Какие финансовые механизмы существуют для поддержки предпринимательства. Формы финансовой поддержки малого предпринимательства. Способы финансовой поддержки малого бизнеса

Какие финансовые механизмы существуют для поддержки предпринимательства. Формы финансовой поддержки малого предпринимательства. Способы финансовой поддержки малого бизнеса

И индивидуальных предпринимателей.

К объектам малого бизнеса относят небольшие предприятия, магазины, организации. Их отличает наличие небольшого капитала и сравнительно небольшого оборота денежных средств. Как правило, такой бизнес имеет не более одного или двух собственников. Сюда также относят семейный бизнес. Такие предприятия не претендуют на занимание крупных позиций на рынке и обслуживание большой части клиентской базы конкретного сектора.

Примерами малого бизнеса являются магазины, небольшие заведения общественного питания (например, кафе), фотостудии, салоны красоты и так далее.

Высокая конкуренция при выходе небольшого предприятия на рынок зачастую становится серьезной проблемой для организации. Исключением являются предприятия, которые ведут инновационную деятельность, конкурентов у них нет или очень мало. В связи с потребностью конкуренции с крупными фирмами, им необходимы некоторые льготы и поддержка. Такую поддержку предоставляет государство, чтобы стимулировать развитие небольших предприятий.

Как побороть конкуренцию?

Чтобы конкурировать с другими, предприятиям приходится делать специальные предложения, акции, давать клиенту что-то новое, чтобы заманить его к себе.

Порой бывает очень трудно наладить систему от начала и до конца, так как много составляющих любой организации требует наличие какого-либо опыта.

Например, для предприятия производящего какую-либо продукцию довольно трудно занять свое место на рынке. Для этого необходимо убедить клиента приобрести именно его продукт, что порой является довольно сложным. Помимо того, чтобы убедить клиента, зачастую необходимо убедить и посредников. Не все магазины сразу соглашаются приобретать для реализации новый продукт, так как не знают, понравится ли он клиентам.

Для решения этих проблем организациям приходится делать специальные условия для клиентов, чтобы хоть как-то конкурировать с другими крупными предприятиями. Это могут быть как низкие цены (пусть и убыточные на начальном этапе), так и бесплатное предоставление услуг для пробы.

Такие организации имеют некоторые отличия с другими, более крупными структурами. Например, ограничивается количество работников для предприятия, имеющего форму малого. Если количество работников организации превышает 100 человек, это уже средние предприятия.

Реестр контроля

Для объектов малого предпринимательства также есть ограничение по максимальному уровню дохода. Эта цифра не должна превышать 800 млн. рублей с учетом всех налогов. Для ведения учета всех объектов малого предпринимательства существуют специальные механизмы. Таким механизмом выступает единый реестр субъектов малого бизнеса.

В этот реестр организация вносится после прохождения специальной процедуры регистрации. В реестре хранятся данные о наименовании организации, ее физическом расположении, ИНН, категория предприятия и другие сведения, необходимые для контроля деятельности организации.

Данный реестр помогает людям получить необходимую информацию о конкретном предприятии, чтобы уберечься от мошенников.

Кроме того, такие механизмы контроля объектов малого предпринимательства позволяют контролировать и пресекать мошенническую деятельность сомнительных организаций. Ведь внося организацию в реестр, учредитель берет на себя полную ответственность за ее деятельность и, в случае чего, сможет отвечать за правовые и экономические ее нарушения.

Поддержка малого предпринимательства

Существуют некоторые формы финансовой помощи для объектов малого предпринимательства. Кроме них существует ряд мер, как административных и правовых, так и финансовых. Так для малого бизнеса некоторые банки предлагают воспользоваться льготными условиями кредитования или других видов обслуживания.

Некоторые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, имеют поправки и льготы для объектов малого предпринимательства. Такие действия стимулируют развитие малого бизнеса и помогают ему расти.

Таким образом, среди способов поддержки предпринимательства выделяют основные из них:

  • Государство формирует инфраструктуру для развития и поддержки предпринимательства.
  • Система для регистрации объектов предпринимательства упрощается. Кроме того, упрощается процесс лицензирования предприятий и сертификации их продукции.
  • Для поддержки малого бизнеса упрощаются требования к ведению бухгалтерии.
  • Сюда относят также организацию повышения квалификации сотрудников.
  • Льготные условия по кредитам для малого и среднего бизнеса.

Упрощения

Упрощение ведения бухгалтерии позволяет сэкономить на начальном этапе много времени и сил для малых предприятий. Также для объектов малого предпринимательства рекомендуется выбирать упрощенную систему налогообложения. Это позволит существенно упростить процесс ведения отчетности на начальном этапе развития бизнеса. Согласно требованиям упрощенной системы налогообложения, отчеты подаются раз в год. Это значит, что со времени начала деятельности организации до подачи следующего отчета можно успеть развиться и нанять специалиста для его составления и подачи.

Упрощение сертификации и получения разрешения на проведения деятельности также является очень важной формой поддержки организаций. Это позволит не тратить много времени на организацию начала рабочего процесса, а сразу приступать к деятельности.

Следующие способы поддержки являются особенно важными, это упрощенные условия обслуживания в банках. Такие услуги предлагают многие крупные банки.

Под этим подразумевается наличие некоторых льгот и более выгодных условий кредитования.

Если речь идет об обслуживании вкладчика (начисление зарплаты работникам, получения средств от клиентов), то такие счета также имеют льготные условия.

Например, на начальном этапе банк потребует оплаты своих услуг в меньшем размере.

Если речь идет о кредитовании, то возможны льготные процентные ставки, упрощенные условия и отсутствие всякого рода комиссий. Все зависит от самого банка, предоставляющего данные услуги.

Также к способам поддержки предпринимательства относят различные действия, направлены на улучшение квалификации кадров, предоставление информационной поддержки, улучшение систем налогообложения и их упрощения для объектов малого бизнеса.

Способы финансовой поддержки малого бизнеса

К способам финансовой поддержки малого бизнеса относят следующие формы:

  • Упрощение налогового регулирования. Для малого бизнеса порой очень остро стает вопрос о подаче налоговой отчетности и ведении бухгалтерского отчета. Это связанно с тем, что малые предприятия не всегда имеют достаточный штат или капитал для найма бухгалтеров. Общая система налогообложения требует подачи отчетности каждый месяц, что серьезно усложняет деятельность организации. При выборе упрощенной системы налогообложения, отчеты нужно подавать раз в год, что существенно упрощает деятельность организаций.
  • Улучшение законодательства и правовой сферы регулирования деятельности организаций малого бизнеса. Для получения разрешений на деятельность, лицензий и регистрации предприятия затрачивается много ресурсов. Упрощение данного процесса для объектов малого бизнеса позволяет существенно упростить им жизнь и позволяет быстрее приступить к своей деятельности.
  • Улучшения кредитных условий для таких предприятий. Правительство может поощрять банки за обслуживание малого бизнеса. В связи с этим, банки стимулируют объекты малого бизнеса обслуживаться именно у них, предлагая разные льготы и сниженные процентные ставки.

Поощрения

  • Разного рода действия, направленные на популяризацию и дачу стимула для произведения некоторых видов деятельности (в частности, инновационной). Проведение конкурсов и тендеров позволяет для предпринимателей заработать деньги и популярность, что стимулирует их работать в выбранном направлении и развивать свой бизнес. Финансирование некоторых сфер деятельности позволяет дополнительно популяризировать конкретные сферы деятельности таких организаций.
  • Гранты, премии и компенсации. Проведение государством конкурсов на приобретение конкретных услуг или товаров позволяет таким предпринимателям подать заявку и участвовать в сделке крупных масштабов, в случае предоставления услуг лучше, чем у конкурентов.

Еще одним способом предоставления поддержки для небольших предприятий являются разного рода выставки и ярмарки. Предоставив место для предпринимателя, он может получить неплохой поток клиентов и существенно ускорить развитие своего дела.

Вариантов и способов поддержки малого бизнеса есть очень много. От получения премий за инновационные разработки до более выгодных условий кредитования в банках. Все они направлены на популяризацию ведения бизнеса и стимулирование развития предприятий. Малый бизнес является очень важной частью коммерческой деятельности, и его ведение никак нельзя ущемлять. Для современного мира развитие малого бизнеса является важнейшим и приоритетным направлением.

Почему поддержка малого бизнеса важна?

Дело в том, что для небольших предприятий очень трудно конкурировать с большими компаниями. У них уже есть своя целевая аудитория, свои покупатели и репутация, благодаря чему их рынок развивается гораздо стремительнее. Под нагрузкой для небольших предприятий очень трудно удачно стартовать. Их продукты трудно вывести на рынок, особенно, если они не являются чем-то инновационным или новым.

При таких обстоятельствах, желающих для начала такого дела будет совсем мало.

Естественно, что такая ситуация не устроит ни самих предпринимателей, ни государство. Для этого и были применены разные способы привлечения предпринимателей для ведения малого бизнеса. Эта сфера всячески стимулируется, так как является очень важной для государства.

Их финансовая поддержка

Финансовая поддержка для небольших является очень важной. Именно благодаря ей они могут начать полноценно функционировать. В свою очередь, для поощрения этой деятельности государство должно применять меры для упрощения налогообложения этим организациям, помощи в получении лицензий и разрешений на работу.

Отдельную роль играют специальные условия обслуживания таких организаций в банках. Льготные кредиты и упрощенное обслуживание счетов малого бизнеса позволяет им вести свою деятельность и вообще существовать. Если бы поддержки у таких предприятий не было, их существование было бы более труднореализуемым.

Итог

Также следует упомянуть о разного рода фондах, созданных для поддержки бизнеса. В частности, к ним относятся фонды для финансирования инновационных изобретений и исследований. Сейчас существует очень много идей для научных исследований, однако далеко не все из них могут быть выполнены без должного финансирования. Данные фонды помогут воплотить идеи в жизнь и предоставят должное финансирование для исследований.

Есть также разного рода бизнес-инкубаторы, которые предназначены для обучения предпринимателей и предоставления им помощи по выведению своих продуктов или услуг на рынок. Такие организации также играют немаловажную роль в становлении малого бизнеса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, значение и задачи малых предприятий, особенности, преимущества и недостатки ее развития в России, государственные меры финансовой поддержки. Роль финансовой службы в современном бизнесе. Состояние ресурсов, анализ их динамики на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2015

    Сущность и критерии малого предпринимательства. Денежные фонды и резервы, принципы организации финансов и этапы жизненного цикла предприятия. Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Доходный потенциал местных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Особенности формирования финансовых ресурсов предприятия. Оценка имущественного положения ООО "Техмашсервис", ликвидности баланса и финансовой устойчивости. Нормативная база поддержки малого предпринимательства и меры в области налогового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Сущность и критерии малого предпринимательства, способы государственной поддержки. Организация финансов малого предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере баланса ООО "Бавария". Вертикальный и горизонтальный анализ отчетности.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2009

    дипломная работа , добавлен 01.12.2017

    Особенности функционирования финансовых субъектов хозяйствования без образования юридического лица. Система и формы государственной поддержки предпринимательства. Современное состояние малого предпринимательства. Проблемы и перспективы малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Преимущества и недостатки малого бизнеса в российской экономике. Упрощенная система налогообложения малых предприятий, методы их привлечения к выполнению государственного заказа. Формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

выделение на эти цели определенных «стартовых» государственных средств - либо денежных, либо иных неденежных, т.е. ликвидных активов в качестве первоосновы деятельности гарантийных фондов федерального или межрегионального уровня. Конечно, в настоящее время дополнительные бюджетные средства или некие иные государственные ликвидные активы, которые можно было бы использовать в виде залога (залогового фонда) при создании масштабных гарантийных схем, получить их крайне сложно, однако шансы малого бизнеса здесь кажутся более предпочтительными. Это связано с тем, что именно его инвестиционные проекты дают наиболее быструю отдачу в смысле приращения налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней, увеличения числа рабочих мест и пр.

В этой связи серьезной задачей государственных и общественных институтов поддержки российского малого предпринимательства должно стать сейчас “выбивание” (в лучшем смысле!) таких залоговых средств, реализация которых в системе поддержки малого бизнеса может в короткие сроки через схемы кредитного гарантирования кардинально изменить к лучшему всю ситуацию в предпринимательской сфере России и в ее экономике в целом. При этом государство не подменяет банковскую систему, а выполняет по отношению к банкам партнерскую, стимулирующую роль, вовлекая их в партнерские отношения по поддержке малого предпринимательства.

Основным условием успеха гарантийной системы должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Это доверие может быть достигнуто за счет нескольких факторов, которые должны быть учтены при разработке государственных программ гарантирования кредитных рисков:

законодательно должен быть установлен порядок бюджетного дотирования гарантийных фондов;

гарантия банкам (лизинговым компаниям) должна предоставляться непосредственно специализированной государственной

гарантийной организацией (гарантийным фондом) в форме заключения договора поручительства;

для банков должна быть обеспечена полная прозрачность

в вопросах управления государственными гарантийными фондами. Они должны иметь право на получение информации об эволюции обязательств, взятых на себя фондами, о размере нетто гарантийных средств после учета непогашенных задолженностей, об общем объеме кредитов, по которым ведутся судебные разбирательства.

Для решения последней задачи в работе гарантийной системы должны быть предусмотрены консультации с банками по общим направлениям деятельности гарантийных фондов, а именно по таким направлениям, как определение политики принятия рисков, установление показателя предельного риска и инвестиционной мультипликации (соотношения между максимальной суммой обязательств, принимаемой на себя гарантийными фондами, и размером залоговых средств в фонде), максимальный размер гарантируемой части кредита в зависимости от характеристик гарантируемого финансирования и его получателя - конкретного малого предприятия.

2. Расширение практики предоставления фондами поддержки малого предпринимательства льготных займов

малым предприятиям

Практика выдачи льготных займов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, в соответствии с федеральной, региональными и муниципальными программами поддержки малого предпринимательства оказывает заметное положительное влияние на развитие малого предпринимательства - как в плане расширения числа малых предприятий, так и их выхода на качественно более высокие рубежи хозяйственной деятельности. Такой вид поддержки малых предприятий требует привлечения больших средств, обладает высокой рискованностью для организаций, предоставляющих займы, и поэтому ныне его использование должно быть ограничено «стартовыми» этапами развития малого пред-

принимательства в целом и отдельных малых предприятий и постепенно сокращаться по мере развития других форм поддержки, прежде всего, по мере формирования системы государственных гарантий.

Наряду с кредитными гарантиями, важной альтернативой прямому финансированию малых предприятий за счет средств федеральных и региональных фондов поддержки выступает практика микрокредитования малого бизнеса. Логика услуг микрокредитования обращена к различным по характеру потребностям малых предприятий, владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других достаточно крупных кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Микрокредит (микрозайм) представляет собой наименее консервативную, но одновременно достаточно гибкую форму классического банковского кредита – наилучший инструмент, позволяющий беспрепятственно начать бизнес, получив доступ к источникам финансирования без наличия стартового капитала, кредитной истории и необходимого обеспечения. Микрокредитование способствует решению, как минимум, трех важных экономических и социальных задач:

увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;

рост налоговых поступлений;

наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.

Программы микрокредитования наиболее популярны в небанковских организациях: государственных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, которым в соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» дано право предоставлять субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии, а также иных специализированных организациях. Последние, не обладая правом совершения банковских операций, облекают микрокредитование в форму займов.

Есть еще один важный канал реализации ресурсов финансовой поддержки, широко используемый в зарубежной практике. Одной из причин, затрудняющих доступ субъектов малого предпринимательства к «прочим» внешним финансовым ресурсам, является высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам. Такой уровень ставок обусловлен действием целого ряда причин и даже при создании системы государственных гарантий он может быть непосилен отдельным категориям субъектов малого предпринимательства. Для этих предприятий может быть использован такой способ государственной поддержки, как субсидирование

процентных ставок по получаемым ими банковским кредитам.

При использовании этой схемы малое предприятие, получив кредит в коммерческом банке на рыночных условиях, имеет право на получении компенсации части процентной ставки от специализированной государственная организация или фонда поддержки малого предпринимательства. Такой механизм требует использования достаточно большого объема бюджетных средств и поэтому должен использоваться только для поддержки ограниченного круга проектов – например, проектов, имеющих социальную значимость. Вместе с тем, необходимо отметить преимущество такого вида государственной поддержки: риск невозврата кредита лежит на субъекте малого предпринимательства и банке, что способствует тщательной проработке проектов.

Очевидно, что все операции, так или иначе связанные с реализацией финансовой поддержки малого предпринимательства так или иначе должны осуществляться (опосредоваться) банками, имеющими развитую филиальную сеть и имеющими опыт работы с населением и со сравнительно мелкими хозяйственными организациями. Кроме того, представляется целесообразным привлечение к участию в региональных программах развития и поддержки малого предпринимательства банков, в уставном капитале которых участвуют региональные органы власти. Такие банки обладают достаточным объемом кредитных ресурсов, и их участие в кредитовании малого предпринимательства может обеспечить приток необходимого объема средств в данный сектор экономики. Опыт таких банков в работе с малым бизнесом может стать серь-

езным побудительным мотивом для участия и других (частных) банков в кредитовании малого бизнеса.

Банк с государственным участием может предоставлять кредиты не непосредственно заемщикам (малым предприятиям), а заранее определенным небанковским кредитным институтам, которые в свою очередь будут преимущественно удовлетворять кредитные заявки субъектов малого предпринимательства. При создании института государственных гарантий целесообразно использовать потенциальные возможности существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях (фонды поддержки малого предпринимательства).

Например, Федеральный гарантийный фонд - это, по нашим представлениям, часть активов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, находящихся на счетах Банкаагента (Банк-агент - банк с участием государства в капитале, имеющий развитую филиальную сеть и опыт работы с населением и со сравнительно мелкими организациями), предназначенных для обеспечения взятых Федеральным фондом на себя обязательств по договорам поручительства и иных правовых актов, являющихся, в соответствии с действующим законодательством, основанием для возникновения гражданско-правовых отношений.

Другой стимулирующей мерой в рамках реализации ресурсов финансовой поддержки малого предпринимательства может и должно стать предоставление кредитным организациям возможности уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль на величину расходов, связанных с формированием резервов на возможные потери по кредитам (за исключением отнесенных к первой группе риска) в связи с тем, что расходы на формирование указанных резервов являются по существу элементом себестоимости банковских операций.

Еще одна форма канализация финансовых ресурсов в сферу малого предпринимательства - при реализации необходимого минимума факторов государственной поддержки - венчурное финансирование . В настоящий момент с учетом имеющегося в России высокого интеллектуального потенциала, значительного количества интересных инновационных разработок, венчурное фи-

нансирование может обеспечить резкий подъем экономики страны и создать условия для успешной конкуренции отечественных предприятий на мировых рынках.

Для этого необходимо создание в том числе с использованием государственного (муниципального) имущества и средств государственных (местных) бюджетов широкой сети инновационнотехнологических центров и технопарков как базовой инфраструктуры развития инновационного малого предпринимательства. При этом необходимо стимулировать развитие инновационнотехнологических центрами и технопарками не только деятельности по предоставлению малым предприятиям площадей для реализации собственных проектов, но и по предоставлению субъектам малого предпринимательства широкого комплекса дополнительных услуг, включая участие в финансировании, обеспечение оборудованием, услугами по патентованию, ведению централизованной бухгалтерии, офисных услуги и т.д.

Основным направлением эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, является стимулирование развития рыночной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая и каналы финансовой поддержки. В целом основным трендом развития этой системы должны быть шаги к ее существенной децентрализации. Это основано на следующих принципах.

Во-первых, невозможно и бессмысленно заниматься из центра кредитованием отдельных предпринимательских проектов, учитывая протяженность страны и огромную, находящуюся в постоянном движении, массу малых предприятий. В этой связи, а также с учетом того, что малые предприятия работают в основном на местные локальные рынки, возрастает роль региональных организационных и финансовых стимулов становления и развития малых бизнесов.

Во-вторых, основная роль федеральных структур поддержки состоит в установлении общих благоприятных условий, создании эффективных механизмов экономической поддержки предпринимательства как в центре, так и на местах.

В-третьих, одно из важнейших направлений государственной политики в отношении малого бизнеса - создание действенных

финансовых и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий. В этом смысле развитие в целом кооперативного и страхового дела в отношении малых предприятий, создание и развитие названных выше обществ взаимного страхования и обществ взаимного кредитования приобретает особое значение.

В-четвертых, необходима активная государственная поддержка кредитования и страхования сектора малого предпринимательства, включающая комплекс мер: а) создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования с тем, чтобы с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для малого бизнеса, с другой - активнее привлекать собственные ресурсы малых предприятий, а также представителей среднего и даже заинтересованного крупного бизнеса; б) создание благоприятной правовой среды для создания и развития обществ взаимного кредитования, а также кредитных союзов, основанных на кооперативных началах, группами предприятий малого бизнеса. В связи с тем, что члены общества (союза) имеют непосредственную возможность контролировать процесс предоставления ссуд членам общества (союза), существенно повышается степень доверия участников к формируемому обществу (союзу), что, в свою очередь, может увеличить объемы средств, направляемых участниками для формирования кредитного портфеля. Однако в той или иной форме выделение средств федерального бюджета на развитие малого бизнеса в регионах России эффективно может осуществляться только на паритетной основе с субъектами Российской Федерации только при условии выделения средств региональных и местных бюджетов. Важную роль в развитии системы финансовой поддержки российского малого предпринимательства могут сыграть средства и инструменты технической поддержки со сторонымеждународных финансовых и нефинансовых организаций .

Программы международных организаций, в том числе, и по организации финансовой поддержки российского малого бизнеса,

носят долговременный целевой характер и направлены в первую очередь на создание и укрепление полноценной инфраструктуры содействия развитию малых предприятий, обеспечение их финансовыми средствами, оказание информационных и консультационных услуг, переподготовку и повышение квалификации специалистов и государственных служащих, проведение тематических исследований, развитие инновационного предпринимательства. Например, фактическое выполнение ряда мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 – 2001 гг. (при дефиците бюджетного финансирования) стало возможным только благодаря помощи международных организаций.

Например, Европейский банк реконструкции и развития

был учрежден в 1991 году. Он является международной коммерческой организацией, основная роль которой - содействие странам Центральной и Восточной Европы и Содружества независимых государств (СНГ) в переходе от централизованной плановой экономики к экономике рыночной. ЕБРР предоставляет финансирование компаниям, которые, как правило, испытывают затруднения в получении кредитов из других источников, и, таким образом, дополняет усилия других кредиторов. ЕБРР - это общественная организация, наделенная уникальным мандатом, но в своей работе Банк использует методы, аналогичные методам коммерческих банков. Банк участвует лишь в коммерчески жизнеспособных проектах, и в основе всех его операций лежат принципы разумной банковской деятельности. Банк намерен и дальше наращивать объемы финансирования, в частности, направляя его на развитие малого предпринимательства в России через Фонд поддержки малого бизнеса в России (ФПМБ).

Кредитование в рамках данной программы осуществляется хорошо подготовленными специалистами, прошедшими специальное обучение в рамках Программы и переданными в штат бан- ка-партнера в качестве постоянных сотрудников вместе с кредитной технологией. В отличие от традиционной российской банковской практики в кредитной технологии ФПМБ определяющим фактором является индивидуальный подход к каждому клиенту и тщательный анализ финансового положения заемщика, при этом

особый упор делается на повышении эффективности кредитного цикла. Такой подход обеспечивает высокое качество портфеля и быстрый выход отдела микрокредитования банка-партнера на уровень самоокупаемости.

Особое значение при реализации данной Программы придается развитию долгосрочных отношений с заемщиками. Как правило, сумма первого кредита бывает небольшой, и кредит выдается на короткий срок. По мере того, как формируется кредитная история клиента, растут суммы и сроки кредитов. Кредитные специалисты с самого начала настроены на долгосрочное сотрудничество с каждым заемщиком и относятся к каждому клиенту как к постоянному. Вышеупомянутые аспекты кредитной технологии ФПМБ призваны пробудить интерес российских банков к микрофинансированию. Конечная цель программы - создать постоянно действующие стабильные источники финансирования предприятий малого бизнеса на всей территории страны.

  • Бакирова Татьяна Юрьевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • БИЗНЕС
  • ПОДДЕРЖКА
  • МЕХАНИЗМЫ
  • РАЗВИТИЕ

В статье рассмотрены механизмы поддержки развития малого бизнеса в России, основными цели государственной политики в области развития российского малого бизнеса

  • Роль государственной поддержки банковского кредитования АПК в России
  • Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
  • Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии на примере ООО МТС «Илишевская»

Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. К централизованным механизмам относятся государственные меры по созданию более благоприятных условий развития малого бизнеса. Регулирование и поддержка малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны.

Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:

  • создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
  • устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
  • расширение самозанятости населения;
  • увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.

Система государственного регулирования развития малого бизнеса должна соответствовать масштабности стоящих перед ней задач, она должна иметь обоснованные концептуально-программные, организационные, функциональные характеристики и показатели.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Оно включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:

  • сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% ;
  • рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука – до 50%;
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний) .

Данные задачи предполагается достичь посредством:

  • упрощения административных процедур и снижения связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
  • устранения неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
  • значительного сокращения количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотра технических норм и правил;
  • совершенствования налогообложения малых предприятий;
  • расширения доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
  • обеспечения доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;
  • поддержки программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.

Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:

  • доля малого бизнеса в ВВП – 30%
  • доля малого бизнеса в занятости – 30%
  • доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80% .

Рассмотрим направления государственной поддержки малого бизнеса в 2010 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставлялись на:

  1. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  2. поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  3. развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
  5. реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
  6. ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства .

На поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено 11 млрд. рублей. Кроме того, из федерального бюджета выделено на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

  • на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний - в объеме 2 млрд. рублей;
  • на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах - в объеме 2 млрд. рублей;
  • на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе - в объеме 1 млрд. рублей .

Таким образом, 16 млрд. рублей были использованы на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, проводились дополнительные меры по оказанию в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства:

  • увеличение на 1 млрд. рублей расходов на финансирование в 2010 году Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  • обеспечение размещения у субъектов малого предпринимательства заказов в объеме 5 млрд. рублей на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
  • направление 2 млрд. рублей для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим экспорт промышленной продукции .

В целом на федеральном уровне государственная политика в 2009-2010 гг. была направлена в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку старт-апов, оператором которой выступило Министерство здравоохранения и социального развития России. К сожалению, как показывает практика, из подобных старт-апов, образованных при финансовом содействии государства, крайне редко вырастают жизнеспособные компании со значимым экономическим потенциалом. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что антикризисные меры, направленные на стимулирование сектора микро-предпринимательства смогли принести весьма ограниченные результаты, выразившиеся главным образом в росте числа предприятий .

Несколько более результативными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Так, в частности, можно говорить о наличии сравнительно значимых связей между динамикой числа малых предприятий в регионах и объемами поддержки, выделяемой МЭР РФ в виде ежегодных субсидий. Результативность и региональных систем поддержки малого предпринимательства в последние годы оказалась довольно низкой .

Все это позволяет сделать вывод о том, что для создания условий долгосрочного эффективного развития малого бизнеса необходимы не прямые меры государственной поддержки, а преимущественно косвенные меры государственного стимулирования предпринимательской активности, в первую очередь, за счет создания соответствующей институциональной среды для реализации предпринимательского потенциала российского общества.

Список литературы

  1. Зарипова, Г.М. Инновация-неотъемлемая часть конкурентного рынка[Текст] /Г.М..Зарипова//Инновационное-развитие современной науки: материалы международной научно-практической конференции(31 января 2014.) часть 1 – РИЦ БашГУ – Уфа,- С.213.
  2. Зарипова, Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: материалы Международной научно-практической конферен-ци..Челябинск,2016. – Ч 1- С.115-117.
  3. Зарипова, Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: международная научно-практическая конференция (28 декабря 2015г.) Ч 1.- С.111-114.
  4. Сираева, Р.Р. Финансирование агроформирований в целях их инновационного развития [Текст] / Р.Р. Сираева // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". – Уфа, 2010. - Часть IV. – С. 122-125.
  5. Запольских Ю.А. Кредитный риск и основные способы его минимизации. Экономика и социум. 2014. № 2-2 (11). С. 126-128.
  6. Габдрахманова Л.Р., Фазрахманов И.И. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: состояние и перспективы развития. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 68-71.

Урок-10. Финансовые механизмы поддержки предпринимательства.

Бюджетная эффективность. В плановой экономике главным регулятором был план, главным регулятором рыночной экономики является бюджет. При этом бюджет должен выполнять фискальную, перераспределительную и стимулирующую функции. К сожалению, в переходной экономике государство берет налогов больше, чем, возможно, распределяет не тому, кому нужно, и стимулирует воспроизводство неэффективных социальных и технологических процессов. Рассматриваемые ниже предложения направлены на то, чтобы преодолеть указанные недостатки при финансовом обеспечении программы развития малого бизнеса.

Кому достаются налоги? Ставки распределения разных налогов по уровням бюджетной системы различаются: например, при общей системе весь собранный НДС поступает в федеральный бюджет; 90% налоговых платежей по «упрощенке» предприниматели платят в бюджет субъекта федерации, а 90% «вмененки» остается в местных бюджетах. В целях стимулирования местных органов власти к уходу от «мимобюджетных» отношений целесообразно доходы бюджетов разных уровней от малого предпринимательства закрепить за бюджетами муниципальных образований независимо от используемых систем налогообложения.

Учитывая роль «мимобюджетных» отношений, целесообразно выработать некий общий показатель бюджетного эффекта, который бы сглаживал различия в системах налогообложения и в условиях распределения бюджетных доходов. Кроме того, в бюджетный эффект следует включать и экономию социальных расходов в результате деятельности малых предприятий, в т. ч. от реализации государственных и муниципальных заказов.

Принцип конкурсного отбора. Распределение средств государственной поддержки (бюджетных средств) осуществляется, как правило, на основе критериев, которые учитывают отдельные стороны деятельности малого бизнеса (численность рабочих мест, выпуск отдельных видов продукции). При принятии решений о направлениях государственной поддержки малого предпринимательства достаточно использовать следующий критерий:

Если проект выходит за рамки одного года, то можно использовать различные формулы приведенных затрат и аналогов пользователей внутренней нормы доходности. Важно сохранить принцип конкурентного отбора:
- все заявки на средства господдержки упорядочиваются по принципу убывания бюджетной эффективности;
- ограниченные бюджетные средства господдержки только среди бюджетно-эффективных проектов.

Этот же подход можно использовать для проведения конкурсов среди групп проектов по отдельным территориям, отраслям, сферам деятельности. Даже для депрессивных районов, где потенциал малого бизнеса можно использовать для обеспечения занятости населения, сохраняется возможность использования критерия бюджетной эффективности. При этом сумма экономии бюджетных средств на выплату социальных пособий должна включаться в расчет бюджетного эффекта (в числитель формулы бюджетной эффективности).

Организация конкурсов. По закону Паркинсона «время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально рассматриваемой сумме». Поскольку для малого бизнеса нужны малые деньги, то заседания конкурсных комиссий по отбору проектов малого предпринимательства могут длиться бесконечно долго. Критерий бюджетной эффективности позволяет провести конкурс на ЭВМ за доли секунды. Публичное рассмотрение итогов конкурсов будет способствовать обмену опытом и тиражированию наиболее перспективных схем финансирования малого бизнеса.

Гарантии достоверности исходной информации. Ликвидировав одну комиссию, важно не создавать новую по проверке исходных данных, представленных участниками конкурса. Эту задачу можно решить за счет использования гарантий местных администраций и/или коммерческих банков, которые, проверив бизнес-планы малых предприятий, гарантируют поступление в бюджет расчетной суммы бюджетного эффекта. Если по окончании расчетного срока окупаемости проекта налоговые органы не подтвердят налоговые поступления от субъекта малого и среднего предпринимательства в размерах, превышающих указанные в проекте суммы, то эти суммы перечисляет гарант.

Критерий бюджетной эффективности инвариантен относительно механизмов финансовой поддержки, если эти механизмы должен выбирать сам предприниматель при подготовке своего проекта. Более того, именно комбинация различных финансовых механизмов дает дополнительный экономический эффект, а механизм конкурсного отбора по критерию бюджетной эффективности делает невыгодными попытки сократить налоговые платежи. Таким образом, можно отказаться от излишней детализации в программах поддержки малого предпринимательства механизмов финансовой поддержки, полный спектр которых никогда не реализуется бюрократическими структурами. В то же время банки и финансовые консультанты в состоянии предложить малому бизнесу различные финансовые схемы.

Исключительно для соблюдения требований бюджетного законодательства механизмы финансовой поддержки должны быть сгруппированы на:
- безвозвратное финансирование из бюджета;
- финансирование на возвратной основе;
- гарантии и поручительства.

В рамках этих групп конкурсы по финансовой поддержке малого предпринимательства должны проводиться на основе критерия бюджетной эффективности.

Финансовые механизмы: пределы неограниченных возможностей.

Не только органы государственной власти, но и коммерческие структуры не всегда четко представляют возможности и объективные границы таких схем и механизмов финансовой поддержки предпринимательства. Поэтому есть смысл рассмотреть их более подробно.

Субсидирование процентной ставки стало наиболее популярным инструментом финансовой поддержки предпринимательства в разных секторах экономики. В результате сбора налогов с добросовестно работающих предпринимателей государство уменьшает издержки по кредитам, которые получают по итогам конкурсов плохо работающие предприниматели. В идеале ставка должна субсидироваться автоматически всем предпринимателям определенного сектора экономики или региона.

Гарантийные фонды. Недостаток залоговой массы выступает барьером на пути кредитования малого предпринимательства. Использование государственных гарантий для расширения обеспечения кредита имеет смысл только в том случае, если эта гарантия начинает действовать автоматически при наступлении дефолта. Тогда для банка эта гарантия служит полноценным обоснованием для снижения объемов резервирования в соответствии с действующими инструкциями. Например, солидарная государственная гарантия по кредиту может снизить норматив формирования резервов с 20% до нуля. Но тогда в таких же пропорциях должна меняться и стоимость гарантий.

Льготное кредитование. Недавнее социалистическое прошлое постоянно воспроизводит в умах чиновников и предпринимателей желание получить хоть что-нибудь на льготных условиях: например, дать кредит малому бизнесу на льготных условиях. Однако наше рыночное настоящее для выдачи льготных кредитов требует льготных ресурсов. Если, например, суммы выдаваемых кредитов и депозитов равны, то уменьшение ставки по депозиту позволяет сократить ставку по кредиту на такую же величину (без учета резервирования и операционных издержек). Используя достаточно простые формулы, можно рассчитать резерв льготного кредитования в зависимости от уровня тарифных ставок по депозиту и коэффициента мультипликации кредитов (сумма подлежащих выдаче кредитов к сумме депозита).

Софинансирование. Кредитование связано с риском, и при прочих равных условиях желательно эти риски разделить с другими участниками проекта. Если при этом кто-либо из участников может предложить более дешевые ресурсы, хотя бы в ограниченном объеме, то недостающие средства можно будет привлечь из других, более дорогих источников. Можно поставить обратную задачу, а именно: какой будет средняя ставка по всем привлекаемым для реализации проекта ресурсам в зависимости от соотношения собственных (бесплатных) и заемных средств, получаемых на льготных условиях и по тарифной ставке коммерческого кредита.

Лизинг. Лизинг имеет много преимуществ, но главное - возврат массы кредита уже обеспечен оборудованием, принадлежащим лизингодателю. Остается лишь прогарантировать возврат процентов, которые должен уплатить лизингополучатель. Сравнение цифр влияния гарантий при обычном кредитовании и в рамках лизинга показывает:
при отсутствии гарантий ставки кредитования лизинговых операций ниже, чем при обычном кредитовании;
наличие гарантий в лизинговых операциях в меньшей степени влияет на изменение процентных ставок, чем при обычном кредитовании.

Если учесть, что, во-первых, лизинговые платежи заменяют платежи из налогооблагаемой прибыли, во-вторых, малые предприятия имеют возможность использовать ускоренную амортизацию полученного в лизинг оборудования и рассрочку лизинговых платежей, то становится понятной привлекательность лизинговых операций не только для лизингополучателя, но и для коммерческих банков, которые через механизм лизинговых платежей могут не только получать более гарантированный доход, но и компенсировать часть своих издержек по привлечению ресурсов для лизинговых операций.

Франчайзинг. В самом упрощенном виде франчайзинг предполагает использование торговой марки крупной фирмы для развития малого предприятия. Несмотря на различные варианты договорных взаимоотношений крупной фирмы-франчайзера и малого предприятия-франчайзи (договор, долевое участие в капитале, создание филиала, передача прав на использование торговой марки, передача оборудования, обучение персонала), финансовый механизм собственно франчайзинга заключается в том, чтобы компенсировать с помощью сети операторов постоянные издержки франчайзера. С точки зрения крупной фирмы, нижняя граница цены франшизы определяется издержками по контролю за чистотой торговой марки, переданными франчайзи технологиями и оборудованием. С точки зрения оператора- франчайзи, верхняя граница цены франшизы должна обеспечивать ему некий средний ожидаемый доход. Таким образом, общий доход, получаемый от бизнеса, должен распределяться между франчайзером и франчайзи «по справедливости», с учетом указанных верхней и нижней границ, определяемых каждой из сторон на основе своих внутренних соображений и принципов хозяйственного расчета. Если бизнес франчайзера преодолел точку безубыточности, то его дальнейшее расширение связано только с компенсацией текущих затрат на создание нового предприятия. Очевидно, при этом сам бизнес должен обеспечивать эффективность как минимум, превышающую некий средний уровень доходности, например, равный тарифным ставкам по депозитам.

Консалтинг. Несмотря на широкое распространение тезиса «Не учи меня жить - помоги материально», на постсоветском пространстве возрождается спрос на советы консультантов-профессионалов. Наиболее квалифицированные консультанты устанавливают оплату своих услуг не только за отдельные этапы выполненных работ (как в бывших советских НИИ), но и стремятся войти в распределение доходов, получаемых от конечной реализации проекта. Часто используются комбинированные схемы, когда на начальной стадии возмещаются минимальные издержки консультанта, а по завершении работ консультант получает 5-10% от привлеченных кредитных ресурсов от полученного дохода, реже (в силу особенностей российской налоговой системы) от полученной прибыли. Механизм льгот в данном случае может быть связан со снижением издержек на разработку и экспертизу проектов малых предпринимателей. В рамках существующих технологий предприниматель вынужден оплачивать услуги и разработчика- консультанта, и банковского эксперта, который перерабатывает тот же объем информации, что и консультант. Если разработку проекта с самого начала осуществляет непосредственно банк или его доверенная структура, то затраты на консалтинг можно снизить в два раза. В ре- зультате издержки по кредитованию проекта для предпринимателя сокращаются на 2,5-3%.

Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях специализированной организацией. Легально работающее малое предприятие сегодня вынуждено тратить на содержание главного бухгалтера не менее 15 000-20 000 рублей в месяц. Учитывая начисления на заработную плату, болезни, отпуска, предприниматель вынужден зарабатывать для своего бухгалтера до 30 000 рублей в месяц. Бухгалтер «свой в доску» обходится на порядок дороже. Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», предприниматель может поручить эту работу специализированным аудиторским фирмам. Используя эффект масштаба и высокую квалификацию своего персонала, такие фирмы устанавливают плату за свои услуги на уровне средней заработной платы бухгалтера малого предприятия плюс НДС. Таким образом, предприниматель выигрывает как минимум 39% существующих начислений на зарплату бухгалтера.

В развитых странах государство стимулирует и предпринимателей, и аудиторов к такому взаимодействию, предоставляя льготы по налогообложению и тем, и другим. В результате, например, во Франции существует общенациональная система центров «Офис де жестьон», когда аудиторско-консалтинговая фирма, насчитывающая 20 сотрудников, обслуживает до 2 000 малых предприятий. При этом:
налоговый инспектор не разыскивает по чердакам и подвалам малых предпринимателей, а проверяет всю документацию в аудиторской фирме, которая к тому же несет ответственность за достоверность учета;
малый предприниматель занимается своим бизнесом и избавлен от государственного рэкета;
аудиторская фирма имеет льготы и устойчивую клиентуру.

Венчурное финансирование. Механизм венчурного финансирования строится на обычной рисковой схеме, которая предполагает, что хотя бы часть из инвестируемых, как правило, инновационных, проектов будет иметь столь высокую доходность, что она покроет убытки неудачной реализации остальных проектов. Если предположить, что не более 20% всех финансируемых проектов обеспечивают такую высокую доходность, а остальные проекты по крайней мере не приносят убытков, то для получения хотя бы среднего дохода по всем проектам на уровне ставки рефинансирования Центробанка (10%) необходимо, чтобы рентабельность высокодоходных проектов в пять раз превышала эту ставку рефинансирования. В нашем случае - это 50% годовых!!! По рекомендации К. Маркса, банкир в погоне за такой доходностью должен выброситься из окна. Однако следует помнить, что такая рентабельность наблюдается лишь в 20% случаев. Кроме того, при появлении таких проектов сразу появляются предложения со стороны рэкета полностью взять под контроль реализацию проекта. Государственная поддержка такого рода проектов должна строиться на механизмах софинансирования и обеспечения гарантий авторских прав и безопасности проекта.

Кредитные союзы. Поиск дешевых ресурсов для кредитования малого предпринимательства заставляет искать новые формы привлечения средств. В дополнение к описанному выше механизму льготного кредитования механизм кредитного союза предполагает добровольное аккумулирование средств его участников, согласных отказаться от высоких рыночных ставок по депозитам коммерческих банков в целях получения льготных кредитов. Привлекательность для отдельного участника, выступающего одновременно и вкладчиком, и заемщиком, связана исключительно с целевой направленностью аккумулируемых средств. Как вкладчик участник кредитного союза рассчитывает вернуть свой вклад с процентами, сопоставимыми с действующими рыночными ставками по депозитам. Как заемщик он надеется получить необходимую сумму льготного кредита, которая покроет упущенную выгоду от не размещенного на рынке депозита. Если средняя величина кредита равна 100 тыс. руб., средний срок кредитования - 1 год, а средняя сумма депозита составляет 10 тыс. руб., то для поддержания жизнеспособности кредитного союза необходимо не менее 10 участников. При этом каждый участник должен иметь проект, эффективность которого должна быть не ниже рыночной ставки по депозитам. Если предположить, что рыночная ставка составляет 10% годовых, то участники кредитного союза вправе получить в конце срока его деятельности доход в размере 121% к первоначально мобилизованным вкладам.

Федеральный закон от 18.06.09 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установил новые правила работы кооперативов, в т. ч. и финансовые нормативы, касающиеся формирования паевого, резервного фондов, максимальных сумм привлечения и размещения средств, приблизив эти правила к аналогичным требованиям для коммерческих банков. В результате нововведений выросла не только надежность, но и из- держки кредитной кооперации.

Сложные механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства. Рассмотренные выше финансовые механизмы носят базовый характер. На их основе можно строить более сложные схемы, основанные на комбинациях простых механизмов с добавлением организационных форм, напрямую не связанных с малым бизнесом, но удачно вписывающихся в систему государственной и коммерческой поддержки малого предпринимательства.

Бизнес-центры оказывают консультационные, маркетинговые, аудиторские услуги малым предпринимателям. В дополнение к описанным выше механизмам в такого рода центрах могут оказываться услуги по аренде офиса, оргтехники, тренингу.

Бизнес-инкубаторы не только предоставляют в аренду универсальное оборудование, но и снижают расходы предпринимателя на содержание инфраструктуры (охрана, централизованное водо-, газо-, энергоснабжение). Учитывая масштабы работ по реструктуризации крупных промышленных предприятий, можно утверждать, что роль бизнес-инкубаторов будет возрастать уже в ближайшем будущем.

Комплексное обслуживание малых предприятий. Сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательными клиентами для банков и других коммерческих структур. Однако в тех случаях, когда малые предприятия одновременно пользуются услугами аудиторской, консалтинговой, юридической, маркетинговой, обучающей, страховой, лизинговой компаний, то за счет комплексного обслуживания снижаются затраты по контролю над деятельностью малого предприятия, а само предприятие получает скидки на услуги, предоставляемые комплексом перечисленных фирм. Хозрасчетная эффективность позволяет не создавать новые государственные структуры поддержки предпринимательства, а сконцентрировать внимание на налаживании конструктивных договорных взаимоотношений между уже существующими и доказавшими свою жизнеспособность на рынке услуг для малого бизнеса негосударственными структурами.

Реструктуризация промышленных предприятий. Еще на заре кооперативного движения наибольших успехов добились кооперативы, которые создавались при крупных предприятиях. Сегодня льготы в виде устойчивого рынка сбыта, налаженного производства, низких собственных накладных расходов, льготных товарных кредитов, лизинга оборудования могут получать те малые предприятия, которые встроены в технологическую цепочку промышленного производства. Хотя сами промышленные предприятия сегодня переживают далеко не лучшие времена, частично задействованные мощности все же лучше полностью мертвых цехов, невыплаченной зарплаты и растущих долгов. В конце концов, созданное на базе участка, бригады, смены малое предприятие - это всего лишь доведенный до логического конца принцип социалистического внутрипроизводственного хозрасчета, бригадный подряд в условиях рынка.

Рассмотренные в таблице 23 варианты реструктуризации крупных компаний в малые предприятия являются типовыми «кирпичиками», из которых можно строить различные более сложные схемы реструктуризации. В частности, наряду с участием в уставном капитале материнская компания может сдавать малому предприятию необходимое оборудование в аренду. Допускается внесение прав аренды оборудования в качестве взноса в уставный капитал. В исключительных случаях на основе мирового соглашения допустимо также погашение задолженности по заработной плате продажей доли в капитале создаваемых малых предприятий.

Таблица. Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства

Механизмы финансовой поддержки малых предприятий Интересы коммерческих структур Интересы малых предприятий Рекомендации по использованию в рамках программ поддержки малого предприним.

1. Субсидирование процентных ставок Расширение рынка за счет новых малых предприятий Удешевление процентов по кредиту Субсидирование ставок по всем кредитам группам предприятий МСП

2. Гарантийные фонды кредитования Снижение рисков невозврата кредитов Снижение ставки кредитования на 1-3% Размещение гарантийных фондов на конкурсной основе

3. Льготное кредитование Мультипликация объема выданных кредитов Снижение ставок по кредитам за счет ставок по депозитам Одно из условий конкурсного размещения гарантийных фондов

4. Франчайзинг Расширение бизнеса только за счет переменных издержек Экономия на постоянных издержках Тиражирование российского опыта франчайзинга

5. Консалтинг Повышение качества подготовки и сопровождения проектов Экономия на издержках по разработке проектов 2,5-3% Активизация взаимодействия банков и консалтинговых фирм

6. Централизованный бухгалтерский учет Расширение клиентской базы аудиторских фирм Экономия по начислениям на зарплату бухгалтерии и налоговое планирование Расширение опыта работы аудиторских фирм по централизованному бухучету на малых предприятиях

7. Венчурное финансирование Выход на высокодоходные проекты Первичная финансовая поддержка инноваций Опытная проработка венчурных инвестиций

8. Кредитные союзы Аккумуляция денежных средств Льготы при целевом кредитовании участников союза на 5-7% Экспериментальное участие в софинансировании

9. Бизнес-центры Комплекс услуг для широкого круга клиентов Экономия на орграсходах по ведению бизнеса Аккредитация бизнес-центров для взаимодействия с инвесторами

10. Бизнес-инкубаторы Рост числа клиентов, занятых в производственной сфере Экономия на аренде производственных мощностей и общепроизводственных расходов Создание бизнес-инкубаторов с современным оборудованием, полученным по связанным кредитам

Бизнес с малым бизнесом: из опыта работы банка «Центр-инвест»

В 1997 году банк «Центр-инвест» предложил своим клиентам программу поддержки малых предприятий, которая включала не только прозрачные банковские услуги, но и решение типичных проблем малого предпринимательства: освобождение предпринимателей от общения с налоговой инспекцией путем передачи ведения учета и отчетности на аутсорсинг аудиторской фирме, правовую поддержку, интернет- консалтинг, охрану и страхование бизнеса. Точка безубыточности программы достигалась при наличии 150 малых предприятий-клиентов. Через два месяца их количество достигло 450. Успех программы был настолько заметен, что команду банка «Центр-инвест» пригласили для финансового оздоровления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Задача была решена менее чем за 6 месяцев, а банк «Центр-инвест» приобрел уникальный опыт и знания о механизмах государственной поддержки предпринимательства. Этот опыт нашел свое отражение в книге автора «Малый бизнес: made in Russia», которая вышла в свет в 1999 году и уже стала библиографической редкостью (http://centrinvest.ru/ru/book/0201.html).

В октябре 1998 года клиенты банка «Центр-инвест» получили программу антикризисного маркетинга, которая позволила им не только восполнить потери, но и захватить новые рынки, освободившиеся от тех, кто «упал, но не отжался» после августовского финансового кризиса.

Сегодня у банка «Центр-инвест» около 40 тыс. клиентов - субъектов малого предпринимательства. По количеству и объему кредитов, выданных малому бизнесу, банк «Центр-инвест» занимает, соответственно, 7-е и 15-е места в Российской Федерации.

Увеличив число клиентов-предпринимателей, банк «Центр-инвест» активизировал контакты с международными финансовыми институтами. В 2000 году банк получил право работать с 50 процентной гарантией Агентства США по международному развитию (USAID) по кредитам для малых предприятий и стал партнером HERMES. В 2002 году IFC заключила первый договор с банком для кредитования на срок до двух лет малых предприятий. В 2002 году банк был включен в программу гарантий ЕБРР по торговому финансированию. В 2004 году ЕБРР стал акционером банка. В 2005 году в число акционеров вошел также DEG. Авторитет работы банка «Центр-инвест» с малым бизнесом позволил привлечь долгосрочные кредиты IFC, EBRD,KfW, FMO, BSTDB, Австрийского банка развития, РосБР, получить синдицированные займы на российском и международных финансовых рынках, выпустить облигации. В 2006 году банк «Центр-инвест» стал первым банком-партнером IFC по программе энергоэффективности, а в 2007 году за успех в реализации этой програм- мы стал серебряным призером конкурса Financial Times и IFC в номина- ции Sustainable Bankers of the Year («Устойчивые банкиры года»). В кон- це 2007 года стартовала аналогичная программа энергоэффективности с уклоном на проекты малого бизнеса совместно с ЕБРР и FMO. В 2008 году банк стал первым партнером KfW в России по финансированию энергоэф- фективных проектов малого бизнеса. Для предпринимателей Юга России банк «Центр-инвест» предоставляет услуги по внешнеэкономическим контрактам, гарантиям, аккредитивам и структурному финансированию, поскольку является участником программ торгового финансирования ЕБРР и IFC, а также имеет аккредитацию в немецком агентстве HERMES (c 1999 года), итальянском SACE (с 2004-го).

Одновременно банк «Центр-инвест» расширил свои программы для малых предприятий Юга России в Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Представители банка работали в Советах по малому предпринимательству при администрации Ростовской области и Южного федерального округа. Признанием этих успехов стали ежегодные призовые места в рейтингах региональных СМИ, приз «Вектор успеха» администрации Ростовской области. В условиях глобального кризиса банк «Центр-инвест» признан по результатам опроса еженедельника «Город N» самой успешной компанией года.

В дальнейшем изучение мирового опыта для решения российских проблем позволило предложить технологии работы с малым бизнесом на уровне лучшей мировой практики и сформировать новую идеологию роли малого бизнеса в современном мире.
Проверь себя
Какие существуют недостатки финансового обеспечения программы развития малого бизнеса и какие меры можно предпринять, чтобы их преодолеть?
Как определяется критерий бюджетной эффективности проекта?
Каковы роль и значение конкурсной поддержки малого предпринимательства?
Какие механизмы существуют для финансовой поддержки малого предпринимательства? Какие из них представляются вам наиболее эффективными и в каком случае?

Выполните задания

Выберите из таблицы финансовые механизмы, которые позволят обеспечить коммерческий успех вашего проекта предпринимательской деятельности.

Риски проекта и страхование
Любая предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с риском. Это значит, что просчеты бизнес- планирования могут привести к убыткам, разорению или даже банкротству. Полностью избежать рисков невозможно, но важно уметь правильно оценивать риски и снижать опасности, которые они несут.

Одной из эффективных мер является страхование - создание за счет денежных средств государства, предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных случайными неблагоприятными событиями.

Сегодня страховые компании включают в пакет страхования малого бизнеса следующие основные виды страхования:
имущественное страхование позволяет застраховать имущественные риски, связанные с эксплуатацией и использованием помещений офиса, оборудования, мебели, товаров на складах и т. п., а также на случай их кражи, порчи или других вредных воздействий;
страхование ответственности позволяет застраховать ответ- ственность Страхователя за причинение вреда третьим лицам (например, клиентам солярия, если им был нанесен вред здоровью);
личное страхование позволяет снизить риски, связанные с деятельностью персонала.

Выполните задания

Проанализируйте возможные рисковые ситуации для вашего бизнеса и оцените виды страхования, которые помогут уменьшить или компенсировать эти риски.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях