В 2007 году был принят закон, который направлен на развитие, повышение уровня предпринимательства на уровне регионов. С тех пор государство регулярно принимает различного рода решения, принимает меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в России.
Государственная поддержка малого бизнеса в 2019 году состоит в принятии программ и осуществлении мероприятий местными органами власти в соответствии с федеральными государственными программами.
В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим формы и способы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нашей стране.
Необходимо отметить, что большинство предпринимателей не пользуются государственной помощью. Во многом это связано с тем, что многие ИП попросту не осведомлены о господдержке бизнеса.
Полная информация обо всех действующих программах государственной поддержки малого бизнеса содержится на официальных сайтах ведомств и организаций, администраций и муниципальных органов, ответственных за эту сферу.
Программы поддержки малого бизнеса в 2019 году выражаются в виде:
Инструменты господдержки малого бизнеса могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенным инструментам, например, относятся: налоговые каникулы по инициативе местных властей и создание бизнес-инкубаторов.
Отметим, что поддержку малому предпринимательству оказывают как коммерческие, так и некоммерческие организации, выступая в качестве партнеров государства. Именно такие организации связывают представителей предпринимательских структур и государство. Обычно партнерами государства в поддержке малого бизнеса являются:
Для участия в государственной программе поддержки малого бизнеса следует внимательно изучить, какие именно программы поддержки малого бизнеса в 2019 годах работают в определенном регионе РФ. Кроме того, в каждом муниципальном образовании проводят мероприятия, которые направлены на помощь индивидуальным предпринимателям.
На сегодняшний день в некоторых регионах РФ уже приняты программы развития малого бизнеса, которые рассчитаны на длительный срок. Данные программы регулируют условия функциональной, а также материальной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Среди субъектов РФ, которые приняли программы поддержки малого бизнеса в 2019 годах, следующие:
В контексте программ, утвержденных в регионах, определены мероприятия, которые будут способствовать инновационному подходу к развитию и ведению малого бизнеса. В ходе внедрения программ поддержки малого предпринимательства происходит перераспределение бюджетных средств между регионами для реализации местных программ.
Поддержка малого и среднего бизнеса направлена на развитие начинающих субъектов малого предпринимательства и на предпринимателей, которые заняты в сфере сельского хозяйства, промышленности и производства.
По программе развития малого бизнеса в Московской области будут создаваться условия для работы малых предприятий. Среди основных целей программы — создание новых рабочих мест, улучшение квалификации кадров и развитие инфраструктуры малого бизнеса в целом в регионе.
В Астраханской области реализуются аналогичные с Московской областью программы. Они, в том числе, предусматривают:
Таким образом, поддержка малого бизнеса в 2019 году направлена не только на развитие уровня малого бизнеса, но и на создание качественных условий для развития экономики РФ в целом. Планируется увеличение притока предпринимателей в малый бизнес.
Например, в 2017 году в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» выделено 17 млрд. рублей на поддержку бизнеса в регионах. Помимо этого, существует еще множество мероприятий по содействию представителям сферы малого бизнеса.
Наиболее популярными видами поддержки предпринимателей государством являются субсидии и единовременная помощь.
В случае если у вас зарегистрировано ИП не менее двух лет, или вы являетесь учредителем ООО, которому меньше двух лет, вы можете рассчитывать на государственную субсидию. Нужно отметить, что в каждом регионе РФ свои требования к оформлению субсидии. При этом есть ряд обязательных условий для выполнения:
Следует иметь в виду, что нецелевое расходование субсидии или невозможность подтвердить использование денежных средств приведет к необходимости вернуть выделенные деньги в бюджет.
Если вы планируете открыть «бизнес под ключ», то не стоит рассчитывать на субсидию от государства. Дело в том, что гос. программы поддержки малого бизнеса 2018 года реализуются в виде софинансирования, и индивидуальный предприниматель в любом случае должен будет вложить часть собственных денежных средств.
Средства на открытие малого предприятия можно также получить и от федеральной службы занятости. Это предусмотрено в рамках государственной услуги по содействию самозанятости граждан, которые получили статус безработного.
Планируя получение единоразовой помощи от Центра занятости (ЦЗ) в своем регионе, следует обратить внимание на некоторые важные моменты. В первую очередь нужно встать на учет в ЦЗ в качестве безработного и доказать, что все предложенные центром варианты трудоустройства вам не подходят.
Отказы от предложенных вакансий обязательно должны быть обоснованными. Вам будет необходимо приходить к куратору и выполнять все требования, предъявляемые службой.
В случае если по истечении определенного промежутка времени вас не устроили на работу, то можно переходить к следующему этапу, сделав заявление о том, что вы готовы открыть собственное предприятие малого бизнеса.
Вам могут предложить бесплатно обучиться на курсах. Кроме того, вам нужно будет составить подробный бизнес-план. Если он будет одобрен, то можете регистрировать ИП или стать учредителем ООО.
После регистрации ИП нужно будет предоставить документы, которые подтверждают статус индивидуального предпринимателя в Центр занятости и заключить соглашение о получении единовременной финансовой помощи (на ведение малого бизнеса).
Не забывайте о том, что для службы занятости очень важна отчетность. Самое главное — правильно оформлять документы по расходам средств, и никаких претензий к вам не будет.
Многие начинающие предприниматели на этапе становления бизнеса сталкиваются с финансовыми трудностями. Самый простой способ решения этой проблемы – это государственное льготное кредитование. Существует множество программ, в рамках которых государство выделяет денежные средства развивающимся предприятиям под небольшие проценты. Что нужно сделать для того, чтобы получить льготный кредит как помощь малому бизнесу от государства в 2019 году, мы расскажем вам в этой статье.
В 2019 году правительство нашей страны планирует пересмотреть условия кредитования малого предпринимательства. В частности, годовая процентная ставка по кредитам в банках будет установлена на уровне 10-11% годовых. Кроме того, активная поддержка Центрального банка страны позволит обеспечить рефинансирование проектов с минимальной ставкой 6,5%. Максимальный порог составит 11%.
Помимо этого будет запущена система геомаркетингового навигатора, благодаря чему предприниматели, без проведения дополнительных исследований, могут получить исчерпывающую информацию о выбранном ими сегменте рынка. Для этого разработано более 200 бизнес планов в 75 направлениях предпринимательской деятельности. Если этот проект утвердят, помощь государства на развитие малого бизнеса в 2019 году станет приятным бонусом для начинающих предпринимателей, которые открывают собственное дело в таких непростых экономических условиях.
Правительство нашей страны на протяжении 10 лет выделяет в региональные бюджеты средства, которые предназначены для поддержки малого предпринимательства.
На помощь бизнесу в кризис от государства могут рассчитывать:
Стоит отметить, что помощь малому и среднему бизнесу от государства выражается не только в финансовой поддержке, но и в предоставлении различных бесплатных услуг.
Это может быть:
Всем известно, что перед тем , нужно найти стартовый капитал. Если у вас нет собственных сбережений, не стоит сразу бежать в банк, чтобы взять кредит. Начинающие предприниматели могут получить помощь государства на открытие малого бизнеса через биржу труда.
Комиссия рассмотрит ваш план и примет решение. Если оно будет положительным, можно зарегистрировать ИП или ООО, получить деньги и приступить в работе. Такая финансовая помощь государства малому бизнесу выдается на безвозмездной основе, но предприниматель должен предоставить в контролирующие органы подробный отчет о целевом использовании средств.
Существует еще несколько видов помощи начинающим предпринимателям от государства в 2019 году:
Перед тем как подать заявление на участие в конкурсе, нужно собрать все необходимые документы, в том числе и подтверждение о том, что вы не получали до этого никаких грантов или денежных субсидий. Кроме того, нужно пройти обучение на специальных курсах предпринимательства, которые работают при региональных фондах поддержки малого бизнеса.
Если вам по каким-то причинам отказали в безвозмездной финансовой помощи, можно получить кредит для малого бизнеса с нуля от государства под 5-6% годовых.
Такой вид государственной поддержки доступен для предприятий:
Другими словами, льготные кредиты малому бизнесу от государства в 2019 году смогут получить предприятия, которые работают в приоритетных сферах экономики.
Как получить помощь малому бизнесу от государства в 2019 году? В первую очередь, нужно обратиться в фондовый банк партнер, предоставить все необходимые документы, и подать заявку. После этого нужно подождать, пока банк рассмотрит вашу заявку и примет решение. Если заемщик не может внести залог, финансовое учреждение отправляет по электронной почте документы клиента и заявку на поручительство в вышеуказанный фонд.
Заявление должно быть рассмотрено в течение трех рабочих дней. Если принято положительное решение, составляется договор между кредитным учреждением, фондом и предпринимателем. Поскольку речь идет о выгодном , перед тем как принять решение, фонд проводит тщательный анализ бизнеса заемщика, чтобы оценить его финансовую стабильность.
Нужно также отметить, что кредит от государства как помощь малому бизнесу можно также получить в региональном, либо муниципальном фонде. Начинающим предпринимателям выдают небольшие займы на короткий срок. Микрокредитование прекрасно подходит для предприятий с коротким производственным циклом. Если дела пойдет успешно, бизнесмен может рассчитывать на более внушительную помощь малому бизнесу от государства в 2019 году.
Еще один выгодный инструмент льготного финансирования – это компенсационный заем. Такой вариант можно использовать для реализации . Государство выдает небольшие ссуды, которые предназначены для погашения основного кредита. Благодаря этому клиент получает отсрочку по выплате процентов сроком до одного года. В этот период он может спокойно заниматься развитием своего бизнеса.
Самый простой способ, – это разработать какой-то инновационный проект. В таком случае вы можете рассчитывать на активную поддержку со стороны государства, поскольку такая деятельность положительно отражается на развитии науки.
На сегодняшний день льготное кредитование для начинающих предпринимателей стало доступно во многих банках. Льготные условия в разных кредитных организациях имеют существенные отличия, но, несмотря на это, можно выделить главную тенденцию – это невысокая процентная ставка, длительный срок погашения кредита и простая процедура оформления. Льготное кредитование – это идеальный вариант для реализации .
Поскольку в 2019 году на федеральные субсидии выделено гораздо меньше средств, регионы будут финансировать только наиболее приоритетные направления предпринимательской деятельности – сельское хозяйство, инновации, научно-технические разработки, производство товаров первой необходимости. По мнению экспертов, – это социальная сфера и ЖКХ. Эти направления деятельности получают всестороннюю поддержку от государства.
Существуют также и ограничения на получение льготных кредитов. На такой заем не могут рассчитывать лица, которые:
Государственные программы поддержки – это самый лучший способ, . Возможность для развития собственного дела за счет бюджетных средств можно найти в любом регионе. Самое главное – это настойчивость и желание. Удачи!
30 марта 2019 , Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.
30 марта 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.
28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.
28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.
28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.
28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.
27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.
26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.
25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.
25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.
25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.
22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.
21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.
21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.
21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.
20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».
20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.
20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места. Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.
1На сегодняшний день основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предпринимательство как таковое - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.
Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества. В большинстве стран мира малый бизнес является основой среднего класса. Поэтому заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.
По данным МЭР РФ, в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.
Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний - малые, 50-60 % объема рынка металлопластиковых окон - компании малого бизнеса, предприятия производят более 30 % витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70 % рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60 % валовой продукции.
Достижение амбициозной цели - войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России - невозможно без формирования развитого сектора малых компаний. И вот почему.
Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, - чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.
Во-вторых, малые компании - эта та среда, откуда в перспективе «вырастают» и средние компании, и крупные глобальные корпорации.
В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного «перехода».
И наконец, малый бизнес - основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике.
Именно поэтому развитию малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.
Достаточно назвать заседание президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года в г.Тобольске, один из первых Указов Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об устранении административных барьеров и формирование Правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации. Д. Медведев объявил о намерении создать все условия для того, чтобы к 2020 году доля малых предприятий в ВВП достигла 50% (сейчас она составляет около 17%), а число занятых в этих организациях выросло до 60−70% трудоспособного населения (сегодня - 25%). Был сформирован Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, включающий свыше 100 мероприятий в области общего регулирования предпринимательской деятельности и в приоритетных сферах предпринимательской деятельности.
Федеральные власти, рассчитывая заинтересовать региональных чиновников в субсидировании малого бизнеса, постановлением Правительства №188 от 20 марта 2008 года изменили правила предоставления регионам федеральных субсидий. Теперь чем больше средств выделит малым предпринимателям местная администрация, тем больше она получит дотаций на те же цели из федеральной казны. При этом учитывается также количество предприятий, получивших региональные субсидии, и средний объем финансовой помощи в расчете на одно малое предприятие.
«Малая приватизация». Федеральный закон № 159 с 5 августа 2008 года закрепил за арендаторами помещений государственного фонда право преимущественного выкупа занимаемых ими площадей, если в течение последних трех лет они исправно вносили арендную плату. Раньше выкупить такие объекты можно было только на аукционе, где малые предприятия, как правило, проигрывали более состоятельным покупателям. Также продлена до 1 июля 2010 г. возможность заключения на новый срок договоров аренды помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения торгов. Устанавливается возможность заключения без торгов договоров краткосрочной аренды на срок менее 30 календарных дней.
Налоговые льготы: два важных нововведения. Первое разрешает региональным властям снижать ставку упрощенной схемы налогообложения с 15 до 5%. Второе позволяет фирмам перейти на уплату налога на прибыль по итогам четвертого квартала исходя из фактической прибыли, полученной с начала года. Сама же ставка налога на прибыль с 2009 года снижена с 24 до 20%. С 1 января 2009 года устанавливается амортизационная премия в размере 30 % для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет, что в абсолютных цифрах составит около 100 млрд. рублей (ранее предполагалось, что утроение действующей 10-и процентной амортизационной премии произойдет годом позже - с 1.01.2010 г.).
Кредитование МСБ на льготных условиях - не более чем под 11% годовых. Для этого Внешэкономбанк и Российский банк развития будут предоставлять региональным банкам деньги под меньший процент. По плану объем финансирования программ кредитования МБ этими двумя банками в 2008 году должен был составить 30 млрд. рублей, в 2009−м - 40,5 млрд. Кроме того, планируется, что в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов малые предприятия в 2009 году получат около 10,5 млрд. рублей, в 2010−м - 17 млрд., в 2011−м - 22 млрд. Предполагается установить предельный уровень маржи для региональных банков в 3%. Скажем, ВЭБ выделяет банку средства под 8%, а тот, в свою очередь, кредитует малое предприятие под 11%.
Кроме того, были приняты решения, направленные на минимизацию количество проверок, которым подвергается мелкое предпринимательство - с1 июля 2009 года более чем в 40 раз сократится количество проверок малого бизнеса, плановая проверка (документарная и выездная) должна будет проводится один раз в три года.
Освобождение бизнесменов, уплачивающих единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники, а также упрощение процедуры регистрации новых малых компаний - установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в сферах экономики, где малый бизнес занимает практически ¾ сектора..
Детализировать рамочные федеральные документы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, должны региональные власти. Но оказалось, что дело это небыстрое, хотя бы потому, что в некоторых регионах чиновники даже толком не знают, сколько субъектов малого бизнеса действует на их территории (в большинстве регионов только этим летом власти приступили к созданию реестра малых предприятий). У других слишком мало опыта взаимодействия с мелкими предпринимателями (в Пскове программу поддержки МСБ начали разрабатывать лишь в этом году). К тому же далеко не все региональные администрации сходятся во мнении, что нужнее всего для становления МСБ. Например, Министерство экономического развития Республики Карелия утверждает, что распродажа государственной недвижимости по праву преимущественного выкупа арендаторами «открывает ворота для рейдерских захватов». Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов назвал льготный выкуп и создание фондов поддержки предпринимательства бессистемными мерами, так как ими могут воспользоваться только отдельные представители малого бизнеса. Продуктивнее, по его мнению, снижать налоги, потому что это поможет всем малым предпринимателям. В Пскове ставку налога для субъектов упрощенной системы налогообложения собираются снизить с 15 до 5%.
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, наоборот, убежден, что «снижение налоговых ставок - путь в никуда, только усугубляющий кризисную ситуацию», так как это сокращает доходную часть бюджета.
По мнению Алексея Третьякова, председателя Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, основная проблема в том, что региональные чиновники в отношениях с малым бизнесом по инерции руководствуются стремлением получить от него как можно больше выгоды, а не помочь его развитию. Особенно это видно на примере местных законов о праве преимущественного выкупа помещений. Скажем, в Петербурге этот документ предусматривает возможность приобретения арендатором объектов площадью до 500 кв. м. в рассрочку на два года. При этом значительная доля помещений (в частности, вдоль основных городских магистралей) выкупу не подлежит. Как прогнозируют эксперты, через «сито» закона пройдет лишь 10% от 18,5 тыс. петербургских предпринимателей, арендующих площади у города.
Председатель КУГИ Петербурга Игорь Метельский считает, что если сделать условия выкупа мягче, это приведет к слишком большим потерям городского бюджета. По его подсчетам, даже если бы закон прошел в своем первоначальном варианте (при внесении в петербургский парламент документ ограничивал площадь выкупаемого объекта 50 кв. м), казна недосчиталась бы 2 млрд рублей.
Примечательно, что в большинстве остальных субъектов Северо-Запада, где уже принят или внесен на рассмотрение парламента аналогичный документ, администрации менее озабочены проблемой упущенной прибыли бюджета. Например, в вологодском варианте малая приватизация предусматривает пять лет рассрочки и до 1,5 тыс. кв. м. выкупаемой площади, в Ленобласти - 2,5 тыс. «квадратов» и три года рассрочки, в Мурманске - пять лет на выкуп площади, фактически занимаемой в течение последних трех лет, в Коми - 1 тыс. кв. м. и два года рассрочки. Исключение - по вышеупомянутым причинам - составляет лишь Псков, где в законе прописана возможность выкупа до 50 кв. м и оплата в течение года.
Правда, региональных предпринимателей не устраивают даже относительно выгодные условия приватизации. «На мой взгляд, здесь уместна градация, - говорит председатель ухтинского Союза среднего и малого бизнеса Сергей Ярченко (Республика Коми). - Например, рассрочку на оплату стоимости помещения в 300 кв. м определить сроком на три года, 400 „квадратов“ - на четыре года, 500 - на пять лет». По его подсчетам, при средней стоимости коммерческих помещений 40 тыс. рублей за 1 кв. м объект площадью 500 »квадратов» обойдется в 20 млн. рублей. Такие расходы местному МБ не потянуть, считает Ярченко.
Директор сыктывкарской сети магазинов «Парус» Александр Филимонов, который арендует у города 350 кв. м, не согласен выкупать помещение за 30 млн. рублей (примерно во столько оно оценено): «Взять кредит в банке почти невозможно - потребуют залог. А что я могу заложить на такую огромную сумму? Два года выплачивать по миллиону в месяц - это нереально. Так что нам придется арендовать, пока не выгонят».
Чиновников такие претензии удивляют. Петербургский КУГИ укоряет бизнесменов в чрезмерных аппетитах. Действительно, требование малых бизнесменов предоставить им в собственность помещения фактически только на условиях зачета арендной ставки не отвечает никаким рыночным законам. Ведь во всем мире подобные покупки совершаются, как правило, за счет заемных средств.
Чтобы облегчить кредитное бремя, на федеральном и региональном уровнях уже создаются фонды содействия заемщикам. Средства фондов будут использоваться в качестве поручительства для предпринимателей, не имеющих полного залогового обеспечения по кредиту, для возмещения части затрат по возвращению займа (например, субсидирование процентной ставки).
Начальник отдела департамента экономического развития Мурманской области Ольга Борисенко считает, что бюджету выгодно субсидировать уплату процентов по кредитам, которые малые предприятия берут под инвестиционные проекты. По ее данным, за 2005−2007 годы в области на эти цели было потрачено 4,8 млн. рублей бюджетных средств. За это время более 200 предпринимателей получили субсидии, что позволило привлечь около 200 млн. рублей кредитов и создать 130 рабочих мест. В результате ежегодно областной бюджет получает более 2 млн. рублей НДФЛ.
О неизбежности кредитования МБ говорят и финансисты. «Банки сегодня настороженно относятся к крупным заемщикам как к слишком рискованным клиентам. Если что-то случится с одним-двумя мелкими клиентами, это не будет так ощутимо для кредитора, как банкротство крупного заемщика. Кроме того, большие компании и без того закредитованы, а потому неактивно берут новые займы, так что эта ниша освобождается для малых предприятий», - рассуждает президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.
Генеральный директор общероссийского Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков не столь оптимистичен: «О развороте банков к малому бизнесу я слышу уже лет пятнадцать, а воз и ныне там. Пока весь разворот состоит в том, чтобы втиснуть в стратегию направление работы с малым бизнесом и попытаться сделать так, чтобы оно приносило прибыль».
К тому же обещанные федеральными властями 11% годовых пока остаются малодостижимой мечтой. В последние несколько месяцев банки дружно принялись поднимать ставки по кредитам. В разных регионах рост составил до 50%, а по данным президента Северной торгово-промышленной палаты Анатолия Глушкова, в Мурманской области некоторые банки повысили ставки почти вдвое.
Ужесточился и «фэйс-контроль»: строительным предприятиям, компаниям сектора В2В и других отраслей, наиболее пострадавших от экономического кризиса, в долг давать никто не хочет. Сроки кредитования пока ничтожны: по данным Ассоциации российских банков, около 76% займов предоставляется предприятиям на срок до трех лет, на пять и более лет - лишь 4% (в странах ЕС - свыше половины всех кредитов). По мнению руководителя петербургского отделения «Опоры России» Андрея Горюнова, инвестиционные ссуды малым предприятиям нужно выдавать на 10−15 лет - как ипотечные кредиты.
Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Елена Церетели утверждает, что «у многих бизнесменов сейчас паника», так как они не верят, что смогут получить кредиты, а потом в срок погасить их. «Что греха таить, малый бизнес до сих пор одной ногой в белой бухгалтерии, другой - в „серой“, третьей - в „черной“«, - признает Церетели. Выходить из тени бизнесмены не особо стремятся. По приблизительным оценкам, треть денежных отношений в МСБ не фиксируется в отчетности.
Но дело не только в этом. Почти половина малых компаний работают по упрощенной системе налогообложения, которая не предусматривает ведения отчетности в том объеме, который требуют банки для предоставления кредита. Поэтому предприятиям, желающим получить ссуду, зачастую приходится специально для кредиторов составлять бухгалтерский баланс.
С другой стороны, МСБ не хочет садиться на кредитную «иглу», чтобы не лишиться финансовой независимости - одного из своих весомых преимуществ перед крупными компаниями.
Проблема МСБ еще и в том, что региональные и муниципальные власти не смогут моментально поменять свои установки по отношению к МСБ в соответствии с новой директивой «сверху». Об этом свидетельствует ряд более или менее громких скандалов 2008 года. То в Великом Новгороде уже после вступления в силу ФЗ №159 власти выставляют арендуемые малыми предприятиями помещения на аукцион (после прокурорской проверки новгородский мэр отменил торги). То выясняется, что в Новгородской области администрация Лычковского сельского поселения ввела для бизнесменов незаконные поборы за уборку и благоустройство территорий. То отличится Ленобласть: невзирая на то что в соответствии с федеральной нормой доля МБ в госзаказе должна составлять не меньше 10%, местные власти допустили его только до 1,5% заказов.
Алексей Третьяков рассказывает об общепринятой практике, когда региональные чиновники навязывают новым малым фирмам и индивидуальным предпринимателям услуги консалтинговых и прочих компаний, которые гарантируют новичкам беспроблемную регистрацию бизнеса. Понятно, что «помощники» тесно связаны с чиновниками, от которых зависит получение соответствующих резолюций.
«Пока не будет изжит фискальный подход властей к предпринимателям и малый бизнес останется для них дойной коровой, задача президента о повышении доли МСБ до 50% ВВП невыполнима», - говорит Андрей Горюнов.
Безусловно, внимание властей всех уровней к малому и среднему бизнесу сейчас беспрецедентно. И меры, которые принимаются для его развития, необходимы. Но, по мнению многих региональных экспертов, в единую систему они пока не складываются. Это и понятно: до сих пор такую систему никто не выстраивал. Малое предпринимательство, которое стало стихийно развиваться в конце 1980−х годов, уже в конце 1990−х начали оттеснять с рынка более крупные игроки.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» опубликовала ежегодный отчет «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 2007-2008 г.г.», подготовленный на основании масштабного опроса российских предпринимателей - в данном исследовании опрошено более 5,5 тыс. респондентов в 40 регионах России. Предметом исследования 2007-2008 гг. стала тема доступности финансовых и иных ресурсов для развития бизнеса.
Было выделено три фактора, влияющих на развитие МСБ и повышение его доли в экономике регионов:
Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. существующие как данность и наиболее сложно поддающиеся влиянию.
Результаты анализа показали, что на сегодняшний день доля МСБ в российских регионах во многом определяется базовыми факторами, благодаря которым в основном и развивается МСБ на нынешнем этапе. Бизнес-климат пока не достиг того уровня благоприятствования, когда он мог бы оказывать существенное влияние на повышение доли МСБ в экономике регионов.
В рейтинге препятствий для развития МСБ (тема налогов и налогового администрирования в нем не рассматривалась) наиболее серьезным препятствием является низкая доступность персонала для предприятий МСБ, на втором месте - низкая доступность финансовых ресурсов, примерно такую же значимость имеет несправедливая конкуренция со стороны более крупных компаний. Существенное негативное влияние на развитие бизнеса оказывает также низкая доступность помещений и требования регулирующих органов.
Факторы бизнес-климата:
Финансирование МСБ:
Высокие барьеры входа на рынок, в особенности:
Значимые ограничения инфраструктурного характера:
Административное давление и коррупционные механизмы:
Наличие определенных ограничений в общественном сознании:
Отсутствие единой системы поддержки МСБ, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровень:
Как известно, в развитых западных странах доля малого и среднего бизнеса составляет 80 процентов от общего количества предприятий, а в России – только 20. Так что есть потенциал. Рассмотрим, какие существуют программы для малого бизнеса с господдержкой, насколько легко ими воспользоваться и насколько они эффективны.
В условиях кризиса государство готово протянуть руку помощи перспективным проектам. В декабре прошлого года на федеральном уровне была принята государственная программа поддержки малого бизнеса, регламентирующая порядок оказания помощи малым предприятиям.
Способов у государства много:
Особое внимание уделяется предприятиям, внедряющим и разрабатывающим инновационные технологии.
Льготная аренда помещений и бесплатное участие в выставках предоставляются на конкурсной основе. Остается только надеяться, что все эти блага действительно распределяются между самыми достойными представителями малого бизнеса.
Какие цели преследует государство, вкладывая деньги в такие программы государственной поддержки малого бизнеса? Должны увеличиться доля малого бизнеса в таких показателях, как ВВП и налоговые отчисления. А также желаемым результатом станет увеличение занятости населения в таких предприятиях и развитие среднего класса общества.
Основное условие получения субсидии – ваш бизнес должен быть зарегистрирован не более, чем два года назад.
Также предпринимателю нужно:
Через полгода после того, как средства будут получены, предприниматель должен отчитаться, на что они потрачены.
Разрешенные статьи расходов – оплата аренды, покупка основных средств производства, оборудования.
Оставшаяся неиспользованная сумма должна быть возвращена.
Кроме того, нужно помнить, что, помимо государственных денег, предприниматель обязан внести определенную часть суммы из своего кармана. Например, молодые люди до 30 лет должны вложить до 20 процентов предоставляемой суммы.
До полутора миллионов рублей предусмотрено выдавать на бизнес-проекты, представленные мамами-одиночками, выпускниками детских домов, бывшими заключенными. Также выдают помощь и на определенные виды деятельности: народные промыслы, создание детских образовательных и досуговых центров.
Например, размер субсидии, предоставляемой безработным, – около 60 тысяч рублей. Условия получения: быть зарегистрированным в центре занятости, составить бизнес-план и после его одобрения зарегистрировать свое дело. Отчитываться о расходовании выделенных средств также придется.
Маленькие предприятия могут получить кредиты на льготной основе. Максимальная сумма – до миллиона рублей под 17 процентов, сроком на три года.
Крупные предприятия получают субсидии на погашение кредитов, взятых на лизинг, покупку оборудования или строительство производственных помещений.
Максимальная сумма кредита – 15 миллионов рублей.
Поручителями для таких кредиторов становятся гарантийные фонды, специально организованные для этих целей.
Кроме федеральной, в каждом регионе есть свои программы развития малого бизнеса. Поэтому, очень важно знать, какие правила действуют именно в вашей местности. Для этого созданы специальные департаменты поддержки малого бизнеса, они работают практически во всех субъектах РФ. Именно на сайтах этих организаций можно найти актуальную информацию о возможностях, которые предоставляются государством мелкому и среднему предпринимательству.