расположенные в однотипных помещениях с одинаковыми условиями труда, на которых работники осуществляют одни и те же трудовые функции (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Если такие места на предприятии имеются, то можно проводить оценку 20% мест от каждой «группы» (но не менее двух). Результаты оценки по выборке распространяются на все рабочие места данной группы.
График составляется одновременно с перечнем рабочих мест, подлежащих оценке.
Действующие нормативные акты, посвященные СОУТ, были приняты, главным образом, в 2013 и 2014 г. Но это, конечно, не значит, что ранее оценка рабочих мест вообще не проводилась. До 2013 года включительно эта процедура называлась аттестацией.
При составлении графика проведения СОУТ следует учитывать переходные положения, предусмотренные ст. 27 закона № 426-ФЗ. Если на предприятии до 2014г. проводилась аттестация рабочих мест, то в общем случае СОУТ можно не проводить до истечения 5 лет с даты аттестации. Однако в любом случае СОУТ по всем рабочим местам на основании нового регламента нужно завершить до 31.12.2018.
Работодатели должны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года
Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все работодатели должны в первоочередном порядке провести спецоценку на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. На всех прочих рабочих местах, в том числе офисных, разрешено проводить спецоценку поэтапно. При этом последний этап необходимо завершить не позднее 31 декабря 2018 года. Таким образом, все компании и ИП, нанявшие сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку, и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда.
Для отдельных категорий рабочих мест, перечисленных в ч. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ, СОУТ необходимо провести в первоочередном порядке, без учета сроков ранее проводившейся аттестации (письмо Минтруда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Речь идет о следующих местах:
Работодатель, выбрав организацию для проведения СОУТ, заключает с ней гражданско-правовой договор. В рамках договора заказчик обязан предоставить исполнителю все необходимые документы и другую информацию для оценки условий труда и вредных (опасных) производственных факторов.
Сама процедура СОУТ начинается с идентификации вредных или опасных факторов производства. Методика проведения специальной оценки условий труда относит к ним:
Идентификацию проводит эксперт специализированной организации, а затем утверждает комиссия, созданная работодателем.
Если вредные (опасные) факторы были выявлены, их необходимо измерить и классифицировать. Процедура оценки и нормативные значения отражены в Методике проведения специальной оценки условий труда № 33н.
По итогам оценки рабочие места распределяют по четырем классам :Читайте также Новые правила работы на высоте и охрана труда
По результатам проведения СОУТ составляется отчет (ст. 15 закона № 426-ФЗ), который включает в себя:
Отчет должны подписать все члены комиссии и утвердить ее председатель.
В течение 3 дней со дня утверждения заказчик СОУТ должен сообщить об этом проводившей исследование организации и направить в ее адрес копию утвержденного документа.
Работодатель должен ознакомить работников с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета (п. 5 ст. 15 закона 426-ФЗ).Сотрудники, рабочие места которых признаны вредными, имеют право на различные льготы и компенсации, предусмотренные законодательством (льготная пенсия, доплаты к тарифной ставке, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и т.п.)
В эти же сроки (30 дней) работодатель должен разместить результаты СОУТ на своем сайте. Публикации подлежит информация об установленных классах по рабочим местам и проводимых мероприятиях по охране труда.По рабочим местам, для которых нежелательные производственные факторы не выявлены, либо по рабочим местам, отнесенным к 1 или 2 классу, работодатель в течение 30 рабочих дней подает в региональное подразделение Минтруда декларацию соответствия условий труда (ст. 11 закона 426-ФЗ, приказ Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н).
Также работодатель должен уведомить о результатах спецоценки ФСС РФ (подп. 18 п. 2 ст. 17 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»). ФСС использует эту информацию для принятия решений о скидках или надбавках к страховому тарифу для данного работодателя.