Дочерняя компания финансовые отношения виды отношений. Финансовые отношения организаций (предприятий). Функции финансов. Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Дочерняя компания финансовые отношения виды отношений. Финансовые отношения организаций (предприятий). Функции финансов. Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансы — специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода.

Движение доходов организаций сопровождается формированием их финансовых отношений с другими субъектами экономики.

Виды финансовых отношений по направлениям

Все финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы:

  • с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений предприятий и организаций;
  • с финансово-кредитной системой государства.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями

Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Роль ϶ᴛᴏй группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

  • финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;
  • финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; ϶ᴛᴏ прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;

Финансовые отношения внутри предприятия

Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими — ϶ᴛᴏ выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

  • финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций — ϶ᴛᴏ отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, кᴏᴛᴏᴩые в условиях рыночных отношений будут объективной необходимостью.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в т.ч. и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средствтрадиционно на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.

  • финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом кᴏᴛᴏᴩых будет организация; такие отношениятрадиционно связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;

Отношения с финансово-кредитной системой государства

Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Кстати, эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.

Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением налогов и отчислений.

с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит будет источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. При всем этом могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с кᴏᴛᴏᴩыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.
  • финансовые отношения между организацией и финансовой системой государства при изъятии части первичного дохода в виде налогов и сборов, а также при получении ассигнований из бюджета;
  • финансовые отношения между организацией и другими участниками финансовой системы. С банками отношения возникают при организации безналичных расчетов, получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов, а также получении банковских услуг. Отношения со страховым звеном финансовой системы происходят при страховании имущества, коммерческих и предпринимательских рисков, обязательном страховании работников. Отношения с участниками фондового рынка — при размещении временно ϲʙᴏбодных денежных средств в ценные бумаги, а также осуществлении приватизации.

Виды финансовых отношений по степени обязательности

С позиции обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

  • добровольные;
  • добровольно-принудительные;
  • принудительные.

К добровольным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям — отношения, в кᴏᴛᴏᴩые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия кᴏᴛᴏᴩых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного ϲʙᴏими действиями материального ущерба.

Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении безналичных расчетов (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некᴏᴛᴏᴩых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.

Стоит сказать, что каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет ϲʙᴏи особенности и сферу применения. При этом все они носят двусторонний характер и их материальной основой будут доходы организации.

Финансовые отношения – отношения двух его противоположных сторон.

Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому.

Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов.

Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.

Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения.

Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны – разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка.

Перераспределительные отношения связаны с дальнейшим движением (передачей) чистых доходов между участниками рынка. Передача чистого дохода может происходить с его последующим возвратом или без такового, т.е. безвозвратно. Передача чистого дохода может происходить за плату или бесплатно. Сочетание указанных способов передачи чистого дохода имеет четыре варианта: передача с возвратом за плату и бесплатно, передача без возврата за плату и бесплатно.

Деление финансовых отношений в зависимости от национальной принадлежности чистого дохода есть их деление на национальные и международные финансы.

Логически отношения перераспределения следуют за отношениями распределения. Однако на практике обе группы отношений часто имеют место одновременно, поскольку в процесс перераспределения вовлекаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. В результате возникает замкнутая цепочка распределительно-перераспределительных отношений. Финансовые отношения есть всегда единство отношений распределения и перераспределения.

Основные группы распределительных отношений. Распределительные отношения состоят из двух групп .

Во-первых , это разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный, или производственный, чистый доход, который включает прибыль и амортизационные отчисления.

Во-вторых , это деление затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка, к которым относятся заработная плата, рентные платежи и косвенные налоги государству.

С формальной точки зрения отношения распределения выручки от реализации достаточно просты, так как сводятся лишь к трем группам отношений и связанных с ними пропорций:

· между коммерческой организацией и ее работниками, или пропорции между прибылью и оплатой труда наемных работников;

· между коммерческой организацией и собственниками земли и природных ресурсов, или пропорции между прибылью и платежами этим собственникам (рентными платежами);

· между коммерческой организацией и государством по уплате налогов, включаемых в валовой доход (косвенных налогов), или пропорции между валовым доходом и размеров входящих в него косвенных налогов.

Однако указанные группы пропорций совсем не равнозначны. Первая пропорция имеет ярко выраженный социальный характер и проявляется в возможном противостоянии интересов коммерческой организации и интересов ее работников. Борьба за повышение заработной платы является изначальным сопутствующим явлением в развитии рыночной экономики.

Вторая пропорция имеет отношение к характеру собственности на землю и природные ресурсы. Если земля с ее ресурсами есть собственность коммерческой организации, то рентные платежи остаются в ее собственности, что выражается в увеличении размеров прибыли над ее среднеотраслевыми показателями. В этом случае природа выступает как бесплатный источник дополнительной прибыли.

Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рисунке 3.

Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рисунке 4.

Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач.

Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства.

Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство.

Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить.

Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.

Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида - общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.

В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами - акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли).

Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки.

Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков.

В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее коллективного фонда оплаты труда.

Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.

Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.

Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называютсяфинансовыми инструментами . К ним относятся:акции,облигации,векселя, депозитные сертификаты, долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения - это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием (потреблением) денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 5).

Экономические отношения

Производство

Распределение Финансовые Перераспределение отношения Потребление

Рис. 5. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Все финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы:

с другими предприятиями и организациями; внутри предприятия; внутри объединений предприятий и организаций;

с финансово-кредитной системой государства.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями.

Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительномонтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получаютвыручку от реализации продукции иприбыль.

Финансовые отношения внутри предприятия.

Включают отношения между подразделениями предприятия, работниками и собственниками с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и матери-

альной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы,премий, пособий,дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

Финансовыеотношениявнутриобъединенийпредприятийиорганизаций.

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций - это отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри финансовопромышленных групп, а такжехолдинга.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.

Отношения с финансово-кредитной системой государства.

Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.

Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислениемналогов и отчислений.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов.Кредит является источником формированияоборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях

срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений - в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Отношения со страховым звеномфинансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а такжестрахование имущества предприятия.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагаютоперации с ценными бумагами.

Организация финансов как элемент системы управления включает в себя следующие принципы:

Принцип самоокупаемости , выражающийся в способности предприятия обеспечивать свои расходы, связанные спроизводственным процессом, результа-

тами деятельности, сохраняя тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах;

Принцип финансового планирования , определяющий безусловную необходимость установления на перспективу объемов всех поступлений денежных средств и направлений их расходов;

Принцип разделения собственных, заемных и бюджетных средств, со-

стоящий в том, что источники финансовых ресурсов классифицируются в балансе предприятия по указанным признакам, обеспечивая тем самым контроль за активами организации;

Принцип самофинансирования , означающий приоритет собственных источников финансирования как стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.

Принцип полной сохранности имущества собственника, который реали-

зуется нормами контроля за величиной чистых активов, ограничениями на сделки с другими положениями законодательных актов и учредительными документами;

Принцип ответственности за результаты хозяйственной деятельности,

предусматривающий систему штрафов за нарушение договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства;

Принцип соблюдения очередности платежей , устанавливающий порядок удовлетворения претензий кредиторов и регламентируемый положениями ст. 855 ГК РФ.

Принцип финансового контроля , заключающийся в проверке законности, целесообразности и результативности финансовой деятельности организации.

На практике все принципы организации финансов применяются одновременно и распространяются на все области финансовой деятельности предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы можно определить и как совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Финансы предприятий имеют ряд особенностей, обусловленных их функционированием в сфере материального производства, где органически связаны все воспроизводственные процессы: производство, распределение, обмен, потребление. К числу таких особенностей следует отнести:

Во-первых, нормальное функционирование производства на предприятии возможно лишь при достаточном его финансировании;

Во-вторых, финансовый механизм предприятия должен обеспечить его самофинансирование, что особенно важно в условиях разгосударствления собственности;

В-третьих, являясь обособленным юридическим лицом, предприятие должно выполнять широкий круг обязательств перед бюджетами, фондами, поставщиками, работниками и т. п.

Все это ставит перед финансовыми структурами предприятия задачи, связанные с достижением соответствующих производственных результатов, образованием денежных накоплений, самофинансированием воспроизводственного процесса.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

денежный капитал;

расходы на потребление;

инвестиции в непроизводственную сферу;

финансовый резерв.

