Каким требованиям должно отвечать современное планирование. Функция планирования. Принципы планирования и требования, предъявляемые к планам. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам

1.Разрабатывается на весь учебный год.

2. Количество образовательной деятельности должно соответствовать учебному плану ДОО и САНПИН.

3. Тема и программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям ОПДОО.

4. Указывается методическая литература и страница.

Принципы планирования :

    Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

    Учет индивидуальных особенностей. (Необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).

    Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (НОД, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной игровой деятельности и общения со сверстниками).

    Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании НОД и требования к их сочетаемости (планирование НОД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных НОД с занятиями с высокой двигательной активностью).

    Учет уровня развития детей (проведение НОД, индивидуальной работы, по подгруппам).

    Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только в НОД, но и в других видах деятельности).

    Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий.

Условия:

1.Знание программных задач.

2.Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3.Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

(Если задача используется на занятиях более 4 раз, выносится ли она Вне НОД)

4.Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали - каждый в отдельности.

Календарный план - предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом (1987 г). Строится на принципе календарно-тематического планирования.

    объем плана в условно-учебных часах.

    тематика, содержание, количество НОД для прохождения каждой темы.

    оптимальные формы проведения НОД, методы и приемы обучения для достижения поставленных целей и задач.

    остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года.

Планирование образовательного процесса в доу

Выводы и предложения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Демократизация и гуманизация жизни дошкольного образовательного учреждения возможны лишь на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителя.

Наступило время, когда основу управления ДОУ должны составлять не только отдельные удачные решения и опыт лучших коллективов. Необходимы глубокие знания основных положений науки управления, социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда. Только это поможет найти ответы на вопросы: как выжить в условиях рынка? Какой должна быть организация ДОУ, чтобы между сотрудниками сложились доброжелательные отношения? Как спланировать работу ДОУ и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов?

Основными компонентами системы управления являются директор, его заместители, педагоги, родители. Доминирующая роль в системе управления принадлежит руководителю. Любая работа начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы ДОУ со школой, семьей, культурно-образовательными учреждениями -- с другой. Квалифицированное составление плана -- одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

Планирование -- основа содержания воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Оно позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок -- с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей -- с другой. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование должно отвечать целому ряду требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

Объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

Четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;

Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного -- программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования или бесед с педагогами, поможет старшему воспитателю составить карту педагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета. Таким образом, прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:

Анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения;

Анализ затруднений педагогов, воспитателей.

План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации. Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе). Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации.

Основные задачи планирования:

Обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Вычленение главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

Определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

Воспитание ответственности каждого члена коллектива.

Для успешной реализации цели и задач планирования необходимо руководствоваться принципами научности, оптимальности, комплексного подхода, перспективности, систематического подхода и коллегиальности.

Примерный план работы учреждения на год:

1. Педагогический анализ деятельности ДОУ за предыдущий год.

2. Определение достигнутого уровня развития коллектива ДОУ, формулирование целей и задач на новый период.

3. Выявление путей решения поставленных задач и направлений дальнейшего развития коллектива.

4. Корректировка структурной формы плана и определение ответственных за составление каждого раздела.

5. Комплектование творческих групп по разработке разделов плана; инструктаж участников творческих групп;

6. Проведение анкетирования воспитателей с целью изучения их мнения об актуальных направлениях работы ДОУ; планирование группами разделов плана.

7. Обсуждение проекта плана.

8. Координация плана руководителем ДОУ.

9. Утверждение плана работы ДОУ на заседании педагогического совета.

Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу.

В практике работы руководителей накоплен разнообразный опыт планирования работы с кадрами на месяц.

1-й вариант. Циклограмма деятельности. Многие руководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организовать свой труд, учесть основные направления деятельности и плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу на месяц и на каждый день. При этом если происходит отмена запланированного, то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты, которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.

2-й вариант. Самый распространенный в практике работы руководителей -- ежедневник. Используются ежедневники самых разных форматов и вариантов оформления.

3-й вариант. Картотека дел. Она имеет три раздела: план на месяц; план на день; выполнение. В начале учебного года заведующая выписывает на отдельные карточки основные мероприятия и раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках и раскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Карточки с выполненными делами перемещаются в третий раздел «Выполнение». Если запланированное мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующий день или месяц.

4-й вариант. Технологическая карта управления дошкольным учреждением. Такие технологические карты управления дошкольным учреждением предусматривают оказание помощи руководителям в планировании, размещении основных мероприятий по руководству и контролю во времени. Они имеют специфику каждого региона и конкретного дошкольного учреждения.

Повторность организационных мероприятий дает возможность опытному руководителю составить циклограмму деятельности на каждый месяц.

Опыт показывает, что наиболее эффективным является комплексное планирование контроля в виде таблицы.

Организация ДОУ определяет работу всех сотрудников, условия пребывания детей в ДОУ, организацию учебно-воспитательного процесса. Правильно выстроенное управление детским садом гарантирует предоставление дошкольного образования на высшем уровне.

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т.е. отказаться от части задач или сократить их объем.

Актуальные вопросы профессиональной деятельности ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Лицензирование это процедура установления:

1) образовательного статуса дошкольного учреждения;

2) статуса юридического лица ДОУ;

3)соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям;

4) процедура, обеспечивающая финансирование ДОУ.

2. В законе РФ об образовании дано определение системы образования.

1) Совокупность всех учебно-воспитательных учреждений страны.

2) Система преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети образовательных учреждений различных форм, типов и видов, системы органов управления.

3)Совокупность учебно-воспитательных учреждений страны, осуществляющих основные принципы политики государства в области просвещения.

3. С целью развития коллектива организации, наиболее целесообразно использование следующих методов:

1) административных;

2) социально-психологических;

3) экономических;

4) организационно-распорядительных.

4. Определение основных операций управленческого цикла, характерно для:

1) интегративного подхода;

3) управленческого подхода;

4) функционального подхода.

5. Определение основных направлений деятельности руководителя, характерно для:

1) интегративного подхода;

3) управленческого подхода;

4) функционального подхода.

6. Педагогический коллектив – это:

1) люди, работающие в одном учреждении;

2) объединение людей, подчиняющихся одному руководителю;

3) группа педагогов, объединенных общими целями деятельности образовательного учреждения, которые достигаются в процессе взаимодействия;

4) команда, в которой царит взаимопонимание и поддержка.

7.Отсутствие внешних агрессивных проявлений между конфликтующими сторонами, использование косвенных средств воздействия характерно для:

1) антогонистического конфликта;

2) горизонтального конфликта;

3) скрытого конфликта;

4) внутриличностного конфликта.

8. Поиск решений конфликтной ситуации за счет взаимных уступок, выработка решения, устраивающего все участвующие стороны, характерны для следующей стратегии поведения:

1) компромисс;

2) сотрудничество;

3) избегание;

4) приспособление.

9. Современное планирование должно отвечать следующим требованиям:

1) гибкость;

2) коллегиальность выработки планов;

3) непрерывность планирования;

4) все варианты верны.

10. Определение механизма распределения ресурсов для достижения среднесрочных целей осуществляется при:

1) стратегическом планировании;

2) перспективном планировании;

3) тактическом планировании;

4) оперативном планировании.

11. Выбор формы планирования обусловлен (укажите лишнее):

2) предпочтениями руководителя, насколько она ему удобна в работе;

3) временным периодом, на который осуществляется планирование;

4) регламентациями вышестоящих организаций.

12. Организация как функция управления заключается в:

1) определении перспектив развития учреждения и основных направлений его работы;

2) упорядочении деятельности учреждения, создании его структуры;

3) распределении обязанностей между его членами с целью реализации намеченных планов и достижения желаемых результатов;

4) объединении пунктов б и в.

13. Какой из организационных механизмов предполагает определение функций, содержания работы и полномочий каждого сотрудника организации:

1) нормирование;

2) регламентирование;

3) инструктирование;

4) делегирование.

14. Определите соотношение понятий "контроль" и "анализ":

1) это синонимы;

2) они не связаны;

3) процедура контроля предполагает осуществление анализа;

4) контроль и анализ - это различные процедуры, но они взаимодополняющие.

15. Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

1) от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности;

2) в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;

3) в ней возникают и формируются частные психические процессы;

4) все ответы верны.

16. По временному признаку различают три группы педагогических задач:

1) стратегические;

2) тактические;

3) оперативные;

4) дидактические.

17. Какое из перечисленных качеств относится к коммуникативным умениям педагога?

1) анализ социальной ситуации;

2) соблюдение конфиденциальности;

3) обработка диагностической информации;

4) самоанализ собственной деятельности.

18. Личность ребенка существует, проявляется и формируется:

1) только в человеческом обществе;

2) в деятельности;

3) в общении;

4) все ответы верны.

19. «Т иповое положение» о дошкольном учреждении определяет задачи детского сада :

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка;

2) обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

3) подготовка детей к школе;

4) интеллектуальное и личностное развитие ребенка

5) все ответы верны

20. Внедрение передового педагогического опыта осуществляется через:

1) наставничество педагогов -мастеров;

2) педагогические практикумы, семинары и тренинги;

3) различные формы научного и методического обобщения: доклады, брошюры, статьи, методические разработки, мастер- классы, творческие мастерские, научно – практические конференции.

4) все ответы верны.

21. .

3) детский сад;

4) детские фильмотеки;

22. Следует ли до сих пор руководствоваться Конвенцией

2) нет необходимости;

3)Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во времяорганизации педагогического процесса;

4) иногда;

5) она не направлена на содержание образования.

23.

1) дозированные движения;

2) двигательная активность;

5) экскурсии в музеи.

24. Какие принципы и требования должен отражать ре­жим жизни детей в ДОУ?

4) наследственность;

5) социальное развитие.

25.Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей, - это деятель­ность.

1) трудовая;

2) правовая;

3) игровая;

4) клубная;

5) семейная.

26.

4) занятие;

5) педсовет.

27.Что входит в структуру дидактической игры с детьми?
1) дидактическая задача;

2) сотрудничество детей;

4) связь с социумом;

5) работа с бумагой.

28. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников?

1) на формирование сознания;

2) на развитие познавательной активности;

3) на развитие речи детей;

5) на связь с семьей.

2) Проблемные ситуации.

1) констатирующего характера;

2) репродуктивного характера;

3) проблемного характера.

31. Традиционными средствами формирования элементарн :

3) дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради;

4) демонстрация, инструкция, пояснение;

5) указания, разъяснения, вопросы к детям.

представлений нацелены на...

33. ...

6) предметно-действенные.

34 .
1) к 1,5 годам;

2) к 1 году;

3) к 9 месяцам;

4) к 6 месяцам;

5) к 2 годам.

35. Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?

3) расскажи о...;

4) придумай рассказ о...;

5) вспомни историю о....

36. речи детей?

1)расстояние между компьютерами должно быть не менее1,2 м;

2)естественный свет должен падать с боку;

3)расстояние между монитором компьютера и глазами ребенка должно быть не менее 50 см;

4)расстояние от компьютера до батареи отопления должно быть не менее 0,8 м;

5)одновременно за одним компьютером должны заниматься 2ребенка.

37. ному языку?

1)воспитывать интерес и уважение к культуре другой страны;

2)прививать элементарные навыки устной речи;

3)способствовать приобретению детьми лингвистических знаний;

4)формировать навыки и умения в вычислениях и измерениях;

5)создавать условия для овладения первичной коммуникацией.

38.

39.

1) Моделирование.

2) Наблюдение.

3) Беседа.

4) экспериментирование

40.

1) с 3-х лет

2) с4-х лет.

3) с 5-ти лет.

4) с 6-ти лет.

Актуальные вопросы профессиональной деятельности ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей?

2)детскому саду;

4)детской площадке;

5)родственникам.

2. Исследованиями ученых доказано, что ведущими факторами­

3. Вычеркните один из признаков гармоничной семьи,который ей не соответствует ...

1) все члены семьи общаются между собой;

2)все члены семьи умеют слушать друг друга, в спорах учитывается мнение каждого;

3)члены семьи умеют распределить и выполнить обязан­ности другого члена в случае необходимости;

4)постоянные ссоры и конфликты между членами семьи;

5)сочетание любви, дружбы и ответственности в отношениях­между родителями.

4. Показатель кризиса семьи в современном обществе -это...

1) ранний возраст вступления в брак;

2) эмоциональный характер отношений между супругами;

3) раздельное проживание молодой семьи от бабушек идедушек;

4) увеличение хозяйственно-бытовых проблем;

5) вышеперечисленные факторы.

5. Новый подход в работе педагога с родителями - это...
1) общение на основе диалога;

3) указание на просчеты и ошибки в воспитании;

4) назидательный стиль общения;

5) отказ от критики собеседника.

6. Назовите новые формы дошкольного образования .
1) детский сад - начальная школа;

2) группы подготовки детей к школе;

3) детский сад;

4) детские фильмотеки;

5) группы кратковременного пребывания детей в ДОУ.

7. Следует ли до сих пор руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогически го процесса в ДОУ?

1) она не связана с педагогическим процессом;

2) нет необходимости;

3) Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во времяорганизации педагогического процесса;

5)она не направлена на содержание образования.

8. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.

1) дозированные движения;

2) двигательная активность;

3) наличие проблемных ситуаций;

4) сокращение времени дневного сна за счет занятий;

5) экскурсии в музеи.

9. Какие принципы и требования должен отражать ре­жим жизни детей в ДОУ?

1) учет возрастных возможностей детей;

2) предусматривать интересы детей;

3) развивать творчество детей;

4) наследственность;

5) социальное развитие.

10. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей, - это деятель­ность...

1) трудовая;

2) правовая;

3) игровая;

4) клубная;

5) семейная.

11. Что является формой обучения детей в ДОУ?
1) консультации для родителей;

2) путешествие среди предметной среды;

4) занятие;

5) педсовет.

12. Что входит в структуру дидактической игры с детьми?
1) дидактическая задача;

2) сотрудничество детей;

3) присутствие на занятии родителей;

4) связь с социумом;

5) работа с бумагой.

13. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников?

1) на формирование сознания;

2) на воспитание познавательной активности;

3) на развитие речи детей;

4) на моделирование предметов окружающего мира;

5) на связь с семьей.

14. . Традиционными средствами формирования элементарн ых математических представлений являются :

1) оборудование для игр и занятий, комплекты наглядно-дидактического материала, литература;

2) компьютерные программы на специальных носителях,компьютер, магнитные доски;

в) дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради;

3) демонстрация, инструкция, пояснение;

4) указания, разъяснения, вопросы к детям.

15. Занятия по развитию элементарных математических представлений нацелены на...

1)закрепление, применение и расширение знаний и умений;

2)предъявление новых знаний, повторение и систематизациюпройденного материала, закрепление умений и навыков;

3) устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка;

4) формирование интереса к математике, подведение итогов;

5) повторение, применение и отработку знаний, умений и навыков.

16. Показателями активной мыслительной деятельности дошкольников на занятиях является ...

1) наличие познавательного интереса, проявление активности, самостоятельности в процессе поиска решения задач; владение разнообразными мыслительными операциями, осуществление контроля и самоконтроля;

2) наблюдение ребенка за окружающей действительностью,сравнение предметов, обобщение признаков, классификация множеств, ориентировка в пространстве и в скрытыхматематических связях;

3) ясность ответов, осуществление практических и умствен­ныхдействий, разнообразие формулировок, обдумывание задач;

4) установление логической последовательности в задаче,самостоятельные ответы, грамматически правильная речь,умение оценивать деятельность и результат;

5) владение приемами измерения, сравнения, классификации, отсчитывания, присчитывания единиц, записи арифметических действий.

6) предметно-действенные.

17. К какому возрасту у ребенка появляются первые слова?
1) к 1,5 годам;

2) к 1 году;

3) к 9 месяцам;

4) к 6 месяцам;

5) к 2 годам.

18 Какая из инструкций к речевому заданию будет в боль шей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?

1) составь рассказ по картинке...;

2) придумай новую историю о...;

3) расскажи о...;

4) придумай рассказ о...;

5) вспомни историю о....

19. Противоречит гигиеническим правилам работы с компьютером в процессе проведения занятий, в т. ч. по разви­тию речи детей?

1) расстояние между компьютерами должно быть не менее1,2 м;

2) естественный свет должен падать с боку;

3) расстояние между монитором компьютера и глазами ребенка должно быть не менее 50 см;

4) расстояние от компьютера до батареи отопления должно быть не менее 0,8 м;

5) одновременно за одним компьютером должны заниматься 2ребенка.

20. Что не относится к задачам обучения детей иностран ному языку?

21. Укажите, из какого документа следующая выдержка:
«Родители - первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального раз­витияего личности в младенческом возрасте».

1)из Типового положения о ДОУ;

2)из учебника по педагогике;

3)из Конституции РФ;

4)из Гражданского кодекса РФ;

5)из закона РФ «Об образовании».

22. Ведущими факторами­ формирования личности ребенка в семье являются...

1)забота родителей о здоровье ребенка;

2)материальное благополучие семьи;

3)единство требований к детям;

4)вмешательство сотрудников детского сада;

5)отсутствие обязанностей у ребенка в семье.

23. Исключите лишнее понятие: Функции семьи делятся на

1)специфические и неспецифические;

2) продуктивные и непродуктивные;

3)воспитательные и социального контроля

4)типологические и индивидуальные;

5)хозяйственно-бытовые и экономические.

24.Семья - это...

1) важнейший институт социализации ребенка, исторически­конкретная система взаимоотношений между супругами,родителями и детьми;

2) люди, состоящие в браке;
3) дети и их родители;

4) сообщество взрослых, предполагающее защиту и удовлетворение­элементарных потребностей детей;

5) биосоциальная структура, ограждающая от голода и пси­хическойдепривации детей.

25. Особенностью формирования у детей дошкольного воз­раста представлений о семье выступает наличие сразу трех связующих категорий единства...

1)единства требований к условиям воспитания;

2)единство жилища, единство хозяйственное и единство
происхождения, т. е. собственно родственная связь;

3)единства происхождения;

4)единства интеллекта и аффекта;

5)единства матери и ребенка.

26. К традиционным формам общения педагога с семьей относится ...

Варианты ответа:

1) конференция;

2)телефон доверия;

4)родительское собрание;

5)«круглый стол».

27. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относится.. .

1)информационный стенд;

3)консультация;

4)открытое занятие с детьми;

5)«Устный журнал».

28. Назначение досуговых методов работы с родителями заключается в том, чтобы...

1)охарактеризовать ребенка;

3) установить эмоциональный контакт между родителями и воспитателями ДОУ, поддержать его между детьми и роди­телями;

4)проанализировать положительный опыт домашнего воспитания­и обучения ребенка;

5)проанализировать ситуации.

29. Укажите, какие методы являются наиболее эффективными для

развития самостоятельности мышления дошкольников по математике:

1) Детское экспериментирование.

2) Проблемные ситуации.

4) Показ и объяснение воспитателя.

30. Мышление детей лучше развивается с помощью вопросов :

1) констатирующего характера;

2) репродуктивного характера;

3) проблемного характера.

4)проблемно-поискового характера.

31. Выберите из предложенных нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей .

1)вечера вопросов и ответов;

2)выставки детских работ;

3)индивидуальные консультации;

4)наблюдение;

5) анкетирование.

32. Занятия по развитию элементарных математических представлений нацелены на...

1) закрепление, применение и расширение знаний и умений;

2)предъявление новых знаний, повторение и систематизациюпройденного материала, закрепление умений и навыков;

3) устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка;

4) формирование интереса к математике, подведение итогов;

5) повторение, применение и отработку знаний, умений и навыков.

33. Показателями активной мыслительной деятельности дошкольников на занятиях является ...

1) наличие познавательного интереса, проявление активности, самостоятельности в процессе поиска решения задач; владение разнообразными мыслительными операциями, осуществление контроля и самоконтроля;

2) наблюдение ребенка за окружающей действительностью,сравнение предметов, обобщение признаков, классификация множеств, ориентировка в пространстве и в скрытыхматематических связях;

3) ясность ответов, осуществление практических и умствен­ныхдействий, разнообразие формулировок, обдумывание задач;

4) установление логической последовательности в задаче,самостоятельные ответы, грамматически правильная речь,умение оценивать деятельность и результат;

5) владение приемами измерения, сравнения, классификации, отсчитывания, присчитывания единиц, записи арифметических действий.

6) предметно-действенные.

34. Дайте определение понятию «образование»?
1)процесс и результат обучения;

2) учение;

3) результат обучения;

4) результат воспитания;

5)цель воспитания.

35. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.

1) дозированные движения;

2) двигательная активность;

3)наличие проблемных ситуаций;

4)сокращение времени дневного сна за счет занятий;

5)экскурсии в музеи.

36. На что следует обратить внимание воспитателям при
организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?

1)на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;

2)на отношение детей к наказаниям;

4)на заботу родителей о ребенке;

5)на планы работы педагога-психолога ДОУ.

37. Что не относится к задачам обучения детей иностран ному языку?

1) воспитывать интерес и уважение к культуре другой страны;

2) прививать элементарные навыки устной речи;

3) способствовать приобретению детьми лингвистических знаний;

4) формировать навыки и умения в вычислениях и измерениях;

5) создавать условия для овладения первичной коммуникацией.

38. Какие наглядные приемы являются ведущими при изображении

сюжета в рисовании, лепке, аппликации?

1) Рассматривание образца, игрушки.

2) Наблюдение окружающей действительности,

рассматривание картин, иллюстраций.

3) Показ способов рисования, лепки, аппликации.

39. Какой метод работы лежит в основе разных видов деятельности,

направленной на познание природы?

1) Моделирование.

2) Наблюдение.

3) Беседа.

4) Экспериментирование.

40. С какого возраста можно привлекать детей к практической, исследовательской работе в природных условиях?

1) с 3-х лет

2) с4-х лет.

3) с 5-ти лет.

4) с 6-ти лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение

Приложение 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК Психология 1. Личностно-ориентированный педагог убежден, что хороший ученик: 1. дисциплинированный, опрятный и успевающий в учебе; 2. грамотный, начитанный; 3. ответственный; 4. самостоятельный, инициативный. 2. Взаимодействие предполагает: 1. манипулирование; 2. монолог; 3. диалог; 4. конфликт. 3. Каковы факторы развития личности: 1. биологические; 2. социальные; 3. биологические и социальные; 4. факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно). 4. Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является: 1. резкий скачок в процессе формирования Я - концепции и развитием самосознания; 2. открытие подростком своего внутреннего мира; 3. образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности, степени заинтересованности другими людьми и т.д.; 4. все утверждения верны. 5. Образ «Я» - это… 1. то, каким меня видят другие; 2. то, каким я себя представляю; 3. то, каким я являюсь в действительности; 4. то, каким я хочу быть. 6. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется: 1. приоритетом учителя над учеником; 2. сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию; 3. приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога». 7. Профессионально-педагогическая компетентность – это … 1. общая успешность педагога в профессиональной деятельности; 2. теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности; 3. уверенность в собственных силах; 4. практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности. 8. Ведущей деятельностью подросткового возраста является… 1. непосредственно эмоциональное общение; 2. ролевая игра; 3. учебная деятельность; 4. интимно-личностное общение. 9. Укажите сущностные характеристики личности (выберите из предложенных те, которые отражают суть личности): 1. человек как социальное существо; 2. человек как представитель вида Homo sapiens; 3. субъект деятельности и общения. 10. Идеал «Я» - это… 1. то, каким меня видят другие; 2. то, каким я себя представляю; 3. то, каким я являюсь в действительности; 4. то, каким я хочу быть. 11. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются: 1. зоной актуального развития; 2. зоной ближайшего развития; 3. зоной перспективного развития. 12. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их – это … 1. конструирование; 2. сюжетно-ролевая игра; 3. труд; 4. учебная деятельность. 13. Мышление ребенка, которое осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами, называется: 1. наглядно-действенное; 2. наглядно-образное; 3. словесно-логическое. 14. Готовность к обучению в школе определяется 1. уровнем интеллектуального развития ребенка; 2. степенью сформированности мотивации к общению со сверстниками; 3. уровнем личностного, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка. 15. Произвольность психических процессов – это новообразование 1. дошкольного возраста; 2. младшего школьного возраста; 3. подросткового возраста. 16. Рефлексия – это 1. врожденная потребность организма; 2. психофизическая характеристика человека; 3. процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний; 4. эмпатия, готовность понять другого человека. 17. Что значит «индивид»? Это … 1. живой организм; 2. представитель вида Homo sapiens; 3. человек – представитель социума. 18. Мышление, характеризующееся тем, что при решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений, называется 1. наглядно-действенное; 2. наглядно-образное; 3. словесно-логическое. 19. Кризис 7 лет – это: 1. период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности; 2. легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх; 3. все ответы верны; 4. правильного ответа нет. 20. Что значит «индивидуальность»? Это … 1. набор черт характера; 2. своеобразие психики и личности индивида; 3. тип темперамента; 4. типичные черты представителя определенной культуры. 21. Личностно-ориентированное образование призвано учесть субъективный опыт ребенка, т.е.: 1. знания, накопленные ребенком ранее и умения, сформированные в предшествующий период; 2. опыт взаимодействия с родителями в период раннего развития; 3. накопленный опыт взаимодействия со сверстниками; 4. все определения верны и дополняют друг друга. 22. Как называется одна из основных подструктур личности, определяющая весь психологический склад личности, ориентирующая жизнь и деятельность человека? 1. опыт; 2. темперамент; 3. ценностные ориентации; 4. направленность личности; 23. Каковы факторы развития личности: 1. биологические; 2. социальные; 3. биологические и социальные; 4. факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно). 24. Взаимодействие предполагает 1. манипулирование; 2. монолог; 3. диалог; 4. конфликт. 25. Выберите наиболее точное определение: личностно-ориентированное образование – это … 1. образование, нацеленное на воспитание личности; 2. образование, нацеленное на формирование общественно-значимых качеств личности в соответствии с заданным образцом; 3. образование, основанное на воспроизведении прошлого опыта в подрастающем поколении; 4. образование, нацеленное на воспитание личности с учетом опыта предшествующих поколений и субъективного опыта детей. 26. Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется: 1. приоритетом учителя над учеником; 2. сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию; 3. приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога». 27. В результате педагогического взаимодействия изменяется… 1. поведение, деятельность, отношения, установки ребенка; 2. поведение, деятельность, отношения, установки взрослого; 3. поведение, деятельность, отношения, установки ребенка и взрослого. 28. Какие отношения в структуре направленности личности педагога, являются ведущими, определяющими общий характер направленности: 1. отношение к людям; 2. отношение к делу; 3. отношение к себе. 29. В основе педагогической направленности учителя, ориентированного на личностную модель взаимодействия, прежде всего: 1. прагматические взгляды на жизнь, понимание значимости достижения успеха; 2. опыт сотрудничества и достижения высот в различных областях знания; 3. гуманистические ценности, приоритет духовных ценностей над материальными. 30. Отметьте синоним к понятию «первый тип ответственности личности» 1. сила; 2. экстернальность; 3. расчетливость; 4. интернальность. 31. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм это: 1. дидактика; 2. методика воспитания; 3. педагогика; 4. диалектика. 32 Традиционное обучение (предметно ориентированное) предполагает: 1. поддержку инициативы учащихся; 2. творческую самореализацию учащихся; 3. решение учебных задач преимущественно по образцу. 33. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения: 1. проблемное обучение; 2. инновационное обучение; 3. репродуктивное обучение. 34. Повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества: 1. тренинг; 2. дидактическая игра; 3. упражнения. 35 Форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения: 1. урок; 2. внеклассное мероприятие; 3. кружковая работа. 36. К методам контроля и самоконтроля в обучении относятся: 1. словесные, наглядные и практические; 2. индуктивные и дедуктивные; 3. устный, письменный, лабораторно-практический. 37. Обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля 1. учебная программа; 2. программа воспитания; 3. образовательный стандарт. 38. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека: 1. воспитание; 2. обучение; 3. социализация. 39. Материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником: 1. средства обучение; 2. формы обучения; 3. методы обучения. 40. Форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью: 1. практическая работа; 2. самостоятельная работа; 3. экскурсия. Педагогика 41. Целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности: 1. педагогический процесс; 2. педагогическая система; 3. модель обучения. 42. Процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки: 1. верификация; 2. модернизация; 3. сертификация; 43. Обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем: 1. беседа; 2. доклад; 3. дискуссия; 44. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения это: 1. задачи дидактики; 2. методы дидактики; 3. принципы дидактики. 45. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач): 1. воспитание; 2. преподавание; 3. обучение. 46. Проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений: а) лабораторная работа; б) дидактическая игра; в) упражнение. 47. Явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества: 1. предмет педагогики; 2. закономерности; 3. объект педагогики. 48. Целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний: 1. учение; 2. обучение; 3. образование. 49. Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства: 1. приучение; 2. система умений; 3. навыки. 50. Истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений: 1. диспут; 2. пример; 3. объяснение. 51. Соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно: 1. систематичность и последовательность; 2. сознательность; 3. формирование мировоззрения школьников; 52. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся: 1. словесные, наглядные и практические; 2. стимулирования и мотивации; 3. устный, письменный, лабораторно-практический. 53. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи: 1. лабораторная работа; 2. практическая работа; 3. дидактическая игра; 54. Применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению: 1. фронтальный контроль; 2. письменный контроль; 3. устный контроль. 55. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности): 1. знания; 2. умения; 3. навыки. 56. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения: 1. практическая работа; 2. домашняя работа; 3. упражнение. 57. Показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства: 1. иллюстрация; 2. демонстрация; 3. практическая работа. 58. Основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования: 1. базисный учебный план; 2. учебная программа; 3. календарный план. 59. Принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения: 1. наглядность; 2. доступность; 3. достоверность. 60. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных: 1. анализ; 2. синтез; 3. понимание. 61. Вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников – это: 1. воспитательная работа; 2. научно-методическая работа; 3. преподавание. 62. При каком стиле педагогического руководства учитывается индивидуальность личности учащегося, совместная деятельность мотивируется педагогом, поощряется активность и инициатива? 1. либеральном; 2. авторитарном; 3. демократическом. 63. Компонент педагогической деятельности, направленный на проникновение во внутренний мир человека: 1. исследовательский; 2. контрольно-оценочный; 3. перцептивный. 64. Государственный образовательный стандарт – это: 1. национальный стандарт на выпуск образовательной продукции; 2. стандарт, регламентирующий взаимоотношения между учителем и учеником; 3. основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. 65. Основные функции общения: 1. коммуникативная, перцептивная, интерактивная; 2. перцептивная, информативная, интерактивная; 3. информативная, коммуникативная, перцептивная. 66. Стиль руководства, при котором педагог берёт управление на себя, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, называется: 1. демократическим; 2. либеральным; 3. авторитарным. 67. Педагогический такт– это: 1. способность педагога установить контакт с учеником с целью обеспечения образовательного процесса; 2. умение педагога оценить существующую ситуацию в общении с учеником; 3. соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику. 68. Наличие совокупности аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений педагога составляет содержание: 1. теоретической готовности учителя; 2. практической готовности учителя; 3. готовности учителя к инновациям. 69. Система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности формирует: 1. позицию педагога; 2. зарплату педагога; 3. социальный статус педагога. 70. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности учителя, педагог должен: 1. изучать иностранные языки; 2. осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся; 3. систематически повышать профессиональную квалификацию. 71. К профессионально-значимым качествам личности учителя относится: 1. подвижность; 2. усидчивость; 3. эмпатия. 72. Процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств называется: а) самооценкой; б) самосознанием; в) самообучением; 73. К постоянным задачам педагогической науки относятся: 1. обобщение практического опыта; 2. выявление межличностных отношений в коллективе; 3. вскрытие закономерностей обучения и воспитания. 74. Наука, занимающаяся изучением воспитания и образования взрослых: 1. тифлопедагогика; 2. андрагогика; 3. пенитенциарная педагогика. 75. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей: 1. образование; 2. воспитание; 3. социализация. 76. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков это: 1. воспитательная цель; 2. образовательная цель; 3. цель обучения. 77. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения: 1. проблемное обучение; 2. инновационное обучение; 3. репродуктивное обучение. 78. Модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе: 1. метод воспитания; 2. метод обучения; 3. метод объяснения; 79. Педагог высокого профессионального уровня, способный предвидеть последствия воспитательной системы, сопрягать педагогические воздействия со стихийными социальными влияниями, учитывать индивидуальные особенности и особые обстоятельства формирования личности и находить конкретные педагогические решения в изменяющейся действительности: 1. предмет воспитания 2. субъект воспитания; 3. объект воспитания. 80. Организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия: 1. объяснительно-иллюстративный метод; 2. репродуктивный метод; 3. частично-поисковый метод. 81. Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы: 1. программа воспитания; 2. принципы воспитания; 3. методы воспитания. 82. Педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления: 1. умственное воспитание; 2. нравственное воспитание; 3. формирование мировоззрения школьников; 83. Форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение: 1. этика; 2. мораль; 3. норма. 84. Обучение, при котором на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы деятельности выбора обучаемыми репродуктивных задач: 1. проблемное обучение; 2. инновационное обучение; 3. репродуктивное обучение. 85. Организацию поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем обеспечивает: 1. объяснительно-иллюстративный метод; 2. частично-поисковый метод; 3. исследовательский метод. 86. Высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство: 1. ассоциация; 2. коллектив; 3. организация. 87. Процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни: 1. физическое воспитание; 2. нравственное воспитание; 3. формирование мировоззрения школьников; 88. Педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания: 1. воспитательная работа; 2. диагностика; 3. социализация. 89. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам: 1. толерантное отношение; 2. девиантное поведение; 3. субкультура молодежи. 90. Системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании общую картину мира и определяют направленность деятельности: 1. мировоззрение; 2. интеллектуальная культура; 3. общественная позиция.

Планирование (от лат. planus - ровный, плоский) означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения.

Планирование в управлении заключается в выборе варианта текущего или перспективного развития объекта управления на основе интересов объекта и с учетом его возможностей (ресурсов), отведенного периода времени и основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям объекта управления и внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения желаемого состояния планирование должно содействовать сокращению неиспользованных возможностей.

Одна из задач планирования в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности, прочности, устойчивости развития организации, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или страны в целом. Другая задача планирования - информационно-ориентирующая. При этом ключевую роль играет организация обратной связи: сначала предлагается первоначальный вариант решения, далее происходит корректирующая обратная связь, затем предлагаются окончательные ориентиры для менеджеров, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов власти невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них планов, программ, концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника. На уровне фирмы определяются миссия и цели, заключаются долгосрочные контракты, принимаются взаимные обязательства, а их реализация осуществляется по согласованному плану. Плановая и прогнозно-аналитическая функции необходимы в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении общественными благами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но они не могут быть в стороне и от планов государства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Кроме того, государство берет на себя целый ряд нормативно-правовых функций, устанавливающих правила взаимодействия между субъектами рынка, органами власти, гражданами. Данная деятельность государства директивная. Такой же характер имеют и цели, поставленные государством перед госпредприятиями и учреждениями, действующими в условиях рыночной среды. Государство определяет национальные и региональные приоритеты, цели социально-экономического развития, осуществляет поиск и привлечение ресурсов, формирование социально эффективных механизмов мотивации активной жизнедеятельности общества и его основных слоев. Все это реализуется через прогнозно-аналитическую, планово-программную и организационную деятельность правительственных органов с привлечением бизнеса, академической науки, общественности.

Принципы планирования следующие:

  • полнота: требуется учесть все аспекты и направления деятельности;
  • детализация: глубина определяется целью планирования;
  • точность;
  • простота и ясность;
  • непрерывность;
  • эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
  • выравнивание при планировании (учет "узких мест");
  • экономичность; при оценке экономичности планирования следует учесть его полезность и затраты на планирование.

Реализация функции планирования требует четко определить:

  • 1) объект планирования (что планируется);
  • 2) субъект планирования (кто планирует);
  • 3) период (горизонт) планирования (на какой срок);
  • 4) средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
  • 5) согласование планов (каких, с кем и при каких условиях).

Выделяется восемь этапов в процессе планирования.

I. Целеполагание: формулировка целей организации, страны, региона, города.

II. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей: какие из способов можно сразу исключить как нецелесообразные; какой из них является оптимальным.

III. Составление перечня необходимых действий: что нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.

IV. Составление программы работ (плана мероприятий): в каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой.

V. Анализ ресурсов: какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана; сколько времени уйдет на его выполнение.

VI. Анализ разработанного варианта плана: решает ли разработанный план поставленные на этапе I задачи; являются ли затраты ресурсов приемлемыми; есть ли возможность улучшить план.

VII. Подготовка детального плана действий: разработанный на предыдущих этапах план детализируется, выбираются согласованные сроки выполнения отдельных работ, рассчитываются необходимые ресурсы, определяются ответственные лица.

VIII. Контроль выполнения плана, внесение в случае необходимости изменений.

Планирование деятельности предприятия

Эффективность функционирования предприятия определяет­ся многими обстоятельствами. Среди них: правильность установ­ления «что, сколько, какого качества и к какому времени произ­водить продукцию или оказывать услуги» с учетом спроса и пред­ложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспе­чение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и пр.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон ис­пользования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каж­дое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочета­нию.

Это предполагает необходимость применения соответствую­щих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой явля­ется планирование производственной и хозяйственной деятель­ности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний про-мышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производ­ственной деятельности является важнейшим условием их выжи­ваемости, экономического роста и процветания, успешной реа­лизации принятой стратегии развития предприятия. И в самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной ус­тановкой его развития на будущее, то планирование представля­ет собой определение оптимальных путей производства и реали­зации продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ре­сурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, на­личия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной си­стеме хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприя­тия Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся «утренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, про­исходящих в хозяйственной среде.

Вместе с тем планирование будет действенным только в том ииучае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, ютда и как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, прини­маемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс приня­тия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по юемени цели и задачи развития предприятия в связи с изменени­ями. происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для п выполнения.


В-четвертых, планирование следует осуществлять попринципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в резуль­татах работы предприятия группы лиц (собственников, учреди­телей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов гроизводства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на дол­госрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобре­тением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рас­сматривать на краткосрочный период.

Реализация этих требований предполагает, что планирование я процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:

гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к из­менениям среды функционирования предприятия. Его соблюде- ние требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

непрерывность, предполагающая скользящий характер пла­
нирования, прежде всего в части систематического пересмотра
планов, «сдвигая» период планирования (например, после завер­
шения отчетного месяца, квартала, года);

коммуникативность, под которой понимается координация
и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все дол­
жно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

участие, предполагающее важность вовлечения в него всех
возможных участников процесса функционирования предприя­
тия;

адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооцен­
ки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что
реально происходящие процессы с рациональной точностью дол­
жны моделироваться при составлении плана предприятия;

комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех
направлений финансово-хозяйственной деятельности предприя­
тия;

многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из
альтернативных возможностей достижения поставленной цели.
Соблюдение этого принципа требует разработки различных сце­
нариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных
сценариев развития окружающей среды;

итеративность, предусматривающая неоднократность увяз­
ки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловли­
вает творческий характер самого процесса планирования.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, крат­косрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения од­ной из ведущих отраслей знания экономической науки - «Про­гнозирование и планирование экономической деятельности».

В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики пред-прпхтя о условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях