Характер и профессия. Личностные характеристики и их влияние на выбор профессии

Акцентуация и выбор профессии

    В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

    К. Леонгард

Все профессии можно условно разделить на две большие группы. Первая - те, в которых важность технологии выходит на первый план. Вторая группа - профессии, в которых человеческий фактор несравнимо важнее технологического. События последних лет показывают, что именно этот фактор является "слабым звеном", определяющим прочность (или непрочность?) всей цепи. Чтобы укрепить слабое место, его необходимо найти. Столетний опыт профдиагностики показывает, что найти "слабое место" в человеке намного сложнее, чем в любой конструкции.

Стремительное дефектов, упорно, вкус к риску, агрессивность, индивидуализм и стремление форсировать вопрос, когда вещи не развиваться в направлении или темпе. Любовь Страстная и склонная к крайностям. Они быстро загораются, склонны к вспышке любви, любят побеждать. У них магнетизм и сильная сексуальность.

Сотрудники Личность Мирные и дружелюбные, те, кто родился на 2, сильно зависят от окружающей среды и окружающей среды. Они чувствительны, ласковы и нуждаются в внимании. Дипломатия - это основное качество. Они хорошие посредники и коллаборационисты. У них отличные идеи и психологические способности. Мне нравятся красивые, изысканные вкусы и часто имеют художественные таланты. Внимательно к деталям и настойчивости легче завершить проект, чем инициировать его. Им не нравится подниматься вперед, предпочитая и бесспорный план.

До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, руководствуются моделью, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсонсом. Он был убежден, что достаточно "просчитать" человека с помощью хитроумных тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с "подходящей" профессией. Ученые и практики десятилетиями работали над разработкой профессиограмм - подробных описаний профессиональной деятельности. Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессии по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путем "наложения" имеющегося "эталона". Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между "эталоном" и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры "эталонов", были успешны в профессиональной деятельности. В то же время немалое число работников, чьи результаты были близки к "эталонным", не оправдывали возлагаемых на них надежд.

Дефекты Гром, недоверие, уязвимость, нервозность, отсутствие боевой готовности, пессимизм и склонность принимать слишком много компромиссов. Любовь Они романтичны, нежны и очень сентиментальны. Их любовь рождается медленнее, через последовательные мучения, они глубокие, тихие и дискретные.

У них есть харизма, благодать, блеск. Они изобретательны, они чувствуют цвет, сцену, маленький экран и большой экран. Хорошие коммуникаторы, отлично справляются с переговорами и продажами. Резкий и спонтанный интеллект подкрепляется большой жаждой знаний. Недостатки Поверхность, непристойность, мужество, легкомыслие, беспокойство и склонность к разбегу, жить дороже своих доходов.

В школьной профориентации модель Парсонса представлена в виде трех кругов "хочу", "могу", "надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться ("хочу"), соответствовать возможностям человека "могу") и быть востребованной в обществе ("надо").

Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле хочется не того, что "можется", а надо вообще что-то иное. И самая совершенная диагностики здесь не силах помочь, потому что, во-первых, она не затрагивает мировоззрение человека, его мотивы и ценности, тот самый загадочный "человеческий фактор", не сводимый к набору профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, но имеющий решающее значение для профессиональной успешности.

Любовь Реагирует энергично на эротические стимулы, они ласковы, привлекательны и ищут противоположный пол. Добросовестная личность Дисциплинированные и ответственные, те, кто родился 4, серьезно относятся к своим задачам как в своей профессии, так и в личной жизни. Есть люди с принципами, с моральным чувством. Очень реалистично, сначала вам нужно поверить, они очистят ситуацию и строят только на проверенной и прочной основе. Они сдержанны и горды, но имеют понимание для других, которые внушают уверенность.

Дефекты Жесткость, напряжение, скептицизм, упрямство и начало подавлять эмоции, что может привести к разочарованию. Любовь Не любит любви, они осторожны и не дают своим сердцам слишком легко. Даже если они кажутся холоднее, они связаны, они лояльны, и они ценят своего партнера по жизни.

Во-вторых, диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная в лучшем случае на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Личность накренилась умной, изобретательной и очень любопытной, родившийся 5 знает все обо всех или даже немного всех и имеют большой талант, чтобы быстро найти решение любой проблемы. Всегда ищем новых, они адаптируемы, прогрессивны и открыты для перемен. Им нравится путешествовать, встречаться с новыми девушками, общаться, общаться.

Непостижимые недостатки, нетерпение, нетерпение, упрямство и склонность к избытку, с пагубным воздействием на здоровье. Любовь. У них великая сила соблазнения, но они не всегда осознают, особенно в первую юность. Романтичные и страстные, им нужен партнер, чтобы резонировать мысленно и духовно.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Рассматривая характерологические особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие "проблемное место" - личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность. "Проблемное место" плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне. Для психолога важно не только самому видеть проблемные места, но и дать возможность клиенту осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность, в том числе:

Семьи Личность Понимание, общительные и щедрые, те, кто родился на 6, счастливы, когда они кладут свое плечо на счастье других, особенно в семью. Они будут следовать по среднему пути, гармонии. Они правильны, заслуживают доверия и помогают другим. У них есть медицинские или терапевтические достоинства. Они чувствуют себя эстетически, творчески и артистично.

Их основными задачами остаются благополучие и спокойствие дома. Дефекты Они колеблются, имеют инерцию, крайние чувства и уязвимость, доверчивость, слабость в лице молитв, похвалы и лингазы. Любовь Имейте сильные чувства и очень нежные. У них может быть больше отношений, но когда они находят подходящего человека, они находят свою живость и равновесие.

  • невротический склад личности , проявляющийся в необоснованной тревожности, при которой любые препятствия на пути к цели воспринимаются как непреодолимые;
  • эгоистический склад личности с отчетливой доминантой на себе, при которой другие люди воспринимаются лишь как средство достижения своих целей;
  • импульсивность , которая проявляется в том, что подросток идет на поводу своих желаний, плохо переносит отсроченность их исполнения, практически не способен ставить перед собой серьезные цели и достигать их;
  • ригидность установок , закрывающая доступ к новым идеям и подходам, сужающая диапазон возможностей;
  • эмоциональная холодность , препятствующая полноценному межличностному взаимодействию;
  • нереалистичные самооценка и уровень притязаний, основанные на искаженном самовосприятии и ориентации на внешние оценки.

По мнению Т.В. Орловой, "акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией". Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А., Зазыкина В.Г.) считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности.

Мудрая личность Способность глубокого и аналитического восприятия, рожденные 7, склонны к культуре, духовности, философии, науке и технике. Они привлекают тайны, оккультные вещи. У них огромные умственные способности, у них есть дух наблюдателя и развитая интуиция. Он предпочитает работать самостоятельно и выполняет то, что начинается. Интроверт, медитативный, а иногда и загадочный, но мощный и мужественный.

Ошибки Эгоцентризм, упрямство, гордость и тот факт, что их чувства внешне ограничены, что может привести к их реологическому недостатку. Любовь Они интенсивно переживают свои эмоции, но они не дают им свободу, и они считают тех, кто делает ее ленивой или незрелой. Далекие, требовательные, критические и хрипы, они снижают свои шансы на аффективное счастье.

Само понятие "акцентуация" и классификацию акцентуаций предложил выдающийся немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков. Акцентуация характера, по Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Однако подростковый возраст настолько важен для дальнейшего самоопределения человека, что оказывает влияние не только на стадии формирования профессиональных интересов и намерений, но и на дальнейшую профессиональную адаптацию. Тип акцентуации указывает на проблемные места, позволяя прогнозировать и предотвращать травмирующие ситуации, в том числе связанные с несоответствием типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.

Предприниматели Личность Имея сильную, амбициозную и сильную личность, те, кто родился на восьмом денонсировании посредственности. Они ничего не боятся, имеют инициативу, талант оргзаторий, труд, конкурентоспособны и оригинальны. У них есть смысл бизнеса и денег. Ассоциации часто оставляют их горькими.

Дефекты Доминирующие или экстремистские тенденции, беспокойство, импульсивность. Обрезанные шансы, отсутствие сомнений, ошибки, чтобы бесплатно рисковать то, что они построили или накопили, отомстить или потерпеть неудачу. Любовь Для них страсть - это порядок дня. У них большой сексуальный аппетит, они быстро воспаляются, они полностью отдаются, но они быстро проходят. Магниты и фашизаторы, они побеждают без усилий.

Связь между психологическим типом человека и профессиональной средой обосновал американский психолог Дж. Холланд. Согласно его подходу, существует шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный. Удовлетворенность своей работой, и, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

Идеалисты. Личность. Пунктирные с широкими взглядами, маринимия и много идеализма, те, кто родился на 9, кажется, предназначены для благородных причин. Они альтруистические, благотворительные, сострадательные, но динамичные и эффективные. Часто он играет важную роль в обществе и участвует в сильных действиях. прогрессивный. Воображение, вдохновение и талант часто сталкиваются с художественной сферой.

Нехорошие дефекты, внезапные и неожиданные реакции, причудливые идеи, непоследовательность, гордость, отсутствие такта. Любовь Противоположный пол находит соблазнительным и увлекательным. Их легко победить, но романтики и мечтатели иногда страдают от разочарования только из-за их доверчивости и наивности. Несмотря на их противоречивый характер, они искренне любят свою семью и могут быть верными. У них особые отношения с детьми.

Исследования взаимовлияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств подтверждают связь между акцентуацией характера, выбором профессии и профессиональной адаптацией (Э.Ф. Зеер, С.Ф. Вакарина, И.В. Крыжановская, Н.Р. Лавренко, М.Е. Литвак, С.Н. Морозюк и др.). Корреляции устанавливались с помощью клинических методов диагностики, наблюдения, интервью, анализа объективных данных.

Амбициозная личность Имея выигрышный менталитет, те, кто родился на 10, радостны и зарабатывают себе на жизнь без поддержки. Они сильны, мужественны, динамичны, уверены и очень амбициозны. Как правило, они становятся успешными людьми, особенно при установлении точных и конструктивных целей.

Дефекты Горячие темы, собственничество, ревность, фиксированные идеи, господствующие тенденции, не поддающиеся советам других. Любовь Увлекательная любовь, страстная. Он обладает большой силой притяжения, и тот факт, что они элегантны, добавляет к их очарованию. Им нравится побеждать, но их нужно постоянно стимулировать, иначе им становится скучно.

Признавая необходимость изучения характерологических особенностей как важнейшего фактора профессионального самоопределения, следует отметить, что использование данных методов в целях профессионального самоопределения подростков затруднительно.

Методики должны быть не только надежны, но и компактны, удобны в обработке. Интерпретация должна быть понятна самому подростку, не должна содержать терминов и оценок, иметь практическую направленность. Рассчитанная на самодиагностику, методика, тем не менее, должна давать психологу информацию, достаточную для выводов о степени акцентуации и возможностях профессиональной адаптации.

Он отличается особыми атрибутами: призванием, просветлением, вдохновением, интуицией, воображением, отступлением. Они - идеалисты со специальной судьбой, часто руководствуясь силой убеждений и часто отмеченными ранним талантом, откровением или призванием миссии. У них моральная сила, они мудры и дипломаты. Они могут иметь острое восприятие, пока не появятся некоторые парапсихические фестивали.

Дефекты Отсутствие реализма, экзальтации, эксцентриситета, высокомерия, индивидуализма. Любовь Они романтичны, чувствительны, имеют благородные чувства и склонность идеализировать свое любимое существо. Им нужен партнер по жизни, с которым нужно общаться духовно, но у которых есть немного более практичное чувство, чем у них.

Методика "Характер и профессия" разрабатывалась с учетом всех этих требований. Она позволяет молодым людям в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности и соотнести их с видами профессиональной деятельности.

В опроснике приводятся 24 группы утверждений, затрагивающие те сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим, работе, вещам. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов (демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный), соответствующих истероидному, тревожно-мнительному, эмотивному, паранойяльному, педантичному, эпилептоидному и шизоидному типу акцентуации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Типы отобраны с учетом их значимости для профессиональной деятельности. Интерпретация открыта для самостоятельного ознакомления клиента. Основные характеристики каждого из восьми типов даны в поддерживающем ключе с акцентом на профессиональные склонности и учетом возможных трудностей профессиональной адаптации.

У них дружелюбная пряжа, они любят общаться, работать вместе. Волшебно быть в центре внимания. Стремясь к изменениям, они всегда в движении, всегда беспокоятся о чем-то другом. Дефекты Перепады настроения, нервозность, нестабильность, дисперсия, атрибуты, которые могут помешать им использовать свои ресурсы.

Даже когда они действительно любят, их независимость и желание делать то, что они сокращают, независимо от того, соглашается ли другой человек, могут поставить под угрозу отношения. Профессионалы личности. Ундэндские качества, такие как практическое чувство, креативность и дисциплина, те, кто родился 13, имеют дар знания о том, как сочетать красоту с долговечностью и функциональностью. Профессия является основной для них, но важно, как они делают. Дефекты Жесткость, упрямство, консерватизм, скептицизм, который может блокировать доступ к целому ряду возможностей.

Возможности методики не ограничиваются задачами выбора профессии - психолог, знакомый с клиническими методами диагностики, в ходе индивидуальной консультации может дать более глубокую интерпретацию, оценить степень дисгармоничности личностного развития, и, в случае необходимости, предложить индивидуальные или групповые формы коррекционной работы, дать рекомендации для педагогов и родителей.

Им нужна большая открытость. Любовь Иметь глубокие и устойчивые чувства. Разумно, с течением времени его трудно привязать. Даже если они не слишком экспансивны в любви, у них особый шарм. Игроки Личность Любопытные, независимые и адаптируемые, те, кто родился на 14, нуждаются в информации, проблемах и изменениях. Если они посвящают себя навыкам карьеры, которые им нравятся, они призывают к воле и реализму, с которым они наделены, они могут много работать и добиваться больших успехов. Дефекты Импульсивность, недостаток баланса, склонность к наркомании.

Методика "Характер и профессия" находится в стадии апробации, однако уже выявлена высокая корреляция с результатами, полученными по методикам "Определение профессионального типа личности" (Дж. Холланд) и "Опросник профессиональных склонностей" Л.А. Йовайши (модификации Г.В. Резапкиной).

Роль акцентуации при выборе профессии и в ходе профессиональной адаптации очевидна. Однако остается открытым вопрос о том, как ее оценивать - положительно или отрицательно? Какую цену платит человек, выбирая профессию в соответствии с выраженными чертами характера или вопреки им? Что лучше - идти по пути наименьшего сопротивления, углубляя русло акцентуации, или осваивать новые модели поведения, идя наперекор своей природе?

Любовь Очаровательная и полная темперамента, нет недостатка в предложениях. Однако они предпочитают выбирать, а не быть избранными. У них богатая сентиментальная жизнь и часто довольно бурная. Однако у них есть свои собственные потребности, которых нельзя пренебрегать, например: осуществлять свои таланты и умственные функции, доказывая, что они могут функционировать независимо друг от друга без поддержки других. причину или благотворительную деятельность. Они чувствительны и щедры, у них есть талант к искусству, и они изучают иностранные языки.

Опросник "ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ" (Г.В. Резапкина)

    Инструкция. С помощью этой методики вы можете узнать особенности своего характера. Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов - А, Б, В или Г. Отметьте выбранный вариант в бланке.

Скачать опросник и бланк ответов: blank_harakt-prof.zip

Они любопытны, хотят путешествовать и узнавать новые вещи. Неисправности Недоверие, застенчивость, преувеличенная чувствительность, особенно к критике или отсутствию внимания других. Любовь Сентиментальная, мечтательная и чувственная, жаждут любви. Иногда они склонны делать иллюзии, связываться с неуместными людьми.

Духовные личности Интуитивные, умные, аналитические и глубокие, они стремятся исследовать серьезные субъекты, интересующие культуру, философию, религию, этику, психологию, законодательство, эзотеризм. Даже если дух мира преобладает, выполнение происходит только в том случае, если у них есть семья и хорошая социальная интеграция. Дар углубления может сделать их отличными специалистами или высоко оцененными специалистами.

Образец бланка
I II III IV V VI VII VIII
1 А Б В Г
2 А Б В Г
3 А Б В Г
4 А Б В Г
5 А Б В Г
6 А Б В Г
7 А Б В Г
8 А Б В Г
9 А Б В Г
10 А Б В Г
11 А Б В Г
12 А Б В Г
13 А Б В Г
14 А Б В Г
15 А Б В Г
16 А Б В Г
17 А Б В Г
18 А Б В Г
19 А Б В Г
20 А Б В Г
21 А Б В Г
22 А Б В Г
23 А Б В Г
24 А Б В Г
  1. Знакомясь с людьми, я ловлю себя на мысли, что тут же забываю их имена
    А) часто
    Б) редко
    В) нет, потому что записываю их
    Г) я не думаю об этом
  • Для меня очень важно, чтобы меня окружали люди
    • А) душевные
      Б) ответственные
      В) жизнерадостные
      Г) дисциплинированные
  • В большой веселой компании
    • А) я люблю быть в центре внимания
      Б) я чувствую себя неуютно
      В) я обычно скучаю
      Г) я с трудом подыскиваю тему для разговора
  • Публичные выступления для меня - это
    • А) возможность показать себя и свои способности
      Б) большой стресс
      В) донести до слушателей свои идеи
      Г) форма общения
  • В любом коллективе важнее всего
    • А) отсутствие конфликтов
      Б) работа на результат
      В) дисциплина
      Г) возможность работать творчески
  • Нового человека я обычно воспринимаю
    • А) с доброжелательным интересом
      Б) как потенциального союзника
      В) как потенциального соперника
      Г) нейтрально
  • Если мне нужно купить что-то из одежды, я выберу
    • А) самую модную вещь
      Б) что-нибудь неброское
      В) классический костюм
      Г) удобную и практичную одежду
  • Мой любимый жанр кино
    • А) мелодрама
      Б) документальное кино
      В) боевик
      Г) фэнтэзи
  • Мне хотелось бы провести каникулы или отпуск
    • А) в какой-нибудь экзотической стране
      Б) в тихом, уединенном месте
      В) вместе с близкими людьми
      Г) путешествуя в компании друзей
  • Мне кажется, что я трачу слишком много времени
    • А) на себя
      Б) на других людей
      В) на работу, учебу
      Г) на развлечения
  • Когда я прихожу в магазин, то я
    • А) долго не могу ничего выбрать из массы товаров
      Б) точно знаю, что должен купить
      В) сравниваю и оцениваю товар, прежде чем сделать покупку
      Г) беру то, что попадается под руку
  • Если бы я был миллионером, то
    • А) приумножал бы свое богатство
      Б) ни в чем бы себе не отказывал
      В) не стал бы сорить деньгами
      Г) поддерживал бы проекты, связанные с наукой или искусством
  • Я предпочитаю работу, на которой есть возможность
    • А) общаться с известными людьми
      Б) ни за что не отвечать
      В) принимать ответственные решения
      Г) решать творческие задачи
  • Меня привлекает работа, требующая
    • А) способности сопереживать людям
      Б) точности и аккуратности в ведении дел
      В) навыков общения с разными людьми
      Г) силы и решительности
  • Мне ближе высказывание
    • А) "Лучшее - враг хорошего"
      Б) "Цель оправдывает средства"
      В) "Доверяй, но проверяй"
      Г) "Хочешь жить - умей вертеться"
  • Меня привлекает работа
    • А) аниматора
      Б) врача
      В) военного
      Г) ученого
  • Окружающие чаще считают меня
    • А) идеальным исполнителем
      Б) хорошим организатором
      В) душой компании
      Г) генератором идей
  • Моя главная черта - это
    • А) стремление нравиться
      Б) сочувствие
      В) пунктуальность
      Г) вспыльчивость
  • Главное в жизни
    • А) слава
      Б) любовь
      В) власть
      Г) порядок
  • Меня часто
    • А) беспокоит завтрашний день
      Б) переполняет энергия
      В) раздражают всякие мелочи
      Г) посещают интересные идеи
  • Мне трудно
    • А) принимать решения
      Б) учитывать интересы других людей
      В) отступать от инструкции
      Г) контролировать свои эмоции
  • День рождения для меня - это, прежде всего, возможность
    • А) напомнить о себе
      Б) задуматься о своей жизни
      В) повеселиться с друзьями
      Г) получить подарки
  • В профессиональном плане меня больше привлекает
    • А) медицина и образование
      Б) управление и бизнес
      В) контроль и оценка
      Г) искусство и наука
  • При выборе одежды я, скорее
    • А) выберу цвета, модные в этом сезоне
      Б) предпочту темные тона или оттенки серого
      В) выберу яркие, насыщенные цвета
      Г) вообще не обращу внимания на ее цвет

      Обработка результатов. Подсчитайте число отмеченных букв А, Б, В и Г в каждом столбце и запишите результаты в нижних клетках бланка.

      Примечание. Отнесенность к определенному типу правомерна в случае его выраженности на фоне остальных типов (более 6 баллов). Сочетание повышенных показателей по 2-3 типам говорит о смешанных типах. Равномерное (2-4 балла) распределение баллов по всем типам может свидетельствовать об отсутствии акцентуации.

        10-12 баллов – ярко выраженный тип
        7-9 баллов – выраженный тип
        4-6 баллов – слабо выраженный тип
        0-3 баллов – тип не выражен

      Отложив на каждой из восьми осей от центра, значение равное числу набранных баллов и соединив полученные точки линиями (см. рисунок), мы получим профиль характера. Как правило, у человека бывает 2-3 "пика". Чем дальше точки от центра, тем ярче выражены типы, описание которых приводится ниже.

    ОПИСАНИЕ ТИПОВ

    I. Демонстративный тип

    Демонстративные дети обладают выразительной мимикой, они любят и умеют нравиться, стремятся быть в центре внимания. Черты демонстративного типа подкрепляются воспитанием: в погоне за очередной порцией внимания демонстративные дети впадают в истерику, а подростковом возрасте с этой целью могут предпринимать попытки самоубийства. Проблемы со здоровьем также нередко вызваны подсознательным стремлением привлечь внимание к себе.

    Демонстративные личности легко вживаются в разные социальные роли, обладают развитым воображением, но иногда настолько увлекаются, что теряют грань между вымыслом и реальностью. Для них характерна быстрая смена настроений, поверхностность переживаний, ревность к чужим успехам, чувствительность к оценкам, нетерпимость к критике, самоуверенность, завышенный уровень притязаний, потребность в признании.

    Подростки демонстративного типа способны увлечь других артистизмом, неординарностью мышления и поступков, однако они плохо прогнозируют последствия своих действий, неспособны к методичной работе, требующей терпения и усилий. Они легко устанавливают контакты, но в отношениях с другими людьми нет глубины и стремления понять другого. Ярко выраженный демонстративный тип характеризуется доминантой на себе, при которой другие являются только фоном.

    Дети и подростки данного типа с удовольствием участвуют в концертах и спектаклях, охотно занимаются общественной работой, дающей возможность быть в центре внимания.

    Демонстративные черты характера необходимы артистам, поскольку им требуется умение перевоплотиться в своих героев. Преподаватель, политик, общественный деятель также обладают демонстративными чертами характера, которые помогают донести свои идеи до слушателей. Однако наличие этих черт еще не является гарантией профессиональной успешности - необходимы таланты и способности, а также терпение и трудолюбие, которых демонстративным личностям часто не хватает.

    Возможно, поэтому их не привлекает работа, требующая способности к искреннему сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (социальная работа); концентрации на проблеме, терпения и упорства (научная работа); устойчивости к монотонному труду и четкой регламентации (работа на производстве и в офисе).

    Представители демонстративного типа при выборе профессии часто руководствуются соображениями престижа, поэтому предпочитают деятельность, связанную с выступлениями перед публикой; работу в СМИ, политику; шоу-бизнес; актерско-сценическую деятельность, а также профессии, которые в данный момент пользуются популярностью.

    Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к другим людям, способность доводить начатое дело до конца.

    II. Тревожный тип

    Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, не могут оставаться одни. Они не любят чрезмерно шумных игр со сверстниками, застенчивы настолько, что часто стесняются отвечать перед классом, а контрольная работа или экзамен являются для них стрессогенной ситуацией. Им свойственны низкая контактность, беспокойство, пониженный фон настроения, нерешительность, робость, неуверенность в себе, угрызения совести.

    Люди этого типа обладают чувствительной нервной системой, способны предвидеть негативное развитие событий, однако склонны преувеличивать серьезность положения, нередко испытывают волнение и беспокойство без объективных причин. Они осторожны и предусмотрительны, не любят быть в центре внимания, избегают перемен. Обостренное чувство вины заставляет их болезненно переживать критику. Хотя у них рано формируется чувство ответственности, им трудно принимать решения и делать выбор. Они предъявляют высокие моральные требования прежде всего к себе.

    Нередко подростки тревожного типа испытывают чувство собственной неполноценности на фоне более благополучных в эмоциональном плане сверстников, стараясь компенсировать его за счет успехов в комфортных для них видах деятельности, не требующих быстрого принятия решений. При выборе профессии они обычно занижают уровень притязаний, недооценивая свои возможности.

    Деятельность, связанная с риском, неопределенностью, повышенной ответственностью за других людей, интенсивным общением, новыми контактами, принятием важных решений может даваться им ценой значительного нервно-психического напряжения.

    Представители тревожного типа, как правило, аккуратны, исполнительны и надежны, что позволяет быть успешным, выполняя четко структурированную работу в предсказуемых, стабильных условиях, с ограниченным числом контактов: научная работа, делопроизводство, работа с текстами и объектами природы, ручная работа, требующая аккуратности, усидчивости, устойчивости к монотонии.

    III. Эмотивный тип

    Драматические сцены, грустная концовка сцена фильма книги вызывает у эмотивных детей искренние слезы. Так же легко у них появляются слезы радости. С возрастом сила чувств эмотивных личностей не ослабевает: они переживают горе и радость острее, чем другие люди.

    Эмотивные дети и подростки не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они обычно бывают только с теми, кого хорошо знают. Эмотивные подростки разборчивы в общении и постоянны в привязанностях, могут испытывать трудности адаптации среди сверстников. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. У них рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Благодаря ответственности и трудолюбию они обгоняют более способных, но менее старательных сверстников. При выборе профессии нередко руководствуются советами родителей, к которым очень привязаны.

    Самая яркая черта эмотивной личности - способность к сопереживанию, отзывчивость, великодушие. Несмотря на низкий порог чувствительности, эмотивы обладают достаточно сильной нервной системой, чтобы справляться с эмоциональными нагрузками, однако в длительной стрессовой ситуации есть риск возникновения психосоматических заболеваний.

    В принятии решений эмотивы чаще руководствуются эмоциями, чем логикой. Они обладают хорошей интуицией, позволяющей чувствовать фальшь в отношениях. В отношении с другими людьми тактичны и дружелюбны, предпочитают неформальное общение.

    В работе ответственны и добросовестны. Однако им бывает сложно принимать жесткие решения, затрагивающие интересы других людей. Именно поэтому ярко выраженным представителям эмотивного типа не рекомендуется управленческая работа.

    Эмотивной личности наиболее подходят профессии, связанные с образованием, воспитанием, консультированием, обслуживанием, социальной работой. Эмотивы комфортно чувствуют себя в видах деятельности, связанных с искусством и природой.

    IV. Целеустремленный тип

    Целеустремленность традиционно считается достоинством и гарантией успеха, поэтому детям внушается, что нужно добиваться своих целей. Однако существует особый тип личности, который, кажется, и так "запрограммирован" на достижение высоких показателей в любом виде деятельности.

    Люди этого типа не слишком общительны - более широким и теплым контактам препятствует обидчивость, недоверчивость, конфликтность и склонность к нравоучениям. Убеждение в своей правоте и жесткость в отстаивании своих убеждений полезны в исключительных случаях, но чаще эти качества препятствуют конструктивному решению вопросов. В конфликтных ситуациях целеустремленные личности предпочитают стратегию соперничества.

    Благодаря трудолюбию и честолюбию целеустремленные личности достигают больших карьерных успехов, но с годами удовольствие от достижений часто сменяется разочарованием.

    Мнение окружающих для них безразлично - они настолько убеждены в своей правоте, что сами способны многих переубедить. Сильная нервная система позволяет им добиваться поставленных целей, не взирая на средства. Однако недостаток гибкости в принятии решений, излишняя прагматичность и недооценка "человеческого фактора" может снижать их эффективность.

    Многие чиновники, военачальники, политики и общественные деятели, формальные и неформальные лидеры относятся к целеустремленному типу. Люди этого типа могут быть эффективны в различных видах деятельности, так как обладают хорошими организаторскими способностями, они дисциплинированы и способны контролировать свои эмоции.

    Однако целеустремленным людям может не хватать способности к сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь, творческого мышления, что препятствует успехам в творческих видах деятельности и социальной работе.

    V. Педантичный тип

    Дети, относящиеся к этому типу, отличаются не свойственными их возрасту серьезностью и ответственностью, постоянством в привязанностях.

    Люди это типа законопослушны, и поэтому остро реагируют на любое нарушение порядка, иногда доходя в своих требованиях до формализма. Они пунктуальны и аккуратны, много внимания уделяют чистоте, порядку и качеству работы, но сомневаются в правильности выполненной работы, часто перепроверяют себя и других. Аккуратность и предусмотрительность сочетаются с неуверенностью и постоянным самоконтролем.

    Они не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят авралов и неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения ярким представителям этого типа не слишком подходит. Работа в условиях неопределенности людям этого типа может даваться ценой значительного психоэмоционального напряжения.

    Однако их исполнительность, готовность заниматься рутинной работой, умение подчиняться установленному порядку, следовать инструкциям и директивам и требовать того же от других необходимы в планово-экономической деятельности, работе офисного работника, чиновника, сотрудника службы безопасности, военного, специалиста по работе с персоналом.

    VI. Гипертимный тип

    Воспитатели и учителя часто жалуются на отвлекаемость и недисциплинированность гипертимных детей, отмечая при этом их хорошие способности и живой ум. Мелочный контроль со стороны взрослых, навязчивая опека, постоянные нравоучения вызывают у гипертимов протестные реакции, провоцируют нарушение правил и порядков.

    У гипертимов высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон, они обгоняют сверстников в физическом развитии, легко справляются с физическими нагрузками. Но отличное настроение могут испортить вспышки раздражения, вызванные противодействием в реализации их планов. Гипертимы с трудом подчиняются чужой воле и плохо переносят жесткую регламентацию деятельности, а также одиночество и вынужденное безделье, невозможность применить бьющую через край энергию.

    Гипертимы стремятся к неформальному лидерству среди сверстников, и это им легко удается благодаря энергии, смелости, находчивости, готовности рисковать и умению убеждать и вести за собой. Правда, авантюризм гипертима может иметь непредсказуемые последствия для него самого и его последователей. У гипертимов высок риск зависимого поведения.

    Увлечения гипертимных подростков отличаются разнообразием, но непостоянством. При стремлении командовать роль официальных лидеров их не привлекает, так как она сопряжена с ответственностью. Они обычно с легкостью дают обещания, но не всегда их выполняют.

    Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже при отсутствии к этому каких-либо оснований. Профессию нередко выбирают за компанию.

    Гипертимы не выносят рутинную, однообразную работу, однако способны быть инициатором различных проектов, эффективно выполнять работу, связанную с передачей информации и организацией мероприятий, презентацией товаров и услуг.

    Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к потребностям других людей, способность доводить начатое дело до конца.

    VII. Импульсивный тип

    Импульсивные дети доставляют много хлопот сверстникам и взрослым вспыльчивостью и раздражительностью, которые нередко выливаются в физическую агрессию. Импульсивные подростки отличаются атлетическим телосложением и большой физической силой, поэтому показывают высокие результаты в спорте.

    Импульсивные личности нетерпимы и не склонны идти на компромисс. Неуживчивость может быть причиной частой смены работы. Им трудно контролировать свои инстинкты и желания, поэтому любые препятствия на своем пути вызывают у них гнев и могут толкнуть на противоправные поступки. Хотя импульсивным людям трудно скрывать и контролировать свои негативные эмоции, особенно в тех случаях, когда ситуация выходит из-под их контроля, природный интеллект и хорошее воспитание способны сгладить эти черты характера.

    Люди этого типа обычно имеют активную личностную позицию, проявляют высокую поисковую активность и мотивацию достижений, быстро принимают решения. Они смелы и решительны, в других уважают силу, умеют постоять за себя, не боятся обострения ситуации, склонны к расширению своего влияния, полностью отдаются своей работе, с трудом переключаясь на другой вид деятельности.

    Все эти качества позволяют им добиваться успеха в профессиях, требующих силы, выносливости, четкого соблюдения инструкции: спорт, экстремальные виды деятельности, сельское хозяйство, производство, охранная деятельность. Однако есть виды деятельности, в которых необходимы качества, не свойственные этому типу: гибкость, способность к сопереживанию, умение слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (образование, социальная работа); нестандартное мышление (наука, искусство).

    VIII. Оригинальный тип

    Представители оригинального типа с детства отличаются своеобразием интересов и способностей и на всю жизнь сохраняют детскую непосредственность и непредсказуемость. Их не тяготит одиночество, а взрослая компания для них интереснее, чем компания сверстников. Их часто считают чудаками, не понимают и не принимают всерьез, поэтому они могут испытывать трудности социализации.

    Люди этого типа способны находить оригинальные решения самых различных задач. Они критически относятся к мнению и вкусам большинства людей, живя в соответствии со своим внутренним ритмом, своими ценностями. Предметы и быт для них значат гораздо меньше, чем душевный комфорт и мир идей.

    Интересы и способности представителей оригинального типа непостижимы для людей других типов. Нестандартное мышление, развитая интуиция и высокая работоспособность позволяет им достигать успехов в искусстве и науке, в том числе в сфере Интернет-технологий, совершать открытия, делать изобретения. Однако они не всегда понимают состояния других людей, испытывают трудности с выражением своих чувств, слабо владеют навыками общения.

    Пренебрежение формальной стороной работы, индивидуализм, неприятие жесткого регламента не способствуют успехам в сфере управления, воспитания, коммуникаций и делопроизводства, требующих развитых навыков общения, умения слышать другого и ставить себя на его место, способности выполнять рутинную работы и точно следовать инструкции.

      1. Орлова Т.В. Проблемная диагностика личности как эффективный подход к изучению профессиональных способностей. Служба кадров, № 12, 2008.

      2. Дергач А.А., Зазыкина В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

      3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., Медицина, 1983.

      Добавление комментария

    Влияние профессии на личность человека сложно переоценить. То, чем мы занимаемся на протяжении длительного времени, безусловно, влияет на наши психологические особенности. Прочитайте о том, какие профессиональные особенности характера вырабатываются у людей различных профессий.

    В одном из своих произведений американский писатель Марк Твен написал о человеке, который умел рассмешить всех своих знакомых. И с каждым днем это получалось у весельчака всё лучше и лучше - до тех пор, пока его не начали избегать родные и знакомые, потому что в поисках новых шуток мужчина стал буквально невыносим для окружающих. И тогда этот человек переквалифицировался во владельца… похоронного бюро, где ему вновь стало хорошо и спокойно.

    Юрист

    Одна из самых популярных профессий на сегодняшний день - это юрист. Помимо внешнего блеска, остроумия, логического мышления и высоких заработков, у профессии есть и другая сторона - необходимость годами выискивать ошибки, тонкие места, двусмысленности и т. д. С годами развитие этой привычки, если она перейдет в автоматическое поведение, может привести к тому, что даже на дружеской вечеринке на любую шутку у юриста тут же найдется пара случаев из практики, статей из Уголовного кодекса и срок, который за всё это полагается . Подписывая любую бумагу, юрист будет тщательно и досконально изучать текст в поисках возможных негативных последствий и путей их устранения.

    Врач

    Тоже весьма уважаемая и полезная профессия. Однако ее представители часто вынуждены по своему желанию и даже без него оказывать помощь всем знакомым и незнакомым и выслушивать длинные жалобы на недуги окружающих. Кроме того, врачи часто так привыкают к своей роли, что стремятся вылечить всех, даже тех, кто в этом не нуждается: например, дети врачей часто с детства «любят скушать таблеточку». Еще одна профессиональная опасность, поджидающая врача - это развитие цинизма как способа справиться с эмоциональными перегрузками. Если врач ежедневно сталкивается с вопросами жизни и смерти, то со временем его способность спокойно, к месту и не к месту, обсуждать леденящие душу подробности может сильно шокировать. Врачи часто любят «радовать» окружающих примерами из своей обширной практики.

    Бухгалтер и экономист

    Постоянная работа с цифрами, безусловно, формирует ряд полезных в жизни навыков. Из негативных последствий выбора данной профессии можно назвать неуемное стремление по нескольку раз проверять любые цифры, внимательность к деталям (иногда чрезмерную), желание контролировать любые расходы - начиная от денег на мороженое и заканчивая всеобъемлющим контролем за личными финансами.

    Учитель

    Большинство настоящих преподавателей обожают свою работу. До такой степени, что иногда не могут остановиться, даже когда они не на работе. Стремление учителя поучать может отравлять жизнь и ему, и окружающим, если пустить ситуацию на самотек. Всем придется терпеть поучающие интонации, проскальзывающие в его голосе, его уверенность в абсолютной правоте и отношение к собеседникам, как к маленьким детям. В то же время, если учитель или преподаватель контролируют свое неуемное желание научить всех всему, то с ними очень легко, интересно и приятно общаться, ведь они делают это по-настоящему профессионально.

    Менеджер по продажам

    Говорят, что настоящий продавец - этот тот, кто даже эскимосам может продать снег зимой. Когда продавец умеет обуздывать свое профессиональное рвение - это замечательно. Иначе он может, например, продавать к месту и не к месту товары своей компании (хорошо, если они нужны окружающим), свои идеи по разным поводам - в общем, если есть клиент, то настоящий продавец не позволит ему уйти просто так, не «купив» хотя бы чего-нибудь, или, в крайнем случае, не дав несколько телефонов своих друзей и знакомых, которые могли бы продать этому клиенту что-то другое. С одной стороны, продавец сильно устает от бесконечных контактов с разными людьми, которые не всегда испытывают позитивные эмоции, с другой стороны - он сам к этим контактам стремится. Выходом для представителей этой профессии может стать развитие навыка «переключаться» из состояния продавца в другие, более спокойные эмоциональные состояния, в которых можно отдохнуть.

    Пиарщик

    Очень современная профессия, предполагающая управление слухами. Это человек, который знает всё обо всех и умеет при необходимости применить. Любая информация становится в руках пиарщика оружием. В зависимости от отношения к человеку, фирме или событию любой факт, даже самый безобидный, представители этой профессии могут подать либо как вопиющий, либо как огромное достижение, которое служит делу мира и прогресса в глобальном масштабе. Как им верить?

    Программист

    Умеет почти всё, что связано с компьютером. Сердится на окружающих, если они задают те вопросы, на которые могли бы, по мнению компьютерщика, ответить самостоятельно. Решает сложнейшие задачи, связанные с программированием. Иногда не способен решить простейшие задачи, связанные с бытовыми проблемами. В разговоре переходит на свой язык, часто непонятный для окружающих. Может довести окружающих до белого каления безупречной логикой и умением в любой ситуации думать алгоритмически. Все, что кажется программисту нелогичным, может вызывать у него «зависания».

    Профессиональный управленец

    Привычка руководить людьми может проявляться как дома, так и на отдыхе. Незаменим при общении с представителями сферы обслуживания - мгновенно способен навести порядок где угодно, поставить всех на место и заставить работать быстро и качественно. Иногда директору бывает сложно вспомнить об обычных человеческих чувствах и выразить эмоции без предварительного анализа всех возможных системных последствий. Привычка руководить может распространяться на друзей, родственников и близких.

    Специалист по персоналу (HR)

    Эти люди способны мгновенно оценить любого и мысленно вынести вердикт - годен или негоден. Профессиональный рекрутер с радостью расскажет вам о перспективах на рынке труда и при возможности порекомендует вакансию. Если персонал, которым занимается HR, найти сложно - тогда в ход могут пускаться самые изощренные методы поиска подходящих людей - среди знакомых и незнакомых, в подходящих ситуациях и не очень…

    Психолог

    В зависимости от полученного образования способен часами задавать вам различные непонятные вопросы. Хуже, если это сопровождается диагнозами наподобие «Вы экстраверт!» В отдельных случаях психологи начинают везде искать патологию (в этом они чем-то схожи с врачами) и пытаться ее «исправить», выдав пару советов. Многие психологи сами страдают манией величия, что может выражаться в желании дать советы буквально всем и по любому поводу (в этом они схожи с учителями).

    Человек, чья специальность связана с автомобилями

    Не представляет себе жизни без автомобиля. Средство передвижения стало для него не только домом, но и смыслом жизни. В случае возникновения каких-либо поломок относится к этому почти как к болезни кого-либо из близких. Наизусть помнит карту города, способен придумать себе занятие в пробках. Замечает любые мелкие детали, относящиеся к дорожному движению. В компании может часами рассказывать о разнообразных запчастях, об особенностях автосервиса, о марках и моделях машин. Обладает чувством юмора, правда, зачастую - довольно специфическим.

    Работник сферы искусства

    Это человек, способный произвести впечатление где угодно и на кого угодно. Часто актеры, теле- и радиоведущие, журналисты и другие светские люди знают массу занимательных историй, которые готовы часами рассказывать. Общаться с ними обычно приятно и весело. Из автоматических привычек - выходить на поклон (если это актер театра), говорить хорошо поставленным голосом и часами цитировать различные произведения. Иногда работники сферы искусства любят совершать нестандартные поступки - одеваться абсолютно немыслимым образом и вести себя вызывающе независимо от того, в какой компании оказались.

    Все приведенные выше бытовые портреты профессионалов, безусловно, карикатурны. Однако выбирая профессию, всё-таки посмотрите на тех, кто в ней уже много лет. Задайте себе вопрос, чем характерные представители этой профессии отличаются от других людей. Если вы заметили какие-либо «странности» - необязательно отказываться от выбранной профессии. Повлияют на человека внешние обстоятельства или не смогут повлиять, он во многом определяет сам. Знание типичных профессиональных деформаций позволит вам избежать их возникновения, стать Профессионалом с большой буквы.



    Похожие публикации

    Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
    Главный инженер: обязанности
    Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
    Снегурочка (русская народная сказка)
    Анализ существующей системы управления материальными потоками
    Образец резюме ветеринара
    Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
    В каких случаях нельзя уволить сотрудника
    Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
    Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях