Связь категорий общение и деятельность. Соотношение общения и деятельности - реферат

1.4 ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

В психологической науке выполняется очень много исследований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями.

Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким является общение, а также такого личностного образования, как отношение.

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него .

Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения - положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И внешний облик, и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала .

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Формой выражения отношения могут стать и действие, и поступок.

Межличностное общение отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение психологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной деятельностью которых является воспитание и детей, и молодежи, и взрослых .

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Для действительной полноты анализа общения и связей его с отношениями необходимо оценивать, по крайней мере, главные объективные и субъективные характеристики этого процесса, имея также в виду и одного, и другого взаимодействующих в нем людей (если это диадное общение) .

Эти прослеженные в самом первом приближении связи разных характеристик общения и отношения показывают, насколько велико их значение в субъективном мире каждого человека, насколько весома их роль в детерминировании психического самочувствия человека, в определении картины его поведения. Поэтому чрезвычайно важно развернуть систематические исследования на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях всех наиболее существенных аспектов взаимозависимостей общения и отношения. Планируя эти исследования, надо ясно видеть, что в изучении взаимосвязей общения и отношения должны принять участие все основные области психологической науки и обязательно педагоги, занимающиеся разработкой теории и методического инструментария воспитания.


1. Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. при этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах разного уровня развития.

Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную иерархическую структуру, которая развивается по мере включения его в общественно значимую деятельность. Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности. Чаще всего в практике используется Социометрической метод Дж. Морено.

2. Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Где коммуникативная сторона общения связана с выявлением информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами». Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека, его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

3. Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения – положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения; так же влияет социальное значение и система ценностей.

Общение и деятельность тесно связаны между собой. Любая форма общения является формой совместной деятельности. В ней формируются не только субъект - объектный (человек - в данном случае предмет деятельности), но и субъект - субъективные отношения (человек - человек). Суть общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.

Общение так же может рассматриваться как сторона, некое условие деятельности или как отдельный ее вид. Но связь между ними состоит в том, что благодаря общению деятельность организуется.

Создание плана совместной деятельности требует от каждого человека понимание цели деятельности, средств реализации, распределения функций для ее достижения.

Специфика общения в процессе действия заключается в практическом создании возможности организации и координации деятельности отдельных ее участников. В общении как правило происходит обогащение самой деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми. В общении и деятельности реализуется система отношений к другим. Социальная функция общения в первую очередь заключается в том, что оно является средством передачи общественного опыта.

Специфика самого общения определяется тем, что в его процессе реальный субъективный мир одного человека как бы раскрывается для другого, происходит виртуальный взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и т.п..

В общении и деятельности человек частично формируется и самоопределяется, обнаруживая свои особые индивидуальные особенности. Результатом общения и деятельности является налаживание определенных ступеней отношений с другими людьми. Благодаря этому осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия. Связи людей в процессе общения является условием существования отдельной группы как целостной системы.

Этот процесс координирует совместные действия людей и удовлетворяет необходимую потребность в психологическом контакте. Потребность в общении порой является одной из первичных потребностей маленького ребенка. Она как правило развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) до сложных (сотрудничество, интимно личного общения и др.).

ПСИХОЛОГИЯ

Конспект лекций

Составитель: старший преподаватель каф.Психологии Тавакалова Е.Ю.

Тема 1 Понятие психологии общения.

Б.Д. Парыгин – Общение, это сложный и многогранный процесс, который может выступать, в одно и тоже время, как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь Осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства.

(сведения о мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа).

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Тема 2 Виды общения

    Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

    Когнитивное (обмен знаниями)

    Кондиционное (обмен физическими и психическими состояниями)

    Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

    Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям

    Биологическое

    Социальное

3. По средствам

    Непосредственное — осуществляется с помощью естественных органов (руки, ноги, голова, туловище …)

    Опосредованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природные предметы и культурные)

    Косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

    Прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей.

4. Деловое общение обычно включено, как частный момент в какой-либо совместной деятельности и служит средством повышения качества данной деятельности.

5. Личностное общение — сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера.

6. Целевое общение — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Тема 2 Взаимосвязь общения и деятельности.

В жизни человека общение не существует, как обособленный процесс или как самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность , которая возникает при интенсивном и разнообразном общении. Жизнь в целом, с одной стороны, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (что и как делает индивид), а с другой стороны, ОБЩЕНИЕ (с кем и как индивид общается). Таким образом, Социализация личности или формирование общественного человека происходит через систему человеческих отношений, систему общения, через воспитание нравственности, морали, принципов, духовных потребностей, формирующихся в течение жизни, а значит посредством деятельности и общения.

Взаимосвязь общения и деятельности заключается в том, с одной стороны, что формы общения и формы совместной деятельности людей взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга (люди общаются в процессе деятельности) и с другой, общение является особым видом деятельности – коммуникативной, так как по средством общения деятельность организуется.

В рамках этого вопроса рассмотрим те стороны деятельности человека, в которых он выступает как субъект общения.

Коммуникация , в узком смысле этого слова, представляет собой обмен между двумя индивидами представлениями, идеями, интересами, чувствами, в ходе совместной деятельности. Информация в ходе общения: формируется, уточняется, развивается, именно поэтому коммуникационное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Коммуникация является одной из сторон, выступающих в качестве функций и составляющих структуру общения . Помимо коммуникативной стороны, общение имеет:

Интерактивную сторону — организация взаимодействия между индивидами

Перцептивную — восприятие друг друга партнерами и установление взаимодействия.

Тема 3 Человек, как субъект общения.

В ходе совместной деятельности индивиды обмениваются представлениями, идеями, интересами, чувствами. Информация в ходе общения формируется, уточняется, развивается , т.о. коммуникативное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Структурно, общение, как коммуникация представляет собой следующие формы: вербальную и невербальную. В свою очередь ВЕРБАЛЬНАЯ форма представляет собой: внешнюю и внутреннюю коммуникацию. Внешняя вербальная коммуникация бывает устной и письменной. Устная внешняя вербальная коммуникация имеет монологическую и диалогическую форму.

Монологическая форма – это лекции, доклады, ораторская речь.

Диалогическая форма – разговор между людьми.

Типы диалога

    Фактический – обмен речевыми высказываниями, единственно для поддержания диалога, разговора.

    Информационный – обмен информацией различного свойства.

    Дискуссионный – возникает при столкновении различных точек зрения. Воздействия друг на друга через убеждения.

    Исповедальный – самое доверительное общение, основанное на взаимодоверии, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Формы невербального общения.

    Кинестетическая – отражает эмоциональные реакции через: жесты, мимику, пантомимику, служащие средствами общения.

    Паралингвистическая система знаков – это система вокализации, паузы в речи, покашливания и т.п.

    Проксемико – это пространственная и временная организация общения.

Тема 4 Истоки взаимопонимание человека человеком . Человеческое общение не возможно без взаимопонимания. В свою очередь взаимопонимание представляет собой, с одной стороны процесс понимания мотивов, целей, установок собеседника и с другой стороны принятие, разделение целей, установок, мотивов, через близость, привязанность, дружбу, любовь к индивиду.

Познание другого человека основывается на его эмоциональной оценки и на понимании мотивов его поступков. Когда мы хотим изменить свое поведение, а к тому же поведение другого, то в первую очередь необходимо сопоставить себя с другим человеком. Это, значит, уметь принимать потребности, мотивы, установки другого и осознавать, как другой принимает мои личные мотивы, цели, установки. Из этого следует, что важно уметь уподоблять себе другому. Это качество зависит от способности к идентификации и рефлексии .

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – уподобление другому человеку (поставить себя на место другого – понять)

ЭМПАТИЯ – эмоциональное понимание другого (прочувствовать)

РЕФЛЕКСИЯ – осознание индивида того, как он воспринемается партнером по общению.

Тема 5 Социально – психологические эффекты .

В процессе восприятия и понимания человека человеком формируются установки, которые в свою очередь формируют социально-психологические эффекты.

    Эффект ореола – складывается при первом впечатлении. На первое впечатление оказывает влияние:

Телосложение

Цвет одежды

    Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. При восприятии знакомого – более новая информация, оказывается более значимой.

    Эффект стереотипизации – это некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются в общении, как средством «сокращения» процесса узнавания. Основан на: ограничении прошлого опыта, на построении выводов на основе ограниченной информации.

В процессе общения люди способны оказывать воздействия друг на друга.

    Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Носит невербальный характер (танцы, эмоции, и т.п.) Проявляется через эффект многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

    Внушение – целенаправленная, неаргументированное воздействие одного человека на другого ли группу. Носит вербальный характер. Проявляется через речь. Подвержены впечатлительные люди, не имеющие твердых жизненных позиций и принципов.

    Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, посредством его воспроизведения. Проявляется и устанавливается в процессе психического развития человека.

Тема 6 Имплицитная теория личности.

Принято считать, что человек на основе внешнего облика индивида судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения с ним. Такой подход к истокам понимания человека человеком в общении основывается на ИМПЛИЦИТНОЙ теории личности – это представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Как и в каждой теории, данная, имеет свои плюсы и минусы:

ПЛЮС — социально-психологическая роль явления, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию образа другого человека, причем даже в отсутствии достоверной информации о нем.

МИНУС — если теория не верна – это может привести к построению ошибочного образа другого человека тем самым породить неправильное отношение к нему и спровоцировать возникновение взаимной антипатии. В рамках имплицитной теории личности существуют свои формы восприятия и понимания:

    Аналитическая – каждый информативный элемент внешности человека (руки, глаза, и т.п.) связывается с наличием определенных черт личности. То есть о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализ внешнего облика), далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности.

Данный тип восприятия характерен для: художников, врачей.

    Эмоциональная – человеку приписываются качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Причем, личностная оценка воспринимаемого определяется через механизм эффекта первичности. Этот тип восприятия встречается у детей, у лиц женского пола, у возбудимых лиц, у части людей с образным типом мышления.

    Перцептивно-ассоциативная – используются суждения по аналогии при восприятии человека. Встречается у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения: актеры, врачи, педагоги, руководители.

    Социально-ассоциативная – восприятие и оценка происходит на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения определенного человека к определенному социальному типу. Этот тип восприятия характерен для политиков, философов, социологов.

Тема 7 Механизм формирования внутреннего представления о мире.

С помощью пяти основных органов чувств: ощущение, прикосновение, видение, слушание, восприятие запаха, вкуса, мы получаем информацию об окружающей нас действительности. Эта информация накладывается на наши внутренние фильтры восприятия: опыт, культура, язык, убеждения, ценности, интересы, предположения, опыт. Трансформируясь в фильтрах, полученная во внешнем мире информация, опыт, формируют личностное, индивидуальное представление о мире, людях и окружающей нас действительности.

В связи с вышеизложенным становиться, понятен тезис, что различие не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем.

Пример: художник, лесоруб, ботаник – в лесу. У каждого свой лес.

Карта мира другого человека отличается от моей карты мира. Из этого следует, что необходимо научиться понимать правильно собеседника, а для этого необходимо: уметь слушать и слышать другого человека. Это требует соблюдение следующих условий:

    Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.

    Слушающий никогда не пользуется чужими или предвзятыми оценками.

    Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении к говорящему.

    Слушающий абсолютно свободен от какого либо смущения и может задавать любые вопросы.

    Слушающий показывает говорящему, что тот услышан, и смысл сказанного понят.

К 11-12 годам мы отдаем предпочтение в определенном образе мышления и воспроизведения информации из вне и выдачи ее наружу. Есть люди, которые думают картинками, разговаривают сами с собой, основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. В психологической литературе эти три типа мышления называют репрезентативными системами восприятия, т.е. как мы воспринимаем окружающий мир, как мы перерабатываем полученную информацию внутри себя и как мы выдаем обработанную информацию вновь в окружающий мир (общение).

Признаки

кинестетик

Вверху,обильные

На уровне груди

Быстрая речь,высокий.

Плавный, ровный

Медленный темп, низкий тон

Цвет,форма, яркость и т.п.

Описывающие звуки

Описывающие ощущения, вкус, запах.

При общении это необходимо учитывать. Нет чистых типов мышления (репрезентативных систем), есть ведущая система восприятия, затем, система обработки информации внутри личностно, затем, способ вербализации внутри личностных переживаний. Это может выглядеть так: ВИЗУАЛ-КИНЕСТЕТИК-ВИЗУАЛ.

Тема 8 Межличностное пространство.

Это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше между ними дистанция в общении. В свою очередь это зависит от:

1. возраст

2.социальный статус

3.психологических особенностей

4.национальных стандартов поведения

Ближе всех по дистанции общения находятся родственники, близкие, знакомые. К тому же возрастной критерий то же стоит учитывать: пожилые люди требуют большего межличностного пространства, чем молодые.

Стоит отметить при рассмотрении вопроса о межличностном пространстве влияние пола и личностных особенностей:

Женщины, стоят, сидят ближе к собеседнику, чем мужчины.

Психически уравновешенные люди подходят ближе, чем тревожные, т.к. они держаться в отдалении.

Заинтересованные друг в друге люди сокращают дистанцию.

Существуют определенные пределы допустимого расстояния:

    Интимное (до 0.5. м.) – там, где происходит соприкосновение тел партнеров — спорт, балет и т.п.

    Межличностное — (0.5. – 1.2. м.) – для разговоров друзей с соприкосновением и без

    Социальное расстояние – (1.2.-3.7. м.) – для неформальных и формальных социальных и деловых отношений.

    Публичные расстояния (3.7 м и более)

Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов – чем ближе – тем короче и реже их взаимные взгляды.

Тема 9 Самооценка личности.

Остановимся теперь на таком аспекте человеческого взаимодействия как самооценка личности.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Человека, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу честности, открытости, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует.

Когда появляются жизненные трудности и проблемы, самооценка может снижаться – однако, это временное чувство, как естественный результат возникшего кризиса. Люди с адекватной самооценкой не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего не происходит, они не перекладывают свои переживания на других.

Чувствовать себя не на высоте и не признавать этого – значит обманывать себя и других.

Люди отличаются друг от друга по способу взаимоотношений с окружающими. Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить так –

    готовность сближаться с людьми –характерно для людей с адекватной самооценкой

    избегать, бороться, доминировать или подчиняться – характерно для людей с завышенной или заниженной самооценкой.

Тема 10 Ценностные ориентиры личности.

В жизни каждого из нас особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся в своих действиях, а так же при оценки своих и чужих поступков.

Личностная автономия

Чувство общности две основные ценности, на которых строятся

хорошие контакты.

Личностная автономия – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы.

Общность – дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей.

Считается, что при овладении этими двумя ценностями, возможно, достичь самореализации: это значит, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей.

Это очень трудная задача, над решением которой, люди бьются много тысячелетий.

Помимо выше перечисленных, к группе ценностей можно отнести следующие:

    аутентичность и открытость

    возможность поиска и исследования

    готовность делать добро

    уменьшение угрозы для личности

    развитие личности и самоутверждение

    Аутентичность и открытость – искренность во взаимоотношениях, избегание фальши, лицемерия и нечестной игры. Говорить то, о чем думаешь и чувствуешь – это не есть право на ничем неограниченные высказывания мыслей и чувств. Тот, кто отказывается от этой ценности, уменьшает право на ее реализацию у других.

    Готовность делать добро – готовность оказать помощь разного рода другому человеку.

    Безопасность личности – важнейшие условия развития личности и ее творческого потенциала. Манипуляция людьми с помощью страха и угроз, даже если и приводит к желательным результатам вызывает у людей оборонительную реакцию, требующую затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями – потеря способности к творчеству, самостоятельности, ответственности за свои поступки.

    Развитие личности и самоутверждение – особая ценность, которая заключается в процессе личностного развития – интересы, умения, знания, воображение, творческие способностей. Развитие и изменение личности – это результат того, что, полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сознательно и целенаправленно делает свой выбор.

При утрате каких либо ценностей люди часто строят свои взаимоотношения на основе (принципе) конвенциональной корректности . Он основан на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удерживать собственное поведение и поведение другого человека. Соблюдение правил и конвенций облегчает социальное взаимодействие, позволяя предвидеть и контролировать поступки людей, т.о. провоцируя появление чувства неудовлетворенности.

Подводя итог выше обозначенной теме можно подчеркнуть, что, вырабатывая критерии, мы ищем ответ: «Как понять, хорошо или плохо складываются мои отношения с другими людьми? Что можно изменить, чтобы общение протекало иначе?»

Основные детерминанты общения могут проявляться в разных формах и в зависимости от этого сближать и объединять людей или разделять и отдалять их друг от друга:

К их числу относят – удовлетворение эмоциональных потребностей, формирование образа окружающей действительности, осуществление изменений в другом человеке, совместная работа, совместные развлечения и отдых.

Тема 11 Основные этапы онтогинетического развития человека .

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту, его экспрессия становиться на столько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогинетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно описать так:

    от рождения до 2-3м. Биологичное по содержанию, контактное общение, служащие средством удовлетворения органической потребности ребенка. Основное средство общения – преимущественно мимика и элементарная жестикуляция.

    от2-3м до 8-10м. Начальный этап познавательного общения, связан с началом функционирования основных органов чувств и появляется потребность в новых впечатлениях.

    от 8-10м. до 1.5.г. Возникновение координации, вербального-невербального общения, обслуживание когнитивной потребности. Приход к использованию языка как к средству общения.

    1.5. до 3 л. Появление делового и игрового общения, связан с воз0никновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

    от 3 до 6-7 л. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка.

Дальнейшее развитие общения – можно представить, как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но так же богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Тема 12 Роль общения в психическом развитии человека.

Во-первых, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность: если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, то не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым.

Без общения человек становиться биологическим существом в психическом развитии.

Во-вторых , психическое развитие ребенка формируется, в первую очередь через общение с взрослыми, с помощью которого ребенок приобретает психические поведенческие качества, т.к. до наступления подросткового возраста ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В процессе общения младенец получает необходимые для его индивидуального развития информацию.

В-третьих , в общении, с начало, через прямое подражание (викарное научение), затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребенка, поскольку, люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта.

Подводя итог выше изложенному, можно говорить о том, что интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важными факторами развития детей.

В-четвертых , выделенные ранее ВИДЫ общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека, например:

    Деловое общение – формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков, развивает деловые, организационные качества.

    Личностное общение – формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

    Материальное общение – позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры.

    Когнитивное общение – создает состояние готовности к научению, формирует установки.

    Мотивационное общение – источник дополнительной энергии. Человек приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности – человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал.

    Деятельностное общение – совершенствует и обогащает собственно деятельность человека.

    Биологическое общение – самосохраняющаяся форма в качестве важнейшего условия поддержания и развития жизненных функций.

    Социальное общение – обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: группы, коллективы, организации и т.п.

    Непосредственное общение – необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

    Опосредованное общение — помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а так же к сознательному управлению самим общением.

    Невербальное общение – человек получает возможность психологического развития еще до того, как он освоил и научился пользоваться речью.

    Вербальное общение – оно связанно с усвоением речи, она лежит в основе всего развития человека.

Тема 13 Манипуляции.

Манипулятор внутри нас представляет собой ту часть нашей личности, которая сознательно или несознательно применяет разнообразные уловки, цель которых – контролировать ситуацию для достижения своих целей.

Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем:

    Активный манипулятор – пытается управлять с помощью активных методов. Играет роль человека, полного сил – свою слабость не демонстрирует. Пользуется своим социальным положением или рангом (родитель, учитель, т.п.). Он становиться «собакой сверху» (Перлз) – добивается контроля над другими. Его любимая техника – «обязательства и ожидания».

    Пассивный манипулятор – прикидывается беспомощным и глупым «собака снизу». Выигрывает, терпя поражения. Позволяя другим думать и работать за него. Лучшие его техники – вялость, пассивность.

    Соревнующийся манипулятор – воспринимает жизнь, как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди соперники и даже враги. Он между «собакой сверху» — «собакой снизу».

    Безразличный манипулятор – старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз « Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны.

ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ.

Диктатор Хулиган

Тряпка Славный парень

Калькулятор Судья

Прилипала Защитник

Контакты, которые производят манипуляторы – поверхностны, они не затрагивают души, т.к. манипуляторы боятся уязвимости.

Способы ухода от контакта.

1.»случайный человек» — не мое дело говорить вам …

2.поставить под сомнение то, что только что сказал – вы не уловили главного.

3.его слова относятся к другому человеку – я не о вас, а так, вообще.

4.сделать вид, что он не разобрался в ситуации или в контексте – вы меня переоцениваете.

Но без глубоких контактов человек не может, состоятся как личность, реализовать себя, достичь актуализации. В конце концов, человек рискует своим психическим здоровьем.

Тема 14 Причины манипуляции.

Основная причина манипуляции заключается в конфликте человека с самим собой, т.к. в повседневной жизни человек должен опираться как на себя, так и на окружающую среду. Возникает проблема доверия себе и другим людям.

    Лжепостулат — чем мы лучше, чем совершеннее – тем любимее. Э.Фромм.

    Риск и неопределенность окружающего нас мира и чувство беспомощности превращают человека в объект, что многократно усиливает его беспомощность.

    Страх затруднительного положения. Манипулятор это личность, которая относится к людям ритуально, избегая интимности в отношениях и затруднительных положений.

    Потребность получить одобрение всех и каждого.

В конечном итоге манипулятор остается «с носом», поскольку:

Жизнь — нелюбимая работа

Разучается наслаждаться жизнью, переживать глубокие чувства

Считает, что в зрелости его ждут одни проблемы и тяготы

Не пытается постичь цели и смысла своего существования

Манипулятор очень любит управлять – он раб этой потребности.

Парадокс манипулирования заключается в том, что чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то.

Манипулятор боится, что кто-нибудь, узнает о его истинных чувствах – сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора. Он не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных слов, изречений, красивых вещей – пускает пыль в глаза.

В современном невротическом обществе удобнее жить манипулятору, чем актуализатору. Но, удобнее не значит лучше.

Не всякая манипуляция – это зло. Кое – какие манипулятивные шаги необходимы человеку в борьбе за существование. Манипуляции осознанные и частые вредны, поскольку маскируют психологическую и психическую незрелость личности.

    Общение и деятельность

Общение (О.) и Деятельность (Д.). Наиболее общим пониманием Д. Является ее трактовка как конкретно-исторически обусловленного способа существования, бытия человека. Д. Предметна, сознательна и целенаправлена, что позволяет отграничить ее от разнообразных актов поведения. В реальной жизни она выступает всегда в той или иной качественно определенной форме (трудовая, познавательная и т.п.).

Теория социальной Д.: Д. выступает в своем отношении к объекту и реализуемым в ней общественным отношениям.

Психологические теории Д.: субъектно ориентированные, направленные на анализ места этой категории в системе общепсихологических понятий, раскрытие ее психологического смысла. *Психологическая теория Д. А.Н. Леонтьева. В ее основе лежит идея единства субъекта, объекта и процесса Д. Процесс Д. Выступает и как процесс активного вмешательства субъекта в мир вещей, и как процесс отражения предметного мира в сознании. Сознание и личность рассматриваются как продукты и как «моменты», стороны Д.

Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека» невозможен без общения. О. есть и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу.

О. – 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной Д.; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной Д. и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Различные подходы к пониманию проблемы связи общения и деятельности. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению О. и Д. Так, например, к такой постановке проблемы пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Об-во выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор О. В детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной Д.: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого О. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо».

В противовес этому в отечественной Пс. принимается идея единства О. и Д . Такой вывод логически вытекает из понимания О. как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы О. включены в специфические формы совместной Д.: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой Д., «по поводу» нее. Именно пересечение деятельностей создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей Д., но и к др. людям. Именно О. формирует общность индивидов, выполняющих совместную Д.

Т.о., факт связи О. с Д. констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако хар-р этой связи понимается по-разному.

Иногда Д. и О. рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов).

Категория «общения» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве сам мотивированного процесса.

В других случаях О. понимается как определенная сторона Д.: оно включено в любую Д., есть ее элемент, в то время как саму Д. можно рассматривать как условие О. (Леонтьев).

Наконец, О. можно интерпретировать как особый вид Д.

С одной стороны О. как коммуникативная Д., или Д. общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, напр., у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин).

С другой – О. в общем плане понимается как один из видов Д. (пр. всего речевая Д.), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные Д. вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев). Труд, СЗ и О., или «отношение др. к др.», развиваются, взаимно обусловливая др. др. Ни одна из этих категорий не м.б. «выключена» из общего процесса развития: развитие труда невозможно без эволюции СЗ и О.; развитие СЗ связано с развитием, усложнением, дифференциацией трудовой Д. и появлением специфического, основного средства О. – языка; наконец, развитие О. понятно только в свете развития трудовой Д. и эволюции СЗ.

Андреева:

На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи Д. и О., когда О. рассматривается и как сторона совместной Д. (т.к. сама Д. не только труд, но и О. в процессе труда), и как ее своеобразный дериват.

Андреева:

К структуре О. можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру О. путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

  1. Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

(Коммуникативная сторона) (Интерактивная сторона) (Перцептивная сторона)

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона О. означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

Также см. функции О.

Виды общения.

Функциональный анализ общения.

О. полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.

В наиболее обобщенных классификациях выделяются 3 стороны О.: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

Близкая к этой классификация (Ломов) выделяет стороны:

— информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;

— регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной Д.

— аффективно-коммуникативную, относящуюся к эмоциональной сфере и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация выделяет:

— Как основную рабочую – инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

— синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;

— трансляционную ф-ю, необходимую для обучения, передачи знаний, способов Д., оценочных критериев;

— ф-ю самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

По критерию цели общения выделяются 8 функций О.:

1. Контактная, цель которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2. Информационная. Обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

3. Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

4. Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной Д.

5. Ф-я понимания. Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и пр.

6. Амотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

7. Ф-я установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

8. Ф-я оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т.ч. его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Андреева: Посредством общения Д. организуется и обогащается. Построение плана совместной Д. требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей для каждого участника. Включение О. в этот процесс позволяет осуществить согласование и рассогласование деятельностей индивидуальных участников (ф-я взаимодействия). Специфика этой ф-ции – в различных сторонах О.

Деятельность и общение.

Вариант 1

Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Виды общения:

    Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).

    Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).

    Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).

    Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей).

Формы общения:

  • Монолог или реплики.

Общение есть только условие деятельности.

От общения необходимо отличать коммуникацию.

Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.

Вариант 2

В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения остается не вполне решенным. В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда обратил особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчеркивался фактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена роль преобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Другая точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность. В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека в обществе. В современной отечественной социальной психологии принимается идея единства общения и деятельности, но не подмена одного другим.

Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности. Например, деятельный человек всегда общается: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение формирует единство задач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этого факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями.

Естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Для различения этих двух поводов общения ученые ввели понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное. Тем самым различение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с человеческой деятельностью.

Идея непременного включения общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого из участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативную функцию), общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователи выделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции общения.

Вариант 3

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках. С точки зрения обществознания , общение - это способ передачи информации от одного человека другому. Это также процесс установки и эволюции контактов между людьми или группами людей.

Общение - это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда.

Уникальность общения как вида деятельности заключается в следующем. Практически все виды деятельности строятся по принципу субъект-объект, то есть человек воздействует и модифицирует объект, - то, на что направлена его деятельность. Общение обычно строится по принципу субъект-субъект , то есть равноправное взаимодействие двух индивидов.

Функции общения.

В структуре общения психологи выделяют три стороны - восприятие, коммуникация и взаимодействие . Отсюда можно вывести три основные функции общения .

  1. Перцептивная функция. Она же - аффективно-коммуникативная . Проявляет эмоциональную сферу человека, его отношение к тому, что его окружает.
  2. Информационно-коммуникативная функция . Функция обмена информацией. Именно эту функцию чаще всего ассоциируют с понятием общения.
  3. Интерактивная функция . Она же - регуляционно-коммуникативная . Функция организации совместной деятельности.

Цели и виды общения.

Целей общения человека множество, но все они делятся на два типа:

  • Общение как средство достижения какой-то другой цели , которая к общению отношения не имеет. Например, спросить у прохожего, как пройти на автовокзал, имеет реальную цель - не опоздать на автобус, и эта цель не связана напрямую с общением.
  • Общение как самоцель . Когда вы звоните другу поболтать, ваше общение - это самоцель.
  1. Когнитивное . Обмен информацией.
  2. Эмоциональное. Обмен эмоциями. Эмоциональное заражение - то, благодаря чему возможен такой вид общения. Пример - рассказать кому-нибудь анекдот, чтобы поднять настроение.
  3. Мотивационное. Чаще всего цель такого общения - переубедить кого-либо, уговорить, агитировать и т.д.
  4. Деятельностное. Обмен умениями и навыками. Любая спортивная секция или кружок любителей пения - пример деятельностного общения.
  5. Материальное. Обмен материальными ценностями.

В качестве вывода можно заключить, что столь сложная деятельность, как общение,

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего, в производственной деятельности. «В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство» (Карл Маркс).

Итак, всякое производство предполагает объединение людей. Для того чтобы производить, люди должны объединиться. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или общение и деятельность - это два самостоятельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т. е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т. д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация.

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т. д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности, и даже в себе как в «другом»).

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни... Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы... сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь».

Общение, как продолжение себя в другом, - это общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого продукта. Здесь зависимость перевёртывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, деятельность - часть, сторона общения, общение - часть, сторона деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

Итак, общение это

  • сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека,
  • осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций функций общения.

Чаще всего в них они описываются коммуникативные аспекты общения, при этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникации и общения.

Личность, с одной стороны, является «продуктом» социальных связей, а с другой стороны, создает эти связи.

Виды отношений :

Общественные отношения (между группами),

Межличностные отношения (между индивидами).

Суть общественных отношений в том, что взаимодействую не конкретные личности, а конкретные социальные роли (взаимодействую индивиды, как представители различных групп).

Социальная роль – определенное положение, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений (отец, бухгалтер, строитель, ученый и т.д.). Общество может одобрять/неодобрять какие – то социальные роли, при этом оценивается не сам субъект, а его деятельность.

Каждый человек имеет несколько социальных ролей. Индивид усваивает роль и при этом исполняет ее на свой «манер», у роли нет четкого шаблона для ее исполнения – понятие стиля исполнения роли .

Стиль исполнения роли лежит в основе межличностных отношений.

Общественные отношения как бы реализуются в виде межличностных отношений. Сами общественные отношения безличные, это только заимодействие ролей.

«Межличностная роль» - положение человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности («рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.д.).

Межличностные отношения строятся на основе чувств. Выделяют конъюктивные (объединяющие) и дизъюктивные чувства (разъединяющие).

Межличностные отношения строятся на основе чувств и на основе деятельности. Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью – это, по сути, общестсвенные отношения.

Метод исследования межличностных отношений – социометрия (выявляются симпатии и антипатии членов группы по отношению друг к другу).

В отечественной психологии общение ≠ коммуникации.

В социальной психологии исследуется общение как реализация межличностных отношений, а в социологии как реализация общественных отношений.

Человек одновременно реализует и безличные и личностные отношения. Например, продажа товара на рынке: обмен деньгами (безличные отношения), разговор с покупателем (личностные отношения).

Общение=взаимодействие.

Структура общения:

- Коммуникативная сторона общения (коммуникация в узком смысле слова) – обмен информацией между общающимися индивидами.

- Интерактивная сторона – организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

- Перцептивная сторона – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения. Способы передачи информации :


1) Вербально (устная и письменная речь).

2) Невербально (проксемика, кинесика (мимика, пантомимика, зрительный контакт, поза)).

3) Паравербально (темп, тембр речи, интонации, паузы).

Функции общения :

1) Формирующая (представление о себе, других людях, о мире).

2) Прагматическая (организация внутригрупповой и др. деятельности).

3) Функция конформации (У. Джеймс, принятие нас как личности другими индивидами).

4) Поддержание межличностных отношений.

5) Общение со своим внутренним Я.

Теории соотношения общения и деятельности :

1) Общение=деятельность (Г. Тард?).

Реализуется структура деятельности: есть мотивы, цели и т.д.

2) Общение ≠ деятельность (Э. Дюркгейм).

Деятельность направлена на удовлетворение потребности, в деятельности есть субъект и объект. В общении субъект – субъект.

Э. Дюркгейм противопоставлял общение и деятельность. У него общение – это только духовное речевое общение.

3) Общение+деятельность (отечественная психология).

Общение – это часть деятельности и способ ее организации. Люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

4) Общение – это вид деятельности.

Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности:

- общение – коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и, особенно, в подростковом возрасте (Эльконин).

- общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (Леонтьев).