Педагогический менеджмент понятие и общая характеристика. Функции педагогического менеджмента. Функции пед управления

понятия «управление» .Современная педагогическая наука и практика придает ему строгий научно обоснованный характер.Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.

Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.

2. Понятие «педагогический менеджмент» .В условиях перестройки структур управления в нашей стране особое внимание уделяется менеджменту – управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как особенности менеджмента обусловлены совокупностью факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др.В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления : первый – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй – культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий – это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.

Современное ПОУ рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления ПОУ может происходить только на основе новых технологий управления его развитием.Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ПОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими его возможностями:

Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;

Обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;

Создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику , так как связан с творческой деятельностью людей. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта : совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением. В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых. Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.Менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми. В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

· - процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

· - управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

· - специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

· - умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

· - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

· - область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

В науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».

Современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.

П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ.КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.

"государственно-общественный характер управления образованием" В Законе РФ "Об образовании" провозглашён принцип: "демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений". Таковы два типа управляющего взаимодействия основных субъектов социума: государства и гражданского общества в определении и проведении образовательной политики, и решении целей и задач управления в сфере образования. Различие типов взаимодействия, хотя они и связаны, зависит от доминирования в них первых или вторых структур. Государственно-общественное управление имеет вертикальное строение и однонаправленные связи, находится под контролем государства, диктуя условия нижестоящим организациям (к числу которых относят и школу). Это чётко прослеживается в текстах Закона, где во всех статьях обосновываются цели, задачи, функции государства в отношении образовательных учреждений - механизмы государственного управления. Однако в Законе присутствует (хотя и рассматривается в гораздо меньшем объёме и как соподчинённая часть) общественная составляющая. Например, говорится о праве образовательных учреждений создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы - т.е. общественные структуры). Подчёркивается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, а это значит, что на сферу образования распространяются все гражданские права и свободы. Да и как реализовать другой принцип, провозглашённый в Законе - принцип свободы и плюрализма, если не опираться на общественную составляющую управления? С другой стороны, общественные структуры управления остаются неразвитыми и отчасти поэтому, отчасти из-за простого нежелания этого партнёрства со стороны государственных структур, закон работает далеко не в полную силу. Значит ли это, что требуется специально и дополнительно "прописать" (т.е. "разрешить использовать") право общественности на участие в управлении? Думается, что в этом нет необходимости. Потребность есть в другом - в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее. Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.Государство, поддерживая в системе управления образованием дружественного оппонента в лице родительского сообщества, должно будет заботиться о реальном обеспечении тех прав, полномочий, прерогатив, которые определены в существующих документах. Это - стратегическая задача.Тактическая задача - обеспечить возможность школ самостоятельно решать проблемы взаимодействия субъектов образования с учётом собственных условий и кадровых особенностей.Задача демократизации управления в результате конструктивного диалога школы, гражданского общества и государства состоит в том, чтобы связать всех субъектов в единой "упряжке" совместных действий на основе их реальной заинтересованности в развитии образования.Такая связь осуществляется в каждой школе на основе её самостоятельного определения и выбора модели соуправления (действия её органов, в работе которых участвуют все субъекты реализации образовательной политики). Механизмом изменения станет не комплекс особых разрешительных (со стороны государства) норм и положений, а конкретное (материальное или финансовое) поощрение со стороны государства тех школ, в которых продуктивное взаимодействие субъектов образования наиболее развито.Итак, общественно-государственное управление - управленческая деятельность, осуществляемая структурами гражданского общества - добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями и организациями граждан, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур самоуправления и соуправления. Эти объединения учреждаются по желанию самих граждан, свободны от правительственного контроля и могут на него воздействовать. При общественно-государственном управлении получают распространение культурно-образовательная автономия школы и ценности:

· признания широкого круга прав и свобод детей и взрослых в сфере образования и их обеспечения;

· участия детей и взрослых в различных органах школьного соуправления и местного самоуправления;

· признания их права участвовать в обсуждении, инициировании предложений и принятии решений в сфере образования в рамках деятельности органов школьного соуправления и местного самоуправления;

· свободного выражения мнения, которое всегда учитывается;

· регулярной смены (ротации и кооптации) представителей всех субъектов образования в органах самоуправления и соуправления. Доминирование общественно-государственных форм управления создаёт условия для:

· проявления высокой активности членов сообщества и их заинтересованного участия в деятельности;

· самоорганизации сообществ;

· действия процедур, как прямой демократии (непосредственного участия членов школьного сообщества в решении основных вопросов и претворении решений в жизнь), так и представительной демократии (основанной на выборах).Государственная и общественная составляющие управления имеют свои сильные и слабые стороны. Сравним их (см. таблицу ).

Государственная составляющая управления- плюсы: Финансирование и обеспечение развития материально-технической базы сферы образования. Использование ресурсов для решения задач развития образования. Минусы : Авторитаризм управленческой позиции.
Бюрократизм в принятии и исполнении решений. Ставка на административный нажим и давление на общественную инициативу, стремление ограничить её роль и снизить её значение. Тенденции к разрастанию и бюрократизации структуры управления. Использование государственного ресурса при определении и проведении образовательной политики. Попытки разграничения (ограничения) функций и соблюдение властной иерархии. Непринятие позиции меньшинства. Общественная составляющая управления-плюсы : Независимость действий органов самоуправления и соуправления. Широкая социальная основа участия общественности (родителей) в соуправлении и деятельности школы. Практика открытых и публичных обсуждений и принятия решений. Поощрение инициативы. Учёт мнения меньшинства.Минусы: Недостаточные ресурсы и возможности финансирования проектов развития.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

§ федеральном;

§ региональном;

§ муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.Федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательногоучреждения.Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:

– теория управления в образовательном учреждении

– система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития непринятия стратегических и оперативных решений;

– управление образовательной деятельностью;

– комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития

Процесс управления – это совокупность последовательных действий для достижения определенного результата, например максимального удовлетворения образовательных потребностей населения, при котором управленческий цикл разбивается на ряд относительно самостоятельных видов деятельности, сменяющих друг друга в строго определенной последовательности.

Педагогический анализ – относительно обособленный этап познавательной управленческой деятельности, суть которого – творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.

Функции: Целеполагание – определение желаемого результата в нормативной форме – выражается в установлении перспектив удовлетворения образовательных потребностей, развития личности, ее адаптации к современным условиям.

Планирование как этап управления занимает центральное место в системном управлении образованием, определят главное содержание, развитие всей системы и неразрывно связано со всеми другими стадиями управления. В рамках принятой стратегии формируется программа, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению целей. В программах могут быть указаны процедуры (способы) и нормативы (количественные и качественные меры) осуществления действий, а также ожидаемых результатов. На основе программ создается план достижения поставленных целей.

Организация – это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель.

Контроль – один из этапов управления, состоящий в выявлении отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы. Из-за различных ограничений, всегда существующих во внешней среде или в самой системе, поставленные цели достигаются редко.

Виды контроля – государственный (особая роль принадлежит органам суда, прокуратуры, государственным комитетам, инспекциям) и общественный контроль (через систему созданных организациями и учреждениями общественных органов (комитеты, советы) и через профсоюзные организации).

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

целенаправленное воздействие субъекта на объект управление;

как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;

как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, таких, как:

формирование образа того, что должно быть;

распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе;

контроль хода работ и др.

Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Частными предметами науки внутришкольного управления являются:

учебно-воспитательный процесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разные технологии требуют разной организации, разных способов планирования, контроля и т.д.);

подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

процесс развития школы (при каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и как создавать эти условия);

зависимость результатов управления от внешних условий (социокультурной среды).

Однако с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления.

Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами - это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение: педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Под образовательным процессом понимается совокупность трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов. В свете данного определения педагогического менеджмента следует отметить, что любой преподаватель по сути является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом).

Педагогический менеджмент (теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом) имеет специфику и присущие только ему закономерности.

Эта специфика выражается прежде всего в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда менеджера учебно-познавательного процесса и связанного с ним труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта) менеджмента - учащихся.

Основные понятия педагогического менеджмента. Образовательный процесс - это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Менеджер учебно-познавательного процесса - преподаватель, выступающий в качестве субъекта управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Менеджер учебно-воспитательного процесса - руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников.

Педагогический менеджмент - как деятельностная система - включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы: цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат), субъект деятельности (директор, его заместители, преподаватели, учащиеся, студенты и т.п.), объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя (учащийся, преподаватель, заместитель директора и т.д.), содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация), способы деятельности (методы и стиль взаимодействия учителя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.).

Цель деятельности - планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель - модель результата).

Цель занятий (урока) - реально достижимый, но не легкий итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий.

Цель посещения занятий - тот вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно наблюдаем на каждом учебном занятии у любого учителя, и поддается вербальной и количественной оценке.

Основные задачи педагогического менеджмента определяются тем, что:

во-первых, отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

во-вторых, предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

в-третьих, определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

в-четвертых, устанавливают требования к составу и квалифи-кации исполнителей, определенных для конкретной деятельности;

в-пятых, определяют количество необходимой информации и ее основные источники с позиций условия оптимальности;

в-шестых, определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

Принципы педагогического менеджмента - основные правила поведения субъекта менеджмента при его взаимодействии с управляемыми субъектами (объектами) (см. тема 4.).

Функции педагогического менеджмента (от лат. Functio - совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Чаще всего называют систему функций, составляющих управленческий цикл: планирование, организацию, руководство и контроль (см. тема 3).

Методы педагогического менеджмента выступают как способы достижения поставленных целей педагогического менеджмента, способы реализации основных его функций.

Первая группа - экономические методы, или методы экономического стимулирования , которые должны реализовываться путем претворения в жизнь важного принципа - от каждого по способностям, каждому по труду, что в реальной жизни пока не наблюдается. По мере совершенствования нашего общества будут совершенствоваться и методы экономического стимулирования педагогических работников в плане все большего их соответствия количеству и качеству труда, так называемый педагогический стаж не является абсолютным показателем возможной эффективности педагогического труда. Исследования в данном направлении позволяют ввести оплату за категории, звания, качество и т.д.

Ко второй группе относятся организационно-распорядительские, или административные методы, которые реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее нормирования и инструктирования исполнителей в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т.п. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции.

Третья группа - психолого-педагогические методы, которые реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного распоряжения, поощрения, благодарности и т.д. С помощью этих методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех работников учебного заведения, воспитывается групповое самосознание и чувство коллективной ответственности, изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива.

К четвертой группе относятся методы общественного воздействия. Эти методы реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и способов их преодоления, путем охвата членов коллектива методической учебой, путем развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, формированию чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитания экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности преподавателей и учащихся. Эти методы в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и каждого учащегося.

В целом успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента руководителями учреждений предопределяется рядом важнейших факторов. Их можно разделить на четыре группы:

личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

морально-психологический климат в системе субъект-субъектных взаимоотношений (стиль взаимодействия и степень заинтересованности в общении);

временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов (материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия), в которых протекает деятельность в первую очередь.

Вопросы для самопроверки:

  • 1. Что изучает наука управления школой? Что является ее общим предметом? Какие частные предметы она изучает?
  • 2. Дайте определение понятию "управление школой". Почему оно именно такое? Ответ обоснуйте.
  • 3. Охарактеризуйте основные принципы управления образовательным процессом.
  • 4. В чем сущность функций управления педагогическими системами?
  • 5. Покажите пути и перспективы совершенствования экономических методов управления в средней школе?
  • 6. Охарактеризуйте границы применения административных методов воздействия в коллективе учебного заведения.
  • 7. Раскройте сущность методов психолого-педагогического и методов общественного воздействия в управлении образовательным процессом.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ковровская государственная технологическая академия»

Им. В.А. Дегтярёва

Кафедра Менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

по теме «Педагогическая деятельность менеджера»

Руководитель: Куликова Т.А.

Исполнитель: Калиганова Е.Е.

ст. гр. ЗМН(2)-110

Ковров 2010.

1. Введение. 3

2. Педагогический менеджмент.

2.1 Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента. 6

2.2. Цели и задачи педагогического менеджмента. 8

2.3. Функции педагогического менеджмента. 11

2.4. Принципы педагогического менеджмента. 14

2.5. Методы педагогического менеджмента. 15

2.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента 17

2.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента. 18

3. Заключение. 19

4. Список литературы. 20

Введение.

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.

Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.

Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.

В отношениях по горизонтали восприятие руководителя связано с формированием внутригрупповых норм. При этом важным является то, как характеристики руководителя воспринимаются большинством членов коллектива и задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная коллективом общая оценка может усиливать эффективность управленческих воздействий, либо тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте эталона отношения коллектива к руководителю.

Эмоциональный компонент групповых оценок руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально-психологический климат коллектива.

Действуя в комплексе, это оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.

Специальная структура личности руководителя включает 4 основные подструктуры:

· Профессиональную компетентность;

· Организаторские способности;

· Педагогические качества;

· Морально – этические.

Педагогические качества руководителя.

Существенными функциональными составляющими управленческой деятельности являются обучение и воспитание подчиненных. Эффективное выполнение этих функций предъявляет повышенные требования к педагогическим качествам руководителей. В литературе по психологии управления педагогические качества обычно не выделяют в отдельную подструктуру личности руководителя, а автоматически включаются в группу организаторских качеств.

Такое включение представляется недостаточно обоснованным. Нет сомнения, что организаторские способности и педагогические качества связаны между собой. Но, тем не менее, в деятельности руководителя производственного коллектива четко выделяются самостоятельные задачи по организации, обучению и воспитанию. Вполне могут сложиться такие ситуации, когда в рамках достаточно хорошо организованного производства плохо налажена воспитательная работа с подчиненными. Поэтому, идя от структурно - функциональной организации управленческой деятельности, в структуре личности руководителя необходимо выделить в специальную подструктуру педагогических качеств.

По мнению Н.В. Кузьминой, педагогические способности человека обнаруживаются в том, «насколько быстро он овладевает педагогическими навыками и умением, как он анализирует и обобщает собственную деятельность, ее достоинства и недостатки и как он умеет перестраивать ее в соответствии с целями, которые перед ним стоят». Структура педагогических способностей соответствует структуре педагогической деятельности. В педагогической науке выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные, и гностические компоненты педагогической деятельности и способностей. От их формирования и развития будет зависеть успешность руководства производственным коллективом.

2.1. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента.

Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями экономических отношений, государственно-политического устройства, общественного сознания, ценностей и ориентаций, осуществляется как через переосмысление и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. Этот мировой опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, объединения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».

В книге М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей», как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях» и как «область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию». Таким образом, слово менеджмент, переводимое с английского как «управление», рассматривается в значении вида деятельности, и в значении области знания. Кроме того в многочисленных источниках менеджмент рассматривается не только как наука (область знаний) управления, но и как искусство управления, основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управления), проявляющееся в нестандартности и оригинальности его решений, быстрой реакции и импровизации действий.

Педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые можно условно представить в следующем виде.

1. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.

2. Цели педагогического менеджмента.

3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса.

4. Принципы педагогического менеджмента.

4.1. Общие принципы управления.

4.2. Принципы научной организации педагогического и управленческого труда.

4.3. Принципы аналитической деятельности менеджера образовательного процесса.

5. Функции (основные функциональные компоненты) педагогического менеджмента.

6. Методы управления (методы педагогического менеджмента).

7. Результат деятельности субъектов менеджмента.

7.1. Эффективность как характеристика процесса совместной деятельности преподавателя и учащихся.

7.2. Качество как характеристика конечного результата.

Педагогический менеджмент как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы:

· цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);

· субъект деятельности (директор, его заместители, преподаватели, учащиеся, студенты и т.п.);

· объект деятельности (он же второй субъект) – исполнитель распоряжений руководителя (учащийся, студент, преподаватель, заместитель директора и т.д.);

· способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с преподавателем и учащимися и т.д.).

2.2. Цели и задачи педагогического менеджмента.

Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Цель деятельности – планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель – модель результата).

Цель занятий (урока) реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и т.п.).

Цель посещения занятий (урока) – вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.

Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.И. Лейметсом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.

На современном этапе развития общества в качестве основных можно предложить следующие цели воспитания.

1. всестороннее развитие личности.

2. воспитание гражданина-патриота.

3. избежание крайностей коллективизма и индивидуализма.

4. устойчивое развитие общества как саморазвивающейся и целенаправленной системы.

5. быстрая адаптация личности к реальным условиям конкретного социума.

Подбор и расстановка, подготовка и воспитание кадров – сложная социально-психологическая и психолого-педагогическая задача, требующая от руководителя определенных способностей и личностных качеств, знаний, умений и навыков. В данном случае в задачи руководителя входят:

1. подбор кадров, их начальная оценка и расстановка;

2. подготовка кадров, в том числе переподготовка, повышение квалификации, организация непрерывного образования;

3. оценка персонала, которая предполагает:

а) текущую оценку работников и результатов их деятельности,

б) периодическую аттестацию руководителей, специалистов и служащих;

4. расстановка кадров, предполагающая:

а) распределение работников по рабочим местам,

б) формирование, подготовку и выдвижение резерва руководящих кадров,

в) ориентационно-методическое обеспечение выборов и конкурсов на замещение должностей руководителей и специалистов;

5. совершенствование структуры коллектива и повышение его устойчивости, включающее:

а) изучение потребностей и интересов различных учителей и динамики изменений структуры коллектива,

б) изучение причин текучести кадров и нарушений трудовой дисциплины, совершенствование социально-педагогического климата коллектива.

Основные задачи педагогического менеджмента :

1. отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

2. предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

3. определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

4. устанавливают требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями);

5. определяют количество необходимой информации и ее основные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточности);

6. определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

2.3. Функции педагогического менеджмента.

Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее – законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Другими словами, функция – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления средними учебными заведениями можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента.

Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса – первый основной компонент (функция) педагогического менеджмента, реализуемый через определение основных видов деятельности и мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:

· иметь целевую направленность, т.е. полностью соответствовать цели педагогического менеджмента;

· быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию) и правомочным;

· быть непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность с общей системой принимаемых управленческих решений;

· отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

· быть актуальным и современным;

· быть полным, кратко и четко изложенным.

Функция организации выполнения принятых решений и планов включает в себя:

· доведение принятого решения (плана) до исполнителя;

· материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана);

· согласование данного решения (плана) с установками и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).

Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которой являются принципы научной организации труда (НОТ).

Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой да же не осознавая этого.

Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля – координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности на основании результатов этого контроля.

Исходя из функций педагогического менеджмента могут иметь место различные уровни или роли, управления, а именно:

1) роль главного руководителя, предполагающая участие в мероприятиях, когда к этому обязывает положение;

2) роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных, подбор и расстановку кадров;

3) роль связующего звена. Предполагает осуществление переписки, участие в совещаниях на стороне, т.е. заключается в установлении внешних контактов с организациями и частными лицами;

4) приемник информации. Суть работы состоит в поиске и получении необходимой информации. При этом менеджер обрабатывает всю почту, осуществляет контакты в целях получения информации;

5) распространитель информации. Менеджер передает информацию, полученную из внешних источников, членам своей организации, организует рассылку почты по организациям с целью распространения информации;

6) предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает и запускает «проекты к совершенствованию», приносящие изменения;

7) устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет корректировочные действия в случаях, когда в организации назревает кризис и возникают проблемы;

8) распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответственность за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений;

9) ведущий переговоры. Менеджер является ответственным за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

2.4. Принципы педагогического менеджмента.

Принципы педагогического менеджмента – основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гуманизации и оптимальности .

Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента – основные правила, которых должен придерживаться менеджер при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности.

Важнейшим принципом педагогического менеджмента является принцип конкретного целеполагания или принцип целенаправленности , как основы планирования и контроля, т.е. основы содержания всей деятельности менеджера любого уровня управления. В целом принцип целенаправленности педагогического менеджмента отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности.

Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей.

Четкая реализация основных идей педагогического менеджмента на практике невозможна без реализации принципа функционального подхода . Претворение в жизнь этого принципа является так же условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей.

Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и линейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть.

2.5. Методы педагогического менеджмента.

Разработка научных основ педагогического менеджмента актуализирует вопрос методов управления, которые выступают в качестве способов достижения поставленных целей педагогического менеджмента и реализации основных его функций. Существует четыре группы методов педагогического менеджмента:

·первая группа – экономические методы, или методы экономического стимулирования;

·вторая группа – организационно-распорядительские, или административные методы;

·третья группа – методы психолого-педагогического воздействия;

·четвертая группа – методы общественного воздействия.

В зависимости от задач кадровой работы эти методы можно систематизировать следующим образом (табл. 1.1.)

Таблица 1.1.

Применение методов психолого-педагогического воздействия в зависимости от задач кадровой работы.

Задача кадровой работы Объект исследования Метод исследования
Подбор кадров 1. Направленность личности 1.Беседа, наблюдение, тесты, библиографический метод
2. Уровень развития общих и специальных способностей 2.Тесты общих и специальных способностей
3. Индивидуально-психологические и личностные особенности педагогов 3. Личностные тесты
Подготовка кадров 1. Профессионально необходимые знания, умения, навыки 1. Экспертные оценки, опросы, беседы
2. Эффективность методов психолого-педагогического воздействия на обучаемых 2. Анализ конкретных ситуаций, деловые игры, социально-психологический тренинг
3. Эффективность форм профессионального обучения 3. Различные психолого-педагогические методы
Оценка и расстановка кадров 1. Соответствие работника выполняемой работе 1. Опросники, тесты, анкеты
2. Возможность дальнейшего использования работника 2. Групповая оценка личности (ГОЛ)
3. Результаты трудовой деятельности 3. Наблюдение, беседа, анализ результатов трудовой деятельности
4. Место педагога в системе внутриколлективных отношений 4. Социометрия
Рациональное использование кадров 1. Причины текучести и нарушений трудовой дисциплины 1. Социометрия и референтометрия, тесты межличностных отношений
2. Состояние социально-психологического климата коллектива 2. Опросники, анкеты, тесты
3. Эффективность кадровой работы 3. Анализ документов, исследование стиля руководства, наблюдение

Методы педагогического менеджмента необходимо систематизировать по уровням управленческой деятельности. Можно выделить три таких уровня:

1. личностный (индивидуальный) – микроуровень, на котором решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему месту;

2. групповой (социально-психологический) – мезоуровень, в рамках которого производится оптимальная расстановка работников в коллективе;

3. социологический – макроуровень, на котором формируются социальные механизмы создания «элитных групп» управления (руководящих работников различного уровня).

2.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента.

Основой эффективности организации управления педагогическими системами являются предупреждение и преодоление элементов формализма в образовательном процессе в средних учебных заведениях. Основные базовые понятия этой сферы педагогического менеджмента.

Формализм в педагогическом менеджменте – предпочтение бумаготворчества живому делу, нарушение системного, комплексного подхода к вопросам планирования, организации, наблюдения, анализа и оценки эффективности деятельности исполнителей.

Формализм в обучении – стремление фетишировать механическое, бездумное запоминание правил, законов, определений в ущерб их пониманию и осознанному применению на практике.

Формализм в воспитании – предпочтение словесной методики в воспитании (а не наглядной и практической), массовых форм работы (а не индивидуального подхода), отдельных направлений в воспитании (а не комплексного подхода), подавление инициативы и самостоятельности воспитанников (директивное воспитание).

Формализм в планировании образовательного процесса большое количество плановых мероприятий без учета фактического учета времени, реальных возможностей исполнителей, актуальности и целесообразности планируемых мероприятий.

Формализм в организации учебно-познавательной деятельности учащихся заключается прежде всего в игнорировании принципа связи обучения и воспитания с жизнью, психолого-физиологических требований к организации умственного труда.

Формализм при контроле за образовательным процессом – стремление поставить форму над содержанием деятельности, одноразовые количественные показатели – над качественными, устаревшие нормы и инструкции – над реальными и целесообразными действиями проверяемых.

2.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Результат образовательной деятельности субъектов менеджмента – чрезвычайно важная и сложная составляющая базовых понятий теории, методики и практики педагогического менеджмента. Она включает в себя целый ряд весьма актуальных понятий и определений.

Качество знаний учащихся – прочность, глубина и системность этих знаний и их осознанное применение на практике.

Степень обученности учащегося – уровень последовательных показателей усвоения материала учащимся в процессе обучения.

В целом успешное достижение целей и задач руководителя педагогического менеджмента предопределяется рядом важных факторов. Их можно разделить на четыре группы:

1) личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

2) морально-психологический климат в системе субъективных отношений (степень взаимодействия и степень заинтересованности в обучении);

3) временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

4) пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов, в которых протекает деятельность.

Заключение.

Для профессиональной деятельности менеджера в сфере преподавания имеют значение следующие важнейшие аспекты:

· научная квалификация;

· педагогические способности;

· опыт практического руководства коллективами людей.

Следует отметить, что для успешного преподавания желательно наличие всех трех аспектов подготовки, однако решающее значение имеют научная квалификация и педагогические способности. Исторический опыт показывает, что ведущие профессора высших учебных заведений, как правило, являются лидерами научных исследований в области управления. Профессия преподавателя менеджмента имеет свои особенности по сравнению с профессиями практического руководителя (менеджера-практика) и научного работника, специализирующегося в области управления (менеджера-ученого). Эти особенности проистекают их того, что преподаватель менеджмента должен не только располагать знаниями в области управления, но и уметь передать эти знания своим студентам (слушателям), привить им практические навыки и умения в области управления организацией. В этой связи многие профессиональные знания, навыки и умения преподавателя менеджмента отвечают требованиям, предъявляемым к профессии преподавателя.

Список литературы

1. Карпов А.В.

Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 584с.: ил.

2. Авдулова Т.П.

Психология менеджмента: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

3. Пряжников Н.С.

Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 368с.

4. Гончаров М.А.

Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А.Гончаров. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008-480с.

CoolReferat.com

1. Понятие педагогический менеджмент

2. Принципы педагогического менеджмента

3. Функции педагогического менеджмента

1. Понятие «педагогический менеджмент»

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта:

    совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

    социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;

    научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент , включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление » и «менеджмент » практически совпадают.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

Специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

Область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Из приведенных определений можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности », и в значении «области знания ».

Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях