Главная цель логистики как науки. Как открыть собственную логистическую компанию. Задачи и функции закупочной логистики

Главная цель логистики как науки. Как открыть собственную логистическую компанию. Задачи и функции закупочной логистики


Краткое содержание параграфа. Логистика - наука, предметом которой является процесс доставки продукции от производителя до потребителя как единый материально-стоимостной процесс, т. е. и как процесс ее движения, и как процесс ее обмена на деньги.
Логистика - наука экономическая. Собственно технические процессы доставки продукции изучаются в соответствующих технических науках. Логистика изучает «технический» процесс доставки только с точки зрения его влияния на стоимость (цену) доставляемой продукции, которая с общеэкономических позиций должна быть доставлена потребителю в заданные сроки и при минимальных общественно необходимых затратах.
Основными целями логистической науки как практической науки, т. е. обслуживающей интересы конкретных участников рынка, являются разработка путей и методов минимизации расходов участников рынка на доставку продукции, а если речь идет о логистических услугах - то максимизации прибыли от их оказания.
Основными задачами логистической науки являются: концептуальная, методическая, расчетная, управленческая, организационная и др.
Эти задачи проявляются в логистических функциях: стратегическая, координационная, реализационная, расчетная, информационная и др.
Важнейшими методами логистической науки являются методы планирования и прогнозирования, экономико-математические методы, методы создания, ведения и использования информационных баз данных и др.

Понятие логистики. Логистика есть наука, которая изучает материальный процесс доставки продукции от ее производителя до ее потребителя в увязке с процессом ее денежного (стоимостного) обращения на рынке.
Выражаясь короче, логистика - это наука, изучающая процесс доставки продукции от ее производителя до потребителя.
Поскольку доставка продукции есть всегда одновременно и материальный и рыночный («стоимостной») процесс, постольку логистика изучает материальные процессы лишь под углом зрения их влияния на стоимость (цену) доставляемой продукции.
В отличие от финансовых наук, которые изучают способы перемещения денег между участниками рынка, логистика изучает процессы доставки лишь продукции в натуральном и денежном выражении, но не самих денег.
Логистика не является наукой обо всей сфере обращения или о сфере обращения товаров вообще, ибо сфера обращения включает не только процессы собственно доставки продуктов, но и многие другие процессы, например связанные с обращением денег, ценных бумаг, со спекуляцией товарами и т. п.
Логистика изучает обращение продукции на рынке, но только как объективно происходящий (действительный) процесс ее доставки, а вовсе не как любые возможные операции с товарами на современном рынке.
Совокупность рыночных действий, совершаемых с доставляемой продукцией, включает процессы ее купли-продажи, заимствования, кредитования, гарантирования и др. В данном учебнике рыночная форма логистических процессов рассматривается преимущественно как купля-продажа продукции, а другие рыночные процессы, совершаемые с продукцией, рассматриваются обычно в других экономических дисциплинах, относящихся к финансам.
Логистика как экономическая, а не техническая наука. Логистика изучает процесс доставки продукции от ее производителя до ее потребителя, в котором она есть товар, а не вещь вообще. Поэтому логистика является экономической, а не технической наукой. Техническая наука изучает только сам какой-то материальный процесс безотносительно к его рыночной форме существования.
Логистика изучает не просто как «физически», «технически» или процессуально доставляется продукция (как вещь) от ее

производителя до ее потребителя, а каким образом достичь того, чтобы эта доставка обошлась дешевле участнику рынка, чтобы время доставки было минимально, чтобы доставка происходила лишь в нужные сроки, какие необходимо делать при этом стоимостные расчеты и др.
Знание общих основ технической стороны доставки продукции совершенно необходимо для того, чтобы правильно произвести соответствующие экономические расчеты. Например, не зная того, из каких процессов состоит складская операция, невозможно определить расходы на хранение подукции.
Как составная часть экономической науки вообще логистика имеет своей общеэкономической целью разработку путей и методов минимизации общественно необходимых затрат на доставку продукции в общественном процессе воспроизводства. Чем меньше своего совокупного рабочего времени общество тратит на процессы доставки продукции, тем больше этого времени остается у него либо для увеличения производства этой продукции, либо для занятий нематериальными видами деятельности - науками, искусствами, освоением космоса и т. п. сферами человеческой деятельности, которые нацелены уже не на «поддержание» материального бытия человека, а на всемерное развитие того духовного потенциала, который заложен в человеке от природы.
Логистика как прикладная экономическая наука. «Прикладная» наука в данном случае означает, что логистика служит преимущественно интересам участников рынка как частных собственников, а не абстрактным интересам общества вообще.
Логистика изучает процессы доставки продукции не с целью решения каких-то научных, социальных или иных проблем, имеющихся в обществе и представляющих интерес для всех его членов, а имеет своей главной целью научное обоснование путей и методов минимизации расходов на доставку продукции каждым участником рынка, что ведет к увеличению прибыльности его основной коммерческой деятельности.
Доставка продукции, как говорилось, не есть ни процесс ее производства, ни процесс ее потребления, а потому при прочих равных условиях потребитель продукции заинтересован в минимизации своих расходов на доставку, ибо это один из важнейших путей уменьшения его производственных расходов или экономии расходов на потребление.

В том случае, когда речь идет о логистических услугах, то очевидно, что их «производители», как и любые иные участники рынка, нацелены на увеличение прибыльности от этого рода коммерческой деятельности.
Логистика как наука призвана обобщать существующие пути и способы достижения этих целей участников рынка, а также находить новые возможности для снижения расходов на доставку, для увеличения прибыльности от оказания логистических услуг.
Основные цели логистической науки. Обобщая сказанное, логистика как прикладная экономическая наука имеет следующие основные цели, которые по сути одинаковы для всех такого рода наук. В самом общем виде эти цели могут быть сформулированы следующим образом (рис. 1.7): минимизация расходов на доставку - это разработка и обоснование путей и методов минимизации затрат участника рынка, связанных с процессом доставки продукции в том случае, когда этот процесс для него не является самостоятельным видом коммерческой деятельности, или, выражаясь иначе, когда доставка не является рыночной (платной) услугой, оказываемой этим участником рынка; максимизация прибыли от процесса доставки - это разработка и обоснование путей и методов максимизации прибыли участника рынка в результате операций по доставке продукции в том случае, когда этот процесс для него является самостоятельным (профессиональным) видом коммерческой деятельности, т. е. когда доставка - платная услуга, которую он оказывает другим участникам рынка.

Указанные цели логистики не противоречат друг другу, как это может показаться на первый взгляд, а лишь дополняют друг друга. Дело в том, что минимизация затрат по доставке продукции участника рынка означает, что он стремится максимизиро
вать прибыль от своей основной коммерческой деятельности, по отношению к которой доставка - лишь элемент его общих затрат.
Наоборот, максимизация прибыли от доставки продукции является целью участника рынка, для которого эта деятельность - основная коммерческая деятельность. При этом он, как и в первом случае, тоже будет стремиться минимизировать свои расходы на оказание какой-то услуги по доставке продукции. Ho в данном случае сокращение расходов на доставку автоматически означает увеличение прибыли от оказания платной услуги. В первом же случае уменьшение расходов на доставку не обязательно отразится в увеличении прибыли, ибо, например, ка- кие-то другие виды расходов участника рынка могут в этот раз возрасти, и потому его прибыль в целом не увеличится. (Однако следует заметить, если бы он не сократил свои расходы по доставке, то, возможно, его прибыль в целом вообще сократилась бы по сравнению с предшествующим уровнем.)
Необходимо всегда иметь в виду, что поскольку «потребители» логистических услуг и их «производители» - разные участники рынка, постольку в известных пределах их рыночные цели могут противоречить друг другу. Например, повышение цены какой-то услуги ведет к росту прибыли торговца или поставщика, но для покупателя этой услуги рост ее цены будет означать увеличение расходов на доставку продукции. В определенной мере логистическая наука призвана вырабатывать пути сглаживания такого рода противоречий.
В целом можно сказать, оптимизация затрат и прибыли по доставке продукции и есть главная цель логистики как прикладной экономической науки.
Основные задачи логистики как науки. Под задачами логистической науки понимаются частные цели, достижение которых способствует достижению ее более общих целей. К ним обычно относятся (рис. 1.8): концептуальная задача - это разработка логистических концепций, т. е. общих подходов к процессу доставки как единому и целостному процессу на современном рынке; методическая задача - это разработка методов достижения согласованности (координации) по срокам, затратам, ценам и т. п. всех действий участника рынка, связанных с доставкой продукции;



расчетная задача - это обоснование методов расчетов затрат и результатов в процессе доставки продукции; управленческая задача - это разработка методов управления процессами доставки; организационная задача - это обоснование организационных структур участников рынка, занимающихся логистической деятельностью; задача согласования - это согласование логистических целей и задач с целями и задачами других экономических наук и др.
Логистические функции участника рынка. Логистика - это наука, которая применяется каждым участником рынка в процессе его повседневной коммерческой деятельности. Участник рынка в большей или меньшей степени (в зависимости от наличия у него соответствующей информации о данной науке) использует достижения и рекомендации логистической науки, что проявляется в тех логистических действиях, или функциях, которые он осуществляет с продукцией, основываясь на выводах данной науки.
К основным логистическим функциям любого участника рынка относятся (рис. 1.9): стратегическая - это выбор стратегии, применяемой в доставке продукции; координационная - это согласование всех процессов доставки продукции, имеющих отношение к данному участнику рынка по всем материальным и стоимостным параметрам; реализационная - это собственно осуществление всевозможных процессов, связанных с доставкой продукции (ее покупка, продажа, транспортировка, хранение, перегрузка и т. д.);



расчетная - это осуществление всех необходимых денежных расчетов по определению затрат или выручки по процессам доставки продукции; информационная - это организация и ведение компьютерных и иных информационных баз данных о процессах доставки.
Перечисленные логистические функции носят самый общий характер, а участник рынка должен конкретизировать их применительно к своей специфической рыночной деятельности. Главное, чтобы какие-то важные логистические процессы не были «случайно» забыты. В то же время наука - это лишь определенное обобщение рыночных процессов, а потому участник рынка должен не только воспользоваться рекомендациями науки, т. е. уметь их применить, но и пытаться развить их далее в своей работе, поскольку рынок находится в постоянном изменении и развитии.
Методы логистики. Методы, применяемые в логистике, не отличаются от методов, применяемых в других экономических науках, и обычно они включают методы планирования и прогнозирования процессов доставки продукции, методы составления и использования информационных баз данных, экономико-математические методы и модели и др.

3.2. Основные цели и задачи логистики

Логистическая стратегия на предприятии направлена на совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками. В то же время логистическая система предприятия должна быть ориентирована на потребителя.

Исходя из этого главной целью логистики на предприятии является доставка продукции соответствующего количества и качества, точно в срок и при минимальных затратах на снабжение, производство, сбыт и транспортировку, а также на получение, обработку и передачу информации.

Главная цель логистики для ее реализации декомпозируется (дробится) на следующие подцели.

– создание эффективной системы контроля, позволяющей наладить систему учета затрат и объема выполнения логистических операций на предприятии;

– реорганизация организационной структуры предприятия;

– организация логистического менеджмента на предприятии.

Подцели логистики интегрируются по вертикали и по горизонтали. По горизонтали осуществляется координация действий подразделений предприятия по прямым и обратным связям в процессе управления потоками. По вертикали осуществляется согласование действий на всех уровнях управления предприятием.

Практическая реализация подцелей логистики требует решения соответствующих задач, которые по степени значимости делятся на три группы: глобальные, общие и локальные.

Глобальные задачи: моделирование логистической системы предприятия; разработка условий надежности доставки товаров; проектирование цепей поставок.

Общие задачи: разработка системы учета логистических затрат; координация деятельности подразделений предприятия; разработка логистической стратегии предприятия; создание системы мотивации водителей-экспедиторов.

Локальные задачи: выбор логистического посредника; определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории; выбор места расположения торговой точки или склада; выбор вида транспортного средства.

Формирование логистической стратегии осуществляется с учетом корпоративной стратегии на предприятии и направлено на повышение надежности и гибкости логистической системы.

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

39. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля Целью муниципального финансового контроляявляется выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных

Из книги Экономика предприятия автора

51. Определение, понятие, задачи и функции логистики Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Определение, понятие, задачи и функции логистики Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

1.2. Задачи и функции логистики

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

1.1. Цели и задачи В соответствии с действующим законодательством под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

Цели и задачи Основными целями и задачами организаций, осуществляющих ИТ-поддержку, является, с одной стороны, снижение стоимости обслуживания компьютерных инфрастуруктур и улучшение качества обслуживания; с другой – повышение отдачи от инвестиций в информационные

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Тема 5. Закупочная логистика 5. 1. Цель и задачи закупочной логистики Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации.Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых

Из книги автора

3.2. Цели и задачи проекта Цели проекта: создать рентабельное предприятие; получить прибыль в размере 178 000 руб. за два года работы.Задачи проекта: организовать точку розничной торговли качественной продукцией; наработать постоянную клиентскую базу покупателей в

Из книги автора

Маркетинговые цели и задачи Определив назначение плана и основные факторы маркетинговой среды, вы можете переходить к объявлению маркетинговых целей и задач кампании.Маркетинговые задачи формулируются более подробно, чем ваше заявление о цели плана, и обычно

Из книги автора

3.1. Концепция логистики и ее основные положения Концепция логистики (КЛ) – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности предприятия или группы предприятий путем рационализации управления материальными потоками. КЛ реализуется на основе

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики). Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д., вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом, происходит интеграция целей горизонтальная (согласование целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (согласование целей по уровням управления), например, цель - максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся:

· создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности, и других сопутствующих потоков;

· стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

· постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.


Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

Максимальное сокращение времени хранения продукции; сокращение времени перевозок;

Рациональное распределение транспортных средств; быстрая реакция на требования потребителей;

Оперативная обработка и выдача информации.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках задач логистической системы, к которым относят следующие:

Осуществление сквозного контроля потоковых процессов в логистических системах;

Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

Многовариантное прогнозирование развития событий и т. п.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро - и микрологистику. В табл. 1.1 представлена структура функций макро - и микрологистики.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка по-ставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и рас-пределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними ба-зируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответ-ствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях ирегламентируется в административномпорядке.

Таким образом, различают макрологистическую и микрологистическую системы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

В современных условиях для решения многих производственных задач, связанных с перевозкой грузов морскими судами, используются положения системного анализа, математические методы и модели, достижения информационных технологий. Наиболее полное выражение эти элементы разных наук нашли в логистике. Логистика – это одновременно наука и практика интегрального управления материальными и, сопутствующими им информационными потоками от пунктов их зарождения до пунктов погашения (назначения).

Общей целью логистического управления считается минимизация совокупных затрат на доведение готовой продукции до конечного потребителя. Принципиальная идея такого подхода заключается в следующем. В основе цены любой продукции чаще всего лежат суммарные затраты на ее производство и доставку к месту назначения. Они обычно слагаются из следующих затрат: на закупку и доставку к месту производства сырья и комплектующих, на переработку исходных материалов и изготовление готовой продукции, на ее хранение у производителя и продавца, затрат на транспортировку готовой продукции к покупателю и т.д. На каждом из этих этапов движения материальных потоков ответственные лица решали частные задачи минимизации соответствующих затрат. Для этого использовались и сейчас используются методы теории управления запасами, исследования операций, математической статистики и другие. Однако, такая попытка «поэтапной» минимизации затрат не дает необходимого для продавца эффекта, чтобы успешно действовать в условиях жесткой ценовой конкуренции на рынке. Поэтому дальнейшее развитие логистической концепции направлено на интеграцию всех локальных задач в единую систему таким образом, чтобы решение каждой из них было увязано с решением других задач и подчинялось общей системной цели.

Таким образом, главная общая цель логистики – это достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке, увеличение в нем своей доли и получение преимуществ перед конкурентами. Общей задачей логистики является также создание интегрированной эффективной системы регулирования материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. При этом компьютеризация, развитие сети электронного обмена данными с потребителями рассматриваются фирмами-производителями как важный источник реализации возможностей логистики в деле повышения прибыли. Так, например, за счет совершенствования систем обработки информации, связывающих администрацию, подразделения логистики и поставщиков компании, получают возможность сокращения уровня запасов сырья в 15-20 раз.

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит в далекое прошлое. Имеются сведения о том, что еще в период Римской империи существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики» и занимавшиеся распределением продуктов питания. В военном лексиконе западных стран логистикой называли деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными средствами, содержания их запасов и эвакуации войск. Некоторые специалисты считают, что благодаря военному делу логистика стала наукой.

Создателем первых научных трудов по логистике считается военный специалист начала XIX века Джомини, который определил логистику как «практическое искусство движения войсками». Он в логистику включал не только перевозки, но и широкий круг других вопросов – планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог. Известно, что некоторые положения логистики использовались армией Наполеона. Методы логистики применялись в годы второй мировой войны в сфере материально-технического снабжения армии США.

Со временем логистика перешла из военной области в сферу хозяйственных дел. В настоящее время в разных странах сложились свои логистические школы и приняты свои формулировки понятия «логистика». По мнению ряда авторитетных ученых, логистика – это интеграция перевозочного и производственного процессов с необходимыми информационными процессами, включающая погрузочно-разгрузочные, транспортные и другие операции. Французские специалисты по логистике трактуют ее как «совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». Считается, что логистика требует координации всех систем движения материалов и готовой продукции как внутри предприятия, так и вне его. В результате она позволяет управлять материальными потоками от момента заготовки продукции до реализации в физическом, информационном и организационном смыслах. В наиболее обобщенном виде под логистикой понимают искусство управления материальными потоками от первичного источника до потребителя.

Современная логистика содержит несколько взаимосвязанных функциональных областей, а именно:

· логистика снабжения - оптимизация процессов закупки на рынке необходимого сырья, материалов, деталей;

· производственная логистика - организация материального производства, оптимизация потоков движения инструментов, схем техобслуживания и ремонта;

· транспортная логистика - выбор оптимальных маршрутов движения транспортных средств, совершенствование операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой, складирование груза в процессе перевозки;

· складская логистика - решает задачи при производственном хранении материальных запасов;

· распределительная логистика - управление товарными потоками в сфере сбыта.

Каждая из названных областей логистики получила достаточное развитие в научном и практическом смыслах. Однако проблема их объединения в единую систему пока решена только концептуально, и исследования в этом направлении продолжаются. Неотъемлемой частью всех видов логистики является наличие информационного потока (информационная логистика ), включающего в себя сбор данных о потоке товаров, их передачу, обработку и выдачу основной информации пользователям.

Основные функции логистики снабжения – это планирование, регулирование и контроль обеспечения основного производства необходимыми материалами и сырьем с минимальными издержками. Функции производственной логистики заключаются в достижении высокой степени синхронности работы всех производственных подразделений с минимальными запасами производственного назначения. Основное назначение распределительной логистики , охватывающей сектор транспорта, состоит в своевременной и сохранной доставке готовой продукции путем обеспечения планирования, реализации и контроля за перевозками товаров. Между указанными видами логистики существует связь и взаимозависимость.

В частности, в последнее десятилетие прошлого века начала строиться работа экспедиторов на принципах логистики: обеспечение экономичной и рациональной доставки товара (начиная от сырья и кончая готовым изделием) в требуемом количестве и в гарантированные сроки. Это оказалось возможным, когда были достигнуты: обеспечение связи компьютеров товаропроизводителей с компьютерами агентов и экспедито­ров, и в том числе с использованием телекосмической связи, обмен между ними безбумажной электронной документацией и информацией (система «ЭДИФАКТ») и принятие с помощью ЭВМ оптимальных оперативных решений.

Опыт показывает, что использование принципов логистики позволяет суще­ственно сокращать себестоимость продукции за счет: снижения различных «запасов» путем доставки по минутному графику сырья, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий к рабочему месту у конвейера, в ходе мон­тажа; уменьшения расходов на упаковку и маркировку вследствие использования контейнеров и возвратной тары; сокращения сроков пред­продажной подготовки товаров; использования безбумажной документации; сниже­ния затрат на монтаж и установку оборудования, использования для перевозок судов с горизонтальной или доковой по­грузкой и выгрузкой (суда типа RO-RO и RO-FLOW).

В странах с развитой экономикой рассматриваются четыре последовательных этапа (уровня) развития логистических систем .

Для первого этапа развития логистики характерны такие признаки. Область действия логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции и ее транспортировку к потребителю. Работу системы оценивают величиной затрат на транспортировку и другие операции по распреде­лению продукции в общей выручке от продаж товаров.

Для второго уровня развития систем логистики характерно управление потоком товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. На этом уровне логистика выполняет следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы систем логистики.

Систему логистики третьего уровня характеризуют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конкретного потребителя. В дополнение ко второму уровню функции системы расширяются доставкой сырья, прогнозированием сбыта, закупкой сырья, управлением запасами сырья или продукции незавер­шенного производства, проектированием систем логистики.

Для четвертого уровня развития систем логистики логистические функции в основном аналогичны третьему уровню, при этом они интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке нередко противоречивых целей различных подразделений компании.

Наиболее перспективной логистической системой считается система «Just in time» (ЛТ). Это Логистическая система в производстве, снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материалов и готовой продукции в необходимых количествах и к моменту времени, когда в них нуждаются звенья логистической системы, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. При этом в значительной мере отпадает необходимость в складировании продукции и связанных с этим издержках.

В настоящее время в основных развитых странах использование логистики находится на разных уровнях. Обследование 500 крупных западноевропейских компаний (26% компаний ФРГ, 20% - Голландии, 17% - Великобритании, 16% - Франции, 11% - Бельгии и 10% - Италии), представляющих 30 различных отраслей экономики, выявило процент нахождения фирм на каждой стадии развития логистики.

Около 57% обследованных фирм находятся на первой стадии, характеризующейся не регулярной организацией и суточным планированием логистики. На второй стадии 20% компаний планируют мероприятия по организации логистики на недельный срок. Третья и четвертая стадии развития характеризуются внедрением интегрированной системы логистики, охватывающей доставку товаров от поставщиков материалов до конечных потребителей готовой продукции. На этих стадиях развития логистики находятся только 23% компаний из 500.

Частной задачей логистики может служить создание минимальных товарных запасов и максимальное сокращение времени хранения и транспортировки груза. Примером оптимального решения задачи «минимизация партии доставки - цена доставки - скорость доставки» может служить деятельность американской транспортно-почтовой компании «Federal Express». В конце XX века ее доход достиг 7 млрд. долларов, а чистая прибыль – 117 млн. долларов. Самолеты компании доставляют ежегодно 1 млн. 250 тыс. посылок в 127 стран мира. Успеху содействовала логистическая и маркетинговая проработка, приведшая к предложению услуги доставки посылки «на следующее утро» к получателю. Обеспечение надежности доставки отправлений повлекло и существенное повышение цен на почтовые услуги. Однако для клиентов главным оказалось доставка ценных пакетов к деловым партнерам по схеме JIТ «точно вовремя». Используя сеть национальных систем транспортных расписаний, компания для достижения цели JIТ сократила партии скомплектованных отправок, но выиграла в точности времени доставки и повышении цены услуги.

По данным Всемирной торговой организации в 2003 году мировое лидерство в торговле сохраняли США, товарооборот которых с другими странами достиг 2 трлн. 29,6 млрд. долларов. На втором месте – Германия (1 трлн. 350,1 млрд. долларов), хотя по масштабам экспорта она обгоняет США (748,4 млрд. против 724 млрд. долларов). Третье место у Японии (854,9 млрд. долларов), однако очень близко к ней располагается Китай (851,2 млрд. долларов), который уже сейчас замыкает тройку крупнейших импортеров. В 2003 году китайский экспорт возрос на 35%, а импорт на 40%. Основная причина стремительного роста внешнеторгового оборота Китая – проникновение в страну, привлеченных относительно дешевой рабочей силой, многочисленных иностранных компаний, которые строят много новых заводов. В 2002 году по масштабам прямых капиталовложений КНР догнала мирового лидера – США. По производству персональных компьютеров и видеоплейеров Китай вышел на первое место в мире. Наращивание производства различных товаров в экономически развитых странах мира и, как следствие, дальнейшее увеличение объемов международной торговли обусловливают необходимость применения транспортной логистики на всех основных направлениях грузоперевозок, в том числе с участием морского транспорта.

Разработкой идей, обменом опытом и определением научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в развитых странах мира занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объ­единяющие промышленные фирмы и научные организации. Такие объеди­нения имеют свои исследовательские центры, занимающиеся анализом ситуаций в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. В некоторых странах существует несколько национальных ас­социаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 националь­ных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики . Они проводят различные встречи, консультации, выставки и другие мероприятия.

Анализ зарубежных источников свидетельствует об огромном влиянии логистики на успешную деятельность фирм. Менеджеры американских и западноевропейских компаний, в том числе судоходных, считают, что логистика крайне необходима для достижения конкурентоспособности. Она играет важную роль в разработке стратегии фирм. Сейчас логистику стали относить не к функциям сферы обслуживания, а к источнику, способствующему повышению долевого участия на рынке сбыта и получению прибыли. В конце XX века достижения в увеличении доходов многих фирм были связаны с использованием принципов логистики.

Транспортная логистика

Всесторонний разбор задач, которые решаются в рамках логистики, показывает, какую большую роль в организации движения материальных потоков играет транспорт, в том числе морской. Именно транспорт обеспечивает перемещение единиц этих потоков в пространстве. Достижение глобальной цели логистики в значительной мере обеспечивается за счет технического и технологического совершенствования типов транспортных средств, относящихся к отдельным видам транспорта, совершенствования технических устройств и технологии передачи грузов с одного вида транспорта на другой, оптимизации маршрутов и графиков движения транспортных средств, оптимизации режимов работы портовых терминалов и др. В свою очередь, это вызывает необходимость дальнейшего развития транспортной логистики и, в частности, создания транспортно-логистических систем. Такие системы организуются для обеспечения требуемой скорости продвижения товаров с минимальными совокупными затратами. В их состав входят фактические перевозчики, экспедиторские и агентские компании, различные посредники, банковские и страховые учреждения, исследовательские центры и т.д. Так как материальные и информационные потоки осуществляются во времени и в пространстве транспортными и коммуникационными средствами, появилась необходимость выделения транспортной логистики , призванной решать вопросы выбора транспортных средств для перевозки продукции, схем доставок и оптимизации маршрутов перевозок. Конечный продукт транспортной логистики – груз, доставленный своевременно, в сохранности и с минимальными затратами всех средств. В настоящее время транспортная логистика – это прикладная наука по организации транспортных потоков грузов в соответствии с требованиями заказчика и сквозного перевозочного процесса товара от времени производства к месту потребления. Таким образом, задачей транспортной логистики является сокращение до минимума общих затрат на перевозку продукции, которые нередко составляют до 50% при новом качестве предоставления транспортных услуг.

Появление транспортной логистики, кроме сказанного обусловлено также рядом предпосылок, которые объясняются особой ролью транспортной отрасли в мировой экономике. Транспорт быстро реагирует на негативные стороны развития экономики и ее отраслей, на усиление процесса глобализации. Кризисные явления в транспортной сфере в 70-х и затем в 90-х годах прошлого столетия (низкая эффективность, требования экологической чистоты, высокая аварийность и расходы) и возросшие требования потребителей транспортных услуг явились толчком к развитию логистики в транспортной отрасли.

Транспорт является основным связующим звеном между производством и потреблением, поэтому он перестает быть обособленной отраслью экономики и выступает как производитель широкого круга транспортно-логистических услуг. Логистика обеспечивает «стыковку» двух сфер деятельности, базирующихся на соответствующей информации: спроса потребителей мировой и национальной экономики на транспортные услуги и предложения, выдвигаемого транспортными предприятиями. В системе «спрос-предложение» транспортная составляющая предлагает разные формы и методы взаимодействия видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в услугах транспорта и для повышения эффективности использования транспортных ресурсов.

Услуги транспорта, в том числе морского, определяются как вид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обес­печения. Под транспортной услугой подразумева­ется не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а лю­бая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести:

● перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочиые работы (погрузка, выгрузка, пе­регрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские опера­ции);

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств (судов);

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспорт­ных средств;

· прочие услуги.

Логистические (в том числе и транспортные) услуги основыва­ются на следующих положениях и правилах :

· каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;

· в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия информации;

· услуга не может быть рециклирована;

· услуги нельзя нарабатывать «про запас»;

· оказанную услугу нельзя отремонтировать;

· оказанная услуга не может быть выполнена вновь;

· память о хорошей услуге мимолетна, плохая услуга запомнится надолго.

В последнее время важность логистических услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия услуг и все боль­шее число компаний и работников включаются в нее. Целый ряд ло­гистических посредников становятся предприятиями сервиса, в ко­торых услуги неразрывно связаны с продвижением и реализацией товаров.

В прежние времена самому процессу перемещения товаров не уделялось достаточного внимания, что обусловливало нехватку транспортных средств, перенасыщенность магистралей, ограниченность складских помещений, излишнее количество обслуживающего персонала. В результате главный компонент перевозки – груз нередко перемещали к месту назначения месяцами, хранился в неподходящих условиях, портился, повреждался, а иногда и вовсе пропадал.

В современной рыночной экономике главным становится не только груз, но и способ его скорейшей доставки и обеспечения сохранности. Поэтому был необходим переход к новым логистическим методам хозяйствования, управления и приведения транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями заказчика и современной технологии.

Компонентами транспортной логистики являются грузы, виды транспорта, склады и терминалы и все виды обеспечения и обслуживания. Развитие транспортной логистики существенно видоизменило эти компоненты. В частности, транспортно-экспедиторское обслуживание трансформировалось в форму интегрального оператора интермодальных перевозок, а склады и терминалы преобразовались в логистические центры, которые стали основной структурной единицей транспортной логистики.

В комплексных системах грузового транспорта концепция логистики сводится к следующим условным шести правилам, которые определяют конечную цель логистической деятельности :

· груз (нужный товар);

· количество (необходимое количество);

· время (своевременность доставки груза по назначению);

· место (доставка в нужное место);

· затраты (минимальные затраты).

При выполнении всех шести условий цель логистической деятельности считается достигнутой. Но чтобы достичь этой цели, оптимизируют материальные потоки и проводят совокупность мероприятий по решению логистических задач, основными из которых являются:

· обработка груза - рационализация тары, унификация грузовых единиц, пакетизация и контейнеризация перевозок, применение эффективной системы складирования и др.;

· транспортно-экономическая разработка схем доставки груза - выбор схем и маршрутов доставки грузов, согласование параметров транспортных средств и грузовых единиц, организация и управление материальными и информационными потоками и др.

Логистические системы могут быть: глобальные (международные, трансконтинентальные, государственные), городские , межрегиональные , а также внутрипроизводственные (в рамках предприятия, структурного подразделения).

На рисунке 8.1. в качестве примера показана упрощенная схема продвижения груза (минеральных удобрений) в международной логистической системе, элементами которой являются: производитель продукции, местные перевозчики (авто- и ж/д предприятия), распределительные склады, перегрузочный комплекс морского порта (терминал), комплекс по затариванию удобрений, предприятия морского транспорта, участвующие в перевозке.


Рис. 8.1. Перемещение товара в логистической системе.

Логистическая система закладывается в основу экономической стратегии транспортной компании в качестве основного инструмента в конкурентной борьбе и способа осуществления планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами.

Сфера деятельности транспортной логистики охватывает следующие области:

· планирование, организация и осуществление рациональной и с минимальными затратами доставки груза от мест его производства до мест потребления;

· контроль за всеми транспортными и другими операциями, осуществляемыми в пути следования грузов, с использованием современных средств телекоммуникации и современных информационных технологий;

· предоставление необходимой информации грузовладельцам, экспедиторам, получателям грузов и другим участникам транспортного процесса.

Транспортная логистика решает следующие основные задачи:

· выбор вида транспорта;

· выбор типа транспортного средства (ж/д вагон, автомобиль, судно);

· совместное планирование процесса перевозки со складским и производственным и обеспечение единства технологии;

· определение затрат на транспортировку, экономической эффективности и др.

Важная задача работы логистической цепи доставки товара - выбор транспорта, наилучшим образом приспособленного для перевозок. При выборе транспортных средств исходят из необходимости обеспечения сохранности груза, наилучшего использования их вместимости и снижения затрат на перевозку. Для выбора оптимального вида транспорта и схемы доставки в каждой конкретной перевозке используется информация о характерных особенностях груза, различных видах транспорта и района транспортировки.

От выбора вида транспорта зависит уровень цен товаров, своевременность доставки и их состояние в момент прибытия к местам назначения.

При принятии решения обычно руководствуются достоинствами и недостатками различных видов транспорта.

В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международных перевозок товаров можно оценить на основе следующих основных характеристик.

Морской транспорт характеризуется относительно невысокой стоимостью создания и поддержания морских путей и высокими затратами по содержанию устройств для начально-конечных операций (погрузо-разгрузочные операции, портовое обслуживание судов и т.д.), что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах. При перевозках на дальние расстояния морской транспорт не имеет конкурентов.

Особенность внутреннего водного транспорта - это исключительная сфера его деятельности при массовых перевозках грузов в районах, где недостаточно развита сеть наземных путей. Однако необходимость строительства на многих реках дорогостоящих гидросооружений и судоходных каналов ограничивает использование этого вида транспорта при международных перевозках грузов.

География железнодорожных перевозок ограничена существующими путями сообщения. Этот вид транспорта характеризуется высоким удельным весом затрат на содержание постоянных устройств (содержание путей, средств связи, искусственных сооружений и т.д.).

На автомобильном транспорте затраты на содержание постоянных устройств относительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Возможность доставки груза от склада отправителя до склада получателя, бесперегрузочных операций с одного транспортного средства на другое, обеспечивает ему основную роль при доставке грузов конкретному потребителю.

На воздушном транспорте наибольшая эффективность достигается при перевозках срочных, ценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния. На протяженных маршрутах этот вид транспорта становится вполне конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному транспорту.

Трубопроводный транспорт характеризуется относительно низкой себестоимостью транспортировки и высоким уровнем автоматизации загрузки системы, прокачки и слива. Это обеспечивает ему высокую конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта.

В качестве основного критерия выбора вида транспорта берутся общие издержки доставки, которые складываются из тарифа за перевозку и других связанных с ней расходов потребителя транспортных услуг. Наряду с величиной общих издержек необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на выбор вида транспорта :

1. Вид и характер перевозимых грузов . В некоторых случаях нет возможности выбора: скоропортящиеся грузы подлежат перевозке авиатранспортом или в рефрижераторах. И наоборот, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Следует также учитывать наличие тяжеловесных и длинномерных грузов. Основную часть международных морских перевозок составляют массовые наливные и навалочные грузы – сырая нефть и нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно.

2. Расстояние и маршрут перевозки . Определяющими для выбора вида транспорта являются место отгрузки и конечный пункт назначения. Во внутриконтинентальных перевозках чаще используют железнодорожный и автомобильный транспорт, а в межконтинентальных - морской и авиационный. Опытным путем установлено, что наибольшая эффективность использования железнодорожного транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км. При перевозках тарно-штучных грузов на расстояние до 200 км наиболее экономичен автотранспорт. При перевозках наливных и навалочных грузов независимо от расстояния выгодно использовать внутренние водные перевозки.

3. Фактор времени . Важным фактором, определяющим эффективность использования различных видов транспорта, является скорость доставки груза . От нее зависит размер и стоимость грузовой массы, «омертвленной» в процессе перевозки. На время доставки груза влияет скорость перемещения, скорость погрузо-разгрузочных работ, а также временные затраты на различные стояночные операции в пути (шлюзование, формирование железнодорожных и речных составов и др.). Авиатранспорт, очевидно, самый быстрый способ доставки грузов, но он весьма дорогостоящий.

4. Стоимость перевозки . Выбирая вид транспорта по этому признаку, следует учитывать сопутствующие издержки при доставке груза.

5. Стоимость упаковки . Опыт свидетельствует: если упаковка товаров превышает 8% стоимости перевозки, нужно менять вид транспорта. Наиболее дешевая упаковка требуется при воздушных перевозках, а наиболее дорогая - при морских.

6. Стоимость страховки груза . При воздушных перевозках страховка обычно осуществляется на более короткий срок по сравнению с другими видами транспорта (особенно морем), что может дать заметный эффект.

7. Стоимость доставки груза до магистрального транспорта . При воздушных и морских перевозках эти издержки обычно значительны по сравнению с железнодорожным видом транспорта.

8. Наличие грузовых линий и частота отправки грузов на этих линиях .

9. Наличие ограничений , предусмотренных в контрактах купли-продажи, договорах перевозки и других документах.

10. Обычаи и национальное законодательство , регламентирующие работу транспортных и сопряженных предприятий.

Вследствие распространения перевозок грузов укрупненными местами (смешанные и комбинированные перевозки) отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Преимущества этих перевозок определяются преимуществами, вызванными консолидацией грузов и их перевозкой по схеме «от двери до двери» на основе единого документа и одним оператором.

При выборе оптимальной схемы доставки груза используется информация о характеристиках груза, транспортных средств, стоимости перевозки, формальностях и др. На рис.8.2 в качестве иллюстрации показаны основные этапы выбора схемы транспортировки груза.

Основными логистическими принципами , реализуемые на транспорте, являются :

· доставка грузов «от двери до двери»;

· высокая скорость перевозки и минимальное время доставки грузов;

· принцип «just in time» и жесткие сроки доставки грузов;

· интермодальные перевозки транзитных грузов;

· гибкий подход к запросам клиентов;

· стабильный график движения и высокая надежность доставки;

· частые отправки, малые серии и партии грузов, малые склады.

По масштабу сферы деятельности системы транспортной логистики делятся на макро- и микрологистические, а возможность совершения различных логистических операций и функций предопределила разделение на микро- и макрологистику.

Макрологистика – это совокупность логистических систем в ограниченной географически зоне. Например, транспортная политика определенного государства.

На уровне региона макрологистическая система включает в себя предприятия и организации транспортного и обслуживающего характера, участвующие в процессе доставки товара потребителю в различные страны. Это транснациональные корпорации, фирмы, территориально-производственные комплексы, транспортные и промышленные объединения. Развитие макрологистики в транспортном аспекте характерно для стран Европейского союза, где все более увеличиваются объемы интермодальных перевозок, а многие морские порты приобрели черты транспортно-логистических центров. В частности, в Западной Европе уже много лет действует транспортная система “Европлатформс”, включающая целый ряд логистических центров. Эти центры выполняют на современном уровне весь комплекс операций по перевозке, хранению и перевозке грузов, включая складские, транспортно-экспедиторские, таможенные, брокерские, страховые, банковские и другие услуги.

Макрологистика на транспорте решает следующие задачи:

· анализ рынка поставщиков и потребителей;

· выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организации и технологии процесса перевозки;

· определение рациональных направлений грузовых потоков, выбора партнеров, размещения пунктов поставки сырья, материалов и энергоносителей;

· определение границ зоны обслуживания, обеспечивающих выполнение доставки товара «точно в срок»;

· размещение складов, терминалов и логистических центров;

· выбор схемы доставки товаров (транзитный или через склад), организации складских систем с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистика в транспортном аспекте – логистические системы отдельных организаций. Например, на уровне фирмы микрологистическая система создается с позиций перспективных целей, оптимизации основных оперативных процессов предприятия и охватывает сферу деятельности фирмы.

В транспортной логистике предусмотрено расширение предоставляемых транспортных и сервисных услуг за счет более тесной координации и взаимодействия различных видов транспорта, внедрения интермодальных перевозок, транспортных коридоров и транспортно-технологических систем. Транспортная логистика использует такие прогрессивные способы перевозки грузов как пакетные, контейнерные, ролкерные. Логистическая идея сквозной системы обслуживания клиентов “от двери до двери” получила свою реализацию в интермодальных перевозках.

Что касается нашей страны, то одним из важнейших условий скорейшей интеграции транспортного комплекса Украины в европейское транспортное пространство является создание в Украине развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Это предполагает формирование широкой сети специализированных логистических центров на базе транспортных узлов, а именно:

· распределительных;

· перегрузочных;

· торгово-посреднических.

Формирование таких центров должно основываться на концентрации транспортных, экспедиторских, логистических, торговых, промышленных предприятий в наиболее удобном, в отношении взаимосвязей, месте. Они должны выполнять функции связывающего звена между местными и международными перевозками и обеспечивать возможность для согласованной работы и интеграции разных видов транспорта на основе принципов интермодализма. Возможность формирования на территории Украины сети таких логистических центров обусловлена следующим :

· существование в нашей стране исторически сложившейся системы внешнеторговых связей с зарубежными партнерами и базы для дальнейшего развития этих связей;

· выгодное экономико-географическое положение;

Златин Н.А.

ЛОГИСТИКА

Санкт- Петербург

2010
ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.. 4

Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики. 4

Тема 1.2. Этапы развития логистики. 6

Тема 1.3. Факторы развития логистики. 8

Тема 1.4. Логистические системы. 9

Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек. 10

Тема 1.6. Функции логистики. 11

Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности. 13

Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ. 14

РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ. 18

Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения. 18

Тема 2.2. Цели управления закупками. 19

Тема 2.3. Планирование закупок. 20

Тема 2.4. Выбор метода закупок. 21

Тема 2.5. Выбор поставщика. 22

РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА. 29

Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики. 29

Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства. 30

Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы. 32

РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ. 35

Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов. 35

Тема 4.2. Цели создания запасов. 37

Тема 4.3. Управление запасами. 39

Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа. 40

Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. 43

Тема 4.6. Прочие системы управления запасами. 45

РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. 47

Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения. 47

Тема 5.2. Логистические каналы распределения. 48

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА. 53

Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики. 53

Тема 6.2. Виды транспорта. 56

Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта. 57

Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта. 60

Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта. 62

Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция. 65

Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68

Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70

Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72



РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА. 74

Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов. 74

Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети. 78

Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81

Тема 7.4. Эффективное функционирование склада. 84

Тема 7.4. Кросс-докинг 86

РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА. 89

Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89

Тема 8.2. Информационные логистические системы. 91

Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования. 93

РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ. 95

Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания. 95

Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.. 100

ЛИТЕРАТУРА. 102


РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока – количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени. Логистика может иметь дело с многообразными потоками: материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток – совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических операций: транспортировки, складирования, грузопереработки.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков и соответствующих им финансовых и информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Оптимизация осуществляется системно, с позиции единого целого, т.е. происходит минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Цель логистики – обеспечение получения (поставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

1. нужный товар;

2. необходимого качества;

3. доставлен в необходимом количестве;

4. в нужное время;

5. в нужное место;

6. с минимальными совокупными затратами.

Рис.1 Логистическая цепь

Логистическая цепь – совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система охватывает и кадры, т.е работников, которые выполняют все операции.

Каждое звено логистической цепи представляет отдельный раздел логистики как науки, называемый функциональной областью логистики . Выделяют следующие функциональные области логистики:

Логистика снабжения (закупочная логистика);

Производственная логистика;

Логистика распределения (сбытовая логистика);

Транспортная логистика;

Логистика складирования (складская логистика)4

Логистика запасов (управление запасами);

Информационная логистика;

Логистика сервиса.

Во время прохождения через звенья логистической цепи материальный поток подвергается логистическим операциям , к которым относятся:

Определение объемов и направлений материальных потоков;

Установление хозяйственных связей;

Транспортировка;

Грузопереработка;

Складирование;

Поддержка производственных функций.