Денежный капитал предприятия – это часть финансовых ресурсов, направляемая на производственно-хозяйственные цели (текущие расходы и развитие), предназначенные для извлечения прибыли. В структуру денежного капитала предприятия входят денежные средства, вложенные в:

– основные фонды;

оборотные фонды;

нематериальные активы;

фонды обращения.

Совокупность имущественных прав, принадлежащих предприятию, представляют собой активы предприятия, которые представлены внеоборотными и оборотными активами.

Активы показывают состав, размещение и фактическое использование хозяйственных средств предприятия. Основное внимание уделяется тому, во что вложены финансовые ресурсы предприятия и каково их функциональное назначение.

Активы представляют собой затраты предприятия, сложившиеся в результате предшествующей хозяйственной деятельности, а также понесенные расходы ради возможных будущих доходов, поэтому в активе представлены экономические ресурсы (способные принести доход).

В состав активов входят основные средства, оборотные средства и нематериальные активы.

Основные средства – это средства, вложенные в основные производственные фонды. Основные фонды представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе и переносят свою стоимость частями, по мере их износа на стоимость создаваемой продукции (услуг). Этот процесс называется амортизацией.

Оборотный капитал (оборотные средства) – часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды – это сырье, материалы, топливо и т.п.

– т.е. предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.

Фонды обращения, хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах.

Нематериальные активы – это стоимость объектов интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К ним относятся права, возникающие:

из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные и фирменные знаки, торговые марки;

– из прав на «ноу-хау», «гудвилл»;

из прав пользования земельными участками и природными ресурсами и др. Чистые активы предприятия – это активы за вычетом долгов.

Пассивы предприятия – это совокупность долгов и обязательств предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.

Денежный капитал по форме права собственности разделяется на источники:

– собственные;

заемные и привлеченные (чужие).

Соотношение собственного и заемного капитала представляет собой фи-

нансовую структуру капитала.

Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку)имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности.

В учете величина собственного капитала исчисляется как разность между стоимостью всего имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.

Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия. Особая роль принадлежит уставному капиталу (уставный фонд), а также прибыли и амортизационным отчислениям.

Уставной фонд - источник формирования основных фондов и оборотных средств. Главное требование к нему - его достаточность, обеспечивающая независимость и автономию предприятия от заёмных средств, а также эффективную работу без чрезмерного риска. В соответствии с мировыми стандартами доля уставного фонда вместе с другими собственными источниками в формировании имущества предприятия не должна быть менее половины.

Резервный фонд , который формируется путём отчислений из прибыли. Он имеет накопительный характер и используется предприятием для финансовой

поддержки своих программ, а также в случае возникновения непредвиденных потребностей в денежных ресурсах.

Фонд развития производства , который также формируется из прибыли и служит для финансирования социально-экономического развития предприятия.

Амортизационный фонд , который образуется путём амортизационных отчислений через реализацию и используется только на простое или расширенное воспроизводство основных фондов, а также в некоторой степени на покрытие дефицита оборотных средств.

Заемный капитал (обязательства предприятия) - это капитал, который привлекается предприятием со стороны.

Заемный капитал в структуре капитала предприятия состоит из кратко- и долгосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства - это кредиты и займы со сроком погашения более года.

Краткосрочные обязательства - это обязательства со сроком погашения менее 1 года (например, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.

Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений – обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и материальных активов. В отличии от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, – это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций,

сокращать незавершенное производство. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств. До тех пор пока размер дополнительного дохода, обеспеченного привлечением заемных ресурсов, перекрывает затраты по обслуживанию кредита, финансовое положение фирмы остается устойчивым (табл. 1).

Таблица 1 Различия между собственным и заемным капиталом предприятия

Вид капитала в структуре капитала предприятия

Собственный

Непосредственное право на

участие в управлении предпри-

Дает такое право

Не дает такого права

Отношение к финансовому риску

Право на получение прибыли

Очередность удовлетворения требований при банкротстве

Срок и условия оплаты и возврата капитала

Основное направление финансирования

Снижение налога на прибыль за счет отнесения финансовых издержек на затраты

Источники финансирования

Увеличение доли собственного капитала снижает финансовый риск

По остаточному принципу

По остаточному принципу

Однозначно не установленыДолгосрочные активы

Такая возможность отсутствует

Внутренние и внешние источники

Увеличение доли заемного капитала увеличивает финансовый риск

ПервоочередныеПервоочередные

Четко определены кредитным соглашением

Краткосрочные активы

Такая возможность присутствует

Внешние источники финансирования (за исключением кредиторской задолженности)

Связь дохода владельца капитала с прибыльностью предприятия

Доход владельца капитала непосредственно связан с финансовым результатом

Доход владельца капитала не связан с финансовым результатом

Практика показывает, что наиболее «дешевым» источником является заемное финансирование, так как кредиторы находятся в более привилегированном положении в сравнении с собственниками предприятия. Они сохраняют за собой право на возврат своих вложений, а в случае банкротства их требования будут удовлетворены раньше требований акционеров. Тем не менее, бесконтрольный рост заемного финансирования может существенно понизить финансовую устойчивость предприятия, вызвать падение рыночной цены на его акции, а в случае неблагоприятного развития событий поставить предприятие перед угрозой банкротства

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

– платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т.д.;

инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.;

инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, в государственные займы и т.п.;

направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансы предприятия выполняют обеспечивающую, распределительную и контрольную функции.

Обеспечивающая функция предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере денежными средствами, необходимыми для текущего финансирования производства, покрытия расходов, выполнения необходимых обязательств. При этом оптимизация источников денежных ресурсов является одной из главных задач, поскольку при излишке средств снижается эффективность их использования, а при недостатке - на предприятии возникают финансовые трудности. Обеспечивающая функция финансов предприятия выполняет свою роль через стимулирующее воздействие на производственнохозяйственную деятельность свободных цен, налогов и оплаты труда, механизма затрат и привлечение заёмных источников, в частности, - банковских кредитов.

Распределительная функция финансов предприятия направлена на соответствующее распределение выручки от реализации продукции и полученных доходов. При этом она функционирует таким образом, чтобы обеспечить финансирование затрат на производство, отчисление налогов, сборов и платежей, оплату труда, социально-экономическое развитие предприятия.

Контрольная функция осуществляет контроль за всеми видами деятельности предприятия. Если предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом, фондами, банками, поставщиками, работниками и т.п., то это свидетельствует об эффективном использовании им денежных ресурсов, соблюдении норм действующего законодательства. В противном случае оно вынуждено платить штрафы, пени, недоимки, нести убытки. Контроль за работой предприятия осуществляется

и через выполнение ряда показателей финансового плана, платёжного календаря. Именно в этом проявляется связь контрольной функции с обеспечивающей и распределительной функциями.

Следует также отметить, что важными контрольными показателями являются размеры кредиторской задолженности предприятия, обеспеченность денежными ресурсами оборотных активов, ликвидность, платежеспособность и др.

Финансовый механизм предприятия представляет собой с одной стороны систему денежных отношений хозоргана, а с другой - систему образования и использования его фондов денежных средств.

Структурно финансовый механизм предприятия состоит из следующих трех частей:

1. Механизм финансовых отношений предприятия, включающий взаимоотношения предприятия с:

поставщиками и потребителями;

внутрипроизводственными структурными подразделениями;

бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;

банками и небанковскими учреждениями;

денежным и фондовым рынками;

инвесторами;

страховыми компаниями;

государственными органами управления.

2. Механизм образования и привлечения денежных ресурсов, предполагающий поступления от:

реализации продукции, работ, услуг;

внереализационных операций;

улучшения использования оборотных и необоротных активов;

привлечения банковских кредитов, инвестиций и др. заёмных источников;

эмиссии ценных бумаг;

совместного производства;

дотаций и субсидий.

3. Механизм использования финансовых ресурсов, направляющий полученные доходы и поступления на:

образование резервного и амортизационного фондов, пополнение фонда развития;

выполнение неотложных финансовых обязательств, в т.ч. перед бюджетом, фондами, поставщиками, работниками;

погашение задолженностей, штрафов, пеней;

оплату труда и материальное стимулирование производства;

социальное развитие и т.п.

Оптимальное взаимодействие вышеуказанных финансовых отношений и механизмов достигается через такие категории, как выручка от реализации продукции, прибыль, издержки, оборотные средства, безналичные расчёты, кредит, налоги, различного рода стимулы, льготы, нормативы отчислений, санкции. Финансовый механизм должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами предприятий своих функций и их взаимосвязи.

Таким образом, финансовые ресурсы предприятия по источникам их формирования можно разделить на три группы: собственные, приравненные к собственным и заёмные. Эффективность использования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта обычно оценивается сопоставлением достигнутого финансово-

го результата производственной деятельности – прибыли с суммой имеющихся денежных средств в соответствующий период.

Финансовая устойчивость предприятия – егоплатежеспособность. Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия следующие: 1.Коэффициент концентрации собственного капитала:

К кск К К с *100%

где К кск - доля собственного капитала в финансовой структуре капитала;

К с - собственный капитал;

К - суммарный (собственный и заемный) капитал.

Для сохранения финансовой устойчивости К кск должен быть не менее 60%

(К кск ≥ 60%).

2.Коэффициент финансовой зависимости:

К фз К К з *100%

где К фз - характеризует финансовую зависимость предприятия от внешних займов;

К з - заемный капитал;

К с - собственный капитал.

Чем выше К фз , тем выше финансовая зависимость хуже финансовая устойчивость предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия связана с понятием «цена (стоимость) капитала» – это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему.

Заключительный тестовый контроль:

1. Собственный капитал предприятия включает:

1. уставной капитал, амортизационные отчисления, взносы

2. уставной капитал, прибыль, взносы

3. уставной капитал, прибыль, амортизационные отчисления, заемные средства

4. уставной капитал, прибыль, амортизационные отчисления, взносы

5. уставной капитал, кредиты, амортизационные отчисления

2. Амортизационный фонд предприятия используется для:

1. простого или расширенного воспроизводства основных фондов

2. расчетов по кредитам

3. строительства объектов недвижимости (зданий)

4. расчетов по заработной плате

5. все ответы верны

3. Долгосрочные обязательства предприятия - это:

1. кредиты и займы со сроком погашения до года

2. кредиты и займы со сроком погашения более года

3. кредиты и займы с неопределенным сроком погашения

4. кредиты и займы с необходимостью погашения по требованию заемщика

5. нет правильного ответа

4. При увеличении доли заемного капитала на предприятии финансовый риск:

1. уменьшается

2. увеличивается

3. остается неизменным

4. первоначально увеличивается, а затем уменьшается

5. зависит от состояния активов предприятия

5. Платежи органам финансово-банковской системы включают:

1. налоговые платежи в бюджет

2. налоговые платежи во внебюджетные фонды

3. уплату процентов банкам за пользование кредитами

4. погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи

5. все ответы верны

6. Оборотный капитал:

1. используется многократно

3. используется однократно

5. нет правильного ответа

7. Основной капитал:

1. используется однократно

2. используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства

3. используется многократно и постепенно потребляется на протяжении ряда производственных циклов

4. используется многократно

5. нет правильного ответа

8. Механизм образования и привлечения денежных ресурсов на предприятие предполагает их поступление за счет:

1. реализации продукции

2. погашения задолженностей

3. штрафов

4. пеней

5. страховых взносов

9. Обязательный взнос в госбюджет, осуществляемый юридическими лицами

1. штраф

2. налог

3. профсоюзный взнос

4. страховка

5. пеня

10. Коэффициент финансовой зависимости – это отношение:

1. собственного капитала к заемным средствам

2. заемных средств к собственному капиталу

3. собственного капитала к оборотным средствам

4. собственного капитала к основным средствам

5. оборотных средств к основным средствам

11.Финансовые ресурсы предприятия – это:

1. резервный капитал

2. кредиты банков

3. уставный капитал

5. все ответы верны

12.Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является:

1. резервный капитал

2. кредиты банков

3. уставный капитал

4. доходы от основной деятельности

5. все ответы верны

13. Финансовые ресурсы формируются за счет:

1. собственных и привлеченных денежных средств

2. доходов от основной деятельности

3. доходов от внереализационных операций

4. выручки от продажи акций

5. целевых поступлений

14. Заемщик – это:

1. участник сделки, получающий на время от партнера товары (услуги) или деньги на хранение

2. участник кредитной сделки, получающий на время от партнера деньги в их номинальной стоимости

3. участник кредитной сделки, получающий на время от партнера товары (услуги) в их реальной стоимости

4. участник кредитной сделки, получающий на время от партнера товары (услуги) или деньги на определенных условиях

5. нет правильного ответа

15. Стартовый капитал-это капитал, расходуемый на:

1. регистрацию предприятия

2. открытие банковского счета

3. покупку зданий или прав на их аренду

4. покупку машин, оборудования

5. все ответы верны

16. Прибыль – это:

1. полученные доходы от продажи товаров и услуг

2. превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров

3. издержки производства плюс себестоимость

4. доходы плюс издержки производства

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

2. Характеристика функций финансов.

4. Формирование финансовых ресурсов.

5. Виды финансовых отношений

6. Понятие финансовой системы, характеристика ее сфер и звеньев


1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность финансов.

Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги» (например…), в действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим категорию «финансы» в историческом развитии

Термин «финансы» возник в 13-15в.в. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность, поэтому данный термин первоначально - обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений термин получает международное распространение и начинает употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Исходя из этого определения, можно выделить основные положения данного понятия, – система денежных отношений, два субъекта отношений в результате которых происходит формирование государственных фондов, где аккумулируются денежные средства.

Следовательно, данный термин отражал:

Во-первых - денежные отношения между двумя субъектами, где деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

Во- вторых, субъекты (население и государство) обладали разными правами в процессе этих отношений один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;

В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – первоначально, а в дальнейшем и др. внебюджетные фонды денежных средств.



В- четвертых регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось налогами, сборами и др. платежами, которые имели государственно-принудительный характер, это достигалось с помощью правовой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата. Если говорить о сегодняшней России, то это деятельность налоговых инспекций и полиции.

ИТАК, финансы это всегда денежные отношения, но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал взаймы другому, возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях возникающих в розничной торговле.

Таким образом, Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения – являются финансовыми. Отсюда можно предположить, что финансы обладают такими признаками по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Основным признаком является то, что финансовые отношения осуществляются на основании государственных нормативно-правовых актов, а нефинансовые отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

Отличительный признак- финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Появление финансов датируется 13-15 веками следовательно, финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития, кроме того мы отметили, что в финансовых отношениях всегда участвует государство, поэтому финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Отсюда сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой и функциями государства.

В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным, общегосударственный фонд денежных средств – бюджет - был небольшим основная часть которого (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели поэтому практического воздействия на экономику он не оказывал.

В дальнейшем формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств:

· На военные цели,

· Управление,

· Поддержание тех или иных сфер экономики,

· Социальные нужды. Причем 2 последних направления оставались пока незначительными

Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.

Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена – бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено, так как все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Особенность – узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена - бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникает необходимость ив новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

В ХХ веке (особенно после второй мировой войны) происходит качественно новое развитие финансовых отношений. Объемы государственных бюджетов возросли и стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД, государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств (происходит аккумуляция денежных средств не только бюджета, но и внебюджетных фондов), государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроизводства.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) (затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и др. отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко повысились затраты на НТП (до 50% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии. Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне) (например страны ЕС)

Таким образом, после второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

· Местные (региональные) финансы,

· Внебюджетные специальные правительственные фонды,

· Финансы предприятий - в странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала, она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств. Кроме того, учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

ИТАК из изложенного следует еще один важный вывод финансовые отношения охватывают две сферы . Первая включает экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое уточняющее определение финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения НД, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Давая определения категории финансы несколько раз употреблялось выражение «финансы представляют собой экономические денежные отношения », которое имеет вполне конкретное содержание.

Финансовые денежные отношения возникают между:

· Предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции и услуг;

· Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

· Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· Отдельными звеньями бюджетной системы;

· Страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

· На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды;

· На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки, выплаты социального характера, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит, доходы от предпринимательской деятельности;

· На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Главным материальным источником денежных фондов выступает НД страны – вновь созданная стоимость, поэтому увеличение НД является основным условием роста финансовых ресурсов.

Именно с учетом размеров НД определяются темпы и пропорции развития экономики, а также возможности расширенного общественного воспроизводства.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

2. Характеристика функций финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами .

Финансы выполняют три основные функции:

· Распределительную;

· Стимулирующую;

· Контрольную;

Распределительная функция финансов.

Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение государством своих конституционных функций. Поскольку главным материальным источником денежных фондов выступает НД, то он в основном и будет подлежать распределению.

Распределительная функция финансов включает первичное и вторичное распределение (перераспределение). Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт созданный в стране (как известно основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается ВВП), а также его составляющие, и прежде всего – НД.

Первичное распределение означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. (Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения использованных предметов и орудий труда – простое воспроизводство. Оставшаяся часть – доход – распределяется между работниками – расширенное производство).

В процессе первичного распределения создаются основные, или первичные доходы, их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД только среди участников материального производства, они делятся на две группы: 1) зарплата (доходы) работников (фермеров и др.) 2) доходы предприятий.

Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где НД не создается; однако оно обязано заботится о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер можно отнести развитие приоритетных сфер народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Наряду с материальной сферой производства, государство имеет непроизводственную сферу, участники которой непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры, студенты и т. д.). Кроме того, общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить определенную долю созданного продукта. Следовательно, государство обязано поддерживать непроизводственную сферу, посредством выделения денежных средств.

Для того, чтобы осуществлять денежные расходы, государство с помощью финансовых инструментов (налоги, бюджет), изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя дальнейшее распределение или перераспределение НД. В результате вторичного распределения образуются вторичные или производные доходы.

На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству, т. к. только оно в состоянии решить задачи государственной важности (например вопросы обороноспособности страны, поддержка отсталых регионов и т.п.)

Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Перераспределение НД в РФ происходит в интересах развития приоритетных отраслей экономики, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

сущность Стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Как мы теперь знаем, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения, умело управляя денежными доходами, государство может оказывать влияние на экономику в стране. Итак

Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие финансовые рычаги:

· Бюджет (Средства из бюджета той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить)

· Цены и тарифы (И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы /топливно-энергетический комплекс, транспорт и др./, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний. Например цену на зерно можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятий, а то и ниже. В этом случае с/х предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании не может быть и речи.)

· Налоги (это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и напротив, чрезмерно высокими – подорвать его).

· Экспортно-импортные пошлины, тарифы (манипулируя их уровнем, государство стимулирует или де стимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет).

Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые используются государством, однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование перечисленных выше примеров.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции, направленной на формирование или использование денежных фондов.

Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений, поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макро уровне. Его предметом на макро уровне является распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

Финансовый контроль может быть общегосударственным (осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти: Счетная палата, Минфин, ЦБ и т.п.), ведомственным (КРУ, налоговые органы и т.п.), внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).

3. Роль финансов в процессе воспроизводства ВВП

Предпосылками финансовых взаимосвязей в национальной хозяйственной системе являются:

Закон роста эффективности хозяйственной деятельности уни­версален и обусловливает появление всех социальных институтов (включая государство);

Функции основных участников экономической системы име­ют общественную значимость;

С точки зрения участников использования перераспределенной доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.

Основные экономические агенты, доходы которых перераспре­деляются с помощью финансов, следующие:

Частный бизнес - производители материальных и нематери­альных благ;

Население - потребители этих ценностей;

Государство как институт, создающий условия для населения и максимизации полезности частного бизнеса.

Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помо­щью макроэкономических показателей:

Валового внутреннего продукта (ВВП - текущей стоимости всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в тече­ние определенного периода времени (главным образом, года) на тер­ритории страны);

Национального дохода (НД - вновь созданной за год стоимо­сти, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

Инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары и услуги в экономике, %);

Сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотно­шения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците - когда расходы превышают доходы, либо в профи­ците - когда доходы превышают расходы);

Сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредитор­ской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

Потребительского и отложенного спроса населения (соответ­ственно части национального дохода, которая расходуется на по­требление, и части его, которая сберегается);

Сальдо торгового и платежного балансов (результата операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Цель развития экономической системы – максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) макроэкономических показателей. Данная цель реализуется с помощью финансов.

Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стра­не по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помо­щью макроэкономического тождества (тождества национальных сче­тов - системы взаимосвязанных статистических показателей, пост­роенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной кар­тины экономической деятельности страны):

G - государственные расходы (Government Spending).

В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: до­машних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инве­стиционных расходов) и государства (государственных расходов).

В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитыва­ются экспортно-импортные операции:

Y=С + I+ G+ (Ех - Im),

где Y - ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С - потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);

I - инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G - государственные расходы (Government Spending);

Ex- Im - сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна, если импорт больше экспорта, она отрицательна.

В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расхо­дам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произве­денные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех - Im), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней тор­говли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Другими словами, если при прочих равных условиях государ­ство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

Влияние государственных расходов отражается на всех составля­ющих макроэкономического тождества: как на потребительских рас­ходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого по­нимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макро­экономического тождества. Функция потребления имеет вид С= а + b(l- t)D,

где а - константа, характеризующая некий объем потребления вне зави­симости от доходов;

b - предельная склонность к потреблению;

t - ставка подоходного налога;

D - доход домашних хозяйств.

Чистый экспорт (разница экспорта и импорта) определяется сле­дующим образом: X=g-mY,

где g - константа;

m - коэффициент при ВВП, он означает предельную склонность к им­порту и показывает, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на m рублей.

Из этой формулы очевидно, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на m рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии: и чистый экспорт и потребление зависят от дохода, однако на каждый рубль роста дохода чистый экспорт сокращается на m рублей, а потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению).

Исходя из этого можно сделать вывод о прямой зависимости государственных расхо­дов от:

Объема ВВП;

Поступлений подоходного налога;

Предельной склонности к потреблению и процентной ставки;

Предельной склонности к импорту;

и обратной зависимости от:

Предельной склонности потребителей к сбережению;

Константы потребления;

Автономных инвестиций (амортизации).

В экономических системах при формировании расходов в усло­виях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим об­разом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи озна­чает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хо­зяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных товарах и услугах мо­гут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (дохо­дов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приоб­ретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, насе­ление и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им - ка­ких-либо товаров или услуг. На основании макроэкономического тождества можно с опреде­ленностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаи­мосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспро­изводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравне­нию с предыдущим с учетом инфляции.

4. Формирование финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исхо­дить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД Этот процесс характеризуется движени­ем товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соот­ветствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В ре­зультате образуются различные денежные фонды, происходит их пе­регруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчиты­вается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обра­щением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупа­теля). При обмене эквивалентов не возникает условий для матери­ально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширен­ного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распре­деления и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежно­го оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хо­зяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалент­ном характере. Именно финансы в процессе распределения и пере­распределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансирован­ности национального хозяйства.

Таким образом, финансовые ресурсы - это количественная характери­стика финансового результата процесса воспроизводства за определен­ный период. Это те денежные средства, которые правомерно направ­лять на возмещение выбывающих основных фондов, производствен­ное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов

Как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта;

Как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые пред­назначены к обмену на товары и услуги;

Как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покры­тие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

Как источники формирования этих доходов (составляющие эле­менты) - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, госу­дарственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

Как конечный финансовый результат процесса воспроизвод­ства, поскольку используются для финансирования капитальных вло­жений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборот­ного капитала, приобретения оборудования и предметов длительно­го пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресур­сов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником фи­нансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответ­ствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внут­реннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следую­щих показателей системы национальных счетов (СНС) - система вза­имосвязанных статистических показателей, построенная в виде набо­ра счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на про­изводство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домаш­них хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.



Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничи­вается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расши­ренного воспроизводства производственных факторов, включая ра­бочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроиз­водства правомерно включать расходы общества на здравоохране­ние, образование, социальную политику и т.п.

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материаль­но-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступ­ления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, форми­рующийся в результате финансирования затрат на развитие нацио­нального хозяйства и функционирование государственных учрежде­ний, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует создан­ным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финан­совой сбалансированности может быть представлено как соответ­ствие суммы финансовых ресурсов объему материальных благ и как балансовое равенство их поступления и расходования.

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреб­лением и накоплением) естественному уровню, определяемому соци­ально-экономическими условиями общественного производства (раз­витием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения ВВП согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формирова­нию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами национального производства.

5. Виды финансовых отношений



Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику