Функциональное разделение управленческого труда. Понятие и формы разделения управленческого труда. Управленческие процедуры способствуют

Функциональное разделение управленческого труда. Понятие и формы разделения управленческого труда. Управленческие процедуры способствуют


ВВЕДЕНИЕ

1. Функциональное разделение труда в процессе управления и его

характеристика

3. Характеристика ОАО "Дальсвязь

4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления ОАО "Дальсвязь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Для правильного построения системы управления организацией, определения ее структуры, степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей подразделений и отдельных работников важное значение имеет определение функций управления, их четкая, обоснованная классификация.

Функции управления вытекают из содержания деятельности организации, определяются своими объектами и составом решаемых задач. Каждая из конкретных функций управления обеспечивает целевое воздействие на тот или иной объект. Происходит обособление различных функций, таких, как управление кадрами, финансами, техническим обеспечением и т.д. Специфика управляемого объекта определяет содержание этих функций. Функции управления - это специфические виды деятельности, обладающие единством цели, характера выполняемых работ и операций, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели.

Для выполнения функций управления создается аппарат управления, а отдельные структурные подразделения - для выполнения той или иной конкретной функции (или ряда функций). Только в совокупности функции обеспечивают нормальное функционирование и развитие управляемого объекта.

Функция управления подразделяется на составные части: работы, операции, элементы. Чаще всего всю функцию выполняет большее или меньшее число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда выполняет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощая структуру и облегчая координацию деятельности функциональных подразделений.

1. Функциональное разделение труда в процессе управления и его характеристика


На основе состава и объема работ по функциям управления определяют рациональное построение системы управления и численность работников по каждой функции, разрабатываются документы организационного регламентирования. Функциональное разделение процессов управления имеет важное значение для их организации, поскольку оно определяет цели, задачи и направления деятельности работников управления.

Соблюдение норм управляемости обеспечивается за счет того, что вводится дополнительное звено в управленческой иерархии. При этом высшему руководителю подчиняется некоторое число руководителей промежуточного уровня, каждому из которых будет подконтрольно допустимое число подчиненных.

Введение руководителей второго уровня освобождает руководителей высшего уровня для решения более важных и долгосрочных вопросов развития всей организации. Кроме того, больше внимания уделяется и руководству рядовыми исполнителями, так как меньшее их число подчиняется каждому из руководителей второго уровня.

Вопрос об ограничении нормы управляемости имеет большое практическое значение.

Решение о целесообразном числе уровней в иерархии организационного управления, о количестве подчиненных у каждого руководителя - один из центральных вопросов формирования структуры управления. При анализе сложившихся в организации норм управляемости нельзя делать поспешное выводы. Известны случаи, когда в организациях, функционирующих весьма эффективно, сфера контроля некоторых высших руководителей значительно превышала рассчитанную теоретически оптимальную величину. Возможность возникновения перегрузки высшего руководства зависит от того, действительно ли руководитель осуществляет реальное руководство всеми подразделениями и лицами, которые ему подчинены, сколько времени он уделяет каждому из них, насколько эффективна система коммуникаций и информации о положении дел во вверенных ему подразделениях. Многое зависит от деловых качеств заместителей высшего руководителя и степени их самостоятельности. В ряде случаев подразделения в организации подчиняют высшему руководству лишь из соображений повышения их общего статуса, а реально они не загружают руководителя решением своих вопросов и действуют относительно самостоятельно.

В отличие от линейной системы, когда руководитель отвечает за весь объем деятельности вверенного ему подразделения на основе единоначалия, функциональное руководство основано не на общей, а на специализированной ответственности за определенную функцию в организации.

В основе функционального разделения труда в аппарате управления обычно лежат стадии процесса принятия решений (планирование, контроль, обработка информации и т.п.), стадии производственно-хозяйственного процесса (снабжение, производство, сбыт и т.п.) или элементы производства (продукция, технология и пр.). Необходимость формирования специализированных функциональных подразделений зависит и от многих других факторов, например от объема работ по выполнению функции, степени ее важности для достижения конечных целей производственных организаций, а также от степени взаимодействия организации с внешней средой, от необходимости постановки новых целей и задач и от наличия квалифицированных кадров. Ключевым вопросом выделения функциональных служб в структуре управления является определение их статуса и взаимоотношений с линейными руководителями. Если линейный руководитель определяет потребность в осуществлении определенных действий, время, место и конкретных исполнителей этих действий, то роль функциональных руководителей сводится прежде всего к определению целесообразных методов и процедуры осуществления этих действий. Именно поэтому специалисты и руководители функциональных подразделений должны обладать прежде всего такими качествами, как компетенция в своей области, способность к анализу и независимой оценке процессов и явлений, а также к эффективному доведению своих выводов и рекомендаций до линейных руководителей, обладающих правом действий на основе этих рекомендаций. Параллельное существование в организации линейного и функционального руководства создает определенные проблемы в процессе ее функционирования. С одной стороны, из принципа единства распорядительства вытекает необходимость установления такой формальной организационной структуры, при которой каждый подчиненный получает приказы и распоряжения только от одного руководителя и отчитывается лишь перед ним. С другой стороны, если этот принцип понимать буквально, то работники функциональных служб вообще должны иметь дело только с линейными руководителями.


2. Классификация и содержание функций управления


Признаки классификации функций управления подразделяются по:

а) сфере производственно-хозяйственной деятельности - функции управления собственно производством и функции управления непроизводственной деятельностью;

б) элементам производственного процесса - функции управления трудовыми ресурсами (функции управления кадрами); функции управления техникой и технологией производства; функции управления материальными ресурсами; функции управления финансовыми ресурсами;

в) стадиям производства - функции управления подготовкой производства (научно-технической, экономической, социальной), функции управления производственной стадией (основным и вспомогательным обслуживающим производством);

г) уровням иерархии управления - функции управления участком, цехом, предприятием, объединением;

д) характеру функций управления - основные, специфические, вспомогательные функции управления;

е) содержанию целей управления - общие (основные) функции управления (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль) и конкретные (специфические и частные) функции управления (управление конструкторской подготовкой производства, управление технологической подготовкой производства, управление ремонтным обслуживанием, управление капитальным строительством, управление охраной труда и техникой безопасности, управление реализацией продукции (услуг), управление трудом и заработной платой, управление финансовой и бухгалтерской деятельностью, оперативное управление производством, управление кадрами, управление подготовкой кадров, управление техническим обеспечением системы управления, совершенствование системы управления и т.д.).

В настоящее время последний признак классификации функций управления имеет наибольшее значение.

В этих общих (основных) для работников управления функциях отражаются целевая направленность и те задачи, которые должна решать система управления. Общие функции присущи любой управляющей системе, свойственны как общему, так и специализированному виду управленческой деятельности. Процесс управления начинается с постановки целей (планирования) и заканчивается учетом и анализом их выполнения. Только всей совокупностью этих функций реализуется цель, для достижения которой и создается управляющая система, обеспечивается нормальное функционирование управляемого объекта. Общие функции управления строго взаимосвязаны и, поэтому, деятельность любого работника управления достигает высшей эффективности тогда, когда всем основным функциям уделяется необходимое внимание и каждая реализуется в соответствии с ее местом и содержанием.

Планирование как функция управления заключается в определении целей (задач) управляемого объекта и разработки программы его действий по их достижению. Действия всех других функций управления так или иначе подчинены задачам, определенным в плановых заданиях. Поэтому данная функция является основополагающей среди других основных функций.

Функция организациипризвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия: формирование управляемой и управляющей систем; определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям; организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятельность всего аппарата управления, отдельных подразделений и работников, с тем чтобы обеспечивалось заданное течение производственного процесса и выполнения всех функций.

Назначение функции регулирования (координирования, распорядительства) заключается в достижении согласований между различными частями управляемой системы путем установления наиболее рациональных внутренних и внешних связей. С ростом экономических, организационных, технических и др. связей возникает необходимость их упорядочения, рациональной организации. По мере вскрытия в ходе контроля отклонений, сбоев, недостатков система также нуждается в регулировании, приведении в нормальное состояние.

Функция контролясостоит в непрерывном наблюдении, анализе, оценке реального хода функционирования системы и сопоставления с установленным в программе, плане, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными перед ним задачами и характером функционирования объекта. Эффективное управление любой организацией возможно лишь тогда, когда ее деятельность надежно и непрерывно контролируется.

С контролем органически связана функция учета и анализа, которая придает убедительность всем видам и формам контроля. Эта функция состоит также в том, чтобы дать характеристику выполнения плана и использовать учетную информацию для анализа и разработки нового плана.

Таким образом, общие (основные) функции управления в единстве обеспечивают цельность процесса управления организацией.

3. Характеристика ОАО "Дальсвязь"


Дальсвязь предоставляет услуги связи в 7 регионах Дальнего Востока: Приморском, Хабаровском краях, Сахалинской, Амурской, Камчатской, Магаданской и Еврейской автономной (ЕАО) областях. Территория регионов составляет 3,3 млн. кв. км. (20% территории России), где проживает 6,1 млн. человек (4,2% от общей численности населения России), в том числе 4,8 млн. человек городского населения и 1,3 млн. человек сельского населения.

В настоящее время ОАО "Дальсвязь" в условиях конкурентного рынка является оператором-поставщиком полного спектра услуг электросвязи на территории ДВФО, обслуживая 1 миллион 259 тысяч абонентов местной телефонной сети, обеспечивая предоставление других современных услуг связи. Телефонная сеть компании тесно увязана с сооружениями
ОАО "Ростелеком" и составляет региональную часть сети общего пользования России. Альтернативные операторы связи имеют возможность включения в эту сеть.

Общество зарегистрировано Администрацией г. Владивостока 12 мая 1994 года. Регистрационный номер 5464. Внесено в Единый Государственный реестр юридических лиц 6 сентября 2002 года Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока. Присвоен ОГРН 1022501276159.

Органами управления Общества являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление, Генеральный директор. Органом контроля Общества является Ревизионная комиссия.

Приоритетные направления деятельности определяются миссией Общества – "Формирование и полное удовлетворение потребностей клиентов в современных услугах связи на территории Дальневосточного федерального округа".

Основными задачами Общества являются:

Предоставление полного комплекса телекоммуникационных услуг;

Реализация функций надежного оператора - лидера, предоставляющего услуги связи высокого качества, доступные всем категориям пользователей;

Совершенствование способов обслуживания и взаимосвязи с клиентами; комплексное развитие услуг на базе современных технологий;

Создание условий, при которых возможна наиболее полная реализация способностей каждого сотрудника для блага всей компании;

Рост доходов и капитализации компании, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

4. Характеристика распределения функций управления по уровням и звеньям аппарата управления ОАО "Дальсвязь"


Организационная структура управления ОАО "Дальсвязь" представлена в приложении 1.

Существующий порядок распределения функциональных обязанностей между структурными подразделениями ОАО "Дальсвязь" представлен в
табл. 1.


Таблица 1 Функциональная таблица для анализа распределения функций структурных подразделений ОАО "Дальсвязь"

Наименование и содержание функций управления

Наименование и содержание подфункций управления

Наименование и содержание процедур и операций

Исполнители

Генеральная дирекция

Руководство департаментов

Руководство отделов

Специалисты отделов

Прогнозирование и

планирование

1. Установление целей и задач деятельности организации

2. Разработка стратегий, программ и планов


3. Определение необходимых ресурсов

Установление миссии

Видение и цели

Иерархия целей

Определение приоритетных направлений развития

Стратегические планы организации

Стратегические планы подразделений

Определение потребности в ресурсах

Распределение ресурсов














Организация работы

1. Техническая и конструкторская подготовка

производства

2. Финансовая деятельность


3. Общее делопроизводство

Внедрение современных технологий

Обслуживание оборудования

Реализация инвестиционных проектов

Управление финансами

Утверждение форм документов

Оформление документов и др.














Мотивация

1. Организация труда и зарплаты


2. Разработка схем мотивации;


3. Организация и нормирование труда

Установление окладов

Разработка программы материального стимулирования

Определение потребностей работников;

Выбор методов мотивации и др.

Улучшение условий труда и отдыха;

Определение норм и нормативов труда











Координация и

регулирование

1. Правовое обеспечение


2. Формирование корпоративной культуры


3. Регулирование тарифов

Подготовка юридических документов

Разрешение конфликтных ситуаций

Определение ценностей организации;

Развитие организационной культуры

Разработка тарифов

Утверждение тарифов
















В таблице применяются следующие условные обозначения: · - непосредственное исполнение операций; д – подготовка документации; +/- - вычислительные и расчетные операции; в – визирование, согласование документов; к – контроль исполнения; и – инструктаж, консультации, помощь в исполнении операций и т.д.


5. Предложения по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей


Для того чтобы организация работала эффективно, необходимы усовершенствованные методы управления.

Сущность совершенствования состоит в том, что каждый руководитель организации или другой ступени управления был заинтересован в каждом работнике, в его личном интересе. Это может быть достигнуты разными способами: улучшение морального климата в коллективе или иметь возможность переквалифицировать кадры, а также это может быть и материальное поощрение, социальный успех (помощь семье, здоровье, моральный настрой).

Необходимо руководителю разрабатывать текущие планы руководства и управления, где необходимо отражать текущие и длительные мероприятия развития организации: совершенствование стиля и методов работы, анализ собственных ошибок, организация труда коллектива.

В целях уменьшения текучести кадров и закрепления молодых специалистов на ключевых должностях, предлагается проводить изучение социально-психологического климата коллектива для выявления потребностей персонала, внедрить программы предоставления займов работникам и др.

Все большее значение следует уделять организации корпоративного и внутрифирменного обучения.

В целях совершенствования структуры управления на предприятии, повышения эффективности его функционирования рекомендуется:

Осуществить комплекс мер по улучшению организации труда на предприятии, рациональному распределению функциональных обязанностей, укреплению исполнительской дисциплины работников;

Активнее использовать для материального стимулирования квалифицированных рабочих, закрепления их на производстве утвержденные для этого средства;

Упорядочить планирование ремонтных и профилактических работ, установив за основу результаты регулярно, не менее 2 раз в год, проводимого обследования;

Развивать собственное производство в целях снижения стоимости услуг при производстве работ в большем объеме использовать свои материалы;

Активизировать работу по сбору с населения платежей за оказываемые услуги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Управление предприятием предназначено для сохранения его миссии и осуществляется путем противодействия разрушению предприятия в результате его взаимодействия с внешней средой. Рассматривая процесс управления предприятием как технологию, можно представить его совокупностью циклов, выполняемых работниками аппарата управления, на основе разделения труда.

Разделение труда - один из главных принципов организации процесса управления. Он основан на функциональном, профессиональном, квалификационном и операционно-технологическом разделении труда.

Функциональное разделение труда в процессе управления основано на иерархии функций управления предприятием (исследовательские, проектные, нормативные, плановые, технические, организационные, координационные, обеспечивающие, учетные и сбытовые) и представляет собой сочетание определенных групп, комплексов операций, устойчиво повторяющихся при их выполнении.

Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в системе управления, необходимо:

Определить количество, последовательность и характер операций, составляющих процесс; ·

Подобрать (разработать) для каждой операции соответствующие способы, приемы (методику), технические средства;

Определить оптимальные условия протекания процесса во времени и среде.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. ГОСТ 24525.0-80 "Управление производственным объединением и промышленным предприятием".

2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2002.

3. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 368 с.

4. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. - М.: Фолиум, 1995. - 368 с.

5. Основы менеджмента / Под ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Семенов А. К. Набоков В. И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 465 с.

7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Важным фактором повышения результативности управления является разделение труда управленцев, т. е. специализация управлен-ческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответствен-ности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функцио-нальное, структурное, технологическое, профессионально-квалифи-кационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т. д. Со-ответственно этому одни работники аппарата управления специали-зируются на работах по планированию, другие направляют свои уси-лия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке ра-боты и т. д.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характе-ристик управляемого объекта, как организационная структура, мас-штабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специ-фика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой органи-зации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специ-ализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонталь-ного разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уров-ней управления - низового, среднего и высшего.

Низовой уровень управления представлен младшими на-чальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие админи-страторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Средний уровень управления - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого пер-сонала организации. Руководители среднего уровня управленияобеспечива-ют реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, ди-ректора предприятий, входящих в состав организации, началь-ники функциональных отделов.

Высший уровень управления - это администрация предприятия, осуществля-ющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персо-нала. Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потреб-ности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полно-мочное управление и общее руководство.


Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется боль-шим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предпри-ятиях до восьми-десяти в крупных объединениях и корпорациях. Со-ответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уров-нях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это - горизон-тальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров пред-полагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, об-разующим подсистемы предприятия.

Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три ка-тегории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей, преж-де всего, сводятся к принятию решений и организации их практичес-кой реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, ко-торым должны отвечать менеджеры при занятии определенных долж-ностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности управленческо-го персонала на предприятиях: руководители и их заместители (мас-тера); главные специалисты; инженеры, техники, механики; эконо-мисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; кан-целярский персонал; юридический персонал; другие работники. Ру-ководители составляют одну из наиболее значимых групп управлен-ческого персонала, а их труд является самым сложным и ответствен-ным.

Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в трех формах: эвристической, административной и операторной. Такой труд требует инициативности и повышенной ответственности.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений - организационных, экономических, техни-ческих. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководите-лями и специалистами.

Административный является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, кон-троль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведе-ние собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, от-веты на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.

Важнейшим моментом административного труда является целевое управляю-щее воздействие.

По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.

По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

Он выполняет следующие функции:

· документационную (оформление, размножение, сортировка и хранение документов);

· первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной инфор-мации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, проте-кающих в рамках организации);

· вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых расчетов);

· коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».

Управленческий труд состоит из отдельных работ, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

· по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);

· по сферам (экономическая, социальная, технологическая);

· по объектам (производство, финансы и проч.);

· по содержанию: коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организа-ции, выезд в командировки); распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых ре-шений, постановка задач, инструктирование); контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения зада-ний); аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений); информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.

Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократ-ному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20-30 элементов.

Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и техни-ческие.

Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.

Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, состав-ление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специаль-ными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.

Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.

У руководителей удельный вес творческих операций - 60 процентов, у специали-стов - 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций -20 процентов, остальные - технические.

Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание со-ставляющих его операций, получила название управленческой процедуры .

Процедура должна отражать цель работы, производственные и информацион-ные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохожде-ния, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.

Управленческие процедуры способствуют:

Рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

Равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;

Принятию решений там, где это наиболее целесообразно;

Экономии времени;

Ограничению вмешательства вышестоящих руководителей.

Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает от личной зависимости.

Но одновременно с уменьшением произвола ограничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.

В современном обществе эффективность работы компаний во многом зависит от высокой результативности труда управленческого персонала, хотя и весь коллектив принимает активное участие в решении поставленных перед организацией задач. Поэтому одной из основных проблем современного менеджмента остается повышение результатов работы управленцев. Сейчас для решения этой проблемы предлагается использовать разделение управленческого труда.

Это означает, что отдельные работники компаний, относящиеся к управленческому аппарату, специализируются на одинаковых видах деятельности или иначе, каждая группа сотрудников решает какие-то свои конкретные вопросы. Другими словами – среди них происходит разделение следующих важных элементов:

  • ответственности,
  • прав,
  • полномочий.

Естественно весь коллектив сотрудников компаний вносит посильный вклад в работу, однако в компаниях имеются группы менеджеров, которые занимаются планированием, контролем, организацией работы и другими функциями.

Такой подход приносит только положительные плоды, так как менеджеры не распыляются, а специализируются на узких конкретных вопросах. Они, соответственно, быстро приобретают необходимый опыт в решении вопросов каждого направления. В целом это сказывается на повышении эффективности в работе компании. Так каждый вносит посильный вклад в общее дело.

Вся масса современных компаний различается:

  • местом расположения,
  • сферой деятельности,
  • размером,
  • структурой.

Однако возможно выделить в разделении управленческого труда одинаковые черты, они имеют отношение к вертикальному и горизонтальному разделению труда сотрудников компаний:

  1. Вертикальное. В него входит: низовое, среднее, высшее. Менеджеры низового уровня управляют сотрудниками исполнительского труда, работающими в производстве. Основная масса менеджеров трудится в среднем уровне в разных отделах по организации производства. И, только ничтожно малая часть – администрация компаний из высшего уровня – руководит ими. На каждом уровне управленческий персонал выполняет свои определенные функции.
  2. Горизонтальное разделение. Включает: руководство, принимающее решение, специалистов, разрабатывающих разные варианты решений, служащих, обеспечивающих производственный процесс.

Успех современных компаний зависит от двух элементов организации труда: разделения и кооперации. Кооперация управленческого труда – взаимодействие всех работников с целью решения одной общей цели и связанных с нею задач, главной из которых является эффективная работа компании.

Благодаря этим элементам, каждый работник имеет свою сферу компетенции, и все сотрудники четко взаимодействуют в этом управлении. Они благополучно сосуществуют, когда соответствуют таким правилам:

  1. Трудятся весь рабочий день.
  2. Деятельность сотрудника соответствует его квалификации.
  3. Большая ответственность за результат.
  4. Повышение квалификации работников.
  5. Работа в полном объеме.

Классификация форм управленческого труда

Только правильное разделение способствует успешной деятельности любой компании в современных обстоятельствах. По признакам выделяются следующие формы разделения управленческого труда.

Разделение труда – функциональное

Эта форма зависит от величины компании, специфики отрасли, где она работает, объемов работы. Правильному функциональному разделению помогает классификатор. Он организует соответствие между частями компании и должностями управленческого персонала, благодаря чему устанавливаются полномочия и обязанности по всем направлениям.

Профессионально-квалификационное разделение

Такая форма реализуется в профессиональных группах среди сотрудников управленческого персонала. Она устанавливает прямое соответствие между обязанностями работника и его квалификацией. Более квалифицированные работники получают сложную работу. Благодаря этой форме максимально соблюдается соответствие труда квалификации. Она также не допускает использование сотрудников на несвойственных их образованию работах.

Технологическое разделение труда

Эта форма позволяет разделить труд людей одной специализации на разные виды. Так, управленческий персонал подразделяется на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Каждая из этих категорий работников выполняет различные виды деятельности. Причем наименее дифференцирован труд тех, кто руководит коллективом компании, а наиболее – людей, выполняющих однотипные операции. Современные технические средства повышают экономию труда и качество операций.

Линейное разделение труда

В основе этой формы лежит производственная структура предприятия. Она закрепляет руководителей разного уровня за всеми уровнями производства.

Программно-целевое разделение труда

Эта форма позволяет образовывать временные специальные группы сотрудников для решения очень важных задач компании, например, для запуска нового производства или усовершенствования старого, реконструкции компании или совершенствования управления и прочее. У группы определяется руководитель, разрабатывается программа, с помощью которой реализуются поставленные задачи.

Управление – умственный труд?

Труд умственный, в отличие от физического (работа с механизмами, конвейерами, а также требующая применения силы мышц) характеризуется низкой двигательной активностью и перегрузкой памяти и внимания, потому что необходимо перерабатывать огромные объемы информации. Он делится на несколько форм по некоторым причинам.

  • Операторский. Он специфичен для современных компаний. Труд связан с обработкой больших масс информации.
  • Управленческий. Это труд руководителей компаний. Здесь во главу угла ставится мгновенная реализация оптимального решения.
  • Творческий. Самый сложный труд. Люди этого труда постоянно чувствуют нервные и эмоциональные перегрузки.
  • Профессии, требующие постоянного общения с людьми.
  • Учеба в средних и высших учебных заведениях.

Следовательно, управление относится к умственному труду.

Функциональное разделение управленческого труда

Работа любой компании – это сложнейший живой организм. Он делится на большое число самостоятельных фаз. За каждой из них закрепляется группа работников. Каждая группа решает свою задачу в производственном процессе. Такое разделение труда и называется функциональным.

Если рассматривать управленческий персонал, то здесь также применяется функциональное разделение. Благодаря этому в аппарате управления создаются различные службы и необходимые для каждой конкретной компании структурные подразделения.

Функциональное разделение гарантирует:

  • равномерную занятость среди всех сотрудников управленческого аппарата,
  • оптимальную равномерную напряженность труда всех,
  • отсутствие дубляжа в работе.

Рабочие делятся на следующие группы:

  • основные, занимающиеся выпуском основной продукции компании,
  • вспомогательные работники, помогающие основным рабочим в их труде,
  • обслуживающие, своим трудом обеспечивающие нормальный производственный процесс и условия для хорошей работы всех.

Виды управленческого труда

Управленческий труд – это вид труда административно-управленческого персонала по реализации функций управления в компании. Этот персонал обязан эффективно вырабатывать и принимать управленческие решения. В этом помогают следующие основные операции:

  • постановка конкретной задачи,
  • поиск и анализ необходимой для этого информации,
  • необходимые расчеты,
  • выработка определенных решений,
  • принятие верных решений,
  • подготовка документации.

Видно, что самое главное в управленческом труде – это принятие верного решения в конкретный момент.

Дело в том, что в этой деятельности существует разделение. На него влияют разные показатели и характеристики труда. Так, управленцы делятся на три категории:

  • руководители, осуществляющие управление,
  • специалисты, участвующие в принятии управленческих решений,
  • исполнители, выполняющие вспомогательные операции.

Одна специальность сотрудников приводит к технологическому разделению. Имеется три формы такого разделения:

  1. Целевая. Руководители решают несколько проблем, у которых одна цель.
  2. Предметная. Данная форма свойственна специалистам, которые решают в процессе работы две-три задачи, причем однородные.
  3. Операционная. Здесь работники выполняют одинаковую работу – это технические исполнители.

Работы группируются следующим образом:

  • особо сложные,
  • повышенной сложности,
  • средней сложности,
  • минимальной сложности.

Каждой группе соответствует определенная квалификация сотрудников.

Виды и формы управленческого труда соответствуют таким же формам кооперации. Так, в случае функционального разделения труда встает актуальность кооперации разных частей компании. Если же речь идет о технологическом разделении труда, то кооперация возникает для подразделений и сотрудников. Квалификационное разделение труда приводит к кооперации работников в подразделении.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

1.Общая характеристика конституционного строя РФ. Особенности формы российского государства.

Существуют множество различных государств в мире: Западная Европа, Европа и т.д. Для того чтобы свести к единой системе был выработан Конституционный строй каждой страны. КС -это некая характеристика государства, политической и социальной системы, которая определяет уровень развития демократических и социальных процессов данного государства. Раньше не было понятие КС, было понятие Государственный строй. К 1993г уже ведет речь об основах КС. Конституция-это основной источник права страны. Категория основы КС позволяет объединить человека, общество и государство, не покушаясь на их самостоятельные роли. Установленный конституционным правом конституционный строй реализуется через правоотношения. В основе нынешнего конституционного правового строя России положена презумпция признания человека, его высших свобод и прав, т е приоритет прав человека.

Первая глава Конституции дает ответ на вопрос каково государство РФ, что это страна, четко регулируются права и обязанности сторон. Основа всегда лежит в Конституции.

Особенности формы российского государства : 1.РФ демократическое государство (власть народа, осуществляемая через выборы, референдум); 2.РФ правовое государство : регулирование общественных отношений осуществляет нормами права, законами; независимость суда, судей, независимость судопроизводства; нормы права должны соответствовать естественному праву; 3.РФ федеративное государство с республиканской формой правления. Форма правления - президентская республика, Форма государственного устройства- федерация, конституционно-договорная республика (есть также конфедерация-союз государств (ЕС), унитарное- не имеет внутри другие государства); 4.РФ суверенное государство (свобода при принятии решений внутри страны). Суверенная власть: независимость, верховенство (государственная власть обладает верховенством внутри страны); 5.РФ светское государство (нет государственной религии); 6.РФ социальное государство (то государство, деятельность которого направлена на улучшение благополучия общества); 7.Экономические и политические составляющие государства . Экономические (принципы рыночной экономики (конкуренты, свободное перемещение товаров по РФ), Отношение к собственности (равноправие форм собственности) Политические (идеологическое многообразие (то, что не нарушает закон))

2.Конституционные основы правового статуса личности

Права и свободы человека и гражданина есть везде. В Конституции РФ прописаны общие, важные основы правового статуса человека и гражданина. Права человека вынесены до государства -это говорит о приоритете человека (право на жизнь; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; свободное использование своих способностей и имущества; жилище; охрану здоровья и медицинскую помощь; образование и т.д.). Отличие понятия право и свобода. В состав правового статуса личности входит свобода -меры возможного поведения, которое не влечет обязанности. Праву соответствует чья-либо обязанность. Обязанности: выполнять законы, платить налоги, защита отечества, охрана окружающей среды, охрана исторически культурного наследия.

3.Понятие выборов, их социально-политическое значение. Избирательный процесс, его стадии.

Выборы- единственно возможный способ формирования власти в демократическом государстве (наиболее эффективный, справедливый способ). Конечно в стране все уровни, все формы власти путем выборов не определишь, но наиболее важные формируются через выборы. Основные виды: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная система - избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса поданные за остальных кандидатов пропадают. Эта система возможна при выборах одного должностного лица. Когда же она применяется для выборов номинального органа власти, н-р палаты парламента обычно создаются одномандатные избирательные округа, т.е в каждом из них должен быть избран 1 депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями по величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность-это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо более половины голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше кандидатов, тем меньше вероятность что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно:1)альтернативное голосование, 2) перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственного Совета РТ, по мажоритарной системе относительно большинства избирается половина депутатов ГосДумы. «+» степень прозрачности выборов, «-» нет предсказуемости, к власти может придти кто угодно (неуправляемость.). Пропорциональная система- при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах получает количество мандатов, пропорционально числу голосов избирателей полученных на выборах. Избиратели при применении на выборах пропорциональной системы голосуют за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. Пропорциональная система может применяться только в много мандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения мандатов используются различные методы: Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты- минимального голосов числа избирателей, которые необходимо набрать партии для получения одного мандата. Так же могут применяться и другие методы: Метод делителей, Метод Генри Друна. «+» более или менее прогнозируемый результат, «-» при голосовании избиратель голосует за бренд, устанавливается барьер. Смешанная - часть по спискам, часть по мажоритарным округам (выборы в Госдуму, в Госсовет)

Социально-политическое значение: Выборы хороши тогда, когда обеспечивается справедливый механизм. Стадии 1) назначение выборов 2) Образование избирательно-территориальных единиц 3) выдвижение и регистрация кандидатов 4) ведение предвыборной борьбы 5) Само голосование включая подведение итогов 6) проведение новых(повторных) или дополнительных выборов в случае, если не состоялись. Принципы избирательного права 1) всеобщее публичное право 2) равное (право каждого одинаковое) 3) тайное голосование 4)прямое избирательное право 5) добровольность участия гражданина 6)периодичность избрания.

4.Система органов государственной власти РФ. Общая характеристика. Уровни и ветви государственной власти.

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно КРФ (ст11),в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т е не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения (гл1КРФ). Согласно Конституции федеральную государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ(гл4КРФ и ст 80),Федеральное Собрание(гл5КРФ) (Совет Федерации и Гос Дума),Правительство РФ(гл6КРФ),суды РФ. Государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основании разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной власти - это ФСРФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ, думы, областные собрания и другие законодательные органы краев, областей и автономных округов, городов федерального значения. Основная особенность этих округов в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими и ОМСУ. ОЗВ делятся на федеральные и региональные. Федеральным законодательным и представительным органом РФ является ФС- это общегосударственный,общероссийский ОГВ, действующий в масштабах всей РФ. Все другие являются региональными.

Органы исполнительной власти -это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Они непосредственно исполняют акты представительных органов, указы Президента, организуют исполнение этих актов. ОИВ делятся на федеральные (Правительство, федеральные министерства, службы, агентства и субъектов РФ (Президенты и главы субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и др). По характеру полномочий ОИВ: органы общей компетенции - ведуют всеми или многими отраслями исполнительской деятельности (Правительства), и органы специальной компетенции (министерства и др).

Органы судебной власти - Конституционный суд РФ, Верховный суд, Высший арбитражный суд, др федеральные суды, а также суды субъектов. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства (ст125). Помимо ОГВ в систему государственных органов входит Администрация Президента, ФСБ и др

5.Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ

В одной системе: единое правовое, экономическое пространство взаимодействует друг с другом. Их полномочия определяются в соответствии с предметами ведения: предметы ведения федерации (по ним создаются федеральные органы, н-р, Министерство обороны); предметы совместного ведения (разделение по сферам, н-р, Министерство соц. развития РФ и Министерство соц. защиты РТ); предметы ведения субъектов РФ, на уровне субъекта могут существовать органы управления субъекта как: Министерство образования и науки РТ, министерство труда, также могут быть территориальные органы, Федеральное казначейство и казначейство РТ.

Учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан. Президентом РТ подготовлен Проект Договора, одобрен Госсоветом РТ (от 28 октября 2005 г. N 1609-III- ГС), принят Государственной Думой, но не одобрен Советом Федерации.

Договор. РТ обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горногеологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями РТ; осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных органов международных организаций; по согласованию с Правительством РФ оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка. Государственными языками в РТ являются русский и татарский языки. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке РТ (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан. Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г.Москве. Срок действия настоящего Договора - 10 лет со дня его вступления в силу.

6. Компетенция палат ФС РФ, порядок принятия федеральных законов

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

В Совет Федерации входят по 2 представителя из 89 субъектов РФ (из представительного и законодательного органа)

Госдума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 4 года. (225 по одномандатным избирательным округам, 225 по партийным спискам) Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Основная работа сессии, которая состоит из заседаний палаты, комитетов, комиссий, парламентских слушаний. Основное назначение-принятие законов (три чтения, бюджет-четыре).

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации (Миронов) и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы (Грызлов) и его заместителей.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся: 1)утверждение изменения границ между субъектами РФ; 2) утверждение указа Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения; 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 4) назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности; 5) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; 6) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся: 1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; 4) объявление амнистии; 5) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям: предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению. Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

7.Структура и принципы деятельности Правительства РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Федеральные министерства - стратегический орган, разрабатывает стратегию в определенной сфере. Федеральные службы - органы, исполняющие контрольно-надзорные и специальные функции Федеральные агентства - Органы, оказывающие государственные услуги и распоряжаются государственным имуществом.

Руководство деятельностью осуществляет Президент РФ : МВД РФ, МРФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, МО РФ, МЮ РФ, их службы). В ведении Правительства РФ находится: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, МОиН РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, МСХ РФ, Министерство транспорта и связи РФ, МФ РФ, МЭРиТ РФ, их служба и агентства

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ входят их правительства, администрации, министерства, комитеты, департаменты и другие ведомства. Эту систему возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ - Президент (Глава) республики, Глава администрации (Мэр, Губернатор) края, области, города федерального значения, автономной республики, автономного округа. Высшее должностное лицо может возглавлять Правительство сам (например, в Бурятии) или через кого-то (в РТ - Премьер-министр).

8.Общая характеристика Судебной системы РФ.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституционный суд (19 судей, делятся на 2 палаты-10и9 человек). КС РФ - КС субъектов РФ. Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС-Суды субъектов - районный суд-мировой суд).К ВС относится Военный трибунал, скоро будет создан Ювенальный суд(для детей до 18 лет).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший АС РФ-АС федеральных округов-АС субъектов РФ

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Мировые судьи назначаются в субъекте.

Органы особой компетенции : Прокуратура, Счетная палата, ЦИК, уполномоченный по правам человека.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Президент РФ является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ: принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России в течение 10 лет, не менее 51% голосов избирателей). Вступает в должность через 30 дней после официального объявления итогов выборов. Иногурация - произнесения клятвы, вручение личной символики (штандарт Президента -государственный флаг с гербом), удостоверение личности, знак Президента (орденская лента Андрея Первозванного, вербировка с именем Президента и датой вступления в должность, которое состоит из золота и эмали) Администрация Президента РФ- орган, оказывающий помощь Президенту РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину РФ; и) формирует Администрацию Президента РФ; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование.

Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РТ является главой государства, высшим должностным лицом РТ (не моложе 30 лет, кандидатура предлагается Президентом РФ, назначается Государственным Советом РТ)

10.Конституционные основы организации и деятельности государственной власти РТ.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Президент РТ является главой государства, высшим должностным лицом РТ: обеспечивает права и свободы граждан, суверенитет, общественную безопасность и территориальную целостность, законность и правопорядок; возглавляет систему исполнительных органов власти и обеспечивает их взаимодействие с Госсоветом РТ; формирует КМ РТ, представляет Госсовету РТ кандидатуру Премьер-министра, его заместителей; руководит деятельностью КМ РТ, принимает решение об их отставке; определяет внутреннюю политику и направления внешней политики; обращается Госсовету РТ с ежегодным посланием; назначает половину состава ЦИК РТ; подписывает законы либо отклоняет их и т.д.

Государственный Совет РТ- парламент РТ является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти РТ (избирается на 5 лет, состоит из 100 депутатов (50 по одномандатным избирательным округам, 50 по партийным спискам), из них 20 работают на постоянной основе, основная форма работы-сессии). Полномочия: принятие Конституции и законов; определение внешней и внутренней политики РТ, решение вопросов административно-территориального деления, избрание судей Конституционного суда, председателя, заместителей и секретаря Госсовета; согласование кандидатуры Президента РТ; утверждение кандидатуры Премьер-министра и т.д.

Кабинет Министров РТ- Правительство РТ является исполнительным и распорядительным органом государственной власти РТ, состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и других исполнительных органов государственной власти РТ. Полномочия: разработка бюджета; Программ социально-экономического развития; меры по обеспечению обороны, безопасности, меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан; осуществление внешнеэкономической деятельности.

Судебная власть в РТ осуществляется Конституционным судом РТ (6 судей), федеральными судами общей юрисдикции (верховный суд РТ, районные и городские суды, военные суды), Арбитражным судом РТ и мировыми судьями (судьи общей юрисдикции РТ, входящие в единую судебную систему РФ). Прокурор РТ назначается на должность Генеральным Прокурором РФ по согласованию с Президентом РТ и Государственным Советом РТ.

Виды разделения управленческого труда

Разработка рациональной системы разделения и кооперации труда – это одна из главных направлений работы по ОУТ, так как оказывает определяющее воздействие на другие элементы организации труда. Разделение управленческого труда – это разграничение и обособление различных видов деятельности управленческого персонала. Кооперация управленческого труда – совместное участие работников в одном или связанных между собой процессах управления.

Благодаря разделению и кооперации труда разграничиваются сферы компетенции отдельных работников, их прав, ответственности и обеспечивается четкое взаимодействие всех их в процессе управления. Разделение и кооперация труда – парная категория. Они рациональны, если удовлетворяют следующим требованиям:

1. Обеспечивают полное использование рабочего времени.

2. Обеспечивают использование работников в соответствии с их квалификацией.

3. Предотвращают дублирование в работе различных служб и исполнителей.

4. Обеспечивают ответственность работников за результаты своей работы.

5. Обеспечивают освобождение работника от выполнения обязанностей, не свойственных его должности.

6. Обеспечивают возможность роста квалификации.

7. Обеспечивают увязку во времени выполнение различных работ в нужном объеме, чтобы выполнить эти требования, надо соблюдать пропорцию по функциям и работам между исполнителями

Разделение управленческого труда осуществляется по трем признакам, в соответствии с которыми выделяются виды разделения труда:

1) Состав и содержание функции управления. В соответствии с этим признаком осуществляется функциональное разделение труда.

2) Технологическая однородность работ. В соответствии этим признаком осуществляется технологическое разделение труда.

3) Сложность выполняемых работ и квалификационные характеристики должностей исполнителей. В соответствии с этим признаком осуществляется квалификационное разделение труда.

Функциональное разделение управленческого труда означает разграничение и обособление групп работников по функциям управления. В любой организации вой перечень функций управления. Более широкий их спектр на промышленных предприятиях. Результатом функционального разделения управленческого труда, служб, бюро, которые специализируются на выполнении определенных функций управления, т.е. функциональное разделение управленческого труда находит свое воплощение в организационной структуре управления предприятия. В трудовом плане оно воплощается в определении численности работников по структурным подразделениям предприятия.

Существуют требования к построению организационных структур управления.

Принцип комплексности и системности предполагает включение в организационную структуру управления всех подразделения, выполняющих функции управления при установлении организационных связей между ними.

Принцип специализации предусматривает четкое разграничение деятельности по управлению. При этом специализация должна иметь разумные пределы. Следует избегать чрезмерного дробления структурных подразделений. Множество структурных подразделений приводит к усложнению управления и появлению излишней численности.

Принцип стабильности организационной стрктуры позволяет использовать преимущества устойчивости системы управления. Стабильность организационной структуры должна сочетаться с ее гибкостью при изменении условий работы.

Требование экономичности организационной структуры предполагает создание минимального числа звеньев и уровней управления. Решение о создании или прекращении деятельности какого-либо подразделения рекомендуется принимать исходя из трудоемкости работ и возможности оценки работы подразделения по конечным результатам деятельности. Можно оценить результаты – звено управления необходимо.

Применяются два метода формирования организационных структур: нормативный и аналитический.

Нормативный метод предполагает использование типовых структур. Метод применим на предприятиях небольших по масштабу, без специфики производства продукции. В этом случае используют типовые решения по построению организационной структуры: типовой перечень задач по отдельным функциям управления, типовые условия формирования подразделений, типовые схемы взаимосвязей между ними.

Аналитический метод чаще применяют для уникальных предприятий, крупных по масштабам, когда отсутствуют аналоги. Метод предполагает анализ целей, задач, функций управления, их структуризацию, выбор решения из вариантов исходя из условий предприятия. Метод достаточно трудоемок.

Технологическое разделение управленческого труда означает распределение работников по видам работ (операциям) и закрепление их за отдельными группами работников и за отдельными исполнителями (второе преобладает). С помощью технологического разделения управленческого труда обеспечивается специализация работников.

Степень дифференциации технологического разделения труда может быть разной. Поэтому выделяют три формы технологического разделения управленческого труда: целевая форма, предметная, операционная.

Целевая форма предполагает закрепление за работником нескольких задач, связанных одной целью. Характерна, прежде всего, для руководителей: поручение работнику административной работы, организационной работы, конструктивной работы, руководство любой функциональной службой, линейное руководство производственным подразделением, руководство временным коллективом и т.д.. Набор работ зависит от объекта управления (участки, отдел, цех, предприятие).

Предметная форма предполагает большую дифференциацию труда, чем целевая. Работнику (или группе работников) дается одна или две задачи (как правило однородные). Каждая из задач состоит из комплекса аналитико-конструктивных и формально-логических операций. Характерна чаще всего для специалистов, но иногда применима и к техническим исполнителям. Предметная форма может быть выражена областью деятельности. Например, инженеры-технологи специализируются: одни на литейном производстве, другие – на механообрабатывающих процессах, третьи – на сборочных работах и т.д.. Экономисты специализируются на планировании, осуществляют планирование материальных ресурсов, планирование издержек производства, планирование трудовых показателей и т.д..

Операционная форма разделения труда – самая дифференцированная. При этой форме за каждым работником закрепляются однородные операции: табельный учет использования рабочего времени, копирование документов, обработка информации и т.д.. Операционная форма разделения труда характерна для технических исполнителей.

Квалификационное разделение управленческого труда – это разделение труда между работниками с учетом сложности выполняемых работ и занимаемой должности. Оно осуществляется внутри профессиональных групп работников. Нормативной основой квалификационного разделения труда является квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Требование к квалификационному разделению труда – обеспечение наиболее полного использования работника в соответствии с его квалификацией. Не должно быть несвойственных работ по квалификации. Их не будет или они будут минимальными по времени, когда предприятии будут установлены обоснованные пропорции между различными квалификационно-должностными группами работников (руководители, инженеры, техники, технические исполнители) и разумные пропорции между специалистами разных квалификационных категорий.

Работы по сложности у специалистов группируются.

1. Особо сложные работы, при выполнении которых необходимы знания по специальности, умения ориентироваться в смежных областях науки и техники, использовать передовой опыт, уметь изыскивать резервы производства.

2. Работы высокой и повышенной сложности – это разнообразные работы, выполняемые самостоятельно на основе общих указаний руководителя. Для их выполнения необходимы профессиональные знания и практический опыт.

Специалистам, выполняющим особо сложные работы, а также работы высокой и повышенной сложности, устанавливается 1 квалификационная категория.

3. Работы средней сложности – это работы, повторяющиеся в пределах регламентированного задания, в котором определены возможные методы решения стоящих перед исполнителем задач, указываются необходимые руководящие и нормативные материалы.

Специалисты, выполняющие преимущественно работы средней сложности устанавливается 2 квалификационная категория (по ряду инженерных должностей – 3 квалификационная категория).

4. Работы минимального уровня сложности – это работы молодых специалистов с высшим образованием, не имеющих опыта работы, а также работы специалистов со средним специальным образованием, но обладающие достаточным опытом практической работы.

При выполнении работ минимального уровня сложности категория квалификации не указывается.

Для установления рациональных пропорции между группами работников существуют нормативы численности работников, нормативы соотношений численности по должностным группам, по отдельным должностям работников. При отсутствии нормативов или невозможности их применения рациональные соотношения между работниками должно разработать само предприятие балансовым методом.

Результатом совместного действия всех видов разделения труда является формирование профессионального, должностного и квалификационного состава работников и установление специализации для каждого из них.

Вид и форма разделения труда предопределяет и соответствующую форму кооперации. Функциональное разделение труда обуславливает необходимость кооперации труда между структурными подразделениями. Технологическое разделение труда обуславливают необходимость кооперации труда между отдельными работниками и подразделениями. Квалификационное разделение труда обуславливают необходимость кооперации труда отдельными работниками внутри подразделения.



Похожие публикации

Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику
Профессиональное определение старшеклассников
Что означает данное словосочетание