Регулирование государственного финансового контроля в рф. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации. Правовые основы аудита

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования , обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах .

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права , соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в, процедуре доведения до сведения граждан , в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет , федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово- плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты , бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов - финансово-плановый акт производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

а) финансовой самостоятельностью контрольного органа;

б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;

в) закреплением в Конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Многообразие финансового контроля позволяет классифицировать его на различные виды.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие

Наиболее представительным органом государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации, которая была создана законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ» для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

  • определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности ;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов , предусматривающих расходы; покрываемые за счет средств бюджета;
  • осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ , уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т. д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на 6 лет. Заместитель председателя назначается на должность Советом Федерации на тот же срок при формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по 6 аудиторов сроком на 6 лет.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:

  1. во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды;
  2. во-вторых, на органы местного самоуправления , предприятия , организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности , если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.

Значительные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц .

Главное контрольное управление наделено правом :

  • требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок;
  • привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер..

В системе исполнительной власти также образованы органы, наделенные специальной компетенцией в области финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство РФ было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ. В настоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;
  • открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;
  • составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях .

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора, функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Службы включают в себя осуществление контроля и надзора:

  • за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов , бюджетных инвестиций ;
  • за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
  • за исполнением бюджетов субъектами Федерации и местных бюджетов , получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т. д.

Для реализации названных полномочий Служба имеет право направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений, а также осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений законодательства.

Вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ и созданная по Указу Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Служба наделена полномочиями:

  • по осуществлению контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
  • по сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими контролю в соответствии с законодательством;
  • по осуществлению проверок полученной информации о названных операциях, получении необходимых разъяснений;
  • по выявлению признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц , в отношении которых имеется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компетенции решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; служба издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах в Российской Федерации» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налоговых других обязательных платежей, установленных законодательством - Государственная налоговая служба. В настоящее время это - Федеральная налоговая служба России, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора за:

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;
  • представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
  • соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
  • полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей ;
  • проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного, ФНС выдает в установленном порядке предусмотренные законодательством лицензии в сфере ее полномочий, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков, проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхового надзора, созданную в 2004 г.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам. Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу и отдельные службы МВД РФ.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителе и распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.

Основными задачами данного вида контроля являются:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, других нарушений бесхозяйственности, финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Кроме государственного выделяется также независимый, негосударственный вид контроля - аудит .

Правовые основы аудита

Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей .

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтерского учета, налоговое консультирование, правовое консультирование и др.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами Российской Федерации, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества ;
  • организация является кредитной организацией , страховой организацией или обществом взаимного страхования , товарной или фондовой биржей , инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц ;
  • объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;
  • организация является государственным унитарным предприятием , муниципальным унитарным предприятием , основанным на праве хозяйственного ведения ; если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;
  • обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа - аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Формы финансового контроля. Ревизия

В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами , в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

  • в содержании;
  • порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа , вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);
  • в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);
  • в том, что ревизия проводится только комиссионно;
  • по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица . В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.) - В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 1.2.1) Кондраков, Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету / Н.П. Кондраков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 255. .

Таблица 1.2.1

Основные виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

Российский аудит находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организаций, международного сотрудничества.

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

1. Первый уровень - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2. Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов Андреев, В.Д. Практикум по аудиту: учеб. пособ. / В.Д. Андреев, Т.И. Киселев, И.В. Атаманюк. - М.: Финансы и статистика, 2011. - С. 108. .

3. Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

4. Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

5. Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предоставлено право устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

Организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

Организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

Организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

Определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

Аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2008).

2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.; часть II от 26.01.96 г. № 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.).

3. Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с измен. от 30.04.2008 г.; часть II от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ, с изм. от 30.04.2008 г.)

5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 г.)"О бухгалтерском учете"

6. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80).

7. Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита".

8. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

9. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.

10. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г. протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).

В указанных документах отражены основные положения по организации аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений и др.

Работа органов в сфере финансового контроля в Российской Федерации осуществляется согласно установленным нормам права, среди которых основным источникам являются:

Конституция Российской Федерации;

гражданский кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

федеральные и региональные законы;

правовые акты органов местного самоуправления;

подзаконные правовые и нормативные акты (Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ и др.).

Государственный и муниципальный финансовый контроль проводят: представительные органы и законодательные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и местного самоуправления ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ.

Контроль представительных органов, а также законодательных органов местного самоуправления предусматривает их право на формирование собственных контрольных органов: Счетная палата РФ, контрольные палаты, другие органы законодательных (или представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления с целью проведения внешнего аудита бюджетов.

Постоянно действующим органом ГФК является Счетная палата РФ. Счетная палата РФ в своей работе руководствуется Конституцией РФ, а также федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ"О Счетной палате Российской Федерации", другими федеральными законами.

Главной задачей ее является контроль над исполнением федерального бюджета, включающий в себя следующее:

контроль за своевременным исполнением доходов и расходов бюджета страны и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

оценку целесообразности расходов федерального бюджета;

анализ эффективности расходования государственных средств и использования государственной собственности.

Основным органом ГФК в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Оно осуществляет наряду с остальными функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной области, реализация которой предполагает формирование и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной области; порядка проведения контроля за исполнением бюджета страны и реализации мер принуждения, которые применяются к участникам бюджетного процесса за неисполнение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».

Министерство финансов РФ согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №329 "О Министерстве финансов РФ" производит координацию и контроль работы находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Совместно с федеральными службами Министерство финансов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными государственными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими структурами. Их деятельность регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, актами Президента РФ и, международными договорами РФ, а также актами Министерства финансов РФ.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в осуществляет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной области, а также функции органа валютного контроля Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Данная служба производит ревизии и проверки эффективности и правомерности использования средств бюджета страны, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности; проводит надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово - бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 "О Федеральной службе страхового надзора" осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их работы на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 "Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

В соответствии со ст.267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств Бюджетный кодексом РФ (ст. 158-160).

Основные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными организациями производятся по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает правовое регулирование финансового контроля как функции государственного управления. В этой связи оценка эффективности финансового контроля обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств финансового контроля.

Организация единой системы финансового контроля, способствующей формированию полной и объективной картины о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающей выявление, предупреждение и пресечение нарушений в управлении финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, является главной организационно-правовой задачей финансовой деятельности государства.

Создание системы финансового контроля требует формирования его правовой базы. Правовая база контроля определяет принципы и порядок его осуществления. В документальном выражении правовая база финансового контроля это: конституционное определение и закрепление основных целей и полномочий контроля; законодательное установление задач, функций и полномочий контрольных органов и их работников; регламентирование и регулирование содержания, деталей и особенностей процесса контроля путем издания подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе и собственных актов контрольных органов.

Современная правовая база государственного финансового контроля в Российской Федерации уже довольно основательная, но в силу исторически сложившихся обстоятельств разнородна, внутренне противоречива.

Цель моей работы исследовать правовое обеспечение финансового контроля и выявить проблемы. Это обуславливает постановку следующих задач:

· Дать понятие финансового контроля;

· Определить формы, виды и методы финансового контроля;

· Дать характеристику органам, осуществляющим финансовый контроль;

· Определить систему правового регулирования финансового контроля и выявить ее проблемы.

Таким образом, поставленные задачи определили структуру моей работы.

Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает правовое регулирование государственного финансового контроля как функции государственного управления и организацию формирования, распределения и использования бюджетных средств. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.

Финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов и с позиции финансового права призван, в первую очередь, охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Контроль – это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Сущность и назначение контроля:

· наблюдение за деятельностью подконтрольного субъекта;

· получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте;

· в выявлении причин и условий, которые могут способствовать правонарушениям;

· принятие мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины.

Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. В таком качестве контроль имеет несколько аспектов:

· Финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.

· Финансовый контроль – это одна из стадий конкретных управленческих действий государства.

· Финансовый контроль – форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования. Получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.

· Финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.

Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет на себе все черты последнего. В тоже время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов.

Объектами финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.

Предметом финансово­го контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами финансо­вого контроля являются государственные и муниципальные ор­ганы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Феде­рация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, организации, предприятия, учреждения и физические ли­ца, совершающие или опосредующие финансовые операции.

Цель финансового кон­троля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наибо­лее очевидно это выражается в проверке соблюдения различ­ных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режи­мов валютных ограничений, иммунитета бюджета. Фи­нансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтроль­ными являются требования о предоставлении органами испол­нительной власти, органами местного самоуправления всей ин­формации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, пред­ставительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).

Однако целью финан­сового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового кон­троля не должно препятствовать или делать невозможным ак­кумулирование, распределение или использование денежных фондов государства и муниципальных образований.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Таким образом он должен организовываться и проводиться на основе определенных принципов:

Законности;

Независимости;

Объективности;

Ответственности;

Разграничения функций и полномочий;

Системности;

Гласности.

Законность финансового контроля предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа. Принцип объективности предусматривает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Системность означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Эффективность финансового контроля со стороны государ­ства во многом зависит от каче­ства организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства.

Форма финансового контроля - это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действии. Под формой фи­нансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени про­ведения контрольных мероприятий.

Финансовый контроль классифицируется по раз­личным основаниям на несколько групп.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

· предварительный;

· те­кущий;

· последующий.

Предварительный финансовый контрольпроизводится до выпол­нения какого-либо финансового мероприятия. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственно­го управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий финансовый контроль проводится во время осуще­ствления каких-либо финансовых операций - уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов. Текущий финансо­вый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти и представи­тельных органов местного самоуправления, в ходе парламент­ских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых ор­ганов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем . Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим ор­ганам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на из­менения в финансовой деятельности, предупреждать наруше­ния законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий финансовый контроль проводится после завер­шения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгал­терской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных вне­бюджетных фондов, отраслевых программ или смет государст­венных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главной целью последующего финансового контроля явля­ется оценка результатов финансовой деятельности и эффектив­ности проводимых операций. Основным критерием последую­щего финансового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

В ходе осуществления финансового контроля по окончании отчетного периода определяется состояние финансовой дисци­плины, выявляются правонарушения и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого-либо субъекта за определенный период и позволяет оп­ределить степень эффективности проведенных ранее предвари­тельного и текущего финансового контроля.

Финансовый контроль выступает разновидностью финансо­вой деятельности и одновременно разновидностью управленче­ской деятельности государства в финансовой сфере, поэтому в зависимости от субъектов , осуществляющих государственный финансовый контроль, выделяют:

· государственный: вневедомственный и ведомственный;

· внутрихозяйственный;

· финансово-кредитных органов (банковский контроль);

· общественный;

· независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контрольосуществляется феде­ральными органами законодательной власти, федеральными орга­нами исполнительной власти, в том числе специально созданны­ми. Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ. Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями.

Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хо­зяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации.

Банковский контроль - это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит - это форма предпри­нимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осу­ществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документа­ции, налоговых деклараций и других финансовых обязательств хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Практическая реализация финансового контроля осуществ­ляется с использованием определенных методов.

Методы фи­нансового контроля представляют собой совокупность обоснован­ных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функ­ций.

Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъекта­ми конкретных действий и процедур зависят достижение ко­нечного результата и эффективность контроля. С другой сторо­ны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нор­мальному функционированию хозяйственной деятельности.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их реше­нию, необходимость использования различных способов прове­рок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов.

Можно выделить шесть основных методов финансового контроля:

· наблюдение;

· обследование;

· анализ;

· проверка;

· ревизия;

· финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельно­стью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование - один из основных методов предварительно­го финансового контроля и направлено на исследование от­дельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Об­следование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении или несоблюдении финансовой дисциплины. Основная цель обследования - общий анализ финансо­во-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей - выявление полноты и своевременности от­ражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми ор­ганами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по плате­жам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органа­ми, внебюджетными фондами).

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование опре­деленного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятель­ность объекта, привлекая максимальное количество докумен­тальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля.

Ревизия - это комплексная проверка, направленная на изу­чение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различ­ных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразно­сти финансовых операций.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квали­фикации сотрудников проверяющего органа, четкого механиз­ма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуще­ствляются, как правило, специальными органами финансового контроля - Счетной палатой РФ, Министерством финан­сов РФ, Центральным банком РФ и др.

Финансово-экономическая экспертиза - проведение специа­листами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообраз­ности, рациональности и эффективности проведенных финан­совых операций и финансовой деятельности и контролируемо­го субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта.


Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Применительно к финансово-бюджетной сфере парламентский контроль осуществляется на всех стадиях подготовки, рассмотрения и принятия бюджета, а также на стадии его исполнения.

К числу конкретных контрольных полномочий представительного органа власти прежде всего стоит отнести полномочия Государственной Думы по рассмотрению и принятию проектов бюджетов на соответствующий год и иных проектов по финансово-бюджетным вопросам, а также рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Полномочия Совета Федерации по осуществлению финансового контроля реализуется посредством рассмотрения для внесения замечаний и предложений проекта закона о федеральном бюджете, утверждения принятого Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, направления поручений и запросов Счетной палате и анализ результатов ее работы.

Помимо представительного органа государственной власти к числу органов, осуществляющих функции по финансовому контролю, относятся:

· Счетная Палата РФ;

· Центральный банк РФ;

· Министерство финансов РФ;

· Федеральное казначейство;

· Федеральная служба страхового надзора;

· Федеральная налоговая служба;

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

· Федеральная таможенная служба;

· Федеральная антимонопольная служба;

· Федеральная служба по финансовому мониторингу;

· Федеральная служба по финансовым рынкам;

· Федеральная служба по тарифам.

В иерархии специальных государственных органов, осуществляющих функции по финансовому контролю, Счетная палата РФ как конституционный орган финансового контроля стоит на первом месте.

Правовые основы деятельности Счетной палаты закреплены Конституцией РФ и Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная палата должна руководствоваться прежде всего Конституцией, затем законами, если они не противоречат Конституции России. В практической деятельности при проведении финансового контроля Счетная палата учитывает все источники финансового законодательства.

Счетная палата организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением федерального бюджета.

Счетная палата осуществляет финансовый контроль на основе принципов: законности, объективности, независимости, гласности.

К числу основных задач Счетной палаты относятся:

· Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

· Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках;

· Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Анализ задач и полномочий Счетной палаты показывает, что, несмотря на ее наивысший статус среди контролирующих органов, данный орган является специальным, осуществляющим контроль лишь в сфере бюджетных отношений.

Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования и валютного контроля, а также Ораном банковского регулирования и банковского надзора.

Правовые основы деятельности Центрального банка установлены Конституцией РФ, Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».

Основными целями Центрального банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

К числу контрольных функций, которыми наделен Банк России, можно отнести:

· Принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций;

· Выдачу, приостановление, отзыв лицензии на осуществление банковских операций;

· Осуществление банковского надзора;

· Организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

· Установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации.

В целях финансового контроля Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Министерство финансов Российской Федерации , согласно Конституции России, по поручении Правительства РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Министерство финансов РФ осуществляет функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, таможенных платежей и т.д.

Также Министерство финансов осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу. Министерству финансов также подведомственно Федеральное казначейство.

Следует также отметить, что Министерство финансов является органом финансового контроля согласно Бюджетному кодексу РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных платежей.

В рамках своей деятельности Федеральная налоговая служба выдает лицензии на осуществление определенных видов деятельности, ведет учет всех налогоплательщиков, ведет реестры выданных лицензий, а также Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, разрабатывает и утверждает формы налогового учета и отчетности, осуществляет проверку деятельности налогоплательщиков.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор:

· За соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства;

· Достоверностью представляемой отчетности;

· Обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

· Составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

Органы Федеральной службы страхового надзора выдают лицензии субъектам страхового дела, получают, обрабатывают и анализируют отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела, обращаются в суд с исками о ликвидации субъектов страхового дела.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Служба осуществляет контроли и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов; соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Федеральная служба по финансовому мониторингу – орган исполнительной власти, функции которого направлены на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу ведут учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, формируют перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Федеральное казначейство обеспечивает казначейское исполнение бюджетов. Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля и координирует их.

Федеральная таможенная служба – орган исполнительной власти, осуществляющим функции о контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой.

Как орган финансового контроля Федеральная таможенная служба контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам – федеральный орган исполнительной власти, руководство которой осуществляется непосредственно Правительством РФ. Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в частности, функции по контролю и надзору на рынке ценных бумаг, контролирует деятельность бирж.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Правительство Российской Федерации. В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.

Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной системы. Нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать единым.

Концепция единого финансового контроля в Российской федерации необходима для предупреждения потерь бюджетных средств, финансовых нарушений и недочетов в движении финансовых потоков. Несогласованность усилий контролирующих органов, неэффективное взаимодействие между органами государственного, аудиторского и внутриведомственного контроля, отсутствие единой информационной базы препятствует своевременному и полному финансовому контролю. К этому можно добавить дублирование функций субъектами финансового контроля, что ведет к параллелизму в работе и, как следствие, снижению ответственности контрольных органов, нерациональному расходованию бюджетных средств на реализацию этой государственной функции.

Ввиду недостаточно разработанной теоретической базы и несовершенства правовой регламентации финансового контроля необходимо четко определить принципы и структуру финансового контроля, выстроить систему контролирующих органов, установить формы и методы финансового контроля.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2010. – 234 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Омега-Л, 2010. – 600 с.

3.Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 № 4-ФЗ (в ред. от 05.04.2010).

4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 № 86-ФЗ (в ред. от 03.11.2010).

5. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 № 1095 (в ред. от 18.07.2001).

6. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учеб./ Ю.А. Крохина. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 720 с.

7. Петрова Г.В. Финансовое право: учеб./ Г. В. Петрова. – М.: Проспект, 2009. -288 с.

8. Рожкова Н.К. Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России//Сибирская финансовая школа. – 2005 г. - №4. - с.12-19

Федеральная служба по финансовому мониторингу – орган исполнительной власти, функции которого направлены на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу ведут учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, формируют перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Федеральное казначейство обеспечивает казначейское исполнение бюджетов. Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля и координирует их.

Федеральная таможенная служба – орган исполнительной власти, осуществляющим функции о контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой.

Как орган финансового контроля Федеральная таможенная служба контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам – федеральный орган исполнительной власти, руководство которой осуществляется непосредственно Правительством РФ. Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в частности, функции по контролю и надзору на рынке ценных бумаг, контролирует деятельность бирж.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Правительство Российской Федерации. В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.

Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной системы. Нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать единым.

Концепция единого финансового контроля в Российской федерации необходима для предупреждения потерь бюджетных средств, финансовых нарушений и недочетов в движении финансовых потоков. Несогласованность усилий контролирующих органов, неэффективное взаимодействие между органами государственного, аудиторского и внутриведомственного контроля, отсутствие единой информационной базы препятствует своевременному и полному финансовому контролю. К этому можно добавить дублирование функций субъектами финансового контроля, что ведет к параллелизму в работе и, как следствие, снижению ответственности контрольных органов, нерациональному расходованию бюджетных средств на реализацию этой государственной функции.

Ввиду недостаточно разработанной теоретической базы и несовершенства правовой регламентации финансового контроля необходимо четко определить принципы и структуру финансового контроля, выстроить систему контролирующих органов, установить формы и методы финансового контроля.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2010. – 234 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Омега-Л, 2010. – 600 с.

3.Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 № 4-ФЗ (в ред. от 05.04.2010).

4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 № 86-ФЗ (в ред. от 03.11.2010).

5. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 № 1095 (в ред. от 18.07.2001).

6. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учеб./ Ю.А. Крохина. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 720 с.

7. Петрова Г.В. Финансовое право: учеб./ Г. В. Петрова. – М.: Проспект, 2009. -288 с.

8. Рожкова Н.К. Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России//Сибирская финансовая школа. – 2005 г. - №4. - с.12-19



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив