Штрафы за аттестацию рабочих мест. Аттестация или специальная оценка? Штрафы за непроведение соут

Штрафы за аттестацию рабочих мест. Аттестация или специальная оценка? Штрафы за непроведение соут

Не все работодатели знакомы с процедурой аттестации рабочих мест. Это сложный регламентированный комплекс мер, обязательный для каждого предприятия. Исключение составляют ИП без наемных работников. Цель такой оценки - выявление негативных производственных факторов, и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативами (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации

    Ст. 212 ТК РФ прописывает необходимость проведения специальной оценки условий труда. Регламент аттестации закреплен в ст. 8 гл. 2 Закона 426-ФЗ.

    Согласно п. 1 ст. 8. 426-ФЗ, расходы по организации и проведению мероприятий в рамках оценки условий труда берет на себя работодатель.

    В п. 2 ст. 8 указано, что аттестация проводится совместно представителями отдела охраны труда работодателя, и сертифицированными экспертами из сторонней уполномоченной организации, привлеченной на основании ГПД.

    Процедура проводится по утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н методике.

    Согласно п. 4 ст. 8, такая оценка должна проводиться с периодичностью в пять лет.

    Согласно ст. 11 426-ФЗ, по результатам проверки подается декларация о соответствии условий труда установленным нормам в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора.

    По результатам проверки, все рабочие места по условиям труда классифицируют по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 426-ФЗ).

    По факту проверки составляется отчет по установленной форме. Форму и инструкцию по заполнению отчета можно .


Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Согласно ст. 220 ТК РФ, государство гарантирует работникам защиту их прав в части соответствия условий труда установленным нормам. Наличие аттестации рабочих мест проверяют такие государственные органы, как:

    Трудовая инспекция

    Роспотребнадзор

    Ростехнадзор

    Прокуратура

Ответственность работодателя, если места рабочих не аттестованы, определяется ст. 5.27.1 КоАП РФ. Согласно п. 2 ст. 5.27.1, штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году, а также за нарушение порядка аттестации, установленного законом, составит:

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда. Если вследствие отсутствия проведения оценки условий труда пострадает сотрудник/сотрудники, и причинно-следственная связь несчастного случая с данным нарушением будет доказана, лицо, отвечающее за соблюдение условий труда, понесет соответствующее наказание.

В случае причинения тяжкого вреда здоровью - штраф до 400 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти человека - принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти двух и более лиц - принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок.


Незнание регламента аттестации рабочих мест не освобождает от ответственности за ее непроведение или некорректную организацию. Обратитесь за помощью к юристу, твердо знающему трудовой кодекс.

29.09.2016 10:00:00

В предлагаемом вашему вниманию статье рассмотрена специальная оценка условий труда в 2017 году (последние изменения): новые сроки для внеплановой спецоценки, больше поводов для декларации соответствия, критерии организаций, проводящих спецоценку...

В предлагаемом вашему вниманию статье рассмотрена специальная оценка условий труда в 2017 году (последние изменения): новые сроки для внеплановой спецоценки, больше поводов для декларации соответствия, критерии организаций, проводящих спецоценку. Спецоценка - это комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если не проведена специальная оценка условий труда, штраф для компаний — от 60 000 до 80 000 руб., а для руководителя и предпринимателя — от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

ДЛЯ КОГО СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Плановая спецоценка. В самые кратчайшие сроки нужно провести спецоценку «вредных» рабочих мест. Речь о рабочих местах, по которым, во-первых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Во-вторых, если работающим на них сотрудникам положены гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Спецоценку этих рабочих мест можно отложить, только если компания меньше пяти лет назад провела по ним аттестацию (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Все остальные рабочие места можно оценивать постепенно. Главное успеть до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). А рабочие места сотрудников, которые трудятся на дому или дистанционно, оценивать вообще не надо (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Внеплановая спецоценка. Важно помнить о нескольких особых условиях. Во-первых, есть ситуации, когда проводят внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Вот они:

Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований Закона № 426-ФЗ;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

В первых двух случаях на спецоценку есть 12 месяцев, в остальных — шесть месяцев. Срок отчитывается с даты наступления этих случаев.



КАК СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует специальную комиссию и утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В комиссию должны войти:

Представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

На малых предприятиях в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

Руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
- другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда.

Возможно, что в компании штатный специалист отсутствует. Тогда в комиссию включают представителя организации или эксперта, который занимается вопросами охраны труда по гражданско-правовому договору. Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии директор компании утверждает приказом.

КАК ОТБИРАЮТ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ СПЕЦОЦЕНКИ-2017: АНАЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

Перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в 2017 году (в том числе аналогичные рабочие места), определяет комиссия (ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Закона № 426-ФЗ):

- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- профессии или должности одного наименования;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то спецоценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.



ЭКСПЕРТЫ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОГУТ ПРОВОДИТЬ СПЕЦОЦЕНКУ В 2017 ГОДУ

Проводить специальную оценку своими силами нельзя. Обязательно нанимать по гражданско-правовому договору стороннюю организацию. Причем она должна быть независимой по отношению к вашей компании. В частности, спецоценку не может проводить дочернее предприятие или если сотрудники вашей компании и оценочной организации являются близкими родственниками.

Организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Посмотреть список предприятий, которые могли проводить аттестацию, можно на официальном сайте Минтруда России (rao.rosmintrud.ru). Требования же к оценочным организациям перечислены в статье 19 Закона № 426-ФЗ.


Вот они:

В уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
- в организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по специальности «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
- организация и эксперты должны занесены в специальный реестр;
- есть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.


В качестве экспертов в организации, которая проводит специальную оценку условий труда, допускают лиц, прошедших аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющих сертификат эксперта. Чтобы получить сертификат эксперта, необходимо иметь:

Высшее образование;
- дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
- опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда не менее трех лет.

ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ПРОХОДИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки (Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290).

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляют испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.


Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

1-й класс - оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника.

2-й класс - допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время
регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

3-й класс - вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда.

4-й класс - опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В 3-м классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

Подкласс 3.1 - вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья.

Подкласс 3.2 - вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет.

Подкласс 3.3 - вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Подкласс 3.4 - вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.



КАК ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Отчет о проведении спецоценки. Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает:


- перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- сводная ведомость специальной оценки условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают:

Сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, не согласный с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда в 2017 году. Сделать это нужно под подпись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Информация о спецоценке на сайте работодателя. Сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).



КОГДА ПОДАЕТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО СПЕЦОЦЕНКЕ - 2017

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона № 426-ФЗ).

Организация-работодатель подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Правда, только в том случае, если специальная оценка условий труда в 2017 году не выявила вредных или опасных факторов или подтвердила, что условия труда оптимальные или допустимые. Форма и порядок подачи такой декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларацию надо подать не позднее чем через 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке. Если компания не уложится в срок или вообще не сдаст декларацию, возможен штраф от 60 000 до 80 000 руб., штраф для директора — от 5000 руб. до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Декларация соответствия действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Но если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет (ст. 11 Закона № 426-ФЗ).



КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для целей, указанных в статье 7 Закона № 426-ФЗ. Это следующие мероприятия:

Разработка и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
- контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
- установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- подготовка статистической отчетности об условиях труда;
- решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ СНИЖАЕТ РАСХОДЫ

Компания, в которой проведена специальная оценка условий труда в 2017 году, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.

Как уменьшить дополнительные взносы в ПФР. Дополнительные тарифы по взносам на обязательное пенсионное страхование у компаний, которые не провели спецоценку и аттестацию рабочих мест, выше. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Тарифы составляют 9 и 6 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Для компаний, которые провели спецоценку, установлены дифференцированные тарифы - от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными условиями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо. Все тарифы для компаний, у которых есть результаты спецоценки, можно посмотреть в таблице ниже.


Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или оптимальные, чиновники требуют применять повышенный тариф — 6 или 9 процентов (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы.

Как уменьшить взносы на травматизм. От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве. Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для компании (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524). Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.

Скидку на 2017 год получить уже невозможно. Обращаться за скидкой на 2017 год надо было во втором полугодии 2016 года. К этому моменту у вас на руках должны быть результаты спецоценки.

Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за 2017 год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда. Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на травматизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок - 1 августа.

Сокращение расходов на персонал. Компания должна платить работникам надбавки за вредные условия труда, выдавать молоко, заменять его деньгами и т.д. Но если спецоценка покажет, что в действительности на рабочем месте оптимальные или допустимые условия труда, то все эти гарантии и компенсации можно отменить. Например, если о денежной компенсации за молоко издавался приказ, то надо издать еще один - о том, что работникам на такой-то должности молоко больше не положено. Если условие о надбавках было включено в трудовой договор, то надо заключить дополнительное соглашение к нему.


Система оценки условий труда (СОУТ) призвана защитить права работников, поэтому нарушения в данной области влекут за собой серьезную ответственность для работодателя. В статье рассмотрим штрафы за непроведение СОУТ, их разновидности и последствия для руководства при повторном нарушении СОУТ.

Определение СОУТ

Новым законодательством на смену аттестации рабочих мест введена СОУТ, которая регламентирует процедуру оценивания условий рабочих мест и вводит новую схему начисления страховых тарифов. При обнаружении для персонала вредных и опасных для жизни и здоровья факторов производства означает то, что работодателю придется платить увеличенные страховые взносы в ПФР либо улучшить условия труда, выполняя нормы ТК РФ. Собственно до внедрения нового закона все эти нормы также были прописаны к исполнению, однако низкая система штрафов не стимулировала работодателей принимать правила и нормы соблюдения надлежащих условий труда для своих подчиненных.

Основная суть процесса проведения СОУТ состоит в том, что эксперт выявляет на рабочем месте все вредные факторы (шум, повышенную температуру воздуха, запыленность и прочие), с помощью специального оборудования замеряет их фактический уровень и сравнивает с действующими нормами. Комиссия по результатам СОУТ утверждает отчет о ее проведении. По результатам проверки работникам могут быть назначены компенсации и надбавки, рассчитываются корректировки к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев.

Ранее за непроведение АРМ работодателю выписывалось предупреждение либо минимальный штраф. Новое законодательство ставит первоочередную задачу устранение нарушений за счет больших штрафных санкций как для владельцев предприятий, так и для лиц, занимающихся проведением экспертизы. По закону провести СОУТ входит в непосредственную обязанность работодателя. Организация и оплата данной процедуры фирма берет на себя. Если спецоценка проведена неправильно, отвечать за такое также будет работодатель.

Штрафы за непроведение СОУТ

Существуют различные варианты наказаний за непроведение СОУТ для работодателей за нарушения в области СОУТ вплоть до уголовной ответственности. Рассмотрим эти варианты подробнее. Трудовая инспекция проводит контроль и наложение штрафных санкций на предприятие. Есть некоторые специальности, при которых если ранее проводилась АРМ, то проведение СОУТ можно отложить на пятилетний период. Многие работодатели превратно трактуют ст. 27 ТК РФ и считают, что если проведена АРМ, то можно получить оторочку СОУТ, упуская факт, что норма распространяется далеко не на все специальности.

Она говорит о том, что в трудовом соглашении обязательно должны быть приведены условия работы на производстве. Если данное отсутствует в договоре, то нужно внести их путем приложения или соглашением сторон. Отсрочек по данному пункту не предусмотрено и все должно быть учтено в письменном виде. Если на рабочем месте ранее не была проведена АРМ, и СОУТ также не проведена, то возникает прямое нарушение требований ТК. Работодателю немедленно необходимо назначить СОУТ, иначе предприятие получит штраф.

Кроме закона «О спецоценке» процедура организации СОУТ регламентирована такими нормативами как Методика проведения и Классификатор ВОПФ. Если на фирме спецоценка не осуществлена, нарушен период ее проведения или имеют место различные недочеты, на руководство фирмы налагается административный штраф.

Административная ответственность

Несоблюдение предписаний закона в сфере охраны труда влечет за собой разные формы наказаний. Подробно изучим их в таблице ниже.

№ п/п Вид нарушения Размер штрафа
1 Несоблюдение установленных государством требований по охране труда
  • должностные лица – 2 000 – 5 000 руб.;
  • индивидуальные предприниматели – 2 000 – 5 000 руб.;
  • юридические лица – 50 000-80 000 руб.
2 Непроведение СОУТ или же отклонение от процедуры ее проведения
  • должностные лица – 5 000-10 000 руб.;
  • ИП- 5 000-10 000 руб.;
  • юрлица -60 000-80 000 руб.
3 Отсутствие периодического инструктажа персонала перед выполнением служебных обязанностей, отсутствие обязательных медосмотров
  • должностные лица – 15 000-25 000 руб.;
  • ИП- 15 000-25 000 руб.;
  • юрлица -110 000-130 000 руб.
4 Работа персонала на вредном производстве без средств индивидуальной защиты
  • должностные лица – 20 000-30 000 руб.;
  • ИП- 20 000-30 000 руб;
  • юрлица -130 000-150 000 руб.
5 Повторное нарушение предписаний охраны труда
  • должностные лица – 30 000-40 000 руб. или отстранение от должности на срок от 1 года до 3-х лет;
  • ИП- 30 000-40 000 руб или остановка деятельности до 90 дней;
  • юрлица -100 000-200 000 руб.или приостановление деятельности до 90 суток
6 Нарушение сроков передачи данных проведения проверки СОУТ в Госинспекцию труда
  • должностные лица – 20 000-50 000 руб., ограничение занимать должность на срок от 1-го до 3-х лет;
  • ИП- 30 000-50 000 руб.;
  • юрлица -100 000-200 000 руб.

Уголовная ответственность

Отвечать работодателю в рамках Уголовного кодекса придется, если нанесен тяжкий ущерб здоровью работника либо же наступление смерти. В сравнительной таблице приведены размеры штрафов, которые действовали ранее и текущие виды ответственности за такие нарушения.

№ п/п Вид нарушения Штрафы при АРМ Штрафы при СОУТ
1 Нанесение тяжкого вреда человеку Должностные лица выплачивали админштраф до 200 000 рублей или в объеме зарплаты за период до 18 месяцев, выполнение обязательных работ до 480 часов, исправительных или принудительных работ до 1 года, ограничение свободы на срок до 1 года Сумма штрафа равна 400 000 рублей, срок для обязательных работ от 180 до 240 часов, срок исправительных работ равен 2 годам, принудительные работы до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года
2 Нанесение тяжкого вреда по неосторожности, в результате чего наступила смерть Принудительные работы до 4-х лет и лишение занимать определенные должности или вести определенную деятельность на период до 3-х лет Принудительные работы до 4-х лет и ограничение работы на определенных должностях или заниматься некоторым видом деятельности сроком до 3-х лет
3 Нанесение тяжкого вреда двум и более лицам по неосторожности, вследствие которого наступила смерть Отсутствовала статья уголовной ответственности Для лица, занимающего должность, приняты принудительные работы до 5 лет либо же лишение свободы на такой же срок, а также запрет работы на должности или вести деятельность на срок до 3-х лет.

К уголовной ответственности также возможно присуждение выплаты морального и материального вреда пострадавшим.

Повторные нарушения в области СОУТ

Если имеют место повторные нарушения предприятием спецоценки условий труда, то штрафные санкции увеличиваются в разы. Со стороны проверяющих органов считается, что первичное нарушение норм может произойти по незнанию законодательства и отсутствия опыта в конкретной сфере деятельности. Однако повторное нарушение норм по охране труда говорит о халатном отношении руководства к исполнению своих обязанностей. Неважным является и вид повторного нарушения: идентичные они либо связаны с разными требованиями закона. Предприятию важно при наличии штрафа жестко контролировать и соблюдать нормы СОУТ во избежание уплаты огромных санкций.

Из этой статьи вы узнаете: СОУТ необходимо проводить только на предприятиях с вредными условиями или в любой организации; какие штрафы за отсутствие СОУТ в 2017 году могут грозить работодателю; причины отказа от проведения СОУТ; может ли организация сама провести СОУТ или нужно привлекать специальные организации; может ли предприятие избежать проведения СОУТ и кто может это сделать.

Взимаются ли штрафы за отсутствие СОУТ

ТК РФ был создан специально для того, чтобы защищать права работников всех видов деятельности. Особенно тех сфер, которые содержат вредные условия. Именно поэтому в трудовом кодексе можно найти множество статей на эту тему. За работу в подобных условиях предусмотрены дополнительные выплаты и прочие льготные условия.

Работники, планирующие трудится во вредных условиях должны регулярно проходить медицинские осмотры. Особенно иметь соответствующее разрешение от медицинского работника, разрешающего вообще приступить к такому виду деятельности.

Учитывая, что ТК РФ не дает четкого определения, что именно он подразумевает под вредными условиями труда, работодатели и сотрудники регулярно пытаются этим спекулировать и, как говорится, обращать ситуацию в свою сторону. Но, несмотря на эти моменты, работодатели несут ответственность за проведение специальной оценки труда на своем предприятии и должны делать это регулярно. В противном случае нерадивых работодателей ждут штрафы за отсутствие СОУТ, а иногда это может привести к приостановке деятельности организации.

Какие штрафы грозят предприятию за отсутствие СОУТ

Как мы уже упоминали, если работодатель отказывается проводить проверку условий труда своих сотрудников, его ждет административная ответственность и денежный штраф.

Зачастую, даже угроза штрафов не может повлиять на безответственное отношение работодателей к своим сотрудникам.

Хочется отметить, что подобный вопрос не ограничивается оформлением необходимой документации, но и повышает риск повышенного травматизма на производстве из-за несоблюдения условий труда и отсутствия контроля за ним. Тут надо задуматься, стоит ли подобный риск и угроза жизни работнику возможности сэкономить время на проверке.

Если вы надумали провести проверку, то нужно сделать ее относительно всех рабочих мест. Подобную процедуру проводить самостоятельно довольно проблематично из-за необходимости провести ее объективно. Нужно проверить соответствует ли освещенность, уровень запыленности и наличие вредных примесей существующей допустимой норме.

Поэтому для этого приглашают специализированные лаборатории и организации по аттестации рабочих мест. Бытует мнение, что проверку СОУТ необходимо проводить только на предприятиях с тяжелыми условиями труда, но это не так.

Несоблюдение условий труда подразумевает штрафы за отсутствие СОУТ и другие формы воздействия, которые назначает трудовая инспекция по результатам проверки, а иногда решение данного вопроса доходит до прокуратуры.

Стоит отметить, несмотря на то, что проверка должна проводиться в среднем раз в 5 лет, она может быть инициирована и в более ранний промежуток времени. Например, если о проверке будут настаивать сами работники с целью получения компенсации, дополнительного питания, сокращенного рабочего дня, либо раннего выхода на пенсию за условия труда, наносящие вред здоровью.

Почему же некоторые организации отказываются от проведения СОУТ? Это возможно только по той причине, что проведение подобной проверки превышает возможный штраф за невыполнение. Поэтому работодателю проще заплатить штрафы за отсутствие СОУТ и не связываться с трудоемкой проверкой.

В новой редакции закона о труде штрафы сильно возросли. В таком случае, если трудовая инспекция решит проверить организацию, то руководителя могут лишить права занимать руководящую должность. На организацию будет наложен штраф, либо произойдет приостановка деятельности организации на срок до трех месяцев. При повторном нарушении закона, штраф возрастет почти в два раза.

Всех ли касается СОУТ?

Важный вопрос - может ли кто-то избежать СОУТ? Что касается работников, то СОУТ касается всех сотрудников организации. В том числе тех, кто был принят на сезонную, временную или смежную работу.

Исключением считаются только те, кто осуществляет рабочую деятельность в рамках организации, находясь дома, дистанционные сотрудники и те, кто оформлял трудовые отношения с работодателем, зарегистрированным как физическое лицо. К организации, оформленной, как физическое лицо не относятся индивидуальные предприниматели.

В принципе, это неудивительно, ведь проверять нужно не самих сотрудников, а условия, в которых они работают и присутствуют весь рабочий день.

Стоит отметить, что раньше условия труда проверялись только тех, кто работал на производстве. Сейчас же подобные проверки касаются даже тех сотрудников, которые находятся в офисе и пользуются исключительно компьютером и оргтехникой.

Это все оговорено в законодательстве, и должно быть учтено, поэтому важно не игнорировать такие моменты, чтобы ваша организация могла избежать негативных последствий и внезапных проверок со стороны трудовой инспекции и прочих надзорных структур.

Вложенные файлы

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда.doc
  • Отчет о проведении специальной оценки условий труда.doc

Доступно только подписчикам

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец).doc


Похожие публикации

Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень