Обучение квалифицированных кадров. Профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала. Преимущества повышения квалификации для сотрудников

Обучение квалифицированных кадров. Профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала. Преимущества повышения квалификации для сотрудников

– это шок и унижение, первым делом в голове ошарашенной женщины прокручиваются различные варианты, как отбить мужа у любовницы. Иногда заедает тоска по бывшему супругу.

Перед достижением глобальной цели желательно успокоиться, выпить стакан воды (чаю?) и разобраться в себе. Как убрать конкурентку – вопрос несложный, тут дело в семейных отношениях вообще.

Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена. Можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница. Но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
Омар Хайям

Уходят не к кому, а от кого

Все случаи индивидуальны, но бывают закономерные ситуации «надоевшей» семейной жизни:
  • Мужчину женили на себе (из-за беременности; увели из ; когда нет любви, а просто «встретились два одиночества»). Так чего грустить! Нужно быть честной к себе: бывшего супруга пора отпустить.
  • Любовница увела его при помощи «черной магии». Наука скептически относится к такому проявлению, но не исключает негативное влияние гипноза, внушения. Лучше разобраться с этим поможет церковь. Заказать службы во здравие не помешает.
  • Жена превратилась в «наседку», стала заботливой «мамой» в теплом халате, варящей изумительные супы. Она думает о сытости и чистоте супруга, но забывает об интимных потребностях. А мужская природа требует физических искушений и ласки!
  • Когда за годы накопились недомолвки, претензии, женщина перестала быть Музой.
Перед тем, как отбить мужа у любовницы, достаточно подумать, а хватит ли любви преданной жены? Не побрезгует ли она лечь в постель с «отвоеванным» супругом? Возможно, он по-настоящему полюбил женщину, и его стоит отпустить?

Когда этот откровенный самодопрос окончится, а решение отбить мужа будет принято окончательно, пора заняться собой и сделать свое отражение в зеркале счастливым и красивым! Ушел король? Да здравствует Королева!

  1. «Капитан, капитан, подтянитесь!».
    Перед операцией «Как вернуть мужа от любовницы», неплохо бы заняться своим здоровьем и внешностью. Нужно подумать, как избавиться от лишнего веса при помощи регулярных упражнений, корректирующего белья и раздельного питания. Правильно подобранная одежда может скрыть до 5 – 10 кг!
  2. «Любите меня, любите!».
    Избавиться от плохого настроения помогут развлечения, интересные занятия. Можно записаться в бассейн, сходить в караоке, изучить основу восточных танцев. По ходу обстоятельств не воспрещается легкий флирт с симпатичными представителями мужского пола.
  3. «Платье – вторая натура женщины».
    Пересмотреть гардероб тоже не помешает, а как вычеркнуть несколько лет из паспорта? Подобрать стильную прическу!
Теперь не возникает сомнений, а можно ли у ненавистной соперницы убрать мужа. Даже нужно! Пора!

Когда виновата разлучница

Как вернуть самого дорогого из мужчин из «сетей» любовницы, подсказывают советы опытных психологов, семейных консультантов. Это распространяется и на бывших партнеров аналогично.

3 основных направления в искусстве «как убрать конкурентку»:

  1. Советуют просто ждать, как будто ничего не происходило. Мужчины понимают, что с новой возлюбленной у них медовый месяц, взваливать на себя груз ее проблем вряд ли захочется.

    Интрижка на несколько недель ничего не значит. Вот отношения на стороне более 3 месяцев – уже серьезная привычка, пора действовать, а не думать, как отвадить мужа от нового увлечения.

  2. Есть пожизненные ловеласы. Выходя за такого замуж, женщина не строит иллюзий по поводу его моногамности. Такие мужчины – волки в овечьей шкуре. Пожалеть можно только наивную девочку-«разлучницу».
  3. Еще один тип действий, диктующий, как убрать третьего лишнего, – стать лучше, точнее, собой (когда-то ведь супруга сводила его с ума)!
Помочь с этим вопросом помогут советы самих мужчин и негласный «кодекс любовницы».

Почему бы не воспользоваться ее принципами:

  1. «Секс – всему голова». Из семьи уходят к другой не за вкусной выпечкой, а чтобы погрузиться в океан интимных желаний. Кто как ни супруга знает, что любимый обожает в постели, что его заводило ни один год? Жене нужно забыть о стеснении, неловкости, а сделать своего мужчину по-настоящему счастливым, без угрызений совести.
  2. «Золотая рыбка». Глупо полагать, что супруга держит около другой только интим. Любовница, молча, выслушивает, как он мечтает прыгнуть с парашютом или боится зубного врача. И она никогда ничего не просит.
  3. «Поиграй со мной!». Лучше посетить с любимым человеком магазин сексуальных игрушек или устроить домашний стриптиз. Даже такая деталь, как забывание одеть нижнее бель под платье, всегда заведет мужчину.

Мужчину нужно уметь выслушать и не заваливать бытовыми просьбами в открытую. Перед тем, как попросить забрать малыша из садика, можно поцеловать супруга и нежно заглянуть в глаза, а не командовать им и приказывать.

Как всё вернуть, подскажет… поведение самого запутавшегося человека. Он ведь любит домашние котлетки? Давно хотел сходить на концерт или в турпоход? Понимающая жена-единомышленница – лучший для него подарок.

Кроме этого, можно оттолкнуться от буддийской формулы счастья, когда советуют есть, любить и обязательно молиться. Партнеру нужно предоставить это – вкусно готовить, любить его, заставлять иногда ревновать и верить ему. Это действенная методика, как отлучить законную вторую половину от неправильных связей.

Гениальная мысль с блога преподавателя по социологии:
- Если ваш муж ушёл к другой, значит, её муж ушёл к третьей и т.д.
Ждите, скоро чей-то муж придёт к вам.
Должны же они куда-то деваться!

Удержать возле себя

Если партнер по семейной жизни был не нужен, просто хотелось вернуть веру в себя и это получилось на «отлично», стоит обсудить с ним все на чистоту. От его взглядов на будущее и мотивов самой жены зависит, по одной дороге они пойдут или дальше каждый получает свободу – от обязательств, притворства, ненужной привязанности. Такой изменщик сам уйдет или сделает все во имя искреннего прощения.

А если партнер действительно нужен, и это стало понятно только теперь, нужно выстраивать супружескую жизнь заново.

Чтобы удержать возле себя любимого, можно совершить поступки, не лишенные психологических хитростей:

  1. Пользоваться духами, которые он ассоциирует со счастливыми периодами совместной жизни.
  2. Готовить завтрак в постель.
  3. Иногда красиво наряжаться и убегать с друзьями (обоих полов) в кафе. В роли утешительницы или «домашнего психолога» подруги не всегда подходят, а вот разделить веселье – запросто!
  4. Перед тем, как выбросить из жизни все старое и ненужное, можно просматривать совместные фото и вспоминать хорошие моменты.
  5. Заказать ночь в отеле или посетить ресторан, в котором Он сделал предложение.
  6. Вместе отправиться в далекое путешествие. Да, не самое дешевое средство. Однако такое событие поможет пополнить копилочку новой счастливой страницы семейной альбома.
  7. До и после интимной близости можно гладить мужу спинку, разминать стопы, а в конце – целовать, например, в шею. Повторяя такой ритуал, закрепляются рефлексы. На любовь они тоже вырабатываются.

Итог

Каждая жена в подобной ситуации интуитивно чувствует, что можно сделать и стоит ли устранять соперницу. Но поистине Великой можно назвать такую супругу, которая смогла заново разжечь огонь чувств, искренне простить и забыть то, что с рук обычно не спускают.

Наверно, поэтому женщину называют Хранительницей Семейного Очага . Ради такой любви и такой жены муж пойдет на все!

Каждая женщина в своей жизни играет много социальных ролей, меняя их одну на другую, или исполняя сразу несколько. Две самых интересных роли, которые порой приходится играть одновременно, могут быть абсолютно противоположными друг другу. Это роль любовницы и роль жены. Любовницы, чаще всего ищут способы, как увести мужчину из семьи, а жены, наоборот, изо всех сих .

В какой бы роли Вы сейчас не находились, знайте, что победить в этом нелегком бою есть шансы у каждой из сторон, главное знать мужскую психологию в отношениях с женщинами и действовать, применяя эти знания на практике. В этой статье речь пойдет о том, какими методами пользуются разлучницы, чтобы мужчина ушел из семьи, и стоит ли вообще заниматься подобными вещами.

Методы любовницы, провоцирующие мужчину покинуть семью

К сердцу через желудок Любовницы часто используют этот способ при завоевании чужого мужа. Обычно, если мужчину дома очень вкусно и хорошо кормят, то его такие уловки не привлекают. Но если же дома частенько шаром покати, полуфабрикаты или что-то на скорую руку, то, скорее всего, разные вкусности смогут привлечь внимание не только его желудка. Мир и согласие Это еще один отличный метод оторвать мужчину от семьи. Дать ему спокойствие, ничего не требовать, не спорить с ним, не надоедать лишними вопросами, не противиться его желаниям. Ведь дома его постоянно пилит жена – не хватает денег, где ты был так долго, прибей полочку, почини кран в ванной… А любовница ничего не требует, и поэтому мужчину тянет к ней. Кусочек хлеба и ломтик сыра Умение довольствоваться малым, без притязаний на большее – это выгодная сторона любовных отношений на стороне. Если мужчина видит, что любовница не просит у него десятую норковую шубу, седьмые сапожки, пятые серьги к празднику, дорогой парфюм, то он пропитывается к ней чувством уважения. Такая женщина может с легкостью чужого мужчину увести из семьи. Радость от души Многие любовницы берут мужчину тем, что умеют радоваться ему. Радуются его приходу, близости с ним… Они искренне радуются, а не имитируют это состояние. Когда мужчина видит, что ему рады, что его ждали, то он тут же тает, блаженствуя в состоянии умиротворения. Он понимает, что здесь он нужен, раз его так ждут. Забытое «Нет» Когда любовница не отказывает мужчине в сексуальной близости, то для него. Мужчине очень важно, чтобы его сексуальность признавали, чтобы говорили, как хорошо с ним заниматься любовью и какой он мастер в интимных делах. А для того, чтобы это были не голые слова, любовница должна соглашаться на секс каждый раз, когда этого захочет мужчина, а также иногда и сама проявлять инициативу. Это станет для мужчины лучшим доказательством его сексуальности. Разнообразие в сексе Также для женатого мужчины, у которого есть стабильный секс с женой в миссионерской позе, важно разнообразие. Если любовница дает ему возможность попробовать все то, на что не соглашается его супруга, то она тут же поднимается на голову выше своей соперницы, одновременно повышая свои шансы заполучить любимого мужчину. Мужчина очень высоко ценит качество интимных отношений, и в конце концов изберет ту женщину, которая готова испытывать с ним все новое и интересное в постели. Глажка по шерстке Еще один отличный способ заставить мужчину покинуть семью – это забота о нем, проявление искреннего интереса к его работе и его проблемам. Любовницы, использующие этот способ манипуляции, всегда оказываются в более выигрышном положении, нежели законные супруги. К такой любовнице мужчина пожелает уйти, особенно если его жена не проявляет должного внимания к его делам.

А нужно ли уводить чужого мужа из семьи?

Итак, как происходит процесс «изъятия» мужчины из семьи – разобрались. Но вот нужно ли это делать? Если вы являетесь любовницей и хотите, чтобы мужчина принадлежал только вам, задумайтесь над следующими моментами:

Желание Этого хотите только вы или это обоюдное решение? Хочет ли мужчина уходить из семьи, почему он хочет уйти из нее — все ли там так плохо? Ведь не факт, что ему будет лучше с вами. А вы никогда не думали, может это он такой «не хороший», что жена даже не противится его уходу. Наличие детей Перед тем, как увести мужчину из семьи, подумайте о его детях. Ведь, именно они пострадают в первую очередь при развале семьи. Готовы ли вы взять такое бремя на себя? А еще подумайте — готовы ли вы принять его с детьми, ведь никто не знает, как поведет себя его нынешняя супруга. Вдруг она откажется от детей и вам, вместе с вашим пока еще любовником, придется воспитывать этих малышей! Ваши намерения Ответьте себе на вопрос, действительно ли нужен Вам этот мужчина или вы просто хотите проверить свои силы и переплюнуть его жену? Доказать себе, что вы лучше, можно и другими способами, не прибегая к разрушению брака и не травмируя других людей. Если вы относитесь к развалу чужой семьи несерьезно, то вам нужно быть готовой, что эти отношения и вам не принесут удовлетворения. Так зачем же разваливать пусть не самые хорошие, но зато проверенные временем супружеские отношения.

В остальном же выбор за вами. Вы должны сами взвесить все за и против, и лишь потом решать — уводить мужчину из семьи или нет.

Подготовка и повышение квалификации персонала определяется как процесс обучения персонала организации к успешному выпол­нению стоящих перед ним задач, т. е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Подготовка и повышение квалификации персонала является важнейшей частью профессионального развития персонала.

В современных организациях подготовка и повышение квалификации персонала используется для развития персонала и организации в целом, выступает как инструмент преобразова­ний, обслуживает потребности менеджмента в управле­нии изменениями.

В Российской Федерации вопросы подготовки и повышения квалификации персонала регулируются Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 196 ТК РФ, работодатель обязан создавать работникам необходимые условия для совмещения труда с обучением. Кроме того, на работодателя возлагается обязанность повышать квалификацию работников, если профессионализм является непременным требованием к осуществлению трудовой деятельности по занимаемым ими должностям. Работодатель сам определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Профессиональная подготовка работников и их обучение могут проводиться как в самой организации, так и в образовательных учреждениях. Права и обязанности работодателя по подготовке и повышению квалификации регламентированы статьей 196 ТК РФ, права работников на профессиональную подготовку и повышение квалификации определены в ст. 197 ТК РФ.

В Японии ежегодные расходы компаний на подготов­ку и повышение квалификации персонала составляют от 10 до 20% фонда заработной платы. Обучение работников рассмат­ривается как важнейший элемент их трудовой деятельно­сти. Это один из секретов «японского чуда». Во Франции фирма должна израсходовать на подго­товку и повышение квалификации персонала ежегодно не менее 1,5% от фонда заработной платы. В противном случае предприя­тия штрафуются, а неиспользованные средства зачисля­ются в централизованный национальный фонд обучения работников. В случае успешной сдачи экзаменов после повышения квалификации работники могут получить прибавки к зарплате до 20%.

В США затраты компаний с учетом выплат компенса­ций за время подготовки и повышения квалификации персонала возросли до 100 миллиардов дол­ларов. При этом рост масштабов подготовки и повышения квалификации в корпораци­ях является результатом их собственной политики, а не требованием государственных органов. В США для стимулирования сотрудников организа­ций к подготовке и повышению квалификации применяется ряд мер:

    законодательные меры – лицензирование на 3-5 лет с последующей аттестацией;

    административные меры – создание условий не­терпимости к не желающим учиться (например, отказ в повышении в должности);

    меры морального воздействия – создание в органи­зации климата, способствующего обучению кадров

Подготовка и повышение квалификации необходимы в следующих случаях:

    во-первых, когда человек поступает в организацию;

    во-вторых, когда сотрудника назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу;

    в-третьих, если у человека не хватает определенных навыков для эффективно­го выполнения своей работы.

В современной литературе дают различные определения подготовки и повышения квалификации персонала, некоторые из которых приведены ниже.

Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифи­цированных кадров для всех областей человеческой деятельно­сти, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требо­ваний к профессии или повышением в должности.

Цели подготовки и повышения квалификации с точки зрения руководителя организа­ции и с точки зрения ее сотрудников отличаются. С точки зрения руководителя, целями подготовки и повышения квалификации яв­ляются:

    повышение производительности труда (повышение отдачи с одного рабочего места);

    капитализация персонала (повышение его стоимостной ценности);

    формирование и развитие персонала;

    внедрение нововведений.

С точки зрения сотрудника, целями подготовки и повышения квалификации являются:

    поддержание на уровне и повышение профессиональной квалификации (чем выше профессиональная квалификация, тем более востребованный в организации и на рынке ресурс);

    развитие своих способностей, приобретение навы­ков и умений, расширение кругозора;

    формирование социального окружения (создание комфортной среды для профессиональной и лич­ной жизни)

Принципы подготовки и повышения квалификации:

    подготовка и повышение квалификации персонала должны быть связаны со стратегией организации и с потребностями работников;

    основное внимание уделяется подготовке и повы­шению квалификации сотрудников на рабочих ме­стах и формированию практических навыков;

    при выборе форм подготовка и повышение квалификации персонала определяющим является мнение сотрудников организации;

    возможность овладеть новыми навыками и совершенствовать имеющиеся позволяет работникам быть готовым к переменам на рынке труда, а организациям – к динамике внешней среды;

    руководители выступают в качестве преподавателей и несут ответственность за распространение передового опыта в своих подразделениях и в организа­ции в целом;

    основную ответственность за подготовку и повышение квалифи­кации персонала несут менеджеры среднего звена.

Этапы подготовки и повышения квалификации

Первый этап – это определение потребностей в подготовке и повышении квалификации. Потреб­ности в обучении формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимос­ти выполнения сотрудниками организации своих теку­щих обязанностей. Потребности, связанные с выполне­нием производственных обязанностей, определяются на основе заявок и опросов самих сотрудников, их руково­дителей, а также анализа результатов работы организа­ции, ее сотрудников.

Определение потребности в подготовке и повышении квалификации отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития (см. рис. 8.8).

Рис. 7.8. Определение потребности профессионального развития

Источником информации о потребностях являются стратегические планы развития органи­зации и индивидуальные планы развития сотрудников, составленные после оценки их деятельности.

Второй этап – формирование бюджета подготовки и повышения квалификации. Бюджетирование профессиональной подготовки и повышения квалификации – это процесс определения допустимого уровня затрат на обучение. При этом оцениваются имеющиеся ресурсы, вырабатываются приоритеты в их распределении.

На величи­ну бюджета подготовки и повышения квалификации влияют следующие факторы:

    финансовое состояние организации;

    ее потребности в подготовке и повышении квалификации пер­сонала;

    интересы собственников в получении максимально возможного дохода;

    объективная необходимость и субъективные факторы сохранения рабочей силы нужного качества и количества;

    интересы работников в получении максимально возможных доходов;

    государственная система налогообложения доходов и обязательные отчисления в разные фонды.

Третий этап – определение целей подготовки и повышения квалификации и критериев оценки его эффективности. Цели профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала определяются на основании анализа выявленных потребностей. Они должны быть конкрет­ными, измеримыми, реальными, ориентированными на получение знаний и практических навыков. Нельзя учить одинаково всех сотрудников организации. В идеале, для каждой вертикали и горизонтали в организации, для каж­дого сотрудника должна быть своя программа обучения, в которой будут обозначены знания, умения и навыки, ко­торые следует развивать.

Необходимо создавать соответствующее отношение к планируемой подготовке и повышению квалификации. Следующие факторы могут мотивировать сотрудников к активному участию в про­граммах профессиональной подготовки и повышения квалификации:

    желание получить повышение или занять другую должность;

    заинтересованность в увеличении заработной платы;

    интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками;

    желание установить контакты с другими участника­ми программы.

Четвертый этап – разработка и реализация программ профессио­нальной подготовки и повышения квалификации . Содержание программы определяется стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональной подготовке и повышении квалификации в конкретной организации.

Обучая сотрудников организации, необходимо учиты­вать принципы подготовки и повышения квалификации персонала. Сюда обычно относят:

    постановку цели подготовки и повышение квалификации персонала;

    ясную, понятую и принятую сотрудником мотива­цию на подготовку и повышение квалификации;

    осмысленность обучения, самостоятельность оце­нок, независимость суждений, критическое отношение к изучаемому материалу, мнениям других, иногда даже к мнению преподавателя;

    связь изучаемого материала с практикой работы и имеющимися знаниями (причем предпочтительнее знания, необходимые в краткосрочной перспективе);

    нацеленность на получение знаний преимущественно о конкретных способах действий, а не об общих принципах, из которых можно получать кон­кретные действия;

    максимальную интеллектуальную вовлеченность людей в учебный процесс;

    неформальную атмосферу занятий;

    практическое закрепление знаний в процессе подготовки и повышение квалификации;

    разнообразие применяемых методов подготовки и повышение квалификации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Тема проекта: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЕЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Дипломный проект студентки

Факультета управления и предпринимательства

заочного отделения 5 курса 110664 группы

Нессоновой Ольги Анатьльевны

БЕЛГОРОД, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения повышения квалификации персонала

1.2. Виды, методы и формы повышения квалификации
персонала

1.3. Основные направления повышения квалификации персонала в организации

Глава 2. Анализ системы повышения квалификации персонала МБОУ СОШ №16

2.1. Краткая характеристика учреждения

2.2. Анализ системы управления персоналом МБОУ СОШ №16

2.3. Анализ состояния системы повышения квалификации персонала МБОУ СОШ №16

Глава 3. Проект по совершенствованию системы повышения квалификации персонала МБОУ СОШ №16

3.1. Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала

3.2. Обоснование эффективности предлагаемых рекомендаций по

совершенствованию системы обучения

3.3. План мероприятий по внедрению проекта совершенствования

системы обучения персонала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время менеджмент все чаще обращается к проблемам повышения значимости человека в организации и его влияния на её внутреннюю и внешнюю среду. Человеческий потенциал является главным ресурсом и движущей силой организации. Его главное отличие от других ресурсов заключается в том, что их ценность со временем падает, а ценность работника растет. Подготовка и повышение квалификации кадров выступают в качестве одного из источников повышения эффективности человеческого потенциала, позволяют целенаправленно развивать его и использовать в целях развития фирмы, отрасли, региона и государства в целом.

Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации «Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором , соглашениями, трудовым договором .

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами , работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности .

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

А согласно статье 198 «Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем».

Такое внимание профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в законодательной базе лишь подчёркивает важность данного аспекта в работе с персоналом.

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала организации, что находит проявление в следующем:

– в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организации повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;

– обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек и т. п.;

– повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров;

– обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

Профессиональное обучение является важным средством профессионального развития персонала. Профессиональное обучение и развитие служат одной цели – подготовке персонала организации к выполнению поставленных перед ним целей и задач.

В процессе профессионального обучения можно выделить три основных его стадии, это подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Если профессиональная подготовка и переподготовка осуществляется исключительно на базе учреждений профессионального образования , имеющих соответствующую лицензию, то повышение квалификации может осуществляться непосредственно внутри организации исключительно своими силами или с привлечением соответствующих специалистов.

В свою очередь, работник в процессе обучения получает следующие преимущества:

– расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;

– более высокую удовлетворенность своей работой;

– повышение самооценки;

– повышение квалификации и профессиональной компетентности.

Таким образом, повышение квалификации работников в современных условиях становится неотъемлемой составляющей процесса управления организацией.

В любой системе управления персоналом всегда присутствует тенденция наличия в каждой управляющей подсистеме вопросов повышения квалификации, что даёт право определить его как сквозной фактор, участвующий во всех этапах управления персоналом.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения повышения
квалификации персонала

1.1. Повышение квалификации персонала как важный элемент управления персоналом организации

Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способностями общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п.

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалификации кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

По существующему общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников, и на них в полном объёме распространяется законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные.

Основными задачами подготовки кадров организации являются:

– характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;

– анализ профессионального состава и расстановки кадров;

– определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров;

– расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;

– направления распределения кадров;

– мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;

– работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия);

– подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;

– подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;

– направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;

– работа с выпускниками школ и вузов;

– особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;

– установление связей по обмену кадров;

– подготовка руководителей нижнего звена;

– подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;

– примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;

– мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности.

Переподготовка состоит из следующих стадий:

– изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); оно занимает 2–3 дня;

– обучение и закрепление новых способов выполнения трудовых действий;

– приобретение навыков работы, не вызывающих затруднений.

Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.

У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, частотой, большим объемом информации.

Повышение квалификации – это обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности. Его цель состоит в углублении и совершенствовании профессиональных и экономических знаний, приведении в соответствие с требованиями более высокой должности; закреплении новых навыков; росте мастерства по имеющимся профессиям.

Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации – специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой.

Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:

– непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;

– усложнением процесса производства и управления;

– освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.

Цели повышения квалификации работниками:

– обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;

– увеличение их инновационного потенциала;

– подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;

– освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации;

– получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;

– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;

– приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;

– привитие навыков принятия решений;

Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.

Повышение квалификации является объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого:

– определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей;

– осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит расширения профессионального мастерства, подготовка к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

Обучение – метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

– повысить эффективность и качество работы;

– сократить потребность в контроле;

– быстрее решить проблему кадров (обучение привлекает нужных людей);

– сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5–6 лет, через 10–12 лет работы по специальности стартовые профессиональнее и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года – на 75%, к концу работы – на 90%. В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала. Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3–4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 часа рабочего и столько же нерабочего времени в неделю.

В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессий – 46, творческим возможностям – 22, профессиональным ростом – 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении.

84% опрошенных считают, что для большей эффективности труда им нужны дополнительные знания, 79 – регулярное повышение профессионального уровня. 82% руководителей и 77% специалистов стремятся повышать квалификацию.

Профессиональное обучение делится:

1. Специальное. ПТУ, техникум (колледж), ВУЗ обеспечивает адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики. Вузы и техникумы (колледжи) осуществляют производство и воспроизводство знаний.

2. Дополнительное. Имеет целью боле эффективное выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности в соответствии с требованиями должности. Существует в форме:

– адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введение в должность или специальность;

– поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями ;

– опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);

– многоцелевого – для руководителей высшего уровня.

Основными задачами профессионального обучения персонала фирмы:

– обучение для усвоения новыми направлениями деятельности;

– обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций;

– обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым условиям.

Предпосылками развивающего обучения является: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки. Прежде, всего, такое обучение нацелено на молодых работников и должно, быть частью общей программы их развития. При её составлении принимаются во внимание:

– последовательность, насыщенность, разнообразие представляемого материала;

– способ установления обратной связи между обучаемыми и обучающими;

– число и тип обучаемых работников;

Работники могут осуществлять также самообучение знакомством соответствующей литературой, которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий.

Профессиональное обучение делится: производственное и теоретическое.

Производственное обучение. Все работы выполняемые работниками любой профессии и квалификации, можно разделить на несколько групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, работник выполняет работу по своей специальности.

В структуре производственного обучения вначале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.

В связи с этим производственное обучение делится на три периода:

– период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;

– период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;

– период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием.

При производственном обучении учитель передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения учитель предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы.

Теоретические занятия ведут квалифицированные специалисты по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к моменту начала третьего периода производственного обучения. Обучаемый, выполняет самостоятельную работу, понимая ее теоретические основы, приучается использовать полученную теорию на практике.

Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа . Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.

Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ. Учебные программы могут, разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.

Каждая программа содержит: объяснительную записку; производственно-квалификационную характеристику по данной профессии и квалификации; тематический план и программу теоретического обучения; тематический план и программу производственного обучения; перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод по данной главе, что в обучении персонала нуждается каждый кадровик. Начиная с профессиональной подготовки кадров и кончая повышением квалификации кадров.

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, колледжах, ПТУ, техникумах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях. Целью обучения является получение образования. Так как образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу.

В подготовке по повышению квалификации кадров современные программы имеют цель научить людей самостоятельно и системно мыслить, решать сложные проблемы, осуществлять предпринимательский подход делу, работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и вызывают желание учиться дальше.

1.2. Виды, методы и формы повышения квалификации персонала

Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность – от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных специалистов до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка специалистов широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).

Многое зависит от объективных и субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства и связанной с ним глубиной операционного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия.

Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочего – получить полноценную профессиональную подготовку.

Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров.

По профессиям, подготовку по которым организация будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки, а по остальным профессиям – о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо в организациях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.

Подготовка новых работников (не имевших ранее профессии) осуществляется в организации по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях. Сроки такого обучения составляют 3 – 6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному работнику или другому специалисту либо включается в состав группы, где его производственным обучением руководит руководитель группы или другой член группы. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные группы и выполняют работу согласно учебной программе под руководством инструкторов.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами. В настоящее время подготовка кадров предприятиями проводится и по традиционным профессиям, не связанным непосредственно со спецификой продукции самого базового предприятия.

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предприятие – работник – учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

– предприятия – в отношении места работы, организации и оплаты труда , элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;

– учебного заведения – в отношении сроков и качества обучения;

– работника – в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку (переподготовку).

В отличие от подготовки новых работников, то есть обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации переподготовка означает освоение работниками новой профессии. Переподготовка работников осуществляется непосредственно на предприятии, а также силами территориальной службы занятости.

Рассмотрим особенности организации процесса переподготовки непосредственно в организации. Наиболее широко она практикуется в организациях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутриучрежденческая текучесть работников

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых работников, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям. Особенно большое распространение освоение вторых и смежных профессий получило в связи с развитием коллективных форм организации труда как важного условия реализации на практике принципа взаимопомощи и взаимозаменяемости.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

– определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

– выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

Близость к реальной профессиональной деятельности участников,- возможность изучать проблемную ситуацию всесторонне, - высокая включенность и мотивация участников, - обучает работать с информацией, - принимать решения

Требует профессионализма ведущего, обучение может занимать много времени

Ролевые игры

Предполагают разыгрывание типичных ситуаций, с которыми участники имеют дело в работе. Ситуации предъявляются в форме смоделированных рабочих ситуаций, где каждый обучающийся играет роль конкретного участника в заданных инструкцией обстоятельствах

Получение и отработка практических умений, возможность встать на место другого человека (клиента, подчиненного)

Практическая направленность, - приобретенный опыт сохраняется надолго, -возможность проиграть разные варианты, - получение обратной связи от партнеров

Ограниченный размер группы, искусственность. Может возникнуть сопротивление участию в игре. Достаточно высокая стоимость

Программированное обучение

Отличает высокая степень структурированности предъявляемого материала и пошаговая оценка степени его усвоения, информация предъявляется небольшими блоками и, изучив каждый блок материала, обучающийся должен ответить на вопросы по нему, затем дается обратная связь в виде правильного ответа

Передача и закрепление знаний, информационное введение в тему

Обучающийся может двигаться в удобном для него темпе, возможность самостоятельно регулировать размер порций осваиваемого материала;- обеспечивает высокую степень подкрепления и немедленную обратную связь;- хорошая структуризация учебного материала

Затруднен перенос знаний и навыков, полученных в ходе обучения, в повседневную профессиональную деятельность, высокие затраты на разработку таких программ

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

К наиболее распространенным методам обучения на рабочем месте относятся наставничество, метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы.

Таблица 1.3

Методы обучения на рабочем месте

Наименова-ние

Описание

Цели

Преимущества

Недостатки

Инструктаж

Разъяснение и демонстрация приемов работы на рабочем месте, проводится или сотрудников, давно выполняющим данные функции, или подготовленным инструктором

Освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося

Недорогой и эффективный метод развития простых технических навыков, недорогой метод и незатратный по времени

Ограничен во времени, немотивированность сотрудников, проводящих инструктаж, возможность формального подхода к процессу инструктажа

Настав-ничество

Наставник обучает молодого специалиста

Передать накопленные умении и опыт (мастерство)

Практическая направленность, непосредственная связь с производственными функциями сотрудника, предоставляет возможности для повторения и закрепления изученного

Метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, больших затрат времени и сил, не заинтересованность наставников (в случае отсутствия оплаты), формальный подход, ученику трудно выйти за рамки традиционного поведения

Стажировка

Обучающийся наблюдает как работают опытные специалисты, выполняет задания

Обучить специалистов и руководителей навыкам, необходимым для выполнения новой работы

Активизируется творческий потенциал работника, происходит пересмотра старых подходов к работе

Требует четкого плана и подготовки

Метод обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков

широко применяется предприятиями, требующими от работников владения несколькими профессиями

Сотрудник получает представление о работе предприятия, позитивно влияет на мотивацию сотрудника, расширяет деловые и личные контакты на работе

Требует четкого плана и подготовки, внимания к перемещенному сотруднику, занимает много времени у «принимающих» специалистов

К основным методам обучения вне рабочего места относятся чтение лекций, проведение деловых игр , разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций. Обучение вне рабочего места связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий тренинга (деловые игры, производственные ситуации).

Приведенная классификация методов обучения персонала обобщает несколько классификационных признаков, но она не является исчерпывающей.

Существует множество методов обучения персонала, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо помнить при построении системы обучения персонала. Главным критерием при выборе того или иного метода должна являться его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

1.3. Основные направления повышения квалификации персонала в организации

Перспективное планирование в области повышения квалификации определяет структурные рамки для мероприятий. Эти рамки включают в себя разработки, на которые необходимо реагировать соответствующим образом, и мероприятия, с помощью которых последует реакция на эти разработки. Они должны быть определены на фоне соответствующей стратегии предприятий.

В долгосрочной перспективе речь идет о своевременной реакции на слабые сигналы, свидетельствующие о необходимости повышения квалификации в будущем. Их задача состоит в быстром уведомлении о разработках, на которое предприятие должно обратить внимание, если оно желает выжить в условиях рынка. При этом внимание сосредоточивается на тех аспектах, которые имеют большое значение для процесса повышения квалификации.

Подобная система раннего предупреждения, предусматриваемая для определения перспективной необходимости в повышении квалификации, должна ориентироваться на факторы влияния. Чем больше мы знаем об этих факторах влияния, тем эффективнее будет работать система повышения квалификации.

Таблица 1.4

Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации

ОКРУЖАЮЩЕЙ

Рынок сбыта - изменение поведения потребителей или путей реализации

Рынок рабочей силы - изменения в системе обучения или структуре рабочей силы и т. п.

Технология - новые методы производства

Правовые и общественные типовые условия - новые законы, измененные представления о ценностях

ВНУТРЕННИЕ

Персонал - изменяется структура, возрастает образовательный ценз, меняется отношение к труду, представление о ценностях, поведение, текучесть кадров, показатель несчастных случаев и т. п.

Организация - изменения рабочих процессов, концепции управления и т. п.

ИНДИКАТОР

Динамика производительности, оборота, прибыли, конкурентоспособности и т. п.

На основе ознакомления с факторами влияния могут быть определены перспективные цели повышения квалификации и разработаны конкретные мероприятия на ближайшее и отдаленное будущее (табл. 1.4). Если, например, в ближайшем окружении организации отмечено введение новых технологий в производство и на собственном предприятии планируется осуществление новых капиталовложений, то к подготовке новых квалифицированных кадров необходимо приступить заранее, с тем чтобы использование новой техники началось уже соответствующим образом подготовленным квалифицированным персоналом.

На оперативном уровне планирование осуществляется максимально на срок в один год. При этом особое значение придается двум вопросам:

1. Какой конкретно спрос на мероприятия по повышению квалификации должен быть удовлетворен в соответствующем периоде?

2. Каким образом, т. е. выполнением каких программ необходимо удовлетворить этот спрос?

Производственный спрос на мероприятия по повышению квалификации рассчитывается двумя способами:

Первый - сравнение плановых показателей с фактическими: планируемые квалификации для определенных групп работников сравниваются с уже существующими квалификациями; дефициты устраняют за счет мероприятий по повышению квалификации;

Второй увязан с необходимостью отдельных работников повышать свою квалификацию. Эта перспектива вытекает из концепции подготовки квалифицированных кадров; работника необходимо стимулировать наилучшим образом; он выражает желание повышать свою квалификацию, одобряемое предприятием.

В первом случае ответственность за повышение квалификации возлагается в основном на предприятие; во втором - общая ответственность, как предприятия, так и самого работника.

В настоящее время нет всесторонне обоснованных соображений о сроках переподготовки, временных интервалах чередующихся периодов труда и обучения.

Каждая организация разрабатывает собственную систему непрерывной подготовки, в которой, как правило, теоретическое обучение с отрывом от производства сочетается с практическим повышением квалификации непосредственно на рабочих местах.

Полный цикл непрерывной подготовки может быть рассчитан исходя из достижения высшего уровня компетентности персонала. Как свидетельствуют данные опроса, приводимые советником японского центра производительности Т. Исикава, сами работники полагают, что высший уровень компетентности достижим для служащих на канцелярских работах через 1-3 года, для высококвалифицированных рабочих и другого персонала - через 3-5 лет, для специалистов и инженерно-технических работников - через 5-10 лет*. (Ishikawa Т. Vocational Training. Japanese Industrial Relations Series. Tokyo, 1987. P. 26.)

При определении длительности полного цикла непрерывной подготовки необходимо учитывать то, что он, во-первых, привязан к роду деятельности, во-вторых, подразумевает стремление к завершению цикла служебной карьеры и, в-третьих, распадается на ряд подциклов, соответствующих высшему уровню компетентности разных категорий работников.

Это означает, что, несмотря на свое название, сроки непрерывной подготовки в фирмах далеко не всегда совпадают со всей трудовой жизнью работников. Если это более или менее достижимо в отношении управленческих категорий работников, то во всех остальных случаях подготовка может оборваться в любой момент трудовой жизни, когда по объективным показателям достигнут высший уровень компетентности, необходимой для данного рабочего места (категории самого работника, характера его труда и т. д.). Соблюдение соответствия между уровнем квалификации рабочей силы, расходами на ее обучение и потребностями производства представляет собой общее правило.

Особое место в процессе развития персонала занимает проблема «устаревания» знаний, опыта, мастерства и т. д. «Устаревание» имеет место в том случае, когда отдельная личность использует точки зрения, теории, понятия и методы, которые являются менее эффективными при решении проблемы, чем другие, существующие в настоящее время.

Компании никогда не знают, во что им обходится «устаревание», пока конкуренты не обгонят их по производству продукции. Конечно, не всякий пример неэффективности персонала фирмы связан с «устареванием». Лень, недостаточное понимание, перегрузка другими обязанностями также могут привести к неэффективности. Но расходы фирмы на разработку и принятие второсортных решений возникающих проблем, вероятно, намного больше, чем расходы, необходимые для преодоления «устаревания» своего персонала.

Существует несколько видов «устаревания» в зависимости от его причины. Профессиональное «устаревание» знания личности в ее широкой профессиональной сфере. «Устаревание» по должности - отношение технических знаний, требуемых по должности, к количеству знаний, которыми обладает лицо, занимающее эту должность.

Специалисты утверждают, что проблема морального износа рабочей силы касается каждого предпринимателя и каждого специалиста. Человек будет страдать от «устаревания», превращаясь в отсталого, закостенелого работника. Его заработная плата не будет расти или даже уменьшится с возрастом, если он не будет идти в ногу с новейшими достижениями в своей области.

Для работодателя эти проблемы являются еще более серьезными. Его «устаревший» управляющий разрабатывает неэффективные решения многих производственных проблем, что в конечном счете приводит его к поражению.

Поэтому для работодателя будут вполне разумными и обоснованными затраты на борьбу с «устареванием» персонала своей фирмы. Как правило, это признается, и каждый работодатель стремится избежать последствий "устаревания".

Изучение международного опыта организации системы переподготовки и повышения квалификации кадров показывает, что ее успешная реализация осуществляется с помощью специально создаваемых учреждений, вырабатывающих стратегию и осуществляющих координационную деятельность в области профессионального образования. При Международной организации труда создан международный центр по современному техническому и профессиональному обучению. Страны - члены ЕС имеют Европейский центр по развитию профессионального образования. В США у крупных фирм созданы организации во главе с директором, разрабатывающие постоянно действующие программы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Назрела необходимость и у нас в стране наряду с единым координационным центром при местных отделах по труду или в центрах занятости создать специальные координационно-методическне центры по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих.

Необходимо также восстановить систему учебно-производственных комбинатов (УПК), где школьники смогут получить профессиональное образование. В настоящее же время многие УПК либо перепрофилированы, либо попросту закрыты.

Российская система образования находится в стадии введения образовательных стандартов нового поколения и одной из важных составляющих образовательной программы учреждения становится программа вынутришкольного повышения квалификации. В свете этого, перед учреждением встаёт первая и главная проблема, связанная с персоналом, это разработка программы в которой будет создана эффективная и дающая положительную динамику система внутришкольного повышения квалификации.

1. Ахапкин обучение рабочих кадров на белорусских предприятиях // Общество и экономика, 2004. – №7–8.

2. Веснин персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 688.

3. Веснин: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – с. 564.

4. Гуртова -экономическая эффективность подготовки кадров // Совершенствование организации труда и подготовки кадров. Сборник научных трудов. – Свердловск, 1992. – с. 429.

5. Егоршин персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание, Н. Новгород: НИМБ, 2001. – с. 613.

6. Жуковская И., Юрасов И. Концепция повышения квалификации менеджеров по персоналу // Управление персоналом, 2006. – №7, с. 43–45.

7. Кельперис И. Повышение квалификации в процессе управления персоналом // Управление персоналом, 2007. – №7, с. 113.

8. Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих // Экономист, 2003 – №2, с. 364.

9. Организация и методика производственного обучения рабочих: методические указания работникам отделов технического обучения под ред. . – Днепропетровск, 2003. – с. 305.

10. Основы научной организации труда на предприятии: Учебное пособие для высшей школы . Под ред. . – М.: Профиздат, 2004. – с. 659.

11. Степаненков ориентация учащихся: Учебное пособие. – М.: Университетское, 1993. – с. 283.

12. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. . – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 638.

13. Формы и методы обучения рабочих на предприятии: Методическое пособие для преподавателей теоретического обучения под ред. . – Свердловск, 2005. – с. 115.

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Методы обучения персонала
  • Связь меду обучением и мотивацией персонала
  • Примеры обучения персонала из нашей практики

Обучать сотрудников — значит развивать у них профессиональные знания, умения и навыки, которые помогут компании в достижении целей.

Зачем тратить время, силы и деньги на обучение персонала, если вузы и так выпускают подготовленных сотрудников?

Знания, полученные человеком даже в узконаправленном учебном заведении, зачастую не позволяют ему качественно выполнять работу в организации в виду отсутствия опыта. Особенно, если компания занимается предоставлением специфических услуг, требующих углубленного изучения темы. Если организация думает о своем благополучии и процветании, она готова вкладывать деньги в обучение и в управление развитием персонала.

Опыт восточных компаний, где предпочитают «вырастить» работника для себя, показывает, что такая стратегия приносит прекрасные плоды. Сотрудник считается тем ценнее, чем дольше он трудится на одном предприятии. Сегодня к пониманию важности постоянного обучения сотрудников приходят и в России.

Повышение уровня знаний, отработка механизма действий в нештатных ситуациях или тренировка работы в команде в конечном итоге приносят только плюсы и работодателю, и сотрудникам. Обучение персонала в кризис позволяет повысить эффективность работы и снизить издержки рабочего процесса. Руководить хорошо подготовленным коллективом проще, работник же повышает свою конкурентоспособность как внутри самой компании, так и в целом на рынке труда.

Виды и формы обучения персонала

Вам нужно, чтобы люди выполняли свои задачи эффективнее, чем раньше? В таком случае, необходимо определиться, какой тип курсов вам необходим. Будет ли это подготовка только что устроившихся на работу сотрудников (а, может, вообще соискателей должности) или переподготовка сотрудника для работы на новом направлении, все зависит от ваших целей.

Итак, основные виды обучения персонала:

  1. Подготовка персонала,
  2. Переподготовка персонала,
  3. Повышение квалификации персонала.

Определяемся с формой обучения сотрудников: краткосрочное или долгосрочное, групповое или индивидуальное.

У краткосрочной формы есть свои плюсы – стоимость и экономия времени. Однако, при этом, не всегда результат может быть впечатляющим.

Долгосрочное обучение сотрудников требует гораздо больше трудозатрат, но чаще приносит больше пользы.

Индивидуальное обучение позволяет сосредоточиться на каждом сотруднике персонально и донести максимум информации, ориентируясь на личные потребности.

Групповое обучение дает возможность практиковать работу в команде.

Методы обучения персонала

На сегодняшний день методов обучения персонала существует великое множество. Их можно поделить на активные и пассивные.

К пассивным методам обучения относятся лекции и семинары. Они не предполагают отклика от ученика, поэтому восприятие информации во многом зависит от желания и мотивации самого сотрудника.

Активный метод обучения персонала при этом предполагает деятельное участие каждого респондента. Деловая игра, мозговой штурм требуют максимум концентрации. Однако строгое деление отсутствует, так как некоторые методы обучения представляют собой переходные варианты, сочетающие самостоятельное восприятие материала с последующим активным применением в группе.

Разные методики предполагают возможность обучения с отрывом или обучение без отрыва от производства, на рабочем месте или вне его. Эти формы не исключают друг друга. Например, процесс может быть организован в отдельном кабинете компании с отрывом от производства. Однако сегодня наиболее популярно дистанционное обучение сотрудников проходящее без отрыва от производства.

Обучение на рабочем месте чаще всего помогает закрепить материал практически. Занятия вне офиса позволяют выйти за рамки мышления и учат действовать в нестандартных ситуациях.

Рассмотрим самые распространенные методы обучения

Лекция - самый оптимальный способ донести большой объем информации в короткий срок и при этом охватить сразу большое количество человек. Однако нужно учесть, что «обратная связь» со слушателями при этом отсутствует, внести какие-то корректировки по ходу занятия в случае, если материал не усваивается, сложно. Для работодателя плюсы лекционного метода обучения сотрудников заключаются еще и в финансовой составляющей.

Большую активность обучающихся предполагает семинар . Диалог позволяет выяснить, закреплен ли теоретический материал. Эффективность обучения сотрудников в данном случае во многом зависит от того, какую обстановку создаст преподаватель, сумеет ли он побудить своих слушателей к размышлениям. Однако семинары ограничивают количество участников, если лекцию могут слушать тысячи человек, то общаться полноценно с такой огромной аудиторией уже вряд ли получится.

Более современным методом обучения считаются видеоуроки . Их очень просто и выгодно применять для обучения персонал в организации. Данный метод чаще всего, не требует поиска преподавателя или специального помещения. Сотрудники могут заниматься в удобное для себя время и в любом удобном для себя месте. Ученые давно доказали, что человеческое зрение и зрительная память в восприятии человеком окружающего мира всегда преобладают. Именно поэтому наглядные пособия и видеоуроки дают весьма хороший эффект. Однако у них есть ряд недостатков. Они не позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, а также лишают возможности обсудить с составителем урока детали.

В последнее время большой популярностью пользуется дистанционное обучение . Оно предполагает использование сети Интернет, через которую обучающийся получает материал для изучения и задания. Уровень усвоения информации затем определяется контрольными и тестами. Заниматься вместе может целая группа, в офисе или дома, в любое удобное время. Однако для такой формы обучения работник должен обладать высоким уровнем самоорганизации.

Для эффективного обучения персонала можно использовать кейс‐обучение . Оно заключается в рассмотрении практических ситуаций (кейсов), при которых группа сотрудников анализирует и обсуждает реальную или возможную ситуацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Такой подход позволяет подтолкнуть людей к альтернативному, нестандартному мышлению. Каждый участник здесь имеет право высказать собственное мнение и соотнести его с мнением других. Однако в данном случае необходим очень высококвалифицированный преподаватель, что делает обучение более затратным.

В качестве обучения на рабочем месте часто используется производственный инструктаж . Приходя на новое место работы, или знакомясь с нововведениями, сотрудники получают общую информацию о предстоящей работе.

Полезна для персонала временная ротация – один сотрудник заменяет другого. Так он получает представление о многогранности деятельности компании, в некоторых случаях понимание одного процесса дает толчок для совершенствования собственной деятельности.

Некоторые компании используют метод наставничества , где более опытный сотрудник следит за выполнением работы. Чувство ответственности «старшего» за «младшего» и практические советы делают такое партнерство весьма эффективным.

Практической отработке материала уделяется большое внимание при проведении тренингов. Качественный корпоративный тренинг, разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. При этом, не стоит ждать серьезных результатов за одно занятие. Закрепить полученные знания можно только при помощи постоянной практики и повторения.

Деловые игры это метод обучения, при котором сотрудники получают новую информацию «разыгрывая» определенные ситуации. В таких условиях знания усваиваются максимально быстро, отрабатываются навыки, которые потом применяются в реальных условиях. Обычно после непосредственного проведения игры происходит «разбор полетов», помогающий выявить и исправить допущенные ошибки.

Собрать как можно больше разных идей помогает мозговой штурм . Один из главных его принципов - как можно больше вариантов предложить за короткое время. В условиях стресса мозг, как правило, начинает лихорадочно генерировать идеи, пусть не во всех, но многие идеи могут содержать рациональное зерно. Метод помогает раскрепостить даже самых нерешительных сотрудников, научить людей прислушиваться к чужому мнению.

Для адаптации новых сотрудников отлично подходит сторителлинг (от англ. Story Telling — «рассказ историй»). При помощи историй работника знакомят с традициями и атмосферой компании. Одним из самых популярных и эффективных способов обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы стала технология обучения действием - «аction learning». Основой этого действа становится группа ключевых сотрудников компании. Участники работают не с упражнениями и смоделированными ситуациями, а с реальными задачами.

Обучение и мотивация персонала

При правильном подходе обучение может мотивировать сотрудников, удерживать их от перехода в другую компанию и привлекать новых работников. При этом предприятие решает проблему недостаточной грамотности персонала. Сегодня все понимают, что каждый сотрудник обладает своей «рыночной стоимостью», которая зависит от его образования, знаний и умений. И желание повысить собственную цену за счет организации может выступить отличной нематериальной мотивацией для сотрудника.

Подробнее про мотивацию персонала вы можете прочесть в статье " ".

Система оценки обучения персонала

После обучения вполне логичным этапом станет этап оценки эффективности. Эксперты рекомендуют проводить эту процедуру в несколько этапов.

В первую очередь нужно оценить реакцию слушателей сразу после завершения обучающей программы (качество организации обучения, соответствие потребностям фирмы). Вторым этапом станет оценка уровня квалификации персонала до начала обучения и после завершения курса. Затем по прошествии некоторого времени рекомендуется обратить внимание на изменение поведения сотрудника. Начал ли работник применять на практике полученные знания. И, наконец, можно подвести итог и оценить результаты, сложив все полученные показатели и понаблюдав за ситуацией в течение двух-трех месяцев, не меньше.

Положительная оценка обучения только лишь участниками не может служить достаточным основанием для признания ее успешной, ведь нет никакой гарантии, что новые знания будут применимы на практике, даже если преподаватель был очень харизматичным человеком.

Хотелось бы еще раз отметить, что развитие любой организации зависит от квалификации персонала, поэтому не стоит экономить а главном — научите людей учиться!

Примеры обучения персонала

В качестве примеров использования дистанционного обучения персонала на основе нашей платформы мы выбрали 3 больших и разных компании, которые решают различный набор задач с помощью инструментов Teachbase.

Teachbase и Инвитро

За 20 лет на рынке медицинских услуг ИНВИТРО прошла путь от небольшой частной лаборатории до крупной сети. Сегодня компания представлена 700 медицинскими лабораториями в России, Украине, Казахстане и Республике Беларусь. В штате предприятия трудятся более 5 000 специалистов, и для их обучения уже пять лет используется eLearning. Опыт ИНВИТРО в онлайн-обучении интересен, многообразен и представлен почти всеми возможными форматами. Руководитель Высшей медицинской школы Ирина Королева поделилась с нами тонкостями дистанционного обучения в одной из крупнейших в России сети медучреждений.

Мы стремимся к тому, что каждый участник нашего многотысячного коллектива разделял ценности нашей компании, действовать в соответствии нашей идеологии. Для нас на первом месте - личность сотрудника, и ИНВИТРО - это компания, которая состоит из многообразия личности, объединенных единой идеей.

У нас в службе отбора работают истинные профессионалы, которые с помощью особых методик и проективных вопросов уже на входе четко отбирают людей, соответствующих ценностному уровню компании. Для нас актуален принцип: нет плохих или хороших сотрудников, есть подходящие или неподходящие нам. И мы стараемся делать правильные выборы, а дальше начинается уже наша с ними работа по всем направлениям: тренинги, игры, конференции, прочие мероприятия - нам важен и профессиональный, и личностный рост человека.

В ценностях компании заложен принцип «Мы ценим и уважаем людей». Каждый человек для нас ценен, будь он клиентом, партнером компании или сотрудником. В работе с персоналом мы стараемся нащупать сильные стороны каждого, помочь раскрыть его потенциал. Получается взаимовыгодное сотрудничество: работнику - профессиональное развитие, ИНВИТРО - результат. И мы видим, что такой подход позволяет повысить вовлеченность персонала, его эффективность, и добросовестное отношение к работе.

На сегодняшний день у нас более 700 медицинских офисов, в разных уголках нашей страны, а также Украины, Беларуси и Казахстане. Темпы роста очень высоки, и конечно для сохранения и улучшения высокого уровня сервиса и качества оказания услуг, нам необходима система обучения персонала и эффективные инструменты, позволяющие обучать в едином стандарте сотрудников территориально разрозненных медицинских офисов.

Мы предъявляем высокие требования в первую очередь к себе, и поэтому каждый новый медицинский работник проходит обязательное обучение стандартам работы в компании, и в короткий срок сотрудники вынуждены усваивать большой объем знаний. Для этого в каждом из крупном регионе, где есть технологические комплексы ИНВИТРО, работают специалисты по обучению.

Для труднодоступных регионов мы используем активно онлайн-обучение, и в этом Teachbase - наш верный помощник, мы работаем уже с 2010 года. И в первую очередь eLearning для нас актуален для оценки персонала.

Еще [мы используем] два направления: вебинары и готовые онлайн-курсы.

Вебинары подключаем, когда нужно донести общую информацию до большого количества людей. Например, когда появилась новая программа лояльности, начинается акция или вышел новый тест и т.д. Кто может, смотрит онлайн, остальные пользуются записями вебинаров.

Онлайн-курсы мы тоже используем, хотя эта опция у нас освоена не до конца, и нам предстоит еще это доработать - процесс создания курсов трудоемкий. Сейчас мы встраиваем в курсы видеоматериалы - презентации, записанные вебинары - и назначаем курс конкретным сотрудникам, после чего тестируем их и проверяем насколько знания усвоены.

Teachbase и Сибирское здоровье

"Сибирское здоровье" реализует товары методом сетевого маркетинга, и обучение персонала для компании - насущная ежедневная необходимость. Уже более года компания работает на платформе Teachbase, на тарифе "Продвинутый". Руководитель отдела дистанционного управления "Сибирского здоровья" Лариса Соболева рассказала об успехах и сложностях в eLearning и дала дельные советы о его эффективном внедрении.

Я представляю не сетевую часть бизнеса, а корпоративную: отвечаю за обучение и поддержание высокого уровня сервиса в наших центрах обслуживания. И уже более года мы обучаем наших штатных менеджеров удаленно. В конечном итоге цель такого обучения - повысить качество нашего сервиса.

Сейчас штатных сотрудников - менеджеров центров обслуживания, 3 логистических центров и самого производства - около 1 000 человек. Представителей, которые занимаются прямыми продажами, по всему миру насчитывается уже сотни тысяч человек.

Администрируют двое: я и моя помощница. Учащихся зарегистрировано около 400 человек, при этом активных пользователей - около 250 человек: те, что каждый месяц исправно пользуются электронными курсами и тестами.

Начали мы с крайне необходимого для нас адаптационного курса для новичков. Центры обслуживания "Сибирского здоровья" разбросаны по миру: от Калининграда до Владивостока плюс заграничные центры. Содержать специального тренера, который ездит и учит - накладно и неэффективно, учитывая наш объект обучения - технические нюансы. Имеющаяся система наставничества тоже не всегда работает, т.е. не всегда возможно отправить наставника по запросу в нужное место.

Электронный вводный курс стал удобной и экономичной альтернативой. С его помощью сотрудник быстро и в простой форме получает знания о специфике новой для него компании, у него формируются правильные ожидания от нашего сотрудничества и т.д. Дистанционный курс дает ответы на многие вопросы, и при этом не подвергает новичка стрессам и большой нагрузке.

[В результате] люди начали быстрее адаптироваться, интенсивнее проникаться духом компании, разделять корпоративные ценности. Мы каждый год замеряем вовлеченность наших сотрудников, и с начала электронного обучения этот показатель значительно вырос, что доказано результатами внутрикорпоративных исследований, замеров и т.д.

Продолжительность присутствия людей в компании стала удлиняться, значительно снизились затраты на наставников и даже в итоге увеличилось количество положительных отзывов от клиентов - обратную связь мы тоже очень тщательно отслеживаем. То есть, изначальная цель - повысить уровень сервиса у нас совершенно точно достигнута.

Teachbase и Маскотте

Обувной бренд Mascotte - один из самых таинственных на российском рынке: о нем мало открытой бизнес-информации. Компания успешно работает уже второй десяток лет, и большая сеть ее собственных и франчайзинговых салонов требует интенсивного обучения сотрудников, которые занимаются продажами.

Мы узнали у бизнес-тренера Mascotte Ирины Праксиной, как компания использует eLearning в своем корпоративном обучении, и в чем она видит плюсы и минусы такого формата работы.

Качество обслуживания для нас стоит на одном из первых мест. Конкуренция жесткая, и сейчас, в кризисное время, это особенно актуально. Я уверенно могу сказать, что продавцы Mascotte отличаются доброжелательностью и тактичностью. В нашем магазине к вам всегда подойдут поздороваться, расскажут о товаре, презентуют новинки коллекции и т.д. В компании уделяется огромное внимание обучению персонала.

У нас не так много тренинг-менеджеров, которые занимаются прямым обучением. И возникла потребность в глобальном обучении, в котором можно задействовать всех абсолютно сотрудников. Изначально мы создавали обучающий продукт для собственной региональной розницы, но поскольку есть возможность подключить к этому франчайзинг, мы ею воспользовались.