От реализации работ и услуг. Выручка от реализации продукции, работ, услуг. Финансовое планирование на предприятии

От реализации работ и услуг. Выручка от реализации продукции, работ, услуг. Финансовое планирование на предприятии

В современных условиях государство является активным субъектом экономики. Она занимается как непосредственным ведением хозяйства, так и осуществляет определенные регулятивные функции в отношении всего общественного производства. Государственное вмешательство в экономику обусловлено целым рядом конкретных причин:

o рынок имеет собственные, имманентно присущие ему недостатки. Это циклический характер функционирования экономики, безработица, инфляция и т. Эти явления приобретают значительные масштабы и тормозят развитие общества;

o рыночная экономика не способна реализовать масштабные научные проекты, обеспечивающие стратегический прорыв в области науки и техники. Фундаментальная наука с ее огромными затратами и большой вероятностью осуществления расходов без получения конечного положительного результата не может быть профинансирована частным бизнесом;

o процесс воспроизводства рабочей силы в условиях рынка не может быть обеспечен в полном объеме, потому что рынок формирует спрос только на ту рабочую силу, которая соответствует достигнутому уровню техники и технологии;

o рынок не может противостоять монополиям, инфляции, а также негативных последствий хозяйствования относительно окружающей среды;

o структурные изменения в экономике, потребность в которых часто является насущной для страны, практически невыполнимые для рынка из-за своей масштабности и большие финансовые затраты;

o в условиях интернационализации производства резко усиливается конкуренция на мировых рынках, поэтому без помощи государства бизнесу трудно удержать свои позиции;

o рынок не способен обеспечить удовлетворение потребностей в социальных благах, потребление которых является общедоступным и это потребление нельзя ограничить.

Все это требует активного участия государства в экономической жизни общества и формирует ее базовые экономические функции. Именно они являются основой других функций государства, а именно политической, социальной, международной. Экономические функции государства многоплановые, но их можно сгруппировать по определенным направлениям:

o Обеспечение правового поля, в рамках которого осуществляется производство. Законодательное определение отношений собственности, правового статуса всех участников общественного производства, их права и обязанности, их ответственность при нарушении установленных норм и законов.

o Уменьшение, а по возможности и ликвидация негативных последствий рыночного саморегулирования. К этому направлению относится, прежде всего, защита конкуренции и ограничения монополизма. Важной составляющей является борьба против высокой инфляции и безработицы.

o Перераспределение доходов с помощью налогового механизма и частично через регулирование цен. Это направление обеспечивает как активное управление макроэкономическими процессами, так и уменьшение неравномерности в распределении доходов.

o В современных условиях важнейшим направлением вмешательства государства в экономическую жизнь общества является формирование информационной инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней всем членам общества.

o Обеспечение граждан общественными благами, к которым относятся государственное управление, безопасность общества и человека, оборона, здравоохранение, образование и т.

Государственное регулирование экономики осуществляется через ряд мер, которые принято называть экономической политикой. Эта политика базируется на стратегических целях государства, которые отражают интересы всех граждан и направлены на развитие общества и благосостояния его членов. Поскольку стратегические ориентиры отражают главные цели всего общества, а их достижения требует многоплановых действий, то и государственная экономическая политика по своим направлениям охватывает все сферы общественной жизни.

Объектом государственного регулирования является вся экономическая система государства. Это означает, что вся совокупность производственных отношений, которая формируется в процессе общественного производства и становится объектом государственного регулирования. Но поскольку экономическая система общества имеет сложную структуру и включает значительное количество подсистем (отрасли, сферы и т.п.), которые постоянно работают, проявляющееся в различных социально-экономических процессах, как то экономические циклы, демографические изменения, инфляция и т.д., то они и становятся непосредственным объектом государственного регулирования.

Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице органов власти. Президент страны, Верховная Рада, правительство, министерства, администрации - все это непосредственные субъекты государственного регулирования. Система формирования властных структур, их конкретные функции и пределы ответственности определяются политическим устройством страны, уровнем организации общества, соотношением классов, слоев, политических партий и т.д. Как правило, права и обязанности властных структур в целом и в части их возможного вмешательства в экономические процессы юридически оформляются в Конституции страны, законах и других нормативных актах.

Следует отметить, что общая организация субъекта государственного регулирования зависит, прежде всего от уровня развития демократии в конкретном обществе. Там, где существуют устоявшиеся демократические традиции, как правило, субъекты государственного регулирования экономики наиболее полно отражают интересы всего общества и несут высокую ответственность за свои действия и за их последствия. В тех же странах, где демократические институты ограничены и существует скорее автократия отдельного лица или партии (примером могут служить Россия или Китай), там влияние государства на экономическую жизнь может быть действенным по их реализации, но не всегда эффективным по конечным результатам. Хотя даже в странах с автократическими режимами, если верить лозунгам, все действия властных структур подчинены интересам народа. Однако исторический опыт показывает, что только демократия способна наиболее полно отражать интересы всех членов общества и обеспечивать им максимум свободы в их экономической жизни.

Государственное регулирование охватывает важнейшие макроэкономические процессы и способно существенно влиять на весь процесс общественного воспроизводства. Но абсолютизировать его нельзя. Государство в своих регуляторных функциях тоже имеет ограничения. Они оказываются в следующем:

o государство часто не имеет достаточно полной и достоверной информации, которая бы позволила принимать наиболее действенные и эффективные управленческие решения;

o конкретные субъекты государственного регулирования, как правило, несут скорее условную ответственность за свои решения или не несут ее вовсе. Так, депутаты нашей Верховной Рады могут месяцами играть в шарики, блокировать работу, вообще не появляться на своем рабочем месте, а избиратели даже теоретически не могут их отозвать или заставить плодотворно работать и не тратить напрасно деньги налогоплательщиков;

o государственное регулирование осуществляется преимущественно косвенными методами, и последствия этого регулирования фиксировать и оценивать часто можно только приблизительно;

o всегда существует несовершенство управления макроэкономическими процессами, ибо развитие общественного производства и количество проблем, которые возникают, постоянно нарастают, а государственное регулирование всегда более консервативное и инертное. Это приводит к тому, что государственное регулирование всегда имеет определенные недостатки, которые необходимо учитывать.

Государственное регулирование национальной экономики осуществляется определенными методами. Методы - это определенные способы воздействия государства на все объекты государственного регулирования. Каждый метод опирается на целый ряд конкретных инструментов, которые и обеспечивают реализацию влияния.

Всю совокупность методов определенным образом классифицируют. Наиболее распространенные классификации связаны с такими признаками: по формам воздействия и по средствам воздействия. По формам воздействия выделяют следующие методы: методы прямого и косвенного воздействия. По способам воздействия выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы. Рассмотрим их более подробно.

Прямые методы государственного регулирования - это те методы, которые непосредственно направлены на субъектов рынка. Они применяются с целью изменения объемов производства, объемов экспортно-импортных операций, изменения структуры потребления и т. Главным инструментарием такого воздействия является лицензии, квоты, государственные закупки, установленные государством цены, нормативы, комплексные программы и тому подобное.

Косвенные методы - это такие методы, которые направляют действия субъекта рынка в необходимое русло не напрямую, а опосредованно, через создание определенных экономических условий. Здесь главным является экономический интерес субъекта рынка, влияние на который и способствует достижению той цели, которую ставит государство. Здесь инструментарием являются меры, которые принимает государство в процессе реализации своей фискальной, денежно-кредитной, амортизационной, бюджетной и другой политики. Эффективность непрямых методов не так высока, как прямых, но они более адекватны рынку, а потому более приспособлены к действию рыночного экономического механизма.

Среди методов государственного регулирования, выделенных на основе такого признака, как средство воздействия, необходимо прежде всего выделить правовое регулирование экономики. Это установление государством юридических норм поведения граждан и всех субъектов рынка. Правовому регулированию подлежат все отношения, которые складываются в обществе. Это отношения между государством и гражданами, между государством и субъектами хозяйствования, отношения между гражданами и тому подобное.

Все правовые акты определенным образом субординированные и, в зависимости от объекта, который их принимает, выделяют:

o Конституцию и законы Украины;

o Указы и распоряжения Президента Украины;

o постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

o нормативные правовые акты центральных органов власти (министерств и ведомств);

o нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Следует отметить, что важнейшие отношения в обществе регламентируются исключительно законами Украины. К ним относятся, например, права и свободы человека, права собственности, правовые основы предпринимательской деятельности, основы зовнишньоекономинои деятельности и тому подобное. Исключительно законами Украины определяются: Государственный бюджет Украины, налоги, основы функционирования финансового рынка, а также рынка товаров и рабочей силы, порядок образования свободных и других зон, правила пересечения границы Украины и т.д.

Важную роль в государственном регулировании экономики играют административные методы. Они применяются в основном тогда, когда рыночные методы или не действуют, или же недостаточно эффективны. Эти методы характеризуются обязательностью и безальтернативностью выполнения положений, приказов, распоряжений властных структур и четкой ответственностью субъектов хозяйствования и граждан за их невыполнение. Спектр этой ответственности широк и находится в диапазоне от предупреждения до штрафов и даже уголовной ответственности.

Важнейшими инструментами реализации административных методов есть лицензии, квоты, нормы, стандарты, санкции, цены.

Лицензии представляют собой разрешения, которые выдают соответствующие органы хозяйствующим субъектам. Как правило, они имеют место тогда, когда предпринимательская деятельность по изготовлению товаров, оказания услуг или выполнения работ связана с возможной опасностью для граждан. Примером могут быть лицензии на сооружение зданий, мостов, на производство наркотических веществ, производство медикаментов, предоставление медицинских услуг и тому подобное. В Украине порядок предоставления лицензий регламентируется специальным положением о выдаче лицензий по отдельным видам деятельности.

Квоты - это определенные количественные ограничения, которые государство устанавливает относительно изготовления, потребления или вывоза (ввоза) товаров на территорию государства. В Украине примером довольно частого применения квот могут быть ограничения в экспортных и импортных операциях. Так, защищая собственного товаропроизводителя, наше государство неоднократно устанавливала квоты на импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции, например, мяса, тростникового сахара-сырца и на другие товары.

Следует отметить, что в системе государственного регулирования экономики государство должно считаться и с теми квотами, которые устанавливаются для страны внешними субъектами. Да, мы имеем достаточно жесткие ограничения по экспорту нашей металлопродукции в страны Европейского Союза. Такие квоты, например, на трубы большого диаметра, устанавливает и Россия по нашей экспортной продукции. Однако внешние ограничения постепенно уменьшаются вследствие общемировой тенденции либерализации торговых отношений, а для Украины еще и вследствие вступления в ВТО.

Нормы - это определенные, как правило, научно обоснованные нормы расхода сырья, материалов, труда на изготовление продукции, а также нормы потребления. Нормы играют огромную роль в организации функционирования всего общественного производства. Скажем, для того чтобы рассчитать один из базовых элементов государственного бюджета - прожиточный минимум - необходимо научно обосновать нормы потребления продуктов, промышленных товаров и услуг в расчете на одного человека и с учетом его возраста. В Украине нормы требуют постоянного совершенствования, потому что значительная их часть еще была разработана в эпоху социализма и уже безнадежно устарела. Однако реальной преградой на этом пути является как отсутствие государственной системы нормотворчества, так и политические аспекты. Ведь нормативы, например, потребление определенных материальных благ, часто принимаются занижены, чтобы власть могла их без труда понемногу повышать и демонстрировать обществу свое попечение о собственных граждан.

Стандарты - это те же нормы, но они жестко установлены относительно важнейших характеристик товаров и услуг. Эти стандарты фиксируют качество, размеры, вес и другие параметры изделий. Стандарты сопровождаются и четко определенными методами контроля качества, по маркировке, упаковке, технологии производства и тому подобное. Государственные стандарты являются обязательными. их должен соблюдать каждый хозяйствующий субъект, выпускающий продукцию или предоставляет услуги, которые регламентированы таким стандартом.

Следует подчеркнуть, что вступление нашей страны в ВТО открыло нам широкие возможности по продвижению отечественной продукции на новые рынки. Но эти возможности мы можем реализовать только тогда, когда поднимем качество нашей продукции до уровня международных стандартов. Это одно из важнейших задач наших производителей, ведь без получения международных, прежде всего европейских, стандартов нечего и думать о широком выход на международные рынки.

Санкции - это меры, которые принимает государство в целях наказания субъектов рынка. Палитра конкретных мероприятий здесь очень широкая и имеет различные формы. Здесь могут быть экономические наказания (пеня, неустойка, штрафы, конфискация и т.п.) и наказание в виде уголовной ответственности.

Санкции предпринимаемые государством в разных целях, но учитывая главные стратегические задачи государства следует отметить, прежде всего, санкции, направленные на защиту конкуренции. В этом направлении пионером является сена, в которых уже в 1890 г.. Было принято антимонопольное законодательство в виде акта Шермана. Эта страна характеризуется и самой жесткой системой защиты конкуренции. В системе наказаний здесь предусмотрено не только принудительное разукрупнение, штрафы, но и лишение свободы для должностных лиц сроком до трех лет. Действенность антимонопольного законодательства сена можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, в начале XX в. три огромных монополии - "Стандарт ойл" (нефтяная отрасль),

"Дюпон" (взрывчатка) и "Америкэн табекоу" (табачная отрасль) - были распущены. В 1982-1983 pp. одна из крупнейших американских компаний, "Американ телефоун энд телеграф" (АТТ), была разделена на десять независимых компаний, хотя одна из них аббревиатуру АТТ сохранила.

В Украине санкции государство применяет редко и действенность их невелика. Что же касается стратегического и важнейшего для рынка защиты конкуренции, то, имея два прямых законы о защите конкуренции, государство, в лице Антимонопольного комитета, практически бездействует. Ни одного резонансного дела этим комитетом не осуществлено, хотя в Украине степень монополизации еще со времен Советского Союза чрезвычайно высока. Создается впечатление, что этот комитет скорее "кри-ет" отечественных монополистов. Всевластии коррупции в Украине дает основания если это и не утверждать, то по крайней мере так думать.

Цены. В рыночном механизме они играют чрезвычайно важную роль. В общем ценообразования должно быть свободным, отражая прежде всего соотношение между спросом и предложением. Но даже в развитых странах государство прибегает к регулированию цен, хотя, как правило, это касается относительно небольшого сегмента рынка. Так, в США под государственное регулирование попадает 5-10% цены. Это цены на газ, нефть, электроэнергию, услуги железной дороги и некоторые другие. Как правило, такие цены устанавливаются на определенный период - от месяца до года. Достаточно распространенным явлением в развитых странах Запада является установление цен на такой товар, как рабочая сила. При определенных обстоятельствах в экономике правительство договаривается с профсоюзами за так называемое замораживание заработной платы. Это означает, что на определенный срок (чаще всего на год) действие коллективных договоров между работодателем и наемными работниками по повышению реальной заработной платы прекращается. По сути, это и есть фиксация цены в рабочую силу. Более распространенной в этом отношении практика фиксации нижнего предела цены товара рабочая сила. Эта практика проявляется в установлении минимальной заработной платы.

В Украине практика регулирования цен имеет место, но она недостаточно распространена. Однако в последние годы в этой практике все больший акцент делается на экономическое обоснование цен и тарифов, что позволяет при их фиксации или изменении со стороны государства избегать волюнтаризма и делать понятными для населения эти мероприятия. К положительным моментам в регулировании государством ценообразования, можно привести установление цены на зерно урожая 2008 Правительство Ю.Тимошенко с целью уменьшения влияния спекулянтов на зерновой рынок, на котором уже в конце лета (а этому способствовал хороший урожай зерновых) цены резко упали, выделил 1 млрд грн. на закупку зерна у крестьян по достойной цене, почти вдвое стала выше той, которую в конце лета предлагали крестьянину зернотрейдеры. Это образец взвешенной и эффективной действия правительства по решению из-за цены стратегических задач государства.

Экономические методы государственного регулирования экономики относятся преимущественно к косвенным. Они заключаются в том, что государство создает необходимые условия для производителей с целью, не ограничивая их свободного выбора, направить действия субъектов хозяйствования в желаемое для общества русло.

Главными инструментами, которые применяются при реализации этого метода, являются: налоги, амортизация, денежная эмиссия, операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и изменение учетной ставки, государственные закупки и т.

Налоги - это обязательные платежи в государственный бюджет (как в центральный, так и в местный), которые платят все граждане. Эти платежи играют значительную роль в развитии страны. В развитых странах налоги составляют до 90% доходной части государственного бюджета.

Учитывая государственное регулирование экономики налоги обеспечивают, прежде всего, финансирование бюджетной сферы. Следовательно, чем больше поступлений от налогов, тем больше возможностей для развития социальной сферы и производства в целом. Однако увеличение налогов с точки зрения возможностей увеличения поступлений в бюджет имеет определенный предел. Теоретически (разумеется, весьма приблизительно) она определяется кривой Лафера.

Наряду с наполнением бюджета вмешательства государства в налоговую систему дает возможность регулировать дифференциацию доходов в обществе, уменьшая разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Для ориентира здесь используют такие показатели имущественного неравенства, как коэффициент децильности, коэффициент Джини, кривую Лоренца и тому подобное.

Важным направлением вмешательства государства в налоговую систему является стимулирование через налоги общественного производства. Это достигается как предоставлением налоговых льгот, так и освобождение от налогов на определенный срок.

В Украине налоговая система на сегодняшний день еще очень обременительной для предпринимателей, хотя с принятием Налогового кодекса наметилась общая положительная тенденция. Уменьшено количество общегосударственных налогов с 29 до 18, а местных с 14 до 5 и снижены ставки на основные налоги. Так, налог на прибыль с действующих 25%, начиная с 2011 г.., Ежегодно уменьшается на 2% и в 2014 г.. Будет составлять 16%, а налог на добавленную стоимость в результате постепенного уменьшения составит в 2014 г.. 17%. Хотя государственное регулирование в налоговой сфере может быть направлено и на повышение налога. Так, летом 2008, после огромного наводнения в западных областях нашего государства, правительство добилось от Верховной Рады увеличения акциза на табачные изделия.

Амортизация - это та часть стоимости, которая направлена на восстановление основного капитала. В прошлом в нашей стране использовали преимущественно линейный способ определения нормы амортизации. Но за рубежом государство достаточно часто применяет механизм ускоренной амортизации. Имеет место в отношении тех областей, в которых государство заинтересовано в обновлении основного капитала и наращивании инвестиций. Механизм ускоренной амортизации позволяет предпринимателю увеличить свои доходы и направить их на модернизацию производства или на его расширение.

Денежно-кредитная политика государства представляет собой систему мероприятий, которые государство направляет на стабилизацию экономического роста, а сегодня основной акцент перемещается в направлении повышения эффективности экономики и уменьшения темпов инфляции. Вмешательство государства в сферу денежно-кредитной деятельности, учитывая чрезвычайную сложность ее функционирования и на очень мощный и ощутимый ее влияние на экономику, в общем требует продуманного профессионального подхода. Это вмешательство государство осуществляет преимущественно через такой институт, как центральный банк.

Денежно-кредитная политика государства очень разноцветная и отражает многие факторы, влияющие на развитие экономики. Но в основном в современных условиях она сконцентрирована вокруг двух основных явлений: эмиссии денег и мероприятий по кредитного регулирования.

Контролируя денежную эмиссию, государство влияет на многие экономических процессов, но прежде всего она пытается обеспечить стабильность национальной денежной единицы, сдерживать инфляционные процессы в допустимых пределах. В Украине это регулирование в целом удается, хотя в последние годы инфляция регулярно и существенно превышает заложенные в бюджет соответствующего года показатели.

Кредитное регулирование играет чрезвычайно большую роль в уменьшении циклических колебаний и их негативных социально-экономических последствий. Это регулирование имеет различные формы и осуществляется преимущественно через центральный банк и коммерческие банки. Среди мер, которые часто прибегают отдельные государства, - уменьшение расходов производителя по привлеченным кредитам. Такую систему практикует Франция. В Украине уменьшение расходов на оплату процентов по кредитам крестьянским хозяйствам осуществляют уже несколько лет. В 2008г., Например, на эти цели правительство направило 400 млн грн. Часто государство выступает гарантом по коммерческим кредитам, которые предоставляют инвесторы под тот или иной проект.

Важным направлением влияния государства на экономику через банковскую систему выступает изменение нормы обязательных резервов и манипулирования учетной ставке. Если центральный банк уменьшает норму обязательных резервов, то он повышает возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, стимулирует развитие экономики. Примерно такой же эффект от изменения учетной ставки. Если центральный банк уменьшает учетную ставку по кредитам, которые он в ценные бумаги выдает коммерческим банкам, то это, в свою очередь, ведет к уменьшению процента по коммерческим кредитам и повышает коммерческую и деловую активность хозяйствующих субъектов.

Операции на открытом рынке заключаются в том, что государство или скупает ценные бумаги, или же продает их. Поскольку на рынке ценных бумаг главными институциональными инвесторами являются банки и небанковские кредитные учреждения (парабанкы), то это (в случае скупки ценных бумаг государством) дает им дополнительные средства и способствует усилению деловой активности, а при продаже все происходит наоборот. Однако в Украине из-за неразвитости рынка ценных бумаг этот путь государственного регулирования экономики в современных условиях не очень действенный.

Государственные заказы - это и закупка товаров, которая осуществляется государством. В условиях рынка это очень важный рычаг регулирования соотношения спроса и предложения, а следовательно, и экономической жизни в целом. Если государство закупает стратегические товары в государственный резерв и еще по ценам, которые выше рыночных, - она, с одной стороны, сдерживает возможное падение цен на продукцию отечественного производителя и уменьшает избыточную спекуляцию. С другой стороны, достаточно крупные закупки товаров, например, зерна дают возможность государству быть полноправным игроком на рынке и сдерживать нежелательные рост цен на нем. Кроме этого, государство, закупая товары, например, для своего войска, дает возможность отечественным производителям расширить рынок сбыта, а масштабность этих закупок и стабильность цены становятся хорошим стимулом усиления конкуренции среди возможных поставщиков таких товаров.

В совокупности методов государственного регулирования определенное место занимают и пропагандистские методы. Как выражался один из крупных революционеров, идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. С этим нельзя не согласиться. Именно в связи с этим государство информирует своих граждан и предпринимателей о важнейших приоритеты, определенные государством. Все большее значение приобретают мероприятия по формированию разумных потребностей, бережного отношения к ресурсам, окружающей среды, национальных традиций и тому подобное. В наборе инструментов этого метода такие меры, как моральные и материальные поощрения, поддержка инициативы общественных и религиозных организаций, направленные на усиление духовности нации, морали, солидарности и неравнодушия к своим соотечественникам.

Государственное регулирование экономики - сложный и неоднозначный процесс. Его нельзя толковать только как явление, постоянно усиливается. Так, в большинстве развитых стран в 80-е гг. XX в. происходил процесс дерегулирования, то есть уменьшение вмешательства государства в экономику. Еще заметнее изменения в целевом назначении и конкретных приоритетах регулирования. Например, в Украине регулирование направлено преимущественно на развитие экономики и обеспечение экономического роста. В то же время во Франции приоритетом является культура, образование и вообще человеческий капитал. Но можно сделать вывод, что в современных условиях вмешательство государства в экономику объективно необходимо, а в случае научного и взвешенного способа его применения дает положительные результаты и способствует экономическому росту.

Хозяйственный механизм Социально ориентированная модель рыночной экономики Мультипликатор Денежное правило М.Фридмена таргетирование

Модели социально ориентированной рыночной экономики

Государственное регулирование экономики

Экономическая политика

Объекты государственного регулирования

экономики

Субъекты государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования

экономики

Лицензии

Квоты

Нормы

Стандарты

Денежно-кредитная политика Денежная эмиссия Кредитное регулирование Операции на открытом рынке Государственный заказ

ПЛАН:

1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

2. Сущность и цели ГРЭ

3. Методы и инструменты ГРЭ

1. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Однако существует много других причин , которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику , среди этих причин можно выделить:

· существующие монополии;

· наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве;

· наличие внешних эффектов;

· излишне коммерческое распределение доходов.

Представление о роли государства , степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества.

Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики . В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики.

Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста.

Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

2. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.


Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей :

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.

Экономические функции государства :

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации , которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

3. Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: · определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; · государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; · государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции; · правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; · лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: · налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот; · регулирование цен, их уровня и соотношений; · платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; · таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

· правовые,

· административные,

· экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитнаяполитика , программирование , прогнозирование , планирование .

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ играют две роли :

· это главный источник финансирования государственных расходов

· это инструмент регулирования, т. к. в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики . Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите факторы, обуславливающие необходимость государственного влияния на экономику.

2. Чем обусловлена необходимость производства общественных благ?

3. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов воздействия на экономику. В каких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких - косвенные методы?

4. Назовите основные инструменты монетарной, фискальной, внешнеэкономической и социальной политики.

5. Тестовые задания:

1. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана:

а) необходимостью поддержания эффективного функционирования рынка;
б) необходимостью создания и использования эффектов общественных благ;
в) необходимости перераспределения доходов, рост доступа к некоторым товаров и услуг;
г) все ответы верны.

2. К основным функциям государства в современных условиях относятся:

а) формирование правовой основы деятельности;
б) защита и развитие конкуренции;
в) организация производства товаров и услуг общественного пользования;
г) перераспределение доходов;
д) осуществление макроэкономической стабильности;
е) все ответы верны.

3. Что представляют собой трансферты:

а) неравное распределение произведенного в стране совокупного дохода между отдельными лицами или семьями;
б) некоторые выгоды или ущерб, связанные с производством или потреблением продуктов, которые перемещаются к лицам, которые не являются непосредственно продавцами или покупателями данных товаров;
в) безвозмездные выплаты населению, не связанные с трудовым вкладом;
г) товары или услуги, к которым не применим принцип исключения, и производство которых обеспечивается государством.

4. Что из перечисленного ниже не является общественным благом (общественным товаром):

а) электроэнергия;
б) маяки;
в) милиция;
г) оборона страны;
д) защита от наводнений.

Регулирование экономики – это целенаправленное государственное воздействие на систему функционирования субъектов хозяйственных отношений в рыночных условиях.

Современный уровень развития экономики предусматривает её многоукладность и полифункциональность. Соответственно, экономические отношения подразумевают наличие в них широкого круга субъектов, которыми являются производители и потребители рыночных отношений.

В последнее время значительно возросла роль отдельных юридических лиц, осуществляющих на отечественном рынке собственную предпринимательскую деятельность в целях получения прибыли. Особо успешные компании быстро становятся монополистами в своих сферах и подавляют жизнедеятельность остальных мелких и средних фирм и предприятий. В целях избежания массовой монополизации рынка, государство вынуждено вмешиваться в эти отношения и регулировать их.

Более крупным субъектам рыночных отношений принадлежит высокий процент национальных финансов, распределение которых часто происходит незаконными методами.

Все участники рыночных отношений одновременно являются объектами государственного финансового регулирования, ведь они регулярно выплачивают пошлины, налоги и взносы. Регулирование среды обитания экономических субъектов происходит согласно текущему законодательству и имеет свои нормы, цели и методы, приведенные ниже.

Управление экономикой

С развитием экономической системы стали возникать сложности, связанные с процессом её управления и подчинения. Возникла необходимость в создании новой законодательной базы и усилении государственного контроля. Особенно в таком контроле нуждаются самые незащищенные слои населения. Незащищенные субъекты рыночных отношений все чаще подвергаются монопольному давлению и вынуждены уходить с рынка, едва только начав функционировать.

Кроме того, рассматривая данный вопрос, необходимо акцентировать внимание на том, что само по себе государство есть не только регулирующим фактором, но и непосредственно субъектом рыночных отношений.

Но государство имеет ряд отличий от остальных субъектов рыночной политики. Именно это отличие заключается в функции регулирования и уравновешивания баланса рыночной политики. Это регулирование происходит на основе государственного воздействия на экономическую систему.

Можно так же отметить, что государство является внеэкономической силой. Но при этом только при помощи экономических методов оно может осуществлять функцию регулирования отечественной экономики и влиять на функционирование и поведение участников рыночного хозяйствования и их структурные подразделения.

Цель государственного регулирования экономики

Данное регулирование проводится в целях уравновешивания и контроля рыночных механизмов, правильного распределения финансовых потоков, обеспечения нормальных условий для деятельности субъектов рыночных отношений. В последнее время стала наблюдаться тенденция усиления регулирующей роли государственных структур в управлении экономическими процессами.

Государственное регулирование так же предусматривает сглаживание негативных правовых моментов, возникновение которых в условиях рабочего функционирования рыночных механизмов неизбежно.

Государство выполняет такие экономические функции:

1) Обеспечивает нормативно – правовую основу для нормального функционирования субъектов рыночных отношений.

2) Обеспечивает равные условия конкуренции в рыночной среде - метод принятия антимонопольных законов и образования антимонопольных комитетов, что в последние годы, как показывает статистика, стало особо важным моментом.

3) Участвует в регулировании правильного распределения финансовых ресурсов между субъектами рыночных отношений. Это реализуется через действие системы налогообложения. Из государственных фондов, которые формируются за счет отчислений из налоговой системы, производятся социальные выплаты, пенсии, пособия, финансирование государственных структур.

4) Функции охраны среды жизнедеятельности и финансирование системы развития науки.

5) Контроль трудовой занятости населения и регулирование уровня безработицы.

6) Осуществление функций производства того или иного вида товаров или финансирование предпринимательских структур, которые производят товары для государственных закупок. Финансирование предоставления общественных услуг.

Как государство влияет на экономику?

Влияние государственных структур на экономическую систему страны осуществляется в двух основных направлениях:

  • задействование государственного сектора;
  • влияние на частный производственный сектор для производства товаров или услуг, которые выгодны государством. При этом учитываются коммерческие интересы частных предпринимателей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Министерство образования Республики Таджикистан

Российско-Таджикский (Славянский) Университет

Экономический факультет

Кафедра "Экономической теории"

Курсовая работа

По дисциплине "Экономическая теория"

Тема: "Основные направления государственного регулирования экономики"

Научный руководитель:

К.Э.Н. доцент Одинаев К.О.

Преподаватель:

Василенко Т.Р.

Душанбе - 2009

Введение

Заключение

Литература

Введение

Государственное регулирование экономики -- это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, "провалами" рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;

2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;

3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;

5. По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком ("провалов" рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

Данная работа является особо актуальной в наше время в связи с обострением в сфере мировой экономики и возникшим Мировым Финансовым Кризисом. Поэтому, государственное регулирование экономики является важным инструментом для выхода из сложившейся ситуации и борьбы с кризисом.

Целью данной работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования экономики.

Исходя из цели работы, мы поставили следующие задачи:

1. Рассмотрение сущности и необходимости государственного регулирования экономики;

2. Рассмотрение основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики.

1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Далее мы рассмотрим исторический процесс появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.

Механизм рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкуренции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Но в начале XX века на рынке произошел полный переворот в результате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX века стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирования поведения продавцов и покупателей. На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической и неоклассической экономической теории.

Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует "чистая" и "совершенная" конкуренция. Таким образом, все уяснили реальное положение дел: в XX веке имеет место "несовершенная" конкуренция. Это означает широкое распространение естественных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промышленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.

Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состоянии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полномочия для проведения "нового курса" экономической политики. Этот курс (1933--1938 гг.) включал в себя следующие меры государственного регулирования макроэкономики.

1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благодаря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.

2. Было снижено бремя долгов граждан на 40% с помощью обесценения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стоимость долларами).

3. Закон о восстановлении промышленности (1933 г.) предусмотрел введение в практику "кодексов честной конкуренции", устанавливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.

4. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933 г.) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения.

5. В интересах сокращения безработицы правительство организовало общественные работы.

6. Для преодоления обнищания трудящихся было введено регулирование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказывать материальную помощь обедневшим слоям населения.

На практике была доказана высокая эффективность антикризисной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений.

Цели и задачи государственного регулирования экономики

Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции государственного регулировния экономики:

1. Разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

2. Определение приоритетов макроэкономической политики;

3. Обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

4. Решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры, на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи государственного регулирования экономики:

1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций.

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности.

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды и предотвращение её заражения.

10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Объекты государственного регулирования экономики :

Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть всё то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ относятся:

- структура экономики в её отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах;

- экономические циклы;

- формы собственности;

- материальные и финансовые ресурсы страны и др.

Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям. Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой - вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы. Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий. К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики

экономика государственный регулирование рынок

Косвенные (экономические) направления

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных направлений. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические направления, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим направлениям, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся: 1

- операции на открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

- политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

- изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим направлениям государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику в целом, так и её отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от 1 года до 3 лет.

- среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.

- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

- региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

- целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

- отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

- чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) направления

Как мы уже отметили, наряду с экономическими направлениями государственного регулирования используются также и административные направления.

К административным направлениям регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение -- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные направления регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные направления находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные направления должны быть экономически обоснованы.

Система инструментов регулирования экономики

Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного механизма (как это исторически сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В качестве общих принципов использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:

· Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.

· Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

· Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в системе государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

· К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

· Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

· Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы, воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.

Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:

Воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)

Воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.

В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов - на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX века, достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX века, установки которой придерживаются сегодня правительства разных стран, - наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (т.е. монетарную политику).

Финансовая (фискальная) политика

Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако, в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин "фискальная политика" имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.

Понятие "финансовая политика" отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области экономической политики государства.

Отметим, что многосторонность понятия "финансовая политика" ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:

Как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических целей),

Как самостоятельное направление экономической политики.

Процесс финансового регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

Основу финансовых доходов составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.

В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В современных развитых странах их численность составляет около 50. Для сравнения отметим, что в конце 1990-х гг. количество видов налогов в России превысило 80.

С целью получения систематизированного представления обо всех налогах сложились различные их классификации. Например, различают основные и дополнительные налоги. Критерий данного подхода - степень важности доходов для бюджета. Принято выделять также прямые и косвенные налоги (основа классификации в данном случае - характер изъятия средств). В зависимости от субъекта обложения налоги можно подразделить на две группы: связанные с доходами и с использованием этих доходов. Налоговая система является мощнейшим средством перераспределения финансовых ресурсов. Степень использования данного метода имеет отличия в разных странах. Например, в США и Японии через налоговую систему мобилизуется 27-29% ВНП, в Швеции - 50-54%.

В целом налоговая система представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой системой ряда принципов.

Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения).

Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов).

Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов).

В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение о необходимости нахождения оптимальных ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом А.Лаффером. Реализуя это правило в условиях России, уместно сослаться на мнение российского экономиста Е.Г.Ясина. По его словам, оптимальная для условий России налоговая нагрузка не должна превышать 30-32%. 1

Завершая разговор о принципах, опора на которые способствует регулирующему потенциалу налоговой системы, следует упомянуть еще одну важную характеристику. Практика развитой рыночной экономики показывает: политика доходов имеет более сильный воздействующий эффект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в немалой степени имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения. Кнут весомее пряника!

Обращаясь к конкретным методам налогового регулирования, следует обозначить два аспекта.

Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных ставок. Именно этот аспект создает условия автоматического регулирующего воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также умело разработанной системе соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.

В развитой рыночной экономике степень налоговой адаптационности составляет нередко 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1% обеспечивает рост или сокращение суммы поступлений от налогов на 1,5%.

Денежно кредитная (монетарная) политика

Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.

Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом - влияние (через кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные субсидии) преимущественно на совокупный спрос.

Субъектами данного механизма регулирования выступают центральный банк и деловые (коммерческие) банки.

В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:

Обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка;

Воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).

В России основная функция Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Согласно принятым в странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству. В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.

Определенная степень самостоятельности дается центральному банку на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, особый статус дает центральному банку право не быть безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Практика зарубежных стран показывает: операционная самостоятельность ЦБ обусловливает, как правило, более удачные макроэкономические результаты.

Инструменты монетарной политики

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе продажи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.

Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регулирование "цены кредита". Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики. Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%. 1

С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. "Дорогой" кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.

В историческом плане заметна тенденция повышения учетной ставки в развитых странах в течение XX в. В первой половине столетия под влиянием рекомендаций Дж. Кейнса правительства стремились проводить политику "дешевых денег". С середины 30-х по начало 50-х гг. учетная ставка в Англии сохранялась на уровне 2%, в США - 1%. Во второй половине XX в. ставки заметно повысились. В 1990 г. они достигли наиболее высокого уровня (13,9% - в Англии и 6,5% - в США). 2 Затем, однако, они вновь несколько снизились. В целом следует отметить, что данный вид регулирования в мировой экономике со временем стал использоваться менее активно.

Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.

Отметим также интересную деталь: учетная ставка выполняет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, - о сдерживании деловой энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги (например, политика минимальных резервов).

Специфической особенностью трансформируемых экономик является тот факт, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного, уровня, характерного для развитых стран. Данный факт обусловлен инфляционными явлениями.

Разыгравшаяся в начале реформы инфляция резко повысила уровень ставки рефинансирования. Ее модуляция в течение каждого года была, к тому же, весьма значительной (что отражало, отчасти, активную монетарную политику в первой половине 1990-х гг.). Однако по мере достижения более равновесного состояния экономики, величина учетной ставки стала постепенно снижаться.

Политика обязательных минимальных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки обязаны держать примерно 20% своих активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для хранения в ЦБ, называется "нормой резерва". В России данная операция (обязательные резервы) начала практиковаться с 1990 г. Норма резерва составляет (по разным группам активов) от 2,5 до 18%. 1

Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать: по сравнению с другими вариантами регулирования он считается "грубым". В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

Итак, наибольший эффект в процессе регулирования дает:

а) использование широкого спектра методов,

б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жёстким) в зависимости от реакции деловых банков.

В России в настоящее время используются в основном две операции:

политика рефинансирования,

политика обязательных минимальных резервов.

Добровольные соглашения. Центральный банк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма.

Резюмируя обзор монетарной политики, можно сделать следующие выводы:

а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные сбои;

б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное направление макроэкономического регулирования

Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики

Проведение экономической политики с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Актуален и другой аспект: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?

Преобладание в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название "монетаризма". Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации.

Периодические колебания в методах государственного регулирования (между финансовыми и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, подлежащая регулированию, - экономика - развивается и усложняется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот период, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь ожесточенно проявлялась международная конкуренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.

Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

Заключение

1. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

2. В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

3. Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики -- это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

4. Государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется для поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.

Литература

1. Бухгалтерский учет и отчетность в России: Учебник / Под ред. Андросова А. М. М: АО "МЕТАТЕП-ИНФОРМ", 1994. - с. 382

2. Денежно-кредитная политика: теория и практика, Учебник / Под ред. С.Р. Моисеева М.: Экономист, 2005 г. - с. 652

3. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001. - с. 672

4. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Милякова Н.В. - М.: ИНФРА-М, 2005. - с. 514

5. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. - Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. - с. 457

6. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций: Ясин Е.Г. ГУ-ВШЭ, 2002. - с. 248

7. Учётная политика иностранных государств: Учебник / Под ред. Орлова А.И. - М.: ИНФРА-М. 2001 г. - с. 365

8. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М., 1997. - с. 730

9. Экономикс: Учебник / Под ред. Макконнелла К.Р., Брю С.Л., М., Республика, 1992 г. - с. 361

10. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Е.Ф. Борисова - М., Финансы и статистика, 1997. - с. 326

11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001. - с. 784

12. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова. - Воронеж, Изд. ВГУ 1998. - с. 325

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Антициклическое и антикризисное регулирование экономики. Направления и функции государственного регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Основные направления государственного регулирования, их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер. Инструменты, объекты и цели государственного регулирования, процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2009

    Понятие и принципы государственного регулирования экономики, используемые в данном процессе методы и приемы, нормативно-законодательное обоснование. Предпосылки и условия, возможности проведения эффективного государственного финансового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    курсовая работа , добавлен 04.12.2013

    Сущность макроэкономического регулирования, необходимость в государственном регулировании экономики и типы такого регулирования. Принципы и инструменты экономической политики государства. Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма.

    шпаргалка , добавлен 16.04.2010

    Сущность государственного сектора в регулировании экономики. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Положение о роли государства в учении меркантилистов. Методология государственного регулирования экономики. Формы, цели и задачи государственного регулирования экономики в современных условиях. Анализ государственного регулирования регионов Казахстана.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2015

    Цели и функции государственного воздействия на экономику. Органы государственного регулирования экономики и характеристика методов. Государственный заказ как инструмент государственного регулирования экономики, использование государственного сектора.